Вопросы к экзамену по педагогической психологии 2012 Предмет, задачи и структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими психологическими дисциплинами и педагогикой


Скачать 63.44 Kb.
НазваниеВопросы к экзамену по педагогической психологии 2012 Предмет, задачи и структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими психологическими дисциплинами и педагогикой
Дата публикации16.03.2013
Размер63.44 Kb.
ТипВопросы к экзамену
userdocs.ru > Психология > Вопросы к экзамену
Будет 25 билетов по 1 вопросу и 23 билета по 1 проблемной ситуации. Будет 2 стопки: из одной нужно будет вытянуть вопрос, а из второй - проблемную ситуацию.

Вопросы к экзамену по педагогической психологии 2012


  1. Предмет, задачи и структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими психологическими дисциплинами и педагогикой.

  2. Проблема соотношения обучения и развития в отечественной и зарубежной психологии.

  3. Педагогическая психология как прикладная отрасль.

  4. Знания как результат процесса учения. Состав знаний: содержание и форма.

  5. Умения как результат процесса учения. Состав действий и умений.

  6. Структура процесса учения: процесс и результат.

  7. Педагогические факторы успешности обучения.

  8. Психологические факторы успешности обучения.

  9. Подходы к формированию учебной мотивации.

  10. Теоретические подходы к учебной мотивации (теория самодетерминации, атрибутивный подход).

  11. Бихевиористские подходы к учению.

  12. Теория социального научения.

  13. Когнитивные подходы к учению.

  14. Культурно-деятельностная теория учения.

  15. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина: первичные и вторичные свойства действий

  16. Типы ориентировочной основы действий и типы учения.

  17. Этапы процесса формирования по П.Я.Гальперину.

  18. Современное состояние теории П.Я.Гальперина.

  19. Формирование теоретического мышления в учебной деятельности.

  20. Основные положения теории развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

  21. Современное состояние теории развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

  22. Психология воспитания: предмет, задачи и методы. Стили воспитания.

  23. Гуманистический подход к воспитанию.

  24. Психоаналитические подходы к воспитанию.

  25. Теория нравственного развития Л. Кольберга.


Проблемные ситуации


  1. Опишите структуру любого умения на материале учебной деятельности школьников или студентов

  2. Приведите пример обучения какому-либо умственному действию с помощью трех разных типов ООД.

  3. Продемонстрируйте достоинства и недостатки разных типов ориентировки при обучении одному и тому же умению.

  4. Приведите пример влияния такого педагогического фактора как организация содержания обучения на эффективность процесса учения.

  5. Вам предложили дать экспертную оценку эффективности обучения одному и тому же предмету по двум учебным программам. Опишите алгоритм ваших действий. Обоснуйте свои выводы.

  6. При подготовке педсовета по теме «Как наши старшеклассники умеют учиться» завуч школы обратился к Вам с просьбой помочь в организации сбора необходимых данных. Опишите свои действия.

  7. К вам как к психологу обратились родители, детям которых не ставят отметок, с просьбой объяснить, в чем положительные и отрицательные последствия этого факта

  8. К вам, как к школьному психологу, обратилась молодая учительница начальных классов с проблемой: ее ученики-первоклассники с большим трудом учатся писать прописные буквы. Используемая пропись, с точки зрения учительницы, соответствует известным ей принципам теории П.Я.Гальперина - после образца каждой буквы в ней приводятся опорные точки, которые ребенок должен обвести, чтобы написать букву. Проблема состоит в том, что, обводя букву правильно, дети затрудняются при письме без опорных точек. Что вы ей посоветуете?

  9. К вам на психологическую консультацию пришла мама дошкольника с просьбой порекомендовать школу, которая бы подошла ребенку, уже в 6 лет умеющему бегло читать, писать прописными буквами и свободно осуществлять операции с числами. Также мама думает перевести ребенка сразу в 3 класс. Что вы ей порекомендуете?

  10. Вас попросили проанализировать урок по теме «Склонения существительных», на котором учитель организовал усвоение новой темы третьеклассниками следующим образом: дети были распределены на группы по четыре человека, и каждой группе было дано задание. Задание заключалось в следующем: каждый в своей тетради должен прочитать слова и разделить их на три группы по типу склонения. Во время выполнения задания учитель подходил к каждой группе и побуждал их работать совместно, но лишь одна группа из пяти действительно работала так, как он хотел. Что вы посоветуете учителю после урока?

  11. К вам за консультацией обратилась мама мальчика, который, по ее словам, не умеет учиться. Что и в какой последовательности вы будете диагностировать и какие рекомендации вы дадите маме?

  12. Опишите любую проблемную ситуацию с позиций разных теорий воспитания.

  13. Придумайте примеры, демонстрирующие стадии морального развития по Л. Колбергу.

  14. Учитель обратился к вам с просьбой. В его классе есть два постоянно дерущихся ребенка. Предложите, как нужно работать с этими детьми с точки зрения разных подходов.

  15. На родительском собрании во втором классе учительница дала следующие советы по организации выполнения домашних заданий: начинать работу с письменных уроков (решение задач, выполнение упражнений), потом учить правила, добиваясь их буквального воспроизведения путем повторения. Заданные тексты, например, по чтению и природоведению, читать 2-3 раза вслух, а затем пересказывать. После этого надо ответить на вопросы, которые даны к тексту. Оцените эти советы с точки зрения развития учебных умений школьников.

  16. Несколько учеников 11 класса школы, где Вы работаете психологом, решили записаться на платные курсы по скорочтению, чтобы лучше подготовиться к экзаменам. Они пришли к Вам за советом. Каким будет Ваше мнение?

  17. Разработайте схему ориентировочной основы действия подведения под понятие для использования ее при усвоении одного из научных понятий.

  18. Вы – школьный психолог. Учительница математики говорит Вам, что Петя Иванов из 6 «б», сидящий на последней парте, – отпетый двоечник, его ничего не интересует и он тянет класс назад. Она просит обследовать ребенка, чтобы дать рекомендации для перевода ребенка в другую школу. Какие характеристики психической сферы Пети Вы будете анализировать? Какие вопросы зададите учительнице Пети?

  19. К Вам за консультацией обратилась мама девочки (8,5 лет), ученицы третьего класса. Маму волнуют проблемы дочери в обучении. Основные оценки по всем предметам – тройки. Особое беспокойство у мамы вызывает плохая память девочки, то, что она не может пересказать ни один текст, который читает. Ваши действия и советы?

  20. Приведите пример обучения одному и тому же с точки зрения традиционного обучения и теории развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова

  21. Приведите пример обучения одному и тому же с точки зрения традиционного обучения и теории П.Я. Гальперина

  22. Приведите пример обучения одному и тому же (понятию, действию) с точки зрения бихевиористского и когнитивного подходов.

  23. Сформируйте в соответствии с теорией П.Я.Гальперина одно понятие на выбор (прямой угол, биссектриса, млекопитающее).



Литература:
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М., Академия, Смысл, 2006. С. 79-118, 171-245.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Интор, 1996. С. С. 59-73, 145-250, 298-320, 327-366.
Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986. С. 68-85, 137-156.
Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Психологические основы развития ребенка и обучения. – М.: Смысл, 2009. С. 187-226. или в Теории учения. Хрестоматия. Под ред. Н.Ф. Талызиной, И.А. Володарской. – М., 1998, с. 17-38.
Подольский А.И. Планомерное формирование умственной деятельности в практике профессионального обучения // Вопросы психологии, 1985, №5. С.
Подольский А.И. Психологическая система П.Я. Гальперина // Вопросы психологии, 2002, № 5. С.
Подольский А.И. Нет ничего практичней… (Еще раз об объяснительных и прикладных возможностях психологической концепции П.Я. Гальперина) // Нац. психол. журнал. 2006. №1. С. 54-57. ссылка http://www.psy.msu.ru/science/npj/journals/npj-no01-2006.pdf
Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. М., 2002. С. С. 34-46, 266-293, 297-306.
Смирнов С.Д. Психология и педагогика высшего образования: от деятельности к личности. – М., 2005.
Такман Б.У. Педагогическая психология. М., Прогресс, 2002.
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 2004 и другие изд.
Хон Р.Л. Педагогическая психология. М., Академический проспект, 2005.
Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. Часть 1. – М., 1981.
Цукерман Г.А. Система Эльконина- Давыдова как ресурс повышения компетентности российских школьников // Вопросы психологии, 2005, 4. С. 84-95.
Цукерман Г.А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности // Вопросы психологии, 1999, 6. С. 3-18.

Дополнительная литература:
ЛеФрансуа Г. Прикладная педагогическая психология. СПб.: Прайм Еврознак. М., Олма-Пресс, 2007.
ЛеФрансуа Г. Теории научения. Формирование поведения человека. Спб., Прайм- Еврознак, 2003. 278 с.
Лидерс А.Г., Фролов Ю.И. От Выготского к Гальперину. М., 1996.
Подольский А.И. Идобаева О.А., Идобаев Л.А. Подросток в современном мире. М., 2007.
Рождественская Н.А. Способы межличностного познания: психолого-педагогический аспект. М., 2004.
Степанова М.А. Предпосылки теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий: Л.С. Выготский и П.Я. Гальперин // Вопросы психологии, 2000, №6.
Талызина Н.Ф. Пути использования теории планомерного формирования умственных действий в практике образования // Вестник МГУ, сер. 14. Психология, 1992, №4.
Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975
Теории учения. Хрестоматия. Под ред. Н.Ф. Талызиной, И.А. Володарской. – М., 1998.

Похожие:

Вопросы к экзамену по педагогической психологии 2012 Предмет, задачи и структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими психологическими дисциплинами и педагогикой iconВопросы к экзамену по педагогической психологии для студентов 4 курса...
Проблема соотношения психического развития человека и его воспитания и обучения
Вопросы к экзамену по педагогической психологии 2012 Предмет, задачи и структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими психологическими дисциплинами и педагогикой iconВопросы для экзамена по психологии Раскрыть особенности психологии...
Объяснить место психологии в системе наук и ее связь с педагогической наукой и практикой
Вопросы к экзамену по педагогической психологии 2012 Предмет, задачи и структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими психологическими дисциплинами и педагогикой iconСеминар №1 предмет, задачи и методы педагогической психологии
...
Вопросы к экзамену по педагогической психологии 2012 Предмет, задачи и структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими психологическими дисциплинами и педагогикой iconТемы контрольных работ для студентов 4 курса педагогического факультета...
Основные этапы психолого-педагогического исследования. Классификация методов исследования в педагогической психологии
Вопросы к экзамену по педагогической психологии 2012 Предмет, задачи и структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими психологическими дисциплинами и педагогикой iconСеминар Вопросы для обсуждения: Предмет и задачи общей психологии....
Предмет психологии. Методологические, теоретические и естественно-научные основы психологии
Вопросы к экзамену по педагогической психологии 2012 Предмет, задачи и структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими психологическими дисциплинами и педагогикой iconПрограммные вопросы по курсу «Психология» для студентов специальности...
История предмет, структура педагогической психологии ее задачи и методы исследования
Вопросы к экзамену по педагогической психологии 2012 Предмет, задачи и структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими психологическими дисциплинами и педагогикой iconВопросы к экзамену по дисциплине "психология" (аб 2 курс)
Предмет психологии и задачи психологии. Место психологии в системе наук. Классификация отраслей психологии
Вопросы к экзамену по педагогической психологии 2012 Предмет, задачи и структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими психологическими дисциплинами и педагогикой iconВопросы к зачету по детской психологии, 3 курс
Предмет детской психологии, ее связь с другими науками. Теоретические и практические задачи детской психологии. Методологические...
Вопросы к экзамену по педагогической психологии 2012 Предмет, задачи и структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими психологическими дисциплинами и педагогикой iconВопросы к экзамену ия 2011-12 Педагогическая антропологи: часть 1 общая психология
Предмет психологии, история развития предмета психологии, задачи и принципы психологии. Место психологии в системе наук
Вопросы к экзамену по педагогической психологии 2012 Предмет, задачи и структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими психологическими дисциплинами и педагогикой iconШпаргалка по психологии и педагогике предмет педагогической психологии
На основе сложившихся научных представлений формируется техника, практика учебнопедагогической деятельности, обоснованные со стороны...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница