«Модернизация процесса обучения в Южном федеральном университете с целью создания инновационного учебно-научного комплекса департамента психологии» учебное пособие развитие Психологической компетентности профессионала


Название«Модернизация процесса обучения в Южном федеральном университете с целью создания инновационного учебно-научного комплекса департамента психологии» учебное пособие развитие Психологической компетентности профессионала
страница1/15
Дата публикации27.07.2013
Размер2.18 Mb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > Психология > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Проект

«Модернизация процесса обучения

в Южном федеральном университете с целью создания

инновационного учебно-научного комплекса — департамента психологии»


УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Развитие Психологической компетентности профессионала
Работу выполнил доктор психологических наук, профессор^ Т.Н. Щербаков


Рассмотрено и

рекомендовано

на заседании кафедры

____________________________________
Протокол № _10_______________________

«_18__»_марта_________ 2007 г.
Зав. кафедрой __Т.П. Скрипкина


Руководитель проекта

декан ф-та психологии,

профессор И.В.Абакумова
___________________________
«_____»______________ 200_ г.



Ростов-на-Дону

2007


Содержание

Введение 5

Глава 1.
Теоретические основы исследования психологической компетентности 8


1.1. Психологическая компетентность
как интегральная акмеологическая характеристика человека 8

1.2. Профессиональная компетентность человека 32

1.3. Содержание и структура
психологической компетентности 51

Глава II .
Проблема психологической компетентности в контексте современного психологического знания 81


2.1. Коммуникативная компетентность
как стержневая харакетристика профессионала 81

2.2. Социальная компетентность и профессиональная деятельность 91

2.3. Специфика проявления
когнитивной компетентности 106

2.4. Аутопсихологическая компетентность как условие акмеологического развития профессионала 111

2.5. Тенденции развития психологической компетентности 121

Глава III .
Моделирование развития психологической компетентности 147


3.1. Активные методы обучения в развитии профессиональной психологической компетентности 147

3.2. Комплексная модель развития психологической компетентности профессионала 168

Заключение 187

Литература 190

Введение



Динамика социально-экономических, социально-политических и социально-психологических преобразований в современном мире предъявляет особые требования к психологическим ресурсам человека как субъекта жизнедеятельности. Это определяется как насыщенностью жизненного пространства и времени жизни человека XXI века, так и кардинальностью трансформации когнитивной, смысловой, эмоциональной и поведенческой плоскостей развития личности.

Сегодня в психологии и акмеологии идет интенсивный поиск конструктов, адекватно отражающих способность личности быть устойчивой к энтропии окружающей среды, сохранять самоидентичность, успешно развиваться, выходя на уровень «акме», сохраняя верность смыслам и ценностям человеческого бытия и одновременно поддерживая высокий статус профессионального здоровья. Одним из таких конструктов является понятие «психологическая компетентность». Проблема компетентности принадлежит к классу мультинаучных проблем и рассматривается в философии, социологии, акмеологии, психологии и педагогике. Вместе с тем до настоящего времени нет целостной теории компетентности, ее однозначного определения и понимания механизмов и факторов развития.

Несмотря на актуальность и востребованность изучения проблемы психологической компетентности, а также признание ее значимости для моделирования развития человека и организаций (Дж. Равен, П. Мучински, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Г.А. Шредер, Д. Шульц, С. Шульц), исследования в этой области носят фрагментарный характер и в основном касаются описания структурных составляющих и частных вопросов влияния уровня компетентности на определенные параметры деятельности и общения.

Как в отечественной, так и в зарубежной психологи существует противоречие между декларируемой ценностью компетентности и уровнем изученности ее феноменологических и операциональных характеристик, механизмов и условий развития, что приводит к многозначному толкованию самого понятия и неадекватности его использования в прикладных исследованиях. Как указывают А.Г. Асмолов, Е.А. Климов, Л.А. Петровская, Л.М. Митина, Дж. Равен, Д.А. Леонтьев, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Емельянов, более изученной является коммуникативная компетентность, исследование которой лежит в плоскости проблематики общения, конфликтов и методов активного социально-психологического обучения. Менее исследованы другие виды компетентности: когнитивная, социальная, аутопсихологическая.

Не выявлены и не описаны, за исключением отдельных работ
(А.С. Кондратьева), взаимосвязь и взаимовлияние видов компетентности, неполно представлены их содержательные компоненты. Открытым остается вопрос о мере и критериях оценки компетентности. Противоречия разного уровня имеют место в подходах к решению проблемы моделирования психологической компетентности.

В контексте реализации компетентностного подхода психологическая компетентность провозглашена как необходимое условие профессионализма. Эта идея нашла отражение на различных уровнях: нормативном, профессиографическом, а также в узкоспециальных исследованиях, посвященных профессиональной деятельности. Значимость изучения психологической компетентности усиливается в связи с тенденцией психологизации во всех сферах жизни в современном мире.

В психологии наблюдается дефицит концептуальных исследований содержательной специфики, условий, факторов формирования и способов представленности психологической компетентности в пространстве профессионального бытия. Это затрудняет построение эффективных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации и в целом упрощает картину влияния профессиональной компетентности на успешность акмеологического развития профессионала.

Осмысление психологической компетентности как интегрального образования относится к разряду актуальных проблем развития теории и практики психологического и акмеологического знания. Ее значимость повышается в связи с наличием социального заказа, сформировавшегося к началу XXI века, на выявление механизмов, условий и факторов становления психологической компетентности как атрибута зрелой личности и важнейшего условия ее конструктивного полагания себя в мир и продвижения к акме.

В пособии систематизированы подходы к изучению психологический компетентности человека как субъекта жизнедеятельности; осуществлен акмеологический анализ психологической компетентности; представлено системное описание содержательной специфики психологической компетентности, ее структуры, феноменологических и инструментальных характеристик, факторов и условий формирования, а также форм репрезентации на разных уровнях развития профессионализма; раскрыты функции психологической компетентности в профессиональной деятельности; описаны характеристики развития компетентности и их содержательные критерии; а также ее основные виды (когнитивная, коммуникативная, социальная и аутопсихологическая); выявлены и систематизированы основные направления влияния компетентного стиля на успешность профессиональной деятельности; описана роль психологической компетентности в профессиональной деятельности, определены и описаны способы трансляции компетентности и психологические барьеры формирования компетентного стиля деятельности профессионала.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

«Модернизация процесса обучения в Южном федеральном университете с целью создания инновационного учебно-научного комплекса департамента психологии» учебное пособие развитие Психологической компетентности профессионала iconАнкета участника практического консультационного семинара и деловой...
Осенняя школа инновационного предпринимательства в Южном федеральном университете
«Модернизация процесса обучения в Южном федеральном университете с целью создания инновационного учебно-научного комплекса департамента психологии» учебное пособие развитие Психологической компетентности профессионала iconРабочая программа дисциплины «Психологическая компетентность профессионала»
Цель освоения дисциплины – формирование системы научных представлений о природе, особенностях проявления, условиях и факторах развития...
«Модернизация процесса обучения в Южном федеральном университете с целью создания инновационного учебно-научного комплекса департамента психологии» учебное пособие развитие Психологической компетентности профессионала iconШнейдер Л. Б. Ш763 Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов социально-психологи­ческих и психологических факультетов университетов, готовящих себя...
«Модернизация процесса обучения в Южном федеральном университете с целью создания инновационного учебно-научного комплекса департамента психологии» учебное пособие развитие Психологической компетентности профессионала iconУчебно-методическое пособие для организации и проведения тренингов социальной компетентности
Кибирев А. А., Веревкина Т. А. Интерактивные методы обучения: теория и практика: Учебно-методическое пособие для студентов высших...
«Модернизация процесса обучения в Южном федеральном университете с целью создания инновационного учебно-научного комплекса департамента психологии» учебное пособие развитие Психологической компетентности профессионала iconУчебное пособие адресовано студентам очной и заочной форм обучения...
Уголовно-процессуальное право: Учебное пособие / Сост. В. С. Оплетаев — Шадринск: Издательство Шадринского госу­дарственного педагогического...
«Модернизация процесса обучения в Южном федеральном университете с целью создания инновационного учебно-научного комплекса департамента психологии» учебное пособие развитие Психологической компетентности профессионала iconУчебное пособие заведующего кафедрой психологии, заведующего Лабораторией...
Лабораторией психологии обучения и развития социолого-психологического факультета Ивановского государственного университета А. С....
«Модернизация процесса обучения в Южном федеральном университете с целью создания инновационного учебно-научного комплекса департамента психологии» учебное пособие развитие Психологической компетентности профессионала iconУчебно-методическое пособие по производственной практике студентов...
Голубева О. В., Фокина Т. А.: Производственная практика студентов факультета психологии. Учебно-методическое пособие. – Н. Новгород:...
«Модернизация процесса обучения в Южном федеральном университете с целью создания инновационного учебно-научного комплекса департамента психологии» учебное пособие развитие Психологической компетентности профессионала iconМарковская Социометрические методы в психологии Учебное пособие Челябинск
Наглядное изложение способов обработки социометрических данных дает возможность успешно реализовывать социометрические методы в психологической...
«Модернизация процесса обучения в Южном федеральном университете с целью создания инновационного учебно-научного комплекса департамента психологии» учебное пособие развитие Психологической компетентности профессионала iconУчебное пособие Издательство Института Психотерапии Москва
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих пси­хологию. Оно может быть полезно и специалистам в области практи­ческой...
«Модернизация процесса обучения в Южном федеральном университете с целью создания инновационного учебно-научного комплекса департамента психологии» учебное пособие развитие Психологической компетентности профессионала iconУчебно методическое пособие «Автоматизация звуков речи»
Учебное пособие «Автоматизация звуков речи» разработано мной в помощь учителям-логопедам, воспитателям речевых групп и заботливым...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница