Факультет гуманитарных и прикладных наук


Скачать 369.13 Kb.
НазваниеФакультет гуманитарных и прикладных наук
страница1/3
Дата публикации07.03.2013
Размер369.13 Kb.
ТипКурсовая
userdocs.ru > Психология > Курсовая
  1   2   3
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ НАУК

Кафедра психологии

Влияние детско-родительских отношений в семье на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Курсовая работа.

Выполнила: Богданова А.П.,

студентка 2 курса ФГПН 946.

Москва, 2012

Оглавление.

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

Глава I. Особенности самооценки ребенка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

§ 1. Самооценка как категория. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

§ 2. Особенности самооценки ребенка старшего дошкольного возраста. . . . . . . . . . . . . . . . .6

§ 3. Особенности самооценки ребенка младшего школьного возраста. . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

Глава II. Влияние детско-родительских отношений и воспитания на самооценку. . . . . . . . 11

§ 1. Выделяемые типы детско-родительских отношений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11

§ 2. Влияние детско-родительских отношений и воспитания в семье на самооценку старшего дошкольника. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13

§ 3. Влияние детско-родительских отношений и семейного воспитания на самооценку младшего школьника. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16

§ 4. Выводы по главе II. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Список источников и литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

Введение.

В данной работе представлена попытка анализа и сравнения воздействия детско-родительских отношений на развитие самооценки ребенка старшего дошкольного - младшего школьного возрастов.
Самооценка играет колоссальную роль в процессе общего развития личности человека. В период старшего дошкольного возраста происходит базовое становление самооценки, а в младшем школьном её развитие зависит в основном от отношений детей с родителями.
Тема этой работы современна и актуальна в любой момент. Зарождающаяся база самооценки ребенка, и в то же время преддверие совершенно другой социальной роли – школьника, основными характеристиками которого оказываются способности к анализу, контролю и оцениванию себя и других, к адекватному принятию чужих оценок. Важно обозначить факторы и их влияние на процесс формирования и становления самооценки в указанных возрастах.
Существует много описанных в психологической литературе типов отношений детей и родителей. Исследования формирования самооценки ведутся достаточно серьезно, и широко представлены как у зарубежных авторов, так и у отечественных (Р. Бёрнс, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, К. Роджерс, к примеру).
Проблема воспитания в семье и его влияния на самооценку ребёнка постепенно привлекает к себе всё большее внимание со стороны психологов, социологов, педагогов и психотерапевтов. Часто затрагиваются такие аспекты, как: характер воспитания в семье, отношение родителей к ребенку, особенности становления и развития личности ребенка в результате воздействия семьи, например -неблагоприятное воспитание и обращение с ребенком оказывает серьезные последствия на психическое развитие ребенка, формирование его характера и личности. Вопрос об отношении ребенка к родителям почти не затрагивался в отечественной современной психологии.
В результате проведенного поиска информации данный материал актуален и практически не исследован.
Проблема работы – как отношения в семье влияют на формирование и становление самооценки ребенка от старшего дошкольного до младшего школьного возраста?
Целью проделанной работы являются, в порядке очереди: анализ воздействия отношений в семье на развитие самооценки ребенка и сравнение этого воздействия на детей до кризиса 5-7 лет, во время и после.
Исследуемый процесс – формирование самооценки ребенка под влиянием воспитания в семье в ближайших рамках кризиса 5-7 лет.
Методом исследования выбран метод обобщения и анализа различных литературных данных, затрагивающих эту тему.
Курсовая работа включает в себя введение, Н главы, состоящие из Н и Н параграфов, заключение и список использованных источников литературы, который содержит Н источников. Общий объём работы - Н страниц.
Введение - определена актуальность работы, поставлена проблема, определён предмет исследования, а так же обозначена цель работы и методы.
В первой главе «Особенности самооценки ребенка» приводится психологическая характеристика самооценки, рассматриваются особенности самооценки дошкольника и младшего школьника.
Вторая глава «Н» посвящена...
В заключении подводятся основные выводы, формулируются результаты исследования.
В список используемой литературы входят Н источников.
^ Глава I. Особенности самооценки ребенка.
§ 1. Самооценка как категория.
САМООЦЕНКА (англ. self-esteem) - ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. С. выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу С. составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции.[1]
Так же, немаловажным является следующее замечание:

Наиболее чувствительными к внутрисемейным отношениям оказываются стержневые образования личности ребенка — его самоотношение и самооценка (образ Я) .[2]
В первую очередь самооценка связана с уровнем притязаний личности – с трудностью поставленных целей. Чем больше разница между требованиями к себе и реальными возможностями, тем ниже самооценка. При низкой самооценке возникают стрессы, нервные срывы, повышенная тревожность и т.д. Самооценка относительно адекватно выражается при оценке индивидом результатов деятельности других людей.
Полностью сформированная самооценка представляет собой сложную систему, которая определяет характер самоотношения личности. Она включает в себя собственно самооценку, которая показывает уровень самоуважения, полное принятие или непринятие самого себя, и парциальные самооценки, которые являются, по сути, отношениями к разным сторонам своей личности, оценкой результата деятельности, поступкам. Самооценка может быть разной обобщенности и осознанности.
Чтобы личность развивалась, необходима такая самооценка, где относительно высокая самооценка вступает во взаимодействие с адекватными парциальными самооценками разного рода направленности. Одновременно стойкая и подстраивающаяся самооценка (меняющаяся при необходимости под влиянием новой информации) оптимальна так же для продуктивной деятельности. Отрицательно влияют крайние варианты самооценки – слишком устойчивая и неустойчивая, низкая и завышенная. Конфликты между общей и парциальными самооценками могут оказывать разное влияние на продуктивность деятельности. В периоды кризисов самооценка чаще всего неустойчива и конфликтна.
В исследованиях часто обсуждаются связи личности, самооценки и самосознания. Но это не запутывает читателя, а только подчеркивает многозначность и сложность устройства этого психологического понятия. Самооценка в итоге выступает условием формирования таких новообразований самосознания, как «образ Я» и «Я-концепция».
Теперь немного о формировании «образа Я». «Образ Я» есть постепенно формирующееся представление о себе, собственных характеристиках, своем месте в социальном мире. Данное представление развивается как результат созревания когнитивных структур, параллельное на этой основе формирование комплексов эмоций, по сути стереотипных, или, лучше сказать, стандартизированных, эмоциональных реакций. [3] Процесс развития «образа Я» довольно-таки динамичен. Как правило, выделяются два этапа.
Под первым этапом понимается первичное становление «образа Я» на основе представления о себе и отношения к индивиду других. На этом этапе важно восприятие, а не оценка. Результатом является возникновение знания «Я есть»: существую, включен в систему отношений, занимаю какое-либо место в мире.
Во время второго этапа происходит развитие «образа Я», накопление разной информации о себе. По сути, происходит накопление представлений о себе – кто я и какой. Появляются статусы и роли, возникают первые оценочные категории, не являющиеся ведущими.
Так, по мнению Слободчикова и Самуйловой, этот феномен понимается в старшем дошкольном возрасте.
Рассмотрим вопрос формирования «Я-концепции». «Я-концепция» как термин появилась в науке в XIX-XX вв. во время исследования вопроса о дуальности личности. Зарубежный психолог У. Джемс в своей работе «Принципы психологии» впервые подверг анализу идею «Я-концепции» и внес неоценимый вклад в ее развитие. Согласно его теории, «Я» состоит из двух аспектов: экспериментального объекта (Ме), познаваемого общим оценивающим сознанием (I). В реальной психологии эти элементы образуют одно неразличимое целое. «Я» само по себе существует исключительно в процессах «самоосознавания».
По сути, «Я-концепция», в глобальном смысле слова, не что иное, как совокупность установок индивида, направленных на самого себя.
Определение по Р. Бёрнсу: «Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом- Я или картиной- Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем».[4]
Такова, в общих чертах, структура понятия самооценка. В этом параграфе рассмотрены основные понятия о «Я-концепции», «образе Я» и самооценке.
§ 2. Особенности самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.
В этом возрасте у ребенка появляется осознание возможностей деятельности, понимание, что он может седлать, а что нет. Это начало самооценки. Когда речь заходит о самосознании, это понимается как осознание своих личностных качеств и определение своего места в системе общественных отношений. Проходит процесс интериоризации – внешнее «Я могу сам» переходит во внутреннее самосознание, в самостоятельность деятельности.
На основе этого процесса возникает кризис 5-7 лет. Он характеризуется следующими моментами:

  1. Между желанием и действием ребенка вклинивается значимость действия.

  2. Ребенок старается казаться лучше, чем есть.

  3. Ребенок пытается не показывать, что ему плохо – синдром «горькой конфеты».


Кризис требует смены ведущей деятельности, ситуации, типа отношений. В результате у ребенка появляется желание пойти в школу. Ребенок в дошкольном возрасте до кризиса становится социализированным, управляемым, научается основным правилам жизни в социуме, и старается направленно учиться.
У ребенка формируются механизмы эмоционального самоконтроля, и самооценка в том числе. Кроме того, именно в этот период закрепляются страхи отрицательной оценки действий другими людьми, не оправдания результата, не быть принятым как личностью.
В дошкольном возрасте у ребенка появляются новые возможности проявить самостоятельность. Это связано с приобщением к группе сверстников, развитием их взаимоотношений и появления игры. Именно совместная игра со сверстниками позволяет выбрать именно ту необходимую ребенку роль, подобрать её наиболее точно, наиболее значимо для самого себя. Всё ранее сказанное в этом абзаце играет немаловажную роль в формировании самооценки ребенка.
В компании сверстников ребёнок «пробует на зуб» отношения со всем миром – закладываются индивидуальные привязки и сопереживание другим, ребенок начинает совершать невинные и вполне серьезные шалости, пытаясь понять, что он способен сделать. Так познается в этом возрасте окружающая среда. Так что же, в сущности, дает толчок формированию самооценки в этом возрасте?
Перед тем, как говорить о самооценке, нужно сказать о самосознании, т.к. самооценка – один из важных его образующих элементов. Существуют четыре основных условия, за счет которых происходит формирование самосознания в данном возрасте:

- индивидуальный опыт общения

- опыт общения с родителями

- опыт общения со сверстниками

- умственное развитие ребенка.
К этому возрасту знания, полученные ранее, становятся более осознанными. Оценочные суждения окружающих принимаются ребенком только в случае совпадения с его личными убеждениями и мыслями о своих возможностях. Но суждения ребенка в старшем дошкольном возрасте о себе чаще всего оказываются неправильными, так как у ребенка не хватает достаточного социального опыта и знаний для адекватной оценки.
Наиболее значимое влияние на формирование детской самооценки оказывают родители. Родители задолго до рождения ребенка «придумывают» образ, который закрепляется у них как «идеальный ребенок», которого они ждут. Из-за этого родителям сложно смириться с несоответствием ребенка их идеалу. Родители оценивают его деятельность в соответствии с своими представлениями о его деятельности. Оценочные суждения родителей становятся собственным мнением ребенка. Старший дошкольник, особенно в преддверии кризиса, усваивает на раз все оценки, которыми его «награждают» окружающие. Если эти оценочные суждения реалистичны и совпадают с представлением о себе ребенка, то они ведут его к здоровой самооценке, правильно сформировавшейся «Я-концепции». В противном случае это приводит к потере веры в себя, низкой самооценке, отрицательному образу «Я» в сознании ребенка.

Отсутствие критики, а так же чрезмерное её присутствие в жизни ребенка – палка о двух концах. В случае негативной критики следует заниженная самооценка, в случае её отсутствия – завышенная. Но в обоих случаях не происходит формирования адекватной самооценки, способности анализировать и самоконтроля.
Развитие и обогащение индивидуального опыта ребенка – верный путь к формированию адекватной гармонично сформированной самооценки. Индивидуальный опыт в данном случае понимается как общность результатов исследовательской деятельности ребенка как умственной, так и практической.
Индивидуальный опыт - основа для ребенка осознать, есть ли у него возможности, способности сделать что-либо. То, что ребенок слышит каждый день от окружающих, какие у него есть способности, не является формирующей основой представления о нем, о его возможностях. Основным критерием для ребенка в оценке своих возможностей является успешность результата деятельности. Только этим путем ребенок плавно приходит к пониманию своих возможностей.
Знания, которые ребенок получает самостоятельно, менее эмоциональны и более конкретны, в отличие от знаний, полученных с помощью общения с окружающими. Источником наиболее полезных знаний о себе является именно индивидуальный опыт, он же и способствует основному формированию самооценки.
Умственное развитие ребенка так же играет немаловажную роль в формировании самооценки и самосознания. Ребенок научается, к примеру, обобщать полученные знания.
В этом кризисном возрасте дошкольник начинает осознанно ориентироваться в своих переживаниях, когда он понимает, что они значат. И кстати, возникает обобщение переживаний. В данном случае это значит, что испытывая неудачу в какой-либо деятельности несколько раз подряд, у ребенка пропадает вера в возможность положительного результата, и вследствие этого понижается самооценка.
Подведем итоги. В старшем дошкольном возрасте у ребенка есть великолепная возможность получить неоценимый собственный опыт, наблюдать и анализировать деятельность свою и других людей. Оценки окружающих принимаются старшим дошкольником только в случае совпадения с его мнением и отсутствия противоречий с его опытом. Это характерно, конечно, не для всех детей, достигших указанного возраста, а для тех, кто психологически находится в переходном периоде кризиса 5-7 лет.
§ 3. Особенности самооценки ребенка младшего школьного возраста.
Этот возраст – время осознания ребенком себя, потребностей социальных отношений и их мотивов. В этот период важно заложить основы формирования правильной, адекватной самооценки. Это позволит ребенку реально оценивать свои силы и требования окружающей его социальной ситуации, и в дальнейшем самому ставить достижимые цели.
Обычно выделяются три основных критерия самооценки – адекватность, завышенность и заниженнность.
Адекватность – соответствие самооценки уровню практического выполнения задания. Если самооценка занижена, то ребенок недооценивает то, чем в действительности он является, а когда он переоценивает свои возможности и результаты различной своей деятельности, то она завышена.
Чем лучше самооценка к реальности, тем она адекватнее, и тем лучше ощущает себя ребенок в окружающей его социальной среде. Он будет знать, что может помочь ему в жизни справиться с новой задачей.
Есть некоторые качества, свойственные детям с адекватной самооценкой. Они активны, обладают чувством юмора, довольно общительны, находчивы. Дети с адекватной самооценкой охотно участвуют в игах со сверстниками, спокойно принимают проигрыш. Они довольны собой, знают свои сильные стороны, уважают самих себя, знают цену самим себе.
У детей с заниженной самооценкой преобладают такие качества: агрессивность, обидчивость, пассивность в принятии решений, они ранимы, мнительны. Не желают участвовать в играх, равно как и проигрывать, боятся оказаться хуже других. Дети этого возраста оценивают себя хуже, чем сверстников, акцентируются на недостатках, зацикливаются на неуверенности в положительном результате деятельности. Из-за их страхов и представлений о себе как неспособных к чему-либо, трудности у таких детей возникают гораздо чаще, и совмещаются с проблемами в школе и дома.
Во время общения ребёнок всё время получает ответы о связи. Благодаря позитивной обратной связи ребёнок убеждается в том, что его действия правильны и полезны, начинает верить в свою компетентность и весомость.
Негативная ответы о связи заставляют ребёнка осознавать ненужность и неспособность к успешной деятельности. Применение силы, негативная критика приводит к снижению уровня самооценки. Оценочные суждения в сторону ребенка чаще всего изрекают родители и сверстники. Часто дети, получившие негативную оценку, стараются компенсировать это, общаясь с сверстниками. Дети хотят всегда и во всем быть первыми, и их очень задевает неудача в этом плане.
Многие считают, что, только поступив в школу, дети получают знания упорней, руководствуясь семейными отношениями, также на учебу ребенка могут влиять взаимоотношения в коллективе. Большую роль также играют желания высшего балла, одобрения от родителей и учителей. Изначально у ребенка закладывается интерес к процессу образовательно-учебной деятельности, но он не осознает её значения. Только после этого появляется интерес к получению любых знаний. Это и является основой для формирования у младшего школьника стремления к обучению. Это стремление связано ответственным отношением к учебе.
Формирование интереса учебной деятельности связано у школьника с чувством удовлетворения, полученного от своих достижений. Это чувство может быть подкреплено одобрением, похвалой учителя, подчеркиванием любого, даже самого незначительного успеха. Учащиеся испытывают гордость, когда учитель хвалит их.
Учитель с самого становится для детей непререкаемым авторитетом, с этим связано его такое большое воспитательное воздействие на них. Авторитет учителя очень важен для обучения, с его помощью педагог формирует у младших школьников адекватную самооценку.
Самооценка - сложное личностное образование. В самооценке отражаются знания ребенка о себе от окружающих, и то, что он узнал о себе сам в процессе активной деятельности.
Изучение роли самооценки выявляет, что школьник придает большое значение своим интеллектуальным способностям, оценка его возможностей посторонними играет для него важную роль. Для наилучшей адаптации ребенка в окружающей его социальной среде, для более успешного преодоления трудностей, у него должно быть положительное отношение к себе. Дети, у которых самооценка отрицательна, часто обнаруживают на своем пути непреодолимые препятствия. А ещё у них преобладает высокий уровень тревожности, вследствие которого им труднее приспособиться к школьной жизни, сложнее общаться со сверстниками, знания получаются ими с большим усилием.
Тревожность – один из элементов личности человека, влияющий на становление и развитие самооценки. Определенный уровень тревожности присутствует в активной деятельности каждой личности. Каждого человек имеет свой оптимальный уровень тревожности, – так называемую полезную тревожность. Адекватное оценивание человеком своего уровня тревожности – важный момент самоконтроля и самосознания. Повышенный уровень тревожности – стандартное проявление неблагополучия личности человека. В разных ситуациях тревожность проявляется по-разному. Иногда люди транслируют тревожность всегда и в любом случае, а иногда тревожность транслируется ими лишь время от времени и в зависимости от появляющихся обстоятельств.
Поведение младших школьников с повышенным уровнем тревожности в условиях деятельности, направленной на успех, имеет данные варианты особенностей:
- Реакция высокотревожных детей на отрицательную критику эмоционально ярче, чем у низкотревожных;
- у высокотревожных детей ситуация стресса(например, ограничения времени выполнения задания) вызывает снижение качества деятельности;
- высокотревожные дети боятся неудачи больше, чем желают успеха, а у низкотревожных детей наоборот – мотивация успеха выше, чем страх;
- большим стимулом деятельности, её мотивацией для высокотревожных детей является сообщение об успехе.
Необходимо заметить, что при организации учебной деятельности учитель чаще всего соотносит полученные результаты деятельности детей с их умственными способностями, не включая в это соотношение самооценку ребенка, его представления о себе, о реализации его возможностей в разных сферах учебной деятельности, в разных ситуациях. Но ведь от этого зависит уверенность ученика в его силах, понимание результата как успешного или нет
Обратим внимание на то, что учитель, организуя учебную работу, соотносит достигаемые детьми результаты чаще всего с их умственными способностями, не придавая значения самооценке ребенка, его собственные представления о своих возможностях, их характере и уровне реализации в разных учебных ситуациях. От этих воззрений зависит степень уверенности ученика в своих вилах, осознание результата как успешного и наоборот, отношение к сделанным ошибкам. При выборе решения для задачи в зависимости от степени её трудности и в ряде других наиважнейших моментов учебной деятельности выражаются уже не только умственные способности сами по себе, но и личностный фактор, серьезно влияющий на процесс усвоения знаний.
Мотивация достижений – ещё один важный момент, связанный с самооценкой. В кругу семьи, в начальной школе ребенок часто оказывается настроен на избежание неудачи. Вследствие этого у него появляется страх сделать или сказать что-то неправильно, получить негативную оценку. Эта установка «на успех» способствует страху заранее, развитию повышенной тревожности, вызывает неуверенность ребенка в своих силах, занижает самооценку и уровень притязаний.
В раннем, по отношению к обсуждаемому возрасту, периоде самооценка у детей формируется под влиянием родителей, но к моменту поступления в школу дети всё яснее начинают осознавать, что есть некие различия между ними и другими детьми. Они понимают это с помощью социального сравнения – показателя успешности в реальных видах деятельности. Ребенок, осуществляя коммуникативную форму общения со сверстниками, постоянно получает сигналы об обратной связи, что помогает ему убеждаться в том, что он нужен окружающим, он им нравится и что он обладает какой-либо значимостью в их глазах. Это касается, в основном, физического развития младшего школьника, его успехов в игровой и учебной деятельности, его эмоциональности, внешнего вида, его социальных навыков. Если ребенок считает, что является лучшим хотя бы в какой-то одной области, то он имеет адекватную или даже высокую самооценку.
Завышенная самооценка в таком возрасте часто приводит к различным невротическим и психосоматическим заболеваниям. Ни один человек не может быть одинаково успешным везде, всегда и во всем. Поэтому необходимо научить ребенка ставить адекватные цели и уметь справляться с неудачами. По мере взросления, каждый человек учится равномерно распределять свои усилия, расставлять приоритеты активности – одни дела заслуживают наибольшей концентрации и затраты сил, другие – средних усилий, времени и мотивации, а остальные требуют лишь минимума затрат.
До поступления в школу каждый ребенок успевает так или иначе испытать радость успеха и горечь неудачи, и благодаря этому приобретает новый соответствующий опыт. Но в школе все эти достижения и «провалы» приобретают официальный характер, постоянно фиксируются и публично оглашаются. В результате ученику необходимо принять этот оценочный подход, который будет присутствовать в его жизни весь период обучения. Главной задачей родителей и учителей в данный момент является подготовка ребенка к этому сложному периоду его жизни. Для этого необходимо составить представление о самооценке, уровне притязаний ребенка. Проще всего использовать в этом случае наблюдение.
Таким образом, самооценка ребенка младшего школьного возраста охарактеризована отражением в ней собственной активности ребенка, его интеллектуальными возможностями, умением преодолевать трудности. Это ярко проявляется в поведении ребенка, в наблюдении за его образовательной деятельностью, в его социальной адаптации.
Младшие школьники, обладающие заниженной самооценкой, смотрят на себя со стороны и оценивают себя как менее успешных по сравнению со сверстниками. Они акцентируют свои недостатки, неуверенно пытаются преодолеть трудности и зацикливаются на этом. Любую удачу они встречают с подозрением в неуспехе, от этого повышается уровень тревожности. Они менее социально и личностно адаптированы, что может привести к замкнутости и ухудшению психологического состояния.
Изучение роли самооценки в познавательной деятельности показало, что особое значение ребенок младшего школьного возраста придает своим интеллектуальным возможностям, оценка этих возможностей другими, что сверстниками, что взрослыми, его всегда очень беспокоит. Чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе, своих возможностях. Более подробно основные факторы становления самооценки младшего школьника будут рассмотрены в следующей главе.

  1   2   3

Похожие:

Факультет гуманитарных и прикладных наук iconФакультет базовых техник. Факультет коррекции фигуры и прикладных...
Продвинутая азбука. Технологическое мышление, самостоятельное построение технологий
Факультет гуманитарных и прикладных наук iconЗаявка по набору персонала
Факультет высоких технологий, Факультет автоматики и вычислительной техники, Факультет информационной безопасности, Факультет математики,...
Факультет гуманитарных и прикладных наук icon«российский университет дружбы народов» (рудн) факультет гуманитарных и социальных наук
Российского университета дружбы народов. Конференция проводится по инициативе Научного студенческого общества «шос-ес» рудн и кафедры...
Факультет гуманитарных и прикладных наук iconМетодологические проблемы гуманитарных наук
Герменевтика через специфически истолкованное понятие «текст» тесно связывается с методологией гуманитарных наук, вносит в нее новые...
Факультет гуманитарных и прикладных наук iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный...
Тот Юрий Викторович, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории для преподавания на гуманитарных и естественнонаучных...
Факультет гуманитарных и прикладных наук iconВыступления
«Мир истории: Новые горизонты. От источника к исследованию», которая будет проходить в рамках департамента «Исторический факультет»...
Факультет гуманитарных и прикладных наук iconСписок членов нсо «шос-ес» и студентов, участвующих в деловой игре...
Никулин Максим Андреевич, 04. 06. 1991г., Рудн, член нсо «шос-ес», Факультет гуманитарных и социальных наук, международные отношения,...
Факультет гуманитарных и прикладных наук iconТретий путь развития
Научный редактор: доктор экономических наук, профессор, действительный член Академии Гуманитарных наук и Российской Академии Естественных...
Факультет гуманитарных и прикладных наук iconЭпштейн М. Знак пробела: о будущем гуманитарных наук
Эпштейн М. Знак пробела: о будущем гуманитарных наук. М.: Нло, 2004, с. 512-540
Факультет гуманитарных и прикладных наук iconД. В. Бутеев Кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных...
Кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных наук Смоленского государственного института искусств
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница