Ответы на примерные вопросы к экзамену по клинической психологии


НазваниеОтветы на примерные вопросы к экзамену по клинической психологии
страница1/10
Дата публикации22.03.2013
Размер1.29 Mb.
ТипВопросы к экзамену
userdocs.ru > Психология > Вопросы к экзамену
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ОТВЕТЫ

на примерные вопросы к экзамену по клинической психологии

© Хохлов Н.А., 2011
Тема 1. Предмет и объект клинической психологии.


  1. Различные определения клинической психологии в отечественной и зарубежной науке


Клиническая психология – частная психологическая дисциплина, предмет которой – нарушения психической деятельности при психических болезнях, нарушениях развития, поражениях ЦНС (преимущественно головного мозга), а также психологические аспекты соматических расстройств/болезней (определение, которое давалось на лекции).
Клиническая психология – отрасль психологии, объектом которой является диагностика, модификация и предупреждение расстройств переживания и поведения, имеющего социальные причины и следствия, реализуемые на уровне обучения, исследования и практики (определение из американского учебника).
Клиническая психология (европейское определение):

  • научная психология конкретного человеческого поведения

  • изучение конкретного человеческого существа со всеми его неразрешёнными проблемами

  • изучение человеческого существа в его бытии и самочувствии как уникального субъекта, имеющего личную историю и живущего в ситуации, которая не может быть сведена ни к какой другой


Клиническая психология есть частная психологическая дисциплина, предмет которой – психические расстройства (нарушения) и психические аспекты соматических расстройств/болезней. Сюда относятся следующие разделы: этиология / анализ условий возникновения расстройств, классификация, диагностика, эпидемиология, интервенция (профилактика, психотерапия, реабилитация, охрана здоровья, оценка) (определение из Перре и Баумана).
Предмет клинической психологии зависит от понимания конкретным автором психологии в целом и того, что есть патология (ИВП).
Клиническая психология выступает как метод общей психологии.

Клиническая психология изучает психологические факторы расстройств и расстройства деятельности при различных психических состояниях.

Патопсихология изучает особенности протекания психической деятельности, эмоциональных процессов, познавательных процессов при психических заболеваниях. Исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме.

Нейропсихология изучает особенности протекания психической деятельности, эмоциональных процессов, познавательных процессов в связи с очаговым поражениями мозга и связь этих процессов с участками мозга.


  1. Разделы клинической психологии. Основные понятия: этиология (анализ условий возникновения), патогенез (анализ механизмов происхождения и развития), классификация, диагностика, эпидемиология, интервенция (профилактика, психотерапия, реабилитация, охрана здоровья).


Основные направления клинической психологии:

  • нейропсихология – нарушения психической деятельности при локальных (диффузных) поражениях мозга

  • патопсихология – нарушения психической деятельности при психических болезнях

  • психологическая реабилитация и восстановительное обучение

  • психотерапия, психологическая коррекция и психологическое консультирование

  • психосоматика и психология телесности

  • детская нейропсихология

  • детская патопсихология

  • клиническая психология вне клинических условий


Этиология – раздел медицины, изучающий причины болезней. В случае клинической психологии – раздел, изучающий психологические факторы расстройства.
Патогенез – механизмы возникновения и развития болезни и отдельных её проявлений на различных уровнях организма. Основная цель патогенеза – ответить применительно к болезни на вопрос "Как? Каким образом?". В случае клинической психологии изучаются психологические механизмы развития расстройства.

Фактические то, на каких механизмах делается акцент, зависит от выбираемой парадигмы – бихеовиоральный, когнитивистсткий, психоаналитический, деятельностный подходы.
Классификация – процесс группировки объектов исследования или наблюдения в соответствии с их общими признаками. В данном случае имеется в виду классификация психических расстройств.

Классический категориальный подход предполагает, что каждый диагноз имеет ясную, лежащую в основе причину, например, инфекцию или дисфункцию нервной системы, и что такое нарушение функционально отличается от любого другого заболевания. Следовательно, случаи можно подразделить на различные категории.

DSM-IV является категориальной классификацией, которая разделяет психические расстройства на виды в соответствии с четко определенными наборами критериев.

Типологическая классификация. Классификации, в которых есть устойчивые типы, выделенные на основе какого-либо психологического или анатомо-физиологического свойства относятся к формальным типологиям. Формальные типологии могут иметь самый разный масштаб. Кречмер, Шелдон и т.п.

Нозологическая классификация – это классификация по болезням.
МКБ-10 в принципе является нозологической классификацией. Но не для класс V (F), включающего психические расстройство.

Так что для нас МКБ-10 атеоретична и эклектична.
Диагностика – процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента, выраженное в принятой медицинской терминологии.
Эпидемиология – общемедицинская наука, изучающая закономерности возникновения и распространения заболеваний различной этиологии с целью разработки профилактических мероприятий (преморбидная, первичная, вторичная и третичная профилактика). Предметом изучения эпидемиологии является заболеваемость – совокупность случаев болезни на определенной территории в определенное время среди определенной группы населения.
Интервенция в общем смысле представляет собой работу с больным.
В частном случае может принимать различные формы: профилактика, психотерапия, реабилитация, охрана здоровья.


  1. Соотношение клинической психологии со смежными психологическими и медико-биологическими дисциплинами (поведенческая медицина – behavioral medicine, abnormal psychology, медицинская психология, психология здоровья, общественное здравоохранение, психиатрия).




^ Наименование дисциплины

Описание

Клиническая психология

Частная психологическая дисциплина, которая занимается психическими расстройствами и психическими аспектами соматических расстройств/болезней. Сюда относятся, в частности, следующие темы: этиология/анализ условий возникновения, классификация, диагностика, эпидемиология, интервенция (психопрофилактика, психотерапия, реабилитация, здравоохранение, оценка)

Поведенческая медицина

(behavioral medicine)

Междисциплинарная научно-исследовательская и прикладная область. В своем подходе к проблемам здоровья и болезни ориентируется на биопсихосоциальную модель. Осуществляемый в ее рамках синтез достижений науки о поведении и биомедицинских наук призван помочь успешному решению проблемы здоровья—болезни и использованию этих достижений в профилактике, интервенции и реабилитации

Медицинская психология

Применение знаний и методов психологии для решения проблем медицины. На переднем плане здесь ситуация пациента и взаимоотношения врач-пациент. В более широком смысле сюда относятся предупреждение болезни (профилактика) и охрана здоровья. Психология для медиков преподается в рамках учебного курса «медицинская психология».

Клиническая нейропсихология

Клиническая нейропсихология — частная психологическая дисциплина, которая изучает влияние локальных поражений головного мозга на эмоции и поведение.

Психология здоровья (health psychology)

Узкое определение

Частная психологическая дисциплина, занимающаяся профилактикой и охраной здоровья, предотвращением болезней, выявлением форм поведения, повышающих риск заболевания, совершенствованием системы здравоохранения
Широкое определение

Научный и педагогический вклад психологии в профилактику и охрану здоровья, предотвращение и лечение болезней, выявление форм поведения, повышающих риск заболевания, постановку диагноза и выявление причин нарушения здоровья, реабилитацию, совершенствование системы здравоохранения.

Public Health (общественное здравоохранение)

Междисциплинарная область исследовательской и практической деятельности, занимающаяся повышением общего уровня здоровья населения (предупреждение болезней (профилактика), продление жизни, улучшение самочувствия) посредством общественных мероприятий или посредством влияния на систему здравоохранения в целом. Речь идет о системном подходе, в расчете на все население.

Психиатрия

Частная медицинская дисциплина, которая занимается психическими болезнями (отчасти с акцентом на биологических аспектах). Сюда относятся: этиология/анализ условий возникновения, классификация, диагностика, эпидемиология, интервенция (профилактика, психотерапия, реабилитация, здравоохранение, оценка).

Abnormal psychology

Наряду с понятием клинической психологии было введено используемое до сих пор в англоязычных странах понятие Abnormal Psychology (в журнале «Journal of Abnormal Psychology», выходящем с 1907 г.), которое отчасти применяется как синоним клинической психологии, а отчасти используется для психологических дефиниций и этиологических теорий психических расстройств.
Abnormal psychology is the branch of psychology that studies unusual patterns of behavior, emotion and thought, which may or may not be understood as precipitating a mental disorder.




  1. Основные направления клинической психологии (нейропсихология, патопсихология, психологическая реабилитация и восстановительное обучение, психотерапия, психологическая коррекция и психологическое консультирование, психосоматика и психология телесности, детская нейро- и патопсихология, клиническая психология вне клинических условий).


Патопсихология изучает особенности протекания психической деятельности, эмоциональных процессов, познавательных процессов при психических заболеваниях. Исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме.
Нейропсихология изучает особенности протекания психической деятельности, эмоциональных процессов, познавательных процессов в связи с очаговым поражениями мозга и связь этих процессов с участками мозга.

Нейропсихология — междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.
Основные направления клинической психологии:

  • нейропсихология – нарушения психической деятельности при локальных (диффузных) поражениях мозга

  • патопсихология – нарушения психической деятельности при психических болезнях

  • психологическая реабилитация и восстановительное обучение

  • психотерапия, психологическая коррекция и психологическое консультирование

  • психосоматика и психология телесности

  • детская нейропсихология

  • детская патопсихология

  • клиническая психология вне клинических условий


Практические задачи клинической психологии:

  • клинико-психологическая диагностика

  • клинико-психологическая экспертиза

  • клинико-психологическая интервенция: психотерапия, психологическое консультирование, реабилитация.

Диагностика:

  • топическая нейропсихологическая диагностика

  • функциональная диагностика

  • дифференциальная (нозологическая) диагностика

  • индивидуально-типологическая диагностика


Тема 2. Исторические корни клинической психологии


  1. Проявления ненормальности в истории культуры и их объяснения


Папирус XVI века д.н.э. – мозг признаётся ответственным за ментальные функции.
Древние приписывали причину анормального поведения злым духам, вселившимся в человека. Экзорцизм – изгнание злых духов.
Гиппократ (460-377 гг. д.н.э.) отрицал влияние злых духов и считал, что мозг является ответственным за умственную деятельность. Изучал сновидения. Предписывал покой и удаление их семьи.
Платон (429-347 гг. д.н.э.) считал, что душевно больные должны быть освобождены от судебного преследования. Рассматривал психические явления как реакции всего организма. Отчасти божественное происхождение.
Гален (130-200 гг. д.н.э.) считал, что психические расстройства могут вызывать как физическими причинами (например, травмами головы), так и душевными. В Риме душевнобольным пациентам старались создать комфорт.
Первая психиатрическая больница была основана в Багдаде в 792 году.
Авиценна из Аравии (980-1037) описывал истерию, эпилепсию, манию и меланхолию.
В Европе в Средние века частые массовые безумия.

Лечение главным образом находилось в руках духовенства. Одержимых часто считали колдунами.
Швейцарский врач Парацельс (1490-1541) был убеждён, что причина расстройств не демоны, а магнетизм, в частности, влияние Луны.
Испанская монахиня Тереза Авильская (1515-1582) отвечала за монахинь, больных истерией, и утверждала, что они не одержимы, а «как будто бы больны».
Иоганн Вейер (1515-1588) – немецкий философ и писатель предпринял попытку оправдать людей, осуждённых за колдовство, написав, что они были просто больны.
С XVI века возникают первые приюты для душевнобольных.



  1. Исторический обзор истоков клинической психологии: психиатрия (Ф.Пинель, Б.Раш, П.Жане, Э.Крепелин, В.М.Бехтерев, 3.Фрейд); гуманистическое и антипсихиатрическое направления; общая и экспериментальная психология; дифференциальная психология и психодиагностика (Ф.Гальтон, В.Штерн, А.Бине); философия жизни, понимающая психология и феноменология.


Филипп Пинель (1745-1826) – французский врач, впервые предпринявший попытку снять цепи с душевнобольных и дать им покой. Проводится реорганизация больниц.
Бенджамин Раш (1745-1813) в США призывал к более гуманному лечению психических больных. Основывался на астрологии, лечил кровопусканием и слабительными средствами.
Пьер Жане (1859-1947) – французский психолог и психиатр. В 1891 году открыл психологическую лабораторию во Франции.

Рассматривал психическое как результат интериоризации внешних, практических действий, имеющих социально значимый характер.
Эмиль Крепелин (1856-1926)

В 1879 году открывается лаборатория Вундта. В 1880 году стажируется в этой лаборатории Эмиль Крепелин – основатель психиатрии. Он первым предлагает использовать экспериментальные методы для диагностики психических процессов у больных. Заложил основы классификации психических расстройств.
А.Л.Ж. Бейль в 1825 году выделил прогрессивный паралич в отдельное заболевание. Позже была доказана его связь с сифилисом. В 1906 году Вассерман разработал схему анализа крови на сифилис. В 1917 году Юлиус фон Вагнер-Яурегг прибегнул к лечению сифилиса и паралича малярийной лихорадкой. Впервые лечение малярией стало победой медицинской науки над психическим заболеванием.
В.М. Бехтерев (1857-1927)

В лаборатории Вунда стажировался Бехтерев, который в 1885 году открывает психологическую лабораторию в Казани. В 1907 основал в Санкт-Петербурге психоневрологический институт, ныне носящий имя Бехтерева.
З. Фрейд (1856-1939)

Герменевтический подход (истолкование, нахождение смысла и внутренней логики в том, что человек испытывает). Переход от гипноза к психоанализу.

Гуманистическое и антипсихиатрическое направления. Психическое расстройство рассматривается как право человека на самоопределение, его свободная воля.
Дифференциальная психология и психодиагностика
Френсис Гальтон (1822-1911) – основатель дифференциальной психологии и психометрики. Занимался вопросами наследственности, первым начал изучение однояйцевых близнецов. Обнаружил, что некоторые человеческие признаки явственно передаются по наследству. Развивал учение о наследственной обусловленности индивидуально-психологических различий между людьми.
Вильям Штерн (1871-1938) – немецкий психолог и философ, считается одним из пионеров дифференциальной психологии и психологии личности. Кроме того, оказал большое влияние на зарождающуюся детскую психологию. Создатель концепции интеллектуального коэффициента, которая позднее легла в основу известного теста IQ Альфреда Бине.
Альфред Бине (1857-1911) – основатель первой во Франции Лаборатории экспериментальной психологии. Стремился утвердить объективный метод исследования в психологии. Известен, прежде всего, как составитель (совместно с Т. Симоном в 1905 году) первого практического теста интеллекта, называвшегося «шкала умственного развития Бине-Симона» (аналога современного IQ-теста). Позднее в 1916 шкала Бине-Симона была переработана Л. Терменом в «шкалу интеллекта Стэнфорд-Бине».
Философия жизни – философское течение конца XIX - начала XX веков, которое выдвинуло в качестве исходного понятия «жизнь» как интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи. Одной из предпосылок к её возникновению был отказ некоторых философов от гегельянства и даже, как следствие, возврат к философии Канта.
Понимающая психология – направление в немецкой психологии конца ХIХ – начала ХХ в., в котором был разработан особый метод анализа психического содержания путем интуитивного переживания его целостности и соотнесения с культурно–историческими ценностями. Саму идею выдвинул В. Дильтей, в дальнейшем она была развита в работах Э. Шпрангера, который и ввел сам термин «понимающей психологии».
Феноменология – направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нем сущностных, идеальных черт.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Ответы на примерные вопросы к экзамену по клинической психологии iconОтветы на вопросы к экзамену по психологии развития и возрастной психологии
Возрастная психология это отрасль психологии, где изучается онтогенетическое развитие психики на различных возрастных этапах, факты...
Ответы на примерные вопросы к экзамену по клинической психологии iconВопросы для экзаменов и зачетов по клинической психологии для психологического факультета ургпу
Предмет и задачи клинической психологии. Основные методы и разделы. Связь с психиатрией. Бригадное ведение психически больных врачом,...
Ответы на примерные вопросы к экзамену по клинической психологии iconВопросы к экзамену по дисциплине "психология" (аб 2 курс)
Предмет психологии и задачи психологии. Место психологии в системе наук. Классификация отраслей психологии
Ответы на примерные вопросы к экзамену по клинической психологии iconВопросы к экзамену ия 2011-12 Педагогическая антропологи: часть 1 общая психология
Предмет психологии, история развития предмета психологии, задачи и принципы психологии. Место психологии в системе наук
Ответы на примерные вопросы к экзамену по клинической психологии iconМетодические рекомендации по производственной практике для студентов...
Н. В. Яковлева, канд псих наук, доцент, декан факультета клинической психологии Рязгму
Ответы на примерные вопросы к экзамену по клинической психологии iconПримерные вопросы к экзамену

Ответы на примерные вопросы к экзамену по клинической психологии iconВопросы к государственному экзамену по психологии для выпускников...
Понятие предмета и объекта науки. Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Современные представления о предмете...
Ответы на примерные вопросы к экзамену по клинической психологии iconВопросы к экзамену (зачёту) по дисциплине «Основы психологии и педагогики»
Вопросы к экзамену (зачёту) по дисциплине «Основы психологии и педагогики» для студентов дневной и заочной форм обучения рассмотрены...
Ответы на примерные вопросы к экзамену по клинической психологии iconЗемельное право вопросы и ответы Издание третье, переработанное и добавленное Москва
Земельное право: Вопросы и ответы. 3-е изд., перераб и доп. М.: Юриспруденция, 2001.— 128 с. (Серия «Подготовка к экзамену»)
Ответы на примерные вопросы к экзамену по клинической психологии iconВопросы к экзамену по курсу "Криминалистика"
Примерные вопросы к экзамену по курсу "Криминалистика" специальность 021100 "Юриспруденция"
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница