Учебно-методический комплекс дисциплины детская нейропсихология специальность 030301. 65 «Психология»


Скачать 379.1 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины детская нейропсихология специальность 030301. 65 «Психология»
страница1/4
Дата публикации21.06.2013
Размер379.1 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
userdocs.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение


Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»
Институт психологии, социологии и социальных отношений

Кафедра клинической и специальной психологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
ДЕТСКАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

Специальность 030301.65 – «Психология»

Квалификация специалиста: «Психолог. Преподаватель психологии»

Курс 5 очной формы обучения (9 семестр)

Москва

2011 г.
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии

(Протокол № 1 , от 26 августа 2011 г.),

на заседании ученого совета Института психологии, социологии и социальных отношений

(Протокол № 1 , от 26 августа 2011 г.)
Учебно-методический комплекс рекомендован к печати

^ Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ


Автор-составитель:

Старший преподаватель кафедры клинической и специальной психологии В.А. Борисова


Заведующий кафедрой:

доктор биологических наук, профессор Б.М. Коган


^

Часть I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ

ДЕТСКАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

Цель курса – сформировать у студентов основные представления о

формировании функциональной мозговой организации в онтогенезе, о новых подходах к изучению видов отклоняющегося развития, их структуре, степени выраженности, а также возможностях нейропсихологической диагностики и коррекции отклонений развития.

^ Задачи курса:

- освоение студентами знаний по курсу детская нейропсихологии;

- развитие умений применять полученные теоретические знания для квалификации отклонений развития и оказания психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;

- воспитывать у студентов интерес к изучению проблем детей с отклоняющимся развитием;

воспитывать чувство эмпатии к детям с трудностями в обучении;

- освоить основные формы практического использования знаний по детской нейропсихологии.

Курс детской нейропсихологии состоит из трех разделов.

В первом разделе: «Общие вопросы детской нейропсихологии» - рассматриваются теоретические подходы к изучению механизмов работы мозга, а также роли нейропсихологических факторов в развитии психических процессов у детей.

Во втором разделе: «Нейропсихологическая диагностика детского возраста» - представлены схемы нейропсихологического обследования детей и дается характеристика нейропсихологических синдромов отклоняющегося развития.

В третьем разделе. «Нейропсихологические подходы к формирующему обучению» - рассматриваются нейропсихологические подходы к оказанию помощи детям с трудностями в обучении.

Содержание каждого раздела раскрывается в темах курса, всего в курсе 7 тем. В программе курса по каждой теме дано краткое содержание темы, вопросы для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы.

В программе курса по каждой теме дано краткое содержание темы, контрольные вопросы для подготовки к семинарским занятиям, вопросы для самоподготовки, примеры тестовых заданий, список литературы.

Программа очного варианта обучения рассчитана на 60 аудиторных часа (из них лекции – 32 часа, семинары – 18 часов)

По окончании курса студент должен:

  • на основе усвоенных теоретических знаний, категорий и понятий научной психологии уметь ориентироваться в основных нейропсихологических концепциях детского возраста;

  • владеть методологией и методами научного нейропсихологического исследования, уметь правильно поставить исследовательскую задачу;

  • уметь применять на практике полученные знания об основных закономерностях формировании функциональной мозговой организации в онтогенезе.


Содержание дисциплины
РАЗДЕЛ 1. ^ ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ.
Тема 1. Теоретические подходы к изучению механизмов работы мозга.

Предмет, задачи и области применения нейропсихологии. Направления нейропсихологии. Детская нейропсихология как наука о формировании функциональной мозговой организации в онтогенезе.

История изучения проблемы локализации психических функций. Теория системной динамической локализации ВПФ А.Р. Лурия. Современные представления о принципах строения мозга. Структурно-функциональная модель интегративной работы мозга (по А.Р. Лурия).

Проблема межполушарной ассиметрии мозга и межполушарного взаимодействия.

Три блока концептуального аппарата нейропсихологии детского возраста по Л.С. Цветковой: социально-биологический, нейропсихологический, психологический. Морфогенез мозга.

Трехмерная модель формирования мозговой организации психических процессов в онтогенезе. Психофизиологические аспекты онтогенетического развития. Три основные уровня организации межполушарного взаимодействия в онтогенезе.
^ Тема 2. Проблема факторов в нейропсихологии.

Основные положения синдромного анализа нарушений высших психических функций. Уровни анализа нейропсихологических факторов по А.Р. Лурия: морфологический, физиологический, психологический.

Типы нейропсихологических факторов по Е.Д.Хомской.

Нейропсихологические факторы и их роль в развитии психической деятельности ребенка.
РАЗДЕЛ 2. ^ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
Тема 3. Нейропсихологический подход к проблеме отклоняющегося развития.

Проблемы нейропсихологической квалификации отклоняющегося развития. Схема нейропсихологического обследования детей: анамнестические данные и клиническая беседа; методы исследования латеральных предпочтений; методы нейропсихологического обследования.

Пространственные представления при отклоняющемся развитии. Методы нейропсихологического исследования пространственных представлений. Типология пространственных представлений и их нарушения у взрослых и детей.

^ Тема 4. Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития.

Варианты онтогенеза психики ребенка при функциональной несформированности и дефицитарности различных отделов его мозга по А.В.Семенович и Л.С.Цветковой. Нейропсихологический анализ сформированности психической сферы у детей, поступающих в общеобразовательную школу.
^ Тема 5. Дифференциальная нейропсихология детского возраста.

Задачи дифференциальной нейропсихологии детского возраста.

Принципы дифференциальной нейропсихологии детского возраста по Ю.В. Микадзе. Иррегулярность психического развития. Проблемы школьной успеваемости.
^ Тема 6. Исследование нарушений психических процессов при органических поражениях головного мозга в детском возрасте.

Причины и характеристика органических поражений мозга. Особенности исследования нарушений психических функций в детском возрасте.

Речевые процессы и их мозговая организация в онтогенезе. Нарушения речевых функций при очаговых поражениях мозга в детском возрасте. Перцептивные процессы и их мозговая организация у детей. Нарушения перцептивных процессов при очаговых поражениях мозга у детей. Роль фактора доминантности в формировании функциональной асимметрии мозга.
РАЗДЕЛ 3. ^ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРУЮЩЕМУ ОБУЧЕНИЮ
Тема 7. Особенности нейропсихологической помощи детям с трудностями в обучении.

Коррекционно-развивающие программы Т.В. Ахутиной и Н.М.Пылаевой.

Программы коррекции мнестических нарушений: Симерницкая Э.Г., Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К.

Интегративные подходы: программа Н.Я.Семаго и М.М.Семаго, методика сенсомоторной коррекции Т.Г.Горячевой, А.С.Султановой.

Теоретические предпосылки создания комплексной методики нейропсихологической коррекции и абилитации в детском возрасте по А.В.Семенович. Метод замещающего онтогенеза.

Методическая организация формирующего обучения по Л.С.Цветковой.
Литература

Основная

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное

пособие / Под ред. Л.С. Цветковой.- М., 2001.

  1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 3.

  3. Выготский Л.С. Проблема развития и распада высших психических функций./ Развитие высших психических функций.- М.,1960.

  4. Глозман Ж.М.. Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. – СПб.: Питер, 2006.

  5. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. – М., 2000.

  6. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.В. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

  7. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М., 1988.

  8. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 2002.

  9. Лурия А.Р. Об изменчивости психических функций в процессе развития ребенка // Вопросы психологии – 1962.- №3.-С.15-22.

  10. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М., 1997.

  11. Методы нейропсихологической диагностики: Хрестоматия / Под ред. Е.Ю.Балашовой, М.С.Ковязиной. – М – Воронеж, 2009.

  12. Микадзе Ю.В. Дифференциальная нейропсихология детского возраста. // Вопросы психологии – 2002. - №4.

  13. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2008.

  14. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М., 2005.

  15. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М., 2002.

  16. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. - М., 2007.

  17. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник.- М.: УМК «Психология», 2002.

  18. Хрестоматия по нейропсихологии /Отв. ред. Е.Д. Хомская.М.: РПО, 1998.

  19. Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. – М., 1997.

  20. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение: Учеб. пособие. – Москва – Воронеж, 2005.

  21. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. – М.: Просвещение, 1996.

Дополнительная

  1. Анализ межполушарной асимметрии мозга / Под ред. Е.Д. Хомской. – М.: Наука, 1986.

  2. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. – М.: Медицина, 1968.

  3. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения. // Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития.- М., 1998.

  4. Бадалян Л.О. Детская неврология. – М.: Медицина, 1984.

  5. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. – М.: Медицина,1981.

  6. Безруких М.М. Проблемные дети. – М., 2000.

  7. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М.: Изд-во Моск.. Ун-та, 1978.

  8. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А.Беличевой, И.А.Коробейниковой, Г.Ф.Кумариной. – М., 1992.

  9. Диагностика развития зрительно-вербальных функций: Альбом / Сост. Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. – Издательский центр «Академия», 2003.

  10. Кравков С.В. Взаимодействия органов чувств. – М.: Наука, 1948.

  11. Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.А. О диагностических методах психологического исследования школьников // Советская педагогика. – 1968. - №7.

  12. Максименко М.Ю., Ковязина М.С. Пособие для практических занятий по нейропсихологической диагностике. – М.: Теревинф, 1998.

  13. Нейропсихология индивидуальных различий. Учебное пособие. Авторы: Е.Д.Хомская, И.В. Ефимова, Е.В. Будыка, Е.В. Ениколопова- М., 1997.

  14. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания: Методика развития и коррекции внимания у детей 5—7 лет. М., 1997.

  15. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагности­ческой и коррекционной работы психолога. М., 2000.

  16. Семенович А.В. Эти невероятные левши. М., 2004.

  17. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. – М., 1985.

  18. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. – М., 2002.

  19. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и пси­хотехнике / Под ред. В.Ю. Баскакова. М., 1993.

  20. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. М., МГУ, 1985.



^ ЧАСТЬ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАН ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Форма обучения – очная

Лекции – 36 часа

Семинары – 28 часов

Самостоятельная работа –56 часов

экзамен – 9 семестр

Всего – 120 часов
^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«ДЕТСКАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ»

  1   2   3   4

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины детская нейропсихология специальность 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Введение в специальность»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Введение в специальность» призван помочь обучающимся сформировать представления об их специализации,...
Учебно-методический комплекс дисциплины детская нейропсихология специальность 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины: Международное право Направление...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов юридических и гуманитарных факультетов, обучающихся по специальностям 030501...
Учебно-методический комплекс дисциплины детская нейропсихология специальность 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины правоведение (право) По направлению
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой Теории и истории государства и права
Учебно-методический комплекс дисциплины детская нейропсихология специальность 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины физическая культура для всех специальностей
Физическое воспитание. Учебно-методический комплекс. – Спб.: Спбауэ, 2007. – 84 с
Учебно-методический комплекс дисциплины детская нейропсихология специальность 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины физическая культура для всех специальностей
Физическое воспитание. Учебно-методический комплекс. – Спб.: Спбауэ, 2007. – 84 с
Учебно-методический комплекс дисциплины детская нейропсихология специальность 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Всеобщая история: новейшая...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Учебно-методический комплекс дисциплины детская нейропсихология специальность 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Имиджелогия» По...
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой менеджмента. Протокол от 12 марта 2007 г. №8
Учебно-методический комплекс дисциплины детская нейропсихология специальность 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины речевая коммуникация...
Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета социального управления
Учебно-методический комплекс дисциплины детская нейропсихология специальность 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины тверь 2009 Бочаров Г. В., Фомина Т. Ю
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов Тверского филиала мгэи очной и заочной форм обучения
Учебно-методический комплекс дисциплины детская нейропсихология специальность 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины для студентов специальности...
Подобед Н. А анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница