Литература Гуманитарная парадигма


Скачать 83.97 Kb.
НазваниеЛитература Гуманитарная парадигма
Дата публикации30.07.2013
Размер83.97 Kb.
ТипЛитература
userdocs.ru > Психология > Литература
Гуманитарная парадигма

Выполнила:

Студентка 352гр.,ФМИФ,

Кулакова Анна.

2011 год.

Содержание:

  1. История направления

  2. Теория

  3. Методы

  4. Заключение

  5. Литература


Гуманитарная парадигма

1) У истоков современной постановки проблемы специфики гуманитарного познания стоит И. Кант, который продемонстрировал ограниченность естествознания, разграничил сферы применения естествознания и метафизики в таких вопросах, как существование души, Бога. Кризис натуралистического подхода к анализу социальных явлений в конце XIX — начале XX в. был связан с осознанием различий природы и культуры. Недостаточность естественнонаучного познания применительно к социальным и культурным объектам поставила перед исследователями науки задачу определения статуса и специфики гуманитарного познания .

Гуманитарная психология обоснованно описана в конце прошлого века В.Дильтеем. Он полагал, что и по предмету, и по методу психология отличается от естествознания. Человек - существо духовное, и психология есть наука о духе. Отличие наук о духе от наук о природе состоит в том, что своим предметом они имеют субъективные, идеальные явления. Психология, согласно В. Дильтею, должна исходить из непосредственной данности субъекту внутреннего опыта, который изначально представляет собой живую связь и целостность. Предметом описательной психологии им мыслился развитой человек во всей полноте его душевной жизни. Перед психологией ставилась задача уловить в сети своих описаний такие состояния и переживания душевной жизни, которые доступны лишь поэтам и писателям.

Гуманитарная парадигма адекватна педагогической деятельности. Отношение педагога к ученику как к объекту обучения и воспитания делает педагогический процесс бездушным и безличным. В рамках объектной педагогики невозможны понимание человеческой субъективности и полноценное развитие "собственно человеческого в человеке".

Гуманитарная психология открывает новые перспективы и возможности перед психологическим образованием педагога. Ее ориентация на работу с целостным человеком созвучна задачам педагога. Педагог всегда имеет дело с человеком как с целым, в совокупности его природных, душевных и духовных сторон. Понимание другого, содействие в его развитии, работа с человеческой субъективностью составляют внутренние моменты педагогической деятельности.

2) Буквальное значение слова «гуманитарный» - относящийся к познанию человека. Различают широкое и узкое понимание термина «гуманитарный». Широкое понимание термина вбирает в себя всю проблематику человека: его общественное бытие, культуру, самого человека. В соответствии с этим некоторые из естественных наук должны относиться к классу гуманитарных, так как они изучают человека (анатомия, медицина и т. п.). Специальное понимание термина «гуманитарный» связано со знанием собственно человеческого в человеке, с познанием человеческой субъективности.

Гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни. Гуманитарная парадигма в науке представляет собой познание природы, общества, самого человека с антропологической, человековедческой позиции; она вносит «человеческое измерение» во все сферы общественной жизни. Для нее характерно использование общих принципов при интерпретации индивидуальных, общественных или исторических событий. Но в то же время единичное событие не рассматривается как частный случай общей закономерности, а берется в своей самоценности и автономности. Для гуманитарного познания важно постичь единичные факты как таковые.

Гуманитарное знание включает в себя ценностное отношение к изучаемой действительности; объект познания оценивается с позиций нравственных, культурных, религиозных, эстетических и т. п. Содержание гуманитарного знания связано с вопросами смысла человеческого существования; оно предполагает переход от факта к смыслу, от вещи к ценности, от объяснения к пониманию. Гуманитарное познание представляет собой ценностно-смысловое освоение человеческого бытия. Прибегать к ценностным оценкам явлений природы бессмысленно, так как вещи и явления природы не добры и не злы. Гуманитарное знание - это единство истины и ценности, факта и смысла, сущего и должного. Объекты гуманитарного знания - общество, человек - постоянно развиваются во времени истории и в пространстве культуры. В отличие от естествознания, утверждающего единственность истины («точность» науки), в гуманитарных науках, как правило, на одну проблему могут существовать разные точки зрения. Понимание социальных явлений, продуктов культуры, самого человека исторически изменчиво, меняется от эпохи к эпохе. Гуманитарное познание объекта никогда не может быть окончательным и единственно верным. Продукты деятельности и сам человек оцениваются новыми поколениями заново, переосмысливаются, наполняются новым значением и смыслом. Одним из основных способов познания человека и его «второй природы» является понимание. Понимание исторического события, произведения культуры, внутреннего состояния другого человека предполагает пристрастное, заинтересованное отношение субъекта познания, своеобразное его вживание в изучаемую реальность. Понимание - это не только знание, но и соучастие, сопереживание, сочувствие другому. Неотъемлемым моментом понимания является личный опыт исследователя, его нравственные, мировоззренческие установки, ценностные ориентации, его отношение к познаваемому.

Современные гуманитарные дисциплины ориентированы на общие критерии научности:

o Интерсубъективность

o Прогрессизм

o Обоснованность

o Критичность

Но, как отмечает В.Н. Сурков, в своей книге, эти критерии научности в психологии реализуются лишь в тенденции. При этом автор дает характеристики, традиционно выражающие специфику гуманитарного знания. Среди них в первую очередь человекосоразмерность, ценностная размерность, процессуальность, индивидуализирующая методология, субъектность, осознание особой роли понимания, преобладание качественного аспекта исследований над количественным, языковая чувствительность. В.Н. Сурков сравнивает особенности познания в гуманитарной парадигме .

Предмет - Душевная жизнь человека в ее целостности, не сводимая к сумме ее отдельных проявлений.

Принципы - Интенциональность (индетерминизм)

Научный подход – Идеографический, субъективистский, системный, интуитивный.

Цель - Понимание внутреннего мира отдельного человека в его индивидуальности и ценности, изучение жизненного пути личности.

Методы - Субъективистские методы исследования, эмпатия, интуиция, герменевтика и др.

Позиция исследователя - Эмоциональная, эмпатическая, включенная.

Способ построения Знания - Беспредпосылочность.

Критерий истины - Опыт исследовтеля, его интуиция, субъективное понимание исследуемых феноменов.

Отношение к исследуемому - Субъект-субъект. За исследуемым признается активность, ценность.

3) Гуманитарные науки используют в познании субъектный подход. Субъективный подход - подход, при котором диагностика осуществляется на основе описания особенностей личности, поведения и деятельности в тех или иных ситуациях, а также сведений, сообщаемых испытуемым о себе в различных опросниках и анкетах. При этом подходе человек воспринимается исследователем как активный субъект общения. Исследование, по сути, принимает форму диалога двух суверенных субъектов. «Любой объект знания (в том числе человек), писал М. М. Бахтин, - может быть воспринят и познан как вещь. Но субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным, следовательно, познание его может быть только диалогическим». При диалоговом общении исследователя и испытуемого происходит изменение, развитие субъектов общения. Эта особенность отличает гуманитарное познание от естественнонаучного, при котором объект изучения остается тождественным себе на всем отрезке исследования. С этим связана ограниченность в применении количественных методов при изучении гуманитарной сферы. Гуманитарная парадигма, субъектный подход совершенно необходимы в человековедческих сферах и особенно в педагогической деятельности.

Заключение

  1. И. Кант, который продемонстрировал ограниченность естествознания, разграничил сферы применения естествознания и метафизики в таких вопросах, как существование души, Бога. Недостаточность естественнонаучного познания применительно к социальным и культурным объектам поставила перед исследователями науки задачу определения статуса и специфики гуманитарного познания .

  2. Гуманитарная парадигма в науке представляет собой познание природы, общества, самого человека с антропологической, человековедческой позиции; она вносит «человеческое измерение» во все сферы общественной жизни. Для нее характерно использование общих принципов при интерпретировании индивидуальных, общественных или исторических событий. Но, в то же время единичное событие не рассматривается как частный случай общей закономерности, а берется в своей самоценности и автономности. Для гуманитарного познания важно постичь единичные факты как таковые. Гуманитарное знание включает в себя ценностное отношение к изучаемой действительности; объект познания оценивается с позиций нравственных, культурных, религиозных, эстетических…

  3. Гуманитарные науки используют в познании субъектный подход, при котором человек воспринимается исследователем как активный субъект общения. Исследование, по сути, принимает форму диалога двух суверенных субъектов. При диалоговом общении исследователя и испытуемого происходит изменение, развитие субъектов общения.


Используемая литература:

1. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в науке. Статья. – М: Московский Городской Психолого-Педагогический Университет, 2004.

2. Сурков В.Н. Гносеологические ориентиры в становлении и предметном самоопределении психологического знания. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. – Омск, 2004.

Итог: Наряду с естественно-научной парадигмой ,гуманитарная парадигма является базовой, одной из общей методологии парадигмы. Гуманитарная, понимаемая как «человеческое измерение», вводит понятие духовной жизни человека. Единичное событие уникально и не требует установления закономерностей. Гуманитарное знание предполагает переход от факта к смыслу, от вещи к ценности, от объяснения к пониманию. Субъект не может изучаться как предмет, так как он постоянно развивается, он обладает внутренним опытом, который влияет на поведение человека. Гуманитарный подход исследует собственно человеческое в человеке, его субъективный мир, духовный мир, личностные ценности и смысл жизни. Относят такие формы и методы как: интуиция и понимание; "идеографический" (описательный) метод - описание частных, индивидуальных и уникальных свойств, присущих изучаемым явлениям; качественный метод (интуитивного) постижения реальности; используют в познании субъектный подход, при котором человек воспринимается исследователем как активный субъект общения; исследование, по сути, принимает форму диалога двух суверенных субъектов. При диалоговом общении исследователя и испытуемого происходит изменение, развитие субъектов общения.

Похожие:

Литература Гуманитарная парадигма icon1. природа гуманитарного знания в новой научной парадигме. Гуманитарное...
Гуманитарное знание, природа человека и гуманитарное знание, научная парадигма, научная революция, новая гуманитарная парадигма,...
Литература Гуманитарная парадигма iconЛекция: литература и театр
История литературы (античная литература, литература средних веков и эпохи Возрождения, литература Нового времени, литература ХХ –...
Литература Гуманитарная парадигма iconСовременная парадигма финансового менеджмента
Хотя эта парадигма отражает особенности теоретических подходов разных национальных школ (американской, европейской, японской и др.),...
Литература Гуманитарная парадигма icon2. Новая парадигма менеджмента. Превращение организации в лидера перемен
Парадигма любой общественной науки, и в частности менеджмента, основывается на представлениях о реаль­ности. Представления о реальности...
Литература Гуманитарная парадигма iconВ. В. Анципович начоу впо современная гуманитарная академия

Литература Гуманитарная парадигма iconЛитература на старых языках
Индийская литература считается одной из древнейших. В индии 22 официальных языка, и огромное количество литературы написано на этих...
Литература Гуманитарная парадигма iconМетодические указания и планы по темам
Семинар Естественнонаучная и гуманитарная культура. Здравый смысл и научное познание (2 часа)
Литература Гуманитарная парадигма iconЭкзаменационные вопросы История античной литературы, литература Средневековья,...
История античной литературы, литература Средневековья, литература эпохи Возрождения, литература xvii–xviii веков
Литература Гуманитарная парадигма iconЭкзаменационные вопросы История античной литературы, литература Средневековья,...
История античной литературы, литература Средневековья, литература эпохи Возрождения, литература xvii–xviii веков
Литература Гуманитарная парадигма iconТолерантность М. А. Волошина и актуальные вопросы культурной самоидентификации
Гуманитарная картина мира в культуре Серебряного века: реалии и творческие отражения
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница