Омский государственный педагогический университет


Скачать 133.83 Kb.
НазваниеОмский государственный педагогический университет
Дата публикации20.03.2013
Размер133.83 Kb.
ТипСамостоятельная работа
userdocs.ru > Психология > Самостоятельная работа


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет психологии и педагогики

Кафедра социальной педагогики
«Утверждаю»

Декан факультета психологии и педагогики

_________________ В.С. Пашкин

«31» августа 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

НАПРАВЛЕНИЕ 050700.62 (540600) ПЕДАГОГИКА

Профиль: 540608 – Социальная педагогика

по учебному плану набора 2008 года

форма обучения:^ ОЧНАЯ

срок обучения: 4 год
Степень (квалификация) – бакалавр педагогики
Составители:

Бурмистрова Е.В., к.п.н., доцент

кафедры социальной педагогики

Волгина Т.Ю., к.п.н., доцент

кафедры социальной педагогики

Аксютина З.А., к.п.н., доцент

кафедры социальной педагогики

Литвиненко Т.В., к.п.н., доцент

кафедры социальной педагогики

Рабочая учебная программа составлена на основании

Государственного образовательного стандарта 2005 г.,

рассмотрена на заседании кафедры социальной

педагогики от 30 августа 2011 г. Протокол № 1.

Заведующий кафедрой д.п.н., профессор

_______________________ С.А. Маврин

(подпись)
^

Рабочая программа одобрена


методическим советом факультета

психологии и педагогики

«31» августа 2011 г.

Председатель совета к.ф.н., доцент

____________________ В.С. Пашкин

(подпись)



О М С К – 2011
^

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ В ЧАСАХ ПО ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ





Курс

Семестр

Объем часов (по наличию видов занятий)

Форма

итогового

контроля

Общая трудоемкость

Аудиторные занятия

^ Самостоятельная работа


Всего

Лекции

Практические занятия
Семинары

^ Лабораторный практикум

Другие виды занятий
Всего


Курсовая работа



Реферат

^ Другие виды самостоятельной работы

4

8

4 нед.



















4 нед.










оценка

Предполагаемые базы практик: ГОУ СПО «Омский государственный колледж отраслевых технологий, строительства и транспорта», МУ «Центр социально-психологических услуг подросткам и молодежи САО г. Омска», МУ «Центр социально-психологических услуг подросткам и молодежи ЦАО г. Омска», МУ «Центр социально-психологических услуг подросткам и молодежи ЛАО г. Омска», МУ «Центр социальной помощи молодежи и подросткам «Шанс» КАО г. Омска», Социально-благотворительный образовательный фонд «Третьяковские традиции» г. Омска, ГУ Комплексный центр социального обслуживания населения «Любава» г. Омска, ГУ Комплексный центр социального обслуживания населения «Рябинушка» г. Омска, ГУ Комплексный центр социального обслуживания населения «Сударушка» г. Омска, МУ «Центр по работе с детьми и молодежью ОАО г. Омска», ГУ Омской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», МОУ «Детский дом № 7», МОУ «Детский дом № 10», Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 7 I вида.
^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа рассчитана на студентов, получающих подготовку социального педагога и ориентированных на работу в различных образовательных учреждениях.

Предлагаемая программа представляет собой один из возможных вариантов ее организации на основе нравственно-гуманистической концепции практической подготовки студентов, обучающихся по специальности «социальная педагогика».

Ведущая цель практики состоит в совершенствовании комплекса профессиональных умений по направлению специализации в процессе самостоятельной работы в должности социального педагога.

Задачи практики:

  1. Помочь студентам освоить функциональные обязанности социального педагога по направлению специализации и создать условия для приобретения ими профессионального опыта.

  2. Создать условия для самостоятельного проектирования и осуществления процесса социально-педагогической деятельности по решению проблем конкретного ребенка или группы.

  3. Создать условия для формирования мотивации к углубленному изучению теоретических и методических основ социальной педагогики.

  4. Создать условия для развития устойчивого интереса к опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работе в рамках своей профессиональной деятельности.

  5. Создать условия для развития творческого подхода к самостоятельной профессиональной деятельности.

  6. Создать условия для совершенствования всего комплекса профессиональных умений и личностных качеств, необходимых специалисту, для закрепления норм и правил профессионального этического кодекса социального педагога.

Особенностью практики является то, что студент в период ее прохождения самостоятельно выполняет обязанности социальных педагогов, проектирует собственную социально-педагогическую деятельность для решения конкретной проблемы ребенка в соответствии с выбранной специализацией, выполняет весь комплекс функций социального педагога, а не отельные виды деятельности.

Практика носит учебный характер и является завершающим этапом подготовки будущего социального педагога. По возможности, студент должен проходить ее в том учреждении, где собирается работать после окончания вуза. Желательно, чтобы содержание практики было так или иначе связано с научно-исследовательской деятельностью студента, а ее результаты нашли отражение и отражение в выпускной квалификационной работе студента.
^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ


Содержание практики


Задание

Виды деятельности

Форма отчетности
^

Подготовительный этап


Познакомиться с программой практики, распределением по объектам, со своими групповыми руководителями.

Участие в работе установочной конференции.

Оформить в дневнике практики:

  • цель и задачи практики

  • содержание заданий
^

Рабочий этап


1. Познакомиться с учреждением: выявить общие сведения об учреждении, его структуре, основных направлениях деятельности, о составе специалистов, их обязанностях, о проблемах учреждения.

Углубленно изучить нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учреждения, и функциональные обязанности специалистов.

Привести в дневнике перечень нормативно-правовых документов учреждения и перечень тех проблем, которые данное учреждение решает.

2. Познакомиться с социальным педагогом и ребенком (или группой детей), с которыми предстоит работать.

В беседе со специалистом ознакомиться с:

  • его должностными обязанностями;

  • планом работы;

  • проблемой ребенка или особенностями группы детей.

Зафиксировать в дневнике общие сведения:

  • об особенностях работы специалиста;

  • о детях, с которыми он работает, об их индивидуальных особенностях, проблемах, путях их решения.

3. Составить индивидуальный план работы.

Совместно с руководителем практики обозначить круг проблем для самостоятельного решения.

Привести в дневнике индивидуальный план и график работы.

4. Изучить и проанализировать направления социально-педагогической деятельности в данном учреждении.

Выявить структуру социально-педагогической деятельности в данном учреждении и содержание ее основных компонентов.

Представить в дневнике структуру и содержание социально-педагогической деятельности в данном учреждении.

5. Определить методологические подходы к проектированию собственной социально-педагогической деятельности по решению проблемы конкретного ребенка (группы детей).

Разработать структурно-функциональную модель деятельности социального педагога в данном учреждении.

Раскрыть содержание каждого компонента разработанной модели деятельности специалиста.

Определить условия функционирования социального педагога в данном учреждении.

6. Разработать и обосновать комплексную программу социально-педагогической помощи конкретному ребенку.

Провести диагностику проблемы ребенка.

Определить направления и виды социально-педагогической деятельности по решению проблемы ребенка в данном учреждении.

Выбрать методики и технологии, необходимые для решения проблемы ребенка, и обосновать свой выбор.

Выделить критерии оценки результативности социально-педагогической помощи ребенку.

Представить в дневнике разработанную программу (цели, содержание, используемые технологии).

7. Осуществить разработанную программу социально-педагогической помощи ребенку и оценить ее результативность.

Провести все мероприятия, предусмотренные разработанной программой.

Проанализировать результаты своей самостоятельной социально-педагогической деятельности, оценить их.

Зафиксировать в дневнике ход работы по осуществлению программы социально-педагогической помощи ребенку и ее результаты, представить их анализ и оценку.

8. Разработать вариант этического кодекса социального педагога с учетом специфики данного учреждения.

Проанализировать характер профессионально-этических взаимоотношений социального педагога с детьми, их родителями, коллегами в данном учреждении.

Представить в дневнике разработанный вариант этического кодекса социального педагога, включающего следующие разделы:

  • отношения с ребенком;

  • отношения с родителями;

  • отношения с коллегами, другими специалистами;

  • отношение к профессии;

  • нормы этикета.
^

Итоговый этап


1. Обобщить полученные на практике результаты.




Написать отчет по практике по установленной форме.

2. Подготовить и провести на заключительной конференции тематическое выступление.




Отзыв группового руководителя и оценка по практике.


Квалификационные требования

к профессиональным знаниям и умениям студента

После прохождения практики студент выпускного курса должен

знать:

  • содержание деятельности по повышению уровня социальной адаптации ребенка, группы детей посредством их личностного развития;

  • содержание деятельности по профилактике явлений дезадаптации (социальной, психологической, педагогической);

  • содержание деятельности по социальной реабилитации детей, которые имеют отклонения от нормы в физическом, психическом и социальном развитии;

  • содержание посреднической деятельности во взаимоотношениях ребенка или группы детей со средой;

  • основные методики и технологии работы социального педагога;

  • профессиональный этический кодекс социального педагога;

  • методологию и методы социально-педагогических исследований.

уметь:

  • анализировать опыт и практику работы специалистов в области социальной педагогики, свою собственную профессиональную деятельность;

  • диагностировать проблему ребенка на основе изучения особенностей ребенка и среды;

  • проектировать социально-педагогические программы помощи ребенку (планировать этапы и средства деятельности по достижению конкретного результата; осуществлять выбор средств, методов, приемов социально-педагогической деятельности; прогнозировать конечный результат деятельности);

  • самостоятельно реализовывать программу оказания социально-педагогической помощи и поддержки ребенку на основе знания ее концепции, методик и технологий; применять индивидуальные, групповые и коллективные формы работы;

  • организовывать социально-значимую деятельность в социуме, педагогически управлять и корректировать социальную ситуацию развития детей;

  • приводить в действие юридические, психологические, медицинские, педагогические механизмы предупреждения и преодоления негативных факторов развития и социализации ребенка;

  • использовать законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержки ребенку, его защиту;

  • интегрировать воспитательные возможности семьи, образовательных и социальных учреждений, социума для успешной социализации и реабилитации ребенка;

  • научно осмысливать результаты социально-педагогической деятельности и на основе этого совершенствовать ее формы, методы и технологии.
^

Отчетные документы по практике


Отчетные документы по практике сдаются на кафедру руководителю практике в течение двух недель после ее окончания и включают в себя:

  1. Индивидуальный план работы, в котором необходимо отразить все виды работ и мероприятия, проводимые в ходе прохождения практики.
^

Примерная форма индивидуального плана работы





Число/время проведения

Задание

^ Место проведения

Выполнение
















  1. ^ Дневник практики, в котором приводится индивидуальный план работы, ежедневные педагогические наблюдения практиканта, результаты всех предусмотренных программой по данному виду практики заданий, отчет о практике.



^
Примерная схема оформления дневника практики




  1. Титульный лист

Студент _____________________________________________________________

(ф.и.о.)

____________________________ ф-та, _________ курса, _____________ группы

Практика проводилась в _______________________________________________

_______________________________________ района г._____________________

Адрес учреждения ____________________________________________________

Телефон ____________________________________________________________

Факультетский руководитель ___________________________________________

____________________________________________________________________

(ф.и.о., должность, звание, место работы)

Групповой руководитель ______________________________________________

____________________________________________________________________

(ф.и.о., должность, звание, место работы)

Преподаватель-методист ______________________________________________


  1. Обязанности студента на практике.

  2. Программа практики:

  • цель практики

  • задачи практики

  • задания практики

  1. Индивидуальный план работы студента

  2. Содержание работы (по каждому дню практики), ее анализ

  3. Представление результатов заданий практики

  4. Аналитический отчет по практике:

  • что дала практика, что удалось, что было неудачным; причины;

  • какие недочеты были обнаружены в подготовке к практике;

  • собственная оценка результатов проведенной работы;

  • предложения по организации практики.


Подпись студента-практиканта

Дата


  1. Отзыв группового руководителя, в котором руководитель дает краткую характеристику работы студента в учреждении и оценивает ее результаты.


Примерная схема отзыва группового руководителя


        1. Наименование учреждения.

        2. Ф.И.О. студента.

        3. Сроки прохождения практики.

        4. Мотивация студента – интерес к данному конкретному виду практики и его соответствие желанию студента, интерес к работе данного конкретного учреждения.

        5. Активность студента. Отношение студента к практике. Соблюдение этических норм.

        6. Индивидуальные особенности студента – уверенность, открытость, готовность обсуждать возникающие проблемы. Стиль общения с ребенком и коллегами, готовность придти на помощь.

        7. Организация рабочего дня.

        8. Достижение целей и выполнение заданий практики.

        9. Качество выполнения заданий.

        10. Уровень сформированности профессиональных умений.

        11. Уровень профессионального самосознания студента, предполагающего четкое и зрелое определение своей профессиональной роли.

        12. Практическая помощь, оказанная студентом во время прохождения практики.

        13. Оценка за практику. Что положено в основу этой оценки?

        14. Укажите, в какой помощи со стороны вуза Вы нуждаетесь как руководитель практики. Ваши предложения по улучшению организации практики.


Подпись

Дата


Учебно-методическое обеспечение

^ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Основная литература:

  1. Методика и технология работы социального педагога [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. "Социальная педагогика" / П. А. Шептенко, Г. А. Воронина; Под ред. В. А. Сластенина. - 2-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2007. - 206 с.

  2. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Социальная педагогика" / М.В. Шакурова. - 4-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2007. - 266 с.

  3. Шептенко, П.А. Методика и технология работы социального педагога [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. "Социальная педагогика" / П. А. Шептенко, Г. А. Воронина; Под ред. В. А. Сластенина. - 2-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2007. - 206 с.

Дополнительная литература:

  1. Борытко, Н.М. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. специальностям / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; ред. Н. М. Борытко. - М. : AcademiA, 2009. - 492 с.

  2. Бурмистрова, Е.В. Методика и технология организации досуговой деятельности социальным педагогом [Текст] : учеб. пособие / Е. В. Бурмистрова ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2010. - 127 с.



Похожие:

Омский государственный педагогический университет iconПоздний возраст и стратегии его освоения издание 2-е, дополненное
Рецензенты: доктор социологических наук Т. Л. Александрова (Российский государственный профессионально-педагогический университет);...
Омский государственный педагогический университет iconФгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет»...
Фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет» состоится Форум студенческих общественных объединений
Омский государственный педагогический университет iconФгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет»...
Приглашаем вас принять участие во II международной студенческой научно-практической конференции «Молодежь в науке и образовании:...
Омский государственный педагогический университет iconУправление подготовки и аттестации научных кадров высшей квалификации...
Фгбоу впо «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»
Омский государственный педагогический университет iconРеспублики Беларусь Учреждение образования «Белорусский государственный...
Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
Омский государственный педагогический университет iconСовременное состояние исследований в отечественной экономической психологии
Экономическая психология. Семинар № Семенов М. Ю. Омский государственный технический университет
Омский государственный педагогический университет iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру по направлению...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный...
Омский государственный педагогический университет iconПапа, Бедный Папа
Экономическая психология. Семинар № Семенов М. Ю. Омский государственный технический университет
Омский государственный педагогический университет iconКонкурсная научная работа
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Нижегородский Государственный...
Омский государственный педагогический университет iconОмский государственный технический университет
Задание №…, Упражнение №… пишутся по центру и выделяются полужирным шрифтом; после них перед текстом задания удвоенный интервал не...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница