Рабочая программа дисциплины «Психологическая компетентность профессионала»


Скачать 364.25 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «Психологическая компетентность профессионала»
страница1/6
Дата публикации27.07.2013
Размер364.25 Kb.
ТипРабочая программа
userdocs.ru > Психология > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Южный федеральный университет»


Утверждаю:
__________________

«___»____________2011 г
Рабочая программа дисциплины
«Психологическая компетентность
профессионала
»


Направление подготовки

030300 ПСИХОЛОГИЯ


Квалификация (степень) выпускника

Магистр
Форма обучения

дневная


Ростов-на-Дону

2011
1. Цель освоения дисциплины – формирование системы научных представлений о природе, особенностях проявления, условиях и факторах развития психологической компетентности. Формирование умений диагностики и моделирования психологической компетентности.
^ 2. Задачи дисциплины:

- знакомство с основными современными подходами к исследованию психологической компетентности;

- освоение содержания теоретических и прикладных исследований в области психологической компетентности;

- изучение основных видов психологической компетентности и возможностей их моделирования;

- формирование представлений о содержании, механизмах, условиях и факторах развития психологической компетентности человека как субъекта жизнедеятельности;

- овладение соответствующим диагностическим инструментарием и технологиями акмеологической поддержки развития профессионала.
^ 3. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина «Психологическая компетентность профессионала» относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла (М.2) подготовки магистра. Программа дисциплины ориентирована на теоретическую и практическую подготовку к одному из основных видов профессиональной деятельности психолога – поддержки профессионального развития человека, которая включает профилактику профессионального выгорания и прогноз позитивного развития.

Данная дисциплина принадлежит к числу актуальных и востребованных практикой подготовки магистров-психологов. Она имеет логические и содержательно-методические взаимосвязи с рядом дисциплин: «Управление персоналом», «Психологические технологии оценки и мотивации персонала», «Акмеологическая поддержка и развитие профессионала», «Психологические и психофизиологические методы оценки персонала».

Для успешного освоения этой дисциплины обучающиеся должны обладать следующими «входными» знаниями, умениями и готовностями:

- знать основные закономерности развития психологической культуры человека;

- знать факторы, условия и механизмы психического развития в процессе освоения профессии;

- иметь представления о факторах и условиях профессионального саморазвития, самотворчества и самоактуализации;

- знать особенности использования психологии в профессиональной практике;

- разбираться в особенностях взаимодействия личности с социальной и профессиональной средами;

- быть готовыми к сравнительному анализу теорий и концепций развития профессионала;

- уметь ориентироваться в методах психологической поддержки развития профессионала.

Освоение этой дисциплины составляет основу для последующего изучения курса «Акмеологическая поддержка и развитие профессионала».
^ 4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Психологическая компетентность профессионала»:

Выпускники должны обладать следующими компетенциями:

способностью и готовностью к:

1) Принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, выработке нестандартных решений в проблемных ситуациях (ОК-6):

Знать:

- понятие психологической компетентности, основные методологические принципы ее исследования;

- законы и закономерности, условия и механизмы развития психологической компетентности как интегральной акмеологической характеристики человека;

Уметь:

- анализировать и систематизировать научные исследования в области изучения психологической компетентности;

- адекватно использовать понятийный аппарат;

- адекватно использовать понятийный аппарат;

- осуществлять выбор методов для оказания акмеологической поддержки;

Владеть:

- способностью принятия ответственности за профессиональные решения в нестандартных ситуациях;

- креативностью и инновационным мышлением;

2) Адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей (ОК-7):

Знать:

- историю развития знаний о психологической компетентности;

- организационные вопросы проведения исследования психологической компетентности;

Уметь:

- адаптировать и модифицировать программы развития психологической компетентности с учетом своих возможностей и запроса клиента;

- осуществлять рефлексивный анализ индивидуальной практики в данной области;

Владеть:

- системой аналитических способностей относительно собственных ресурсов и рисков профессиональной деятельности;

- эффективными моделями адаптации профессиональных знаний и опыта к инновационным ситуациям;

3) Овладению навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ПК-11):

Знать:

- основы системного и сравнительного анализа деятельности профессионала;

- законы и закономерности, систему методов оптимизации профессиональной деятельности с целью повышения ее эффективности;

Уметь:

- применять методы когнитивной и эмоциональной регуляции профессионального поведения;

- соблюдать в своей деятельности профессионально-этические нормы;

Владеть:

- высоким уровнем развития аутопсихологической компетентности;

- системой индивидуальных способов оптимизации профессиональной деятельности;

4) Формулировке обоснованных психологических рекомендаций прикладного профиля на основе теоретических и прикладных исследований (ПК-20):

Знать:

- современные подходы к изучению психологической компетентности;

- общие теоретико-методологические принципы моделирования развития психологической компетентности профессионала;

Уметь:

- формулировать цель психодиагностической и консультативной деятельности в соответствии с проблемой, запросом клиента или организации;

- проводить методические процедуры в соответствии с этическими и методическими правилами;

Владеть:

- технологиями моделирования программ психологической поддержки развития профессионала;

- прогностическими и проективными умениями в области организации прикладных исследований;
^ 5. Структура и содержание дисциплины «Психологическая компетентность профессионала»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа. Экзамен.





п/п


Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

1

Теоретико-методологические основы изучения психологической компетентности

9

1-6

Л: 12

СР: 18

Сем: 6

К: еженед.

Собеседование – 2-6

Тест – 6

2

Феноменология психологической компетентности

9

7-11

Л: 12

СР: 18

Сем: 4

ПР: 2

К: еженед.

Собеседование –7-11

Эссе – 8

Тест – 11

3

Виды психологической компетентности и их развитие

9

12-18

Л: 12

СР: 18

Сем: 4

ПР: 2

К: еженед.

Собеседование – 12-18

КР – 16
Экзамен: тест

Формы контроля: УО-1, ПР-1, ПР-2, ПР-3.

Содержание разделов дисциплины:

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Теоретико-методологические основы изучения психологической компетентности

Методологические основы изучения психологической компетентности. Проблема психологической компетентности человека в контексте акмеологических исследований. Комплексное изучение психологической компетентности. Компетентность как система и интегральная характеристика личности. Детерминация развития психологической компетентности. Соотношение профессиональной и общей психологической компетентности субъекта жизнедеятельности.

История исследования проблемы психологической компетентности. Специфика определения психологической компетентности в когнитивной психологии и бихевиоризме. Психологическая компетентность в контексте гуманистических теорий личности. Психологические технологии и развитие компетентности. Компетентность в теориях профессиональной деятельности, карьеры и организаций. Особенности изучения психологической компетентности в отечественной психологии.

2.

Феноменология психологической компетентности

Содержание и структура психологической компетентности. Модель психологической компетентности. Качественные характеристики психологической компетентности как системного новообразования. Психологические знания и умения, личностные качества и субъективный контроль в структуре психологической компетентности. Характеристика основных подходов к определению содержания и структуры психологической компетентности личности.

Классификация видов психологической компетентности. Современные подходы к выявлению видов компетентности в отечественной и зарубежной психологии. Теория компетентности Дж. Равена. Проблема психологической компетентности в работах А.К. Марковой и Л.М. Митиной. Профессиографический подход в выделении видов компетентности

3.

Виды психологической компетентности и их развитие

Характеристика когнитивной компетентности. Содержание основных компонентов когнитивной компетентности. Индивидуальный познавательный стиль. Роль когнитивной компетентности в развитии личности. Факторы и условия формирования когнитивной компетентности. Функции когнитивной компетентности.

Социальная и коммуникативная компетентность. Исследование социальной и коммуникативной компетентности в современной психологии. Содержание и структура социальной компетентности. Модель коммуникативной компетентности. Методы изучения коммуникативной компетентности. Социальная компетентности и социализация. Характеристика компетентного стиля общения.

Аутопсихологическая компетентность в акмеологическом развитии человека. Подходы к исследованию аутопсихологической компетентности в отечественной психологии. Характеристика модели аутопсихологической компетентности. Функции аутопсихологической компетентности. Тренинг аутопсихологической компетентности.

Моделирование психологической компетентности. Понятие моделирования в психологии. Виды моделей. Характеристика подходов к моделированию психологической компетентности. Модель развития психологической компетентности. Мотивация компетентности. Критерии развития психологической компетентности.


^ 6. Образовательные технологии

Образовательные технологии: лекции, практические занятия, тренинги, проектная деятельность, самостоятельная работа студентов.

При проведении занятий планируется использовать активные и интерактивные форм занятий (тренингов, деловых и ролевых игр, проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, тренингов роста, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 30% аудиторных занятий, а занятий лекционного типа – не более 30% аудиторных занятий.
7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно при ежегодном обновлении банка средств. Количество вариантов зависит от числа обучающихся.

По разделу 1.

Вопросы для собеседования:

  1. Акмеологический подход в изучении компетентности.

  2. Системная характеристика психологической компетентности.

  3. Структурный анализ психологической компетентности.

  4. Принципы построения программ развития компетентности.

  5. Этапы становления теории психологической компетентности.

  6. Изучение компетентности в когнитивной психологии.

  7. Проблема компетентности в социально-психологических исследованиях.

  8. Теории профессионализма и психологическая компетентность.

Эссе:

Психологическая компетентность в жизни человека.

Контрольная работа:

История изучения психологической компетентности профессионала.

По разделу 2.

Вопросы для собеседования:

  1. Модель психологической компетентности.

  2. Уровни психологической компетентности.

  3. Процесс освоения психологической информации.

  4. Функции психологической компетентности.

  5. Проявление коммуникативной компетентности в общении.

  6. Этапы развития коммуникативной компетентности.

Эссе:

Типы психологически компетентных людей.

Контрольная работа:

Классификация видов компетентности и их характеристика.

По разделу 3.

Вопросы для собеседования:

  1. Понятие «социальная» и «коммуникативная» компетентность.

  2. Социальная компетентность и поведение.

  3. Характеристика когнитивной компетентности.

  4. Особенности аутопсихологической компетентности.

  5. Тренинг профессиональной коммуникативной компетентности.

Эссе:

Проблема развития аутопсихологической компетентности.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «Психологическая компетентность профессионала» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Психологическая компетентность профессионала»
Это определяется как насыщенностью жизненного пространства и времени жизни человека XXI века, так и кардинальностью трансформации...
Рабочая программа дисциплины «Психологическая компетентность профессионала» iconРабочая программа дисциплины
...
Рабочая программа дисциплины «Психологическая компетентность профессионала» iconРабочая программа дисциплины
Рабочая программа составлена на основании гос впо (спо) и учебного плана направления 350200 "Международные отношения"
Рабочая программа дисциплины «Психологическая компетентность профессионала» iconРабочая программа учебной дисциплины «История дальнего востока россии»
Рабочая программа составлена на основании типовой программы гос (фгос) впо и авторских разработок
Рабочая программа дисциплины «Психологическая компетентность профессионала» iconРабочая программа дисциплины колумнистика в современной прессе блок...
...
Рабочая программа дисциплины «Психологическая компетентность профессионала» iconРабочая программа учебной дисциплины ??? Гендерология и феминология
Рабочая программа составлена в соответствии с гос впо по направлению подготовки 040101. 62 «Социальная работа», утвержденного 07...
Рабочая программа дисциплины «Психологическая компетентность профессионала» iconРабочая программа дисциплины «Федеральные налоги и сборы с организаций»
Федеральные налоги и сборы с организаций [Текст]: рабочая программа дисциплины. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп», 2012. – 56 с
Рабочая программа дисциплины «Психологическая компетентность профессионала» iconРабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Экономика и инвестиции»
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и...
Рабочая программа дисциплины «Психологическая компетентность профессионала» iconРабочая программа учебной дисциплины Место дисциплины в структуре...
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) согласно фгос впо
Рабочая программа дисциплины «Психологическая компетентность профессионала» iconРабочая программа дисциплины
Место дисциплины в структуре ооп подготовки бакалавров по направлению «Юриспруденция»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница