Человек знания тот, кто честно пошел по трудному пути учения. Тот, кто не спеша и не мешкая продвинулся в секретах знания и силы настолько далеко, насколько


НазваниеЧеловек знания тот, кто честно пошел по трудному пути учения. Тот, кто не спеша и не мешкая продвинулся в секретах знания и силы настолько далеко, насколько
страница1/18
Дата публикации21.06.2013
Размер2.14 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18




ВВЕДЕНИЕ
«Человек знания – тот, кто честно пошел

по трудному пути учения. Тот, кто не спеша и не мешкая продвинулся в секретах знания

и силы настолько далеко, насколько смог».
Карлос Кастанеда.
Нейролингвистическое программирование или сокращенно НЛП – на сегодняшний день, пожалуй, самое популярное направление краткосрочных психотерапевтических интервенций и психологического консультирования на территории многих стран, в том числе и России.

Возрастающий темп жизни требует такой же скорости от психотерапии и психологического консультирования. НЛП очень технологично и практично. Область применения НЛП очень широка: от психотерапии и педагогики, до психологического консультирования в бизнесе, рекламе, психологии спорта, консультирования политических деятелей и разработки психологической стратегии предвыборных кампаний.

Методиками НЛП пользуются сегодня спецслужбы всего мира. Овладение методами НЛП позволяет человеку эффективнее использовать ресурсы собственной психики, он учится корректным методам работы с информацией, ее восприятию, структурированию и последующему извлечению и использованию. Кроме того, НЛП учит правильному построению коммуникации с другим человеком. Проще говоря, изучая и практикуя приемы НЛП, вы приобретаете культуру психической деятельности. Методы НЛП находят свое место в повседневной жизни, позволяя оптимизировать коммуникативные процессы внутри человеческой психики, в межличностном общении и в средствах массовой информации.

На книжном рынке предлагается множество книг по НЛП, преимущественно западных авторов, которые в основном представляют собой отредактированные стенограммы семинаров, не учитывающие российской реальности. Информация в них разрозненна и рассчитана на западный менталитет. Неискушенному читателю очень легко запутаться в терминологии и понятиях, составить целостное представление об НЛП, так как информация разбросана по различным источникам.

НЛП возникло в США, но проблема в том, что мы не американцы, у нас другая жизнь, культура, внутренний мир. Русский человек заметно отличается от западного: он менее практичен, рационален, индивидуалистичен, больше ориентирован на эмоции, сердце, более доверчив, внушаем. Душа русского человека постоянно требует «чуда». Одним из новых «чудес» было появление «передовой американской психотехнологии НЛП» с обещаниями исцелений за пять минут, ускоренного обучения и превращения любого желающего в гения.

Хотя западный рационализм все больше приживается в России и у русских людей «вырабатывается рыночная ориентация характера», не следует думать, что у нас эти тенденции достигнут таких же масштабов, как это происходит на Западе. Импорт западных психологических учений на российскую почву без адаптации к нашей языковой и культурной среде, без учета традиций, ментальности, реальности сегодняшних дней кажется малопродуктивным и не экологичным.

Следует помнить, что НЛП – не ригидная догма, а открытая, постоянно развивающаяся система. Практика НЛП – это постоянный творческий поиск новых моделей эффективной коммуникации с бессознательным.

Не стоит думать о том, что НЛП можно научиться, лишь читая книги. Это, прежде всего, практические навыки, которые необходимо оттачивать. Полезно на начальном этапе посещать семинары тренинги, мастер-классы и т.д.

Обучение – это процесс, который в основном происходит на бессознательном уровне. Наиболее целесообразная стратегия изучения чего-либо сложного – разбить его вначале на отдельные части и внимательно изучить каждую по отдельности. Следующий шаг – синтез полученных знаний и навыков в единое целое и понимание общих принципов функционирования системы. На заключительном этапе надо забыть о заученных шаблонах и довериться своему бессознательному – творческой части вашей личности и действовать спонтанно, согласно требованиям ситуации.

Когда Милтон Эриксон хотел научить клиентов чему –нибудь сложному, он любил рассказывать им истории о том, как дети приходят в школу и начинают обучение с изучения алфавита. Вначале очень сложно разобраться в этих замысловатых значках, которые взрослые называют буквами, затем они учатся составлять из букв слоги, потом слова. Поначалу они очень сильно напрягаются при чтении, но по мере практики перестают задумываться над каждой буквой и делают это автоматически, не задумываясь, а особо одаренные иногда начинают писать стихи.

«Большое путешествие начинается с первого шага»,- говорят в Китае.
^ Немного истории

В 19 веке, отпочковавшись от философии, первые психологи начали с того, что приняли позитивистскую точку зрения. Это означало:

А) отказ от метафизики и стремление принимать во внимание только выводы, основанные на фактах;

Б) отказ от суждений, противоречащих друг другу в исследовании;

В) научную достоверность как результат возможности всесторонней верификации наблюдаемых фактов.

На этой почве возникла экспериментальная психология в форме психофизики и, позднее, психофизиологии, основанной на идее В. Вундта о том, что каждое психическое явление имеет свое физиологическое измерение. Исследования психофизиологов послужили весьма значимым основанием для дальнейшего развития науки. Открытие Павловым условного рефлекса сыграло свою роль в зарождении бихевиоризма (behavior -поведение) - мощного течения, чье влияние на западную психологическую науку несомненно вплоть до сегодняшнего дня.

На основе исследований Павлова американский психолог Дж.Уотсон сделал вывод, что сознание не играет никакой роли в научении. Новые формы поведения следует рассматривать как условные рефлексы. Так возник бихевиоризм, самая радикальная попытка свести психологию к естественной науке.

Уотсон и его последователи пытались объяснить все виды поведения как привычки, приобретенные в результате эффективного повторения некоторых действий в ответ на внешние или внутренние раздражители. Таким образом, приобретение новых форм поведения осуществляется на основе нескольких врожденных, или безусловных рефлексов. Именно они побуждают человека к поиску решения. Для подтверждения своих теорий Уотсон и его сотрудники вели наблюдение за детьми младенческого возраста. С помощью своей теории они пытались объяснить даже речь. Считали, что речь формируется как условный рефлекс.

Необихевиористы вынуждены были включить такие понятия, как «намерение», «план», предполагающие некоторую субъективность, без чего они не могли объяснить более сложные формы поведения.

Колоссальный подъем в психологии произошел благодаря погружению во фрейдизм. Учение знаменитого австрийского психиатра З. Фрейда отличалось убедительной разработанностью теоретико-философской базы. Выросло оно из практики и практикой же продолжает оставаться.

Увлечение психоанализом в США давно стало модным, и иметь «своего» психоаналитика /психотерапевта/ столь же важно, как своего парикмахера, дантиста, юриста и т.д. В России же слово «психотерапевт» и в особенности «психиатр» до сих пор воспринималось большинством, в лучшем случае, с некоторой опаской, а о стремлении посещать их и речи быть не может.

Изданные работы Фрейда в 90-е г.г. ХХ столетия и его последователей одно время вызывали в России сладкое ощущение полузапретной возбуждающей сенсации. Но и эта волна постепенно спала. Как практический инструмент, психоаналитический метод интересен и заслуживает внимания, но не стоит придавать ему основополагающего значения, так и далеко не всегда обнаружение, осознание и вербализация проблемы пациентом приводит к ее разрешению.

Последователь Фрейда К. Юнг обогатил нас во-первых, экстравертами и интровертами, а во-вторых, архетипами и «коллективным бессознательным», что оказалось полезным для антропологии, культурологии, литературоведения и языкознания.

Наряду с клиническими терапевтическими методами, такими как психоанализ и групповая психотерапия, возникают новые подходы к психологическому лечению: трансактный анализ (ТА) и гештальттерапия.

Книги Э. Берна хорошо известны и пользуются заслуженной популярностью. Ведущие понятия в ТА-анализе:

А) три состояния, которые образуют личность («Я») каждого человека – Родитель, Взрослый, Ребенок, сосуществующие и по-разному проявляющие себя при контакте с другими людьми;

Б) «психологические игры», в них люди играют с различными партнерами, чтобы добиться каких-то совершенно определенных отношений;

В) «сценарий», который выявляет способ, используемый в отношениях с другими, чтобы реализовать свой жизненный план, предопределенный уже в самом раннем возрасте.

Гештальттерапия разработана Ф. Перлзом (о котором часто вспоминают создатели НЛП). Это оригинальный метод психотерапии и развития личности. Его возникновение связано с гештальтпсихологией, откуда было заимствовано понятие «гештальта». Последний определялся как такое восприятие целого (состоящего из фона и формы), которое обусловлено интенцией наблюдателя. Чем сильнее интенция, тем более отчетливо воспринимается форма. Вначале это понятие применялось к восприятию, затем распространилось на всю психическую деятельность. Мысли, чувства и воспоминания образуют «гештальт», и один из его элементов является доминирующим на общем фоне. Главная идея этого метода сводится к тому, что наши отношения к вещам и живым существам определяются потребностью. Если эта потребность удовлетворяется, говорят о завершении гештальта. Если же по какой-либо причине отношения не могут быть доведены до своего конца, гештальт считается незавершенным, это причиняет страдания, вызывает фрустрацию, тревогу, неврозы.

Лечение заключается в том, чтобы помочь индивиду завершить травмирующие его гештальты. С этой целью используются методы, взятые из других областей: психодрама, социодрама, беседа и др. Они должны помочь пережить здесь и сейчас травмирующую ситуацию.

В современной психотерапии был период, когда на передний план вышел целый ряд харизматических психотерапевтов. У будущих создателей НЛП возникло впечатление, что эти люди решают задачи клинической психологии с легкостью. Вторгаясь в страдание, боль, безразличие своих пациентов, они превращали их безнадежность в обновленную радость жизни. Это были: Вирджиния Сатир, Милтон Эриксон, Фредерик Перлз. Основатели НЛП Ричард Бэндлер и Джон Гриндер, посвятившие Вирджинии Сатир свою книгу «Структура магии», выразили ей признательность за то, что она поделилась с ними своим интуитивным знанием людей. Вирджиния Сатир долгое время преподавала семейную психотерапию, выступая в роли как теоретика, так и клинициста. У нее был огромный опыт в работе с парами, и она подготовила много специалистов по семейной терапии.

Что касается Милтона Эриксона, то он – феномен в истории человеческой личности и психотерапии. Он является основателем Американского Общества клинического гипноза. Им было замечено, что когда через сознание пациента проходят мысли и чувства, он начинает входить в состояние, подобное трансу, которое можно использовать. М. Эриксон является основателем использования недирективного гипноза; вводя человека в глубокий транс, рассказывая различные истории (эриксонианский гипноз). Идеи, методы, техники, созданные им в настоящее время, начинают доминировать в американской психотерапии.

История НЛП – это история одного нетипичного объединения, разработавшего неизвестные до сих пор формы сотрудничества, которое в свою очередь позволяет создать мир перемен. В начале 70-х г.г. ХХ столетия будущий создатель НЛП, Ричард Бэндлер, был студентом математического факультета в Калифорнийском университете в Санта Круз. Сначала большую часть времени он уделял информатике, затем решает изучать психологию. Вскоре он познакомился с доктором Джоном Гриндером, профессором кафедры лингвистики. Обнаружив общность интересов, ученые решили объединить свои знания в области информатики и лингвистики с искусством копирования невербальных поведенческих единиц, чтобы развить новый «язык изменений».

Сначала Бэндлер проводил занятия по гештальттерапии для студенческих групп и местных жителей. Он моделировал себя по образу и подобию создателя гештальттерапии, немецкого психиатра Ф. Перлза. В это же время Гриндер проводил занятия с другой группой, используя вербальные и невербальные модели Ф Перлза. Овладев основной сутью техник Ф.Перлза, которые отличали его от других, менее эффективных терапевтов, они открыли метод Копирования Человеческого совершенства. Затем они начали изучать работу В. Сатир, Грегори Бейтсона, Милтона Эриксона.

В отличие от большинства школ альтернативной психологической мысли, возникающих в то время в Калифорнии, поиск Гриндера и Бэндлера – это был поиск сущности изменения. Когда Бэндлер и Гриндер начали изучать случаи с людьми, обременнеными различными психологическими проблемами, ими было замечено, что все, кто страдает какой-либо фобией, ведет себя так, как будто то, чего они боятся, происходит с ними именно в эту минуту. В то же время те, кому удается преодолеть свой страх, вспоминают о пережитом так, как если бы они наблюдали за кем-то иным. Это открытие позволило Бэндлеру и Гриндеру помогать людям смотреть на такие ситуации с определенной дистанции (как бы со стороны).

Таким образом, было совершено принципиальное открытие НЛП: то, как люди думают о чем-то, решительным образом изменяет то, как они это будут переживать; то, что они сумели выяснить, сложным образом связано с математикой, физикой, нейрофизиологией, лингвистикой.

Постепенно их идеей заинтересовались другие психологи, которые в дальнейшем внесли огромный вклад в создание, развитие и применение НЛП в работе. Совместное интенсивное обучение перешло в профессиональное сотрудничество как основателей НЛП Р. Бэндлера и Д. Гриндера, так и их последователей – Лесли Кэмерон-Бэндлер, Джудит Делозье, Конирэ и Стив Андреас, Г. Бейтсон, В. Макдональд, Л. Лойд, Дж. Хейм, Том Петерс, Р. Дилтс, Г. Миллер, В. Серебрякова и многих других.

Итак, Гриндер и Бэндлер объединили свои умения в обнаружении и использовании паттернов человеческого поведения для изменений и применили эти умения, создав эффективную терапевтическую модель английского языка (это работает в любой языковой системе). Они назвали ее мета-моделью. Она позволила им разработать ряд лингвистических стратегий, которые могут использоваться в ответ на паттерны речи людей.

Один из основных принципов НЛП состоит в том, что порядок или последовательность переживаний, подобно порядку слов в предложении, влияет на их значение. Другой основополагающий принцип заключается в том, что слова есть лишь неадекватные ярлыки для опыта. Одно дело – прочесть, как нужно забивать гвоздь в доску. Совсем другое – почувствовать. НЛП – это ясная эффективная модель человеческого внутреннего опыта и коммуникации.

Используя принципы НЛП, можно описать любую человеческую активность весьма детальным образом, что позволяет производить легко и быстро глубокие и устойчивые изменения этой активности. НЛП произвело настоящий переворот в клинической психологии. Оно позволяет взглянуть по-новому на многие вещи. Что еще важнее, оно дает средства создания специфических желательных изменений, быстрых и эффективных. Но паттерны – это инструменты. Как любые инструменты, их нужно использовать, чтобы понять полностью и практиковаться в их использовании, чтобы делать это с надежной эффективностью. Методики, техники, приемы НЛП являются высокотехнологичными.

В названии НЛП часть «нейро» означает, что человек получает информацию через сенсорные каналы, кодирует ее в нервной системе (психике) и строит на этой основе свое поведение.

«Лингвистическое» указывает на то, что информация кодируется мозгом в словах, при помощи языка. Человек рождается с набором инстинктов – биологически запрограммированных форм поведения. К ним относятся потребность в пище, воде, сне, инстинкт самосохранения и продолжения рода. Деятельность, не связанная с инстинктами, является следствием приобретенных в процессе жизни программ. Каждый из нас запрограммирован родительским воспитанием, школой, господствующей в обществе моралью. Согласно НЛП, мозг человека подобен компьютеру с набором программ, которые управляют нашим мышлением и поведением, большинство из которых неосознаваемы и не всегда оптимальны.

Слово «программа» (греч. Programm – объявление, предписание) и «программирование» пришли в НЛП из вычислительной техники и используются для описания последовательности процесса планирования, компоновки и ввода в психику человека информации с целью получения совершенно определенных реакций в виде мыслей, образов, состояний, желаний, мотиваций и поведения. Негативные программы выражаются в таких установках как: не умею, не знаю, я не в состоянии, я слишком глуп, я слишком стар для этого, у меня плохая память и т.д. НЛП облегчает распознавание ограничивающих программ, которые человек чаще всего не осознает, и помогает выработать новые, более адекватные программы мышления и поведения.

«Программирование» предполагает создание «программы» - алгоритма, последовательности традиций. В традиционном НЛП используется пошаговый, алгоритмический подход к описанию мышления и поведения человека, так же построены и техники. Следует отметить, что в русскоязычной среде слово программирование несет негативный смысл, предполагая манипулирование психикой помимо воли, что многих настораживает и отпугивает. И в России было бы лучше назвать это «моделированием». Клиентам следует объяснить, что «программировать» себя они будут сами, вы лишь поможете им в этом, и ничто не будет внесено в их психику помимо их желания. НЛП можно назвать наукой и искусством достижения совершенства.

НЛП можно рассматривать как образовательный процесс переобучения мозга новым формам реагирования на внешние и внутренние стимулы, более продуктивным формам поведения путем модификации старых «программ» или замены их на новые.

Цель НЛП – распознавание ограничивающих программ, изучение человеческих ресурсов, обеспечение каждому человеку оптимального психического функционирования, достижение гармонии как с самим собой, так и с окружением, в котором он живет.

Психика человека – очень сложная система, сложные системы лучше изучать на моделях. Под моделью понимается некоторый другой объект (реальный, знаковый или воображаемый), воспроизводящий существенные свойства системы – оригинала. В НЛП слово модель используется в двух смыслах.

1. Это описание того, как достигает результатов другой человек (стратегией восприятия, мышления, поведения и т.д.), копирование и последующее их использование.

2. Это основанная на субъективном опыте абстрактная модель окружающего мира (модель того, как люди строят свои модели мира). Каждый человек в процессе своей жизни создает свою субъективную модель объективной реальности, часто существенно искажая ее. Наше сознание схватывает какие-то части реальности и из этой информации создает ее модели. Психика человека функционирует настолько эффективно, насколько ее субъективные модели мира адекватно отражают объективный мир. НЛП изучает эти модели мира и корректирует искажения в них, предлагая новые модели или расширяя старые.

В НЛП техники обозначаются словами формат, процесс или паттерн.

Тезисы (принципы ) НЛП:

  • Карта не соответствует местности.

  • Опыт имеет свою структуру.

  • Если один человек может что-то сделать, каждый может этому научиться.

  • Разум и тело – элемент одной системы.

  • Люди обладают всеми необходимыми ресурсами.

  • Невозможно не общаться.

  • Значением вашего сообщения является полученная вами реакция.

  • В каждом поведении присутствуют позитивные элементы.

  • Люди всегда совершают лучший из имеющихся у них выборов.

  • Если вам не удается что-то сделать одним способом – сделайте что-либо другое.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Похожие:

Человек знания тот, кто честно пошел по трудному пути учения. Тот, кто не спеша и не мешкая продвинулся в секретах знания и силы настолько далеко, насколько iconХудожник тот, кто создает прекрасное
Критик — это тот, кто способен в новой форме или новыми средствами передать свое впечатление от прекрасного
Человек знания тот, кто честно пошел по трудному пути учения. Тот, кто не спеша и не мешкая продвинулся в секретах знания и силы настолько далеко, насколько iconV 1 — добавил примечания; исправления текста — I no k V 4 — форматирование...
Кто в силах спасти ее? Кто способен помочь? Лишь Геральт, ведьмак, мастер меча и магии. Тот, кому не страшны ни кровопролитные сражения,...
Человек знания тот, кто честно пошел по трудному пути учения. Тот, кто не спеша и не мешкая продвинулся в секретах знания и силы настолько далеко, насколько iconПроведение игр на местности
Тот, кто будет им обнаружен, поднимается и остается на том же месте до конца игры. Через некоторое время руководитель дает свисток,...
Человек знания тот, кто честно пошел по трудному пути учения. Тот, кто не спеша и не мешкая продвинулся в секретах знания и силы настолько далеко, насколько iconЭто не врач, это менеджер. Он понятия не имеет, как вас лечить, но...
Если знает, кто это знает. Но не факт, что тот, кого он знает, знает, как вас лечить. В общем, несмотря на то, что медицина шагнула...
Человек знания тот, кто честно пошел по трудному пути учения. Тот, кто не спеша и не мешкая продвинулся в секретах знания и силы настолько далеко, насколько iconРогатый бог
Возможно, что это так, что тот, чья шея не вырвана насильно из спины Дьяволом, никогда не увидит освещенную лестницу на непрерывном...
Человек знания тот, кто честно пошел по трудному пути учения. Тот, кто не спеша и не мешкая продвинулся в секретах знания и силы настолько далеко, насколько iconСергей Недоруб Горизонт событий S. T. A. L. K. E. R
Зоне, чтобы победить. Против них выступили все — свободные сталкеры, группировки, бывшие товарищи из Коалиции и сама Зона. Но наибольшую...
Человек знания тот, кто честно пошел по трудному пути учения. Тот, кто не спеша и не мешкая продвинулся в секретах знания и силы настолько далеко, насколько iconРуководство по изучению нормативных материалов
Юрист – не тот, кто знает все законы (а общий их объем в электронном виде превышает 100 гб, что составляет около 31 миллиона страниц...
Человек знания тот, кто честно пошел по трудному пути учения. Тот, кто не спеша и не мешкая продвинулся в секретах знания и силы настолько далеко, насколько iconТот, кто думает, что может обойтись без других, писал Ф. де Ларошфуко,...
«Тот, кто думает, что может обойтись без других, — писал Ф. де Ларошфуко, — сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут...
Человек знания тот, кто честно пошел по трудному пути учения. Тот, кто не спеша и не мешкая продвинулся в секретах знания и силы настолько далеко, насколько iconПедагогические идеи Аристотеля
Тот, кто любит Бога, не может более любить человека, он потерял понимание человеческого; но и наоборот: если кто любит человека,...
Человек знания тот, кто честно пошел по трудному пути учения. Тот, кто не спеша и не мешкая продвинулся в секретах знания и силы настолько далеко, насколько iconЛитература Молитва и безмолвие Когда молишься, оставайся безмолвен....
Исихаст тот, кто стяжал gsucia, внутреннюю тишину, или безмолвие, par excelence есть тот, кто слушает. Он слушает голос молитвы в...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница