Алексей Сергеевич Целовальников Справочник судомоделиста Часть III модели парусных кораблей © Издательство досааф ссср, 1983 г


НазваниеАлексей Сергеевич Целовальников Справочник судомоделиста Часть III модели парусных кораблей © Издательство досааф ссср, 1983 г
страница1/10
Дата публикации31.03.2013
Размер1.74 Mb.
ТипСправочник
userdocs.ru > Спорт > Справочник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Алексей Сергеевич Целовальников
Справочник судомоделиста
Часть III
Модели парусных кораблей

© Издательство ДОСААФ СССР, 1983 г.


ПРЕДИСЛОВИЕ
Судомодельный спорт непрерывно совершенствуется. Накапливаются опыт и знания, поднимается культура изготовления моделей и техническое мастерство спортсменов. Судомоделизм стал одним из популярнейших видов детского технического творчества, В школах, Дворцах пионеров, ДЮСТШ, морских клубах ДОСААФ им занимаются более 120 тысяч человек.

Занимаясь судомодельным спортом, отдавая свое свободное время созданию моделей кораблей и судов различных классов, молодежь знакомится с основами морского дела и судостроения, приобретает разносторонние знания. Постройка моделей и движителей к ним способствует развитию трудовых навыков, конструкторской мысли, воспитывает стремление к творчеству и экспериментированию. Многие судомоделисты становятся затем моряками, офицерами ВМФ, конструкторами и строителями настоящих кораблей.

Но судомодельный спорт не был бы спортом . в подлинном смысле, если бы он ограничивался лишь изготовлением моделей, Спорт — это соревнование, состязание творческой мысли и технического мастерства. Выявить, чья. модель лучше, маневреннее, быстроходнее, можно только участвуя в соревнованиях. В нашей стране соревнования по судомодельному спорту регулярно проводятся с 1949 г.

В 1963 г. судомодельный спорт вошел в Единую всесоюзную спортивную классификацию. С этого времени подготовлено более 350 мастеров спорта СССР и 40 мастеров спорта СССР международного класса.

В 1978 г. был издан «Справочник судомоделиста», который знакомил с изготовлением корабельных устройств и дельных вещей моделей кораблей и судов. В 1981 г. вышла II часть Справочника, которая отвечала на ряд новых вопросов: как спроектировать модель корабля,- из чего лучше и как построить корпус модели, как рассчитать и изготовить гребной винт, какие двигатели и источники тока применяются для приведения модели в движение. Кратко были описаны все виды вооружения корабля: артиллерийское, ракетное, торпедное, минное, противолодочное и штурманское.

Предлагаемая III часть Справочника является завершающей, В ней кратко излагаются сведения о зарождении и развитии русского парусного флота, о наиболее выдающихся боевых действиях флота и о кораблях-героях того времени. Довольно подробно рассказывается о рангоуте, такелаже и парусном вооружении корабля, об артиллерийском вооружении различных парусных кораблей и, наконец, освещается самый главный вопрос — изготовление модели и различных деталей парусного корабля.

Настоящий Справочник может служить пособием как для руководителей кружков судомодельного спорта, так и для отдельных судомоделистов-любителей. В нем изложены все основные вопросы по постройке моделей парусных кораблей.

В последние годы по моделям настольных парусных кораблей начали регулярно (ежегодно) проводиться соревнования (конкурсы) на лучшее и точное их изготовление.

Автор считает своим долгом выразить искреннюю благодарность и признательность за оказанную помощь при работе над III частью Справочника адмиралу В. Н. Алексееву, инженеру-кораблестроителю С. Т. Лучининову, историку-исследователю И. А. Иванову, заведующему сектором хранения моделей и корабельной техники Центрального военно-морского музея А. Л. Ларионову за ценные замечания и полезные советы, а также за предоставление своих материалов и чертежей, опубликованных в разное время в .журналах «Судостроение» и «Моделист-конструктор».

ГЛАВА I.
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ПАРУСНОГО ФЛОТА В IX — XVII вв.
§ 1. Судостроение
Судостроение на Руси. Кораблестроение на Руси имеет древнюю и самобытную историю, обусловленную развитием экономики России. Русский народ на протяжении многовековой истории всегда был народом-мореходом. В его истории большое значение имели реки, они были удобными, а в большинстве случаев и единственными путями сообщения. Реки способствовали объединению славянских племен в единый русский народ. Судоходство и судостроение составляли основное занятие русских людей, живших на берегах рек и морей. Особенно большое значение имел Днепр, верховье которого близко подходило к бассейну Западной Двины и к озеру Ильмень. Крупнейшие древнерусские города Киев и Новгород стояли на оживленном водном пути, ведущем из Балтийского моря в Черное. Этот путь связывал север Европы с югом, Скандинавию с Византийской империей. Назывался этот путь Великим водным путем из варяг в греки. На легких судах славяне проходили из Балтийского в Черное море.

Уже в IX — X вв. киевляне и новгородцы умели строить крупные суда. Центром южнорусского судостроения был Киев. В древних летописях русские суда именовались не только ладьями (лодьями), но также и кораблями (от слова кора, короб), скедиями, наседами и т. п. Кораблями летопись называет суда, на которых ходили на Царьград Аскольд в 860 г., Олег в 907 г., Игорь в 941 г. Суда того времени достигали 20 м длины и 3 м ширимы. Поднимали они по 40 — 60 человек.

Значение транзитных водных путей для морской и речной торговли сильно пошатнулось в середине XI в., когда государство Ярослава Мудрого распалось на ряд враждующих между собой княжеств. Между тем новгородское судоходство и судостроение продолжало развиваться самостоятельно, независимо от Киева. Северная Русь прочно стояла на Балтийском море. В XII в. морской путь из Руси в Балтику был в полном владении новгородцев. Новгородские купцы начиная с ИЗО г. часто бывали на острове Готланде, в Дании, Швеции и Шлезвиге. Новгородцы чувствовали себя на Балтике так же привольно, как ранее их южные сородичи на водах Черного моря. На севере начиная с XII в. поморы для промысла морского зверя и песцов доходили до Груманта (Шпицберген).

Византийские корабли XI — XII вв. оставались почти исключительно гребными. Славяне же в те времена не знали рабства, имели более свободные отношения, которые способствовали развитию более совершенного морского транспорта — парусного.

И только татаро-монгольское нашествие на юге в XII — XIII вв. и шведско-немецкое вторжение на севере надолго приостановили рост русского мореходства. Русь на несколько веков оказалась отрезанной от морских берегов, а также от большинства международных путей.

Судостроение на Севере. Новгородские и северные земли не подвергались татарскому нашествию, и здесь русское судостроение продолжало интенсивно развиваться. В первой половине XV в. соловецкие монахи начали плавать по Белому морю, а в XVI в. они на его берегах имели уже собственные верфи. Очень важное значение приобретает путь по Северной Двине и ее притокам до г. Новохолмогоры, возникшего в 1584 г., а в 1613 г. переименованного в г. Архангельск. Этот путь давно был известен новгородцам: из устья Двины они выходили в Белое море и Северный Ледовитый океан. Новгородцы строили различные суда — ладьи (лодьи), кочи, карбасы, шняки и многие другие.

Кочи северных поморов представляли собой прочные однопалубные деревянные корабли. Подводная часть их корпуса имела округлую форму, которая способствовала тому, что при сжатии льдов коч выдавливался к поверхности и оставался невредимым. Длина кочей была 20 — 25 м, ширина около 5 м и осадка до 1,5 м при водоизмещении 50 — 60 т. Команда состояла из 10 — 15 человек. Вооружены кочи были одним большим холщовым парусом высотой 13 м и шириной 8 — 8,5 м. Кочи были замечательными образцами раннего русского кораблестроения. Для связи с берегом на кочах имелись одна-две небольшие лодки (кочки), для подъема якоря на палубе стоял ворот, на корме было установлено рулевое управление. На палубе в кормовой части помещалась каюта. При коче всегда имелся необходимый инструмент для ремонта и даже постройки нового судна. Потеря коча вследствие простоты его устройства не являлась непоправимой бедой.

К началу XVIII в. почти все огромное пространство вдоль северных берегов Азии было исследовано русскими мореплавателями. Основным типом мореходного судна на севере и северо-востоке являлся в то время коч. Землепроходцев, двигавшихся в восточном направлении, вполне удовлетворяли кочи как тип мореходного судна, подходивший к условиям плавания на севере. Поморское судостроение сыграло огромную роль в развитии военно-морского флота в период деятельности Петра I.

Владея побережьями Белого моря и Ледовитого океана, русские поморы на своих судах выходили в открытое море. В середине XVI в. они на ладьях и кочах поднимались до 73 — 75° северной широты, плавали по Карскому и Баренцеву морям. Посещали Шпицберген, Новую Землю и Мангазею — заполярную торговую столицу, находившуюся на реке Таз, что впадает в Обскую губу в двухстах километрах от моря.

Кочи сыграли значительную роль в географических исследованиях XVI — XVII вв. Семнадцатый век был веком славы смелых поморов русского севера. В этом столетии северные поморы на своих кочах проплыли по всему Великому северному морскому пути от устья Печоры до Охотского моря. В 1643 г. С. И. Дежнев, выдающийся русский мореход, выходец из крестьян русского поморья, спустился по реке Индигирке до Северного Ледовитого океана и морем на коче достиг реки Алазеи, а в 1648 г. он, выйдя из устья Колымы, первым в мире проплыл по проливу, отделяющему Азию от Америки, который впоследствии был назван Беринговым. Это было великое географическое открытие.

Судостроение на юге. Уже в первой половине XVI в. Московское государство начало борьбу за возвращение исконных земель на западе. В XVI столетии при царе Иване IV (Грозном) Московское государство продолжало упорно пробиваться к морям. В 1572 — 1577 гг. войска Ивана IV освободили от владычества Ливонского ордена почти все захваченные немцами русские земли в Прибалтике. Но надолго удержать за Россией западное побережье Балтики и Финского залива не удалось. Во второй половине XVI в. к России были присоединены Казанское, Астраханское и Сибирское ханства, Ногайская орда и земли башкир. Россия овладела волжским путем с выходом в Каспийское море. Было завершено построение централизованного Московского государства и ликвидированы следы монгольского засилья.

Не имея возможности создать военный и торговый флот на Балтике, Московское государство начало строить его на Волге для обеспечения широкой торговли с Персией, Индией и народами Кавказа на Каспийском море. С этой целью в Нижнем Новгороде в 1636 г. был построен из соснового дерева первый русский корабль «Фредерик» длиной 36,5 м, шириной 12 м и осадкой 2,1 м. Он имел плоское днище, три мачты с парусами и, кроме того, 24 больших галерных весла. Вооружен он был несколькими пушками и вмещал 78 человек экипажа и пассажиров. Из Нижнего Новгорода через Каспийское море он ходил в Персию с посольством, имевшим целью начать торговлю с Россией персидскими шелками. Появление на Волге и Каспии «Фредерика» вызвало огромную сенсацию, однако ему не повезло — в районе Дербента он потерпел во время шторма аварию и был выброшен на берег.

Но задолго до постройки «Фредерика», еще в 1556 — 1559 гг. русские воины спускались по Днепру на своих чайках и успешно высаживались около Очакова и даже на северных берегах Крыма. Во время одного из этих походов им удалось захватить два турецких корабля. Много страху нагнали эти походы русских на Крымскую Орду.

А в скором времени до турок донеслась весть о том, что в низовьях Днепра появились казаки, которых называли запорожцами. Здесь они на острове Хортица основали свою твердыню — Запорожскую Сечь и уже в 1575 г. совершили поход в Крым, а потом пересекли море, взяли турецкие крепости Синоп и Трапезунд и разорили Константинополь. Однако турецкие султаны и подвластные им татарские ханы надеялись, что сильные морские заслоны у Очакова и Азова больше не позволят русским кораблям вырваться на просторы Черного моря.

И вдруг — случилось это в 1589 г. — на Черном море появились чайки запорожских казаков. Вышли они из Днепра, дождавшись ночи, провели свои корабли мимо всех вражеских постов и оказались на морских просторах. Турки узнали об этом только тогда, как казаки захватили в море один из турецких кораблей и напали на город, стоявший на месте нынешней Евпатории. Тогда турки усилили свои сторожевые посты и стали еще бдительнее охранять выходы из Днепра и Дона. Но прошло немного лет, и в 1609 г. запорожские казаки на своих чайках снова оказались в море. На этот раз они захватили 10 турецких галер со всем грузом и напали на город Варну (в наше время один из болгарских портов).

С этого времени чуть ли не каждый год чайки запорожцев вырывались в Черное море, стали пересекать его, добираться до важнейших турецких портов на южном и западном побережьях. Вскоре к ним присоединились донские казаки на своих стругах, которые также успешно прорывались мимо Азова и далее через Керченский пролив. В последующие годы казаки продолжали свои смелые морские походы, все чаще и чаще появлялись их корабли у берегов Турции.

В 1615 г. на 70 чайках запорожцы совершили морской набег на берег Босфора и окрестности Константинополя. На обратном пути, недалеко от устья Дуная, на запорожцев напали турецкие корабли. Произошел бой, который окончился разгромом турок. Казаки потопили и захватили много турецких галер, остальные были обращены в бегство. Командующий турецким флотом (ка-пудан-паша) был взят в плен.

Через несколько лет (в 1625 г.) запорожские и донские казаки на 150 судах снова оказались у побережья Босфора. Спасаясь от русских кораблей, султан вынужден был у самого Константинополя протянуть цепь через пролив, как делали византийцы более семисот лет назад.

В 1637 г. (почти за 60 лет до того, как это сделал Петр I) донские казаки взяли турецкую крепость Азов и владели ею до 1642 г. Только после окончательного отказа царя Михаила Федоровича принять Азов в свое владение казаки разрушили крепость и город до основания и ушли на Дон.

Запорожские чайки и.донские струги были сравнительно небольшими гребными судами длиной 18 — 20 м, шириной 3 — 4 м и осадкой до 1,5 м. Они имели 20 — 40 весел и один парус, который поднимался только при попутном ветре. Вооружение судов состояло всего из 4 — 5 легких пушек (каждый боец имел два ружья и саблю). Вмещали они 50 — 70 человек. Чайки не имели киля, в. качестве основания корпуса было выдолбленное дерево, которое затем к верху обшивалось досками и обвешивалось камышом для предохранения от стрел.

Почему же многочисленный флот турок, его крупные, хорошо вооруженные галеры не могли противостоять казакам и терпели поражение за поражением? Источником силы казаков была особая тактика ведения боя. Пользуясь тем, что их чайки и струги были мало заметны при плохой видимости, особенно в сумерки или ночью, они скрытно сближались с более сильным противником и стремительно шли на абордаж, а при отходе рассредоточивались так, что их трудно было преследовать. Внезапность нападения не позволяла туркам вовремя сосредоточить свои силы, использовать преимущества артиллерии. Именно такая тактика в большинстве случаев обеспечивала казакам превосходство над многочисленным и лучше вооруженным противником.

В 1649 г. страх перед казацкими морскими набегами заставил турецкого султана заключить с Богданом Хмельницким, гетманом Украины, договор о мире и торговле. Казацким судам было разрешено заходить во все турецкие порты на берегах Черного и Эгейского морей, свободно проходить через проливы Босфор и Дарданеллы.

В том же столетии донские и уральские казаки совершали смелые походы по Волге и Уралу в Каспийское море. По Волге и Каспийскому морю проходил очень важный для русского государства водный торговый путь, по которому шла оживленная торговля с восточными странами. Для охраны этого пути пришлось русскому государству начать строительство собственного флота на Волге и Каспии. В 1668 г. был сделан первый шаг к созданию русской регулярной военно-морской силы на Каспийском море: на реке Оке в селе Дединово был спущен на воду большой парусный корабль «Орел» длиной по ватерлинии 24,5 м, шириной 6,5 м и осадкой 1,5 м. Вооружен он был 22 пушками, экипаж его составлял 58 человек. В отличие от «Фредерика» этот корабль был первым двухпалубным чисто парусным трехмачтовым военным кораблем (рис. 1 — 4). Однако корабль «Орел» и приданная ему Волжско-Каспийская флотилия просуществовали недолго. В 1670 г. они были сожжены казаками в Астрахани в период восстания Степана Разина.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Алексей Сергеевич Целовальников Справочник судомоделиста Часть III модели парусных кораблей © Издательство досааф ссср, 1983 г iconМоскра издательство досааф 1974
Подготовка автомобильных двигателей к со­ревнованиям. М. Изд-во досааф, 1974 160 с с ил
Алексей Сергеевич Целовальников Справочник судомоделиста Часть III модели парусных кораблей © Издательство досааф ссср, 1983 г iconАлександр Васильевич Жиров
Жи́ров (12 сентября 1958 года, Деденево, Московская область, СССР — 18 мая 1983 года, Шуколово, Московская область, ссср) — советский...
Алексей Сергеевич Целовальников Справочник судомоделиста Часть III модели парусных кораблей © Издательство досааф ссср, 1983 г iconЦру против СССР
Воспроизведено с издания: Николай Николаевич Яковлев. Цру против СССР. М., изд. "Правда", 1983 г
Алексей Сергеевич Целовальников Справочник судомоделиста Часть III модели парусных кораблей © Издательство досааф ссср, 1983 г iconАлексей Иванович Толкачев Николай Сергеевич Мрочковский Экстремальный...

Алексей Сергеевич Целовальников Справочник судомоделиста Часть III модели парусных кораблей © Издательство досааф ссср, 1983 г iconПрайм-еврознак
Реан А. А. Часть I: глава 14; в частях IV, V, VIII: глава Реан А. А., Петанова Е. И. Часть V: глава Розум С. И. В частях II, IV-VIII:...
Алексей Сергеевич Целовальников Справочник судомоделиста Часть III модели парусных кораблей © Издательство досааф ссср, 1983 г iconАбрамов Алексей Сергеевич Авакян Офелия Артуровна Агафонов Илья Владимирович

Алексей Сергеевич Целовальников Справочник судомоделиста Часть III модели парусных кораблей © Издательство досааф ссср, 1983 г iconГ. Г. Серебренников парашютный спорт (учебное пособие)
При написании данного пособия автор использовал ли­тературу по аэродинамике, методические разработки авиационно-спортивных клубов...
Алексей Сергеевич Целовальников Справочник судомоделиста Часть III модели парусных кораблей © Издательство досааф ссср, 1983 г icon780 тысяч личного состава, 6500 танков, 7000 других бронированных...
Более 500 кораблей и судов, 1100 боевых самолетов, более 1000 единиц тактического ядерного оружия и 176 межконтинентальных баллистических...
Алексей Сергеевич Целовальников Справочник судомоделиста Часть III модели парусных кораблей © Издательство досааф ссср, 1983 г iconСправочное пособие © Издательство «Энергия», 1978 © Издательство «Радио и связь», 1983
Микроэлектронике. В планах экономического развития нашей страны указан ряд важнейших технических областей, таких как, например, Встроенные...
Алексей Сергеевич Целовальников Справочник судомоделиста Часть III модели парусных кораблей © Издательство досааф ссср, 1983 г iconПоложение о соревнованиях по автомодельному спорту (трассовые модели) на Кубок России 2012 года
Российской Федерации, общероссийской общественно-государственной организации «досааф россии» и Федерации автомодельного спорта России...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница