Пояснительная записка Настоящий курс «Методика преподавания психологии»


НазваниеПояснительная записка Настоящий курс «Методика преподавания психологии»
страница1/19
Дата публикации01.07.2013
Размер2.64 Mb.
ТипПояснительная записка
userdocs.ru > Психология > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Введение

Пояснительная записка
Настоящий курс «Методика преподавания психологии» предназначена для студентов и магистрантов факультетов и отделений, обучающихся по основной или дополнительной специальности «Практическая психология».

Современный уровень развития науки и педагогический процесс обучения и воспитания личности невозможен без участия в этих процессах квалифицированных психологов, владеющих научными знаниями преподавания и обучения психологии в школе.

Цель курса – освоение приемов и методов изложения психологического материала с учетом «образа» аудитории.

^ Задачи курса :

  • овладение категориальным аппаратом современной науки;

  • формирование у будущих психологов умений и навыков самостоятельного составления программ уроков для учащихся различных возрастов;

  • формирования навыка публичного чтения лекций.

В ходе освоения курса студенты получают следующие знания:

  • назначение современных психологических лекций, общие и конкретные цели их использования;

  • требования к психологу- лектору и логике изложения, композиционного оформления материала;

  • знание психологических закономерностей восприятия и усвоения информации;

  • приемы активизации внимания и мышления аудитории, стойкого интереса к предмету изложения;

  • знание основ педагогического общения и педагогической этики преподавателя;

  • особенности применения педагогических технологий в преподавании психологии;

и умения:

  • подбор материала к лекции, оформление ее в четкую композицию;

  • написание конспекта и плана-конспекта лекции;

  • логическое и последовательное изложение материала, доступность его понимания для определенной аудитории;

  • анализ собственной педагогической деятельности и педагогической деятельности коллег;

  • использование психологической «аттракции» как метода психологического воздействия на аудиторию и других способов;

  • преодоление «аудиторного шока» и успешное публичное выступление;

  • формирование творческого подхода к педагогической деятельности и профилактика «эмоционального выгорания».

Данный курс является теоретической основой для прохождения педагогической практики в учебных заведениях (средней школе, колледже), которая подразумевает чтение лекций по заранее разработанным и подготовленным темам по психологии.

.

Тема 1. Задачи и требования к преподаванию курса психологии.


  1. .Основные задачи преподавания.

  2. Требования к преподаванию.

  3. Современные дидактические принципы высшей и средней школы.

  4. Структура учебного процесса.

  5. Типичные ошибки психолога-лектора.


Перед преподавателем психологии в школе стоят следующие задачи:

  1. способствовать формированию мировоззрения учащихся и активной жизненной позиции;

  2. воспитывать стремление к самопознанию и самосовершенствованию через самосознание, самораскрытие и самообразование;

  3. развивать у учащихся умение применять теоретические знания психологии на практике, уметь наблюдать и анализировать жизненные ситуации, находить источники первопричину ( мотив ) человеческого поведения и поступков;

  4. привить уважение к личности каждого человека, к его индивидуально-характерологическим особенностям, жизненным целям, ценностям, взглядам, позициям;

  5. помочь в становлении характера, цельности натуры с богатым и разнообразным внутренним миром и творческим подходом к жизни;

  6. научить постигать знания путем рассуждений, сомнений, поиска истины.


^ Требования к преподаванию:

  1. Преподаватель психологии должен владеть достаточным фактическим материалом, убеждающим в значимости основных положений науки. При этом важно подбирать факты экспериментальных психологических исследований, подтверждающие теоретические положения и способствующие углубленному пониманию учащимися закономерностей психики человека

  2. Преподаватель психологии должен стремиться, чтобы знания, полученные на лекции, не оставались абстрактными и формальными, а преломлялись через собственный опыт, самостоятельное продумывание, переживание познаваемого и определение своего отношения к нему. Именно поэтому важную роль играет самостоятельная работа учащегося, направленная на накопление фактов о психической деятельности человека, анализ и объяснение их.

  3. Уважительное отношение преподавателя к собственному предмету, убежденность в важности и значимости излагаемого материала, его достоверности.

  4. Знание преподавателем современного состояния науки, проводимых психологических исследований, умение отвечать на вопросы учащихся.

  5. Чтобы научить учащихся наблюдать и осмысливать свои наблюдения, преподаватель психологии должен сам уметь наблюдать, анализировать и обобщать психологические факты поведения человека.

  6. Необходимо также владение методикой преподавания психологии, которая не только анализирует отдельные приемы и способы обучения, но и помогает преподавателю выделять в материале самое главное, значимое, последовательно и логично излагать материал.

  7. Обучение предмету следует рассматривать как обучение учащихся собственной деятельности по изучению и овладению содержанием учебного предмета. Это зависит от следующих факторов:

  • уровень развития познавательных возможностей учащихся (внимание, мышление, память, воображение);

  • уровень развития его способностей;

  • характер мотивации его учебной деятельности;

  • уровень самоорганизации и самоконтроля.


«Учить других чему-нибудь—значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат» (Ж.Жакото).

«Было время, когда считали возможным сообщать образование. Даже знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности…Можно наполнить тело, например ядом, но ум наполнить ничем нельзя. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать». ( А.Дистервег).

«Должно всегда доставлять ребенку возможность деятельности, сообразной с его силами, и помогать ему только там, где у него не хватает сил, постепенно ослабляя эту помощь с возрастом ребенка» (К.Д.Ушинский).
Дидактические принципы (по Л.Д.Столяренко):


  1. Развивающее и воспитывающее обучение.

  2. Научность и доступность, посильная трудность.

  3. Сознательность и творческая активность учащихся при руководящей роли педагога.

  4. Наглядность и развитие творческого мышления учащихся.

  5. системность и систематичность обучения.

  6. Переход от обучения к самообразованию.

  7. Связь обучения с жизнью.

  8. Прочность результатов обучения и развитие познавательных способностей учащихся.

  9. Положительный эмоциональный фон обучения.

  10. Коллективный характер обучения и учет индивидуальных особенностей и способностей учащихся.

  11. Гуманизация и гуманитаризация обучения.

  12. Компьютеризация обучения.

  13. Интегративность обучения, т.е. учет межпредметных связей.

  14. Инновативность обучения.


Принципы организации и проведения учебного процесса (по Л.М.Фридман):

1. Принцип самодеятельности учащихся в учебном процессе (мотивационная сторона учебного процесса, мотив его организации). Это деятельность без принуждения, свободная, творческая ( возможно использование элемента игры ).

«Если ваше сердце, мозг и руки не заняты творческой работой, не создают что-то новое, то у вас жалкая жизнь. И ужасно, что большинство людей живут и не знают, чего им не достает,- они просто томятся от скуки» (М.Уилсон). Нужно так организовать учебный процесс, так его проводить, чтобы учащиеся принимали непосредственное участие в целеполагании ближайшей своей деятельности, чтобы цели обучения, задаваемые внешним образом, становились их собственными личными целями.
^ 2. Принцип самоорганизации (операциональная сторона учебного процесса, т.е. способ его организации). Потенциальные возможности человека могут в полной мере проявиться и реализоваться лишь при общей рациональной самоорганизации и эффективном самоуправлении учебной деятельностью. Важнейшая задача учителя- обучение учащихся умениям и навыкам рационального учения. Учитель должен всемерно помогать учащимся самим учиться , организовывать и руководить их учебной деятельностью, учить их разумным методам учения, он должен повседневно воспитывать и обучать их рациональной самоорганизации своей самостоятельной и учебно-тренировочной деятельности в любой форме учебной работы (индивидуальной, фронтальной, коллективной).
^ 3. Принцип развития - основной принцип-цель организации учебного процесса.

В едином процессе развития ребенка следует различать две взаимосвязанные и взаимообусловленные линии: типологическую, определяемую главным образом наследуемыми программами созревания организма ребенка, и индивидуальную, определяемую главным образом его воспитанием и обучением. Типологическая линия состоит в том, что ребенок в своем развитии закономерно в неизменном порядке проходит через ряд периодов и этапов от младенчества до взрослости. В каждый из этих периодов растущий ребенок наиболее чувствителен (сензитивен) к формированию и освоению определенного вида деятельности, к развитию тех или иных способностей. В младшем школьном возрасте ведущая деятельность - учебная, развитие своих учебных умений и обучаемости. В подростковом - освоение общественно-полезной деятельности и общения. В юношеском – развитие рефлексивной деятельности, сознания , формирование мировоззрения. Индивидуальная линия развития ребенка состоит в том, что у него под влиянием различных внешних и внутренних факторов (воспитания, обучения, самовоспитания, саморазвития) формируется одному ему присущая индивидуальность- неповторимое сочетание различных особенностей и качеств, черт характера и привычек, потребностей и способностей, интересов и склонностей.

Требования к организации учебного процесса с учетом принципа развития:

  • при организации учебного процесса необходимо учитывать и опираться на типологические (возрастные) и индивидуальные особенности учащихся;

  • учебный процесс следует так организовывать и проводить, чтобы учащиеся всегда испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей, чтобы у них возникала потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками (в основе - противоречия как источник развития);

  • учебный процесс должен быть так организован, чтобы он проводился в зоне ближайшего развития, опираясь при этом на достигнутый уровень актуального развития;

  • учебный процесс должен быть направлен на формирование социальной зрелости школьника, общественной направленности и адекватной самооценки;

  • учебный процесс должен быть таким, чтобы всемерно способствовать выявлению, проявлению и реализации индивидуальности каждого ученика. Противоречие между потребностью быть личностью, т.е. персонализация. И объективной заинтересованностью референтной для него общности – основной источник развития личности школьника. Потребность в своей персонализации состоит в том, что человек стремится оказаться в максимальной степени представленным значимыми для него качествами в жизнедеятельности других людей. Изменяя своими «вкладами» других, личность тем самым изменяет и себя.


^ 4. Принцип коллективизма. Центральной, ведущей формой организации и проведения учебного процесса является коллективная форма учебной работы учащегося в различных ее видах (парная, бригадная). Психологический аргумент в пользу использования коллективной формы обучения: ПРИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ФРОНТАЛЬНОЙ ФОРМАХ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ УЧАЩИЕСЯ ОБЩАЮТСЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ ЛИШЬ С УЧИТЕЛЕМ. Общение и взаимодействие между учащимися не предполагается, а даже рассматривается как нарушение дисциплины. Но психологические исследования показывают, что для плодотворного и полноценного обучения недостаточно общения со взрослым, необходима КООПЕРАЦИЯ учащихся между собой без вмешательства учителя. Г.А.Цукерман установила, что контроль и оценка происходит более успешно в условиях кооперации со сверстниками, чем при взаимодействии со взрослыми. Л.С.Выготский считал, что психические функции (произвольное внимание, мышление, логическая память, воля и др.) формируются первоначально в коллективно распределенной совместной деятельности людей, а лишь затем эти функции, интериоризируясь, превращаются в форму индивидуальной деятельности.

Чтобы учебный процесс приобрел характер непосредственно коллективной учебной деятельности учащегося, необходимо так его организовать, чтобы:

  • каждый ученик имел право и фактически участвовал в постановке частных целей учебной работы или принимал участие в их обсуждении, если они задаются извне;

  • принимал участие в контроле, оценке и учете выполняемой совместно деятельности и работы каждого участника этой деятельности;

  • работа каждого учащегося должна быть адресована в первую очередь не учителю, а всем другим учащимся класса;

  • учитель- ненавязчивый организатор и руководитель учебной деятельностью и как член классного коллектива, имеющий особые права (окончательная оценка).


^ 5. Принцип ролевого участия. Для того, чтобы учебная деятельность приобрела коллективный характер, надо, чтобы учащиеся были наделены не только временными эпизодическими ролями на время проведения коллективной деятельности. но еще и постоянными (на длительный срок) ролями. А чтобы соперничество не вредило, необходимо так организовать ролевой принцип, чтобы один и тот же ученик был ответственным за какую-то роль (руководителем) и подчиненным по отношению к другим ролям, т.е. равномерно распределить роли, не загружая и не оставляя никого без роли. Но роль принимается добровольно. Учитель же организуя повседневно свое взаимодействие, свои взаимоотношения с каждым из учащихся, должен научиться понимать этого каждого, а также понять, как этот каждый представляет его и относится к нему, т.е. развивать ЭМПАТИЮ.
^ 6. Принцип ответственности. Ответственность как качество личности подразумевает:

    1. ясное знание своих конкретных обязанностей как значимых для себя и общества;

    2. принятие этих обязанностей, положительное переживание своего отношения к ним, стремление к их выполнению;

    3. реализация в конкретных действиях и поступках, способность контролировать свои действия, свое поведение и корректировать,


« Ответственность – положение, при котором лицо, выполняющее какую-нибудь работу, обязано дать полный отчет в своих действиях и принять на себя вину за все могущие возникнуть последствия в исходе порученного дела, в выполнении каких-то обязанностей, обязательств» (Толковый словарь русск. яз.\ Под ред. Д.Н.Ушакова – М., 1938.-Т 2-с.903).
Требования к организации учебного процесса с учетом принципа ответственности:

  • отвечая урок, выполняя ту или иную работу, задание, роль, учащийся должен отвечать не учителю, а своим товарищам, классному коллективу;

  • учитель должен учить школьников методам контроля и оценки, формировать у них правильные способы и нормы контроля оценки;

  • чтобы контролировать и оценивать свою деятельность, учащиеся должны знать план изучения темы, цели, критерии оценки усвоенного, что должны знать и уметь (на какие вопросы должны уметь ответить, какие задачи решать, какие действия производить для овладения ЗУНами);

  • учет работы учащихся, т.е. учет результатов контроля и оценки, должен вестись самим учащимися и быть гласным;

  • формирование адекватной самооценки, для чего собственную самооценку необходимо соотносить с внешней оценкой товарищей и учителя;

  • «как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему» (А.С.Макаренко). «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформится крепкому человеческому характеру воспитывает чувство ответственности, тренирует волю. Человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам, преодолевать их». взыскания (замечания, выговор, предупреждение) налагаются коллективом, редко учителем. За отставание в учении. Ошибки, допущенные при выполнении заданий, при решении задач, ученик не может быть наказан. Его надо лишь вовремя поправить, помочь ликвидировать пробел. Наказание реально при нарушении правил и норм поведения на уроках, недобросовестности при выполнении заданий и т.п.

  • воспитание настоящей дисциплины на уроках и в школе;

  • воспитание разумных традиций в проведении учебных предметов (определенный ритуал поведения на уроках, откровенность, честность).


^ 7. Принцип психологического обеспечения. Все изложенные выше принципы не принесут должного эффекта, если их практическое применение в учебном процессе не вызовет у учащихся эмоционального удовлетворения, радости от проделанной работы, творческого подъема в процессе учения, потребности в познании, в накоплении социального опыта, в самопознании, в саморазвитии и самосовершенствовании. Суть принципа психологического обеспечения:

  • формирование у учащихся соответствующей потребностно-мотивационной сферы его учебной деятельности;

  • эмоциональное насыщение этой деятельности.

Т.е. учебный процесс должен так проводиться, чтобы обеспечить мотивацию учения и положительное эмоциональное отношение к нему у каждого ученика. ГЛАВНОЕ-самочувствие личности в коллективе. УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ОБЕСПЕЧИВАТЬ И КОРРЕКТИРОВАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ КАЖДОГО. Всякой деятельности, в том числе и учебной, предшествует мотивационная и эмоциональная оценка потребности, возможности и полезности этой деятельности для субъекта. Мотивационная оценка показывает, нужна ли эта деятельность данному субъекту, удовлетворяет ли его насущные потребности, окажутся ли полезными для него предполагаемые результаты этой деятельности. Эмоциональная оценка указывает, принесет ли эта деятельность удовольствие, наслаждение, приятные или неприятные переживания, какова вероятность благополучного осуществления деятельности. Только сопоставив эти две оценки предстоящей деятельности, субъект принимает окончательное решение о том, приступать к этой деятельности или нет. Эмоциональная и мотивационная оценки входят в структуру деятельности как составные элементы. «Эмоциональное насыщение организма является его важной врожденной и прижизненно развивающейся потребностью» (Б.И.Додонов). Для психологического обеспечения организации учебного процесса очень важно ДОВЕРИЕ учителя учащимся и ВЕРА в их силы и возможности, способности. Ученик должен иметь ПРАВО НА ОШИБКУ и ее исправление, а также извлечение из нее полезного урока.

^ Структура учебного процесса по И.И.Тихонову:

Получение информации – 40% учебного времени:

а) постановка учебной задачи

б) изложение новых знаний или самостоятельная работа по их приобретению.

^ Освоение информации -40%:

а) закрепление знаний, умений и навыков на практике.

б) применение знаний, умений и навыков на практике.

Контроль информации 5-10%. Проверка усвоения.

Коррекция процесса рассогласования с информацией – 10 – 15%.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие задачи стоят перед преподавателем на современном этапе?

  2. Какие основные требования к преподаванию психологии в учебном заведении?

  3. Как вы понимаете высказывание Ж Жакото «Учить других чему-нибудь – значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат»? Какому современному дидактическому принципу оно соответствует?

  4. В чем суть дидактического принципа: гуманизации и гуманитаризации обучения?

  5. Каким сторонам учебного процесса соответствуют принципы самодеятельности, самоорганизации и развития по Л.М.Фридман? прокомментируйте каждый.

  6. Почему важен в учебном процессе принцип ответственности? Прокомментируйте относительно педагога и учащегося.

  7. Поясните суть принципа психологического обеспечения.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Пояснительная записка Настоящий курс «Методика преподавания психологии» iconКафедра психологии педагогический факультет
«Теория и методика профессиональной деятельности психолога» (разделы «Методика преподавания психологии», «Психология семьи», «Кризисная...
Пояснительная записка Настоящий курс «Методика преподавания психологии» iconКнига представляет собой первый опыт написания учебного пособия по...
Целью данного издания является изложение теоретических и методических вопросов пре­подавания психологии в средних и высших учебных...
Пояснительная записка Настоящий курс «Методика преподавания психологии» iconЛяудис В. Я. Методика преподавания психологии : Учебное пособие....
Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3-е изд., испр и доп. М.: Изд-во урао, 2000. 128 с
Пояснительная записка Настоящий курс «Методика преподавания психологии» iconПояснительная записка Курс «Трудовое право»
На заочном отделении Трудовое право входит в национально-региональный компонент и изучается на втором курсе
Пояснительная записка Настоящий курс «Методика преподавания психологии» iconКонспект лекций по дисциплине: «методика преподавания театральных дисциплин»
Учебное пособие предназначено для студентов Театрального отделения локкиИ. Это учебное пособие представляет собой очень очень краткое...
Пояснительная записка Настоящий курс «Методика преподавания психологии» iconРабочая программа по дисциплине «Методика преподавания психологии»
Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности...
Пояснительная записка Настоящий курс «Методика преподавания психологии» iconПояснительная записка

Пояснительная записка Настоящий курс «Методика преподавания психологии» iconВопросы для обсуждения: 1
От Литературы Западной Европы в Средние века до Романтизма в Западной Европе и США. Курс изучается на инязе во втором семестре 4-го...
Пояснительная записка Настоящий курс «Методика преподавания психологии» iconВопросы к экзамену по дисциплине "психология" (аб 2 курс)
Предмет психологии и задачи психологии. Место психологии в системе наук. Классификация отраслей психологии
Пояснительная записка Настоящий курс «Методика преподавания психологии» iconМетодика преподавания иностранного языка

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница