Программа по дисциплине опд. Ф. 05 Психолого-педагогическая антропология


НазваниеПрограмма по дисциплине опд. Ф. 05 Психолого-педагогическая антропология
страница1/5
Дата публикации20.07.2013
Размер0.58 Mb.
ТипПрограмма
userdocs.ru > Психология > Программа
  1   2   3   4   5


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Куйбышевский филиал

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»



УТВЕРЖДЕНО

Ученым советом факультета /института

________________ ____________________

(подпись) (И.О.Ф. председателя)

«_____» ______________ 2012 г.

Обсуждено на заседании кафедры

____________________________
Протокол №____ от «___» ________ 2012 г.

____________________________

(О. И. Ф. зав. каф.)

^ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОПД.Ф.05 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Направление: 050400 Педагогическое образование

Профиль: Психология образования

^ Степень: Бакалавр педагогики

Составитель:

Кузнецова Елена Владимировна,

к. психол. наук, доцент кафедры психологии

Куйбышев, 2012

^ 1. Цели и задачи дисциплины:
Курс «Психолого-педагогическая антропология» разработан для студентов очного отделения Куйбышевского филиала НГПУ, обучающихся по специальность 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр").

Основополагающей идеей курса является принцип гуманизма, наиболее адекватный современной социокультурной ситуации, ядро ко­торого составляет антропологическое знание - объективное представление о человеке как целостном и противоречивом существе.

Антропологическое знание многоаспектно. Оно интегрирует раз­нообразную информацию о биологической, психологической, социаль­ной, духовной природе человека. История накопления антропологичес­кого знания, взаимодействия различных научных школ и представле­ний имеет самостоятельную ценность для современного специалиста в области психологии и педагогики.

Использование антропологического знания в педагогике наибо­лее целостно, осознанно и оригинально было осуществлено в России К. Д. Ушинским и оказало серьезное влияние не только на отечес­твенную педагогику XIX века, но и на современную психологию и философию.

Педагогические технологии, признанные в настоящее время наибо­лее продуктивными, выросли из грамотного представления о ребенке как человеке, а не только объекте педагогического воздействия.

Особое значение в данном курсе имеют семинарские занятия. Они ориентированы на дискуссионное обсуждение проблем, связан­ных с развитием и воспитанием человека, и развивают способности студентов к профессиональной рефлексии, актуализируют стремление их к личностному росту.

^ Цель курса: приобщение к системе современных теоретических знаний о человеке и ребенке, его развитии, воспитании и образовании в ходе целостного педагогического процесса.

^ Задачи курса:

  1. ознакомить с научным представлением об общих теоретических принципах и важнейших методах психологии, а также основными научными понятиями психолого-педагогической антропологии;

  2. ознакомить с системой знаний о человеке как субъекте психической деятельности, о развитии и функционировании психики человека, об источниках его активности, закономерностях познавательной деятельности, особенностях сознания, природе человеческих способностей, личности и индивидуальности;

  3. способствовать развитию коммуникативных умений и интереса к познанию других и самопознанию;

  4. способствовать формированию научно обоснованной гуманистической идеологии, осмыслению с антропологических позиций традиционных и инновационных педагогических систем, своего собственного жизненного и педагогического опыта.

  5. формирование профессиональной компетентности в применении антропологических знаний в организации учебной деятельности и решении проблемных ситуаций.

Курс «Психолого-педагогическая антропология» позволяет получить целостное (теоретическое и историческое) знание о человеке междисциплинарного уровня, современное представление о ребёнке как человеке, его развитии и воспитании в пространстве, времени и культуре, о наиболее продуктивных для современной педагогики, идеологии, стратегии и технологии воспитания.

В основу курса положены несколько идей.

1. Гуманистическое педагогическое мировоззрение наиболее адекватно современной социокультурной ситуации. Его ядро составляет антропологическое знание - объективное представление о человеке как целостном и противоречивом существе.

2. Антропологическое знание многоаспектно. Оно интегрирует разнообразную информацию о биологической, психологической, социальной, духовной природе человека. История накопления антропологического знания, взаимодействия различных научных школ и представлений имеет самостоятельную ценность для современного специалиста в области педагогики и психологии.

3. Использование антропологического знания в педагогике, наиболее целостно, осознано и оригинально было осуществлено в России К.Д.Ушинским и оказало серьезное влияние не только на отечественную педагогику XIX века, но и на современную психологию, педагогику, философию.

4. Педагогические технологии, признанные сегодня наиболее продуктивными, выросли из грамотного представления о ребёнке как человеке, а не только как объекте педагогического воздействия.

Все лекции по курсу «Психолого-педагогическая антропология» раскрывают названные идеи.

Сквозные основные понятия курса: антропология, педагогическая антропология, человек, ребёнок, организм, психика, душа ребёнка, развитие человека как вида, развитие ребёнка, пространство и время развития человека, культура, человек в культуре, воспитание, ребёнок как объект и субъект воспитания и культуры, сотрудничество, содействие, диалог в воспитании.

Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских занятий. Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе, которая включает в себя выполнение инвариантных и вариативных заданий.
^ 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Место дисциплины. Дисциплина «Психолого-педагогическая антропология» относится к вариативному компоненту цикла Профессиональных дисциплин по направлению 050400 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР"). Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности.

Курс построен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ВПО, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2010 г. № 200.

Курс «Психолого-педагогическая антропология» входит в число важнейших наук о человеке, изучаемых на психологическом факультете института и уровень его преподавания может существенно влиять на широту кругозора и естественнонаучные основы мировоззрения, формируемые в процессе профессиональной подготовки специалистов этого профиля. Усвоение курса антропологии – дисциплины, находящейся на стыке множества естественных и гуманитарных наук, - должно помочь студентам выработать целостный взгляд на человека, на его становление как социально-биологического существа, занимающего уникальную позицию в мире и присущий только ему способ бытия.

Содержание учебной дисциплины «Психолого-педагогическая антропология» способствует становлению у студентов научно обоснованной гуманистической идеологии, помогает осмыслить с этих позиций новаторские и традиционные педагогические системы, осознать собственный жизненный и педагогический опыт.

Знания, умения и навыки, полученные в процессе освоения учебной дисциплины значимы для успешного усвоения таких модулей и дисциплин базового и вариативного компонента ФГОС ВПО, как «Философия», «Культура и межкультурные взаимодействия в современном мире», «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности», «Психология и педагогика развития детей», и др.
^ 3. Требования к уровню усвоения дисциплины

Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины:

Общекультурные компетенции (ОК):

  • способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);

  • готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-4);

  • способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);

  • владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; осознает сущность и значение информации в развитии современного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-7);

^ Профессиональные компетенции (ПК):

  • способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);

  • способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития (ОПК-9);


^ По окончании изучения дисциплины студенты должны:

знать:

категориальный аппарат курса, значение и смысл основных дефиниций дисциплины;

уметь:

  • анализировать существующие педагогические системы с точки зрения научно обоснованной гуманистической идеологии;

  • аргументировать природу неповторимо индивидуальных и всеобщих черт, свойств и качеств людей разных культур;

  • обосновывать роль и функции науки, культуры, идеалов для развивающегося человека;

  • использовать на практике результаты теоретических и экспериментальных исследований выдающихся психологов и педагогов, внесших большой вклад в развитие психологической науки;

владеть:

коммуникативными, организаторскими, когнитивными, научно-исследовательскими компетенциями, с целью реализации эффективного и продуктивного образовательного процесса.
^ 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа часа. Дисциплина изучается в 1 семестре.


№ п/п

Раздел дисциплины (изучаемые темы)


Виды и формы учебной работы

Формы текущего, промежуточного, итогового контроля с указанием кодов проверяемых компетенций

Лекции (ч.)

ПЗ

(ч.)

ЛЗ

(ч.)

СР

(ч.)

Раздел I. Введение в психолого-педагогическую антропологию

1

Психолого-педагогическая антропология как междисциплинарная отрасль человековедения.

2

2




8

Работа на практических занятиях, выполнение СРС, срезовые задания, экзамен

ОК-5, ОПК-8

2

История развития психолого-педагогической антропологии в России и за рубежом.

4

2




10

Работа на практических занятиях, выполнение СРС, срезовые задания, экзамен

ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7

Раздел II. Человека как предмет психолого-педагогической антропологии

3

Человек как одно из основных понятий психолого-педагогической антропологии


4







10

Работа на практических занятиях, выполнение СРС, срезовые задания, экзамен

ОК-1, ОК-4, ОК-5

4

Специфика развития человека в пространстве и времени

4

4

2

10

Работа на практических занятиях, выполнение СРС, срезовые задания, экзамен

ОК-1, ОК-4, ОК-5

Раздел III. Человек в контексте культуры

5.

Взаимодействие человека и культуры

4







10

Работа на практических занятиях, выполнение СРС, срезовые задания, экзамен

ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОПК-9

6.

Воспитание как антропологический феномен

4







10

Работа на практических занятиях, выполнение СРС, срезовые задания, экзамен

ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОПК-8, ОПК-9

Раздел IV. Педагогическая антропология

7.

Антропологические основания педагогики

4

2

2

10

Работа на практических занятиях, выполнение СРС, срезовые задания, экзамен

ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОПК-8, ОПК-9

























Итого

26

10

4

68

108



^ Вид учебной деятельности

Всего часов

Аудиторные занятия (всего)

40

Лекции (Л)

26

Практические занятия (ПЗ)

10

Лабораторные занятия (ЛЗ)

4

^ Самостоятельная работа

68

Вид итоговой аттестации

экзамен

Общая трудоемкость дисциплины


144

Зачетные единицы

4


^ 4.2. Содержание лекционных занятий

Раздел I. Введение в психолого-педагогическую антропологию

  1   2   3   4   5

Похожие:

Программа по дисциплине опд. Ф. 05 Психолого-педагогическая антропология iconПсихолого-педагогическая антропология

Программа по дисциплине опд. Ф. 05 Психолого-педагогическая антропология iconСеминарские занятия по курсу
Тема: Психолого-педагогическая антропология как отрасль современного человековедения
Программа по дисциплине опд. Ф. 05 Психолого-педагогическая антропология iconОрганизация самостоятельной работы студентов и формы контроля
Примерный перечень вопросов для итогового контроля знаний по курсу «Психолого-педагогическая антропология»
Программа по дисциплине опд. Ф. 05 Психолого-педагогическая антропология iconВопросы к экзамену по дисциплине «Технологии коррекционно-педагогической деятельности»
Основные понятия «психолого-педагогическая коррекция», «коррекционно-педагогическая деятельность» и др
Программа по дисциплине опд. Ф. 05 Психолого-педагогическая антропология iconПримерный перечень вопросов для итогового контроля знаний по курсу...
Предмет антропологии и ее методы. Основные направления в антропологии, ее связь с другими науками
Программа по дисциплине опд. Ф. 05 Психолого-педагогическая антропология iconГоу впо «Горно-Алтайский государственный университет» психолого- педагогическая практика
Психолого-педагогическая практика : рабочая тетрадь / под ред к. пед. н., доцента Опарина Р. В. — Горно-Алтайск : рио гагу, 2008....
Программа по дисциплине опд. Ф. 05 Психолого-педагогическая антропология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психолого-педагогическая коррекция»
Минимальные требования к содержанию дисциплины (выписка из госа по специальности)
Программа по дисциплине опд. Ф. 05 Психолого-педагогическая антропология iconПримерная схема изучения личности младшего школьника и составления...
Задание по психологии: психолого-педагогическая характеристика одного из учеников класса
Программа по дисциплине опд. Ф. 05 Психолого-педагогическая антропология iconДуховная антропология содержание духовная антропология духовная антропология...
Древнегреческая и восточная натуралистическая антропология: от философских идей к медицине
Программа по дисциплине опд. Ф. 05 Психолого-педагогическая антропология iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Философская антропология»
Экзаменационные вопросы по дисциплине «Философская антропология» для студентов 5 курса факультета философии и психологии
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница