Специальная психология как отрасль науки Понятие, объект и структура специальной психологии


Скачать 49.09 Kb.
НазваниеСпециальная психология как отрасль науки Понятие, объект и структура специальной психологии
Дата публикации28.06.2013
Размер49.09 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы
Специальная психология как отрасль науки

Понятие, объект и структура специальной психологии
Специальная психология - это область психологической науки, изу­чающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психи­ческого развития, связанное с врожденными или приобретенными наруше­ниями формирования нервной системы.

На основании такого изучения определяются возможности и пути ком­пенсации дефектов различной сложности, строится система воспитания и обучения людей, имеющих нарушения психического развития.

Как для современно медицины важна не болезнь, а больной, так для специальной психологии объектом является не недостаток сам по себе, но ребенок, отягощенный недостатком. (Л. С. Выготский). Т.е. усилия специ­альной психологии направлены не на сам дефект (как правило, органическо­го происхождения), а социальные последствия дефекта, мешающие самореа­лизации и самоактуализации ребенка с нарушениями развития в обществе.

Специальная психология подразделяется на (структура специальной психологии):

- психологию детей с нарушениями зрения (тифлопсихологию);

- психологию детей с нарушениями слуха (сурдопсихологию);

- психологию умственно отсталых (олигофренопсихологию);

- психологию детей с нарушениями речи;

- детей с ЗПР;

- других категорий детей с отклонениями в развитии:

- с нарушениями функций опорно - двигательного аппарата;

- с тяжелыми нарушениями эмоционально - волевой сферы;

- с нарушениями поведения;

- со сложными нарушениями развития, у которых сочетаются два или более первичных нарушения.
^ Задачи специальной психологии

Основные группы задач специальной психологии
Потребности науки и практики определили ряд задач специальной пси­хологии:

1. Первая группа задач - общенаучные теоретические задачи, касаю­щиеся проблем развития психики детей с нарушениями развития:

• раскрытие закономерностей развития и проявления психики, общих для нормальных и аномальных детей (норма - аномалия);

• раскрытие общих закономерностей развития, присущих всем аномальным детям;

• раскрытие специфических закономерностей развития и проявления психики разных групп детей с проблемами в развитии;

• установление зависимости развития и проявления психики от характера, механизма и степени выраженности дефекта.

2. Вторая группа задач - это изучение аномального формирования и развития конкретных форм психической деятельности и ее психических про­цессов у различных групп детей с проблемами в развитии, т.е. изучение зако­номерностей формирования личности, умственной деятельности, речи, вос­приятия, памяти.

3. Третья группа задач - выявление путей компенсации дефекта развитии психики в целом и различных психических процессов.

4. Разработка научных основ методов и средств обучения и воспитания раз­личных групп детей с проблемами в развитии, теоретическое обоснование конкретных путей коррекционной работы.

Решение этих основных задач возможно в ходе исследования целого ряда частных проблем в отдельных областях специальной психологии. Выяс­нение того, например, какова зависимость отдельного психического процесса от состояния анализатора, определение роли сохранных морфофункциональ-ных систем, выявление влияния различных дефектов психического развития на становление личности - определяет решение общих вопросов специальной психологии
^ Место специальной психологии в системе наук

Связь специальной психологии с другими науками
Являясь составляющей научного знания, специальная психология тесно взаимодействует с рядом смежных научных областей и использует их данные при разработке теории и практической реализации.

Философскую и нравственно - этическую основу специальной психо­логии составляет аксиологическая концепция, базирующаяся на идее гума­низма, самоценности человеческой личности, уважении ее прав и достоинств, свободы, потребностей и признании ее высшей ценностью общества.

Связь специальной психологии с физиологией, невропатологией, пси­хиатрией позволяет понять особенности высшей нервной деятельности, зако­номерности физиологических процессов, своеобразие психики ребенка с раз­личной патологией, и, опираясь на клинико- психические особенности детей, дидактически правильно выстроить психокоррекционный процесс.

Специальная психология связана с общей и возрастной психологией. Общая психология исследует индивида, выделяя в нем познавательные про­цессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, воспри­ятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразование знаний. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это - эмоции, спо­собности, установки, мотивация, характер, воля. Знания общей психологии позволяют нам выявить своеобразие развития познавательных процессов и личностных свойств детей с нарушениями развития.

Возрастная психология дает нам знания закономерностей психического развития детей при их переходе от одного возраста в другой, разносторонних содержательных характеристик детей, относящихся к различным возрастным группам, знание понятий «зона актуального» и «зона ближайшего развития», дает возможность понять своеобразие психического развития детей на каж­дом возрастном этапе, имеющих проблемы в развитии. Возрастная психоло­гия дает нам знания о медленных, но основательных количественных и каче­ственных изменениях, которые происходят в психике и поведении детей при их переходе от одной возрастной группы в другую.

Специальную психологию постоянно сопровождают смежные отрасли психологического знания - генетическая психология, дифференциальная психология, социальная и педагогическая психология, гуманистическая пси­хология, юридическая психология, психологическая диагностика и психоло­гическая коррекция.

Также важна взаимосвязь специальной психологии с целым рядом от­раслей медицины, такими как детская психиатрия, анатомия, физиология па­тология высшей нервной деятельности, офтальмологией, оториноларинголо­гией , невропатологией и т.д.

Мы наметили общий контур взаимосвязей, показали ведущие направ­ления и тенденции, присущие данной отрасли. Безусловно, что межнаучные контакты специальной психологии разнообразнее и глубже.
^ Принципы специальной психологии

Основные положения специальной психологии
Специальная психология основывается на ряде принципов, прежде всего,

общепсихологических:

детерминизма,

единства сознания и деятельности,

развития психики в деятельности.

Существуют также принципы, которые в специальной психологии бо­лее заметны, чем в общей психологи - это принципы сравнительного и ком­плексного подхода. Так, сравнение нормы и патологии исследователями в области специальной психологии ( А.А. Крогиус, Г.И. Трошин) было осуще­ствлено уже в начале XX века.

Важен также каузально-генетический принцип исследования, позво­ляющий раскрыть условия и закономерности формирования психики, перей­ти от описания тех или иных явлений к их объяснению.

Похожие:

Специальная психология как отрасль науки Понятие, объект и структура специальной психологии icon«Специальная педагогика и психология в системе наук о человеке»
Объект, предмет и задачи специальной психологии и коррекционной педагогики. Взаимосвязь специальной психологии и коррекционной педагогики...
Специальная психология как отрасль науки Понятие, объект и структура специальной психологии icon1. Специальная психология
Специальная психология отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития,...
Специальная психология как отрасль науки Понятие, объект и структура специальной психологии iconАкадемия социального образования Факультет педагогики и психологии...
Методы психологической коррекции, применяющиеся в работе с детьми, страдающими рда
Специальная психология как отрасль науки Понятие, объект и структура специальной психологии iconТема: Предмет, структура и методы психологии как науки
Место психологии в системе наук. Структура современной психологии. Формы сотрудничества психологической науки и практики
Специальная психология как отрасль науки Понятие, объект и структура специальной психологии iconТема: «Правовая психология»
Правовая психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы
Специальная психология как отрасль науки Понятие, объект и структура специальной психологии iconТема: «Судебная психология»
Судебная психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы
Специальная психология как отрасль науки Понятие, объект и структура специальной психологии iconТема: «Исправительная (пенитенциарная) психология»
Пенитенциарная психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы
Специальная психология как отрасль науки Понятие, объект и структура специальной психологии icon1 Предмет и задачи специальной психологии
Специальная психология — наука о    закономерностях и особенностях  развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах,...
Специальная психология как отрасль науки Понятие, объект и структура специальной психологии iconЛекция 1 общее представление о психологии как науке задача курса....
Общая характеристика. Психологии. Основные этапы развития представлении о предмете психологии
Специальная психология как отрасль науки Понятие, объект и структура специальной психологии iconСеминар №1 предмет, задачи и методы педагогической психологии
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница