Памятка по организации режима обучения первоклассников Учебные занятия проводятся только в 1-ую смену в рамках 5-дневной учебной недели


Скачать 107.42 Kb.
НазваниеПамятка по организации режима обучения первоклассников Учебные занятия проводятся только в 1-ую смену в рамках 5-дневной учебной недели
Дата публикации22.04.2013
Размер107.42 Kb.
ТипПамятка
userdocs.ru > Спорт > Памятка
Особенности адаптационного периода и организации обучения первоклассников
     Большинство родителей, отправляя ребёнка в 1-й класс, задумываются: а каково ему будет в школе.

     Ведь первоклассники из привычного мира семьи и детского сада попадают в совершенно новые условия     разновозрастной, многоликой школьной среды. Былая гармония с миром у ребёнка нарушается, а новая ещё не налажена.

     В образовательный процесс ребёнок включается, имея определённый фундамент интеллектуального и социального развития. Насколько быстро и хорошо он приспособится к новой обстановке, насколько успешно будет усваивать знания, развивать свои способности и строить отношения - всё это зависит от правильной организации адаптационного периода первоклассников в школах.

      Для успешного включения детей в новый вид деятельности им необходима определённая готовность: физическая, психологическая, познавательная, коммуникативная. Поэтому содержание адаптационной программы предусматривает развитие собственной внутренней жизни ребёнка как фактора, обеспечивающего его успешный переход к новому виду деятельности, на основе создания условий сохранения и совершенствования психического, физического и нравственного здоровья учащихся, а также предусматривает решение следующих задач:

       1) развивать различные поведенческие умения, обеспечивающие

       успешность включения учащихся в новый вид деятельности;

       2) формировать у детей желание участвовать в индивидуальной и

       совместной учебной деятельности;

       3) обучить школьников навыкам учебного сотрудничества с учителем,

       одноклассниками, помочь ребёнку осознать появление нового

       сообщества - класса, принять позицию школьника;

       4) формировать у учащихся нужную мотивацию, самостоятельную

       умственную активность, способность к целенаправленной длительной

       деятельности.

     Для того, чтобы адаптация шла успешно, необходимы совместные усилия администрации, педагогов, родителей.

  Особенностями адаптационного периода в 1-х классах являются безотметочная система, продолжительность уроков — не более 35 минут, гибкий режим уроков и перемен (зависимость их продолжительности от самочувствия учащихся), проведение динамической паузы и 3 физминуток на уроке, преобладание игровой деятельности на уроке, проведение Дня здоровья. Кроме того, для учащихся оборудована отдельная раздевалка и туалеты. В классах имеются зоны игры и отдыха.
                      ^ Памятка по организации режима обучения первоклассников

Учебные занятия проводятся только в 1-ую смену в рамках 5-дневной учебной недели.

Продолжительность уроков - не более 35 минут. В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям образовательного учреждения в 1-х классах применяется "ступенчатый метод" постепенного наращивания учебной нагрузки:

  - в сентябре, октябре - 3 урока по 35 минут,

  - со II четверти - 4 урока по 35 минут.

   Причём, 4-е уроки проводятся на свежем воздухе и являются, в плане проведения, нетрадиционными. Это урок-игра, урок-экскурсия, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-театр и т. д.  

Обучение ведётся без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся.

В середине III четверти предоставляются дополнительные недельные каникулы.

Продолжительность перемен между уроками не менее 10 минут, после второго урока не менее 20 минут. На этой перемене проводятся  динамические паузы (по возможности на свежем воздухе).

Прогулки и подвижные игры на воздухе проводятся в течение дня не менее двух раз общей продолжительностью   2,5 - 3 часа.

Внеучебная  деятельность организуется в соответствии с интересами и желаниями  детей.

      Это чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, настольные игры и др.

     Продолжительность таких видов деятельности не превышает 30 минут.

     Дети посещают выставки, музеи, театры, а также школьные и внешкольные кружки и секции, которые в достаточном количестве предоставляют общеобразовательные учреждения и учреждения дополнительного образования.

В каникулярное время продолжается работа кружков.
      Благодаря совместным действиям и усилиям учителей и родителей  в конце адаптационного периода у учащихся должно быть сформировано своё личное отношение к школе и учебной деятельности; выработаны  предусмотренные программой конкретные  учебные навыки по математике, чтению и письму; а также получены школьно значимые умения:

   умение планировать свою деятельность и сосредоточенно работать, способность понимать и принимать инструкцию,

   способность правильно относиться к неудаче, умение контролировать собственные действия.
Психолого-педагогические условия благоприятной адаптации первоклассников к обучению 

^ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

1. Оптимальный годовой календарный учебный график, позволяющий равномерно чередовать учебную деятельность и отдых первоклассников.

Согласно сложившейся в школах страны структуре учебного года наблюдается неравномерность распределения учебного и каникулярного времени, что противоречит физическому принципу чередования труда и отдыха как необходимого условия для предупреждения переутомления школьников и сохранения стабильного уровня их работоспособности в течение года. Над данной проблемой работали с 1999 года, апробировали разные варианты учебных графиков и, опираясь на исследования зарубежных гигиенистов, доказавших, что работоспособность школьников достигает максимума на 15-й день, после чего около 2-х недель она удерживается на высоком уровне, а начиная с 5-й недели резко снижается, разработали наиболее оптимальный годовой календарный учебный график.

Учебный год разбит на 6 периодов обучения («четвертей»). Первое полугодие разделено на 3 периода по 5 недель каждый. Между I и II «четвертями» и между II и III - недельные каникулы. Второе полугодие также разбито на 3 периода обучения, но уже продолжительностью для первых классов по б учебных недель. Новогодние каникулы для 1-х классов - 2 недели.

Составленный календарный график не противоречит Типовому положению об общеобразовательном учреждении, Закону РФ «Об образовании».

1.  Обучение весь год в 1-ю смену с 8.30 часов.

2.  Пятидневный режим обучения с соблюдением требований к максимальному
объему учебной нагрузки.

3.  «Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса: в
сентябре-октябре проводится ежедневно только по три урока по 35 минут каждый, а со второй четверти - 4 урока по 35 минут.

4.  Облегченный день в середине учебной недели (учет биоритмологического оптимума умственной и физической работоспособности).

5.  35-минутный урок в течение всего учебного года.

6.  Ежедневная 40-минутная динамическая пауза на свежем воздухе после 2-го урока.

Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна.

Столы в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на уроке. По возможности учебники и дидактические пособия для первоклассников хранятся в школе.

^ ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

1. Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников:

•     медицинский осмотр детей, поступающих в школу, врачами-специалистами
(педиатром, окулистом, отоларингологом, хирургом, гинекологом, неврологом);

•     мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников с целью
выявления наиболее часто болеющих детей; определение причин заболеваемости с целью проведения более эффективной коррекционной и профилактических работ;

•     диагностика устной и письменной речи (мониторинг речевого развития).

2. Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:

•     проведение плановых и внеплановых прививок медработником школы (в
т.ч. вакцинация против гриппа, клещевого энцефалита);

•     витаминизация;

•     профилактика простудных заболеваний (применение чеснока, элеутерококка, оксалиновой мази и т.д.);

•     создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков: мытья рук, переодевания сменной обуви и т.д.;

•     соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;

•     коррегирующие занятия с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и зрения (программа «Как помочь ребенку с ослабленным здоровьем преодолеть школьные трудности»).

3. Максимальное обеспечение двигательной активности детей:

•     ежедневная физзарядка до занятий;

•     согласно письму МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» (от 25.09.2000г. № 2021/11-13), физкультминутки проводятся на каждом уроке продолжительностью по 1,5-2 минуты (рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока). В комплекс физминуток включаются различные упражнения с целью профилактики нарушения зрения, простудных заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата;

•     согласно требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 п. 2.9.4., в середине учебного
дня (после двух уроков) для первоклассников проводится динамическая
пауза на свежем воздухе продолжительностью 40 минут;

•     подвижные игры на переменах;

• ежедневная прогулка и спортивный час в группе продленного дня;
® внеклассные спортивные мероприятия;

• школьные спортивные кружки: «Спортигры», «Лыжные гонки», «Игры народов Урала».

4. Организация рационального питания первоклассников предусматривает:

•     назначение учителя, ответственного за организацию горячего питания

в школе, за родительскую плату и бесплатное питание;

•     создание бракеражной комиссии в составе: медицинский работник школы, диетсестра, учитель, ответственный за организацию питания;

•     выполнение требований СанПиН к организации питания в общеобразовательных учреждениях;

•     соблюдение основных принципов рационального питания:

соответствие энергетической ценности рациона возрастным физиологическим потребностям детей (учет необходимой потребности в энергии детей 7 лет при одноразовом горячем питании примерно 480 ккал);

сбалансированность рациона питания детей по содержанию белков, жиров и углеводов для максимального их усвоения в соотношении 1:1:4;

восполнение дефицита витаминов в питании школьников за счет корректировки рецептур и использования обогащенных продуктов; максимальное разнообразие рациона путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки; соблюдение оптимального режима питания.

•     создание благоприятных условий для приема пищи (школа приобрела не
обходимые комплекты столовых приборов: ложки столовые, чайные, вилки; на столах салфетки; мытье рук перед едой) и обучение культуре поведения за столом;

•     организация дежурства детей в столовой, результаты которого отмечаются самими учащимися в Экране, где оценивается поведение в столовой и
чистота стола после завтрака;

•     практически 100%-ный охват первоклассников горячим питанием;

•     ежемесячные рейды общешкольного родительского комитета с целью про
верки организации питания учащихся в школе (проверяют наличие доку
ментов, санитарное состояние столовой, анализируют меню, интересуются
мнениями учащихся).

^

9 подсказок для родителей первоклассника.


  1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

  2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

  3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

  4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

  5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

  6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

  7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

  8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

  9. Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Вы как никто другой знаете своего ребенка, прислушайтесь к нему, постарайтесь понять его чувства и переживания.
Так же заранее стоит приучить ребенка к еще нескольким важным моментам, которые помогу ему пережить погружение в новую жизнь. Самое важное – это школьный режим – рано ложиться и рано вставать. Неплохо бы воспитать у малыша энтузиазм по отношению к школе. Создайте романтический ореол вокруг школьной жизни, где будут новые друзья, мудрая учительница и куча разных только что купленных карандашей, красок, красивых тетрадок и книжек. А в домашней обстановке пусть у ребенка появятся новые обязанности. Ребенок может уже сам убирать игрушки, мыть посуду и т. д. Главное, чтобы у него появилось чувство — он уже большой и самостоятельный.

Похожие:

Памятка по организации режима обучения первоклассников Учебные занятия проводятся только в 1-ую смену в рамках 5-дневной учебной недели iconКафедра «Промышленный дизайн и эргономика»
Срок обучения по программе – 2 года. Форма обучения – очная. Занятия проводятся в вечернее время (16: 45 – 18: 30)
Памятка по организации режима обучения первоклассников Учебные занятия проводятся только в 1-ую смену в рамках 5-дневной учебной недели iconЗаконодательство предусматривает 2 режима организации рабочей недели
Тк РФ (Трудовой кодекс), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему времени (ст....
Памятка по организации режима обучения первоклассников Учебные занятия проводятся только в 1-ую смену в рамках 5-дневной учебной недели iconОбразовательная программа для обучения общественных управляющих подготовка...
Программа предназначена для апробации и использования в процессе обучения двух категорий членов Управляющих советов общеобразовательных...
Памятка по организации режима обучения первоклассников Учебные занятия проводятся только в 1-ую смену в рамках 5-дневной учебной недели icon19 апреля состоялось очередное заседание Общества терапевтов. С 2012...
Общества терапевтов. С 2012 года заседания Общества проводятся в конференц-зале поликлиники №3. За 2-3 недели до проведения мероприятия...
Памятка по организации режима обучения первоклассников Учебные занятия проводятся только в 1-ую смену в рамках 5-дневной учебной недели iconЕ. П. Силла Управление качеством Конспект лекций для студентов специальности
«Менеджмент организации» и «Государственное и муниципальное управление» дневной и заочной форм обучения
Памятка по организации режима обучения первоклассников Учебные занятия проводятся только в 1-ую смену в рамках 5-дневной учебной недели iconМетодические указания по организации производственной практики для...
Методические указания предназначены для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» дневной и заочной формы обучения
Памятка по организации режима обучения первоклассников Учебные занятия проводятся только в 1-ую смену в рамках 5-дневной учебной недели iconНемецкий за три недели. Бизнес-курс Немецкий за три недели. Базовый-курс...
Немецкий затри недели. Иллюстрированный разговорник /под ред. Генри Дж. Мартина и Шмидта К. Л./ Москва: афон паблишинг. 2000. 136...
Памятка по организации режима обучения первоклассников Учебные занятия проводятся только в 1-ую смену в рамках 5-дневной учебной недели iconМетодические рекомендации для самостоятельной подготовки студентов...
Методические рекомендации для самостоятельной подготовки студентов дневной и заочной форм обучения
Памятка по организации режима обучения первоклассников Учебные занятия проводятся только в 1-ую смену в рамках 5-дневной учебной недели iconКонспект лекций по курсу: «Политология» для студентов дневной и заочной...
«Социология и социальная работа» для студентов всех специальностей и направлений подготовки дневной и заочной форм обучения. Данная...
Памятка по организации режима обучения первоклассников Учебные занятия проводятся только в 1-ую смену в рамках 5-дневной учебной недели iconУчебные задолженности студентов 78 учебной группы

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница