Методические рекомендации по изучению курса «Психология» (II часть) («Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная психология») /Е.


НазваниеМетодические рекомендации по изучению курса «Психология» (II часть) («Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная психология») /Е.
страница1/8
Дата публикации20.07.2013
Размер0.89 Mb.
ТипМетодические рекомендации
userdocs.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8


Федеральное агентство по образованию

Куйбышевский филиал государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический

университет»
Кузнецова Е.В.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ» (II часть)

(«Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная психология»)
Для студентов, обучающихся по специальностям

050301 – «Филология (русский язык и литература)»,

050303 – «Филология (Иностранный язык)»,

050201 - «Математика» с дополнительной специальностью 050202 «Информатика»

Куйбышев, 2007.

Рецензенты:

Кандидат психологических наук, доцент О.А. Белобрыкина.


^ Кузнецова, Е.В. Методические рекомендации по изучению курса «Психология» (II часть) («Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная психология») /Е.В. Кузнецова. – Куйбышев, 2007. – 49 с.

В методических рекомендациях представлены основные материалы по курсу «Психология» (II часть), работа с которыми позволит студенту теоретически и практически овладеть содержанием учебной дисциплины.

Материалы отобраны и систематизированы в соответствии со стандартом высшего профессионального образования на основе государственных требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника педагогического вуза по специальностям 050301 – «Филология (русский язык и литература)», 050303 – «Филология (Иностранный язык)», 050201 «Математика» с дополнительной специальностью 050202 «Информатика».

СОДЕРЖАНИЕ


  1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..4

  2. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА………………………………………………………………...6

  3. КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА…………………………………..9

  4. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ……………………………………...18

  5. ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ…………………….19

  6. ВОПРОСЫ (ЗАДАЧИ) ПРОБЛЕМНОГО ХАРАКТЕРА ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ………………………………………………………………….25

  7. ВОПРОСЫ, ВЫНОСИМЫЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ…………..31

  8. ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО УСВОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………….32

  9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ КУРСА………………………………………………………………………36

  10. ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………………………..40



ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемые методические рекомендации ориентированы на обеспечение помощи в процессе изучения учебного курса «Психология» (II часть). Основой курса «Психология» выступает интеграция научных достижений возрастной, педагогической и социальной психологии.

В методических рекомендациях представлены следующие разделы:

  1. Рабочая программа.

  2. Краткое изложение содержания лекционного курса.

  3. Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.

  4. Тематика практических (семинарских) занятий.

  5. Вопросы (задачи) проблемного характера для индивидуальной работы студентов.

  6. Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение.

  7. Вопросы для итоговой аттестации по усвоению учебной дисциплины.

  8. Список литературы, необходимой для изучения отдельных разделов курса.

  9. Глоссарий.

Представленная в первом разделе методических рекомендаций программа разработана на основе ГОС ВПО и адресована студентам очной и заочной форме в качестве дополнительного источника при изучении ключевых разделов курса «Психология» (II часть).

Во втором разделе коротко изложен материал лекционного курса по дисциплине. Принцип отбора материала для лекционного курса связан с логикой построения учебного процесса в высшей профессиональной школе.

В третьем разделе даются общие методические рекомендации по самостоятельной работе студентов при изучении «Психология» (II часть).

Тематика отраженных в четвертом разделе семинарских занятий представлена в логике изучения общего содержания учебной дисциплины и включает в себя:

а) примерный перечень вопросов для обсуждения на занятии;

б) список рекомендованной к каждой теме литературы.

Семинарские занятия по курсу «Психология» носят проблемный характер, для которых отбираются узловые, важнейшие разделы курса, составляющие концептуальную идею учебной дисциплины, являющиеся наиболее сложными для усвоения студентами и наиболее важными для будущей профессиональной деятельности. На семинарских занятиях проблемного характера в сотрудничестве с преподавателем студенты открывают для себя новые знания, постигают теоретические основы возрастной психологии.

Успешность достижения цели проблемного семинара обеспечивается совместными усилиями преподавателя и студенческой аудитории. На проблемном семинаре активизация мышления студентов осуществляется преподавателем с помощью создания проблемной ситуации. Для этого учебный материал представляется в форме учебной проблемы. Она имеет логическую форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом, который это противоречие объективирует. Неизвестным является ответ на вопрос, которое студент переживает как интеллектуальное затруднение. Проблемная ситуация возникает после обнаружения противоречий в исходных данных учебной проблемы.

В условиях проблемного семинара с помощью таких методических приемов как постановка проблемных вопросов, выдвижение гипотез и их подтверждение или опровержение, обращение к студентам за помощью и т.д. преподаватель побуждает студентов к совместному размышлению, дискуссии.

Проблемные вопросы и задачи, составляющие содержание пятого раздела, призваны ориентировать студентов относительно содержания программного учебного материала, обязательного для глубокого усвоения, а также ориентировать их на осмысление практической значимости теоретических знаний. Помимо этого, подобные задачи и вопросы, охватывающие основное теоретическое содержание основных разделов курса «Психология», входящих в учебную программу, ориентируют студентов как по глубине усвоения теоретических проблем (от знания до умения применять знание на практике), так и по «ширине» поля поиска информации, то есть обеспечивают целенаправленную учебную деятельность.

В шестом разделе представлены вопросы для обязательного самостоятельного изучения студентами, которые не были рассмотрены в рамках лекционного курса.

В седьмом разделе представлены материалы для итоговой аттестации по усвоению курса «Психология» (II часть).

В восьмом разделе представлен список литературы, включающий максимум наименований психологических трудов и учебников, необходимых для изучения разделов курса «Психология». Он разделен на обязательную и дополнительную литературу.

Список основной литературы направлен на выбор источников, в которых в той или иной мере отражены все изучаемые темы.

Дополнительная литература позволит осуществить поиск информации, которая будет полезна при подготовке к практическим занятиям, выполнении контрольной работы, подготовке к экзамену, а также при написании курсовой работы. Причем, список дополнительной литературы носит рекомендательный характер и допускает использование иных научных и методических источников (кроме популярных), к которым может обращаться студент при самостоятельной подготовке к практическим занятиям, экзамену или при написании контрольной, курсовой работ.

В девятом разделе методического пособия «Глоссарий» даны определения основных теоретических понятий курса «Психология» (II часть).

^ 1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Специальность - 050301 – «Филология (русский язык и литература)», 050303 – «Филология (Иностранный язык)», 050201 «Математика» с дополнительной специальностью 050202 «Информатика»

Программа курса разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Курс предназначен для студентов 2 курса дневного отделения и рассчитан на 60 часов лекционного материала, 14 часа семинарских и 8 часов лабораторных занятий. В программу включена самостоятельная работа студентов. Завершается курс экзаменом.
^ ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА
ОПД. Ф. 01

Психология
Возрастная психология. Предмет, задачи, методы возрастной психологии. Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основные новообразования. Особенности развития ребенка в разных возрастах.
Педагогическая психология. Предмет и задачи педагогической психологии. Понятие учебной деятельности. Психологическая сущность и структура учебной деятельности. Проблема соотношения обучения и развития. Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Психологические причины школьной неуспеваемости. Мотивация учения. Психологическая готовность к обучению. Психологическая сущность воспитания, его критерии. Педагогическая деятельность: психологические особенности, структура, механизмы. Психология личности учителя. Проблемы профессионально-психологической компетенции и профессионально-личностного роста. Учитель как субъект педагогической деятельности.
Социальная психология. Предмет социальной психологии. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Группа как социально-психологический феномен. Феномен группового давления. Феномен конформизма. Групповая сплоченность. Лидерство и руководство. Стадии и уровни развития группы. Феномен межгруппового взаимодействия. Этнопсихология. Проблемы личности в социальной психологии. Социализация. Социальная установка и реальное поведение. Межличностный конфликт.
^ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА, ЕГО МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Курс «Психология» (II часть) предназначен для знакомства студентов с основополагающими проблемами возрастной психологии, педагогической психологии и социальной психологии. Особое внимание обращается на глубокий теоретический анализ основных психологических теорий современной психологической науки и на непосредственное использование теоретических знаний при разрешении конкретных психолого-педагогических ситуаций.

В данном контексте рассматриваются основополагающие проблемы образования педагога и учащихся как субъектов учебной и педагогической деятельности, учебно-педагогического сотрудничества и общения. Рассматриваются развивающее и проблемное обучение, мотивация учебной деятельности и «барьеры» в педагогическом взаимодействии и общении в учебно-педагогической деятельности.

Актуальные задачи, поставленные перед педагогами современной социальной ситуацией, определили основную цель дисциплины – освоение будущими специалистами системы психологических знаний, формирование практических умений применения этих знаний в профессиональной деятельности.

Тем самым акцент в изучении материала курса обращен не на его запоминание и последующее воспроизведение, а на формирование психологического мышления, как главного условия профессиональной компетентности будущего учителя.

Реализация поставленной цели предполагает решение взаимообусловленных образовательных задач:

  • Способствовать интеграции и систематизации психологических знаний будущих специалистов.

  • Сформировать у студентов ответственное и позитивно-ценностное отношение к психолого-педагогическому знанию, учебно-познавательную мотивацию.

  • Способствовать формированию профессионального мышления будущих педагогов, опыта творческого использования знаний по возрастной, педагогической и социальной психологии в практике образовательного процесса современной школы.

  • Формировать и развивать у студентов навыки социально-психологического анализа и прогнозирования организации обучения, воспитания учащихся, эффективности профессионально-педагогической деятельности.

  • Способствовать развитию у студентов психологической готовности к решению прикладных задач профессиональной деятельности.


При изучении содержания курса большое место занимает организация самостоятельной работы студентов, их подготовку к семинарским занятиям.

В зависимости от количества часов по учебному плану и дополнительной специальности преподаватель вправе в рамках программы варьировать уровень подробности, строгости и последовательность изложения материала. Также программа может быть адаптирована для студентов заочной формы обучения.
^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИАЛИНЫ
Студент, изучивший дисциплину «Психология» (II часть) должен:

Знать:

  • цели и содержание курса «Психология»;

  • психологическую специфику процессов развития, обучения, образования, воспитания;

  • сущность основных парадигм и психологических теорий.

Уметь:

  • проводить психологический анализ содержания деятельности, подлежащей освоению при обучении;

  • аргументировать собственные утверждения;

  • соотносить теоретические положения и реальности образовательного пространства.

Общие методические указания студентам

При изучении курса «Психология» студентам рекомендуется:

  • систематически вести записи лекций;

  • систематически готовиться к семинарским занятиям по всем предложенным темам, активно участвовать в их обсуждении;

  • вести словарь по основным научным терминам и понятиям, изучаемым в рамках дисциплины;

  • посещать консультации преподавателей по изучаемым вопросам учебной дисциплины.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Методические рекомендации по изучению курса «Психология» (II часть) («Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная психология») /Е. iconШаповаленко И. В. Ш24 Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология)
Допущено Советом по психологии умо по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных...
Методические рекомендации по изучению курса «Психология» (II часть) («Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная психология») /Е. icon1 неделя психология 4 курс
Специализации: «социальная психология» «психол. Консультирование» «психология управления»
Методические рекомендации по изучению курса «Психология» (II часть) («Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная психология») /Е. iconКлиническая психология, статистика и методы оценки и измерения, экспериментальная...
Образование: бакалавр, Лондонский университет, 1938; Доктор философии. Лондонский университет, 1940
Методические рекомендации по изучению курса «Психология» (II часть) («Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная психология») /Е. iconРабочая программа учебной дисциплины социальная психология по специальности...
Безносов Д. С., Заварзина Л. В., Трофимов А. Б. Социальная психология: Учебная программа по специальности 020400 – «Психология» Под...
Методические рекомендации по изучению курса «Психология» (II часть) («Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная психология») /Е. iconМетодические указания по изучению дисциплины, подготовке к семинарским...
«Связи с общественностью», 020400 «Психология», 350500 (022100) «Социальная работа», 061200 «Менеджмент в социальной сфере», 350800...
Методические рекомендации по изучению курса «Психология» (II часть) («Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная психология») /Е. iconВозрастная и дифференциальная психология издательство с. Петербургского
Возрастная и дифференциальная психология. — Спб.: Питер, 2001. — 224 с. — (Серия «Учебник нового века»)
Методические рекомендации по изучению курса «Психология» (II часть) («Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная психология») /Е. iconВопросы к экзамену по дисциплине «Психология (возрастная и педагогическая)»
Социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, основные новообразования
Методические рекомендации по изучению курса «Психология» (II часть) («Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная психология») /Е. iconУчебники: Андреева «Социальная психология»
Социальная психология как наука. История формирования социально-психологических идей
Методические рекомендации по изучению курса «Психология» (II часть) («Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная психология») /Е. iconУчебники: Андреева «Социальная психология»
Социальная психология как наука. История формирования социально-психологических идей
Методические рекомендации по изучению курса «Психология» (II часть) («Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная психология») /Е. iconСеминар №1 предмет, задачи и методы педагогической психологии
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница