Медико-биологические аспекты физической культуры и спорта


НазваниеМедико-биологические аспекты физической культуры и спорта
страница1/5
Дата публикации01.07.2013
Размер0.78 Mb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > Спорт > Учебное пособие
  1   2   3   4   5




Дерябина Г.И.

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА


ТАМБОВ 2011
Автор-составитель:
Дерябина Г.И. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры ТГУ имени Г.Р. Державина


Медико-биологические аспекты физической культуры и спорта: Учебное пособие / Г.И. Дерябина; Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011.

В учебном пособии на современном научном уровне излагаются вопросы физиологических реакций организма на физические нагрузки, физиологические особенности протекания тренировочного и соревновательного процессов, особенности физиологических состояний организма при физических нагрузках, изменения гомеостаза, питания, питьевого режима в зонах жаркого и влажного климата, среднегорья и холодного климата

Данное пособие может быть рекомендовано для студентов высших и средних учебных заведений, обучающихся по специальности «Физическая культура и спорт.


Рецензенты: доктор медицинских наук, профессор С.Н. Симонов

кандидат педагогических наук, доцент С.А. Загузова

Тамбовский

государственный

университет им. Г.Р. Державина

2011 г.


Содержание





Введение ………………………………………………………………






Медико-биологические науки, их методы, место и роль в физической культуре и спорте………………………………………..




2.

Основные понятия физиологии и биохимии физической культуры и спорта………………………………………………………………..




2.1.

Водно-солевой обмен и терморегуляция при физических нагрузках различной мощности………………………………………………….




2.2.

Влияние повышенной температуры и влажности на работоспособность спортсмена………………………………………




2.3.

Спортивная работоспособность в условиях пониженной температуры среды…………………………………………………….




3.

Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности……………………………………………..




3.1.

Формы проявления и физиологические механизмы предстартовых состояний……………………………………………………………….




3.2.

Регуляция предстартовых состояний…………………………………




3.3.

Разминка и врабатывание……………………………………………...




3.4.

Устойчивое состояние при циклических упражнениях……………..




3.5.

Особые состояния организма при ациклических, статических и упражнениях переменной мощности…………………………………




4.

Физиологические основы работоспособности и утомления спортсменов……………………………………………………………




4.1.

Определение и физиологические механизмы развития утомления..




4.2.

Факторы утомления и состояние функций организма………………




4.3.

Особенности утомления при различных видах физических нагрузок ………………………………………………………………..




4.4.

Предутомление, хроническое утомление и переутомление………..




5.

Физиологическая характеристика восстановительных процессов…




5.1.

Общая характеристика процессов восстановления………………….




5.2.

Физиологические механизмы восстановительных процессов……




5.3.

Физиологические закономерности восстановительных процессов..




5.4.

Физиологические мероприятия повышения эффективности восстановления…………………………………………………………




6.

Гигиеническое и медицинское обеспечение учебно-тренировочных занятий и соревнований……………………………………………….




6.1.

Гигиенические требования к условиям организации и проведения учебных и тренировочных занятий в избранном виде спорта……..




6.2.

Гигиеническое и физиологическое значение естественных сил .природы в повышении эффективности физического воспитания и спортивной тренировки………………………………………………..




6.3.

Медицинское обеспечение спортивных соревнований …………….







Вопросы к экзамену по курсу ………………………………………...







Учебно-методическое обеспечение курса …………………………..





Введение
Двигательная деятельность является одним из наиболее важных факторов укрепления и сохранения здоровья, а в спорте высших достижений способствует повышению физической работоспособности. Систематические физические нагрузки расширяют адаптационные возможности спортсмена, особенно если тренировки сочетаются с различными климатическими факторами (жаркий и влажный климат, среднегорье и др.).

Без понимания нормального течения медико-биологических и физиологических процессов и характеризующих их констант специалисты в области физической культуры и спорта не могут правильно оценивать функциональное состояние организма человека и его работоспособность в условиях двигательной деятельности. Знание физиологических механизмов регуляции различных функций организма имеет важное значение в понимании хода восстановительных процессов во время и после напряженного мышечного труда.

Таким образом, любому тренеру и педагогу для успешной профессиональной деятельности необходимо знание функций организма человека. Лишь учет особенностей его жизнедеятельности может помочь правильно управлять ростом и развитием организма человека, сохранением здоровья детей и взрослых, поддержанием работоспособности даже в пожилом возрасте, рациональному использованию мышечных нагрузок в процессе физического воспитания и спортивной тренировки.

Данное учебное пособие адресовано, прежде всего, студентам высших и средних учебный заведений специальности «Физическая культура и спорт» и содержит необходимый материал в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к подготовке по данной специальности.


  1. ^ Медико-биологические науки, их методы, место и роль в физической культуре и спорте.


Медико-биологические науки представляют совокупность наук, исследующих природное (биологическое) состояние человека, как в норме, так и в патологии. К ним относятся анатомия и морфология человека – наука о строении человеческого организма; физиология - наука о жизнедеятельности человеческого организма; биохимия - наука о биохимическом составе организма человека и химических реакциях, происходящих в нем; биомеханика - наука, изучающая механические процессы, происходящие в живых тканях, органах и организме человека в целом.

^ Спортивная медицина изучает проблемы здоровья и физического состояния людей, занимающихся физическими упражнениями и спортом; гигиена - влияние условий физкультурной и спортивной деятельности на здоровье людей; профилактическая медицина - меры профилактики заболеваний, возникающих под влиянием процесса спортивной тренировки или профессиональной деятельности.

Привлечение этих наук к исследованию физкультурно-спортивной деятельности обусловлено тем, что физическая культура и виды спорта, связанные с человеческой телесностью, рассматриваются с точки зрения формирования и поддержания двигательных умений и физических качеств человека, являющихся проявлением его биологической природы. Знания о человеческой природе, получаемые этими науками, их методы и средства исследования дают возможность глубоко познать те процессы в человеческом организме, которые происходят в ходе физкультурно-спортивной деятельности, те механизмы функционирования организма человека, которые обеспечивают развитие его физических качеств и двигательных умений, сознательное воздействие на его физическое состояние.

В физкультурно-спортивной деятельности сложилась система медико-биологических методов исследования: 1) органов - сердца, легких, желудка, головного мозга и т.д.; 2) систем - костно-мускульной, пищеварения, дыхания, кровообращения, нервной деятельности, нейрогуморальной регуляции; 3) организма человека в целом.

По целям использования медико-биологические методы исследования подразделяются на:

  • Диагностические – методы исследования состояния организма;

  • Прогностические - методы исследования возможных результатов, последствий физкультурно-спортивной деятельности;

  • Реабилитационные - методы функционального восстановления систем организма после предельных и запредельных физических и психических нагрузок.

Они необходимы при отборе детей в тот или иной вид спорта, определении их пригодности к различным видам физической деятельности.

По характеру использования медико-биологические методы исследования подразделяются на группы методов, по которым определяется уровень физического развития человека, исходя из таких показателей, как рост, масса тела, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), частота сердечных сокращений (ЧСС), сила мышц рук, ног, становая сила. Медико-биологические методы исследования используются при оценке общей физической подготовленности человека к различным видам деятельности, что служит основой определения его предрасположенности к тому или иному виду физкультурной деятельности, спорта.

Медико-биологические методы исследования позволяют определить динамику развития организма человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности; выявить природные механизмы формирования и совершенствования двигательных умений и качеств, их приспособление к физическим и психическим нагрузкам; узнать о функциональных возможностях организма, механизмах их использования и мобилизации в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

Медико-биологические показатели служат основой определения физических нагрузок, интенсивности тренировочного и соревновательного процессов. Они позволяют контролировать физкультурно-спортивную деятельность с тем, чтобы она не причиняла вреда здоровью, а способствовала его укреплению, помогала разумно строить тренировочный процесс и определяла необходимость физического и психического отдыха человека.

По используемому инструментарию медико-биологические методы исследования делятся на органометрические (визуальные, тактильные) и исследования с помощью приборов (антропометрия, спирометрия, динамометрия, пульсометрия, электрокардиограммирование, электромиограммирование, электроэнцефалограммирование).

Большое значение имеет метод биотелеметрии (измерение природных процессов, происходящих в организме человека, без непосредственного контакта с ним). Это дает возможность исследовать организм в его естественном функционировании, а также в напряженной динамической обстановке. Запрещается: 1) использовать те методы исследований, которые могут нанести вред человеку; 2) проводить эксперименты на живых людях без их согласия; 3) использовать препараты и упражнения, которые могут нанести вред здоровью человека.

Использование медико-биологических методов исследований в физической культуре и спорте должно отвечать общенаучным требованиям: объективности, проверяемости, возможности повторения результатов. Специальными принципами их применения считается единство функционального и структурного изменений в организме человека. В физкультурно-спортивной деятельности важным является принцип упражняемости, т.е. систематическое повторение двигательных актов. Тренировка ведет к функциональным и структурным изменениям в организме человека (рост мышечной массы, утолщение костей).

В современном спорте без применения медицинских препаратов человеческий организм не способен выдерживать продолжительные физические и психологические нагрузки. Поэтому создаются новые направления в научно-технических и медицинских центрах для решения проблемы повышения эффективности тренировочной деятельности спортсменов, развития и совершенствования физкультурно-оздоровительных услуг.
^ 2. Основные понятия физиологии и биохимии физической культуры и спорта.
Физиология и биохимия имеют особый смысл для физической культуры и спорта. Студенты должны знать о деятельности сердца, о протекающих в организме биохимических процессах, о тканях и органах, которые под воздействием раздражителей переходят в деятельное возбудимое состояние. Внешним выражением возбуждения в мышце является ее сокращение, в железе - выделение сока, в нерве - возникновение и распространение нервных импульсов, что влияет на изменение интенсивности обмена веществ.

Основная регуляторная деятельность органов и тканей организма осуществляется за счет гуморального и нервно-рефлекторного механизмов. Регуляция гуморальным путем, связанная с жизнедеятельностью организма, происходит в результате изменения химического состава жидкостей, которые омывают те или иные органы и ткани. В этом участвует эндокринная система, т. е. железы внутренней секреции (щитовидная, надпочечные, половые), которые выделяют химические вещества - гормоны (их несколько десятков), обладающие высокой активностью. Они поступают в кровь и разносятся по всему организму.

Нервную систему человека принято подразделять на центральную и периферическую, а также соматическую и вегетативную (автономную).

К центральной нервной системе относятся головной и спинной мозг, к периферической - нервные образования, служащие для связи ЦНС с отдельными органами и тканями тела (нервы, узлы, сплетения), а также нервные окончания, которые находятся в органах (чувствительные или афферентные, двигательные или эфферентные).

^ Головной мозг принято разделять на пять отделов: 1) продолговатый мозг, где расположены центры сердечной и дыхательной деятельности, сосудодвигательный центр); 2) задний мозг, состоящий из моста (образования, соединяющего мозжечок и продолговатый мозг с полушариями мозга) и мозжечка; 3) средний мозг, состоящий из верхнего (заднего) и нижнего (переднего) отделов; 4) промежуточный мозг - таламус (зрительный бугор, гипоталамус, эпиталамус, метаталамус); 5) конечный мозг, состоящий из правого и левого полушарий большого мозга.

Нейроны - нервные клетки с отростками (длинный - аксон, короткий - дендрит) вступают с телами нервных клеток в соединения посредством синапсов, что обеспечивает взаимосвязь областей ЦНС друг с другом.

Чувствительные нервные пути начинаются с нервных окончаний - рецепторов, которые возбуждаются при действии раздражителей. Ответная реакция организма на действие раздражителя, протекающая при участии ЦНС, называется рефлексом. Путь, по которому движется возбуждение при осуществлении рефлекса, называется рефлекторной дугой. Рефлексы делятся на безусловные (врожденные) и условные (приобретенные организмом в течение жизни в результате индивидуального опыта).

В основе спортивных, прикладных и других упражнений лежит динамический стереотип, т.е. система закрепленных, взаимосвязанных и последовательно действующих условных рефлексов, каждый из которых является условным раздражителем, подготавливающим организм к следующему за ним рефлекторному компоненту сложного двигательного акта.

Важную роль при выполнении физических упражнений играют анализаторы: двигательный, обеспечивающий возможность образования условных рефлексов на чувствительные раздражения (болевые, температурные, зрительные, слуховые и др.); общей чувствительности (болевой, температурный, осязательный); слуховой; обонятельный; зрительный; узнавания предметов на ощупь (стереогноза); вестибулярный; суставно-мышечный и др.

Например, если на организм занимающегося физическими упражнениями извне воздействуют раздражители, то у него возникают изменения в сердечнососудистой, дыхательной и эндокринной системах. Работа анализаторов может проявляться комплексно в виде «чувства воды» у пловцов, «чувства снега» у лыжников, «чувства трассы» у горнолыжников и т.д. Следует отметить, что активная физкультурно-спортивная деятельность совершенствует функцию анализаторов.

^ Система кровообращения связывает все органы и системы друг с другом, а также участвует в ответных реакциях организма на различные раздражители. Одна из функций системы - перенос (транспортировка) питательных веществ (белков, жиров, углеводов и витаминов, продуктов обмена органических веществ). В легких кровь насыщается кислородом и отдает углекислый газ. В тканях происходит обратный процесс - кровь отдает кислород и насыщается углекислым газом.

Система кровообращения обеспечивает выравнивание температуры частей тела, действие защитных веществ, которые предотвращают распространение болезнетворных микроорганизмов, вирусов и бактерий. Развитию болезней препятствуют белые кровяные тельца - лейкоциты.

Кровеносные сосуды (например: аорта, артерии, вены, капилляры) являются связующим звеном между органами, тканями и железами внутренней секреции. Движение крови по сосудам происходит по большому и малому кругам.

Главным связующим звеном в системе кровообращения является сердце. Оно расположено в левой половине грудной клетки и занимает по вертикали пространство от второго до пятого межреберья, а по горизонтали - от правого края грудины до левого соска. Сердце состоит из четырех отделов: двух желудочков (правого и левого) и двух предсердий (правого и левого). Предсердия отделены от желудочков клапанами, которые открываются только в сторону желудочков. Выход из сердца, в устье легочной артерии и аорты, закрыт полулунными клапанами. Они обеспечивают ток крови только в направлении от сердца.

В работе сердца различают три фазы: 1) сокращение предсердий и желудочков (систола); 2) расслабление предсердий и желудочков (диастола); 3) пауза - период, в котором предсердия и желудочки находятся в состоянии покоя.

Работа сердца характеризуется автоматизмом, координированностью и ритмичностью. Под автоматизмом понимается способность сердца постоянно сокращаться благодаря импульсам, возникающим в нем самом, под координированностью - порядок в сокращении его частей, под ритмичностью - способность осуществлять сокращения через равные промежутки времени

^ Ударный объем сердца - это количество крови, выбрасываемое сердцем за одно сокращение (систола), которое в покое составляет 60 - 70 см3, а при выполнении физических упражнений достигает до 150 см3 и более.

Деятельность сердца регулируется ЦНС по механизму безусловных и условных рефлексов. Импульсы, поступающие по симпатическим нервам, - увеличивают силу и частоту сердечных сокращений, по парасимпатическим нервам - уменьшают.

Во время занятий физическими упражнениями повышается мышечная работа, максимальное давление крови увеличивается, а минимальное - уменьшается. По этим изменениям можно судить о степени физической нагрузки занимающихся. Например, н покое частота пульса составляет 50 - 60 уд./мин. При увеличении нагрузки (например, при ускоренной ходьбе или беге) пульс и меняется. При выполнении весьма интенсивных упражнении у нетренированных лиц он учащается до 220 - 250 уд/мин, а у тренированных - до 180 - 200 уд/мин.

^ Лимфатическая система организма выполняет защитную роль, помогая бороться с болезнетворными микроорганизмами, ускоряя процесс заживления полученных травм. Кровь не соприкасается с клетками, так как они отделены от стенки кровеносного капилляра узкой щелью, наполненной межтканевой жидкостью. Межклеточные щели, соединяясь вместе, образуют лимфатические капилляры. Из них начинаются более крупные лимфатические сосуды, имеющие клапаны и пропускающие лимфу в одном направлении. Сосуды подходят к лимфатическим узлам (лимфатическим железам), расположенным на шее, в подмышечных впадинах, в паху, у локтевых и коленных сгибов. Крупные лимфатические сосуды впадают в вену, расположенную у сердца.

Дыхание - это процесс обмена газов (кислорода и углекислоты) между организмом и окружающей средой через органы дыхания, которые состоят из правого и левого легкого и дыхательных путей.

^ Легкие человека расположены в грудной полости и окружены пластичной тканью. Воздухоносные пути начинаются в носовой полости, затем идут в гортань, трахею, делящуюся на левый и правый бронхи, а они разветвляются на бронхиолы. Конечный пункт воздухоносных путей - альвеолы (тонкостенные пузырьки, сплетенные кровеносными капиллярами).

^ Процесс дыхания состоит из внешнего дыхания, переноса газов кровью и тканевого дыхания. Внешнее дыхание заключается в обмене газов между воздухом, наполняющим альвеолы, и венозной кровью. Перенос газов кровью обеспечивает доставку кислорода из легких в ткани, а углекислого газа - из тканей в легкие. Кислород участвует в окислительных реакциях организма при обмене веществ. Образующийся углекислый газ из тканей поступает в кровь, переносится к легким и удаляется из организма в процессе дыхания. При тканевом дыхании осуществляется обмен газов между кровью и тканями, а тончайшая стенка кровеносного капилляра является «воротами», через которые происходит этот обмен.

Занятия физическими упражнениями приводят к значительным изменениям в газообмене при дыхании. В покое только 30 % кислорода, приносимого кровью, поглощается тканями. При физических нагрузках этот показатель увеличивается до 60 - 80 %, что обеспечивает лучшее снабжение организма кислородом и удаление углекислого газа, повышает работоспособность организма.

Одной из характеристик функционального состояния организма человека является жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - объем воздуха, который человек в состоянии выдохнуть после максимального вдоха. Измеряется он спирометром, в норме у мужчин составляет 4000 - 4500 см3, женщин - 2500 - 3000 см3.

^ Легочная вентиляция - это объем воздуха, проходящего через легкие за одну минуту. В покое объем воздуха при выдохе в среднем составляет 500 см3, а количество дыханий – 12-16 в мин. В покое легочная вентиляция равна 6 - 8 л/мин, а у хорошо тренированных людей может достигать 10 л/мин.

Дыхание регулируется рефлекторным и гуморальным механизмами. Гуморальная регуляция дыхания обусловлена воздействием через кровь ряда химических веществ непосредственно на дыхательный центр, расположенный в продолговатом мозге.

При выполнении интенсивных упражнений в течение 1,5 - 2 мин и более (например: бег на 3 км, лыжная гонка на 15 км и др.) может наступить ухудшение самочувствия в виде утомления и ощущений «удушья» и «стеснения в груди». Это состояние, получившее название «мертвой точки», связано с временными расстройствами нервной системы, кровообращения, дыхания, когда функция дыхания и обмен веществ не обеспечивают в должной мере работу мышц. В организме накапливаются ядовитые продукты обмена, угнетающие деятельность ЦНС.

В дальнейшем при продолжении мышечной работы в том же темпе самочувствие человека улучшается и работоспособность восстанавливается. Это происходит в связи с тем, что организм приспосабливается к новым условиям и переходит на новый, более высокий уровень. Наступает так называемое «второе дыхание», которое сопровождается обильным потоотделением и углублением дыхания.

При длительной мышечной работе значительной интенсивности «мертвая точка» и «второе дыхание» могут повторно наступать несколько раз. Студенты должны знать о симптомах «мертвой точки» и мерах ее предупреждения. Это избавит их от растерянности и неверия в свои силы.

^ Пищевые вещества, поступающие в организм (белки, жиры, углеводы, соли и вода), дают энергию, участвуют в построении новых клеток и тканей. Ферменты (химические вещества) ускоряют течение связанных с пищеварением химических реакций, способствуют распаду пищевых продуктов до состояния, в котором они могут всасываться в кровь. Нормальное пищеварение способствует эффективной работе организма человека.

Ассимиляция (усвоение) и диссимиляция (распад) веществ протекают во всех клетках и тканях организма. В этом процессе участвуют белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода. Глюкоза как основной источник энергии для деятельности ЦНС имеет большое значение. При резком ее понижении содержания в крови могут наступить судороги, потеря сознания и даже смерть.

^ Обмен энергии идет непрерывно и протекает между отдельными частями и клетками организма, организмом и окружающей средой.

Единицы измерения количества тепловой энергии - калория (кал) и килокалория (ккал), которая определяется количеством тепла, необходимым для того, чтобы нагреть 1 л воды на 1 °С.

^ Основной обмен - это количество энергии, затрачиваемое организмом в полном покое через 12 - 16 ч после еды при температуре окружающей среды 16 - 20 °С. У взрослого человека он составляет в среднем 1 ккал на 1 кг массы тела в 1 ч и достигает 1300 - 1800 ккал в сутки.

При физических упражнениях величина энергетических затрат тем выше, чем интенсивнее и продолжительнее работа. Так, затраты при ходьбе на лыжах на 10 км около 900 кал, преодоление дистанции в беге на 100 м - до 20 ккал. Для полноценного питания необходимо, чтобы в суточном пищевом рационе было 50 - 60 г жиров, около 80 - 100 г белков, 500 - 600 г углеводов и достаточное количество витаминов (при оптимальном количественном соотношении).

Удаление из организма различных шлаков, образовавшихся в результате энергетического распада, осуществляется через органы выделения: почки, потовые железы, легкие и кишечник.

Почки - орган выделения, через который выводятся из организма вода и минеральные соли (в случае их избыточного потребления). Моча образуется в почках из крови. Через почки за сутки проходит около 800 - 900 л крови, а человек выделяет до 1,5 - 2 л мочи.

Потоотделение - процесс удаления из организма через потовые железы продуктов обмена веществ и воды. Оно также регулирует температуру тела. При длительной физической работе (например: бег на длинные дистанции, спортивные игры и др.) интенсивность потоотделения увеличивается.

К железам внутренней секреции относятся щитовидная железа, гипофиз, надпочечники, поджелудочная железа, половые и другие железы. Они играют важную роль в регуляции жизнедеятельности человека. В кровь, лимфу и мозговую жидкость железы выделяют секреты (гормоны).

При выполнении упражнений гормоны мобилизуют функции организма, повышают обмен веществ, участвуют в восстановительных процессах. Например, надпочечники выделяют адреналин - гормон, способствующий распаду гликогена в печени и поступлению углеводов в кровь, повышает возбудимость тканей, усиливает деятельность сердца.

На занятиях по физической культуре студентам необходимо разъяснять, как действуют и влияют биохимические процессы, механизмы преобразования энергии при мышечной деятельности, способы регуляции обмена веществ, специфические средства, направленные на повышение работоспособности и ускорение восстановительных процессов, на организм человека.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Медико-биологические аспекты физической культуры и спорта iconУказания к выполнению практического задания по дисциплине: «Правовые...
Модуль Тема №5 Социально-правовое положение специалистов сферы физической культуры и спорта. Контрактирование в сфере физической...
Медико-биологические аспекты физической культуры и спорта iconТеория и методика физической культуры общие основы теории
Мзз теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты...
Медико-биологические аспекты физической культуры и спорта icon«Контрактирование в сфере спорта»
Модуль Тема №5 Социально-правовое положение специалистов сферы физической культуры и спорта. Контрактирование в сфере физической...
Медико-биологические аспекты физической культуры и спорта iconВсероссийская научно-практическая конференция, посвященная 65-летию...
Ноября 2013 года в г. Архангельске состоится Всероссийская научно-практическая конференция «Современные проблемы и развитие физической...
Медико-биологические аспекты физической культуры и спорта iconДидактический план история международного спортивного движения, спорта...
Столбов В. В. История физической культуры: Учебник для студентов пед ин-тов. М., 1989
Медико-биологические аспекты физической культуры и спорта iconФгбоу впо «магнитогорский государственный университет» «Рабочая учебная программа»
Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования...
Медико-биологические аспекты физической культуры и спорта iconРегиональная молодёжная общественная организация
Самара, в целях возмещения затрат по разработке и реализации проектов в области культуры и искусства, молодежной политики, физической...
Медико-биологические аспекты физической культуры и спорта iconУправление Физической Культуры и Спорта мэрии г. Новосибирска
Комитет по делам молодежи мэрии г. Новосибирска Федерация велосипедного спорта Новосибирской области
Медико-биологические аспекты физической культуры и спорта icon«Моральное и материальное стимулирование работников физической культуры и спорта»

Медико-биологические аспекты физической культуры и спорта iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Правовые основы в сфере физической культуры и спорта»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница