Детерминизм,развитие психики в деятельности,единство сознания и деятельности,системность


Скачать 342.03 Kb.
НазваниеДетерминизм,развитие психики в деятельности,единство сознания и деятельности,системность
страница1/4
Дата публикации21.06.2013
Размер342.03 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4
Модуль 0. Введение в курс «Основы психологии»

2. Основные принципы современной психологии как науки.детерминизм,развитие психики в деятельности,единство сознания и деятельности,системность

3. Объект, предмет психологии как науки.мир субъективности,явлений,процессов и состояний,осознаваемый или неосознаваемый самим человеком.

4. Что сегодня понимается под психологией как наукой?Изучает факты и законом.развития псих.

5. Основные функции психологии.теоритическая,приклдная,познавательная

6. Отрасли психологического знания.


общая

Социальная

Педагогическая

Юридическая

Возрастная

Политическая

Медицинская

Труда

Искусства

Инженерная

Спортаспорта,

Управууправления

Религрелигии

Семьи семьи и брака

Психопсиходиагностика

Психпсихолингвистика

Экологэкологическая

Военнавоенная

Виртуавиртуальная


7. Основные этапы становления психологии как науки.

Психология как наука о душе,о сознании,о поведении,факты и закономерности. Донаучный,филосовский(античная,средневековая,возрождение,новое время),ассоциалистическая,эксперементальная,методологическая

8. Основные категории психологии как науки.^ Психическое отражение,сознание,личность,деятельность,развитие психики,психическое явление

9. Характеристика основных методов психологии.эмпирический(наблюдение,беседа,текст,анализ продуктов деятельности,метод обобщенных независимых характеристик),организац, обработки данных,интерпритационный,воздействия

10. Кто является авторами рефлекторной теории психики?Павлов

11. Характеристика рефлекторного механизма психики.

12. Процессы и закономерности высшей нервной деятельности их характеристика.Возбуждение,торможение,иррадиация,концентрация,индукция

13. Общая характеристика психики. Психика системное свойство высоко организованной материи, заключающееся в активном отражении объективного (реального) мира и регуляции своей внутренней среды и своего поведения при изменении внешних условий обитания.

14. Структура психики человека. ^ Психические образования,псих процессы, псих св-ва,псих состояния

15. Общая характеристика основных структурных компонентов психики человека.

Психические состояния – характеризуют функционирование психики в текущий

момент времени по критериям работоспособности, интенсивности, быстродействия,

качества и т.д. В структуре личности это более статичная и устойчивая характеристика

психики. Это функциональный настрой психики, на фоне которого протекают процессы и

реализуются свойства. Формируются под воздействием внешних факторов и отражают, как

правило, физиологическое состояние человека.

Психические свойства личности – устойчивые, постоянно проявляющиеся

характеристики личности, обуславливающие особенности ее поведения и деятельности.

^ Свойства присущи человеку на протяжении большого периода его жизни или даже всей

жизни. Они лежат в основе формирования жизненно важных качеств человека, это

фактически каркас психики человека, и формируются на базе познавательных,

эмоциональных, волевых процессов

Психические образования – психические явления, формирующиеся в процессе

приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых

входит особое сочетание знаний, навыков и умений. Они более устойчивые, социально

обусловленные, характеризуют статус человека.

16. Сознание, его общая характеристика. Сознание – сфера психики, где отражение объективной реальности (в виде динамической последовательности её образов) приобретает особые, высшие формы,свойственные только человеку.

17. Сознательное и бессознательная, их общая характеристика. ^ Совокупность психических явлений, не осознаваемых субъектом, называется Бессознательным и наоборот.

К бессознательному относят:

- сновидения;- ответные реакции, которые называются неощущаемыми, но реально

воздействующими раздражителями (≪субсенсорные≫ или ≪субцептивные≫ реакции);

- движения, которые в прошлом были сознательными, но благодаря частому

повторению автоматизировались и стали, поэтому неосознаваемыми;

- некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует осознание цели;

- некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека:

бред, галлюцинации и т.д.

18. Основные свойства сознания. ^ Реактивность,рефлексивность,спонтанность развития,диалогизм,полифоничность,чувствительность

19. Общая характеристика деятельности, основные виды деятельности.. Деятельность – активное взаимодействие человека с окружающей действительностью с целью удовлетворения своих потребностей. Основу деятельности представляет активность человека, с одной стороны, она является выражением потребности человека, а с другой –

направлена на ее удовлетворение. Формы активности человека определяются видами его потребностей. Но в большей степени не самой потребностью, а социально обусловленным

способом ее удовлетворения.^ Деятельность человека – активность, как правило, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением соответствующих как личных,так и общественных потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства.Виды:игра,учение,труд

20. Поведение человека, его характеристика. Поведение – взаимодействие человека с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью.

Модуль 1

  1. Индивид – существо, принадлежащее к человеческому роду. Человек – существо биологическое. Индивидуальность подчеркивает неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других. Личность – социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующее в общественном развитии и выполняющая определенную социальную роль.

2. Иерархическая структура

Собственных взглядов Собственных требований к самому себе Оценок и самооценок.

3. По Платонову:

  • Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).

  • Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).

  • Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).

  • Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

^ 4.Психические познавательные процессы

Относительно простые Относительно сложные

Представление Речь

Внимание Мышление

Восприятие Память

Ощущение Воображение

^ 6. Основные свойства анализаторов:

Высокая чувствительность к адекватным раздражителям,адаптация,тренеруемость,последов образы,взаимодейств анализаторов,

^ 7. Закономерности функционирования ощущений.

Порог различия,Диапазон чувствительности ,Синестезия,Сенсибилизация,Минимальный порог ощущений,Максимальный порог ощущений

8. ^ ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ: Экстерорецептивные, Интерорецептивные, Проприоцептивные.

9. Восприятие (перцепция) – отражение в сознании непосредственно воздействующих

на органы чувств предметов и явлений в целом, во всей совокупности их признаков и

свойств. ^ ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ: По модальности, По форме существования материи, По волевым усилиям, По индивидуальным различиям.

10. Вниманием называют выделение, выбор актуальных, личностно значимых сигналов.

Внимание относится к так называемым "сквозным" психическим процессам, так как

присутствует на всех уровнях психической организации. ^ Основные свойства внимания: Устойчивость, Концентрация внимания, Распределение внимания, Переключаемость, Предметность, Колебание (флюктуация) , Направленность. Виды внимания: Непроизвольное Воздействие сильного или значимого раздражителя, Произвольное.Постановка и принятие задачи как пути решения проблемы, Послепроизвольное Увлеченность процессомрешения задачи.

11. Представление – это процесс субъективного воспроизведения относительно устойчивых

образов ранее воспринимаемых объектов, предметов и явлений. ^ Основные свойства представлений: Панорамность , Взаимообособление фигуры от фона – выделение отдельных объектов на общем фоне, Выпадение абсолютных величин, Преобразование геометрической формы в типологическую схему, Превращение последовательного образа в одновременную структуру, Сдвиги в воспроизведении длительности, Большая прочность сохранения образа, Неустойчивость представлений. ^ ВИДЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ: По продолжительности, По степени

обобщенности, В зависимости от участия воли, В зависимости от вида анализатора.

12. Основные функции представления: Регулирующая, Сигнальная, Настроечная.

13. Все представления существуют в определенной совокупности, которой присуща

закономерная, относительно устойчивая и дифференцированная система связей –

ассоциаций.

^ 14. Воображение – психический процесс создания нового образа предмета, ситуации на

основе имеющихся знаний, опыта и представлений. Способы создания воображения

Агглютинация В сознании человека в едином образе соединяются самые, казалось бы,

несовместимые элементы, образуя чаще всего нереальный совокупный объект.

Акцентирование Способ основан на искусственном выделении части из целого и придании ей

ведущей роли в образуемом образе.

Типизация Формирование образа, который впитывает в себя черты, характерные для

многих обобщаемых объектов, становится их «полномочным

представителем».

Гиперболизация Умышленное существенное преувеличение или преуменьшение

характеристик и элементов объектов, их размеров, численности.

^ Виды воображения: Активное-Пассивное, Творческое-Воссоздающее. Основные формы

воображения: Мысленный эксперимент, Фантазия, Мечта, Грезы, Сновидения. Воображение выполняет ряд определенных функций:

- образное представление действительности;

- регулирование эмоциональных состояний;

- произвольную регуляцию познавательных процессов и состояний

человека;

- формирование внутреннего плана действий;

15. Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении,

сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его

повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память

связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей

познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Различают следующие процессы памяти:Запоминание , Сохранение, Воспроизведение, Забывание.

^ 17. ПРИЧИНЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОДУКТИВНОСТЬ ПАМЯТИ

СУБЪЕКТИВНЫЕ ОБЪЕКТИВНЫЕ

Тип запоминания Связность

Предшествующий опыт Понятность

Установка Наглядность

Интерес Ритмичность

Состояние организма Количество материала

Осмысленность Обстановка
^ Модуль 4. Эмоции и психические состояния личности.

1. Факторы, влияющие на возникновение эмоций. Физиологический фактор, фактор характера потребностей, фактор уровня интеллекта или по мнению П.В. Симонова потребность и вероятность ееудовлетворения.

2. Функции эмоций, основные формы их проявления.^ Сигнальная функция эмоций выражается в передаче собеседнику информации освоем психическом состояни Регулирующая функция стимулировании активности индивидаЗащитно – мобилизационная функция чувством надвигающейся опасности для индивида. Оценочная функция эмоций позволяет человеку сформировать субъективную обобщенную оценку текущим событиям, признать за ними тот или иной уровень полезности или неприемлемости, оценить их соответствие его актуальным потребностям.

3. Виды эмоций. Мимика Пантомимика Вокальная мимика Вегетативные явления – изменение частоты сердечных сокращений и дыхании,покраснение или побледнении, изменение тонуса мышц, дрожь, потоотделение.Биохимические изменения – выделение надпочечниками адреналина, увеличениесахара в крови, появление в мочи белка и т.д.

^ 4. Теория дифференциальных эмоций К. Изарда. выделяется

десять фундаментальных эмоций:

Интерес —чувство вовлеченности упорядочивающее его активность.Радость — эмоция, переживанием психологического комфорта

и благополучия, позитивным отношением к миру и самому себе.Удивление —вызываемая резкими изменениями стимуляции и подготавливающая человека к эффективному взаимодействию с новыми или внезапными событиями.Печаль — переживание утраты (временной/постоянной, реальной/воображаемой,физической/психологической) объекта удовлетворения потребности, вызывающее замедление умственной и физической активности, общего темпа жизни человека.Гнев — эмоция, вызываемая состоянием дискомфорта, ограничения или фрустрации,характеризующаяся мобилизацией энергии, высоким уровнем мышечного напряжения,самоуверенностью и порождающая готовность к нападению или другим формамактивности.Отвращение — эмоциональная реакция отвержения, отстранения от физически илипсихологически вредных объектов.Презрение — чувство превосходства, ценности и значимости собственной личностипо сравнению с личностью другого человека (обесценивание и деперсонализация объекта презрения), повышающее вероятность совершения ≪хладнокровной≫ агрессии.Страх — эмоция, характеризующаяся чувством незащищенности, неуверенности всобственной безопасности в ситуации угрозы физическому и (или) психическому ≪Я≫ с выраженной тенденцией к бегству.Стыд — переживание собственной неадекватности, некомпетентности и неуверенности в ситуации социального взаимодействия, Вина — переживание, возникающее в ситуации нарушения внутреннего морально-

этического стандарта поведения, сопровождающееся самоосуждением и раскаянием.

5. Эмоциональные состояния, их характеристика. Эмоциональные состояния можно рассматривать как эмоциональный компонент общего психического состояния человека. От чувств они отличаются своей слабой направленностью на конкретный объект, а от эмоций ― большей продолжительностью и устойчивостью.

6. Виды выраженных изменений настроения, его характерные черты.гипертимия,дистимия,эйфориЯ,дисфория,апатия

7. Стресс, динамика его развития, позитивные, негативные последствия. Стресс ― состояние сильного эмоционального напряжения, вызванное факторами
  1   2   3   4

Похожие:

Детерминизм,развитие психики в деятельности,единство сознания и деятельности,системность iconВопросы к экзамену 2012
Понятие системности. Системность практической деятельности. Системность познавательной деятельности. Системность природы или среды...
Детерминизм,развитие психики в деятельности,единство сознания и деятельности,системность icon1. Кто внес решающий вклад в выделение психологии в самостоятельную...
Основными принцами современной психологии как науки, являются: Принцип детерминизма, Принцип единства сознания и деятельности,Принцип...
Детерминизм,развитие психики в деятельности,единство сознания и деятельности,системность iconНа вопросы к экзамену по возрастной психологии
Предмет возрастной психологии изучает закономерности психического развития человека в онтогенезе и особенности развития психики,...
Детерминизм,развитие психики в деятельности,единство сознания и деятельности,системность icon1. Определение оценочной деятельности оценочная деятельность это...
Таким образом, развитие оценочной деятельности в Российской Федерации является составной частью процесса реформирования экономики,...
Детерминизм,развитие психики в деятельности,единство сознания и деятельности,системность iconРазвитие психики и сознания в филогенезе
...
Детерминизм,развитие психики в деятельности,единство сознания и деятельности,системность iconРазвитие психики в филогенезе
Формы проявления психики: сознательное и бессознательное (явления в которых человек не отдает себе отчета)
Детерминизм,развитие психики в деятельности,единство сознания и деятельности,системность iconМероприятия, краткое описание деятельности, направление деятельности,...
Санкт-петербургское Государственное бюджетное учреждение «Подростковый центр «Невский» / Составитель: Редюк Анна Леонидовна
Детерминизм,развитие психики в деятельности,единство сознания и деятельности,системность iconЭкономический анализ и управление. Виды анализа
Объект, предмет, направления и процесс экономического анализа. Комплексность и системность анализа финансово-хозяйственной деятельности...
Детерминизм,развитие психики в деятельности,единство сознания и деятельности,системность icon1 Предмет и задачи педагогической психологии
А. В. Петровскому, служат психологические аспекты: 1) конкретной деятельности, 2) развития, 3) отношения человека (как субъекта развития...
Детерминизм,развитие психики в деятельности,единство сознания и деятельности,системность iconИнтуристы Молодежной Политики
Название мероприятия, краткое описание деятельности, направление деятельности, собственная оценка вклада в развитие молодежной политики,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница