Организация и технология перевозок грузов глава 5


НазваниеОрганизация и технология перевозок грузов глава 5
страница1/6
Дата публикации19.03.2013
Размер0.72 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Спорт > Документы
  1   2   3   4   5   6


РАЗДЕЛ II




ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ

ГЛАВА 5

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕРЕВОЗОК

5.1. Регулирование транспортной деятельности

Длительный опыт работы транспорта в рыночных условиях в ведущих государствах мира показал, что регулирование транспортной деятельности необходимо по следующим основным причинам: необходимость поддержания общественной безопасности как с точки зрения безопасности дорожного движения, так и для гарантий функционирования экономики и ликвидации чрезвычайных происшествий;

высокий уровень естественного монополизма на транспорте; жесткая конкуренция на рынке автоперевозок; необходимость перераспределения прибыли в обеспечивающую автоперевозки инфраструктуру (дороги, АЗС, сервис и т. п.); выполнение обязательств по межгосударственным соглашениям; существенное социальное значение транспорта.

История управления АТ в СССР берет начало от Постановления ЦИК Совнаркома СССР от 12.01.28, которым было образовано Центральное управление дорожным транспортом — Цудор- транс. В 1939 г. был принят Закон СССР об образовании в союзных республиках народных комиссариатов автомобильного транспорта, во исполнение которого был создан Наркомат автомобильного транспорта РСФСР. В 1946 г. Наркомат автотранспорта был переименован в Министерство автомобильного транспорта РСФСР. Министерство на основе иерархической структуры управлений АТ на местах, крупных автотранспортных объединений обеспечивало управление всем транспортом общего пользования в республике и в значительной степени определяло условия работы ведомственных АТО.

С 1990 г. центральным органом управления автотранспортной деятельностью в РФ является федеральный орган исполнительной власти — Министерство транспорта Российской Федерации

(Минтранс РФ), который обеспечивает проведение государственной политики и общее государственное управление и регулирование транспортного комплекса.

Транспортный комплекс составляют зарегистрированные на территории РФ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на воздушном, речном, морском, автомобильном, городском электрическом транспорте перевозочную и транспортно-экспедиционную деятельность, проектирование, строительство, ремонт и содержание автодорог и сооружений на них, работы, связанные с обслуживанием других путей сообщения, с проведением научных исследований и подготовкой кадров, а также организации, выполняющие иную связанную с транспортным процессом работу.

Основными задачами Минтранса РФ являются:

  • формирование и реализация государственной транспортной политики;

  • разработка стратегии развития транспорта и реализация общетранспортных федеральных целевых программ;

  • общее руководство, государственный контроль и координация деятельности различных видов транспорта;

  • руководство проведением экономических реформ и структурной перестройкой на транспорте;

  • формирование и совершенствование правовых основ функционирования транспортного комплекса;

  • представление интересов транспортного комплекса РФ на международном рынке транспортных услуг.

Для управления работой отдельных видов транспорта в составе Минтранса имеются соответствующие службы. Регулирование деятельности транспортных предприятий выполняет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), которая имеет территориальные управления. Территориальные управления Федеральной службы по надзору непосредственно контактируют с организациями и индивидуальными предпринимателями, работающими в сфере транспортного комплекса, и свою работу согласовывают с местными органами власти. В первую очередь это касается формирования государственного заказа на общественно необходимые перевозки, социально значимые перевозки и т. п.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 398, ее основными задачами являются:

  • осуществление государственного контроля соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (субъектами транспортного комплекса) нормативных правовых и технических актов, регламентирующих деятельность транспортного комплекса, а также соблюдения лицензионных требований и условий субъектов, деятельность которых подлежит лицензированию Минтрансом РФ;

  • лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных Минтрансом РФ к компетенции Ространснадзора;

  • осуществление транспортного контроля выполнения международных автомобильных перевозок в пунктах пропуска АТС через государственную границу и в контрольных пунктах на территории РФ.

Территориальные отделения Ространснадзора для реализации возложенных на них задач:

ведут реестр выданных лицензий и формируют перечень субъектов, осуществляющих транспортную деятельность, ведут мониторинг и статистическое наблюдение их деятельности;

оказывают содействие правоохранительным органам по выявлению противоправной деятельности субъектов транспортного комплекса;

осуществляют контроль исполнения субъектами, осуществляющими лицензируемую деятельность, федеральных законов, иных нормативных актов РФ, а также лицензионных требований и условий (плановые проверки могут проводиться не чаще одного раза в два года);

осуществляют лицензирование отдельных видов деятельности; участвуют в разработке и контроле реализации субъектами транспортного комплекса мер по повышению безопасности движения и снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду, по поддержанию находящихся в эксплуатации АТС в технически исправном состоянии;

содействуют созданию условий для функционирования рынка транспортных услуг, а также защите прав потребителей и законных интересов производителей этих услуг;

обеспечивают взаимодействие Минтранса РФ с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах;

проводят контроль соблюдения иностранными и российскими перевозчиками, осуществляющими международные перевозки, международных договоров и нормативных правовых актов РФ в этой области;

оказывают содействие в организации перевозки сил, средств и материальных ресурсов, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществления эвакуационных мероприятий;

обеспечивают контроль, организуют и проводят аттестацию исполнительных руководителей и специалистов, ответственных за безопасность движения;

осуществляют производство по делам об административных правонарушениях;

участвуют в информационном обеспечении субъектов транспортного комплекса и органов государственной власти.


c:\users\brunt lee\desktop\media\image1.jpeg

Рис. 5.1. Государственное регулирование автотранспортной деятельности





Схема государственного регулирования деятельности автотранспортного предприятия без учета экономических факторов представлена на рис. 5.1.

Таким образом, в настоящее время деятельность автоперевозчика, с одной стороны, регулируется государственными нормативными правовыми актами, а с другой стороны, определяется конкурентной рыночной средой, в которой работает данная организация.

На рис. 5.2 приведены основные методы регулирования транспортной деятельности, которые воздействуют на работу перевозчика.

Основным методом регулирования работы автоперевозчика в мировой практике является лицензирование. В РФ лицензирование осуществляется на основании Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 13.07.2001 (с изм. на основании Федерального закона № 80-ФЗ от 02.07.2005). Следует обратить внимание, что этот закон не распространяется на осуществление международных автомобильных перевозок. По сравнению с 1990-ми гг. методы, связанные с регулированием рынка ГАП, в нашей стране имеют все более ограниченное применение.

Отношения, возникающие в процессе планирования, организации и выполнения перевозок, регулируются нормативными актами государственного законодательства, составляющими систему гражданского права. Наиболее важные принципиальные положения деятельности перевозчика, его взаимоотношения с обслуживаемой клиентурой и партнерами определяет глава 40 Гражданского кодекса РФ (часть вторая), принятого Государственной Думой 22.12.95.

c:\users\brunt lee\desktop\media\image2.jpeg

Рис. 5.2. Основные методы регулирования транспортной деятельности


5.2. Устав автомобильного транспорта

Устав автомобильного транспорта является важнейшим документом, регламентирующим деятельность субъектов автомобильного транспорта и отношения между ними.

В настоящее время на территории РФ действует Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (в ред. Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ), который является важнейшим документом, регламентирующим деятельность субъектов автомобильного транспорта и отношения между ними. Устав состоит из восьми глав и 44 статей.

Глава 1«Общие положения» (ст. 1—7) включает в себя основные понятия и определения, используемые в Уставе.

Глава 2 «Перевозки грузов» (ст. 8—18) устанавливает, что заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной; определяет права и обязанности грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика по договору перевозки в отношении предоставления груза и транспортных средств, выполнения ПРР, пломбирования транспортных средств (контейнеров), определения массы груза, очистки транспортных средств (контейнеров); устанавливает, что груз можно считать утраченным после 10 дней со дня приема груза (в городском и пригородном сообщении) и после 30 дней со дня, когда груз должен был быть доставлен

грузоперевозчиком в междугороднем сообщении.

Глава 3 «Регулярные перевозки пассажиров и багажа» (с/и. 1926) определяет виды регулярных перевозок пассажиров и багажа; устанавливает, что заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату — квитанцией на провоз ручной клади; определяет правила перевозки детей, а также права пассажира и перевозчика при осуществлении регулярных перевозок.

Глава 4 «Перевозки пассажиров и багажа по заказам» (ст. 27—30) устанавливает, что перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется на основании договора фрахтования (в письменном виде), в котором указывается маршрут перевозки; определяет правила изменения такого договора, а также права фрахтователя и фрахтовщика.

Глава 5 «Перевозки пассажиров и багажа легковыми такси» (ст. 31—33) устанавливает, что перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании договора фрахтования (в устной форме); определяет права фрахтователя и фрахтовщика по этому договору.

^ Глава 6 «Ответственность перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, пассажиров, фрахтователей» (ст. 34—37) определяет пределы ответственности и основания освобождения от ответственности.

Перевозчик, фрахтовщик несет ответственность в следующих случаях:

  • за невывоз груза (непредоставление транспортного средства) перевозчик (фрахтовщик) оплачивает грузоотправителю (фрахтователю) штраф — 20% провозной платы, если иное не установлено договором;

  • за несвоевременное предоставление транспортного средства, контейнера перевозчик оплачивает грузоотправителю за каждый полный час просрочки штраф: 5 % провозной платы (в пригородном и городском сообщении); 1 % среднесуточной провозной платы (в междугороднем сообщении), если иное не установлено договором;

  • за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза перевозчик возмещает грузоотправителю ущерб в размере стоимости утраченного или недостающего груза или суммы, на которую понизилась стоимость груза, а также возвращает грузоотправителю или грузополучателю провозную плату, если она не входит в стоимость груза;

  • за просрочку доставки груза перевозчик оплачивает грузопе- ревозчику штраф — 9 % провозной платы за каждые сутки просрочки (но не более размера провозной платы), если иное не установлено договором. Просрочка исчисляется с 24 часов суток, когда должен был быть доставлен груз.

Грузоотправитель, грузополучатель, фрахтователь, пассажир несет ответственность в следующих случаях:

  • за непредъявление для перевозки груза (отказ от пользования транспортного средства) грузоотправитель (фрахтователь) оплачивает перевозчику (фрахтовщику) штраф — 20 % провозной платы, если иное не установлено договором перевозки;

  • за неуказание в транспортной накладной особых отметок о грузе грузоотправитель оплачивает перевозчику штраф — 20% провозной платы, а также возмещает ущерб, причиненный перевозчику таким нарушением;

  • за задержку (простой) транспортных средств (контейнеров), поданных под погрузку (выгрузку), грузоотправитель (грузополучатель) оплачивает перевозчику за каждый полный час задержки (простоя) штраф: 5 % провозной платы (в пригородном и городском сообщении); 1 % среднесуточной провозной платы (в междугороднем сообщении), если иное не установлено договором. При задержке (простое) СПС размер штрафа увеличивается в 2 раза.

Глава 7 «Акты, претензии, иски» (ст. 38—42) устанавливает порядок предъявления претензий и исков перевозчикам (фрахтовщикам), а также порядок их рассмотрения. Срок предъявления претензии равен сроку исковой давности и составляет 1 год. Перевозчик (фрахтовщик) обязан рассмотреть претензию и дать письменный ответ на нее в течение 30 дней со дня ее получения.

Глава 8 «Заключительные положения» (ст. 43—44) определяет порядок применения Устава.


  1. Правила перевозок грузов

Правила перевозок грузов на автотранспорте конкретизируют и дополняют положения Устава АТ. Основные пункты Правил могут быть использованы при составлении договоров с грузовладельцами, так как основаны на большом практическом опыте выполнения перевозок. Разделы Правил содержат основные обязанности и права участников транспортного процесса (перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя). В этом плане следует более подробно рассмотреть следующие разделы Правил.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Организация и технология перевозок грузов глава 5 iconВопросы, включаемые в билеты для проведения государственного экзамена,...
Общие требования к размещению и креплению грузов, перевозимых на открытом подвижном составе
Организация и технология перевозок грузов глава 5 iconПеречень вопросов к зачету по дисциплине «Перевозка скоропортящихся...
«Перевозка скоропортящихся грузов» для 5 курса очного обучения по специальности Организация перевозок и управление на железнодорожном...
Организация и технология перевозок грузов глава 5 iconВопросы, включаемые в билеты для проведения государственного экзамена,...
Требования к автотранспортным предприятиям, выполняющим международные перевозки пассажиров
Организация и технология перевозок грузов глава 5 iconПриказ  Министерства гражданской авиации от 16 января 1985 г. N 19...
Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию...
Организация и технология перевозок грузов глава 5 iconКонспект лекций по дисциплине «Основы теории транспортных процессов»
«Организация дорожного процесса», 100403 – «Организация перевозок и управление транспортом»
Организация и технология перевозок грузов глава 5 iconМетодические указания и контрольные задания для студентов-заочников...
Учебная дисциплина «Технология и организация строительного производства» предусматривает изучение основных видов строительных работ,...
Организация и технология перевозок грузов глава 5 iconПеречень вопросов к экзамену по дисциплине «Правовое регулирование...
Договор перевозки багажа железнодорожным транспортом. Права, обязанности сторон по договору перевозки багажа
Организация и технология перевозок грузов глава 5 iconУчебное пособие для учащихся
Н. Л. Моргунова (глава I), С. А. Попов (глава II), Ю. С. Зобов (главы Ш, V § 1, 2, 3, 5), П. Е. Матвиевский (глава IV), Ю. П. Злобин...
Организация и технология перевозок грузов глава 5 iconПеречень вопросов к экзамену по дисциплине «Управление грузовой и...
«Управление грузовой и коммерческой работой» для 4 курса заочного обучения по специальности «Организация перевозок и управление на...
Организация и технология перевозок грузов глава 5 iconПамятка для вылетающих рейсами авиакомпании «Трансаэро»
Утверждены приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. N 82, Правила воздушных перевозок пассажиров, грузов и почты, Открытое Акционерное...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница