Предметом железнодорожной статистики


Скачать 408.27 Kb.
НазваниеПредметом железнодорожной статистики
страница1/3
Дата публикации19.03.2013
Размер408.27 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Спорт > Документы
  1   2   3

Предметом железнодорожной статистики является количественная сторона явлений и процессов, присущих железнодорожному транспорту как особой отрасли материального производства. Железнодорожная статистика имеет свою систему показателей, отображающих условия и результаты деятельности железных дорог. Эта система включает в себя показатели, характеризующие перевозки грузов и пассажиров, техническую оснащённость, наличие и использование подвижного состава, использование рабочей силы, результаты финансовой деятельности и другие стороны работы железных дорог.

Вместе с тем железнодорожная статистика разрабатывает методы обобщения и анализа работы как железнодорожного транспорта в целом, так и отдельных его подразделений. . Одна из важнейших задач железнодорожной статистики – выявление внутренних материальных и трудовых резервов повышения эффективности транспортного производства, повышения производительности труда и снижения затрат на перевозку грузов и пассажиров


Значение.

Одним из основных разделов железнодорожной статистики является статистика перевозок. Она изучает основную функцию железнодорожного транспорта – перевозки грузов, пассажиров и багажа. Её данные служат базой для планирования перевозок и эксплуатационной работы железнодорожного транспорта и руководства оперативно-распорядительной деятельностью железных дорог.

Задачи.

Народнохозяйственные – характеристика объёма перевозок грузов и пассажиров, грузооборота, выполнения государственных заказов и заказов отрасли на перевозку грузов по установленной номенклатуре

^ Внутриведомственные (транспортные) – характеристика объёма и структуры перевозок как базы для оценки и анализа выполнения плана; изучение закономерностей развития перевозок

Объектом наблюдения в статистике перевозок грузов служит совокупность товарно-материальных ценностей (грузы), подвергающихся транспортировке на основе документа, имеющего юридическую силу (накладной или её аналога).


Объёмные показатели перевозок грузов.

Количество перевезенных грузов измеряется:

количеством отправок – b, тонн pg и вагонов u;

перемещением - в отправко-км  l g , тонно-км  pgl и вагоно-км ugs.

Объём перевозок отражается показателями: отправлено - pggr, прибыло - pgr и перевезено грузов - pg в тоннах.

«Отправлено грузов» pggr – количество грузов, предъявленных к перевозке по станции отправления грузоотправителем, водным или автомобильным транспортом, иностранными ж.д., новостройками или линиями другой колеи. Первоисточник – корешок дорожной ведомости.

«^ Прибыло грузов» pgr - перевозка грузов завершена на станции назначения и выданы грузополучателю, водному или автомобильному транспорту, иностранным ж.д., новостройкам, на линии другой ширины колеи. Первоисточник – дорожная ведомость.

«^ Перевезено грузов» pg

для сети ж.д. pg pggr pgr (для месяца разница около 1 %);



Первоисточником учёта погрузки служит учётная форма ГУ-3 «Ведомость номерного учёта погруженных вагонов» на основе корешков дорожных ведомостей и копий вагонных листов. Аналогом формы ГУ-3 служит макет, передаваемый в ИВЦ по каналам связи.

Первоисточником учёта выгрузки служит вагонный лист, а также книги выгрузки груза и выдачи его получателю.

Группировка перевозок грузов.

Группировка перевозок грузов по тем или иным признакам должна дать ответ на вопросы: что перевозит ж.д.транспорт, каких условий требует перевозка тех или иных грузов, с какой скоростью и на какие расстояния они перевозятся, какие связи установились по перевозкам тех или иных грузов, какова интенсивность и устойчивость этих связей?

Перевозки группируют по следующим признакам: категория перевозки; вид сообщения; род груза; территориальная принадлежность; пояс дальности; категория отправки; режим скорости.

Категория перевозки. 99% перевозок – народнохозяйственные грузы в грузовом движении в вагонах рабочего парка отрасли, оплаченные по нормальному тарифу. В пассажирском движении - молочные и скоропортящиеся грузы, домашние вещи населения (грузобагаж). 1% составляют перевозки в хозяйственном движении (для технологических нужд железных дорог) и не учитываются в показателях перевозок грузов в официальных статистических сборниках.

Вид сообщения. Каждая перевозка состоит из трёх операций – начальная, перемещение и конечная. Какая часть перевозочного процесса выполняется на дороге, такое и будет сообщение. Сообщение может быть местное или прямое.

pg m – перевозка в местном сообщении.

pg v - вывоз,

pgw - ввоз,

pgtr - транзит

Беспробежные перевозки (нулевой пробег) относятся к грузам вывозимым или ввозимым на стыковую станцию со смежной дороги .


Качественные показатели статистики перевозок грузов.

Средняя дальность перевозки грузов¯l g - среднее расстояние перевозки 1 т груза, влияет на величину грузооборота и продолжительность доставки груза. Его снижение уменьшает затраты на транспортировку грузов и потребность транспорта в подвижном составе.

¯lg = pgl / pg

Дальность перевозки груза отражает среднее расстояние перемещения груза от станции отправления до станции назначения только по сети дорог:

¯lgсети = pgl / pggr

По дороге она отражает среднее расстояние перемещения груза в её пределах:

¯lgдороги =  pgl / (pggr + pgp)

Средняя дальность по сети всегда больше средней дальности по дороге. Рост средней дальности перевозок грузов – развитие отдалённых районов страны, расширение экономических связей, передача короткопробежных перевозок на автомобильный транспорт и т.д.

Для целей анализа:

¯lg = ¯lgi dpi , где dpi =  pgi / g ,

т.е. средняя дальность перевозки зависит от расстояния перемещения отдельных грузов или их групп и доли этих грузов в общем объёме перевозок.

^ Густота перевозок - интенсивность грузового потока на участках сети ж.д. Показывает какое количество тонн груза проходит через каждый км пути за период времени

^ Объёмные показатели перевозок пассажиров

«Отправлено пассажиров» - p pgr - число пассажиров, приобретших в отчётном периоде билеты на проезд от станций эксплуатируемой сети железных дорог.

«Перевезено пассажиров» - p pэто число пассажиров, перевезенных железными дорогами за отчётный период.

Для сети ж.д. «перевезено пассажиров» = «отправлено пассажиров», т.е. p pgr = p p

Для отдельной дороги перевезено пассажиров получается путём суммирования отправленных и принятых пассажиров для дальнейшей перевозки p p pr , т.е. p p дороги = p pgr + p p pr .

Перемещение пассажиров - объём выполненной работы с учётом расстояния, на которое были перевезены пассажиры, - характеризуется показателем «пассажирооборот» ppl , измеряемым в пассажиро-километрах.

Пассажирооборот по сети определяется на каждой дороге умножением количества перевезенных пассажиров ppi на расстояние перевозки li по каждой позиции:

ppl =  ppi li


Группировка перевозок пассажиров

По 2 признакам: виду сообщения и территориальному признаку.

По виду сообщения - местное и прямое сообщение (дальнее). Принципы отнесения к местному или прямому, а также их составляющим (ввоз, вывоз, транзит) – аналогичны грузовому. Своеобразие группировки перевозок пассажиров – выделение пригородного сообщения, к которым относятся перевозки, совершённые в пределах пригородной зоны, независимо от того в каком поезде и по какому билету они едут. Перевозка пассажиров в пределах пригородной зоны двух смежных дорог относится к перевозкам в пригородном сообщении каждой из этих дорог, а не к прямому сообщению

Для характеристики по территориальной принадлежности перевозки пассажиров группируются по станциям отправления, на основе чего определяют число пассажиров, отправленных отделениями дороги, дорогами и административно-территориальными районами страны как в целом, так и по видам сообщения. Пассажиры, отправленные отдельными районами, выделенными по каждой дороге, распределяются по районам их назначения, что характеризует межрайонные и междорожные связи в перевозках пассажиров.


^ Качественные показатели статистики перевозок пассажиров.

Средняя дальность перевозки пассажира ¯l pрасстояние, на которое в среднем совершает поездку пассажир. Определяется как агрегатная средняя для сети, дорог и отделений дорог делением пассажирооборота ppl на численность перевезенных пассажиров pp:

¯l p = ppl / pp

Средняя дальность перевозки пассажира отражает среднее расстояние его перемещения лишь по сети железных дорог. Для дорог и отделений уровень показателя характеризует то расстояние, на которое перевозится пассажир в пределах данного подразделения.

^ Густота перевозок пассажиров fp - показатель интенсивности пассажиропотока на участках эксплуатируемой сети ж.д. за период (год). Уровень его выражается числом пассажиров, проследовавших в единицу времени по каждому км пути.

^ Неравномерность перевозок пассажиров по направлениям вызывается миграцией, сменой одного вида транспорта на другой (обратно самолётом), несинхронность перевозки.

^ Средняя населённость пассажирского вагона qp характеризует использование пассажирских вагонов. Она показывает, сколько пассажиров в среднем находилось в вагоне на всём пути следования.

^ Коэффициент подвижности населения Kpp - среднее количество поездок в год одного жителя по железным дорогам – определяют отношением числа перевезенных пассажиров за год pp к среднегодовой численности населения ¯N .


Эксплуатационная статистика

Предметом эксплуатационной статистики является подвижной состав железных дорог – локомотивы, моторвагонный подвижной состав и вагоны, которые различаются по характеру перемещения (активный, пассивный), формам эксплуатации, стоимости отдельных единиц, численности единиц и др.

Каждая единица элемента различается по конструктивным признакам и назначению, техническому и эксплуатационному состоянию, виду и месту работы и т.д.

^ Основные задачи эксплуатационной статистики:

характеристика наличия и использования подвижного состава;

контроль за выполнением плана, анализ его выполнения;

информация для распорядительных органов ж.д. о наличии и размещении перевозочных средств и их техническом состоянии;

выявление и характеристика передовых методов эксплуатации и внедрения прогрессивных перевозочных средств и эффективности их применения;

выявление внутренних резервов улучшения использования подвижного состава;

разработка и совершенствование методов получения информации о наличии и использовании подвижного состава, системы показателей и методов анализа.


. Статистика технического состояния и ремонта подвижного состава

Для характеристики технического состояния и ремонта подвижного состава – следующие признаки: вид ремонта, место ремонта, вид неисправности, момент начала и окончания ремонта.

Показатели технического состояния локомотивного парка:

численность локомотивов, находящихся в неисправном состоянии (локомотивов в среднем в сутки);

процент неисправных локомотивов;

средний пробег локомотивов между ремонтами;

средний наибольший прокат бандажей;

средняя наименьшая толщина бандажей.

Единицей наблюдения (а также измерения, счёта) служит физический локомотив и вагон.

Показателем технического состояния вагонного парка является число неисправных вагонов (среднесуточный остаток). Для грузовых вагонов определяется по месту их нахождения, для пассажирских – по дороге (депо) приписки.

Ремонт подвижного состава характеризуется: количеством неисправных единиц, выпуском их из ремонта, средней продолжительностью ремонта отдельно для планового и непланового.

Плановый ремонт – связанный с поддержанием подвижного состава в рабочем состоянии.

Неплановый ремонт – потребность возникает до истечения установленных норм работы или срока между видами планового ремонта

  1   2   3

Похожие:

Предметом железнодорожной статистики icon2. Предмет и метод статистики Предметом исследования
Предметом исследования статистики являются массовые яв­ления и процессы социально-экономической жизни. Статистика изу­чает количественную...
Предметом железнодорожной статистики icon1. Предмет, метод и задачи статистики. Статистика
Предметом статистики выступают размеры и количественные соотношения качественно определённых социально-экономических явлений, закономерности...
Предметом железнодорожной статистики iconИзучаемые вопросы Понятие статистики. Предмет статистической науки. Ее методология
Система органов государственной статистики. Задачи ведомственной статистики. Роль ее в современных условиях
Предметом железнодорожной статистики iconПредметом статистики является
Расположение нтз: \\Ctvefile\Etalon test\{135175114}-Статистика\v {135175114}-Статистика 061100(200-продажа). ast
Предметом железнодорожной статистики iconУчебное занятие №17 Раздел 2 Статистика отрасли Тема 1 Отрасль как...
Общегосударственный классификатор «Виды экономической деятельности». Объекты и субъекты статистики отрасли
Предметом железнодорожной статистики iconТемы для повторения по общей теории статистики на среду 18. 04. Понятие...
Статистическое наблюдение. Сводка и группировка статистических материалов. Абсолютные и относительные величины
Предметом железнодорожной статистики iconЛитература по курсу “ Общая теория статистики” Общая теория статистики
Общая теория статистики. Под ред. А. Я. Боярского, Г. А. Громыко. 2е изд. М.: Издательство Моск ун-та. 1985г
Предметом железнодорожной статистики iconЭкзаменоционные вопросы по статистике
Предмет статистики. Теоретическая основа статистики. Особенности статистической методологии
Предметом железнодорожной статистики iconВведение 3
Вопрос № Система органов государственной статистики. Задачи ведомственной статистики. Роль ее в современных условиях 8
Предметом железнодорожной статистики iconВопросы к экзамену по социально экономической статистики Показатели...
Организация государственной статистики и информационная база статистических данных
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница