Психология


Скачать 329.96 Kb.
НазваниеПсихология
страница1/3
Дата публикации18.07.2013
Размер329.96 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3


Словарь

по психологии

ПСИХОЛОГИЯ

Краткие характеристики основных понятий

  1. Высшие психические функции (ВПФ) – «сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, семиотически опосредствованные по психологическому строению и произвольные (сознательно выполняемые) по способу своего осуществления».

(Большой психологический словарь / сост. И общ. ред. Б.Г. Мещерикова, В.П. Зинченко. - СПб., 2004).

Т.о. ВПФ - системные психические процессы, которые формируются в коре головного мозга в процессе овладения любой деятельностью.
Эмоция -

  • «есть нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия» (К. Изард, 2000);

  • «особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности» (Большой психологический словарь / сост. И общ. ред. Б.Г. Мещерикова, В.П. Зинченко. - СПб., 2004).

2. Внимание - «процесс и состояние надстройки субъекта на
восприятие приоритетной информации, выполнение
поставленных задач» (Большой психологический словарь / сост.
И общ. ред. Б.Г. Мещерикова, В.П. Зинченко. - СПб., 2004).


  1. ^ Память определяют (БПС), как «запоминание, сохранение и
    воспроизведение индивидом его опыта».

Различают память буферную, память души, память иконическую, образную, оперативную, сенсорную, слуховую, смысловую, словесно - логическую, семантическую, механическую и т. д.

Р. С. Немов считает, что человек с рождения наделён генетической, кратковременной, непосредственной и непроизвольной памятью.

  1. Под представлением (БПС) понимается «образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путём его воспроизведения в памяти или воображении».

  2. Кроме воспроизводящей деятельности есть другой род представления: комбинирующий или творческий. «Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией», - Л. С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте».

^ В механизме развития воображения выделяются следующие компоненты:

  • восприятие как основу нашего творчества;

  • процесс переработки этого материала, состоящий из диссоциации (разложение на части) и ассоциации (объединение диссоциированных и изменённых элементов);

  • приведение в систему комбинаций отдельных образов;

  • кристализацию воображения во внешних образах.

6. Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ:

«Мышление как процесс представляет собой непрерывный обратимый перевод информации с языка симультанно- пространственных предметных гештальтов, представленных образами разных уровней обобщенности, на символически-операторный язык, представленный одномерными сукцессивными структурами речевых сигналов» (гл. 13).


  1. Мысль как структурная единица и результат мыслительного процесса в ее психологической специфичности представляет психически отраженное отношение как инвариант обратимого перевода с одного языка на другой (гл. 13).

  2. Возрастная и педагогическая психология две отрасли психологической науки, имеющие:




  • общий объект изучения развивающийся человек,

  • общую центральную проблему научного анализа -

изучение роли наследственности и среды в формировании и развитии психики человека;

разный предмет изучения.

9. Предметом ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ является
изучение фактов и закономерностей психического развития
человека в онтогенезе.


  1. Онтогенез (от греч. on, род. падеж ontos — сущее; генез), индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом от момента его рождения до конца жизни.

  2. Под развитием психики понимают «последовательные, прогрессирующие (хотя и включающие в себя отдельные моменты регресса) и, в целом, необратимые количественные и качественные изменения психики живых существ». (Большой психологический словарь. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. М., 2004).

  3. Основные задачи возрастной психологии:




  • раскрытие предпосылок, условий и движущих сил психического развития человека с момента его рождения до глубокой старости;

  • описание динамики отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных);

  • описание формирования свойств и качеств личности, возрастных и индивидуальных особенностей деятельности и общения.




  1. Предмет педагогической психологии - состоит в изучении психологических закономерностей обучения и воспитания, как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны педагога, воспитателя.

  2. Традиционно педагогическая психология рассматривается в единстве трех разделов:




  • психология обучения,

  • психология воспитания,

  • психология учителя.

15. Основные задачи педагогической психологии:

Изучение условий, факторов формирования психических новообразований под воздействием образования; - изучение механизмов и закономерностей освоения человеком социокультурного опыта в образовательном процессе.

  1. Под методом, в самом общем значении, понимаются как способы достижения цели, так и совокупность определённых правил, приёмов, норм познания и действия.

  2. Основной функцией метода признаётся организация и регуляция деятельности в любой её форме. В связи с этим выбор метода во многом определяет успешность овладения тем или иным видом деятельности.

  3. В философии под деятельностью обычно понимается специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

  4. Понятие метод в психологии означает совокупность приемов и операций практического (наблюдение, эксперимент, измерение и др.) и теоретического (идеализация, формализация и др.) освоения действительности.


20. Классификация методов Б.Г.Ананьева

Б.Г. Ананьев по характеру действия исследователя разделил методы исследования на 4 группы:

  1. Эмпирические методы - обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), эксперимент {лабораторный, полевой, естественный и др.), психодиагностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы), моделирование и биографический метод.

  2. Организационные методы - сравнительный, лонгитюдный, комплексный и др.

  3. Способы обработки данных математико-статистический анализ данных и качественное описание.

  4. Интерпретационные - генетические и структурные методы: классификация, типологизация и др.

21. Наблюдение — наиболее распространенный в педагогической
психологии эмпирический метод целенаправленного систематического восприятия, наблюдения за объектом, изучения объекта, результаты которого заносятся в специальные
протоколы
, где отмечается фамилия наблюдаемого, дата, время
и цель.


Занесённые данные подвергаются качественной и количественной обработке.

22. Основные требования к методу наблюдения:

  • Наблюдение должно иметь цель.

  • Наблюдение должно осуществляться по плану и фиксироваться документально (или фото, запись и т.п.).

  • Количество исследуемых признаков должно быть строго определено (минимизировано).

  • Психолого-педагогические условия лучше наблюдать в естественных условиях, учитывая, при этом, особенности педагогического процесса (исследование лучше проводить на 2-4 уроках, т.к. 1 уроке наблюдается сонливость, а на последнем усталость и т.п.).

  • ^ Сравнение должно быть корректным (применение одних и тех же критериев, оценок и т.п.) и др.




  1. Самонаблюдение — метод наблюдения человека за самим собой. Его особенность — субъективность. Этим объясняется использование его, чаще всего, в качестве дополнительного метода.

  2. Беседа — эмпирический метод получения информации в процессе общении с человеком, в результате его ответов на вопросы, которые фиксируются записью. Беседа может быть, как самостоятельным методом изучения человека, так и вспомогательным, например предваряющим эксперимент, терапию и т.д.

  3. Интервью — специфическая форма беседы, которое может использоваться, как для получения информации непосредственно о самом интервьюированном, так и о других людях.

  4. Анкетирование — метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы.

Различают виды анкетирования:

  • устное,

  • письменное,

  • индивидуальное,

  • групповое.

27. Эксперимент — центральный эмпирический метод научного
исследования.

Различают лабораторный и естественный эксперимент. Эксперимент может быть:

  • индивидуальным,

  • групповым,

  • краткосрочным,

  • длительным (по форме - это лонгитюдный метод).

28. Анализ продуктов деятельности (творчества) — метод
опосредствованного эмпирического изучения человека через
анализ, интерпретацию материальных и идеальных
(тексты,
музыка, живопись и т.д.) продуктов его деятельности. Метод
широко применяется в форме анализа ученических изложений,
сочинений, конспектов, выступлений, рисунков и т.п.

^ Пример: «В степи мирской, печальной и безбрежной...»

29. Тестирование - метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тест), имеющие определённую шкалу значений.

30. Основные сферы тестирования

  • образование,

  • профессиональная подготовка и отбор,

  • психологическое консультирование.

31. Основные этапы тестирования:

  • выбор теста (исходя из его цели и т.п.),

  • проведение теста,

  • интерпретация его результатов.

^ 32. Существуют различные классификации тестов.

Тесты могут быть:

  • вербальными и практическими;

  • групповыми и индивидуальными;

  • тесты скорости и тесты результативности;

  • в настоящее время активно применяется компьютерное тестирование.




  1. Вербальные тесты - тесты, материал которых в словесной форме.

  2. Практические тесты - тесты, материал которых представлен заданиями в наглядной форме (составление фигур, действия по образцу (*** пример в группе), перерисовывание и т.п.).



  1. Групповые тесты – тесты *** пример в группе), предназначенные для обследования группы (обычно максимально допустимое количество испытуемых 20-25 человек).

  2. ^ Индивидуально-ориентированные тесты тесты, предназначенные для обследования одного испытуемого, реализующие индивидуально-личностный подход к диагностике поведения и психологических особенностей испытуемого.

  3. Тесты личностные - направлены на измерение неинтеллектуальных проявлений личности (М.В. Гамезо, 2003). Разновидности:




  • ситуационные тесты;

  • объективные тесты действия.




  1. Тесты способностей - направлены на измерение отдельных аспектов интеллекта, психомоторных функций. Различают сенсорные, моторные, профессионализированные и др. тесты.

  2. ^ Тесты интеллекта - тесты диагностики общих способностей

субъекта, направленные на выявление уровня развития интеллекта (в своём большинстве они состоят в установлении аналогий, обобщений между терминами, понятиями и т.п.).

  1. ^ Тесты креативности - направлены на измерение творческих способностей личности (способности к быстрому решению проблемных ситуаций, отклонение от традиционных схем мышления и т.п.).

  2. Тесты скорости - направлены на измерение продуктивности работы, в которой основным показателем выступает время выполняемых задач.

  3. Тесты достижений - направлены на измерение знаний, умений, навыков.



  1. Эстетические тесты направлены на выявление предпочтений картин, рисунков, музыки и т.п.

  2. Физиологические тесты (ЭКГ, КГР и т.д.).

  3. Социометрический тест (разработан Я. Морено) — эмпирический метод изучения внутригрупповых межличностных связей, состоящий в ответах на вопросы определенного члена группы с целью выявления ее сплоченности, лидера группы и т.д.

  4. ^ Этапы психолого-педагогического исследования:




  • Подготовительный (знакомство с литературой, постановка целей, выдвижение гипотез на основе изучения литературы по проблеме исследования, его планирование).

  • Исследовательский.

  • Этап качественного и количественного анализа

  • Этап интерпретации.


47. В. Прейер признаётся основателем детской психологии

Книга немецкого ученого-дарвиниста XIX века Вильгельма Прейера "Душа ребенка", в которой автор описывает результаты своих наблюдений за развитием собственного сына.

^ 48. Психоаналитический подход.

3. Фрейд рассматривал поведение, как проявление биологических влечений, как результат деятельности подсознания. По его мнению:

  • существуют 3 компонента психики человека: «ид» («оно»), «эго» («я»), суперэго» («сверх-я»), взаимодействуя между собой, определяют поведение человека;

  • дети проходят 5 ступеней психосексуального развития, оказывающих влияние на всю последующую жизнь человека:

Оральная стадия (от рождения до 2-х лет).

^ Анальная стадия (от 2-х лет до 3-х лет).
  1   2   3

Похожие:

Психология iconКлиническая психология, статистика и методы оценки и измерения, экспериментальная...
Образование: бакалавр, Лондонский университет, 1938; Доктор философии. Лондонский университет, 1940
Психология iconСеминар №1 предмет, задачи и методы педагогической психологии
...
Психология icon1 неделя психология 4 курс
Специализации: «социальная психология» «психол. Консультирование» «психология управления»
Психология icon1. Психология управления: ее объект и предмет Психология управления...
Личность работника изучается рядом психологических дисциплин, таких как общая психология, психология труда, инженерная психология....
Психология iconЛекции по общей психологии Александр Романович Лурия
...
Психология iconМетодические рекомендации по изучению курса «Психология» (II часть)...
Кузнецова, Е. В. Методические рекомендации по изучению курса «Психология» (II часть) («Возрастная психология», «Педагогическая психология»,...
Психология iconРабочая программа учебной дисциплины социальная психология по специальности...
Безносов Д. С., Заварзина Л. В., Трофимов А. Б. Социальная психология: Учебная программа по специальности 020400 – «Психология» Под...
Психология iconШаповаленко И. В. Ш24 Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология)
Допущено Советом по психологии умо по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных...
Психология iconМетоды зоопсихологии Учебные вопросы: Зоопсихология и сравнительная психология
Дисциплина опд. Ф. 16 «Зоопсихология и сравнительная психология» относится к дисциплинам федерального компонента государственного...
Психология iconПсихология
Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие. М.: Изд-во Моск ун-та, 1984. — 272 с
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
userdocs.ru
Главная страница