Назовите отрасли методики. Установите связь методики с лингвистическими и психолого-педагогическими науками. Охарактеризуйте особенности их взаимодействия


Скачать 74.29 Kb.
НазваниеНазовите отрасли методики. Установите связь методики с лингвистическими и психолого-педагогическими науками. Охарактеризуйте особенности их взаимодействия
Дата публикации02.07.2013
Размер74.29 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы

  1. Назовите отрасли методики. Установите связь методики с лингвистическими и психолого-педагогическими науками. Охарактеризуйте особенности их взаимодействия.


МПИЯ – это самостоятельная наука, имеющая собственный предмет обучения, собственные методы, цели и задачи. Но в своей основе она имеет данные ряда смежных наук: лингвистики, психологии, дидактики.

Связь МПИЯ с лингвистикой.

Для МПИЯ важное значение имеют такие лингвистические проблемы как противопоставление понятий «язык» и «речь» для достижения практической цели обучения; лингвистические критерии отбора и организации учебного материала.

Слово «язык» в лингвистической науке употребляется в трёх значениях:

1) «язык вообще» как единство языка-речи;

2) языковая система в отвлечении от функционирования языка, от речи;

3) речь, или функционирование языка.

«Язык - есть система словесных знаков». Функциональный аспект языка называют речью или речевой деятельностью. Речь есть способ формирования и формулирования мысли посредством языка. Речь зависит от физиологических и психологических особенностей людей, она конкретна, материальна, мимолётна. Язык – абстрактен, устойчив. Язык – это правила игры, без которых речь не возможна. Язык проявляется только в речи.

С точки зрения МПИЯ понятие «язык» следует определять как систему правил о языке (фонетических, лексических, грамматических правил), а «речь» как практическое владение этими правилами в речевых актах. Известно, что знание языка как системы, ещё не означает умения пользоваться им, как средством общения. Часто ученик, знающий правило и умеющий применять его в языковых упражнениях, не может применять его в речевых упражнениях, то есть существует разрыв между теорией (язык) и практикой (речь).

Из лингвистики в МПИЯ пришло также такое понятие, как вид РД: говорение, аудирование, чтение, письмо. Для правильного обучения ИЯ необходимо, чтобы учитель знал механизмы осуществления РД. Он должен знать, как осуществляется механизм аудирования, говорения, чтения, письма, какие психологические и лингвистические трудности возникают при обучении этим видам РД.

Важное значение для методики имеет различие внутренней и внешней речи. Мы знаем, что все виды речевой деятельности тесно взаимосвязаны, в их основе лежит сложная мыслительная деятельность, с опорой на внутреннею речь и механизм проговаривания. Знание этой закономерности учитывается в МПИЯ, одним из принципов которой является взаимосвязанное обучение всем видам РД. Важное значение для методики имеют понятия активного и пассивного минимумов. Так все виды РД делятся на продуктивные и рецептивные. Учитель должен знать, какой материал входит в активный минимум, а какой - в пассивный, какие подходы существуют в обучении тому и другому. Объём пассивного минимума всегда больше, чем активного. Так, в состав аудитивных текстов и текстов для чтения включён определённый процент незнакомых ЛЕ, о которых ученик может догадаться.

^ Связь МПИЯ с психологией.

Психологическая характеристика речи: устная и письменная речь, внешняя и внутренняя речь, рецептивная и репродуктивная речь. Процессы мышления, памяти и восприятия в обучении ИЯ. Понятия «знание», «умение», «навык». Пути формирования знаний, умений и навыков.

Сегодня многие методисты говорят и пишут о необходимости развития у обучающихся языку мышления на иностранном языке, в то время как раньше довольствовались переводом с иностранного языка на родной и с родного на иностранный язык. Методисты сходятся во мнении, что учащихся надо обучать речи на иностранном языке, в то время как раньше полагали, что им достаточно знать теорию языка.

Психология даёт для МПИЯ такие важные понятия как психика, сознание и «бессознательное». Умственное развитие учащегося является результатом их непосредственного, активного участия во всех видах учебно-воспитательной работы.
Психология также решает проблему формирования знаний, навыков, умений.

Под знаниями обычно понимается «система понятий, которые усвоены человеком». В МОИЯ различают два вида знаний: знания языкового материала (лексики, грамматики, фонетики) и знания правил о языковом строе изучаемого языка. Важное место в учебной деятельности отводится формированию навыков, особенно при овладении иноязычной речью. Навык – действие с языковым явлением, доведённое до автоматизма в результате выполнения упражнений. Умение – способность осуществлять РД (Слушанье, говорение, чтение, письмо) на основе приобретённых знаний и навыков в условиях иноязычного общения.

Психологическую основу обучения ИЯ составляют такие фундаментальные понятия, как память, восприятие внимание. В психологии различают разные виды памяти: зрительная, слуховая, моторная. Редко встречаются учащиеся со смешанной памятью. У одних развита слуховая, у других – зрительная и т.д. Существует также кратковременная и долговременная память. Так, на этапе введения языковой материал поступает в кратковременную память, а затем на основе упражнений (языковых, УР и РУ) переходит в долговременную. Запоминание должно быть осознанным. Запоминание может быть произвольным и непроизвольным. В обучении следует очень большое внимание уделять непроизвольному запоминанию, используя наглядность, игры и т.д., всё, что вызывает интерес и повышает мотивацию к изучению ИЯ, поддерживает внимание учащихся.
^ Связь МПИЯ с педагогикой.

Дидактика и МПИЯ имеют общий объект исследования – учебный процесс. Дидактика исследует общие черты, свойства обучения, а методика выявляет как специфику их преломления при изучении конкретного предмета, так и свои, специфические закономерности.

Основные дидактические понятия – это цели, закономерности, средства, методы и формы обучения. Цель (в дидактике) – запланированный результат педагогической деятельности. Она представляет собой единство трёх компонентов: учебного (усвоение материала), воспитательного (формирование мировоззрения, определение черт личности), развивающего (развитие умственных сил учащихся, их познавательных способностей, отношений и т.д.).

Сущность закономерностей лежит в противоречиях учебного процесса, для решения которых предлагается различать способности обучения. К закономерностям относят: активность, цикличность (логика учебного процесса), дифференцированность.

Активность является ведущей дидактической закономерностью, которая решает основные противоречия обучения – между выдвигаемыми в ходе учебного процесса познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и умственного развития учащихся. (М.А. Данилов)

Цикличность обучения решает противоречие между целью и фактическим результатом обучения.

М.А. Данилов предлагает пять компонентов в исследовании процесса обучения:

1) выдвижение и осознание познавательных задач;

2) восприятие нового материала и формирование научных знаний;

3) закрепление и совершенствование знаний, и привитие умений и навыков;

4) применение знаний, умений и навыков (ЗУН);

5) анализ достижений учащихся и проверка ЗУН.

^ Дифференцированное обучение решает третье противоречие между общим характером содержания изучаемых предметов и индивидуальный характер усвоения его учащимися.

Принципы обучения находят свою дальнейшую конкретизацию в дидактических правилах:

  • от лёгкого к трудному,

  • от простого к сложному,

  • от известного к не известному,

  • от близкого к далёкому,

  • от конкретного к абстрактному,

  • от общего к частному.

Цели, закономерности, принципы и правила обучения служат теоретическим фундаментом, на котором строится обоснование и выбор средств, методов и форм обучения.

Под средствами обучения понимают комплекс тех учебно-методических материалов, которые принимаются в процессе обучения: книга для учителя и учебник для учащихся; ТСО, компьютеры, телекоммуникационные системы, наглядность, аудио-средства, т.д.

Ю.К. Бабанский различает три группы методов обучения:

  1. Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности;

  2. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности;

  3. Контроль и самоконтроль за эффективностью учебно-познавательной деятельности;

Основной организационной формой обучения признаётся урок. В вузе используется лекция, семинарские занятия, собеседование, практикум, консультации. Существуют также и другие формы, в соответствии с избранным методом обучения, требованиями времени: концерт, сеанс, мастерская, конференция, дебаты, работа в лингафонном или компьютерном классе, проект, экскурсия и т.д.

Заканчивая тему о связи МПИЯ со смежными науками, мы можем сказать, что в лице методиста объединяется специалист в области лингвистики, психологии и педагогики, который стремится согласовать данные других наук с требованиями и целями обучения.

Похожие:

Назовите отрасли методики. Установите связь методики с лингвистическими и психолого-педагогическими науками. Охарактеризуйте особенности их взаимодействия iconТема Методики проведения аудиторских проверок организаций в каждой...
Разработанные в аудиторских организациях методики проведения проверок различаются исходя из следующих аспектов
Назовите отрасли методики. Установите связь методики с лингвистическими и психолого-педагогическими науками. Охарактеризуйте особенности их взаимодействия iconТема Методики проведения аудиторских проверок организаций в каждой...
Разработанные в аудиторских организациях методики проведения проверок различаются исходя из следующих аспектов
Назовите отрасли методики. Установите связь методики с лингвистическими и психолого-педагогическими науками. Охарактеризуйте особенности их взаимодействия iconЛекция 09. Тема Методики проведения аудиторских проверок организаций...
Разработанные в аудиторских организациях методики проведения проверок различаются исходя из следующих аспектов
Назовите отрасли методики. Установите связь методики с лингвистическими и психолого-педагогическими науками. Охарактеризуйте особенности их взаимодействия iconНазовите предмет и объект методики. Дайте определение основным методическим...
Назовите предмет и объект методики. Дайте определение основным методическим категориям. Приведите примеры методов исследования, применяемых...
Назовите отрасли методики. Установите связь методики с лингвистическими и психолого-педагогическими науками. Охарактеризуйте особенности их взаимодействия iconКак я изучал французский самостоятельно
Примечание: восклицательные знаки «!» показывают, насколько полезны методики или пособия, по моему мнению. Почти все приведённые...
Назовите отрасли методики. Установите связь методики с лингвистическими и психолого-педагогическими науками. Охарактеризуйте особенности их взаимодействия iconРубинштейн С. Я. 82 Экспериментальные методики патопсихологии
Экспериментальные методики патопсихологии. — М.: Зао изд-во эксмо-пресс, 1999. — 448 с. (Серия «Мир психологии»)
Назовите отрасли методики. Установите связь методики с лингвистическими и психолого-педагогическими науками. Охарактеризуйте особенности их взаимодействия iconПримерный перечень вопросов для итогового контроля знаний по курсу...
Предмет антропологии и ее методы. Основные направления в антропологии, ее связь с другими науками
Назовите отрасли методики. Установите связь методики с лингвистическими и психолого-педагогическими науками. Охарактеризуйте особенности их взаимодействия iconМинистерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным...
Понятие криминалистической методики, ее связь с другими разделами криминалистики
Назовите отрасли методики. Установите связь методики с лингвистическими и психолого-педагогическими науками. Охарактеризуйте особенности их взаимодействия iconИнститут истории Отделение исторического образования Кафедра всеобщей...
Рекомендовано к печати кафедрой всеобщей истории и методики преподавания Института истории кфу
Назовите отрасли методики. Установите связь методики с лингвистическими и психолого-педагогическими науками. Охарактеризуйте особенности их взаимодействия iconТест "Исследование тревожности" Спилбергера Также известен как Опросник...
Также известен как Опросник Спилбрегера. Автор Методики Ч. Д. Спилбрегера. В россии методика адаптирована Ю. Л. Ханиным
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница