1. Психофизиология профессиональной деятельности как наука: предмет изучения, основные теоретические и практические задачи


Название1. Психофизиология профессиональной деятельности как наука: предмет изучения, основные теоретические и практические задачи
страница1/14
Дата публикации17.03.2013
Размер1.51 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
1. Психофизиология профессиональной деятельности как наука: предмет изучения, основные теоретические и практические задачи

В основе психофизиологии лежат 2 науки: Психология-наука,которая изучает закономерности развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности. Физиология- наука, изучающая закономерности функционирования живых организмов их систем,о тдельных органов тканей и клеток, а также механизмы их регуляции.

Психофизиология- наука,к оторая изучает взаимосвязь сложных форм поведенческих характеристик с физиологическими процессами разной степени сложности. Психофизиология выделяет 2уровня работы мозга:1)чисто физиологические процессы на уровне нейронов(электрические, биохимические)2)высшие психические процессы(память ,восприятие ,речь, сознание),которые сопровождаются субъективными переживаниями человека.

^ 2типа нервной деятельности:1)низшая нервная деятельность(безусловные рефлексы, инстинкты, рефлексы человека);2)высшая(условные рефлексы, динамические стереотипы)лежит в основе научения и формирование профессиональных умений и навыков.

Психология ПД-научно- практическое направление психологии, которое изучает трудовые и профессиональные направления работников. индивидуальные особенности их личности, мотивы и регуляторы труда.

^ Физиология труда- научно- практическое направление, которое изучает изменение функциональных изменений организма, под влиянием выполняемой работы ,с учётом санитарно-гигиенических условий на раб.месте.

ППД -научно практическая дисциплина направленная на обеспечение функциональной надёжности работника, на системный анализ характеристик работающего ч-ка с целью достижения эффективности профессиональной деятельности и безопасности труда. Задачи ППД: Теоретические: исследование особенностей технических процессов и их развитие в дея-ти; изучение особенностей и структуры функциональных состояний в процессе работы; изучение эмоционально-волевой сферы личности, как регулятора трудовой дея-ти; изучение механизмов в формировании устойчивости к особым и экстремальным условиям.

Практические: разработка процедур психофизиологического профессионального отбора; рационализация и оптимизация содержания профессиональной дея-ти; разработка оптимальных режимов труда и отдыха; разработка норм, правил и процедур техники безопасности, содействие снижению травматизма и профессиональных заболеваний.

^ Предметом психофизиологии являются механизмы и закономерности взаимодействия физиологического и психического уровней отражения.

2. Психофизиология профессиональной деятельности, её взаимосвязь с другими науками о человеке и труде.

ППД- научно практическая дисциплина направленная на обеспечение функциональной надёжности работника, на системный анализ характеристик работающего ч-ка с целью достижения эффективности профессиональной деятельности и безопасности труда. Акмеология- наука ,которая изучает закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости.

^ Социология труда- изучает труд, как процесс формирующий ч-ка и об-во, изучает общественную значимость труда, отношение к труду и соц.факторы выбора профессии. Психология профессионализма- изучает критерии и уровни профессионализма, условия формирования профессионализма, факторы которые вызывают снижение профессионализма и пути преодоления этих факторов.

Эргономика-наука, которая выявляет факторы повышения эффективности труда, при его одновременном облегчении и занимается вопросами проектирования техники, с учётом психофизиологических возможностей ч-ка.

^ Статистика труда- изучает количественные показатели, которые характеризуют трудовые ресурсы, эффективность использования времени, уровень и динамику производительности труда, качество и эффективность труда.

^ Профессиональная экология- изучает влияние профессиональной среды ч-ка и возможности создания комфортной профессиональной среды.

Гигиена труда- рассматривает санитарные условия и факторы трудового процесса и раб.места.

^ Психогигиена труда- изучение и предупреждение психотравмирующих факторов связанных с профессиональной деятельностью.

Профессиональная патология- область медицины, которая изучает профессиональные заболевания и условия труда ,которые могут стать их причиной.

^ 3. Психофизиология профессиональной деятельности как наука: характеристика основных объяснительных принципов и методов исследования (психологических, физиологических).

ППД- научно практическая дисциплина направленная на обеспечение функциональной надёжности работника, на системный анализ характеристик работающего ч-ка с целью достижения эффективности профессиональной деятельности и безопасности труда. Принципы ППД: п-п детерминизма(причинная обусловленность: психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни, поэтому все профессиональные деформации личности обусловлены изменением условий труда);п-п единства сознания и деятельности (сознание развивается в дея-сти, с др. стороны оно определяет содержание и характер дея-сти, поэтому ч-к может сам совершенствовать дея-сть); п-п развития психики в дея-сти(все функции, свойства, процессы развиваются в трудовой дея-сти и яв-ся основой для профессионального становления личности); п-п системности(профессиональная дея-сть- это система, которая вкл. характеристики субъекта и объекта труда, поэтому все вопросы профессионального отбора, оценки, развития и эффективности труда должны решаться с учётом требований дея-сти и кач-вам личности); п-п антропоцентризма (говорит о том. что ч-к-гл. звено в дея-сти); п-п специфичности(специальности требований к работнику обусловлена спецификой дея-сти). Методы исследования: Психологические: наблюдение (фотография рабочего дня, хронометрах, анализ продуктов проф.д-ти), опрос- устный (беседа, интервью) и письменный (анкетирование, метод экспертных оценок), тестирование- тесты для оценки профессиональных способностей, самочувствия, активности, настроения, стрессоустойчивости, эмоционального состояния, трудовой метод – метод самонаблюдения – самоотчет профессионала (думать «вслух») и протокол рабочего дня.

Физиологические методы: регистрация электрофизиологических (ЭЭГ, ТМГ, ЭКГ, ЭМГ, КГР, РПГ) и вегетативных ( ЧСС, ЧД, АД, температура, биохимические сдвиги, гормональная активность) показателей.

ЭЭГ – электроэнцефалография. (звукоизолирующая камера, электроэнцефалограф, электронно-усилительная аппаратура). Регистрируется электрическая активности головного мозга. Применяется при всех неврологических психических и речевых расстройств.

ТМГ – томография.(томограф). Послойное исследование внутренней структуры объекта посредством его многократного просвечивания в различных пересекающихся направлениях.

РЭГ – реоэнцефалография. (Реограф, металлические электроды, укрепленные с помощью резиновых лент. ) Метод исследования сосудистой системы мозга, основанный на записи изменяющейся величины электрического сопротивления тканей при пропускании через них слабого электрического тока. Исп-ся при острых и хронолгических сосудистых поражениях ,при острой черепно-мозговой травме.

^ ЭОГ – электроокулография. (электроакулограф, установка электродов вокруг глазной впадины ) Исследование глазных мышц и наружного слоя сетчатки. ЭМГ – электромиография (Электромиограф, электроды). Изучает состояние возбудимых тканей- нервов и мышц.

КГР – кожно-гальманическая реакция( входит в состав полиграфа) Изменение электрической активности кожи. Исп-ся при диагностике функциональных состояний и эмоциональных реакций человека.

ЭКГ – электрокардиография.(Термобумага+прибор+электроды, электрокардиограф) Метод обследования сердца и его потологий.

^ 4 Системный подход в психофизиологии профессиональной деятельности: понятие функциональной системы, основные признаки, приспособительные механизмы поведения.

Функциональная система (ФС) — это организация активности элементов различной анатомической принадлежности, имеющая характер взаимодействия, которое направлено на достижение полезного приспособительного результата. ФС рассматривается как единица интегративной деятельности организма. Результат деятельности и его оценка занимают центральное место в ФС.

Основные признаки ФС. ФС является центрально-периферическим образованием- конкретным аппаратом саморегуляции. Она поддерживает свое единство на основе циркуляции информации от периферии к центрам и от центров к периферии. Существование любой ФС непременно связано с существованием какого-либо четко очерченного приспособительного эффекта. Именно этот конечный эффект определяет то или иное распределение возбуждения и активности по функциональной системе в целом. Еще одним абсолютным признаком ФС является наличие рецептурных аппаратов, оценивающих результаты ее действия. В ряде случаев они могут быть врожденными, а в других — выработанными в процессе жизни. Каждый приспособительный эффект ФС, т.е. результат какого-либо действия, совершаемого организмом, формирует поток обратных афферентаций, достаточно подробно представляющий все наглядные признаки (параметры) полученных результатов. В том случае, когда при подборе наиболее эффективного результата эта обратная афферентация закрепляет наиболее успешное действие, она становится "санкционирующей" (определяющей) афферентацией.

В ФС могут включаться как близко, так и отдаленно расположенные системы организма. Она может вовлекать отдельные части любых цельных в анатомическом отношении систем и даже детали отдельных целых органов. При этом отдельная нервная клетка, мышца, часть какого-либо органа, весь орган в целом могут участвовать своей активностью в достижении полезного приспособительного результата, только будучи включены в соответствующую функциональную систему. Фактором, определяющим избирательность этих соединений, является биологическая и физиологическая архитектура самой ФС, а критерием эффективности этих объединений является конечный приспособительный результат.

Механизмы: - афферентный синтез всей поступающей в нервную систему информации; - принятие решения с одновременным формированием аппарата прогнозирования результата в виде афферентной модели — акцептора результатов действия; - собственно действие; - сличение на основе обратной связи афферентной модели акцептора результатов действия и параметров выполненного действия; - коррекция поведения в случае рассогласования реальных и идеальных (смоделированных нервной системой) параметров действия. акцептор результатов действия — центральный аппарат оценки результатов и параметров еще не совершившегося действия. Таким образом, еще до осуществления какого-либо поведенческого акта у живого организма уже имеется представление о нем, своеобразная модель или образ ожидаемого результата.

^ Типы и уровни сложности ФС. Функциональные системы имеют разную специализацию. Одни осуществляют дыхание, другие отвечают за движение, третьи за питание и т.п. ФС могут принадлежать к различным иерархическим уровням и быть разной степени сложности: одни из них свойственны всем особям данного вида (и даже других видов), например функциональная система сосания. Другие индивидуальны, т.е. формируются прижизненно в процессе овладения опытом и составляют основу обучения. Функциональные системы различаются по степени пластичности, т.е. по способности менять составляющие ее компоненты. Например, ФС дыхания состоит преимущественно из стабильных (врожденных) структур и поэтому обладает малой пластичностью: в акте дыхания, как правило, участвуют одни и те же центральные и периферические компоненты. В то же время ФС, обеспечивающая движение тела, пластична и может достаточно легко перестраивать компонентные взаимосвязи (до чего-то можно дойти, добежать, допрыгать, доползти).Важность афферентного синтеза состоит в том, что эта стадия определяет все последующее поведение организма. Задача этой стадии собрать необходимую информацию о различных параметрах внешней среды. Благодаря афферентному синтезу из множества внешних и внутренних раздражителей организм отбирает главные и создает цель поведения.

5. Интегративный подход в психофизиологии профессиональной деятельности: основные положения теории интегральной индивидуальности, характеристика уровней организма, индивида и личности.

^ Основные положения теории интегральной индивидуальности (В.Мерлин):- Все характеристики, присущие человеку, разделены на 3 уровня: организм, индивид, личность. Все характеристики взаимосвязаны внутри каждого уровня и изменение одной сразу же влечет за собой изменение других. Существует связь между уровнями, поэтому изменение на одном уровне автоматически приводит к нарушению работы других. Уровень организма: физиологическая индивидуальность (рост, вес, телосложение…), биохимическая индивидуальность и эндокринный обмен человека (установление гормонального баланса=> становление индивидуальности. Пример : подростковый кризис), соматическая индивидуальность: работа всех органов и систем и их интеграция в целостный организм.

Уровень индивида:- возраст. Существует 2 подхода:

- объективно-нормативный подход: биологический возраст (раннее старение), психологический (IQ), социальный (в 6-7 лет в школу), паспортный ( лет от рождения).

- субъективно-нормативный: отношение человека к своему возрасту и возрасту окружающих ( прим: возрастные призмы)- пол генетический, акушерский (паспортный) , пол психологический, пол (транссексуализм), половая ориентация ( гомосексуализм, трансвистизм).

Нейродинамика – особенности НС, кот. лежат в основе темперамента человека. Сила НС (стрессоустойчивость, работоспособность, выносливость). Особенности (характеристики):

Уравновешенность (действия в экстремальных ситуациях и эмоциональная уравновешенность), подвижность (ригидность, пластичность), динамичность (скорость действий), экстра-\интроверсия (общительность, умение сосредоточиться на работе),активность\пассивность (внутренняя, внешняя мотивация деятельности).

Задатки – биологические врожденные особенности, определяющие успешность в отдельных направлениях. Потом преобразуются в способности, главное не пропустить тот возраст, в котором они трансформируются. Задатки влияют на выбор профессии. Темперамент – устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности.

В течение жизни не меняется. Возможны небольшие изменения из-за возрастных кризисов. Не зависит от пола. Зависит от динамики НС, ее силы, гибкости, ригидности. Косвенно влияет на выбор профессии.

Уровень личности:- способности; характер; соц. статус.

Способности – инд. псих. свойства, лежащие в основе успешного освоения и выполнения деятельности. Делятся на общие (восприятие, память, внимание, мышление, интеллект) и специальные.

Интеллект – единство познавательных способностей личности и той информации, которой личность владеет. По уровням интеллект различают: Базовый (природный\невербальный) – совокупность функциональных механизмов познавательных способностей. В практической деятельности проявляется в чувстве юмора, неожиданных метафорах, нестандартных поворотах мысли. Когнитивный : связан с получением новой информации и с тем, в каком виде используется эта информативция для своего опыта.

^ Системный интеллект : способность обработки информации и принятия решений, Его показатели – обобщение и абстрагирование.

Типы интеллектуальной активности: Инсайдники- Доминирует природный интеллект, невербальное мышление. Хорошо «мыслит руками», не очень успешно перерабатывает информацию. Наблюдательны и очень внимательны к деталям. Логики- Быстро и точно осмысливают любую информацию. Могут рассматривать проблему с разных сторон. Успешно работают с цифрами и, как правило, умеют убеждать. Эрудиты- Преобладает когнитивный уровень интеллекта за счет кол-ва знаний. Ведущая способность – память. Успешны там, где требуется запоминание и пересказ больших объемов информации. Творцы- Доминирует природный интеллект при хорошем развитии двух других уровней. Хорошо ориентируются в предмете деятельности, ищут новые пути ее реализации, склонны к инновациям. Регуляторы- Доминирует третий уровень интеллекта. Отличаются взвешенностью решений, умеют управлять ситуацией, собой, умеют убеждать, всегда успешны на руководящей должности.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

1. Психофизиология профессиональной деятельности как наука: предмет изучения, основные теоретические и практические задачи iconМетодические указания по выполнению заданий на практи ческих и семинарских
Занятие Предмет и задачи психологии профессиональной деятельности. Методы изучения профессиональной деятельности
1. Психофизиология профессиональной деятельности как наука: предмет изучения, основные теоретические и практические задачи icon5 исследование проблем народонаселения и их связей с озз
Общественное здоровье и здравоохранение как наука и область практической деятельности. Основные задачи. Объект, предмет изучения....
1. Психофизиология профессиональной деятельности как наука: предмет изучения, основные теоретические и практические задачи icon5 исследование проблем народонаселения и их связей с озз
Общественное здоровье и здравоохранение как наука и область практической деятельности. Основные задачи. Объект, предмет изучения....
1. Психофизиология профессиональной деятельности как наука: предмет изучения, основные теоретические и практические задачи iconВопросы к зачету по детской психологии, 3 курс
Предмет детской психологии, ее связь с другими науками. Теоретические и практические задачи детской психологии. Методологические...
1. Психофизиология профессиональной деятельности как наука: предмет изучения, основные теоретические и практические задачи iconПсихофизиология профессиональной деятельности

1. Психофизиология профессиональной деятельности как наука: предмет изучения, основные теоретические и практические задачи iconРабочая учебная программа дисциплины «организация сферы туризма»
Целью изучения курса является ознакомление с основами профессиональной туристской деятельности. Задачи изучения дисциплины
1. Психофизиология профессиональной деятельности как наука: предмет изучения, основные теоретические и практические задачи iconТема Сущностные характеристики профессиональной педагогической этики
Понятие профессиональной педагогической этики, ее объект, предмет, цель и задачи, основные детерминанты
1. Психофизиология профессиональной деятельности как наука: предмет изучения, основные теоретические и практические задачи iconЭкзаменационные вопросы по общей дидактике
Дидактика как наука (предмет, задачи, основные категории, проблемы современной дидактики)
1. Психофизиология профессиональной деятельности как наука: предмет изучения, основные теоретические и практические задачи iconВопросы для подготовки к экзамену по курсу «история отечества»
История как наука. Предмет, задачи, методы и источники изучения истории, историография
1. Психофизиология профессиональной деятельности как наука: предмет изучения, основные теоретические и практические задачи icon1. Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности:...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница