Психологического консультирования


НазваниеПсихологического консультирования
страница1/35
Дата публикации19.03.2013
Размер3.99 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35
А. Н. ЕЛИЗАРОВ
ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И СЕМЕЙНОГО

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Учебное пособие
Ось-89

УДК 159.9(075.8) ББК 88.8я73 Е511

Автор: Андрей Николаевич Елизаров, кандидат психологичес­ких наук, доцент Московского государственного откры­того педагогического университета им. М.А. Шолохова.

Елизаров А. Н.

Е511 Основы индивидуального и семейного психологического кон­сультирования: Учебное пособие. - М.: «Ось-89», 2003. - 336 с.

ISBN 5-86894-714-2

Данное учебное пособие написано применительно к курсам «Кон­сультативная психология», «Введение в психологическое консульти­рование», «Концепции и методы психологической помощи», «Психо­логия семьи и семейное консультирование» для студентов факульте­тов психологии. Приведены списки тем и литература для самостоятель­ной работы студентов, контрольные вопросы к содержанию курсов, темы контрольных и курсовых работ, рекомендации для написания контрольной и курсовой работы по психологическому консультирова­нию, рекомендации относительно оформления отчета по консульта­тивной практике. Приведен примерный тематический план для напи­сания дипломной работы.

Подробно рассматриваются различные подходы к психологичес­кому консультированию, сложившиеся в отечественной и зарубежной психологии, разобраны этапы и структура консультативного процес­са, разобраны конкретные приемы и методы работы. Приведено под­робное описание и разбор случая из консультативной практики.

Пособие предназначено для студентов, изучающих психологию, аспирантов, практических психологов, преподавателей дисциплин пси­хологического цикла.

ББК 88.8я73

ISBN 5-86894-714-2

> Елизаров А.Н., 2003

> Ось-89, 2003

ВВЕДЕНИЕ
Целью данного учебного пособия является ознакомление чи­тателя с сущностью, задачами и методами психологического консультирования, основными подходами к психологическому консультированию, сложившимися в отечественной и зарубеж­ной психологии.

Обучение навыкам психологического консультирования должно осуществляться в условиях, максимально прибли­женных к реальному процессу консультирования. Этой зада­че отвечает практикум по психологическому консультирова­нию, различного рода супервизорские тренинги, знакомство с протоколами и видеозаписями консультативных бесед, их разбор.

Однако чтобы этот процесс происходил успешно, нужна не­которая теоретическая база. Данное пособие и имеет своей за­дачей обеспечить эту базу.

От аналогичных пособий данное отличается более системати­зированным и полным характером, описанием различных под­ходов к психологическому консультированию, более насыщен­ным блоком, касающимся работы с семьей.

Выражаем благодарность всем преподавателям и студентам факультета психологии МГОПУ и ИССО, чье доброе внимание способствовало написанию данного пособия. Особую благодар­ность выражаем в этом плане Г.Е. Смирновой, Н.В. Антоновой, В.С Герасимовой, Е.В. Юдиной, К.В. Солоед, В.Н. Сачкову, Н.П. Локаловой, А.Ф. Ануфриеву, А.Ф. Михайловой.

Наш адрес по электронной почте:

andreyelizarov@mtu-net.ru

Адрес нашей Web-странички в Интернете:

http://www.mtu-net.ru/elizarov

^ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И КОНСУЛЬТАТИВНУЮ ПСИХОЛОГИЮ
1.1. Сущность и специфика психологического консультирования ;
Слово «консультирование» происходит от лат. consultare -совещаться, заботиться, советоваться. Под этим словом в рус­ском языке подразумевается совет, разъяснение специалиста по какому-либо вопросу, беседа с целью расширения и углуб­ления знаний. Буквально «консультировать» - значит давать совет по интересующей проблеме.

Слово «психологическое» можно понимать двояко. С одной стороны, оно может указывать на то, что консультирование основано на данных психологической науки. С другой сторо­ны, его можно рассматривать как указание на то, что консуль­тирование осуществляется по психологическим проблемам, т. е. касается таких явлений, как психика, деятельность, по­ведение.

Психологическое консультирование - прикладная отрасль современной психологии. В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и приклад­ных программ оказания психологической помощи психиче­ски и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются с проблемами. Разрабатываются эти теоретиче­ские основы и программы, с одной стороны, на основе анализа современного состояния психологического знания, достиже­ний в областях эмпирических и теоретических исследований. С другой стороны, источником этих теоретических основ и про­грамм является анализ практических наработок специалистов, систематически оказывающих психологическое воздействие

в рамках самых различных форм оказания психологической помощи.

Спецификой психологического консультирования является акцент на диалогичности, на циркуляции информации, на ин­формационном обмене между психологом-консультантом и теми людьми, относительно которых используется психоло­гическое консультирование. Социально-психологический тре­нинг также предполагает разработку прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматиче­ски здоровым людям. Но в рамках социально-психологическо­го тренинга основным фактором воздействия становится не ин­формация, которая исходит от психолога, а группа, процессы групповой динамики, особенности обратной связи. Психолог-тренингист лишь помогает этим процессам в группе развер­нуться. Специфическими методами оказания воздействия в рамках социально-психологического тренинга являются не диалог и доведение до клиента имеющей отношение к его про­блемам психологической информации, а групповая дискуссия и ролевая игра. В рамках психологического консультирования также выделяют форму групповой работы с клиентами - груп­повое психологическое консультирование, но специфика рабо­ты с клиентом здесь иная, чем в социально-психологическом тренинге. Работа с группой здесь обусловлена, во-первых, тем, что она является более экономичной, так как позволяет одно­временно оказывать помощь большому количеству людей, ис­пытывающих одинаковые сложности. Во-вторых, группа здесь рассматривается как проводник влияния психолога-консуль­танта, речь не идет о самостоятельном значении процессов групповой динамики, они могут даже рассматриваться как по­меха деятельности консультанта. Подробнее о специфических особенностях группового психологического консультирова­ния рекомендуем ознакомиться по пособию В.В. Шабалиной (1998). О специфических особенностях социально-психологи­ческого тренинга предлагаем ознакомиться по монографиям Л.А. Петровской (1982, 1989). Начальные представления о процессах групповой динамики можно получить по статье У. Бенниса и Г. Шепарда (1984).

То, что является основой современного психологического консультирования, зародилось и развилось прежде всего в русле психотерапии, основных психотерапевтических на-

правлений, развивавшихся на Западе. Ю.В. Меновщиков (1998, с. 4) склонен к тому, чтобы указать конкретную дату воз­никновения психологического консультирования - 1951 г., время, когда на одной из конференций в США был введен тер­мин «консультативная психология», чтобы отделить консуль­тирование от клинической психологии отрасли - психологии, занимающейся проблемами оказания помощи людям, тяжело психически или соматически больным. Естественно, что это от­деление подготавливалось всем ходом развития психотерапии до этого, да и в последующем психотерапия вносила и вносит свой существенный вклад в развитие психологического кон­сультирования .

Именно с тяжелых расстройств, с последствий долговре­менных психологических травм началось в психологии ре­альное изучение параметров оптимального общения и рацио­нальной организации учебной и трудовой деятельности, что позволило впоследствии, на основе приобретенного знания, перейти к оказанию помощи психически и соматически здо­ровым людям. Задачей психологического консультирования стало, таким образом, не лечение расстройств, а их профилак­тика, работа с деструктивными формами общения, нерацио­нальными способами организации деятельности - тем, что приводит к травмам, а в последствии и к болезням.

Слово «психотерапия» происходит от греческих основ «пси-хо» - душа и «терапия» - забота, уход, лечение. Традиционно принято под психотерапией подразумевать форму лечения пси­хических нарушений. Однако, на что справедливо обращает наше внимание Е.А. Спиркина (1994, с. 122-123), психотера­пия на Западе в своем спонтанном развитии давно покинула эти узкие рамки. Знания и методы, накопленные в ней первоначаль­но в процессе лечения психических и психосоматических нару­шений, позволили психотерапии в наше время стать средством личностного роста и достижения зрелости, средством помощи человеку разобраться с философскими и экзистенциальными проблемами, средством повышения образования, средством дос­тижения поведенческих изменений. Ну а методом исследования внутрипсихической динамики и динамики межличностных от­ношений психотерапия на Западе была, по крайней мере, еще со времен 3. Фрейда. Поэтому материал, накопленный в рамках различных психотерапевтических направлений на Западе, после

конструктивного анализа и оценки может использоваться в прак­тике психологического консультирования, конечно, только не с лечебной целью. Заметим, однако, что необходимым условием использования в психологическом консультировании методов западной психотерапии является грамотное овладение ими.

Психотерапия - не единственный источник психологиче­ского консультирования. Другим таким источником является психологическое знание в строго научном смысле этого сло­ва - основанное на результатах эмпирических исследований, организованных по экспериментальному плану, значимость выявленных закономерностей в котором подтверждена мето­дами математической статистики. В свое время 3. Фрейд отка­зался от этого пути накопления знания, так как, по его мне­нию, если идти таким путем, то до помощи реальным людям пройдет, по крайней мере, лет триста. Это было оправдано сложностью той реальности, с которой работал 3. Фрейд. Как, например, эмпирически зафиксировать и измерить катего­рии бессознательного? Но психологическое консультирова­ние работает с внешними причинами внутренних рас­стройств - образцами общения, поведения. Они легче подда­ются объективации, фиксированию, измерению. Отсюда открываются широкие возможности, с одной стороны, эмпири­ческих исследований применительно к задачам и проблемам психологического консультирования; с другой стороны, ис­пользования уже имеющихся данных, накопленных в рамках научной психологии применительно к запросам, выдвигаемым клиентами при консультировании. Поэтому психологическое консультирование ориентировано более на использование в процессе работы с клиентом достижений современной науч­ной психологии, чем на психотерапию в западном смысле этого слова, которая продолжает оставаться более искусством, при­вязанным к рамкам той или иной, как правило, эмпирически почти не подтвержденной концепции. Ориентация в процессе психологического консультирования на использование дости­жений именно научной психологии особенно характерна для отечественной традиции психологического консультирова­ния. Так, например, Н.Н. Обозов (1993, с. 8-10) видит цель психолога-консультанта в прояснении клиенту причин и след­ствий жизненных ситуаций. Психологическое консультирова­ние здесь по сути выступает как доведение до клиента

имеющей отношение к его проблемам психологической ин­формации. Конечно, психолог на основе этой имеющейся у него информации может давать клиенту и рекомендации по возможной организации его жизни: стиля деятельности, ре­жима труда и отдыха, форм и способов общения в семье, на ра­боте, на транспорте, в магазине и т. д.

Следует отметить, что в зависимости от сферы своих науч­ных интересов разные отечественные психологи по-разному выбирают исходную точку отсчета в психологическом кон­сультировании. Так Ю.Е. Алешина (1994, 1993), социальный психолог, делает акцент на анализе и преобразовании меж­личностных отношений клиента, его установок на межлично­стные отношения. А Н.Н. Обозов (1993) за исходную точку ра­боты с клиентом берет личностное тестирование. Начинать работу с трудностями в общении у клиента ему легче с анализа особенностей его характера, темперамента. С нашей точки зрения, и тот, и другой путь оправдан и интересен. Психологи­ческое консультирование может быть сферой практического применения достижений как социальной, так и общей или, скажем, возрастной психологии.

До сих пор мы говорили о психотерапии в том смысле, как она понимается на Западе. Методологической основой работы с кли­ентом в рамках этой психотерапии являются различные направ­ления психоанализа, бихевиоральные и когнитивистские на­правления, различные течения в рамках гуманистического под­хода. В последнее время стали популярными эриксоновский гипноз и нейролингвистическое программирование (НЛП). В на­шей стране под психотерапией долгое время было принято по­нимать нечто иное - раздел медицины, методологической осно­вой работы с клиентом в котором являлись труды И.М. Сечено­ва, В.М. Бехтерева, П.Б. Ганнушкина, И.П. Павлова и других, а основными методами работы с клиентом являлись гипноз и аутогенная тренировка. Напомним, что аутогенная трениров­ка подразумевает управление расслаблением собственных мышц, самовнушение и самовоспитание. Когда практические приложения западных психотерапевтических направлений стали проникать в нашу страну и использоваться практически­ми психологами, возникла задача отделить это новое направле­ние оказания психологической помощи от психотерапии в ее традиционном для нашей страны смысле. Для этого стали ис-

8

пользовать термин «психокоррекция», подразумевая под ним приложения западной психотерапии. Однако термин «психо­коррекция» оказался для этого не очень удачным. Во-первых, он несет в себе оттенок субъект-объектности, что не свойствен­но для некоторых известных направлений западной психоте­рапии. Во-вторых, этот термин может также использоваться применительно к работе с нарушениями развития высших психических функций, например, у детей. В настоящее время найдено компромиссное решение вопроса об определении поня­тия «психокоррекция» - это система мероприятий, направлен­ных на исправление недостатков психологии или поведения че­ловека с помощью специальных средств психологического воз­действия (Осипова, 2000, с. 7). При этом подчеркивается, что исправляемые недостатки не являются столь тяжкими, чтобы признать их носителя психически больным человеком, и они не имеют также органической основы, относятся к тем качест­вам или свойствам, которые способны меняться. Данное опре­деление подходит и для западных психотерапевтических на­правлений, и для работы с задержками, нарушениями развития высших психических функций. Как видим, развести два терми­на - «психокоррекция» и «психологическое консультирова­ние» - довольно трудно. Даже психологи-консультанты, кото­рые высказываются в пользу разведения этих двух понятий, по­рой используют их как синонимы. Например, Ю.Е. Алешина (1993, с. 31-35) в своем руководстве по психологическому кон­сультированию третий этап консультативной беседы обозначает как «Оказание психокоррекционного воздействия». Мы полага­ем, что термин «психологическое консультирование» более при­меним к ситуациям диалога, откровенного обсуждения, субъ­ект-субъектного общения. Термин же «психокоррекция» более применим к ситуациям спланированного воздействия, когда специалист, оказывающий воздействие, не полностью открыт клиенту, их общение не носит характера откровенного диалога, отношения имеют оттенок субъект-объектности. Полагаем так­же, что психологическое консультирование более может быть ориентировано на урегулирование отношений клиента с други­ми людьми, а психокоррекция - на решение внутренних про­блем клиента. Однако когда мы обсуждаем реальный процесс работы с клиентом, трудно определить, где заканчивается пси­хокоррекция и начинается психологическое консультирование.

9

Поэтому в ситуации реального анализа работы по оказанию воз­действия не будет серьезным нарушением рассматривать эти термины как синонимы. Заметим, что слово «психокоррекция» чисто русское. В западной психологии этот термин не использу­ется. В отечественной литературе в последнее время появилось новое словосочетание для обозначения психотерапии в том смысле, в котором это слово понимается на Западе, - «немеди­цинская психотерапия».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35

Похожие:

Психологического консультирования iconВведение в курс Основы психологического консультирования ~4 Психологическое...
Современный подход психологического консультирования, который описывает К. Роджерс, направлен на формирование
Психологического консультирования iconКонсультирования
Н50 Основы психологического консультирования: Учеб для студ педвузов. – М.: Гуманит изд центр владос, 1999. 394 с
Психологического консультирования iconВлияние особенностей телосложения клиента на процесс консультирования
...
Психологического консультирования iconМэй Р. Искусство психологического консультирования/Пер с англ. Т. К. Кругловой
Мэй Р. Искусство психологического консультирования/Пер с англ. Т. К. Кругловой.– М.: Независимая фирма "Класс"
Психологического консультирования iconОсновы психологического консультирования и психологической коррекции:...
Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб пособие для студентов высш пед учеб, заведений. – М.:...
Психологического консультирования iconАлгоритм психологического консультирования родителей
Анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, специалистами, педагогами, установление контакта с ребенком
Психологического консультирования iconИсследование природы конфликтных смыслов
Особое внимание уделяется роли самосознания личности в процессе психотерапии и психологического консультирования. Монография рассчитана...
Психологического консультирования iconРектору гка им. Маймонида Профессору Ириной В. Р. От
Прошу зачислить меня на программу «Повышение квалификации» в Государственную классическую Академию им. Маймонида на внебюджетную...
Психологического консультирования icon1. определение и цели психологического консультирования
С другой стороны, психологическое консультирование, как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных...
Психологического консультирования iconКонтрольная работа Социально-педагогическая работа с семьей
В отличие от социально-психологического консультирования, в данном случае супружеские проблемы и психология семейных взаимоотношений...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница