Психология совместной деятельности и общения  


НазваниеПсихология совместной деятельности и общения  
страница1/6
Дата публикации25.03.2013
Размер0.87 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6
1)Предмет и структура социальной психологии

Социальная психология – наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных фактором их включения в социальные группы, а также характеристики этих социальных групп.

Предмет – человек с его включенностью в социум, большие и малые социальные группы, факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности отдельных личностей и групп, связанные с их включенностью в социальные общности.

Любая наука, в том числе и социальная психология, имеет свой изучаемый ею круг феноменов. Они встречаются нам в обыденной жизни и являются опорой при изучении объектов социальной психологии.

Социальная психология исследует несколько групп феноменов:

а) восприятие и понимание людьми друг друга; совместная деятельность и отношения; сплоченность (эмоциональный, ценностный или предметный уровень), подражание, конфликтность, убеждение;

б) цели, организационные структуры и динамика групп (групповое давление, исключение участников, формирование ролей), особенности оценочных суждений участников групп, процессы лидерства и руководства;

в) проблемы, связанные с личностью (её социальные установки, межличностные связи, ценностные ориентации, роли);

г) изучаются массовидные явления (классовые и национальные психологические особенности, нравы, обычаи, психологические особенности массы, толпы).

Основные разделы социальной психологии:

   а) ^ Психология совместной деятельности и общения – изучает психологические факты, закономерности и механизмы общения и взаимодействия людей при совместной деятельности.

Совместная деятельность – это организованная система совместной активности индивидов, направленная на производство материальных и духовных объектов.

    б) ^ Социальная психология личности – изучает проявление и формирование особенностей личности в различных общностях людей. Личность – это системное качество, которое приобретает индивид при взаимодействии с социальным окружением.

    в) ^ Психология межличностных отношений – изучает различные взаимосвязи, которые возникают между индивидами в процессе их взаимодействия (совместимость, срабатываемость, симпатия, антипатия);

    г) ^ Психология социальных групп – исследует психологические процессы возникновения, функционирования, развития различных общностей людей.

 

2.Задачи,функции соц.психологии.
ЗАДАЧИ:
1)Изучение и всестороннее осмысление сущности, содержания,форм проявления и функционирования соц.-пс. Явлений и процессов.
2)теоретич. И практич. Анализ источников и условий возникновения,а также развития историчекого и соц.фона, соц.-пс.феноменов
3)поддержание всесторонних связей с представителями др.наук в интересах разъяснения своих позиций и усилий в совместных исследованиях.
4) прогнозирование политич.,экономич.,национальных и других процессов в развитии гос-ва(общества) на основе учёта соц.-пс. Закономерностей и механизмов.

^ ФУНКЦИИ СОЦ.ПС-ГИИ:
1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ: связана с выявлением методов,принципов, путей познания сущности исследуемых явлений,а также закономерностей механизмов их проявления;
Формирования концептуального аппарата науки;определение направлений практического применения результатов изучения соц.-пс. Феноменов.
2.МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ: с одной стороны она закл-ся в синтезировании соврем.научных представлений о природе психологии людей и её месте в дух.жизни общ-ва.
Показывает,как должен осуществляться процесс формир-ния правильных представлений в системе: ЧЕЛОВЕК-ГРУППА-ОБЩНОСТЬ-ОБЩЕСТВО.
3.РЕГУЛЯТИВНАЯ: показывающая какое непосредственное влияние соц.пс. явлления оказывают на развитие и функционирование общественных отношений,а также средства управления ими(регляция)
4.ПРОГНОЗТИЧЕСКАЯ: позволяет на основе учёта специфики функционирования соц.-пс. Явл-ний. Правильно оценить и раскрыть динамику и перспективы развития общ.сознания и духовной жизни общества.
5.АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ: дающая понять сущность реальных мнимых соц.-пс. Ценностей в жизни-деятельности общества в целом.
3) Этапы развития социальной психологии

Предмет социальной психологии и этапы становления этой науки

Возникнув на стыке наук психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет особый статус. Такая неоднозначность положения дисциплины имеет много причин. Одна из них — существование класса фактов общественной жизни, которые могут быть исследованы лишь с помощью объединенных усилий двух наук: психологии и социологии.

Это создает трудности как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга ее проблем.

Потребности практики общественного развития диктуют необходимость исследования пограничных проблем. Запросы на социально-психологические исследования следуют из области промышленного производства, различных сфер воспитания, системы массовой информации, области демографической политики, спорта, сферы обслуживания и т. д.

Специфику социальной психологии условно можно обозначить как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце XIX в.

Исследование социально-психологических научных проблем началось в XIX в., когда социологи, психологи, философы, литературоведы, этнографы, медики стали анализировать психологические феномены больших социальных групп и особенности психических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей. Необходима была интеграция социологии и психологии, поскольку психология исследует психику человека, а социология — общество.

Основные этапы развития социальной психологии как науки рассмотрены ниже.

Первый этап — становление социальной психологии как науки (с середины XIX в. по 1908 г.). Определяются предмет изучения и основные проблемы. Большинство работ по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки.

Второй этап (до середины 40-х гг. XX в.) характеризуется появлением научных социально-психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования.

Третий этап (с середины 1940-х гг. до наших дней) связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Разрабатываются так называемые малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: социально-психологические особенности руководства детской группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология формирования общественного мнения и др.
4) Понятие и виды социализаций

Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом социальных норм и освоения социальных ролей, принятых в данном обществе. Этот процесс начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости человека, т.е. продолжается всю жизнь, поскольку на протяжении жизненного пути человеку приходится осваивать множество социальных ролей, менять взгляды, привычки, вкусы, правила поведения и т.д. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное

В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:

  • дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более или менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;

  • трудовая – охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает в себя весь период трудовой деятельности человека;

  • послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности (Г.М. Андреева).

Социализация делится на первичную и вторичную. Первичную и вторичную социализацию в научной литературе связывают:

1. с первой и второй половиной жизни;

2. с формальными и неформальными институтами.

Это два разных подхода к трактовке данных понятий. В первом случае говорится о том, что первичная социализация – это обучение социальным нормам в первой половине жизни, то есть в детстве и юности, а вторичная социализация захватывает зрелость и старость, то есть вторую половину жизни. Такой способ деления процесса социализации называют формально-хронологическим.

В начале XX века выдающийся американский социолог Ч. Кули, один из основоположников теории социализации, ввел термины «первичная группа» (знакомые люди) и «вторичная группа» (незнакомые люди, представители формальных институтов).

Первичные группы – это малые контактные сообщества, где люди знают друг друга, где между ними существуют неформальные, доверительные отношения (семья, соседская община). Вторичными группами называются большие социальные множества людей, между которыми существуют только формальные отношения.

Первичная группа – семья, группа ровесников. Вторичная группа – армия, школа, институт, суд и др.

Таким образом, первичная социализация протекает в первичных группах, а вторичная – во вторичных группах. Первичные социальные группы – это сфера личностных отношений, то есть неформальных. Вторичные социальные группы – это сфера социальных, деловых отношений, то есть формальных контактов

Несмотря на то, что социализация продолжается в течение всей жизни человека, существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых:

1.      Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.

2.      Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.

3.      Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество оттенков.

4.      Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

Поскольку жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением новых статусов, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни, человеку периодически приходится многому переобучаться. Этот процесс  распадается на два этапа: десоциализацию и ресоциализацию. Десоциализация – это отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения. Ресоциализация – следующий этап – обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен прежних. Неполная социализация означает, что человек из всего необходимого объема знаний и культуры овладел только их частью. Близко к понятию неполной социализации понятие “частичная социализация”. Частичная социализация означает, что из необходимого и достаточного объема знаний и культуры человек овладел только какой-то его частью.

Например, вопреки советам учителей и родителей, ребенок вдруг ощутив в себе талант спортсмена, начинает уделять большое внимание именно занятиям спортом. Возможно, он достигнет неплохих спортивных результатов, но это будет только частичная социализация.

Близка к частичной социализации так называемая односторонняя социализация. В этом случае в полном и даже сверх того объеме социализирован какой-то один участок жизни человека.

Одностороннее развитие вундеркиндов, например, в области математики, делает их частично социализированными. Их способности в других областях жизни значительно снижаются. Дети художников, артистов, музыкантов и пр., как правило, наследуют данный вид деятельности, поскольку они более всего социализированы именно в этой области.

По содержанию к полной социализации близка актуальная социализация. При актуальной социализации объем и содержание социального знания и культуры полностью соответствуют тем, которые присущи той или иной социальной группе. Социализация может быть неактуальной, но полной. Например, человек может быть хорошо социализирован, но со временем его социализация все больше расходится с требованиями общества и становится все менее актуальной.

Соответственно существует быстрая и медленная социализация. В детском возрасте, когда кривая потребления знания резко рвется вверх, темпы социализации самые высокие. Наблюдать за ребенком в это время одно удовольствие, насколько он внимателен, напорист в получении знаний, активен в познании мира и какие быстрые успехи делает. Иногда, но весьма редко, такие темпы сохраняются и в последующие годы. И тогда мы говорим о выдающихся способностях и даже о таланте человека. Дети всегда талантливы, так называемые вундеркинды - пример быстрой социализации.

Бывает и медленная социализация, когда темпы потребления знания весьма низкие, и общее развитие растягивается на длительное время. Тогда говорят о замедленном развитии ребенка, при этом он может вовремя или с небольшим запозданием все-таки достичь полной социализации. В этом случае говорят о позднем развитии человека.

Три основные сферы, в которых происходит социализация:

- деятельность (происходит выбор видов деятельности, их иерархия, выделение ведущего вида, освоение соответствующих ролей),

- общение (неразрывно связано с деятельностью, усложняются диалоговые формы, вырабатывается умение ориентироваться на партнера, адекватно его воспринимать),

- самосознание (становление образа Я – «Я-концепции»).

Конкретные группы, в которых личность приобщается к системе общественных норм и ценностей, называют институтами социализации:

- семья,

- школа (в широком смысле – вся система образования),

- для взрослых – трудовой коллектив,
- неорганизованная среда (от «уличных» явлений до телевидения),

- общественные объединения разного рода,

- иногда выделяют еще и систему досуга – учреждения культуры. 
5) Стадии и факторы социализации

Понятие о стадиях социализации в системе психологического знания имеет свою долгую историю. Наиболее подробно понятие социализации рассматривалось в системе фрейдизма, поэтому в этой же системе знаний началось и определение стадий социализации. Психоанализ утверждает, что особое значение в развитии личности возлагается на период раннего детства.
Исходя из этого, психоанализ рассматривает социализацию как процесс, который хронологически совпадает с периодом раннего детства. Существует и другая точка зрения — в неортодоксальных психоаналитических работах временные рамки стадий социализации расширены — в одних работах до периода отрочества, в других — до периода юности. Таким образом, можно сказать, что социализация в периоды детства, отрочества и юности считается общепринятой.
три основные стадии социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. 
Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода – стадия ранней социализации и стадия обучения.
Стадия ранней социализация охватывает период от рождения ребенка и до поступления в школу, то есть тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства.
Стадия обучения включает весь период юности, который состоит в основном из времени, проведенного в школе. Входит ли в период юности обучение в ВУЗе или техникуме? — спорный вопрос. Если критерием выделения стадий считается трудовая деятельность, то ВУЗ, техникум и прочие формы образования никак не могут быть отнесены к трудовой стадии.
Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя границы «зрелого» возраста достаточно условны, все же фиксация данной стадии не представляет особых затруднений – это весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения социализации в период трудовой деятельности. Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии.
Послетрудовая стадия социализации представляет собой еще более сложный вопрос. Проблемы пожилого возраста становятся все более и более актуальными. Увеличение продолжительности жизни – с одной стороны, система пенсионного обеспечения – с другой стороны приводят к тому, что в современном обществе пожилой возраст начинает занимать значимое место. Прежде всего увеличивается его удельный вес. Пенсионеры в значительной степени сохраняют свой трудовой потенциал, поэтому не случайно сейчас стремительно развиваются такие дисциплины, как геронтология и гериатрия.
Выделение стадий социализации с точки зрения отношения к трудовой деятельности имеет большое значение. Для становления личности небезразлично, через какие социальные группы она входит в социальную среду, как с точки зрения содержания их деятельности, так и с точки зрения их развития. При этом открытых, спорных, дискуссионных вопросов остается еще очень много. Это связано с тем, что сфера социализации не имеет достаточного количества не только экспериментальных исследований, но и теоретической разработки, хотя это никак не умаляет ее значения.

Факторы социализации — это обстоятельства, которые побуждают человека к активному действию. Факторов социализации всего три – это макрофакторы (космос, планета, страна, общество, государство), мезофакторы (этнос, тип поселения, СМИ) и микрофакторы (семья, группы сверстников, организации). Макрофакторы социализации
Макрофакторы влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах. Современный мир насыщен глобальными проблемами, которые затрагивают жизненные интересы всего человечества: экологическими (загрязнение окружающей среды), экономическими (увеличение разрыва в уровне развития стран и континентов), демографическими (неконтролируемый рост населения в одних странах и уменьшение его численности в других), военно-политическими (рост числа региональных конфликтов, распространение ядерного оружия, политическая нестабильность). Эти проблемы определяют условия жизни, прямо или косвенно влияют на социализацию подрастающих поколений.
Мезофакторы социализации
Это условия социализации больших групп людей, выделяемых: по национальному признаку (этнос); по месту и типу поселения (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино, компьютеры и др.).
Этническая или национальная принадлежность человека определяется прежде всего языком, который он считает родным, и культурой, стоящей за этим языком. У каждого народа существует своя географическая среда обитания, оказывающая специфическое влияние на национальное самосознание, демографическую структуру, межличностные отношения, образ жизни, обычаи, культуру.
Этнические особенности, связанные со способами социализации, подразделяются на витальные, то есть жизненно важные (способы физического развития детей — вскармливание ребенка, характер питания, охрана здоровья детей и др.) и ментальные, то есть духовные (менталитет — совокупность установок людей к определенному типу мышления и действия).
Основные функции средств массовой коммуникации: поддержание и укрепление общественных отношений, социальное регулирование и управление, распространение научных знаний и культуры и т. д. СМИ выполняют социально-психологические функции, удовлетворяя потребность человека в информации для ориентировки в социуме, потребность в связях с другими людьми, в получении человеком информации, подтверждающей его ценности, идеи и взгляды.
Микрофакторы социализации
Это социальные группы, оказывающие непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, организации, в которых осуществляется воспитание (учебные, профессиональные, общественные и др.).
Общество всегда обеспокоено тем, чтобы темпы социализации подрастающего поколения не отставали от темпов и уровня развития самого общества, осуществляет социализацию через институты социализации и агентов социализации (общепринятые социальные нормы, семья, а также государственные и общественные учреждения и организации).
Ведущая роль в процессе социализации наряду с семьей принадлежит образовательным учреждениям — детским садам, школам, средним и высшим учебным заведениям. Непременным условием социализации ребенка является его общение со сверстниками, которое складывается в группах детского сада, школьных классах, различных детских и подростковых объединениях. Учителя являются агентами социализации, ответственными за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.
6) Социальная роль. Характер, компоненты, виды.

Ученые предлагают различные классификации социальных ролей. Среди последних, как правило, выделяют так называемые основные (базисные) социальные роли. К ним относятся:

а) роль труженика;

б) роль собственника;

в) роль потребителя;

г) роль гражданина;

д) роль члена семьи.


В социологии существует понятие ролевой набор — совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом. Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми и является, таким образом, совокупностью непохожих на другие отношений. В ролевом наборе можно выделить основные (типичные) социальные роли — семейно-бытовые, профессиональные, общественно-политические роли и ситуационные — роли пассажира, пешехода, покупателя, зрителя и др. Ролевой набор формирует набор социальных отношений. 

Роли определяются ожиданиями людей. Например, в общественном сознании укоренилось представление о том, что родители должны заботиться о своих детях, что работник обязан добросовестно осуществлять порученную ему работу. Но каждый человек в зависимости от конкретных обстоятельств, накопленного жизненного опыта и других факторов по-своему выполняет социальную роль. 

При всех различиях социальные роли объединяет нормативная структура, в которой выделяются следующие компоненты: описание типа поведения, соответствующего данной роли; предписания, или нормы, определяющие требования к выполнению той или иной роли; оценка выполнения данной роли; меры поощрения или наказания, стимулирующие правильное выполнение роли. 

Таким образом, социальная роль — это своеобразный образец поведения, требуемый от носителя определенного статуса. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые требования, закрепленные за этой социальной позицией. 

От социальной роли как образца поведения следует отличать реальное ролевое поведение, которое означает не социально ожидаемое, а фактическое поведение исполнителя конкретной роли. И здесь многое зависит от личностных качеств индивида, от степени усвоения им социальных норм, от его убеждений, установок, ценностных ориентации. 

По мнению социологов, процесс реализации социальных ролей в целом определяют следующие факторы: 

— биопсихологические возможности человека, которые могут способствовать или препятствовать выполнению той или иной социальной роли; 

— личностный образец, определяющий комплекс поведенческих характеристик, необходимых для успешного выполнения роли; 

— характер принятой в группе роли и особенности социального контроля, призванного следить за выполнением ролевого поведения; 

— структура группы, ее сплоченность и степень идентификации индивида с группой. 

В процессе реализации социальных ролей могут появляться определенные трудности, связанные с необходимостью человека исполнять в различных ситуациях множество ролей. Это приводит в ряде случаев к несовпадению социальных ролей, к возникновению между ними противоречий и конфликтных отношений. Социологи выделяют следующие виды ролевых конфликтов: 

— внутриролевые — это конфликты, при которых требования одной и той же роли противоречат друг другу (так, роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним); 

— межролевые — это конфликты, возникающие в ситуациях, когда требования одной роли противоречат требованиям другой (например, требования основной работы женщины могут прийти в противоречие с выполнением ею домашних обязанностей); 

— личностно-ролевые — это конфликтные ситуации, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности (например, когда работа не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности).

Социальная роль состоит:

  • из ролевого ожидания (экспектации) и

  • исполнения этой роли (игры).

Виды социальных ролей
Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.
Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина - это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.
Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.). Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли.


  1. По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая - размыта.

  2. По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

  3. По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

  4. По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.


7) Социальный статус

Социальный статус – это положение человека в обществе, этот статус имеет соответствующий список прав и обязанностей. Статус можно сравнить с пустой ячейкой в организации или группе, которую может занимать тот или иной человек, люди приходят и уходят, а статусы в организации остаются

Предписанный статус - навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности (этническое происхождение, место рождения и т.д.).

Приобретенный (достигнутый) статус - определяется усилиями самого человека (писатель, ученый, директор и т.д.).

Естественный статус - существенные и наиболее устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость и т.д.).

Профессионально-должностной статус - базисный статус личности, фиксирует социальное, экономическое и производственно-техническое положение человека (банкир, инженер, адвокат и т.д.).

Следует различать две стороны статуса:

  • объективную (общественное значение, выражающееся в количественных и качественных показателях - доход, награды, привилегии и т.п.);

  • субъективную (оценку роли в массовом сознании).

Критерии социального статуса:

  • положение в сфере занятости;

  • связь с властными структурами;

  • доход (размер, форма);

Каждый статус включает обычно ряд ролей.

Социальная роль - совокупность действий, которые должен выполнить человек, обладающий данным статусом в социальной системе.

Социальная роль представляет собой точку, где смыкается воедино личность и общество. Здесь индивидуальное поведение превращается в социальное.

Содержание роли определяется:

  • ценностными ориентациями (мировоззренческими, профессиональными);

  • социальными нормами, предписанными для данной роли.


8) Теория социализации

Американские ученые Чарльз Хортон Кули (1864-1929) и Джордж Герберт Мид (1863-1931) считали, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. Огромное значение в социализации индивида, по мнению Ч. Кули, играют первичные группы (семья, друзья, и т.д.). Мнения родителей, друзей, соседей становятся для ребенка настолько важными, что под их влиянием у него развивается способность выделять себя из группы и осознавать свое "Я", которое Ч. Кули назвал "зеркальным Я". Другие люди — это своеобразные зеркала, в которые смотрится индивид и формирует своё собственное Я как некую сумму зеркальных Я, отражающих личностный мир других. Таким образом, человеческое Я оказывается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми. Личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнения о нем окружающих. 

"Зеркальное Я" становится важнейшим элементом самосознания ребенка. Благодаря этому, у него формируется самооценка, умение смотреть на себя глазами окружающих людей, вырабатывается чувство гордости, уважения или унижения за собственное Я. С возрастом у детей вырабатывается чувство самоконтроля под влиянием требования окружающих. Они все в большей степени учитывают нормы и ценности социального окружения. 

Дж. Мид развил дальше и систематизировал теорию "зеркального Я". Он полагал, что необходимой стороной взаимопонимания и согласованного социального взаимодействия является способность человека, формирующаяся еще в детстве, принимать (примерять)на себя роли других людей. 

Главное в формировании этой способности, по его мнению, принадлежит детским играм В ходе игры дети поставлены перед необходимостью принимать на себя определенные роли (к которым у них может быть различное ценностное отношение), что влечет за собой развитие их самосознания, усвоение ими норм и ценностей социальной группы, ее требований и установок по отношению к ним. 

Критерием формирования зрелого Я служит способность индивида принимать на себя роль "обобщенного другого", под которым Дж. Мид понимал некий обобщенный образ коллективных требований и установок по отношению к данному индивиду. 

Процесс формирования личности, как считает Дж. Мид, проходит три различные стадии. Первая стадия — имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Вторая стадия — ролевые игры, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, воспитателя, продавца и т.д. В процессе игры они воспроизводят эти роли. На этой стадии у детей развивается способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, который придают им другие члены общества. 

Третья стадия — коллективные игры. Дети учатся осознавать ожидания членов группы, оценивать свое поведение в соответствии с правилами, стандартами, установленными в группе, обществе, выраженных в социальных нормах. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности. С этого момента индивид начинает формироваться как личность, обладающая своим зрелым субъективным Я. Он становится активным членом группы, участвующим в решении общих проблем, разделяя общие заботы и интересы группы. 

Зигмунд Фрейд (1856-1939) — австрийский психолог, основоположник психоаналитической ориентации в социологии. 3. Фрейд рассматривал социализацию как сложный процесс взаимодействия природного и : социального. По его мнению, социализация есть происходящий в социальной среде процесс обуздания физиологических побуждений (особенно, сексуальных), противоречащих нормам культуры социального окружения. 

В структуре личности 3. Фрейд выделяет три части: Ид ("Оно"), Эго ("Я"), Суперэго ("Сверх-Я") Ид ("Оно") — это первоначальная, основная часть структуры личности. Содержание Ид целиком бессознательно и включает в себя основные родовые инстинкты и воспоминания, которые оказались вытесненными из сознания. Ид — источник энергии, включающий в себя либидо (энергию созидающую) и мортидо (энергию разрушающую), направленный на удовлетворение инстинктов и получение удовольствия. 

Эго ("Я") — та часть структуры личности, которая находится в контакте с внешней реальностью. Эго контролирует поведение человека, помогает ему ориентироваться в окружающем мире. С одной стороны, Эго следует бессознательным инстинктам, а с другой — подчиняется нормативам и требованиям реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает употреблять в пищу несъедобные продукты; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи. 

Следующая часть структуры личности — Суперэго ("Сверх-Я"). Это, в первую очередь, совокупность всех установок, ценностей усвоенных ребёнком от своих родителей (первичной группы). Оно служит судьей или цензором деятельности и мыслей Эго. 3. Фрейд указывал на три функции Суперэго: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. В качестве совести Суперэго ограничивает, запрещает, судит сознательную деятельность. Суперэго стремится усовершенствовать поведение человека в соответствии с культурой, законами, запретами, принятыми в обществе, т.е. с коллективным сознанием. 

Эти три компонента структуры личности активно воздействуют на формирование личности ребенка. Детям приходится, следуя принципу реальности, ждать случая, когда они могут удовлетворять потребности Ид, в то же время они должны подчиняться моральным требованиям, предъявляемыми родителями и собственным формирующимся Суперэго. Эго несет, ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, поэтому человек может испытывать чувство либо гордости, либо вины. 

Таким образом человек находится в конфликте с обществом. Личность изнутри раздирают две силы: инстинкты, влечения, стремление остаться самим собой, отдаться удовлетворению своих желаний и влияние общества, его требований, законов, запретов, направленных на подавление его желаний, на подчинение социальным нормам. 

Сторонник психоаналитической ориентации в социологии американский учёный Эрик Хомбергер Эриксон (1902 — 1994) обратил внимание на то, что наряду с описанными 3. Фрейдом фазами психосексуального развития, существуют и психологические стадии развития человеческого "Я", в ходе которых индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Становление личности, по Э. Эриксону, не заканчивается в подростковом возрасте, оно растягивается на весь жизненный цикл. На своем жизненном пути личность проходит стадии развития, связанные с преодолением эмоциональных кризисов. Согласно теории Э. Эриксона, жизненный цикл развития состоит из восьми стадий; первые пять приходятся на детство, а последние три соответствуют определенным периодам в жизни взрослых. На каждой стадии в жизни индивида возникает специфический кризис, или сомнение, а переход от одной стадии к другой происходит в результате преодоления этого кризиса (даже если он разрешается не полностью). 

Совершенно другой, отличный от психоанализа подход, предложил швейцарский учёный Жан Пиаже (1896-1980). Он создал теорию когнитивного (от лат.соgnitio — знание, познание) развития. Согласно Ж. Пиаже, способность мыслить развивается по мере прохождения четырех последовательных стадий, каждая из которых способствует овладению новыми познавательными навыками. На первой, сенсомоторной стадии (от лат. sensus — восприятие, чувство) у детей(до двух лет) формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира. На второй, предоперациональной стадии (от 2 до 7 лет), ребенок учится различать символы и их значения. На третьей, стадии конкретных операций (от 7 до 11 лет), дети обретают умение мысленно совершать действия, которые они раньше выполняли только руками. На последней, стадии формальных операций (от 12 до 15 лет), подростки могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, размышлять о будущем. В дальнейшем совершенствуются умения и навыки, усвоенные на этой стадии Ж.Пиаже делал акцент на активности личности в развитии своих мыслительных способностей. 

Несмотря на различия рассмотренных выше теорий, их авторы едины в одном — личностью человек становится посредством овладения многообразными видами и формами деятельности, в ходе освоения им социальных норм и функций (социальных ролей). Поэтому личность можно трактовать, наряду с уже выше данным ее определением, как совокупность ролей и позиций, которые она занимает и выполняет в различных! социальных группах.
9. Малая группа. Понятие, структура, виды.

Малая группа - это немногочисленные по составу объединения людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность её членов, которая выделяет и обособляет её, придаёт её относи- тельную социально-психологическую автономию, отличает данную группу от остальных. Малые группы могут быть разными по количественному составу: от 2-3 до 30-40 человек; различными по структуре отношений, существующих между их членами; неодинаковыми по индивидуальному составу, характеру ценностей, норм и правил, которых придерживаются их члены, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности.
Структура группы – Это совокупность связей, складывающихся в группе между отдельными индивидами или микрогруппами как элементами этой структуры.
Наиболее часто выделяют структуру функциональных связей, т.е. отношений, определяемых характером распределения функций между членами группы, и структуру эмоциональных связей или межличностных отношений.
Вслед за Мэйо принято выделять формальную и неформальную структуры группы или структуры формальных (официальных) и неформальных (неофициальных) связей. Формальная структура группы – это совокупность связей и отношений между членами группы, определяемая формальными предписаниями (должностными инструкциями, иерархической структурой организации и т.д.). Неформальная структура группы – это реально складывающаяся в организации структура связей, коммуникаций и влияний. Отличительный признак организованных групп – наличие в группе функциональной структуры, т.е. распределение между ее членами функций, необходимых для достижения целей совместной деятельности.
Социометрическая структура группы - это совокупность связей между ее членами, характеризуемых взаимными предпочтениями и отражениями по результатам социометрического теста, предложенным Дж. Морено. В основе этой структуры группы лежат эмоциональные отношения симпатии и антипатии, феномены межличностной привлекательности и популярности. Основными характеристиками социометрической структуры группы являются: характеристики социометрического статуса членов группы, т.е. положения, которые они занимают в системе межличностных выборов; характеристики взаимных эмоциональных предпочтений и отражений членов группы; наличие микрогрупп, члены которых связаны отношениями взаимных выборов.
Коммуникативная структура группы – это совокупность связей между ее членами, характеризуемых процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе. Основные характеристики: положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации); частота и устойчивость коммуникативных связей в группе; тип коммуникативных связей между членами группы (централизованные или децентрализованные «коммуникативные сети»).
Ролевая структура малой группы – это совокупность связей и отношений между индивидами, характеризуемая распределением между ними групповых ролей, т.е. типичных способов поведения, предписываемых ожидаемых и реализуемых участниками группового процесса. В общем виде при анализе процесса взаимодействия в группе выделяются роли, связанные с решение задач, и роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы. Анализ ролевой структуры малой группы позволяет определить, какие именно ролевые функции ив какой степени реализуются участниками группового взаимодействия.
Структура социальной власти и влияния в малой группе – это совокупность связей между ее членами, характеризуемых направленностью и интенсивностью их взаимного влияния. Основные характеристики: системы связей, лежащих в основе руководства группой (если речь идет о формально организованной группе), и неофициального (неформального) влияния, выраженного феноменом лидерства. Рассмотрим классификацию малых групп. Условные, или номинальные, – это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы. Иногда выделение таких групп необходимо в исследовательских целях, чтобы сравнить результаты, полученные в реальных группах, с теми, которые характеризуют случайное объединение людей, не имеющих ни постоянных контактов друг с другом, ни общей цели. В противоположность номинальным группам выделяются реальные. Они представляют собой действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы.
Естественными называют группы, которые складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора. Они возникают и существуют, исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей. В отличие от них лабораторные группы создаются экспериментатором с целью проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Они столь же действенны, как и другие группы, но существуют временно – только в лаборатории.
Условные, или номинальные, группы представляют собой искусственно выделяемые исследователем объединения людей. В отличие от них все остальные виды групп реально существуют в обществе и достаточно широко в нем представлены среди людей разных профессий, возрастов, социальной принадлежности.
Естественные группы делятся на формальные и неформальные (другое название – официальные и неофициальные). Первых отличает то, что они создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций, вторые возникают и действуют как бы вне рамок этих организаций (сравните, к примеру, школьный класс как официальную малую группу и неформальное молодежное объединение как неофициальную группу). Цели, преследуемые официальными группами, задаются извне на основе задач, стоящих перед организацией, в которую данная группа включена. Цели неофициальных групп обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать и расходиться с целями официальных организаций.
Малые группы могут быть референтными и нереферентными. Референтная – это любая реальная или условная (номинальная) малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания. Ее цели и ценности, нормы и формы поведения, мысли и чувства, суждения и мнения становятся для него значимыми образцами для подражания и следования. Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для него. Кроме этих двух типов групп, могут существовать и антиреферентные группы, поведение и психологию членов которых человек совершенно не приемлет, осуждает и отвергает.
Все естественные группы можно разделить на высокоразвитые и слаборазвитые. Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы. Вторые представляют собой социально-психологические общности, отвечающие всем перечисленным выше требованиям. Слаборазвитыми по определению являются, например, условные и лабораторные группы (последние часто лишь на первых этапах их функционирования). Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы. Психология развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность, ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет, несомненно, положительное значение для очень многих людей, не только для членов данного коллектива. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т.п.
По роду деятельности
(промышленные, учебные, любительские)
По способу возникновения
формальные - возникающие для выполнения определенных функций внутри систем более высокого уровня (3 - 20 чел)
неформальные или контактные - возникающие на основе взаимных симпатий, интересов. Пределами их численности являются пределы эмоциональных возможностей человека (3 - 8 чел
По степени развития межличностных отношений
От дифференциальных групп до коллектива
По значимости индивида
группы членства (все люди в группе)
референтные группы (значимый для индивида круг общения)
10) Динамика и развитие малой группы

Малая группа может быть определена как набор из двух или более индивидуумов, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждый из них оказывает влияние и сам подвергается влиянию каждого другого.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Психология совместной деятельности и общения   iconПсихология отношений межличностной значимости
«значимым другим» на разных онтогенетических этапах ее развития и в различных условиях совместной деятельности и общения
Психология совместной деятельности и общения   iconБ закономерности общения; в психологические аспекты общения
Многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности
Психология совместной деятельности и общения   iconТема: «Проблемы обязательств из договора о совместной деятельности (простого товарищества)»
Понятие простого товарищества и совместной деятельности. Договор простого товарищества и договор о совместной деятельности. Существенные...
Психология совместной деятельности и общения   iconТема: Виды и методы общения 8
Социальная психология это отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности...
Психология совместной деятельности и общения   iconКоммуникативная сторона общения
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности,...
Психология совместной деятельности и общения   iconВопросы к зачету по дисциплине «Социальная психология»
Структура общения. Интерактивная, перцептивная и коммуникативная стороны общения
Психология совместной деятельности и общения   iconДоговоръ «стратегического сотрудничества, совместной инвестицiонной...
Отрудничества, совместной инвестицiонной деятельности въ планетарной нейро®структуре «информоград»» кодъ защиты: vib-306688-рыжов--rvs-...
Психология совместной деятельности и общения   iconНовейшая история россии /тресвятский л а./ 8226
...
Психология совместной деятельности и общения   iconПод обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся...
Все, что создано в обществе, представляет собой результат совокупной совместной деятельности многих поколений людей. Собственно и...
Психология совместной деятельности и общения   iconСодержание умкд цель, задачи и содержание дисциплины психология и...
Курс психологии и педагогики предполагает изучение студентами объективных законов психической деятельности личности, особенностей...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница