Скачать 49.09 Kb.
|
Содержание Задачи специальной психологииМесто специальной психологии в системе наук Принципы специальной психологии |
Специальная психология как отрасль науки Понятие, объект и структура специальной психологии Специальная психология - это область психологической науки, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы. На основании такого изучения определяются возможности и пути компенсации дефектов различной сложности, строится система воспитания и обучения людей, имеющих нарушения психического развития. Как для современно медицины важна не болезнь, а больной, так для специальной психологии объектом является не недостаток сам по себе, но ребенок, отягощенный недостатком. (Л. С. Выготский). Т.е. усилия специальной психологии направлены не на сам дефект (как правило, органического происхождения), а социальные последствия дефекта, мешающие самореализации и самоактуализации ребенка с нарушениями развития в обществе. Специальная психология подразделяется на (структура специальной психологии): - психологию детей с нарушениями зрения (тифлопсихологию); - психологию детей с нарушениями слуха (сурдопсихологию); - психологию умственно отсталых (олигофренопсихологию); - психологию детей с нарушениями речи; - детей с ЗПР; - других категорий детей с отклонениями в развитии: - с нарушениями функций опорно - двигательного аппарата; - с тяжелыми нарушениями эмоционально - волевой сферы; - с нарушениями поведения; - со сложными нарушениями развития, у которых сочетаются два или более первичных нарушения. ^ Основные группы задач специальной психологии Потребности науки и практики определили ряд задач специальной психологии: 1. Первая группа задач - общенаучные теоретические задачи, касающиеся проблем развития психики детей с нарушениями развития: • раскрытие закономерностей развития и проявления психики, общих для нормальных и аномальных детей (норма - аномалия); • раскрытие общих закономерностей развития, присущих всем аномальным детям; • раскрытие специфических закономерностей развития и проявления психики разных групп детей с проблемами в развитии; • установление зависимости развития и проявления психики от характера, механизма и степени выраженности дефекта. 2. Вторая группа задач - это изучение аномального формирования и развития конкретных форм психической деятельности и ее психических процессов у различных групп детей с проблемами в развитии, т.е. изучение закономерностей формирования личности, умственной деятельности, речи, восприятия, памяти. 3. Третья группа задач - выявление путей компенсации дефекта развитии психики в целом и различных психических процессов. 4. Разработка научных основ методов и средств обучения и воспитания различных групп детей с проблемами в развитии, теоретическое обоснование конкретных путей коррекционной работы. Решение этих основных задач возможно в ходе исследования целого ряда частных проблем в отдельных областях специальной психологии. Выяснение того, например, какова зависимость отдельного психического процесса от состояния анализатора, определение роли сохранных морфофункциональ-ных систем, выявление влияния различных дефектов психического развития на становление личности - определяет решение общих вопросов специальной психологии ^ Связь специальной психологии с другими науками Являясь составляющей научного знания, специальная психология тесно взаимодействует с рядом смежных научных областей и использует их данные при разработке теории и практической реализации. Философскую и нравственно - этическую основу специальной психологии составляет аксиологическая концепция, базирующаяся на идее гуманизма, самоценности человеческой личности, уважении ее прав и достоинств, свободы, потребностей и признании ее высшей ценностью общества. Связь специальной психологии с физиологией, невропатологией, психиатрией позволяет понять особенности высшей нервной деятельности, закономерности физиологических процессов, своеобразие психики ребенка с различной патологией, и, опираясь на клинико- психические особенности детей, дидактически правильно выстроить психокоррекционный процесс. Специальная психология связана с общей и возрастной психологией. Общая психология исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразование знаний. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это - эмоции, способности, установки, мотивация, характер, воля. Знания общей психологии позволяют нам выявить своеобразие развития познавательных процессов и личностных свойств детей с нарушениями развития. Возрастная психология дает нам знания закономерностей психического развития детей при их переходе от одного возраста в другой, разносторонних содержательных характеристик детей, относящихся к различным возрастным группам, знание понятий «зона актуального» и «зона ближайшего развития», дает возможность понять своеобразие психического развития детей на каждом возрастном этапе, имеющих проблемы в развитии. Возрастная психология дает нам знания о медленных, но основательных количественных и качественных изменениях, которые происходят в психике и поведении детей при их переходе от одной возрастной группы в другую. Специальную психологию постоянно сопровождают смежные отрасли психологического знания - генетическая психология, дифференциальная психология, социальная и педагогическая психология, гуманистическая психология, юридическая психология, психологическая диагностика и психологическая коррекция. Также важна взаимосвязь специальной психологии с целым рядом отраслей медицины, такими как детская психиатрия, анатомия, физиология патология высшей нервной деятельности, офтальмологией, оториноларингологией , невропатологией и т.д. Мы наметили общий контур взаимосвязей, показали ведущие направления и тенденции, присущие данной отрасли. Безусловно, что межнаучные контакты специальной психологии разнообразнее и глубже. ^ Основные положения специальной психологии Специальная психология основывается на ряде принципов, прежде всего, общепсихологических: детерминизма, единства сознания и деятельности, развития психики в деятельности. Существуют также принципы, которые в специальной психологии более заметны, чем в общей психологи - это принципы сравнительного и комплексного подхода. Так, сравнение нормы и патологии исследователями в области специальной психологии ( А.А. Крогиус, Г.И. Трошин) было осуществлено уже в начале XX века. Важен также каузально-генетический принцип исследования, позволяющий раскрыть условия и закономерности формирования психики, перейти от описания тех или иных явлений к их объяснению. |
![]() | «Специальная педагогика и психология в системе наук о человеке» Объект, предмет и задачи специальной психологии и коррекционной педагогики. Взаимосвязь специальной психологии и коррекционной педагогики... | ![]() | 1. Специальная психология Специальная психология отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития,... |
![]() | Академия социального образования Факультет педагогики и психологии... Методы психологической коррекции, применяющиеся в работе с детьми, страдающими рда | ![]() | Тема: Предмет, структура и методы психологии как науки Место психологии в системе наук. Структура современной психологии. Формы сотрудничества психологической науки и практики |
![]() | Тема: «Судебная психология» Судебная психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы | ![]() | Тема: «Правовая психология» Правовая психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы |
![]() | Тема: «Исправительная (пенитенциарная) психология» Пенитенциарная психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы | ![]() | 1 Предмет и задачи специальной психологии Специальная психология — наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах,... |
![]() | Лекция 1 общее представление о психологии как науке задача курса.... Общая характеристика. Психологии. Основные этапы развития представлении о предмете психологии | ![]() | Семинар №1 предмет, задачи и методы педагогической психологии ... |