Ответы на вопросы к экзамену по психологии развития и возрастной психологии


НазваниеОтветы на вопросы к экзамену по психологии развития и возрастной психологии
страница1/10
Дата публикации07.03.2013
Размер1.01 Mb.
ТипВопросы к экзамену
userdocs.ru > Психология > Вопросы к экзамену
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Ответы на вопросы к экзамену

по психологии развития и возрастной психологии.

  1. Предмет, значение и методы психологии развития и возрастной психологии.

Возрастная психология - это отрасль психологии, где изучается онтогенетическое развитие психики на различных возрастных этапах, факты и закономерности перехода от одного этапа к другому.

Психология развития - отрасль психологии, которая изучает динамику развития человеческой психики, онтогенез психологических процессови психических качеств личности.

Предмет возрастной психологии - факты и закономерности психического развития человека в онтогенезе, возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

^ Объект изучения возрастной психологии — развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек.

Значение возрастной психологии весомо в теоретическом плане. Изучение психологии ребенка — ключ к пониманию психологии взрослого человека. Практическое значение возрастной психологии связано в первую очередь с научной разработанностью вопросов о нормативном развитии здорового ребенка, о типических возрастных проблемах, путях и способах их решения, стадиях становления взрослой полноценной личности, гражданина, профессионала, родителя

Задачи возрастной психологии

1. Создание научных теорий психического развития. Определение периодизации развития.

2. Изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития.

3. Описание психической реальности человека в определенные возрастные периоды его жизни.

4. Выявление нормы и отклонения психического развития.

5. Соотнесение данных, полученных опытным путем с имеющимися теориями психического развития.

Методы возрастной психологии можно классифицировать по 4 разным основаниям.

1.организационные.

1) лонгитюдиальный - метод продольных срезов. - Группа людей обследуется на протяжении длительного периода времени.

Этот период может доходить до 30-40 лет. Этот метод дает самые качественные результаты. Метод очень трудоемкий; имеет место большой отсев на выборке, а также методические сложности (в частности, требуются разные, но равноценные интеллектуальные и другие тесты на каждом этапе). Метод позволяет:

        проследить развитие отдельных психических функций;

        дать прогноз развития этих функций (не только для отдельной личности);

Он особенно важен для определения сравнительной ценности разных систем обучения, так как эта ценность выражается не только и не столько непосредственным эффектом в данный момент, сколько наибольшей долговечностью эффектов, их полезностью для развития и здоровья человека (Б.Г. Ананьев).

Итогом лонгитюдионального исследования обычно является монография, описывающая несколько фаз (периодов) жизни человека. Сопоставляя их по нескольким людям, можно увидеть диапазон колебаний возрастных норм и моментов смены фаз.

2) метод поперечных возрастных срезов; Одноразовое обследование различных одновозрастных групп (например, 1,2,...,10 класс) по единой методике.

Естественно, этот метод во всех отношениях легче осуществить. Однако есть здесь и трудности, главная из которых - методики должны обеспечить сравнимые результаты по разным возрастным группам (это особенно важно в детском возрасте).

Метод позволяет:

        выявить возрастные нормы (при достаточно большой выборке);

        провести исследования быстро и с меньшими методическими проблемами.

3) комплексный - сочетание обоих методов в разных вариантах; например, в ходе лонгитюда делаются одновременные поперечные срезы по всей его выборке.

2. эмпирические.

1) Обсервационный (наблюдение и самонаблюдение).

2) экспериментальный (лабораторный, полевой, конструирующей и т.д.).;

3) беседа, интервью, анкетирование и др.;

4) психодиагностический;

5) биографический (монографическое описание - разработка Б.Г. Ананьева);

6) тесты.

3. обрабатывающие (математико-статистические).

Здесь используются все методы современной математической статистики; более того, многие из них (например, факторный анализ), собственно говоря, и были разработаны психологами для своих нужд.

4. интерпретационные:

1) генетическое описание (в смысле генеза - развития);

2) структурное описание (как результат поперечного среза).

  1. ^ Основные понятия возрастной психологии.

Возрастная психология - это отрасль психологии, где изучается онтогенетическое развитие психики на различных возрастных этапах, факты и закономерности перехода от одного этапа к другому.

^ Психология развития - отрасль психологии, которая изучает динамику развития человеческой психики, онтогенез психологических процессови психических качеств личности.

Онтогенез - процесс индивидуального развития человека с момента зазвития до смерти.

Филогенез - историческое развитие вида.

Возраст - этап развития человека.

^ Психика - активная деятельность, направленная на взаимодействие с окружающей средой, а также на адаптацию в ней.

Системное свойство высокоорганизованной материи заключающееся в:

- активном отражении субъектом объективного мира.

- построение неотчужденной от него картины мира

- и саморегуляция на ее основе поведения и деятельности.

Формы проявления психики:

1. ^ Психические процессы - отдельные динамические проявления психической деятельности человека, условно выделяемые в качестве самостоятельных объектов исследования (восприятие, ощущение, речь, внимание, память, мышление, воображение, эмоции, воля).

2. ^ Психические состояния - понятие, используемое для условного выделения в психике индивида относительно статического момента ( проявляются в поведении, деятельности)

3. ^ Психические свойства - типичные для данного человека особенности его психики ( направленность, темперамент, характер, способности)

Личность - совокупность индивидуальных черт, присущих конкретному индивиду, притом только ему.

Отдельно взятый конкретный человек - продукт эпохи с присущими емуиндивидуальными биологически и социально обусловленными свойствами и качествами психики.

^ Качества личности -черты и особенности, которые в совокупности создают определенную личность.

Обобщенные, устойчивые свойства личности, включающие в себя биологически обусловленныеподструктуры, индивидуальные способности, направленность, опыт, характер.

Характер - набор качеств личности, на которых основывается ее поведение.

Индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения к окружающей действительности. Базируется он на темпераменте и зависит от окружающей среды и воспитания.

^ Психическое развитие - изменение психических процессов и личностных качеств во времени, выраженное в количественных ( набор слов, который используется в речи), качественных (построение более длинных логических цепочек) и структурных (объем памяти) преобразованиях.

  1. Организация и методы исследования

Методы психологического исследования по Ананьеву:

Организационные: 1.Сравнительные 2.Лонгэтюдные 3.Комплексные

Эмперические: 1.Обсервационные(самонаблюдение, наблюдение) 2. Эксперимент 3. Психодиагностические (тесты, анкеты, интервью,беседы) 4. Моделирование(социометрия) 5. Биографический

Обработки данных: 1. Математико-статистическая диагностика 2. Методы качественного анализа

Интерпритационный: 1. Генетический 2. Структурный

Требования по наблюдению: 1. Должно иметь конкретную цель 2. Продуманный план 3. Исследуемые признаки наблюдения должны быть четко определены 4. Фиксировать результаты

Эксперименты: 1. Включенный 2. Лабораторный 3. Константирующий 4. Формирующий

Требования к эксперименту: 1. Формулировка цели 2. Точное определение объекта и предмета исследования 3. Установление четких критериев и признаков оценки

Требования к опросу: 1. Вопрос должен быть понятен и однозначен 2. Вопросы не должны носить внушающего, подсказывающего или наводящего характера 3. Вопрос не должен акцентировать положительность или отрицательность ответа 4. Вопрос не должен обижать человека 5. Объем не должен быть больше 7+/- слов.

Классификация вопросов: 1. По содержанию: 1) вопросы о фактах 2) вопросы о мотивах 2. По ситуации: 1) безусловные 2) условные 3. По форме: 1) открытые 2) закрытые 3) альтернативные.

  1. Взаимосвязь концепций детского развития и методов его исследования.

Ж.  Пиаже создал Женевскую школу генетической психологии, которая изучает умственное развитие ребенка. Что изучает генетическая психология, созданная Пиаже? Объект этой науки -- изучение происхождения интеллекта. Она исследует, как формируются у ребенка фундаментальные понятия: объект, пространство, время, причинность. Она изучает представления ребенка о явлениях природы: почему солнце, луна не падают, почему облака движутся, почему реки текут, почему ветер дует, откуда берется тень и т.д. Пиаже интересуют особенности детской логики и, главное, механизмы познавательной деятельности ребенка, которые скрыты за внешней картиной его поведения.

Для выявления этих механизмов, скрытых, но все определяющих, Пиаже разработал новый метод психологического исследования -- метод клинической беседы, когда изучаются не симптомы (внешние признаки явления), а процессы, приводящие к их возникновению. Этот метод чрезвычайно трудный. Он дает необходимые результаты только в руках опытного психолога.

Акцент делался на качественный аспект и анализ отдельных случаев. Но при этом наиважнейшей частью метода стал своеобразный констатирующий качественный эксперимент,2) хотя некоторые исследования были выполнены исключительно методом объективного наблюдения без какого-либо экспериментального вмешательства. Своеобразие эксперимента заключалось в том, что эта процедура была абсолютно нестандартизирована (даже в тех случаях, когда изучалось восприятие, то есть в случае психофизического эксперимента). Как в любом эксперименте, в экспериментах Пиаже проверялась какая-то гипотеза. Но поскольку его испытуемыми были дети, а каждый ребенок представляет собой индивидуальный случай развития, то гипотеза, проверявшаяся в эксперименте строилась для каждого ребенка отдельно во время тщательного и продолжительного наблюдения его спонтанного поведения. 

Вся научная деятельность Л.С. Выготского была направлена на то, чтобы психология смогла перейти "от чисто описательного, эмпирического и феноменологического изучения явлений к раскрытию их сущности". Он ввел новый - экспериментально-генетический метод исследования психических явлений, так как считал, что "проблема метода есть начало и основа, альфа и омега всей истории культурного развития ребенка". Л.С. Выготский разработал учение о возрасте как единице анализа детского развития. Он предложил иное понимание хода, условий, источника, формы, специфики и движущих сил психического развития ребенка; описал эпохи, стадии и фазы детского развития, а также переходы между ними в ходе онтогенеза; он выявил и сформулировал основные законы психического развития ребенка. Без преувеличений можно сказать, что Л.С. Выготский сделал все, чтобы детская психология стала полноценной и подлинной наукой, имеющей свой предмет, метод и закономерности; он сделал все, чтобы эта наука смогла решать важнейшие практические задачи обучения и воспитания детей, по-новому подходить к проблемам возрастной нормативной диагностики психического развития.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Ответы на вопросы к экзамену по психологии развития и возрастной психологии iconНа вопросы к экзамену по возрастной психологии
Предмет возрастной психологии изучает закономерности психического развития человека в онтогенезе и особенности развития психики,...
Ответы на вопросы к экзамену по психологии развития и возрастной психологии iconВопросы к экзамену ия 2011-12 Педагогическая антропологи: часть 1 общая психология
Предмет психологии, история развития предмета психологии, задачи и принципы психологии. Место психологии в системе наук
Ответы на вопросы к экзамену по психологии развития и возрастной психологии iconВопросы к государственному экзамену по психологии для выпускников...
Понятие предмета и объекта науки. Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Современные представления о предмете...
Ответы на вопросы к экзамену по психологии развития и возрастной психологии iconЭкзаменационные вопросы по психологии предмет психологии. Понятие о психике
Этапы развития психологии (Природа психического на разных этапах развития психологии)
Ответы на вопросы к экзамену по психологии развития и возрастной психологии iconВопросы к экзамену по дисциплине "психология" (аб 2 курс)
Предмет психологии и задачи психологии. Место психологии в системе наук. Классификация отраслей психологии
Ответы на вопросы к экзамену по психологии развития и возрастной психологии iconПредмет, значение и методы психологии развития и возрастной психологии. 3
Психическое развитие ребёнка как проблема социализации: теории социального научения. 11
Ответы на вопросы к экзамену по психологии развития и возрастной психологии iconI. теоретические и методологические вопросы возрастной и индивидуальной...
Прикладное и теоретическое значение возрастной и дифференциальной психологии, ее задачи
Ответы на вопросы к экзамену по психологии развития и возрастной психологии iconПрактикум по возрастной психологии удк 159. 922. 6(076. 58) Ббк 88. 4я73 А16 Абрамова Г. С
А16 Практикум по возрастной психологии: Учеб по­собие для студ вузов. — 2-е изд., стереотип. — М
Ответы на вопросы к экзамену по психологии развития и возрастной психологии iconВопросы к экзамену по педагогической психологии для студентов 4 курса...
Проблема соотношения психического развития человека и его воспитания и обучения
Ответы на вопросы к экзамену по психологии развития и возрастной психологии iconКафедра психологии человека Российского государственного педагогического...
Оргкомитет принимает к рассмотрению материалы, посвященные широкому кругу проблем общей, возрастной, социальной, педагогической,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница