Л. И. Анцыферова Обсуждается способ введения Б. Г. Ананьевым в психологию категории "человек". Его позиции анализируются в сопоставлении с теориями оте­чественных и зарубежных ученых Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна


Скачать 298.5 Kb.
НазваниеЛ. И. Анцыферова Обсуждается способ введения Б. Г. Ананьевым в психологию категории "человек". Его позиции анализируются в сопоставлении с теориями оте­чественных и зарубежных ученых Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна
страница1/3
Дата публикации07.03.2013
Размер298.5 Kb.
ТипАнализ
userdocs.ru > Психология > Анализ
  1   2   3
Анцыферова Л.И. Психологическое учение о человеке: теория Б.Г. Ананьева, зарубежные концепции, актуальные проблемы. / Психологический журнал, 1998, № 1. – С. 3-15.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ:

ТЕОРИЯ Б.Г. АНАНЬЕВА, ЗАРУБЕЖНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Л.И. Анцыферова
Обсуждается способ введения Б.Г. Ананьевым в психологию категории "человек". Его позиции анализируются в сопоставлении с теориями оте­чественных и зарубежных ученых - Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Е.А. Климова, А. Адлера, Ш. Бюлер, К. Юнга. Э. Фромма, Э. Эриксона, X. Томэ. Показывается, как преодолевает Ананьев идеологические ограни­чения и шаблоны своего времени. Ставится проблема стадий развития инди­видуальности. Выдвигается гипотеза о том, что изучение человека в масштабах всего человечества и вселенной указывает на существование у него "вершинной" ипостаси - "всеобщности" или "трансцендентности".

^ Ключевые слова: психология человека; онтогенетическая эволюция; жиз­ненный путь; взаимосвязи развития индивида, личности, субъекта деятель­ности и индивидуальности; индивидуация; трансцендентная функция; образ мира.

О научном творчестве Б.Г. Ананьева написано немало работ [15, 16, 19, 20]. Поэ­тому при анализе его взглядов неизбежны повторения. Но рассмотрение их с нетрадиционных позиций позволяет дать им несколько другую интерпретацию.

Б.Г. Ананьев - создатель особого направления в отечественной психологии, кото­рое соответствует тенденциям развития мировой психологической мысли. Дальнейшее развитие этого направления предполагает четкое определение его основной идеи и вместе с тем выявление проблемности и дискуссионности ряда положений.

Анализ работ ученого убеждает в том, что его концепция оказалась незавершенной в своей очень значимой части. Незавершенность - характерная черта большинства психологических теорий, но Ананьев только начал возводить некоторые из верхних этажей своей теоретической конструкции. Недаром он пишет "о подступах к теории индивидуальности" и начинает выходить за пределы исследований конкретно-истори­ческого жизненного пути в более широкие и открытые пространства человеческой жизни. Но тут творческая мысль ученого трагически обрывается. Конечно, нельзя не отметить и тот факт, что социально-исторические условия, в которых осуществлялась научная деятельность Ананьева, наложила определенные ограничения на решение им тех или иных вопросов. Некоторые из ограничений он сумел преодолеть.

Своеобразие концепции Ананьева отчетливее выступает при ее сравнении с персонологическими системами, существующими в мировой психологической науке. Однако не эти линии анализа являются главными. Основная наша задача - эксплицировать тот фундаментальный вклад, который был внесен Ананьевым в отечественную психологию, а именно: он впервые в нашей науке создал теоретико-эксперименталь­ное психологическое учение о человеке. Он ввел категорию "человек" в систему психо­логических понятий, включил человека в предмет психологии. В статьях, написанных о нем, представлены и развиты важные аспекты проблем психофизиологических функ­ций индивида, психических процессов, личности, субъекта деятельности, жизненного пути человека и его развития. Но все эти изыскания подчинены одному - изучению человека во всей его целостности, образуемой многообразием способов бытия - соматическо-органического, нейродинамического, психофизиологического, психологическо­го, субъектно-деятельностного, личностного, уникально-индивидуального. Данные спо­собы бытия исследованы в динамике, в развитии, в жизненных связях друг с другом.

В большинстве зарубежных психологических концепций, именуемых у нас "теори­ями личности", категория личности встречается не часто, в основном используется термин "человек". И это понятно, поскольку эти теории построены на основе пси­хотерапевтической практики. К психотерапевту же приходит человек во всей полноте своих жизненных проявлений, с нарушенной психомоторикой, нейровегетативными симптомами и т.п. Но жалуется он на нарушенные отношения с близкими, трудные жизненные проблемы. Для психотерапевта нарушения вегетатики и психофизио­логических процессов - лишь симптомы невроза. Его задача - устранить причину симптомов, психофизические основания здорового человека его не интересуют.

В нашей же стране психотерапия не получила надлежащего развития. А традиции комплексного изучения человека не только в патологии, но и в норме были заложены еще в 20-е годы в Ленинградском психоневрологическом институте. Там В.М. Бех­терев и Н.М. Щелованов организовали клинику - лабораторию раннего детства. В ней был разработан и применен, как пишет Ананьев, комплексный метод длительного изу­чения одних и тех же детей на протяжении всего периода раннего детства. Уже в 1928 г. были опубликованы результаты исследований [10]. В этом же году Н.Н. Рыб­ников впервые высказал идеи о необходимости создания возрастной психологии - периоде зрелости или взрослости. Новую дисциплину он предложил назвать "акмеологией".

На теоретико-экспериментальную разработку Ананьевым фундаментального положения о воздействии общественно-исторического процесса не только на личност­ные особенности человека, но и на его индивидные-организмические характеристики оказали влияние работы П.Ф. Лесгафта, который, как подчеркивает Ананьев, обнару­жил существенную зависимость изменения структуры и динамики человеческого организма от экономических условий и процесса труда. Обобщая позиции Лесгафта, он пишет, что человек всегда выступает как целостный организм и общественный индивид одновременно. Истоками учения Ананьева о жизненном пути человека и последовательном возникновении в процессе жизни разных свойств характера послужили исследования, проведенные группой ученых Ленинграда в 1932-1936 гг. К несчастью, рукописи, в которых были представлены результаты таких уникальных исследований, по словам Бориса Герасимовича, погибли при блокаде Ленинграда. Увидели свет лишь две книги Ананьева "Психология педагогической оценки" (1935) и "Воспитание характера школьника" (1941).

Анализируя состояние мировой психологической науки, Ананьев высказывает неудовлетворенность тем, что возникающие в XX столетии новые направления не руководствуются принципом целостности человека и исследуют разные его уровни вне связи их друг с другом. Так, онтогенетика человека, изучающая его как индивида, ведет исследования параллельно персоналистике, анализирующей человека как личность. В то же время в зарубежной психологии появляются теории, создатели которых стремятся изучить в динамике и единстве разные "системы" человека. В Венском психологическом институте Ш. Бюлер, начав сначала разрабатывать проб­лему интеллектуального развития детей, затем приступила к выполнению грандиоз­ного замысла - изучения развития человека на протяжении всей его жизни. В 1933 г. вышла ее широко известная книга "Течение человеческой жизни как психологическая проблема" [23]. В ней Бюлер выделяет три аспекта изучения жизненного цикла человека - биологобиографический; историю переживаний и изменения внутреннего мира; историю творчества как объективации сознания. Однако эволюцию многоплано­вой жизни человека она рассматривает изолированно от преобразования общественно-исторических условий и не раскрывает отношений между фазами разных направлений развития человека, что и отмечает Ананьев.

На рубеже 30-х годов в Париже начали публиковаться лекции П. Жанэ, посвященные разным стадиям развития личности. Его анализ начинается с "телесной личности", на основе которой постепенно происходит формирование личности как общественно-исторического феномена. Историко-эволюционный подход Жанэ к лич­ности, включающий в процесс ее становления ступени психофизиологического поряд­ка, импонирует Ананьеву. Определяя 30-е годы, как период самоопределения со­ветской психологии, он обращает внимание на концепцию Л.С. Выготского и опи­рается на его положение о наличии двух рядов развития человека - "натурального" и "культурного". Для Ананьева натуральный ряд - это процесс созревания, роста человека как индивида (целостного организма). При этом в натуральном ряду он выделяет две его составляющих, отличающихся друг от друга по критерию разной подверженности социальным воздействиям. Так, развитие интеллектуальных процес­сов всегда опосредовано конкретными средовыми условиями и воспитанием. И только элементарные психические функции (натуральный ритм, личный темп, непосредствен­ное запечатление и т.д.) обусловлены генетически. Однако быстрое сплетение этих составляющих позволяет говорить, по словам Ананьева, о полифакторном обусловли­вании онтогенетической эволюции человека.

В обозначенном выше научном контексте Ананьев и начинает вводить в предмет психологии человека во всей его целостности. Однако следует сразу сказать, что характерный для Ананьева способ включения категории "человек" в систему психологических понятий имеет существенные ограничения. Этот способ необходим, но недостаточен для полного раскрытия масштабности существования человека в мире. Методологические основания более широкого подхода будут обозначены в заключении как перспективы разработки категории "человек" в психологии.

Итак, в теории Ананьева человек исследуется как полисистемное образование, в котором ученый выделяет разные ипостаси. Первая из них определяется как индивид или целостный организм. Индивидные свойства человека выступают в виде слож­нейшей совокупности различных - первичных и вторичных свойств. К первичным относятся соматические, нейродинамические, конституциональные, половые характе­ристики. Возникающие между ними в процессе жизни связи ведут к появлению вторич­ных индивидных свойств - сенсомоторной организации, темперамента, структуры органических потребностей, а также задатков. Прослеживая их дальнейшую интегра­цию, Ананьев приходит к выводу о том, что темперамент и структура органических потребностей образует природные основания характера и мотивации поведения человека [5, с. 82]. Есть, однако, основания сомневаться в том, что простые орга­нические потребности могут стать источником высших духовных, нравственных, эсте­тических потребностей и мотивов личности. Не логичнее ли полагать, что в "природ­ном ряду" человека существуют праформы его высших стремлений, проявляющиеся у входящего в жизнь человека как его тяготение к ласке, нежности, любви. Между тем, наша отечественная психология (в том числе детская) главное внимание уделяла познавательной сфере человека. Лишь в самых поздних работах А.В. Запорожца и Я.3. Неверович проблема эмоций у детей получила определенное развитие. Психическая жизнь человека интеллектуализируется и до сих пор. Неудивительно, что преимущественное внимание к интеллектуальным процессам характеризует и теоретико-эмпирические исследования школы Ананьева. Изучение путей развития эмоций, аффектов, чувств человека позволяет выявить новые корреляционные связи в структуре индивидных свойств и раскрыть их влияние на становление других форм существования человека.

Выделяя в целостности человека уровень его существования как индивида, Анань­ев называет линию его развития онтогенетической эволюцией. В психологии под онтогенезом часто понимают лишь ранний период жизни человека. Ананьев отказался от этой традиции: линия онтогенеза пронизывает всю жизнь человека. Исследователь должен изучать и ранний, и поздний онтогенез [5, с. 103], а также связи между ними. С онтогенезом связана возрастная и половая эволюция человека.

Уже на уровне индивидно-онтогенетической эволюции проявляются основные зако­номерности всех путей человеческой жизни: фазность, стадиальность, цикличность, периодичность, гетерохронность, разновременность появления определенных процес­сов ("декалаж", по Пиаже), единство эволюции и инволюции и т.д. Все эти закономер­ности характеризуют движение человека и в новой плоскости его бытия - в качестве личности. Согласно Ананьеву, в становлении и развитии личности решающую роль играют общественные отношения: экономические, политические, правовые, нацио­нальные, расовые, классовые, профессиональные и др. Совокупность этих отношений выступает для личности как система социальных ожиданий, требований, предписаний, ограничений, но также как поле возможностей и альтернатив.

Рассмотрение личности как производной от системы социальных отношений вы­двигает на первый план фундаментальную проблему "личность и общество", вклю­чающую вопрос о том, представляет ли личность основной и исходный элемент общества, его самостоятельную единицу или она поглощается иными социальными образованиями. Решение Ананьевым этой проблемы отражает распространенную в прошлые времена идеологию, принижающую роль отдельной личности в социальной системе. Он пишет: "...личность как общественный индивид не есть отдельная (само­регулирующаяся) система, не есть единичный элемент общества, из совокупности которых строится и с помощью которых функционирует общество. Такой структурной единицей, "элементом" общества является не отдельный человеческий индивид с его отношениями к обществу, а группа, взаимоответственные связи которой внутри нее и между другими группами, с обществом в целом создают коллектив" [5, с. 295]. Можно предположить: подобная позиция Ананьева объясняется распространенным представ­лением о том, что общественные отношения резко отделены от межличностных отношений. Поэтому Ананьев и утверждает: "Именно общности, а не отдельные личности являются субъектами общественных отношений" [5, с. 28]. Конечно, общественные отношения имеют высокую степень обобщенности. Они кристаллизо­ваны в социальных институтах, в законах и установлениях общества. Но реализуются они в межличностных отношениях, в поступках отдельных людей, субъективирую­щих социальные связи и запечатлевающих в них свою неповторимую личность. Именно в "общественном индивиде", в саморегулирующейся личности создаются истоки новых общественных отношений, радикальных преобразований общества. Конечно, осуществление новых идей зависит от того, насколько глубоко они будут присвоены определенными общностями и станут мотивами их поведения.

Одной из главных тенденций развития отечественной психологии, ярко выраженной в ряде серьезных теоретических разработок, является акцент на значимость возрас­тающей индивидуализации для дальнейшей эволюции общества, вариативности основ­ных элементов общественной системы - индивида, личности. Разрабатывая эволюционно-исторический подход к личности, А.Г. Асмолов весьма обоснованно доказы­вает, что именно "проявления индивидуальности личности преимущественно отражают эволюцию системы к изменению и, будучи преадаптивными по своему эволюционному смыслу, обеспечивают потенциальные возможности новых вариантов дальнейшей эволюции данной социальной системы" [9, с. 23]. Утверждение уникального места личности в обществе содержится и в концепции, постулирующей наличие двух способов существования социального - в форме общества и в форме индивидуального бытия, конкретного человека [I]. Специфическая социальность индивида в широком смысле слова действительно является неисчерпаемым источником инноваций, ради­кальных преобразований общества. Тем самым отнюдь не преуменьшается значение общностей, различных социальных групп. В условиях совместной деятельности и общения происходит встреча людей, обладающих неповторимым жизненным опытом и оригинальным сочетанием личностных свойств. Эти встречи усиливают уникальность каждого, но, конечно, способствуют и накоплению общего фонда ценностей.

Говоря о дискуссионности положений Ананьева, принижающих значимость от­дельного автономного человека, индивидуальной формы бытия социального в жизни общества, отметим, что эти положения расходятся с выводами ученого о важной роли активности личности в преобразовании общественных отношений, с его определением личности как субъекта (и объекта) исторического процесса. Именно с этих позиций разрабатывает Ананьев проблему строения и социального функционирования лич­ности. Но прежде обратимся к представлениям ученого о развитии личности, которые также требуют обсуждения.

Согласно Ананьеву, личность начинает развиваться позже, чем индивид - на рубеже 3-х летнего возраста. В этом пункте его взгляды расходятся с позицией Э. Эриксона, который к периоду младенчества, завершающегося первым годом жизни ребенка, относит формирование самого фундаментального, исходного личностного новообразования человека " его доверительного или недоверчивого отношения к социальному миру и к самому себе. Положение Эриксона подтверждается эмпиричес­кими исследованиями и обосновывается теоретиками, работающими независимо от него (см. 6). Основания для подтверждения более раннего начала личности мож­но найти в работах М.И. Лисиной, которая обнаружила феномен самосознания - явно личностную характеристику - у детей уже на первом году жизни. Этапность развития личности Ананьев связывает, прежде всего, со сменой ее статусов и ролей, т.е. общественных функций. Определяемые ими права и обязанности, включение в общественные отношения обусловливают формирование у развивающегося человека различных социальных качеств, интегрирующих многообразие психических процессов и вносящих свой вклад в структуру личности. Представления Ананьева о структуре личности строятся на основе двух главных положений: 1) структура личности посте­пенно складывается в процессе ее социального развития и в своей полностью развитой форме является продуктом всего жизненного пути человека; 2) интраиндивидуальное строение личности тесно связано с интериндивидуальной структурой того социального целого, к которому принадлежит человек. В соответствии с принципом перехода "интер" и "интра" Ананьев многократно подчеркивает конкретно-историческую сущность личности. Она является продуктом своей эпохи и жизни страны [5, с. 276-277]. Исходя из этого положения, Ананьев и считает основополагающими элементами ее структуры статусы (или положение в обществе), определяемый ими образ жизни, а также исполняемые роли. Кроме того, в личностной организации ученый вычленяет субъективные, сознательные отношения личности к обществу, к миру и себе, взаимопроникающие смыслы и значения, мотивы, нравственные установки. С нашей точки зрения, есть основания полагать, что многообразные "образующие" личности относятся к разным ее структурам и даже к разным уровням развития человека. Статусы и роли - компоненты социологической ее организации, а в психологическом плане они образуют те уровни или части личности, которые П. Жанэ назвал "пер­сонажем", а К. Юнг - "персоной", т.е. той стороной личности, которую человек демонстрирует обществу.

Если личность воспринимает себя лишь в узких рамках статуса и ролей и ведет жизнь только в их границах, то она обедняет возможности своего развития. Утрата положения в обществе, привычных ролей нередко приводит к деперсонализации человека, к потере чувства самотождественности. Человек должен быть готовым к изменению места в социуме, овладению новыми ролями. К счастью, у многих людей существует потребность хотя бы временно погружаться в такие жизненные ситуации, в которых их общественное положение утрачивает всякое значение. Вспомним поведение ряда героев из кинофильма "Особенности национальной охоты", образ жизни в группах альпинистов и т.д. У участников подобных групп меняется структура сознания, самооценка, личность выступает новыми гранями. Пространство жизни расширяется. Вместе с тем нельзя недооценивать значимость социальных требований для развития у личности самоопределения, присвоения себе определенных статусов и ролей. В процессе социальной ориентации человек опробует свои возможности, соизмеряет тенденции и потенции, ищет ответ на вопрос "Кто я?". Разрабатывая учение о кризисе идентичности в эпоху юности, Э. Эриксон показывает, с какими трудностями сталкивается человек в преддверии самостоятельной жизни. Преодоление диффузности ролей - важнейшее условие перехода личности на новую стадию развития. Ананьев существенным образом дополняет характеристику периода ориен­тировки юного поколения в общественном мире. Дело в том, что эта ориентировка не сводится
  1   2   3

Похожие:

Л. И. Анцыферова Обсуждается способ введения Б. Г. Ананьевым в психологию категории \"человек\". Его позиции анализируются в сопоставлении с теориями оте­чественных и зарубежных ученых Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна iconЛитература Часть 1 Введение в настоящее время на сайте «Академия Тринитаризма»
Обсуждается его роль в современной науке. Излагаются основы «Математической теории гармонии» — нового междисциплинарного направления...
Л. И. Анцыферова Обсуждается способ введения Б. Г. Ананьевым в психологию категории \"человек\". Его позиции анализируются в сопоставлении с теориями оте­чественных и зарубежных ученых Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна iconКнига выдающегося советского ученого Л. С. Выготского «Психология искусства»
В ней автор резюмирует свои работы 1915-1922 годов и вместе с тем готовит те новые психологические идеи, которые составили главный...
Л. И. Анцыферова Обсуждается способ введения Б. Г. Ананьевым в психологию категории \"человек\". Его позиции анализируются в сопоставлении с теориями оте­чественных и зарубежных ученых Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна icon2. Функции налогов Функция налога (проявление его сущности в действии,...
В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую, каждая из которых проявляет внутреннее...
Л. И. Анцыферова Обсуждается способ введения Б. Г. Ананьевым в психологию категории \"человек\". Его позиции анализируются в сопоставлении с теориями оте­чественных и зарубежных ученых Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна iconВопросы: Психическое развитие ребёнка как предмет психологии
Возрастную психологию подразделяют на: детскую, подростковую, юношескую, психологию взрослого человека и геронтопсихологию(психология...
Л. И. Анцыферова Обсуждается способ введения Б. Г. Ананьевым в психологию категории \"человек\". Его позиции анализируются в сопоставлении с теориями оте­чественных и зарубежных ученых Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна iconПредмет курса «Этнология». Связь с другими науками. Этнографические источники
З. Фрейд и К. Г. Юнг. Их труды подверглись жесткой критике (С. А. Токарев, Ю. В. Бромлей). Не сама психология влияет на этнографию,...
Л. И. Анцыферова Обсуждается способ введения Б. Г. Ананьевым в психологию категории \"человек\". Его позиции анализируются в сопоставлении с теориями оте­чественных и зарубежных ученых Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна iconИнтеграционные процессы в мировом хозяйстве
Ряд зарубежных ученых еще в 50—60-е гг. (Ж. Руэфф, Р. Шу­ман, В. Хальштейн, М. Панич, Е. Бенуа, Ж. Монне, П. Робсон и др.) пытались...
Л. И. Анцыферова Обсуждается способ введения Б. Г. Ананьевым в психологию категории \"человек\". Его позиции анализируются в сопоставлении с теориями оте­чественных и зарубежных ученых Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна iconРоссийской федерации
Составители: Хисамутдинова З. А. директор Казанского базового медицинского колледжа, Бочкарева Н. В. преподаватель высшей категории,...
Л. И. Анцыферова Обсуждается способ введения Б. Г. Ананьевым в психологию категории \"человек\". Его позиции анализируются в сопоставлении с теориями оте­чественных и зарубежных ученых Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна iconО. В. Суворова Нижний Новгород
С. Л. Рубинштейна. Как указывает К. А абульханова, единым логическим основанием, основной идеей, основным направлением внутренних...
Л. И. Анцыферова Обсуждается способ введения Б. Г. Ананьевым в психологию категории \"человек\". Его позиции анализируются в сопоставлении с теориями оте­чественных и зарубежных ученых Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна icon10 Оценка изменения статистики типов строя психики в истории Руси...
Это было преимуществом региона, рассматриваемого как колыбель своеобразной Русской цивилизации, в сопоставлении его с другими регионами...
Л. И. Анцыферова Обсуждается способ введения Б. Г. Ананьевым в психологию категории \"человек\". Его позиции анализируются в сопоставлении с теориями оте­чественных и зарубежных ученых Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна icon«Ужгородский национальный университет»
Украине и мире с привлечением усилий ученых, аспирантов, студентов из всех уголков Украины и зарубежных государств, которые исследуют...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница