46. Развивающая работа психолога с детьми младшего школьного возраста


Скачать 105.25 Kb.
Название46. Развивающая работа психолога с детьми младшего школьного возраста
Дата публикации17.07.2013
Размер105.25 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы
46. Развивающая работа психолога с детьми младшего школьного возраста.

Потребности в помощи психолога у детей в начальной школе многообразны: это и развитие необходимых интеллектуально-психологических функций, и коррекция негативных социально-личностных проявлений, и их адаптация к школе, и профилактика дезадаптации при переходе в основную школу и т. д.
Рассматривая эти задачи с точки зрения их целенаправленности, нетрудно заметить, что большинство из них может быть связано в единый комплекс, объединенный общей протяженной целью: формирование у младших школьников психологической готовности к переходу на II ступень образования и профилактика возможной дезадаптации. В этом случае в систему выстраиваются задачи коррекции и развития интеллектуальных функций ребенка, формирование элементов учебной деятельности и социально-личностные аспекты его развития.

В качестве основных задач можно выделить следующие:
1. Развитие интереса к познанию и к учению. 2. Развитие субъектности ребенка в учебной деятельности и формирование основных компонентов этой деятельности. 3. Развитие и коррекция интеллектуально-психических функций. 4. Формирование коммуникативных навыков. 5. Профилактика тревожности, связанной с переходом в основную школу.

Готовность ребенка к школьному обучению — сложное системное образование, включающее помимо предметно-специфической готовности собственно психологическую готовность: личностную готовность, предполагающую сформированность социальных и познавательных мотивов и определенный уровень развития общения; развитие произвольности как умения ребенка планировать, регулировать и контролировать свою деятельность в соответствии с принятым образцом; определенный уровень развития наглядно-образного мышления и начальных форм дискурсивного.

Учебная деятельность ребенка существенно зависит от его мотивационной готовности к общению. Как отмечает Г.А. Цукерман, предвидеть будущие трудности младших школьников в обучении психолог может на самых ранних этапах пребывания детей в школе. Связано это с изучением мотивационной готовности младших школьников. Например, в течение первой четверти, проводя беседы с детьми о том, как они относятся к школе, что в школе нравится, а что не нравится, что надо изменить, психолог может выделить две группы детей. При этом, как отмечает автор, ответы будущих отличников и будущих неуспевающих учеников существенно различаются. Будущие отличники как будто пересказывают своим языком основные взрослые ценности учения: осуждают они нарушения школьных правил, а ценят, прежде всего, учебное содержание школьной жизни. «Нравится математика и русский, потому что там все интересно. Музыка не нравится, потому что мы там шалим». «Нравятся уроки. Не нравится, что мальчики расстраивают учительницу». Точка зрения будущих троечников существенно отличается от взрослого взгляда на школу: они ценят и осуждают те стороны школьной жизни, которые нельзя считать важными, существенными: «Нравится, что в школе бывают каникулы». «Нравится продленка: там все играем, гуляем».

Готовность и неготовность к школе проявляются в том, что дети считают в школе главным, ценным, достойным. В детских ответах «готовых» к школе детей звучит, «доверчивая присяга взрослым ценностям». Эти дети думают и хотят от школы того, к чему их приготовили: считать, читать и писать нравится им больше, чем рисовать, вырезать и играть в мяч (это они делали в детском саду). Эти дети придерживаются школьных правил и стараются их не нарушать.

Психологическая адаптация, понимаемая как адекватное включение ребенка в новую социальную ситуацию, является важным фактором стабилизации социальной ситуации развития, существенно влияет на развитие личности ребенка. Поступление ребенка в школу требует от него перестройки всех представлений и отношений с окружающими людьми. Коррекция дезадаптации должна проводиться 1) как предупреждение и преодоление негативных последствий социальной депривации и 2) как задача формирования у ребенка адекватных форм общения со взрослым и сверстниками.

Соответственно одним из важных направлений работы школьного психолога в начальной школе является развитие мотивационной сферы детей, рост эффективности их адаптации. Эта работа может проводиться как в виде познавательно-обучающих занятий (которые вызывают интерес к обучению, открывают перед ребенком мир знаний и, соответственно, приводят к росту учебной мотивации), так и виде «больших» игр (организованной игровой деятельности).
^ 47. Основные виды деятельности школьного психолога.

Основное направление деятельности школьного психолога — обеспечение психического и личностного развития учащихся. Эта деятельность осуществляется школьным психологом соответственно на двух уровнях — актуальном и перспективном. На первом уровне решаются злободневные проблемы, связанные с теми или иными трудностями в обучении и воспитании школьников, нарушениями в их поведении, общении, формировании личности и т.п. На втором решаются проблемы развития всех учащихся школы, становления индивидуальности каждого ребенка. «Прямая» служба — психолог лично работает с учащимся. Это традиционный и наиболее распространенный вариант, он предусматривает непосредственный контакт психолога с ребенком, включающий тестирование, советы и некоторые формы когнитивного и поведенческого «лечения». «Непрямая» служба предполагает работу психолога со специалистами других профессий (например, учителями) и непрофессионалами (например, родителями) — всеми, кто, в свою очередь, непосредственно работает с «проблемным» школьником. Основные формы работы: консультация, тренинг для педагогов и родителей и т.п. И «прямая», и «непрямая» службы обеспечиваются следующими видами психологической работы: профилактикой, диагностикой, коррекцией, консультацией.

Диагностико-коррекционная (развивающая) работа. В компетенцию и обязанности деятельности школьного психолога входит выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам, требованиям общества и другое.

^ Запрос к психологу. Первый этап, начало практической работы психолога — изучение обращения, которое поступает к нему в виде запроса учителей, родителей или самих учащихся.

^ Психологический диагноз — формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника.

^ Практические рекомендации — разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного (или иного) плана развития способностей или других психологических образований.

Психопрофилактическая работа. Психопрофилактика обеспечивает решение основной задачи школьной психологической службы — помочь родителям и воспитателям справиться с проблемами или вести себя так, чтобы подобных проблем не возникало, а школьному психологу — решать проблемы, связанные с психическим здоровьем детей.

Психолого-педагогический консилиум Задача психолога в педагогическом консилиуме — помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ученика, основных качеств его личности, показать сложность и неоднозначность проявлений его поведения, отношений, вскрыть проблемы самооценки, мотивации, особенностей познавательных и иных интересов, эмоционального настроя, а главное — обеспечить подход к ребенку с оптимистической гипотезой относительно перспектив его дальнейшего развития и наметить реальную программу работы с ним (даже если эта работа будет связана со значительными трудностями, с необходимостью специальных усилий преподавателей и воспитателей).

Психологическая консультация. Консультации проводятся для, учителей, учащихся, родителей; они могут быть индивидуальными или групповыми. Учителя чаще всего обращаются к психологу по следующим поводам: причины трудностей в усвоении детьми материала по отдельным учебным предметам, нежелание и неумение детей учиться, конфликтные отношения с классом, неэффективность собственных воздействий, общение детей разного возраста со сверстниками и формирование детского коллектива и др. Основные проблемы, по которым обращаются к психологу родители: как готовить детей к школе, отсутствие интересов у детей, нежелание учиться, плохая память, повышенная рассеянность, неорганизованность, несамостоятельность и др. К школьному психологу обращаются и сами учащиеся, главным образом по вопросам своих взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания, профессионального и личностного самоопределения, культуры умственного труда и поведения и т.п.

Психологическое просвещение

Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы: 1) знакомить учителей и родителей с основами детской, педагогической и социальной психологии; учащихся — с основами самовоспитания; 2) популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований; 3) формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития.
^ 48. Социально-педагогическая запущенность в дошкольном возрасте: причины и прояявления

Социально-педагогическая запущенность есть состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения, самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я».

^ Социальная запущенность формируется под влиянием соответствующего фактора, который, преломляясь в конкретной ситуации развития ребенка, вызывает определенные деформации его личности. Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями. Социальная запущенность противоположна воспитанности как определенному уровню развития социально значимых свойств и качеств личности, становясь тем самым основой трудновоспитуемости и социальной; дезадаптации ребенка.

^ Педагогическая запущенность обусловлена прежде всего недостатками воспитательно-образовательной работы, следствием которых является несформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Ее проявлениями следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость, т.е. собственно педагогическую трудность ребенка и слабо выраженную индивидуальность в учебно-познавательном процессе. Педагогическая запущенность — это состояние, противоположное развитости, образованности (обученности): отсутствие необходимого запаса знаний, слабое владение способами и приемами их приобретения и неразвитость учебно-познавательных мотивов.

Социальный и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Общесоциальные умения и навыки переносятся в игру и учение, помогая овладеть ими. Неуспешность в деятельности, необученность, необразованность, в том числе невладение знаниями социально-этического характера влияют на уровень социального развития ребенка, его адаптацию в школе, среди друзей. Внешними причинами социально-педагогической запущенности в детском возрасте являются дефекты семейного воспитания, на которые наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в детском саду и школе, в частности дегуманизация педагогического процесса и семейного воспитания. Внутренними причинами возникновения и развития запущенности детей могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка: генотип, состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими и др.

Ребенок проходит через три стабильные воспитательные среды: семью, детский сад и школу. И каждая среда создает массу социально-педагогических ситуаций для его развития, которые по-разному отражаются на результатах последнего.

Социально-педагогическая запущенность есть длительное неблагоприятное для развития личности состояние ребенка, связанное с недостаточным, противоречивым или негативным воздействием на него социальной микросреды (внешние обстоятельства) и преломляющимся через внутренние условия.

Социально-педагогическая запущенность берет начало в раннем детстве примерно с трехлетнего возраста, т.е. совпадает с началом развития самосознания ребенка, его правилосообразного поведения и нормативной деятельности. При неблагоприятной ситуации развития признаки и проявления запущенности накапливаются и переходят в качественное образование — симптомокомплексы. Проявляются они сначала в поведении ребенка, не затрагивая его личность, находящуюся в стадии становления (дошкольное детство). В дальнейшем запущенность распространяется на личностный уровень.

При наличии неблагоприятной ситуации развития в семье, детском саду и школе затрагиваются все личностные структуры ребенка, начинают складываться дисгармонии психосоциального развития ребенка, нарушаются процессы формирования самосознания личности, тормозится развитие ее субъективных свойств. В итоге ребенок оказывается социально дезадаптированным. Выход из этой ситуации возможен лишь при изменении методов воспитания и обучения ребенка, при социальной работе с ним. В зависимости от характера динамики, выраженности признаков, уровня средовой адаптации и уровня овладения социально значимой деятельностью можно выделить латентную, начальную и выраженную степени социально-педагогической запущенности ребенка.
49. Не нашла
50. Методы психолого-педагогической коррекции социально-педагогической запущенности – это  способы и  приемы  специального воздействия на различные  сферы личности ребенка,  его   родителей и  педагогов  с целью преодоления  недостатков и  отклонений в  его  развитии,  восстановления в  качестве  субъекта деятельности,  общения и  самосознания,  реконструкции  и нормализации межличностных  отношений в микросоциуме  и  изменения  социально-педагогической  ситуации развития ребенка.  Эта группа методов  определяется по  субъекту (психологические  и педагогические);  по  объекту коррекции (направленные  на  запущенного ребенка и  его микросоциум);  по предмету коррекции (когнитивной,  эмоциональной,  поведенческой,  мотивационной,  коммуникативной  сферы );  по цели и содержанию (методы коррекции дисгармоний индивидуально-психологического  развития,  коррекции субъекта деятельности,  общения,  самосознания,  коррекции родительской и  профессиональной  компетентности).  Для  осуществления педагогической коррекции  запущенности детей  необходимы постоянная  работа учителя по  снятию напряжения, понимание,  доверие, анализ  конфликтных  ситуаций, позитивная  иррадиация  авторитета педагога  на  отношения  ребенка     со  сверстниками,  руководство ролевым взаимодействием детей  в игре,  ролевой диалог,  позитивное  стимулирование,  авансирование  успеха, его  создание, наглядные  опоры в  обучении,  комментируемое  управление,  опережающее консультирование,  эмоциональное  поглаживание,  ожидание   завтрашней  радости,  личностная перспектива ребенка. К методам психокоррекции,  используемым в  случаях  социально-педагогической  запущенности детей мы  относим когнитивную тренировку,  развитие произвольности поведения,    терапию искусством,  игровую коррекцию поведения,  ролевое  научение, коммуникативную игру,  статусное  перемещение детей,  замещение реального  партнера  по игре,  демонстрацию групповой поддержки, снижение  зависимости  от  учителя,  десенсибилизацию к оцениванию,  формирование  адекватной  самооценки школьных  успехов, отреагирования школьных страхов,  психологический массаж,  идентификацию и др.

Похожие:

46. Развивающая работа психолога с детьми младшего школьного возраста iconРао психокоррекционная и развивающая работа с детьми
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб пособие для студ сред пед учеб заведений / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева,...
46. Развивающая работа психолога с детьми младшего школьного возраста iconРао психокоррекционная и развивающая работа с детьми
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб пособие для студ сред пед учеб заведений / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева,...
46. Развивающая работа психолога с детьми младшего школьного возраста iconМетодические рекомендации по работе с одаренными детьми младшего школьного возраста
В связи с вышесказанным, приоритетной задачей современной школы становится развитие одаренности и творческого потенциала личности,...
46. Развивающая работа психолога с детьми младшего школьного возраста iconКакой эксперимент необходимо провести, чтобы подтвердить данную гипотезу?
При изучении памяти детей младшего школьного возраста была выдвинута гипотеза о том, что улучшение запоминания ими содержания литературных...
46. Развивающая работа психолога с детьми младшего школьного возраста iconТимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста
Для ее реализации необходимо широкое использование разнообразных средств и методов физической культуры как одного из важнейших условий...
46. Развивающая работа психолога с детьми младшего школьного возраста iconФакультет гуманитарных и прикладных наук
...
46. Развивающая работа психолога с детьми младшего школьного возраста icon1 Причины проявления страха у детей младшего школьного возраста
Понятие страха в современной детской психологии
46. Развивающая работа психолога с детьми младшего школьного возраста iconПрограмма принята на Совете Учреждения. Протокол №2 от 05. 12. 10
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа-детский сад» п Калининский...
46. Развивающая работа психолога с детьми младшего школьного возраста iconКнига 1 Система работы психолога с детьми разного возраста
А. О. Прохоров, доктор психологических наук (Казанский государственный педагогический университет)
46. Развивающая работа психолога с детьми младшего школьного возраста icon-
Когда дети младшего школьного возраста становятся жертвами алкогольного отравления. Уже факт того, что Котлас нуждается в детском...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница