Курс фп практические (семинарские) занятия по курсу «Психология труда» Занятие №1


Скачать 100.34 Kb.
НазваниеКурс фп практические (семинарские) занятия по курсу «Психология труда» Занятие №1
Дата публикации20.07.2013
Размер100.34 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы
Преподаватель:

Кузнецова Е.В.

3 курс ФП

Практические (семинарские) занятия

по курсу «Психология труда»

Занятие № 1.

Тема: Проблемы формирования конкурентоспособности специалиста на современном рынке труда

  1. Сущность трудовой деятельности. Значение труда в жизни человека (субъективные и объективные смыслы труда). Удовлетворенность трудом (см. Пряжников Н.С., Толочек В.А. (список литературы)).

  2. Человек и современный рынок труда. Проблемы профессионального и личностного развития.

  3. Понятие конкурентноспособности в современной психологии. Профессиональная компетентность как залог конкурентоспособности специалиста на современном рынке труда.

  4. Социально-психологические детерминанты достижения успеха в условиях современного российского общества.


Литература:

  1. Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1996.

  2. Куницына, В.Н. и др. Межличностное общение: Учебное пособие. – СПб., 2001. (Дано определение и понимание социального и эмоционального интеллекта как фактора достижения успеха).

  3. Кожевникова О.А. Компетентностный подход в обучении студентов вуза //Проблемы адаптации и самореализации личности в современных социокультурных условиях (Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) 24-25 ноября 2010г.) – Куйбышев, 2010. – С.116-121.

  4. Кошенова М.И. Инновации в образовании: проблема оценки качества обучения при помощи тестовой процедуры //Проблемы адаптации и самореализации личности в современных социокультурных условиях (Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) 24-25 ноября 2010г.) – Куйбышев, 2010. – С.124-131.

  5. Кузнецова Е.В. Интерактивное обучение как условие становления будущего профессионала //Проблемы адаптации и самореализации личности в современных социокультурных условиях (Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) 24-25 ноября 2010г.) – Куйбышев, 2010. – С.131-136.

  6. Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности. – М., 2008. (Глава 2.).

  7. Психологические проблемы самореализации личности / под ред. А.А.Реана, Л.А. Коростылевой. – СПб., 1998. (сборник статей)

  8. Родина О.Н. О понятии «успешность трудовой деятельности» // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. – 1996. - № 3. – С. 60-67.

  9. Толочек В.А. Современная психология труда. – СПб., 2005.

  10. Чищева И.Л. Организация социокультурного образовательного пространства посредством диалога //Проблемы адаптации и самореализации личности в современных социокультурных условиях (Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) 24-25 ноября 2010г.) – Куйбышев, 2010. – С.164-166.



Занятие № 2.

Тема: Условия профессиональной деятельности и эффективность труда
Вопросы для обсуждения:

  1. Стресс в профессиональной деятельности. Проявление синдрома «эмоционального выгорания» в социальных профессиях как следствие профессиональных стрессов.

  2. Мотивация труда (см. Пряжников Н.С.):

    • сущность трудовой мотивации. Теории трудовой мотивации (А. Маслоу, Д. Мак-Клелланд, В.Врум, Э.Лок, Дж. Аткинсон);

    • типы мотивации работников;

    • детерминанты профессиональной мотивации личности.

    • основные подходы к повышению мотивации труда.

  3. Понятие работоспособности. Стадии работоспособности, фазы работоспособности. Биоритмы и работоспособность. Динамика работоспособности (см. Толочек В.А.).

Литература:

  1. Ашитко Е.А. К вопросу профессионального становления личности будущего педагога //Проблемы адаптации и самореализации личности в современных социокультурных условиях (Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) 24-25 ноября 2010г.) – Куйбышев, 2010. – С.215-218.

  2. Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности. – М., 2008.

  3. Барабанова, Н.В. Изучение психологического содержания синдрома «выгорания» // Вест. Моск. ун-та. – 1995. - №1. – С.54.

  4. Белобрыкина О.А. Профессиональная мотивация: понятие, содержание, противоречия //Проблемы адаптации и самореализации личности в современных социокультурных условиях (Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) 24-25 ноября 2010г.) – Куйбышев, 2010. – С.218-225.

  5. Борисова, М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. - 2005. - N 2. - С. 96-104.

  6. Леонова, А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестн. Моск. ун-та. сер. 14. Психология. – 2000. - №3. – С.4-19.

  7. Козлова, О.В. Преодоление синдрома «профессионального выгорания» // Психология зрелости и старения. – 2003. - №1.- С.99.

  8. Костюнина А.А. Детерминанты профессиональной мотивации личности //Проблемы адаптации и самореализации личности в современных социокультурных условиях (Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) 24-25 ноября 2010г.) – Куйбышев, 2010. – С.240-249.

  9. Реан, А.А., Баранов, А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. – 1997. - №1. – С.57-64.

  10. Ронгинская, Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях// Психологический журнал. 2002. Т. 23. - №3. – С.85-95.

  11. Толочек В.А. Современная психология труда. – СПб., 2005.

  12. Форманюк, Т. В. «Синдром эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. – 1994. - №6. – С.57-64.


Занятие № 3.

Тема: Человек и профессия

  1. Понятие «профессия» в современной психологии

  2. Классификация профессий в зарубежной и отечественной психологии.

  3. Профессиональная идентичность (общее понятие идентичности (Эриксон, Марсиа и др.), профессиональная идентичность). Особенности развития.

  4. Понятие профессионализма.


Литература:

    1. Антонова, Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии 1996г. № 1 с. 131-143.

    2. Заковоротная, М.В. Идентичность человека: социально-философские аспекты./ М.В. Заковоротная.- Ростов-н/Д., 1999.

    3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – Екатеринбург, 2003.

    4. Исиагилова, Ф.С. К проблеме психологического анализа профессионального опыт// Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. – 2000. - № 2. – С. 16-26.

    5. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М., 1988.

    6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов, 1996.

    7. Климов Е.А. Психология профессионала. – Воронеж, 1996.

    8. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана – СПб., 2002. – с.465-473.

    9. Хрестоматия самопознания и саморазвития: 2т.- Самара: издательский дом «ВАХРАМ», 2000г.- С.45-96.

    10. Шнейдер, Л.Б. Идентичность: хрестоматия/ Сост. Л.Б. Шнайдер.- М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: изд-во НПО « МОДЭК», 2003.

    11. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. – М., 2004.


Занятие № 4.

Тема: Профессиональное самосознание и профессиографические основы изучения человека в труде.


  1. Принципы определения профессиональной пригодности и процесс ее формирования.

  2. Трудности изучения профессиональной деятельности в условиях современной России.

  3. Профессиограмма и психограмма. Виды профессиограмм.

  4. Профессионально важные качества (критерии оценок).

  5. Профессионально важные качества педагога, психолога.


Литература:

  1. Вачков И.В., Гришпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». – М., 2002.

  2. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – Екатеринбург, 2003.

  3. Иванова Е.М. Аналитическая профессиограмма как средство обеспечения профессиональной пригодности кадров // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. – 1989. - № 3. – С. 13-20.

  4. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М., 1997.

  5. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2001.

  6. Климов Е.А.. Психология профессионала. М., 1996.

  7. Климов Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми. – М. , 2001.


Занятие № 5.

Тема: Проблемы профессионального развития личности.

  1. Понимание профессионального развития личности в современной психологии.

  2. Факторы профессионального развития (психофизиологические, психологические, социально-про­фессиональные и социально-экономические).

  3. Периодизация профессионального развития в зарубежной и отечественной психологии.

  4. Кризисы профессионального становления.


Литература:

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – Екатеринбург, 2003.

  2. Климов Е.А.. Психология профессионала. М., 1996.

  3. Обознов А.А. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости.// Вопросы психологии. - 1998. - №8. – С. 3-5.

  4. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2001.

  5. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. – М., 2004.

  6. Электронный каталог!



Занятие № 6.

Тема: Профессиональное самоопределение личности

  1. Понятие «самоопределение» и «профессиональное самоопределение» в современной психологии.

  2. Основные компоненты профессионального самоопределения.

  3. Конфликты профессионального самоопределения. Проблема преодоления внутриличностных конфликтов профессионального самоопределения.

  4. Проблемы профессионального выбора.


Литература:

  1. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. - 1998. - №2. – С.25-36.

  2. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения// Вопросы психологии. - 1994. - №3. – С.9-15.

  3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – Екатеринбург, 2003.

  4. Климов Е.А.. Психология профессионала. М., 1996.

  5. Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего// Вопросы психологии. - 2001. - №1. – С.57-64.

  6. Обознов А.А. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости.// Вопросы психологии. - 1998. - №8. – С. 3-5.

  7. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. – М., 2002. – 270 с.

  8. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2001.

  9. Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л.М. Митиной. – М., 2003.

  10. Рафаева О.С., Хотиева Е.А. Саморазвитие личности и проблемы професионального самоопределения// Психология зрелости и старения. 2001. - №4. – С.29-69.

  11. Ярмолина Е.П. Психология профессионального самоопределения в социально-значимых видах труда// Психологический журнал. - 2001. -№5. – С. 69-78.



Занятие № 7.

Тема: Профессионально-обусловленные деформации личности

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие профессиональной деформации.

  2. Виды профессиональных деформаций личности.

  3. Социально-психологические детерминанты развития профессиональной деформации личности.

  4. Проблемы коррекции профессиональных деструкций профессионала.


Литература:

  1. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб, 2004.

  2. Введенский В. Н. Педагогическая профессия как социальный институт / В. Н. Введенский // Педагогика. - 2006. - N 2. - С. 59-65.

  3. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для вузов / Э.Ф. Зеер. – М., Екатеринбург, 2003.

  4. Маркова, А. К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. – М., 1993.

  5. Руденский, Е.В. Социально – психологическая деформация личности учителя / Е.В. Руденский // Педагог. – 1998. - №1. – С.22-24.

  6. Сиднева С. Плата за мастерство : о профессиональной деформации педагогов / Софья Сиднева // Школьный психолог (Прилож. к газ"Первое сентября"). - 2005. - N 6. - С. 11-13.

  7. Спиридонов, В. Клеймо учителя : о профессиональной деформации педагогов / В.Спиридонов// Школьный психолог(Прилож.к газ."Первое сентября"). - 2005. - N 6.-С.15-18.

  8. Трунов, Д. Г. И снова о профессиональной деформации / Д.Г.Трунов // Психологическая газета. - 2004.-№ 6.-С.32-34.

  9. Трунов, Д. Г. Профессиональная деформация личности практического психолога / Д.Г. Трунов // Психологическая газета. – 1998. - №1. – С.25-32.

  10. Шаталова, Н. И. Деформации трудового поведения работника /Н.И.Шаталова //СОЦИС.-2000.-№7.-С.26-33.

  11. Щербо И. Профессиональная деструкция учителя: что с нею делать? / Ирина Щербо; Московская средняя школа N 1071 // Народное образование. - 2005. - N 5. - С. 82-86.


Занятие № 8.

Тема: Психология профессионального здоровья

  1. Понятие здоровья. Виды здоровья.

  2. Проблемы сохранения профессионального здоровье личности.

  3. Психология безопасности. Основные проблемы исследований.

  4. Социально-психологические и психофизиологические показатели, определяющие подверженность травматизму.


Литература:

  1. Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: учеб пособие для студ. высш. пед. заведений. – М., 2005.

  2. Митина, Л. М. Профессиональное развитие и здоровье педагога: проблемы и пути решения // Вестник образования России. - 2005. - N 7.

  3. Электронный каталог!!!

Похожие:

Курс фп практические (семинарские) занятия по курсу «Психология труда» Занятие №1 iconСеминарские занятия Практическое занятие №1
Образование Древнерусского государства (основные этапы; норманнская и антинорманская теории)
Курс фп практические (семинарские) занятия по курсу «Психология труда» Занятие №1 iconПреподаватель: Кандидат психологических наук, доцент Кузнецова Елена...
Психология труда как научная дисциплина. Объект, предмет, задачи исследования психологии труда
Курс фп практические (семинарские) занятия по курсу «Психология труда» Занятие №1 iconКафедральные курсы для бакалавров на 2 семестр 2012/13 уч. Г
Практические занятия: Сб 10-40 Практические занятия по изл доц. О. А. Светакова, а. 198 /с 04/, Сб 10-40 Практические занятия по...
Курс фп практические (семинарские) занятия по курсу «Психология труда» Занятие №1 iconСеминарские занятия по курсу
Тема: Психолого-педагогическая антропология как отрасль современного человековедения
Курс фп практические (семинарские) занятия по курсу «Психология труда» Занятие №1 iconТемы сообщений на семинарские занятия. На 1 занятие (одна пара по этой теме)
Объект, предмет, цель и задачи логопедагогики. Теоретические основы логопедагогики и ее связь с другими науками
Курс фп практические (семинарские) занятия по курсу «Психология труда» Занятие №1 iconПрактические занятия практическое занятие№1. История географической науки
Путешествия древних русичей и вклад русских землепроходцев в открытие и освоение новых земель
Курс фп практические (семинарские) занятия по курсу «Психология труда» Занятие №1 iconТема I (2 часа) 5
Данный курс рассчитан на 72 часа. Из них: 36 часов отводится на лекционные занятия и 36 на семинарские. Кроме того, в течение семестра...
Курс фп практические (семинарские) занятия по курсу «Психология труда» Занятие №1 iconТематика семинарских занятий Семинарские занятия проводятся согласно...
Семинарские занятия проводятся согласно учебно-тематическому плану. На каждом занятии проверяется результативность самостоятельной...
Курс фп практические (семинарские) занятия по курсу «Психология труда» Занятие №1 iconСеминарские занятия
Гуманизм как педагогическая ценность. Складывание гуманистической парадигмы образования
Курс фп практические (семинарские) занятия по курсу «Психология труда» Занятие №1 iconВопросы на семинарские занятия по
Юридическая деонтология в системе правовых наук. Её связь с другими гуманитарными науками
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница