Рабочая программа дисциплины психология (наименование дисциплины) Направление подготовки: Специалитет «Управление»


Скачать 179.66 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины психология (наименование дисциплины) Направление подготовки: Специалитет «Управление»
Дата публикации26.07.2013
Размер179.66 Kb.
ТипРабочая программа
userdocs.ru > Психология > Рабочая программа
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ

г. Ростов-на-Дону


ПРИНЯТО

на заседании кафедры
(наименование кафедры)

«____»______________20____ г.

Протокол №__________


УТВЕРЖДАЮ
(должность)

__________________/______________

(подпись) (ФИО)
«___»____________________20___г.


^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Психология

(наименование дисциплины)
Направление подготовки: Специалитет «Управление» № 0801102.65

Профиль подготовки (программа): «Государственное и муниципальное управление»

^ Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр

Форма обучения: очная

2012г.

Рабочая программы составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ООП ВПО по направлению и профилю подготовки (или на основании дидактических единиц утвержденных кафедрой) и учебного плана (шифр, название)
Автор(ы) Великодная И.В, доцент, к.п.н

(ФИО, должность, ученое звание)

Подпись
Рецензент(ы)_______________________________________________________

(ФИО, должность, ученое звание)

Подпись
(название факультета)

СОГЛАСОВАНО:

Декан факультета ___________________ __________ __________

(название факультета) (подпись) (ФИО)
^ Программа дисциплины «Психология»

Рекомендуется для направлений подготовки

«Государственное и муниципальное управление»

1. Цели и задачи дисциплины «Психология» является получение специальных знаний по теме и возможность их использования в процессе дальнейшего обучения, профессионального становления и развития. Введение студента в мир человеческой психики, приобщение к научному его пониманию, отличающемуся от бытовых, упрощенных и иррациональных описаний. Главное заключается в усвоении студентом основных, конституирующих понятий современной психологии, в привитии научного подхода к изучению вездесущей психологической феноменологии

Задачей курса «Психология делового общения» являются:

  • знакомство студентов с предметным полем психологии делового общения;

  • формирование навыков социально-психологического познания и рефлексии студентов;

  • повышение культурной, психологической и социальной компетентности общеобразовательного уровня;

  • оптимизация личностного роста и более глубокой работы, направленной на развитие как личностного потенциала слушателей, так и их профессиональных компетенций, как специалистов сферы деятельности Человек-Человек.



^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины студенты должны знать:

основные категории и понятия научной психологии;

основные направления, подходы, теории в психологии и современные тенденции развития психологических концепций и;

иметь представление об индивидуальных особенностях человека, эмоционально-волевой регуляции его поведения, мотивационной сфере, самосознании, познавательных процессах и личностном росте в целом.


^ 3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет __108___ зачетных единиц

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины
















^ Аудиторные занятия (всего)

57













В том числе:
















Лекции

36













Практические занятия (ПЗ)

18













Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)
















^ Самостоятельная работа (всего)

54













В том числе:
















Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат
















И(или) другие виды самостоятельной работы
















Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен)

4














^ 4. Содержание дисциплины
4.1. Разделы дисциплин и виды занятий



Наименование раздела дисциплины

Лекции

Практи-

ческие

Лабора-

торные

Семи-

нары

СРС

1

Психология как наука. Предмет, состояние, структура, методы.

6

2










2

Современные психологические теории и концепции. Основные направления в психологии XX века

6

2










3

Личность как социально-психологический феномен

4

2










4

Индивидуально-типологические особенности личности

6

2










5

Деятельность

4

2










6

Общение

4

4










7

Социальные группы, их классификация,

характеристики и особенности управления

6

4











^ 4.2. Содержание разделов дисциплины



Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Психология как наука. Предмет, состояние, структура, методы.

Психология как наука. Смена представлений о предмете психологии в истории науки. Понятие о психике как отражении человеком окружающей действительности. Учение И.М. Семенова и И.П. Павлова о рефлекторной природе психического.

Методы исследования в психологии: наблюдение, опрос, тестирование, эксперимент, моделирование. Их достоинства и недостатки.

Методы коррекции: аутотренинг, групповой тренинг, способы психотерапевтического воздействия.


2

Современные психологические теории и концепции. Основные направления в психологии XX века

Кризис психологии на рубеже ХХ столетия. Краткая характеристика новых направлений в науке о человеке: бихевиоризм, фрейдизм, гештальтпсихология, когнитивная психология, гуманистическая психология. Современное состояние психологической науки за рубежом.

Становление основных принципов психологии в истории отечественной науки. Роль видных отечественных психологов в развитии психологии.

Современная психология, ее место в системе наук. Основные направления развития психологической науки. Принципы классификации отраслей психологии.

Современные представления об этапах развития психики.

Мотивационно-потребностная сфера человека. Иерархия потребностей. Когнитивные теории мотивации. Познавательные процессы. Общая характеристика, произвольность, опосредованность психики. Психологические особенности восприятия, каналы получения и переработки информации. Эмоционально-волевая сфера. Мышление, память и общение. Внутренний мир и состояние сознания. Сущность сознания и его взаимоотношения с бессознательным.


3

Личность как социально-психологический феномен

Понятие об индивиде. Философские воззрения на сущность и природу личности. Психологические теории личности, основные подходы к проблеме соотношения биологического и социального в личности человека. Индивидуальность, ее структура и особенности. Проблема исследования психических свойств.

Личность как субъект межличностных отношений, опосредованных деятельностью. Личность как социальное качество индивида и ее системное строение. Сравнительная характеристика различных подходов к структуре личности.

Развитие и характеристика основных факторов развития личности, соотношение биологического и социального факторов.


4

Индивидуально-типологические особенности личности

Общее понятие о темпераменте. История возникновения теорий темперамента. Типы темперамента и их психологическая характеристика. Основные психологические параметры темперамента. Активность. Эмоциональность. Сензетивность. Физиологические основы темперамента. Темперамент и тип ВНД. Учение И.П. Павлова о темпераменте. Развитие теорий темперамента в трудах Б.В. Теплова и В.Д. Небылицина. Связь темперамента с особенностями протекания психических процессов и чертами личности. Темперамент и индивидуальность, стиль деятельности.

Характер как система наиболее устойчивых черт личности. Типология характера. Учение о характере в истории психологии. Структура характера и его черты. Характер и направленность личности. Характер и воля. Характер и чувство. Характер и темперамент. Связь черт характера. Акцентуации черт характера. Психопатии. Проблемы самовоспитания и перевоспитания характера.

Понятие о способностях. Роль способностей в практической деятельности человека. Разница между способностями, знаниями, умениями и навыками. Природа человеческих способностей. Задатки как природные предпосылки способностей. Качественная и количественная характеристики способностей. Уровневая характеристика способностей. Мастерство. Талант. Гениальность. Проблема наследования способностей. Структура способностей. Общие и специальные способности. Способности и профориентация. Компенсация при отсутствии природных задатков.


5

Деятельность

Общее понятие о деятельности. Деятельность и активность. Потребности как источник активности. Виды потребностей. Потребности человека и мотивация деятельности. Единство сознания и деятельности человека, мотивация деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность и их взаимосвязь.

Структура деятельности человека. Действия и движения человека. Осознанные и автоматизированные компоненты деятельности. Умения, навыки, привычки и их особенности. Навыки, их структура и закономерности выработки. Проблема переноса навыков.

Игра, учение, труд как основные виды человеческой деятельности, их характеристика. Понятие ведущей деятельности и ее роль в развитии психики.


6

Общение

Понятие об общении. Многоплановый характер процесса общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения. Общение как обмен информацией. Общение и язык. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Структура вербальной коммуникации: коммуникатор, рецепиент, сообщение, канал, единица информации. Смысловые барьеры общения. Расстройства речи. Невербальная коммуникация. Классификация невербальных средств общения. Общение как межличностное взаимодействие. Роль и ролевые ожидания в процессах общения. Социальный контроль и социальные нормы. Ролевые конфликты. Теория трансактного анализа Э. Берна. Влияние в условиях межличностного взаимодействия. Психологический контакт в общении.

Общение как восприятие и понимание людьми друг друга. Психологические феномены восприятия человека человеком: идентификация, эмпатия, стереотипизация, каузальная атрибуция, рефлексия, эффект ореола.

Семья и ее роль в формировании механизмов общения. Деловое общение.

7

Социальные группы, их классификация,

характеристики и особенности управления

Понятие о группах и коллективе. Классификация групп. Типология групп по уровню их развития.

Коллектив как форма развития групп. Понимание межличностных отношений в малых группах зарубежными психологами. Дифференциация в группах и в коллективах. Социометрия. Референтность. Метод референтометрии. Понятие лидерства. Статус личностного роста. Интеграционный процесс в группах и коллективах. Сплоченность, возложение и принятие ответственности, эмоциональная идентификация. Конформизм. Альтруизм. Коллективистическое самоопределение.



^ 5. Лабораторные, практикумы



Номер раздела дисциплины

Наименование лабораторных (практических) работ

1




Психология как наука. Предмет, состояние, структура, методы.

2




Современные психологические теории и концепции. Основные направления в психологии XX века

3




Личность как социально-психологический феномен

4




Индивидуально-типологические особенности личности

5




Деятельность

6




Общение

7




Социальные группы, их классификация,

характеристики и особенности управления


^ 6. Тематика курсовых проектов (работ)


  1. Наука психология, ее предмет и место в системе наук.

  2. Методы психологии.

  3. Характеристика психологических теорий.

  4. Понятие о деятельности, ее структура и виды.

  5. Понятие об общении, характеристика функции общения.

  6. Трудности в общении и пути их преодоления.

  7. Понятие о группах, виды и типология групп.

  8. Понятие о личности и факторах ее развития. Индивид, личность, индивидуальность

  9. Понятие о структуре личности. Различные подходы к пониманию структуры личности.

  10. Общее понятие о темпераменте. История вопроса.

  11. Типология и психологическая характеристика типов темперамента.

  12. Понятие о характере. Структура и физиологические основы характера.

  13. Понятие о способностях, виды способностей.

  14. Наука педагогика. Понятие о системе педагогических наук.

  15. Воспитание как общественно-исторический процесс и предмет педагогики. Сущность и содержание воспитания на современном этапе, характеристика основных его направлений. Понятие о принципах воспитания, их характеристика.

  16. Понятие о методах воспитания, их классификация и характеристика.

  17. Содержание образования на современном этапе. Характеристика основных нормативных документов содержания образования.

  18. Методы обучения, их классификация и характеристика.

  19. Психолого-педагогическая культура менеджера. Характеристика основных ее компонентов.


^ 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

  1. а) основная литература Андреева Г.М. Социальная психология. / 3-е издание. – М., 1994. – доступ в сети Интернет: Электронная библиотека PSYLIB – режим доступа: http://psylib.org.ua/books/andrg01/index.htm

  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. / Перевод А.А. Грузберга. – К.: PSYLIB, 2004. - [Электронный ресурс] – режим доступа: http://psylib.org.ua/books/berne02/

  3. Ведение переговоров и разрешение конфликтов. – М., Harvard Business Review, 2006. – доступ в сети Интернет: http://www.koob.ru/kollektiv_avtorov/

  4. Десять правил ведения переговоров. – [Электронный ресурс] – режим доступа: http://soc.lib.ru/su/445.rar

  5. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы, защита. – [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.koob.ru/docenko_e/

  6. Кабрин В.И. Транскоммуникация и личностное развитие. - Томск, 1992.

  7. Каймакова М.В. Коммуникации в организациях. Текст лекций. – Ульяновск: УГТУ, 2008. – [Электронный ресурс] – режим доступа: http://window.edu.ru/window_catalog/redir?id=58874&file=152.pdf

  8. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. - Томск, 1999.

  9. Крегер О., Тьюсон Дж.М. Типы людей: 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим. – М., 1995. – доступ в сети Интернет: http://www.koob.ru/kreger/

  10. Люшер М. Сигналы личности: Ролевые игры и их мотивы. – Воронеж: НПО „МОДЭК", 1995. – 176с. – доступ в сети Интернет: http://silva-metod.ru/file/item/_id-225/; либо: http://www.twirpx.com/file/54782/

  11. Майерс Д. Изучаем социальную психологию. // Библиотека Ихтика. – [Электронный ресурс] – режим доступа: http://ihtik.lib.ru

  12. Психические типы в бизнесе и политике. // Омский Форум.Ру. – Чудеса науки. – [Электронный ресурс] – режим доступа: http://forum.omsk.ru/showthread.php?tid=48135

  13. Психологические проблемы самореализации личности. // Московский психотерапевтический журнал. – [Электронный ресурс] – режим доступа: http://magazine.mospsy.ru/links/p9.shtml

  14. Розанова В.А. Психология управления. – М., 1999. – доступ в сети Интернет: http://www.koob.ru/rozanova_v/psihologiya_upravleniya_roz

  15. Скотт Дж.Г. Способы разрешения конфликтов. – М., 2001. – доступ в сети Интернет: http://www.koob.ru/scott_gini_graham/

  16. Снетков В.М. Психология коммуникации в организациях. – М., 2002.

  17. Социальная психология: Хрестоматия. / под ред. Е.П. Белинской, О.А. Тихомандрицкой. – М: Аспект Пресс, 2003.— 475 с. - доступ в сети Интернет: http://www.koob.ru/belinskaya_e_p/socialnaya_psihologiya

  18. Столяренко Л.Д. Психология и этика деловых отношений. – Ростов н/Д, 2003.

  19. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005 - 416 с. – доступ в сети Интернет: http://www.koob.ru/stolyarenko_l_d/psih_del_obsh

  20. Управление персоналом: словарь-справочник. // «ПСИ-ФАКТОР». – [Электронный ресурс] – режим доступа: http://psyfactor.org/personal0.htm

  21. Харрис Т.А. Я – ок, Ты – ок. - доступ в сети Интернет: http://www.koob.ru/harris/harris_ja_ok_ti_ok

  22. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб.: Питер, 2006. – доступ в сети Интернет: http://www.koob.ru/cialdini/influation_psihology

  23. Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления. – СПб, 2000. – доступ в сети Интернет: http://www.koob.ru/cherednichenko_i_p/

  24. Шибутани. Социальная психология. – М.,1992.

  25. Этштейн М.З. Бизнес – этикет (дайджест). Томск, 2001.


б) дополнительная литература

  1. Аугустинавичуте А. Соционика: Введение. М., СПб., 1998.

  2. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб., 1992.

  3. Вацлавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи. М., 1990.

  4. Гисберт Б. Руководство по ведению переговоров. М., 1996.

  5. Знаков В.В. Психология понимания правды. СПб., 1999.

  6. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1989.

  7. Кричевский Р.Л. Если вы руководитель. М., 1996.

  8. Лебедев В.И. Психология и управление. М., 1990.

  9. Леонгард К. Акцентуированная личность. СПб., 2003. – доступ в сети Интернет: http://www.koob.ru/leongard_karl/akcentuirovannie_lichnosti

  10. Мелибруда Е.Я. Я – Ты – Мы. М., 1986.

  11. Методы практической психологии общения: Учеб. пособие / Под ред. В.П. Захарова, Е.В. Сидоренко. Л., 1990.

  12. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. М., 1996.

  13. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1992.

  14. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб., 1996.

  15. Танаев В.М., Карнаух И.И. Практическая психология управления. М., 2004.

  16. Тиггер П., Беррон-Тиггер Б. Делай то, для чего ты рожден. М., 1996.

  17. Томсон П. Самоучитель общения. – М., 2004. – доступ в сети Интернет: http://www.koob.ru/tomson_piter/

  18. Уитмор Дж. Coaching – новый стиль менеджмента и управления персоналом: практическое пособие. М., 2001.

  19. Управление персоналом: что делать с акцентуированными личностями? // «ПСИ-ФАКТОР». – [Электронный ресурс] – режим доступа: http://psyfactor.org/mr-al.htm

  20. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М., 1990.

  21. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

  22. Храмов О.В. Методы познания и преодоления конфликтных ситуаций. Л., 1989.

  23. Шостром Э. Человеческий выбор – манипуляция или актуализация. М., 1989.

Юнг К.-Г. Психологические типы. СПб., М., 1995.
в) программное и коммуникационное обеспечение

Интернет-ресурсы
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины компьютеры, мультимедийные средства
9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

(указываются рекомендуемые образовательные технологии, а также системы оценки для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, примеры оценочных средств)

УМК, лекции, практические и семинарские занятия, доклады, рефераты, тесты

Похожие:

Рабочая программа дисциплины психология (наименование дисциплины) Направление подготовки: Специалитет «Управление» iconРабочая программа дисциплины б в. Дв управление проектами (указывается...
Дисциплина «Управление проектами» является дисциплиной по выбору профессионального цикла дисциплин
Рабочая программа дисциплины психология (наименование дисциплины) Направление подготовки: Специалитет «Управление» iconРабочая программа дисциплины (модуля) Экономическая социология (указывается...

Рабочая программа дисциплины психология (наименование дисциплины) Направление подготовки: Специалитет «Управление» iconРабочая программа дисциплины
Место дисциплины в структуре ооп подготовки бакалавров по направлению «Юриспруденция»
Рабочая программа дисциплины психология (наименование дисциплины) Направление подготовки: Специалитет «Управление» iconПрограмма дисциплины наименование дисциплины: Этика бизнеса
...
Рабочая программа дисциплины психология (наименование дисциплины) Направление подготовки: Специалитет «Управление» iconПрограмма дисциплины (наименование дисциплины) специальность
«Государственное и муниципальное управление» и на основании рабочего учебного плана специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное...
Рабочая программа дисциплины психология (наименование дисциплины) Направление подготовки: Специалитет «Управление» iconРабочая программа учебной дисциплины Место дисциплины в структуре...
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) согласно фгос впо
Рабочая программа дисциплины психология (наименование дисциплины) Направление подготовки: Специалитет «Управление» iconРабочая программа дисциплины колумнистика в современной прессе блок...
...
Рабочая программа дисциплины психология (наименование дисциплины) Направление подготовки: Специалитет «Управление» iconРабочая программа дисциплины политология направление подготовки «020700 История»
Научить студентов оценивать политические концепции в контексте их актуальности для современной России, проводить типологию политических...
Рабочая программа дисциплины психология (наименование дисциплины) Направление подготовки: Специалитет «Управление» iconРабочая программа учебной дисциплины ??? Гендерология и феминология
Рабочая программа составлена в соответствии с гос впо по направлению подготовки 040101. 62 «Социальная работа», утвержденного 07...
Рабочая программа дисциплины психология (наименование дисциплины) Направление подготовки: Специалитет «Управление» iconПрограмма дисциплины «Теоретические основы реструктуризации»
«Антикризисное управление» 080503 по циклу «Специальные дисциплины и дисциплины специализации» государственного образовательного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница