«Психологические учения античности (VI в до н э. V в н. э.)». Часть 1




Скачать 225.99 Kb.
Название«Психологические учения античности (VI в до н э. V в н. э.)». Часть 1
Дата публикации20.07.2013
Размер225.99 Kb.
ТипЛитература
userdocs.ru > Психология > Литература
Преподаватель: Кузнецова Е.В.
ПРАКТИЧЕСКИЕ (СЕМИНАРСКИЕ) ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ

«ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ»

Для студентов 4 курса ФП

Семинар № 1

«Психология как часть философии и естествознания»:

Тема: «Психологические учения античности (VI в. до н.э. - V в. н.э.)». Часть 1.

Вопросы для обсуждения:

1. Как в своих верованиях и мифах представляли душу первобытные люди?

Источники: № 2, с. 23-26; № 3, с. 24-35; № 4, с. 37-38.

2. Кратко опишите основное содержание учений ионийских философов VI в. до н.э.: Фалеса (милетская философская школа, 624-547 гг. до н.э.), Анаксимена (V в. до н.э.), Анаксимандра (VI в. до н. э.), Гераклита (VI-V вв. до н. э.).

Источники: № 2, с. 26-40; № 3, с. 35-38; № 4, с. 12, 47, 38-41.

3. Опишите ключевые понятия и основное содержание учения Эмпедокла (487-424 гг. до н.э.) о четырех стихиях.

Источники: № 3, с. 24-45; № 4, с. 258, 288-297.

4. Атомистический материализм Демокрита (460-370 гг. до н.э.):

а) что Демокрит говорил о происхождении и природе души?

б) что Демокрит понимает под ощущениями и мышлением?

в) каково содержание идеи детерминизма системы Демокрита и проблемы свободы действий человека?

Источники: № 1, с. 127; № 2, с. 31-34; № 3, с. 39-44; № 4, с. 262-266; 288-292.

5. Философская школа Эпикура (341-270 гг. до н.э.):

а) какие представления Демокрита о душе проявились в философской школе Эпикура?

б) в чем проявилась этическая направленность системы (учения) Эпикура?

Источники: № 1, с. 627; № 2, с. 26-28, 30-34; № 3, с. 65-70; № 4, с. 48-49.

6. В чем проявился материализм представлений Тита Лукреция Кара (99-55 г.г. до н.э.) "о природе вещей"?

Источники: № 2, с. 26-37; № 3, с. 66-67; № 4, с. 48-49.

Литература для подготовки:

  1. Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко / 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 672 с.

  2. Ждан, А. Н. История психологии [Текст]: от античности к современности / А. Н. Ждан. - 3-е изд., исправл. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 512 с.

  3. Марцинковская, Т. Д. История психологии [Текст]: учеб. пос. для студентов высших учебных заведений / Т. Д. Марцинковская. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 544 с.

  4. Петровский, А. В. История психологии [Текст]: учеб. пос. для высшей школы / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1994. - 448 с.

Семинар № 2.

«Психология как часть философии и естествознания»:

Тема: «Психологические учения античности (VI в. до н.э. - V в. н.э.)». Часть 2.
Вопросы для обсуждения:

1. Дайте общую характеристику учения софистов (V в. - первая половина IV в. до н.э.).

Источники: № 2, с. 40-61; № 3, с. 45-64; № 4, с. 40-46.
2. Каковы основные положения учения Сократа (470-399 гг. до н.э.) о душе? Дайте их характеристику:

а) каким образом в учении Сократа соотносятся понятия "знание" и "нравственный поступок"?;

б) почему знание является основанием нравственного поступка?

в) каковы принципы и правила проведения сократической беседы?

Источники: № 2, с. 40-41; № 3, с. 45-48; № 4, с. 41.
3. Учение Платона (427-347 гг. до н.э.) о душе:

а) дайте общую характеристику учения Платона о душе. Почему Платона называют учеником Сократа (в чем конкретно это проявилось)?

б) как и в чем проявляется душа согласно Платону? Как Платон доказывал бессмертие души?

в) согласно Платону, можно ли воспитывать душу? Если да, то каким образом?

г) как повлияли идеи Платона на дальнейшее развитие психологии античности, Средневековья и Нового времени?

Источники: № 1, с. 387; № 2, с. 40-49; № 3, с. 48-55; № 4, с. 42-43; № 5, с. 8.
4. Психологические воззрения Аристотеля (384-322 гг. до н.э.):

а) какое определение души дает Аристотель? Какие виды души он выделил?

б) что, по мнению Аристотеля, представляют собой процесс познания, аффекты, чувства и воля?

в) опишите основное содержание учения Аристотеля о видах действий человека;

г) опишите основное содержание учения Аристотеля о характере. Кто из учеников Аристотеля продолжил его учение о характере и в чем его основная суть?

Источники: № 1, с. 39; № 2, с. 49-60; № 3, с. 55-64; № 4, с. 43-46.
Литература для подготовки:

  1. Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко / 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 672 с.

  2. Ждан, А. Н. История психологии [Текст]: от античности к современности / А. Н. Ждан. - 3-е изд., исправл. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 512 с.

  3. Марцинковская, Т. Д. История психологии [Текст]: учеб. пос. для студентов высших учебных заведений / Т. Д. Марцинковская. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 544 с.

  4. Петровский, А. В. История психологии [Текст]: учеб. пос. для высшей школы / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1994. - 448 с.

  5. Смит, Р. История психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Роджер Смит. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 416 с.

Семинар №3

Тема: «Проблемы психологии в средние века и эпоху Возрождения

(VIXVI вв.)».

Вопросы для обсуждения:

1. Дайте описание общественно-исторических условий развития научной и философской мысли в средние века и в эпоху Возрождения:

а) какое влияние на развитие общественно-исторической жизни Средневековья оказала церковь?

б) в чем и как проявилась связь средневековой научной и философской мысли с идеями античных философов?

в) какое место занимают научные и философские взгляды представителей европейской, арабской, китайской и других культур в общем ходе развития средневековой науки?

Источники: № 2, c. 69-84; № 3, с. 82-89; № 4, с. 55-62.

^ 2. Какую роль оказала арабская научная и философская мысль в развитии психологических идей Средневековья:

а) раскройте содержание ключевых психофизиологических идей, развиваемых в учении Ибн-Сины (Авиценны) (980-1037): проблема разделения психологии на две части, физиологическая психология, проблема эмоций и их роль в жизни человека и пр.;

б) раскройте содержание основных идей Ибн-аль-Хайсама (Альгазена) (965-1039);

в) каково содержание основных идей Ибн Рушда (Аверроэса) (1126-1198)?

Источники: № 2, с. 74; № 3, с. 92-96; № 4, с. 55-60; № 5, с. 11.

3. Опишите основные психологические идеи томистического учения (от слова "томизм") Фомы Аквинского (1225-1274).

Источники: № 2, с. 75-79; № 3, с. 96-97; № 4, с. 58-59; № 5, с. 11-13.

4. Каким образом идеи Роджера Бэкона (1225-1294) повлияли на зарождение эмпирической методологии? Какие методы, согласно Р. Бэкону, лежат в основе научного познания?

Источники: № 2, с. 79-80; № 3, с. 97-98; № 4, с. 62.

5. Охарактеризуйте отношение к проблеме человека гуманистов эпохи Возрождения: Данте, Боккачио, Петрарки, Эразма Роттердамского и др.

Источники: № 2, с. 80-82; № 3, с. 99-102; № 4, с. 60-62.

6. Учение о душе Френсиса Бэкона (1561-1626):

а) в чем проявилась критика Ф. Бэконом психологии Аристотеля? Каково было новое понимание души в его работах?

б) каковы основные положения учения Ф. Бэкона о познании и о роли вспомогательных средств в познавательной деятельности человека?

в) какую роль в процессе познании Ф. Бэкон придавал опыту? Опишите виды опытов.

Источники: № 1, с. 65; № 2, с. 84-87; № 3, с. 109-112; № 4, с. 62; № 5, с. 11-12.

Литература для подготовки:

  1. Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко / 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 672 с.

  2. Ждан, А. Н. История психологии [Текст]: от античности к современности / А. Н. Ждан. - 3-е изд., исправл. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 512 с.

  3. Марцинковская, Т. Д. История психологии [Текст]: учеб. пос. для студентов высших учебных заведений / Т. Д. Марцинковская. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 544 с.

  4. Петровский, А. В. История психологии [Текст]: учеб. пос. для высшей школы / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1994. - 448 с.

  5. Смит, Р. История психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Роджер Смит. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 416 с.

Семинар № 4.

Тема: «Выделение сознания в качестве критерия психики в рационалистической философии».

Вопросы для обсуждения:

1. Рационалистическая философия Рене Декарта: основные научные проблемы и их решение в философии Декарта (1596-1650).

1.1 Опишите наиболее важные философско-психологические идеи философии Декарта с точки зрения С.Л. Рубинштейна: что говорит С.Л. Рубинштейн о развиваемых Декартом идеях рефлекса, сознания, аффектов, идее соотношения души и тела, месте сознания в жизни человека?

1.2 Единственным методом познания, по мнению Декарта, является сомнение. Почему Декарт так думал, в чем проявляется это сомнение, в чем он предлагает сомневаться и какую роль в сомнении занимает мышление?

1.3 Какие два явления окружающего мира явились основой для развития так называемого дуализма философской теории Декарта? Предложите 5 отличий, которые выделил Декарт между этими двумя явлениями.

1.4 Декарт считается одним из первых, кто ввел в науку понятие "рефлекс". Опишите идею Декарта о рефлекторной природе поведения человека и механизме действия рефлекса.

1.5 В сочинении "Страсти души" Декарт предложил свое понимание эмоциональной, чувственной жизни человека. Опишите причины и источники страстей, виды страстей, как можно воспитывать страсти и какова при этом роль разума, воли и опыта?

Источники: № 1, с. 125-126; № 2, с. 88-100; № 3, с. 112-119; № 4, с. 63-68; № 5, с. 86-94; № 6, с. 15-17.

^ 2. Философское учение Бенедикта Спинозы (1632-1677).

2.1 Философское учение Спинозы чаще всего противопоставляют дуалистическому учению Декарта. В чем состоит главное отличие дуализма Спинозы от монизма Декарта?

2.2 Что такое монизм учения Спинозы и чем он отличается от дуализма учения Декарта?

2.3 Какое место в учении Спинозы занимает понятие субстанции и какими двумя специфическими характеристиками оно обладает?

2.4 Спиноза дал развернутое представление о познании. Какие три рода познания он предложил выделять и какие четыре способа приобретения знания он выделил?

2.5 Что Спиноза понимал под аффектами и какие их виды он выделил?

Источники: № 1, с. 527; № 2, с. 100-106; № 3, с. 119-125; № 4, с. 67-68, 243-245; № 5, с. 86-94.
Литература для подготовки:

  1. Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко / 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 672 с.

  2. Ждан, А. Н. История психологии [Текст]: от античности к современности / А. Н. Ждан. - 3-е изд., исправл. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 512 с.

  3. Марцинковская, Т. Д. История психологии [Текст]: учеб. пос. для студентов высших учебных заведений / Т. Д. Марцинковская. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 544 с.

  4. Петровский, А. В. История психологии [Текст]: учеб. пос. для высшей школы / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1994. - 448 с.

  5. Рубинштейн С.Л. Развитие психологии в Новое время // Хрестоматия по курсу Введение в психологию. - М.: РПО, 1999. - С. 86-94.

  6. Смит, Р. История психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Роджер Смит. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 416 с.



Семинар № 5

Тема: «Оформление эмпирической психологии сознания»

Вопросы для обсуждения:

1. Эпифеноменалистическое учение Томаса Гоббса (1588-1679) о сознании.

1.1 Как в учении Гоббса объясняется соотношение материального и духовного в жизни человека? Что означает определение сознания как "эпифеномена"?

1.2 Какова, по мнению Гоббса, структура психики и как соотносятся понятия "психика" и "ощущения"?

1.3 Какие виды способностей выделяет Гоббс и какова их природа (способности являются приобретенными или врожденными)?

Источники: № 1, с. 109; № 2, с. 107-110; № 4, с. 131-133; № 5, с. 69-70.
2. Эмпирическая философия сознания Джона Локка (1632- 1704).

2.1 Какую роль играет, по мнению Локка, опыт в жизни человека и какие источники опыта он выделял?

2.2 Результатом приобретаемого опыта являются идеи, которые Локк подразделял на два вида. Какие это идеи и какие качества в вещах им соответствуют?

2.3 Опишите схему формирования сложных идей, предложенную Локком, и место в ней ассоциации.

Источники: № 1, с. 269; № 2, с. 110-115; № 4, с. 133-139; № 5, с. 70-71; № 7, с. 19-22.
3. Философско-психологическое учение Готфрида Лейбница (1646-1716).

3.1 Дайте определение понятиям "психофизическая проблема" и "психофизиологическая проблема".

3.2 Каково содержание учения Лейбница о "предустановленной гармонии"?

3.3 В отношении какой идеи Лейбниц был не согласен с Локком?

3.4 Какое место бессознательным процессам в психике человека отводил Лейбниц?

Источники: № 1, с. 453, 451, 260; № 2, с. 115-118; № 5, с. 68-69, 71; № 7, с. 18-19.
4. Психологические взгляды Христиана Вольфа (1679-1754).

4.1 Каково, по мнению Х. Вольфа, содержание "эмпирической" и "рационалистической" психологии?

4.2 Опишите содержание теории способностей Х. Вольфа.

Источники: № 2, с. 144-145; № 3, с. 21-25; № 4, с. 150-152; № 6, с. 238-241.

Литература для подготовки:

1. Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко / 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 672 с.

2. Ждан, А. Н. История психологии [Текст]: от античности к современности / А. Н. Ждан. - 3-е изд., исправл. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 512 с.

3. Мазилов, В. А. Методология психологии [Текст]: учебное пособие / В. А. Мазилов. - Ярославль: МАПН, 2007. - 344 с.

4. Марцинковская, Т. Д. История психологии [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т. Д. Марцинковская. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 544 с.

5. Петровский, А. В. История психологии [Текст]: учебное пособие для высшей школы / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1994. - 448 с.

6. Смит, Р. История гуманитарных наук [Текст]: / Роджер Смит. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008. - 392 с.

7. Смит, Р. История психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Роджер Смит. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 416 с.

Семинар № 6

Тема: «Становление ассоциативной психологии».

Вопросы для обсуждения

1. Какое развитие получило понимание "ассоциации идей" в трудах Джорджа Беркли (1685-1753)?

2. Охарактеризуйте основные положения теории зрительного восприятия Дж. Беркли.

Источники: № 1, с. 56; № 2, с. 119; № 4, с. 154-156; № 5, с. 74-76.

3. Как и в чем проявилось распространение Дэвидом Юмом (1711-1776) принципа ассоциации на познавательную деятельность?

Источники: № 1, с. 634; № 2, с. 120-121; № 4, с. 156-158; № 5, с. 74-76.

4. Первая система ассоциативной психологии Дэвида Гартли (1705-1757):

4.1 Каковы, согласно Д. Гартли, физиологические основы психических явлений?

4.2 Из каких структурных элементов состоит психика, каким образом элементы психики взаимосвязаны между собой?

4.3 Каким образом Д. Гартли использовал принцип ассоциации при объяснении психических процессов и движений?

4.4 Какое влияние оказала теория Д. Гартли на последующее развитие ассоциативной психологии и каково ее общественное значение?

Источники: № 1, с. 95-96; № 2, с. 121-125; № 3, с. 158-161; № 4, с. 245-246, 272-276.

5. Основные направления развития ассоциативной психологии в XIX в: Классическая английская ассоциативная психология в XIX в.

5.1 Охарактеризуйте содержание идей Томаса Брауна (1778-1820).

5.2 Как работы Джеймса Милля (1773-1836) повлияли на развитие классического английского ассоцианизма?

5.3 Каково основное содержание "Ментальной механики" Дж. Милля?

Источники: № 2, с. 158-172; № 4, с. 166-168; № 5, с. 84.

6. Эволюционный ассоцианизм Герберта Спенсера (1820-1903).

6.1 Как Г. Спенсер характеризует общий закон эволюции?

6.2 Опишите основные положения учения о развитии психики Г. Спенсера; в чем проявился натурализм при трактовке Г. Спенсером психики человека?

6.3 Какое определение предмета психологии предложил Г. Спенсер, в чем его новизна?

Источники: № 2, с. 167-172; № 4, с. 174-176; № 5, с. 91-92; № 6, с. 157-161; № 7, с. 316-324; № 8, с. 84-89.

7. Как ассоцианизм повлиял на формирование психологии как самостоятельной научной дисциплины?

Источники: № 1, с. 41; № 2, с. 158-172; № 3, с. 37-40; № 4, с. 163-176; № 5, с. 82-85; № 6, с. 157-161; № 8, с. 84-89.
Литература для подготовки:

  1. Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко / 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 672 с.

  2. Ждан, А. Н. История психологии [Текст]: от античности к современности / А. Н. Ждан. - 3-е изд., исправл. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 512 с.

  3. Марцинковская, Т. Д. История психологии [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т. Д. Марцинковская. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 544 с.

  4. Петровский, А. В. История психологии [Текст]: учебное пособие для высшей школы / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1994. - 448 с.

Семинар №7

Тема: «Программа построения психологии как самостоятельной науки»

Вопросы для обсуждения:
1. В чём заключалось влияние естествознания на процесс становления психологии как самостоятельной науки?

  1. В чём заключается значение трудов Гельмгольца для психологии?

  2. Какие исследования положили начало психофизики и психометрии?

  3. Психологическая концепция Иоганна Гербарта (1776-1841):

  • Каково отношение И. Гербарта к использованию математики в психологических исследованиях?

  • Каковы основные положения учения И. Гербарта о сознании и о порогах сознания, какое применение это учение получило в экспериментальной психологии?

  • Какое влияние оказало понятие "апперцепция" на разработку педагогических принципов организации процесса обучения?

  • Какое продолжение получили идеи И. Гербарта в работах его последователей?

  1. Какое влияние оказала эволюционная теория Дарвина на развитие психологии?

  2. В чём заключается вклад Вундта в становлении экспериментальной психологии? Какие методы исследования психики он предложил?

  3. Что нового привнёс в экспериментальную психологию Эббингауз?


Литература для подготовки:

  1. Марцинковская Т.Д. История психологии. -М, 2003.

  2. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов.-5-е изд., перераб. и доп.-М: Академический Проект, 2004. - 576с.

  3. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины 20 века: Учебное пособие для высших учебных заведений. - М., 1997.

  4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1994.

  5. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии/Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л. Царук/ под ред. А.Д. Наследова. - СПб., 2002.


Семинар № 8-9

Тема: «Методологический кризис в психологии. Характеристика основных психологических школ и направлений, оформившихся в эпоху открытого

Кризиса»

Вопросы для обсуждения:

  1. Социальные и общенаучные причины открытого кризиса в психологии на рубеже XX века. Пути выхода и исторический смысл кризиса.

  2. Предпосылки возникновения бихевиоризма. Основные этапы развития направления. Общая характеристика бихевиоризма. Его предмет, основные представители и понятия.

  3. Э. Торндайк, биография и вклад в становление бихевиоризма.

  4. Дж. Уотсон, страницы биографии, основные идеи.

  5. Скиннер биография и основные положения его теории.

  6. А. Бандура и теория социального научения.

  1. Предпосылки возникновения психоанализа. Эволюция направления. З.Фрейд, биография и общая характеристика психоанализа (предмет, основные проблемы и понятия).

  2. А.Адлер, биография и основные положения индивидуальной психологии.

  3. К. Юнг, биография и основные положения аналитический психологии.

  4. Необихевиоризм. Представители и теории.

  5. Экспериментальное исследование восприятия движения М. Вертхеймером и начало гештальт психологии. Общая характеристика гештальт психологии (представители, предмет и основные понятия).

  6. Келер и экспериментальное исследование мышления.

  7. К. Левин и теория поля.


Литература для подготовки:

  1. Марцинковская Т.Д. История психологии. - М, 2003.

  2. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов.-5-е изд., перераб. и доп.-М: Академический Проект, 2004. - 576с.

  3. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины 20 века: Учебное

  4. пособие для высших учебных заведений. - М., 1997.

  5. Степанов С.С. Век психологии: имена и судьбы. - М., 2002.

  6. Степанов С.С. Психология в лицах. - М., 2001.

  7. Фрейд 3. О психоанализе. Пять лекций. - СПб.,2000.

  8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1994.

  9. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии/Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л. Царук/ под ред. А.Д. Наследова. - СПб., 2002.

  10. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины 20 века: Учебное пособие для высших учебных заведений. - М., 1997.


Семинар №10.

Тема: «Развитие психологии во второй половине 20 века. Гуманистическая

парадигма в психологии»

Вопросы для обсуждения:

  1. Общая характеристика гуманистический психологии (основные представители, теории, понятия).

  2. А. Маслоу, биография и основные положения теории.

  3. К. Роджерс, биография и основные положения теории.

  4. Ж. Пиаже и генетическая психология.

  5. Когнитивная психология (основные представители, теории, понятия).


Литература для подготовки:


  1. Марцинковская Т.Д. История психологии. - М., 2003.

  2. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов.-5-е изд., перераб. и доп.-М.: Академический Проект, 2004. - 576с.

  3. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины 20 века: Учебное пособие для высших учебных заведений. - М., 1997.

  4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1994.

  5. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии/Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л. Царук/ под ред. А.Д. Наследова. - СПб., 2002.

  6. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины 20 века: Учебное пособие для высших учебных заведений. - М., 1997.


Семинар №11-12

Тема «Развитие психологии в России: рубеж XIX-XX вв., первая половина XX века »

Вопросы для обсуждения:

  1. Специфика зарождения психологии в России. Анализ факторов, определивших динамику развития отечественной психологии.

  2. Зарождение отечественной психологии: факторы, тенденции, основные периоды ее развития.

  3. Российская психология на рубеже 19-20 вв. Экспериментальное направление в психологии: Грот Н.Я., Сеченов, Бехтерев, Челпанов, Лазурский, Ланге.

  4. Гуманитарное направление в психологии: Кавелин, Потебня, Соловьев, Лопатин, Лосский, Франк, Введенский.

  5. Теория психологизма: Овсянико-Куликовский, Петражицкий.

  6. Возникновение и развитие советской психологии.

  7. Развитие и судьба отечественной психотехники и педологии.

  8. Русский путь в развитии науки о поведении в работах И.П.Павлова, В.М.Бехтерева, А.А.Ухтомского.

  9. Характеристика социогенетического и биогенетического направлений в советской психологии в первой половине XX века (П.П.Блонский, А.Б.Залкинд).

^ Заполнение таблицы «Становление и развитие российской психологической науки»


Этапы развития психологической науки

Представители

- Основные взгляды, идеи;

- Основные положения теории;

- Понятийный аппарат.

^ Российская психология на рубеже XIX- XX вв







Отечественная психология в первой половине XX в







Литература:

  1. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений. – М. .: Издательский центр «Академия», 2001. – 544с.

  2. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов. – 5-е изд., перераб. И доп. – м.: Академический Проект, 2004. – 576с.

  3. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины 20 века: Учеб. Пособие для высших учеб. заведений. 1997. – 416с.

  4. Олешкевич В. И.   История психотехники : Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / В.И.Олешкевич. - М. : Академия, 2002. - 304 с.

  5. Лучинин А. С.   История психологии : учеб.пособие / А.С.Лучинин. - Ростов на/Д : Феникс, 2005. - 416 с.

  6. Петровский А. В.   Психология в России ХХ век. - М. : УРАО, 2000. - 312с.

  7. Психологическая наука в России ХХ столетия : проблемы теории и истории / под ред. А.В. Брушлинского. - М. : Ин-т психологии РАН, 1997. - 576с.

  8. Психология личности : хрестоматия : в 2-х т. Т. 2 / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. - 3-е изд., доп. - Самара : Издательский дом "БАХРАХ-М", 2002. - 544 с.

  9. Морозов А. В.   История психологии : учеб.пособие для студ.вузов / А.В.Морозов. - М. : Академический Проект: Фонд "Мир", 2005. - 288 с.

Семинар № 13-14

Тема: «Развитие российской психологии в XX веке. Естественно-научная и культурно-историческая парадигмы в психологии»
1. Русский путь в развитии науки о поведении в работах И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, А .А.Ухтомского.

  1. Развитие экспериментальной психологии в России.

  2. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского:

  • личность человека с т. зр. Л.С. Выготского: предпосылки становления личности. (Петровский А. В.Психология в России ХХ век. - М.: УРАО, 2000.– С.158-163.).

  • основные положения культурно-исторической психологии: сущность процесса культурного развития человека по Выготскому Л.С. в его работе «Развитие личности и мировоззрения ребенка» (Психология личности : хрестоматия : в 2-х т. Т. 2 / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. - 3-е изд., доп. - Самара : Издательский дом "БАХРАХ-М", 2002. - 544 с. – С.160), изучение и анализ работы.

  1. Вклад А.Р. Лурия в развитие современной психологии:

  • биография и основные исследования.

  • В чем состоит преемственная связь между культурно-исторической психологией Л.С. Выгодского и теорией деятельности А.Н. Леонтьева?

  1. Принцип деятельности в психологии:

А) теория Басова М.Я.: «человек- деятель в среде»;

Б) теория Рубинштейна С.Л.: «единство сознания и деятельности»;

В) «Самосознание личности и ее жизненный путь». Краткая характеристика процесса развития самосознания во взаимосвязи с развитием личности и основными собыьтиями жизненного пути (Психология личности : хрестоматия : в 2-х т. Т. 2 / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. - 3-е изд., доп. - Самара : Издательский дом "БАХРАХ-М", 2002. - 544 с. – С.240), изучение и анализ работы.

Г) теория Леонтьева А.Н.: «строение деятельности».

Д) «Деятельность как основание личности» в работе А.Н.Леонтьева:

  • В каком направлении должно осуществляться исследование личности?

  • Что составляет ядро личности ? (Психология личности : хрестоматия : в 2-х т. Т. 2 / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. - 3-е изд., доп. - Самара : Издательский дом "БАХРАХ-М", 2002. - 544 с. – С.183), изучение и анализ работы.

6. Естественно-научная и культурно-историческая парадигмы в исследовании развития психики (обобщающий сравнительный анализ).

7. Развитие отечественной психологии во второй половине XX века (представители, теории).

^ Заполнение таблицы «Становление и развитие российской психологической науки»

Продолжайте заполнять по указанным фамилиям:


Этапы развития психологической науки

Представители

- Основные взгляды, идеи;

- Основные положения теории;

- Понятийный аппарат.

^ Российская психология на рубеже XIX- XX вв







Отечественная психология в первой половине XX в

Выготский Л.С.

^ Басов М.Я.




Российская психология во второй половине XX в

Рубинштейн С.Л.

Леонтьев А.Н.





Литература:

  1. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений. – М. .: Издательский центр «Академия», 2001. – 544с.

  2. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов. – 5-е изд., перераб. И доп. – м.: Академический Проект, 2004. – 576с.

  3. Лучинин А. С.   История психологии : учеб.пособие / А.С.Лучинин. - Ростов на/Д : Феникс, 2005. - 416 с.

  4. Петровский А. В.   Психология в России ХХ век. - М. : УРАО, 2000. - 312с.

  5. Психологическая наука в России ХХ столетия : проблемы теории и истории / под ред. А.В. Брушлинского. - М. : Ин-т психологии РАН, 1997. - 576с.

  6. Психология личности : хрестоматия : в 2-х т. Т. 2 / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. - 3-е изд., доп. - Самара : Издательский дом "БАХРАХ-М", 2002. - 544 с.

  7. Морозов А. В.   История психологии : учеб.пособие для студ.вузов / А.В.Морозов. - М. : Академический Проект: Фонд "Мир", 2005. - 288 с.

  8. Психологическая наука в России 20 столетия : проблемы теории и история. Под.ред Брушлинского А.В. - М., 1997.

  9. Вопросы психологии/АЯрошевский М.Г. Трактовка истории поведения в научной школе Выготского - Лурия. – 1998 - №2, - с.118.

  10. Политическая история психологии в России в 20 веке: Учебный видеокурс в четырёх частях.: УРАО - студия, 2001.

  11. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность - М., 1975.

  12. История советской психологии труда: тексты / под ред. Зинченко В.П. - М.: Изд-во Московского университета, 1983.-359с.


Семинар № 15.

Тема: «Актуальные проблемы российской психологии XXI в. Проблема содержания психологии»

Вопросы для обсуждения:

Цель: анализ основных направлений теоретических и практических исследований в современной отечественной психологии.

Форма работы:

1. На семинарском занятии планируется групповая работа по анализу содержания публикаций в российских журналах по психологии "Вопросы психологии", "Психологический журнал" и "Вестник МГУ. Серия 14, Психология".

2. Группа делится на три подгруппы, каждая из которых работает с одним из журналов по предложенным вопросам.

3. По итогам подготовки подгруппы готовят выступление, после которого отвечают на дополнительные вопросы.

Форма отчета:

1. Конспект с ответами на поставленные вопросы.

2. Обсуждение поставленных вопросов на семинарском занятии.

Вопросы для подготовки:

Ознакомьтесь с названиями и аннотациями к статьям в журнале "Вопросы психологии" за период выпуска издания с 2005 по 2010 годы и выполните следующие задания:

    1. Сравнив названия статей, выделите не менее 10-ти наиболее популярных и часто исследуемых психологических понятий.

    2. Выберите по две статьи на каждое из 10-ти наиболее популярных понятий и прочитайте их.

    3. После прочтения статей опишите проблему, в рамках которой данное понятие рассматривается, а также опишите суть эмпирического или экспериментального исследования, в рамках которого каждое понятие исследуется.

    4. Кратко опишите результаты каждого исследования.

По предложенной схеме анализа другие подгруппы работают с журналами "Психологический журнал" и "Вестник МГУ. Серия 14, Психология".
Литература для подготовки:


  1. Вопросы психологии [Текст]: научный журнал / учредители Российская Академия образования; трудовой коллектив редакции. - М., 2005, № 1-6; 2006, №1-6; 2007, №1-6; 2008, №1-6; 2009 №1-6.

  2. Психологический журнал [Текст]: научный журнал / учредитель Российская академия наук. - М., 2005, № 1-6; 2006, №1-6; 2007, №1-6; 2008, №1-6; 2009 №1-6.

  3. Вестник МГУ. Серия 14, Психология [Текст]: учредитель Московский государственный университет. - М., 2005, № 1-4; 2006, №1-4; 2007, №1-4; 2008, №1-4; 2009 №1-4.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Психологические учения античности (VI в до н э. V в н. э.)». Часть 1 iconИстория психологии от античности до середины ХХ в
Психологические аспекты обучения и развития детей в эпохи средневековья и возрождения

«Психологические учения античности (VI в до н э. V в н. э.)». Часть 1 iconТема Психологические воззрения в период античности
Понятие души в мифологии и философии. Особенности античной психологии, ее периодизация

«Психологические учения античности (VI в до н э. V в н. э.)». Часть 1 iconВыготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном...

«Психологические учения античности (VI в до н э. V в н. э.)». Часть 1 iconТема «Развитие психологии в эпоху Античности»
Характеристика первых психологических теорий античности (Гераклит, Демокрит, Гиппократ)

«Психологические учения античности (VI в до н э. V в н. э.)». Часть 1 iconКак получить учения 8 часть первая 9

«Психологические учения античности (VI в до н э. V в н. э.)». Часть 1 icon"Золотые стихи" содержат в себе ту часть учения Пифагора, которую...
Золотые стихи содержат в себе ту часть учения Пифагора, которую он и его последователи признали возможным открыть непосвященным....

«Психологические учения античности (VI в до н э. V в н. э.)». Часть 1 iconРиторика как искусство речи и сам термин ≪риторика≫ родились в греческой...
Горгий и его последователи считали риторику инструментом гражданского управления и обучали искусству управления

«Психологические учения античности (VI в до н э. V в н. э.)». Часть 1 iconТема: Психологические особенности развития ребёнка в младшем школьном возрасте
Психологические трудности первоклассника. Проблема школьной дезадаптации младшего школьника

«Психологические учения античности (VI в до н э. V в н. э.)». Часть 1 iconВопросы к экзамену по истории культуры (Средние века и Возрождение)...
Проблема перехода от античности к средневековью. Христианство и античное наследие

«Психологические учения античности (VI в до н э. V в н. э.)». Часть 1 iconКарл Густав Юнг Психологические типы
Психологические типы` одна из важнейших работ Карла Густава Юнга, основателя так называемой `аналитической психологии`, и, вероятно,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
userdocs.ru
Главная страница