Тема: Виды и методы общения 8


Скачать 151.03 Kb.
НазваниеТема: Виды и методы общения 8
Дата публикации21.03.2013
Размер151.03 Kb.
ТипАнализ
userdocs.ru > Психология > Анализ
Селезнева Жанна Олеговна

Тема: Виды и методы общения 8

Тема: Общение как коммуникация. 10

Тема: Транзактный анализ Э. Берна. 12

Тема: Перцептивная сторона общения. 13

Тема: социальная психология как наука.
Социальная психология это отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личностей, обусловленные их вхождением в различные социальные общности, а также психологические особенности этих общностей.
СП связана с другими науками.

  1. общая психология;

  2. социология;

  3. философия;

  4. возрастная психология;

  5. педагогическая психология;


Разделы социальной психологии:

  1. Психология совместной деятельности и общения (изучаются механизмы общения, помогающие людям организовывать совместную деятельность);

  2. Социальная психология личности (изучает проявление и формирование особенностей личности в различных общностях людей);

  3. Психология межличностных отношений (симпатия, апатия, совместимость, срабатываемость);

  4. Психология социальных групп (изучает психологические механизмы возникновения функционирования и развития различных социальных общностей);

  5. Этническая психология (изучает психологические особенности людей как представителей этнических общностей);

  6. Психология религии (изучает психологию людей вовлеченных в религиозные общности);

  7. Политическая психология (исследует различные стороны психологических явлений и процессов, относящихся к сфере политической жизни);

  8. Психология управления (Занимается анализом проблем связанных с воздействием на группы людей и общество в целом);

  9. Психология семьи и семейных отношений (изучает специфику отношений между членами семьи);

  10. Психология конфликтных отношений (изучает психологические особенности различных конфликтов и пути эффективного их предотвращения и разрешения).


Задачи социальной психологии:

  1. Выявление и изучение психологических феноменов составляющих сущность и содержание общественного сознания людей;

  2. Всесторонне осмысление и обобщение данных о различных социально психологических явлениях и процессах;

  3. Выявление закономерностей возникновения, формирования, развития социально-психологических явлений и процессов в обществе;

  4. Анализ межличностных отношений;

  5. Выявление роли и значения религии в жизни общества её социально психологического содержания и особенностей её влияния на людей;

  6. Изучение психологического содержания политической жизни, изменения сознания общества под воздействием политических процессов;

  7. Прогнозирование политических, национальных и других процессов в развитии государства и общества.



Методы социальной психологии:

  1. Наблюдение – наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают социально психологические явления и процессы в различных условиях без вмешательства исследователя.

  2. Эксперимент – метод предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых с целью создания условий для изучения социально психологических явлений и процессов.
    Виды экспериментов
    a) лабораторный и естественный
    b) констатирующий и формирующий

  3. Метод анализа документов – представляет собой процесс осмысления информации о конкретных социально психологических явлениях и процессах (документы, научные исследования, архивные материалы, научная, художественная, публицистическая литература).

  4. Метод обобщения независимых характеристик – выявление и анализ мнений различных людей о тех или иных социально психологических явлениях и процессах.

  5. Опрос – может быть письменным (анкетирование) или устным (интервью).

  6. Тестирование – это метод во время применения, которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.

  7. Социометрия – это метод который используется для диагностики симпатий и антипатий структуры взаимоотношений, наличия формальных и неформальных лидеров и т. д.

  8. Методы коррекции и терапии

    1. Социально-психологический тренинг (ориентирован на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития у людей умения общаться).

    2. Психодрамма - метод, в котором для изменения внутреннего мира личности используется драматическая импровизация.

    3. Гештальт-терапия – метод, основанный на следующей идее: вся человеческая жизнь представляет собой целостную структуру. Главным препятствием на пути личностного роста человека является незавершенность прошлых ситуаций.

Тест самооценка психических состояний.

  1. 1

  2. 0

  3. 0

  4. 1

  5. 0

  6. 1

  7. 0

  8. 1

  9. 0

  10. 1

  11. 0

  12. 1

  13. 1

  14. 0

  15. 0

  16. 0

  17. 1

  18. 1

  19. 1

  20. 1

  21. 1

  22. 1

  23. 0

  24. 2

  25. 2

  26. 1

  27. 1

  28. 1

  29. 0

  30. 1

  31. 1

  32. 1

  33. 0

  34. 2

  35. 1

  36. 1

  37. 1

  38. 2

  39. 1

  40. 0

Тревожность 5,

Фрустрация 6,

Агрессивность 10,

Ригидность 10.

Тема: История становления и развития социальной психологии.

Периоды развития СП

  1. Период накопления знаний в сферах философии и общей психологии
    (VI до н.э. – XIX).
    Ученые строили теории о человеке, его душе, об обществе, о его социальном и политическом строе, мироздании в целом.
    Предпосылки социальной психологии:

  • Опыт использования законов общественной жизни.

  • Ораторское искусство древней Греции (приемы и техники управления вниманием толпы эмоционально психологическим состоянием больших и малых групп).

  • Опыт использования средств искусства в обыденных и праздничных ситуациях для формирования социально-приемлемых ценностей.

  • Опыт действия жрецов, шаманов (приемы суггестивного воздействия на аудиторию).

  • Культурно психологические традиции буддизма (приемы психотренинга и психорегуляции)

  1. Выделение социальной психологии из философии в самостоятельную область знания(50-60гг XIXв – 20е годы XXв)
    Это стадия на которой происходил сбор эмпирических данных
    Предпосылки социально-психологических теорий:

    Ученый

    Основные идеи

    Платон

    Особенности поведения масс, теория массовых соц. явлений

    Аристотель

    Идеи об общественных инстинктах, объединяющих социум

    Спиноза

    Локк

    Руссо

    Социально-психологическое объяснение процессов общественной жизни

    Гельвеций

    Создал теорию, объясняющую, как на развитие личности влияет социум

    Фейербах

    Объяснил роль и сущность социально-психологического общения для развития личности

    Белинский

    Герцен

    Чернышевский

    Писарев

    Научный анализ социально-психологических явлений (социальные настроения, общественное мнение, нравы, обычаи)

  2. Период оформления социальной психологии в экспериментальную науку и его современного развития (с 20х г XXв. По наст. время).

    Михайловский создал учение о «толпе» - толпа представляет собой социально психологическое явление (психологические особенности вожака, героя, механизмы взаимодействия людей в толпе: внушение, подражание, заражение).

    Бехтерев занимался изучением рефлексов, принципы рефлексологического объяснения поведения человека были распространены на понимание коллективной психологии (коллективное настроение, коллективное творчество, коллективное действие).

    Макаренко разработал учение о коллективе с опорой на активные методы воспитания.

На современном этапе социальная психология разрабатывает следующие вопросы:

  1. групповые процессы

  2. оказание помощи

  3. агрессия и аутоагрессия

  4. социальные аспекты преступлений

  5. социализация

  6. кросскультурные исследования (социальные особенности представителей различных культур, народов …).






Тема: Понятие социально психологической компетентности
Социально-психологическая компетентность личности представляет собой специальные знания об обществе, о политике, экономике, культуре и т.д. Иными словами, социальнопсихологическая компетентность по своему содержанию напоминает то, что в свое время называлось мировоззрением. Она позволяет личности ориентироваться в любой социальной ситуации, принимать верные решения и достигать поставленных целей.

  • умение ориентироваться в социальных ситуациях

  • определение личностных особенностей и эмоционального состояния

  • выбор адекватных способов взаимодействия

  • умение поставить себя на место других

  • способность работать в группе

  • толерантность

  • рефлексия (способность анализировать свои поступки, действия планы)

  • креативность

  • готовность к саморазвитию самосовершенствованию и к самообразованию

Тема: Понятие общения функции и типы общения
Общение – многоплановый процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии действий, восприятие и понимание другого человека.

В процессе общения человек является субъектом двух основных видов отношений:

  1. общественные отношения – индивиды являются представителями определенных общественных групп. При этом выполняются определенные социальные роли – общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности.

  2. Межличностные психологические отношения – особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений. При этом выполняется межличностная роль – положение человека в группе на основе индивидуальных психологических особенностей личностей личности.


Функции общения:

  1. Прагматическая – реализуется при взаимодействии людей в процессе деятельности. При помощи общения деятельность планируется, ставятся цели, осуществляется контроль.

  2. Формирующая – проявляется в процессе формирования и изменения личности человека. На определенных стадиях развития общение со взрослыми формирует психику ребенка.

  3. Функция подтверждения – в процессе общения человек получает возможность узнать и подтвердить самого себя.

  4. Функция организации и поддержания межличностных отношений – эмоциональные межличностные отношения пронизывают всю систему взаимоотношений между людьми и накладывают свой отпечаток на все виды отношений: от деловых до духовных.

  5. Внутриличностная – реализуется в общении человека с самим собой через внутреннюю или внешнюю речь. Это способ мышления человека и его самоанализ.

Типы общения:

              1. Императивный тип – авторитарная форма взаимодействия с целью достижения контроля над поведением другого человека, представляет собой принуждение к определенным действиям и решениям. Эта цель открыта. В качестве средств влияния используются приказы, требования, предписания, угрозы.

              2. Манипулятивный тип – это форма межличностного общения при которой воздействие на партнера по общению осуществляется скрыто. Цель общения – контроль над поведением и мыслями человека. Чаще всего манипулятор использует в своих целях такие человеческие качества как гордыня, тщеславие, самолюбие, гордость, неуверенность, жалость итд.

              3. Диалогическое общение – равноправное взаимодействие с целью взаимного познания партнеров по общению. Этот тип общения личностно ориентирован, истинное желание и чувства открыты; общающиеся настроены на состояние друг друга.

Диалог возможен при соблюдении ряда правил:

  1. наличие психологического настроя на собеседника

  2. использование безоценочного восприятия личности партнеров

  3. восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнения и решения

  4. следует вести разговор от своего имени, представлять свои истинные чувства и желания.
^

Тема: Виды и методы общения


По содержанию:

  1. “контакт масок”

  2. Формальное общение – когда отсутствует стремление понять собеседника и особенности его личности, внутреннее состояние. При таком общении используются маски.(вежливость, строгость, безразличие, внимание) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть реальные эмоции, отношение к собеседнику.

  3. Деловое общение – при деловом общении учитываются те особенности личности, характера, которые влияют на дело

  4. Светское общение – люди говорят не то что думают, а то, что принято говорить в подобных случаях.

  5. Примитивное общение – оценивает другого человека как нужный или мешающий объект

  6. Формально ролевое общение – содержание средство общения подчинены исполнению определенной социальной роли.

  7. Духовное общение – общение с целью узнать личность, интересы убеждения человека.

По специфике обратной связи:

              1. Прямое (непосредственное) – прямое естественное общение, когда субъекты находятся рядом и общаются при помощи речи и невербальных средств.

              2. Косвенное (опосредованное) – происходит в тех ситуациях, когда субъекты отдалены друг от друга временем или расстоянием. При этом существует неполный психологический контакт. Обратная связь затруднена.

              3. Массовое общение – представляет собой множественные контакты малознакомых или незнакомых или незнакомых людей.

Средства общения

    1. вербальные средства:

      1. речь – основное средство общения, при её помощи передается основная масса информации.

    1. невербальные средства:

  1. кинестетические
    - мимика – движение мышц лица (можно распознать основные эмоциональные состояния человека: гнев, радость, страх, страдание, удивление, презрение).
    - жесты (коммуникативные, модальные(выражающие оценку отношение), описательные)
    - походка
    - пантомимика
    поза – положение тела типичное для данной культуры
    - просодические средства (ритмико-интонационные стороны речи)
    - экстралингвистические – включение в речь пауз, покашливаний, смех, звуков итд.
    - проксемические – специальная область психологии которая занимается пространственной временной организацией процесса общения. Существуют определенные зоны общения
    1) интимная или личная 15-45см
    2) персональная зона 45-120см возможен индивидуальный зрительный контакт
    3) социальная зона 120-400см общение на официальных встречах или с людьми которых не очень хорошо знают
    4) публичная зона больше 4м общение с большими группами людей

  2. просодические

  3. экстралингвистические

  4. такесические

  5. проксемические

Требования к речи:

  1. наличие цели

  2. словарный запас

  3. умение удерживать внимание
^

Тема: Общение как коммуникация.


В ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками итд.

Набор сведений, которыми обмениваются люди можно рассматривать как информацию.

Следовательно, процесс коммуникации это процесс обмена информацией.

Основная цель информационного обмена это выработка общего смысла и согласия или сделать вывод по тем или иным ситуациям и проблемам.
Для межличностного общения характерен механизм обратной связи. Содержание этого механизма заключается в том что при общении происходит уточнение информации. Обратная связь осуществляется за счет процесса активного слушания.

Этот механизм включает в себя:

  1. Внимание к человеку (установка на разговор и визуальный контакт).

  2. Правильная установка на общение (одобрение, самоодобрение, эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека).

  3. Рефлексивное слушание.

                1. Выяснение – обращение к говорящему за уточнением.

                2. Перефразирование – формулировка той же мысли другими словами.

                3. Отражение чувств – перефразирование эмоционального состояния собеседника.

                4. Резюмирование – подведение итогов основных идей и чувств говорящего.

Процессу обмена информацией могут препятствовать коммуникативные барьеры – психологические препятствия на пути адекватной передачи информации.

  1. социально-культурные барьеры:

                1. социальные – возникает из-за различий социальных статусов

                2. политические – из-за различий политических взглядов

                3. религиозные

                4. профессиональные

  1. эмоциональные барьеры (отвращение, гнев, страдание, презрение, страх, стыд, вина, плохое настроение)

  2. субъективные барьеры (сформировались на базе темперамента, характера, типа акцентуации)

  3. барьеры понимания

  1. фонетические (невыразительная речь, скороговорка, слишком медленный темп речи, звуки и слова паразиты)

  2. семантические – барьеры связанные с ограниченным словарным запасом.

  3. Логические –


1Эффективная обратная связь

2Соответствие типа коммуникации целям и задачам общения

3Отсутствие коммуникативных барьеров

4Развернутое невербальное общение

5Доверительные отношения между партнерами по общению
5, 3, 1, 2, 4

Кооперация – координация единичных усилий участников общения.

Конкуренция – взаимодействие при котором цели его участников не совпадают. Партнер по общению не представляет угрозы, а проигравший занимает более низкое место в рейтинге. Победитель оказывается в выигрыше, а партнер по общению в проигрыше.

Конфронтация – возникает намерение нанести ущерб партнеру по взаимодействию.

Конфликт – наиболее острая форма взаимодействия при которой партнеры намеренно причиняют ущерб друг другу.

В соответствии с основными видами взаимодействия выделяют ведущие стратегии поведения:

  1. Сотрудничество – направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей.

  2. Противодействие – ориентация на свои цели без учета целей партнера.

  3. Компромисс – взаимная уступчивость.

  4. Уступчивость – жертвование собственными целями ради целей другого человека.

  5. Избегание – уход от контакта, потеря собственных целей и целей партнера.



^

Тема: Транзактный анализ Э. Берна.


По мнению Берна в личности человека существуют различные состояния Я.

  1. Родитель - та информация которая была получена в детстве от значимых взрослых (наставления поучения социальные нормы запреты ... то есть информация о том как нужно и как нельзя вести себя в той или иной ситуации).
    фразы: прекрати немедленно хватит итд.

  2. Взрослый – способность человека объективно оценивать действительность по информации полученной в результате собственного опыта и на этой основе принимать независимые адекватные решения.

  3. Ребенок – чувственное начало в человеке. Включает в себя все импульсы присущие ребенку: доверчивость, нежность, непосредственность, любопытство, творчество, капризность, обидчивость, легкомыслие эгоцентризм, упрямство.

Берн разработал понятие игры

Игра – серия следующих друг за другом транзакций с четко определенным и предсказуемым итогом.

Сценарий – постепенно разворачивающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве и в основном под влиянием родителей.

  1. Я хороший и все хорошие

  2. Я хороший, а все плохие

  3. Я плохой, а все хорошие

  4. Я плохой и все плохие
^

Тема: Перцептивная сторона общения.


Перцепция – восприятие.

Социальная перцепция – восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками и прогнозирование на этой основе его поступков.

Социальная перцепция всегда содержит два основных аспекта:

  1. Когнитивный (познавательный) аспект – способность по внешним проявлениям понять, что собой представляет человек, проникнуть в глубину его личности и индивидуальности.

  2. Эмоциональный аспект – способность определить по внешним поведенческим признакам эмоциональное состояние, в котором находится человек в данный момент.

Функции:

  1. Познание партнера по общению.

  2. Познание себя.

  3. Организация совместной деятельности на основе взаимопонимания.

  4. Установление эмоциональных отношений.

Схема процесса социальной перцепции:

  1. Восприятие внешнего облика и поведения человека.

  2. Создание представлений о психологических особенностях и состоянии человека.

  3. Создание представлений о причинах и следствиях наблюдаемого поведения.

  4. Создание стратегии собственного поведения.

Структура перцептивного процесса:

  1. Наблюдатель (субъект) – эффективное понимание ситуации зависит от следующих особенностей наблюдателя:

  1. Высокий культурный уровень;

  2. Высокий рефлексивный уровень, позволяющий отделить свои мысли от реального поведения наблюдаемого;

  3. Высокий интеллектуальный уровень;

  4. Высокий уровень личностной зрелости;

  1. Наблюдаемый (объект) – является автором сообщения. Для восприятия важны следующие признаки:

  1. Лицо человека;

  2. Поза;

  1. Ситуация общения

  1. Ролевая – ситуация в которой партнер воспринимается как носитель определенной роли принадлежащей определенной социальной группе;

  2. Межличностного взаимодействия – требует не просто соотнесения с какой-то ролью, но и понимания, установления доверительных отношений в процессе общения или совместной деятельности;

  3. Конфликтных взаимоотношений;

Механизмы социальной перцепции:

Проекция – неосознанное непроизвольное приписывание человеком окружающим своих собственных психологических качеств и состояний.

^ Эффект первичности – первичное впечатление о человеке может оказать большее влияние на формирование его образа чем все последующие.

Эффект новизны – соответствие складывающегося образа человека тем сведениям о нем, которые поступили последними.

^ Вероятностное прогнозирование – возможность по некоторым воспринятым деталям предмета предугадать форму и другие его характеристики.

Эффект ореола – устойчивость первого впечатления и в нежелании его изменять.

^ Имплицитная теория личности – связывание различных признаков между собой (типичная внешность и типичное поведение). И с помощью сформированных связей по одному из признаков прогнозируются остальные составляющие личности.

Механизм стереотипизации

Стереотип – устойчивое представление, о каких-то явлениях людях событиях свойственные представителям той или иной социальной группы.

Виды:

  1. Профессиональные

  2. Возрастные

  3. Половые



Стеоритипизация – процесс формирования впечатления о человеке на основе групповых стереотипов.



Похожие:

Тема: Виды и методы общения 8 iconТема  Природное и общественное в человеке. Человек как
Тема 12. Уровни, формы и методы научного познания Тема 13. Естественные и социально-гуманитарные науки
Тема: Виды и методы общения 8 iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине: «деловое общение»
Отличие делового общения от личностного. Организация как пространство осуществления делового общения. Служебные и профессиональные...
Тема: Виды и методы общения 8 iconТема состав и виды землеустроительных работ
Тема состав и виды землеустроительных работ – землеустроительные работы на местном уровне
Тема: Виды и методы общения 8 iconЛекция 7 Тема: Виды изменчивости и виды мутаций у человека. Факторы мутагенеза
Изменчивость – это свойство живых организмов приобретать в процессе онтогенеза признаки, отличающие их от родителей
Тема: Виды и методы общения 8 iconЗадания менеджерам конспект грэ: Госрегулирование природопользования...
Информационная логистика (цель, задачи, что такое информационный поток, виды инф потоков, информационные системы)
Тема: Виды и методы общения 8 iconМодуль 1 Стартап-проекты
Три этапа конкуренции: ценовая, неценовая, маркетинг (стимулирование сбыта). Роль предпринимательства в рыночной экономике. Понятия:...
Тема: Виды и методы общения 8 iconПеречень вопросов для студентов к итоговому контролю знаний по патологической физиологии
Методы патофизиологии. Эксперимент, его значение для решения фундаментальных проблем медицины. Виды экспериментов. Основные этапы...
Тема: Виды и методы общения 8 iconМетодичка для студентов тема
Тема: Биологическая роль калия, кальция, фосфора. Клиническое значение дисэлектролитемии. Методы определения показателей минерального...
Тема: Виды и методы общения 8 iconВопросы к зачету по дисциплине «Социальная психология»
Структура общения. Интерактивная, перцептивная и коммуникативная стороны общения
Тема: Виды и методы общения 8 iconБ закономерности общения; в психологические аспекты общения
Многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница