Рабочая программа учебной дисциплины социальная психология по специальности 020400 «Психология» Санкт Петербург 200 г


Скачать 390.08 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины социальная психология по специальности 020400 «Психология» Санкт Петербург 200 г
страница1/3
Дата публикации22.03.2013
Размер390.08 Kb.
ТипРабочая программа
userdocs.ru > Психология > Рабочая программа
  1   2   3



МЧС РОССИИ

САНКТ–ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

по специальности 020400 «Психология»

Санкт – Петербург

200 г.

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ

СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

УТВЕРЖДАЮ

Начальник Санкт-Петербургского института

Государственной противопожарной службы

МЧС России

полковник внутренней службы

В.С. Артамонов

«30» июня 200 г.


^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

по специальности 020400 «Психология»

Санкт – Петербург

200 г.

Безносов Д.С., Заварзина Л.В., Трофимов А.Б^ . Социальная психологи: Учебная программа по специальности 020400 – «Психология» Под общей ред. В. С. Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургский институт Государственной противопожарной службы МЧС России.

Учебная программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 020400 "Психология", квалификационных характеристик психолог, преподаватель психологии и опыта преподавания аналогичных дисциплин в вузах России.

Учебная программа обсуждена и одобрена на заседании Ученого совета института «30» июня 2004 г. (протокол №10).

Рецензенты:

Л.Г. Почебут – доктор психологических наук, профессор (Санкт-Петербургский государственный университет);

А.В. Шленков – кандидат психологических наук (Санкт-Петербургский институт ГПС МЧС России)
^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная психология» разработана с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020400 – «Психология», квалификационных характеристик и Методических рекомендаций по разработке учебных планов и программ учебных дисциплин для образовательных учреждений ГПС МЧС России.

Цель изучения дисциплины – формирование у курсантов, студентов и слушателей полных, системных представлений о социально-психологических феноменах.

Основные задачи дисциплины

- представить общее направление развития социальной психологии как теоретической и прикладной дисциплины, историю формирования социально-психологических идей, социально-психологические идеи в рамках философских и социологических учений, драматическую борьбу социальной психологии за свой «предмет», социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину, стремительное формирование на базе социальной психологии научных дисциплин, рожденных из запросов общественной практики – организационной психологии, политической психологии, этнопсихологии, психологии семьи, неклинической психотерапии и др.;

- раскрыть специфику социальной психологии как науки, изначально ориентированной на разнообразные прикладные проблемы, что неизбежно будет представлять собой некий конгломерат мини-теорий, первые социально-психологические теории которые, в свою очередь, возможно с известной долей условности классифицировать по критерию принадлежности к одной из основных школ: когнитивной психологии, психоаналитическому направлению, бихевиоризму, интеракционистской ориентации и др.;

- показать «сквозной» характер социальной психологии, проявляющийся как социально-психологический аспект самых различных гуманитарных наук: возрастной и педагогической психологии, психологии личности, общей психологии, истории, этнографии, социологии, менеджмента, исследования коммуникаций, психологии аномальных состояний и др.;

- проанализировать понятийно-категориальный аппарат современной социальной психологии, закономерности общения и взаимодействия людей, соотношение категорий общения и деятельность, т.к. многие понятия, используемые социальной психологией, ограничены рамками подходов, внутри которых они были сформированы;

- определить предмет и методологию социальной психологии;

- рассмотреть проблемы личности в социальной психологии; социализация, социальная установка, проблемы личности и группы, процессы общения, восприятия, психологического воздействия и др.;

- представить понятия «социальная норма» и «социальная патология»; проанализировать подходы, различные виды и формы девиантного поведения, причины и механизмы, проблемы профилактики и коррекции девиантного поведения.

Содержание курса построено таким образом, чтобы полученные знания и умения могли быть успешно интегрированы при изучении других дисциплин психологического и социально-психологического блока, оно ориентировано на выработку у курсантов, студентов и слушателей, способности применять эти знания и умения на практике. Материал данного курса способствует успешному усвоению в дальнейшем таких учебных дисциплин как «Психология социальной работы», «Педагогическая психология», «Клиническая психология», «Психология общения», «Конфликтология», «Психология управления», «Психология связей с общественностью», «Политическая психология», «Юридическая психология».

Организационными формами изучения дисциплины являются лекции, семинарские и практические занятия.

Часть учебного материала планируется для самостоятельной работы в соответствии с разрабатываемыми методическими рекомендациями.

В соответствии с целью и задачами учебного курса на основе государственного образовательного стандарта разработано содержание настоящей программы и тематические планы для курсантов, студентов и слушателей всех форм обучения.

В результате изучения дисциплины курсанты, студенты и слушатели должны:

знать:

  • задачи, основные направления исследований и методологический аппарат социальной психологии как науки;

  • теоретические основы социально-психологической науки и ее связей с другими сферами науки и общественной практики;

  • концепции, принадлежащие каждому из основных научных направлений социальной психологии;

  • теории, претендующие на объяснение проблемных социально-психологических феноменов в области развития, психологии личности, социального взаимодействия, психологии группы, общественного сознания;

  • основные направления и методы в области практической психологии и прикладной социальной психологии, практические приложения социальной психологии, неклинической психотерапии, современные психологические техники, направленные на помощь в решении социально-психологических проблем;

  • методы социально-психологического исследования и особенности их применения;

  • основные понятия социальной психологии, а также прикладных дисциплин, развивающихся на теоретической базе социальной психологии: политической психологии, этнопсихологии, организационной психологии, психологии семьи, массовых коммуникаций, неклинической психотерапии;

  • различия в трактовке ряда категорий и понятий социальной психологии: социализация личности, социальное взаимодействие и общение, групповая динамика, групповые нормы, роль, социальный стереотип, социально-психологический климат, социальная установка, руководство и лидерство, коммуникации и др.;

  • концепции и подходы в исследованиях девиантности, социально-психологические аспекты проблем преступного и криминального поведения, проституции, суицидального поведения как вида девиантности, аддиктивного поведения, сексуального отклоняющегося поведения, социального аутсайдерства, вандализма, отклонений при различных акцентуациях характера;

уметь:

  • решать задачи, соответствующие его квалификации:

  • на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска; ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи;

  • участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования;

  • владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях.

  • выявить социально-психологическую проблематику в смежных отраслях науки и в конкретной области общественной практики;

  • анализировать информацию и самостоятельно работать с литературными источниками в рамках социально-психологической проблематики;

  • определять методологию социально-психологического исследования;

  • объяснять различные психические явления с использованием полученных знаний;

  • ориентироваться в антропологических, психологических, социологических теориях девиантного поведения;

  • уметь характеризовать различные виды и формы девиаций;

  • выделять социальные и социально-психологические причины, факторы и механизмы отклонений;

  • применять на практике методы социально-психологического исследования, социально-психологической диагностики;

иметь представление:

  • об истории развития социальной психологии;

  • об основных актуальных проблемах и достижениях в области социальной психологии;

  • о функциях, методах работы и взаимодействии государственных служб, научных центров, профессиональных и образовательных объединений специалистов в данной области науки;

  • о ведущих научных и научно-популярных периодических изданиях и научных школах в этой области знаний.

Дисциплина состоит из 2-х разделов объемом 120 часов, по 76 и 44 часа соответственно, из которых на проведение лекций отводится 22 часа, семинарских занятий – 20 часов, практических занятий – 18 часов и самостоятельную работу – 60 часов.

Формой итогового контроля является экзамен в III семестре.

Слушатели заочной формы обучения выполняют контрольную работу и сдают экзамен после изучения основного курса, который рассчитан на 120 часов и состоит из 2-х разделов. На проведение лекций отводится – 8 часов, семинарские занятия – 6 часов, и самостоятельная работа – 106 часов.

Распределение объема часов по видам учебных занятий приведено в тематических планах.

Практические занятия проводятся двумя преподавателями.

Вариативность образовательного процесса реализуется посредством изменения количества часов, отводящихся на изучение отдельных тем, их объединением, а так же выполнением самостоятельных работ по тематике, предусмотренной в данной программе.

Самостоятельная работа предполагает самостоятельное изучение отдельных вопросов программы, обобщение и расширение информации, полученной на лекциях и других видах учебных занятий, определение места полученных знаний в своей будущей профессии.

^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № 1

по дисциплине «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

для очной формы обучения


^ НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

Распределение учебного времени в часах по видам учебных занятий

Всего

Лекции

Семинары

Практ.

занятия

Экзамен

Сам.

работа

1

2

3

4

5

7

8

^ РАЗДЕЛ 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА.

76

18

4

18




36

Тема 1. Место социальной психологии в системе научного знания и общественной практике.

6

2










4

Тема 2. История формирования социально-психологических идей.

6

2










4

Тема 3. Методологические проблемы социальной психологии.

8

2

2







4

Тема 4. Основные направления в современной социальной психологии.

8

2

2







4

Тема 5. Социальная психология развития и педагогическая социальная психология.

10

2




4




4

Тема 6. Социальная психология личности.

10

2




4




4

Тема 7. Социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей.

10

2




4




4

Тема 8. Социальная психология групп.

10

2




4




4

Тема 9. Массовые коммуникации.

8

2




2




4

^ РАЗДЕЛ П. СОЦИАЛЬНАЯ ПАТОЛОГИЯ.

44

4

16







24

Тема 10. Психология девиантного поведения: основные понятия и подходы.

6

2










4

Тема 11. Биологические и психологические теории девиантного поведения.

6

2










4

Тема 12. Проблема преступного поведения.

4

2










2

Тема 13. Проблема вандализма.

4

2










2

Тема 14. Бродяжничество как социальная патология.

4

2










2

Тема 15. Проблема проституции.

4

2










2

Тема 16. Проблема сексуальных отклонений.

4

2










2

Тема 17. Адикктивное поведения как форма отклоняющегося поведения.

4

2










2

Тема 18. Суицидальное поведения как вид девиации.

4

2










2

Тема 19. Акцентуации характера и девиантное поведение.

4

2










2

ЭКЗАМЕН













6




Всего:120/60/6


120

22

20

18




60



^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № 2

по дисциплине «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

для заочной формы обучения


^ НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

Распределение учебного времени в часах по видам учебных занятий

Всего

Лекции

Семинары

Практ.

занятия

Экзамен

Сам.

работа

1

2

3

4

5

6

7

^ РАЗДЕЛ 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА.

76

6

4







66

Тема 1. Место социальной психологии в системе научного знания и общественной практике.

8

2










6

Тема 2. История формирования социально-психологических идей.

8

2










6

Тема 3. Методологические проблемы социальной психологии.

14

2

2







10

Тема 4. Основные направления в современной социальной психологии.

6




2







4

Тема 5. Социальная психология развития и педагогическая социальная психология.

8













8

Тема 6. Социальная психология личности.

8













8

Тема 7. Социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей.

8













8

Тема 8. Социальная психология групп.

8













8

Тема 9. Массовые коммуникации.

8













8

^ РАЗДЕЛ П. СОЦИАЛЬНАЯ ПАТОЛОГИЯ.

44

2

2







40

Тема 10. Психология девиантного поведения: основные понятия и подходы.

6

2










4

Тема 11. Биологические и психологические теории девиантного поведения.

6




2







4

Тема 12. Проблема преступного поведения.

4













4

Тема 13. Проблема вандализма.

4













4

Тема 14. Бродяжничество как социальная патология.

4













4

Тема 15. Проблема проституции.

4













4

Тема 16. Проблема сексуальных отклонений.

4













4

Тема 17. Адикктивное поведения как форма отклоняющегося поведения.

4













4

Тема 18. Суицидальное поведения как вид девиации.

4













4

Тема 19. Акцентуации характера и девиантное поведение.

4













4

ЭКЗАМЕН













6




Всего:120/14/6

120

8

6







106
  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины социальная психология по специальности 020400 «Психология» Санкт Петербург 200 г iconРабочая программа по дисциплине «Методика преподавания психологии»
Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины социальная психология по специальности 020400 «Психология» Санкт Петербург 200 г iconМетодические указания по изучению дисциплины, подготовке к семинарским...
«Связи с общественностью», 020400 «Психология», 350500 (022100) «Социальная работа», 061200 «Менеджмент в социальной сфере», 350800...
Рабочая программа учебной дисциплины социальная психология по специальности 020400 «Психология» Санкт Петербург 200 г iconРабочая программа учебной дисциплины ??? Гендерология и феминология
Рабочая программа составлена в соответствии с гос впо по направлению подготовки 040101. 62 «Социальная работа», утвержденного 07...
Рабочая программа учебной дисциплины социальная психология по специальности 020400 «Психология» Санкт Петербург 200 г iconМетоды зоопсихологии Учебные вопросы: Зоопсихология и сравнительная психология
Дисциплина опд. Ф. 16 «Зоопсихология и сравнительная психология» относится к дисциплинам федерального компонента государственного...
Рабочая программа учебной дисциплины социальная психология по специальности 020400 «Психология» Санкт Петербург 200 г iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины экономика для специальностей
«Социально-культурный сервис и туризм», 030602 «Связи с общественностью», 030501 «Юриспруденция», 040101 «Социальная работа», 031202...
Рабочая программа учебной дисциплины социальная психология по специальности 020400 «Психология» Санкт Петербург 200 г iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Для студентов факультета...
Общий психологический практикум: Методические рекомендации по изучению дисциплины /нф мгэи. – Нижний Новгород, 2003
Рабочая программа учебной дисциплины социальная психология по специальности 020400 «Психология» Санкт Петербург 200 г iconВопросы для оценки качества освоения дисциплины
Социальная психология = социология + психология, таким образом наука имеет междисциплинарый характер
Рабочая программа учебной дисциплины социальная психология по специальности 020400 «Психология» Санкт Петербург 200 г iconРабочая программа дисциплины психология (наименование дисциплины)...
Рабочая программы составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций и ооп впо по направлению и профилю подготовки...
Рабочая программа учебной дисциплины социальная психология по специальности 020400 «Психология» Санкт Петербург 200 г icon1 неделя психология 4 курс
Специализации: «социальная психология» «психол. Консультирование» «психология управления»
Рабочая программа учебной дисциплины социальная психология по специальности 020400 «Психология» Санкт Петербург 200 г iconКлиническая психология, статистика и методы оценки и измерения, экспериментальная...
Образование: бакалавр, Лондонский университет, 1938; Доктор философии. Лондонский университет, 1940
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница