Методические указания к выполнению курсовй работы по дисциплине «основы теории транспортных процессов и систем»


НазваниеМетодические указания к выполнению курсовй работы по дисциплине «основы теории транспортных процессов и систем»
страница1/3
Дата публикации23.03.2013
Размер0.51 Mb.
ТипМетодические указания
userdocs.ru > Спорт > Методические указания
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ОСНОВЫ ТЕОРИИ ТРАНСПОРТНЫХ ПРОЦЕССОВ

И СИСТЕМ»
(для студентов специальности 6.100400)
У т в е р ж д е н о У т в е р ж д е н о

на заседании методкомиссии на заседании кафедры

по направлению 1004 «Транс– «Организация перевозок»

портные технологии»

Протокол № 6 от 10.03.2005 г Протокол № 9 от 5.01.2005 г


ДОНЕЦК 2005

УДК 656 (071)
Методические указания к выполнению к выполнению курсовой работы по дисциплине «Основы теории транспортных процессов и систем» (для студентов специальности 6.100401). / Сост.: А.А.Чумичев, С.А.Легкий, А.Л. Ушаков. – Донецк: ДИАТ, 2005 – с.

Содержат задания, методику выполнения и требования к оформлению курсовой работы по дисциплине «Основы теории транспортных процессов и систем».


Составители: А.А. Чумичев, к.т.н.

С.А.Легкий, ст.преподаватель

А.Л.Ушаков,ст.преподаватель
Ответственный за

выпуск А.А. Чумичев

1 Цели и задачи курсовой работы
Дисциплина «Основы теории транспортных процессов и систем» относится к циклу нормативных профессионально – ориентированных дисциплин для студентов специальностей «Организация перевозок и управление на транспорте».

Курсовая работа является заключительным этапом изучения студентами дисциплины и выполняется с целью:

  • систематизации, закрепления и расширения теоретических и практических знаний дисциплины, а также применения этих знаний при решении конкретных научных, технических, экономических и производственных задач;

  • развития навыков ведения самостоятельной работы и овладения методикой определения с помощью линейной балансовой модели межотраслевых связей, необходимых структурных изменений в экономике района при увеличении объема транспортных услуг населению;

  • выяснения подготовленности студентов к самостоятельной работе в условиях современного производства, процесса науки, техники и культуры.

При выполнении курсовой работы используются результаты современных достижений науки и техники в области теории систем и системного анализа, теории транспортных процессов, эконометрии и управлении сложными целенаправленными системами.
2 Структура курсовой работы

2.1 Объем и оформление курсовой работы

Курсовая работа включает в себя пояснительную записку.

Объем пояснительной записки — 18 – 28 страниц формата А4.

Пояснительная записка должна быть выполнена в соответствии с требованиями действующих ГОСТов, предъявляемых к оформлению графических и технологических документов. Пояснительная записка курсовой работы должна иметь следующие разделы и подразделы:

– вступление;

– разработка математической модели;

– определение матриц коэффициентов прямых и полных затрат

– определения необходимых изменений валового выпуска и межсекторных потоков при изменении вектора конечного потребления

– определения необходимых изменений валового выпуска сектора «Транспорт» при изменении векторов конечного потребления и валового выпуска сектора «Производство»

– определение границ области экономической устойчивости транспортной системы и сигнальной области устойчивости

– выводы;

– перечень используемой литературы.
^ 3 Содержание расчетно–пояснительной записки

Курсовая работа по уровню сложности должна отвечать теоретическим знаниям и практическим навыкам, полученным студентами за время их обучения в институте.

В отдельные части работы студенты должны вносить некоторые результаты самостоятельной исследовательской деятельности и элементы новизны.

Выбор исходных данных, необходимых для расчёта курсовой работы осуществляется по последним двум цифрам зачётной книжки. Таблицы исходных данных приведены в приложении (см. табл. В.1 – В.3).

3.1 Введение

В связи с непрерывно изменяющимися объемами перевозок грузов и изменением их номенклатуры, перед работниками автомобильного транспорта возникает ряд задач, требующих обязательного решения: повышение прибыльности работы предприятия, изменение структуры и количества подвижного состава (в зависимости от объёмов грузопотоков и их структуры); применение более совершенных конструкций автомобилей; повышение эффективности использования существующего подвижного состава; резкое повышение производительности труда и вскрытие внутренних резервов производства.

Кроме того, в последнее время всё большее распространение получает решение задач связанное с повышением эффективности функционирования комплексных систем, в состав которых входят не только транспортные предприятия, но и другие производственные комплексы. Т.е., говоря другими словами, решаются экономические задачи, целью которых является повышение эффективности функционирования системы в целом.

Теория двойственности является мощным математическим аппаратом обоснования структуры производства в предпроектном периоде. Она дает возможность, прежде всего, определить статус ресурсов и интервалы устойчивости двойственных оценок относительно изменения запасов дефицитных ресурсов. В условиях рыночной экономики цены на ресурсы могут изменяться в довольно широких пределах. Кроме того, поставщики не по своей воле могут не выполнить предварительных договоренностей. Поэтому анализ рынка ресурсов в предпроектном периоде имеет существенное значение. Важной является решение проблемы замены данного дефицитного ресурса другим, более распространённым.

Использование двойственных оценок дает возможность определить рентабельность каждого вида продукции, которая вырабатывается предприятием. При этом можно оценить интервалы возможного изменения цен единицы каждого вида продукции, что имеет очень большое значение в условиях рынка.

Следовательно, анализ линейной экономико–математической модели на чувствительность дает широкий спектр динамической информации об определенном оптимальном плане и возможности исследовать влияние различных изменений на результаты хозяйственной деятельности системы в целом.

Разработанная экономико–математическая модель может быть использована для машинной имитации процесса производства. Это дает возможность проверить:

  1. при каких условиях оптимальный план является устойчивым;

  2. является ли целесообразным дополнительное привлечение ресурсов;

  3. как изменится эффективность производства в случае обострения конкуренции на рынке сбыта (оценить оправданность в этой ситуации снижения цен на продукцию);

  4. целесообразность производства новой продукции;

  5. как повлияет на эффективность деятельности предприятия нарушение потребителями продукции предварительных соглашений – отказ от части или всей продукции. Каким образом в этой ситуации производитель должен изменить план производства продукции, во избежание потерь, связанных с перепроизводством соответствующего вида продукции.

Заметим, что исследование планов, полученных в результате экономико–математического моделирования, по критерию устойчивости, а также оценка складывающейся ситуации должны осуществляться в предпроектном периоде.

Поэтому основной задачей, решаемой в курсовой работе, является разработка математической модели функционирования системы, которая позволила бы решить вопросы связанные с повышением уровня прибыли получаемой системой за счёт снижения величины транспортных издержек.

^ 3.2 Разработка математической модели

3.2.1 Экономическая интерпретация двойственной задачи.

Прежде чем приступить к разработке математической модели рассмотрим экономическую интерпретацию двойственной задачи.

Экономическую интерпретацию двойственной задачи рассмотрим на примере задачи оптимального использования ограниченных ресурсов. Для производства п видов продукции используется т видов ресурсов, запасы которых ограничены значениями b1 ( ). Норма расходов каждого ресурса на единицу продукции составляет аij . Цена единицы продукции j–го вида равняется сj . Математическая модель задачи имеет такой вид:


Прямая задача состоит в определении такого оптимального плана производства продукции X * = (х*1, х*2, ..., х*п), который дает максимальный доход.

Двойственная задача по отношению к поставленной прямой имеет вид:



Экономическое содержание двойственной задачи состоит вот в чем. Определить такую оптимальную систему двойственных оценок ресурсов уi, используемых для производства продукции, для которой общая стоимость всех ресурсов будет наименьшей. Поскольку переменные двойственной задачи означают ценность единицы і–го ресурса, их иногда еще называют теневой ценой соответствующего ресурса. С помощью двойственных оценок можно определить статус каждого ресурса прямой задачи и рентабельность изготавливаемой продукции.

Ресурсы, которые используются для производства продукции, можно условно разделить на дефицитные и недефицитные в зависимости от того, полное или частичное их использование предусмотрено оптимальным планом прямой задачи. Если двойственная оценка yi, в оптимальном плане двойственной задачи равняется нулю, то соответствующий i–й ресурс используется в производстве продукции не полностью и является недефицитным. Если же двойственная оценка уі > 0, то и ресурс используется для оптимального плана производства продукции полностью и называется дефицитным. В этом случае величина двойственной оценки показывает, на сколько увеличится значение целевой функции Z, если запас соответствующего ресурса увеличить на одну условную единицу.

Анализ рентабельности изготавливаемой продукции выполняется с помощью двойственных оценок и ограничений двойственной задачи. Левая часть каждого ограничения двойственной задачи является стоимостью всех ресурсов, которые используют для производства единицы j–ой продукции. Если эта величина превышает цену единицы продукции (сj), изготовлять продукцию не выгодно, она нерентабельная и в оптимальном плане прямой задачи соответствующая хj = 0. Если же общая оценка всех ресурсов равняется цене единицы продукции, то изготовлять такую продукцию целесообразно, она рентабельная и в оптимальном плане прямой задачи соответствующая переменная xj > 0.

Экономическая интерпретация двойственных задач и анализ экономико–математических моделей на чувствительность с помощью теории двойственности дают возможность модифицировать оптимальный план задачи линейного программирования соответственно изменяющимся условиям прямой задачи и получить при этом такие результаты.

1. Изменение разных коэффициентов в прямой математической модели может повлиять на оптимальность и допустимость полученного плана и привести к одной из таких ситуаций:

  • состав переменных и их значения в оптимальном плане не изменяются;

  • состав переменных остается предыдущим, но их оптимальные значения изменяются;

  • изменяются состав переменных и их значения в оптимальном плане задачи.

  1. Включение дополнительного ограничения в математическую модель задачи влияет на допустимость решения и не может повлиять на улучшение значения целевой функции.

  2. Включение новой переменной в математическую модель задачи влияет на оптимальность предыдущего плана и не ухудшает значения целевой функции.

3.2.2 Постановка задачи исследования

Задача исследования в курсовой работе формулируется следующим образом: Определить величину транспортной работы, обеспечивающей максимальный доход хозяйственной системы «Транспорт» – «Производство» – «Топливно–энергетический комплекс» при следующих исходных данных (см. таблицы 3.1 и 3.2):

Таблица 3.1 – Исходные данные

Показатели

Значение показателей

Поставки сектора «Транспорт» в сектор «Производство», млн. грн.

5743

Поставки сектора «Транспорт» в сектор «Топливно-энергетический комплекс», млн. грн.

428

Собственное потребление сектора «Транспорт», млн. грн.

58

Поставки сектора «Транспорт» в сектор конечного потребления, млн. грн.

2865

Поставки сектора «Производство» в сектор «Транспорт», млн. грн.

458

Поставки сектора «Производство» в сектор «Топливно-энергетический комплекс», млн. грн.

922

Собственное потребление сектора «Производство», млн. грн.

28345

Поставки сектора «Производство» в сектор конечного потребления, млн. грн.

68342

Поставки сектора «Топливно-энергетический комплекс» в сектор «Транспорт», млн. грн.

1588

Поставки сектора «Топливно-энергетический комплекс» в сектор «Производство», млн. грн.

4345

Собственное потребление сектора «Топливно-энергетический комплекс», млн. грн.

655

Поставки сектора «Топливно-энергетический комплекс» в сектор конечного потребления, млн. грн.

7742

Себестоимость продукции, млн. грн.

0,000022

Цена единицы продукции, млн. грн.

0,000034

Спрос на продукцию, млн. грн.

18

Объём начальных затрат, млн. грн.

2,1

Сигнальная область, %

18


Таблица 3.2 – Себестоимость единицы транспортной работы по видам поставок

Наименование показателя

Стоимость единицы транспортной работы, грн../ткм

Себестоимость транспортной работы по перевозкам «Транспорт» – «Производство»

3

Себестоимость транспортной работы по перевозкам «Транспорт» – «Топливно-энергетический комплекс»

10

Себестоимость транспортной работы по перевозкам «Транспорт» – «Транспорт»

2

Себестоимость транспортной работы по перевозкам «Транспорт» – «Конечный сектор»

5

Себестоимость транспортной работы по перевозкам «Производство» – «Транспорт»

7

Себестоимость транспортной работы по перевозкам «Производство» – «Топливно-энергетический комплекс»

15

Себестоимость транспортной работы по перевозкам «Производство» – «Производство»

3

Себестоимость транспортной работы по перевозкам «Производство» – «Конечный сектор»

10

Себестоимость транспортной работы по перевозкам «Топливно-энергетический комплекс» – «Транспорт»

6

Себестоимость транспортной работы по перевозкам «Топливно-энергетический комплекс» – «Производство»

8

Себестоимость транспортной работы по перевозкам «Топливно-энергетический комплекс» – «Топливно-энергетический комплекс»

4

Себестоимость транспортной работы по перевозкам «Топливно-энергетический комплекс» – «Конечный сектор»

11

Средневзвешенная себестоимость транспортной работы по сектору «Транспорт», с1

9

Средневзвешенная себестоимость транспортной работы по сектору «Производство», с2

14

Средневзвешенная себестоимость транспортной работы по сектору «Топливно-энергетический комплекс», с3

12


Решение задачи начинается с разработки математической модели. Учитывая, что разрабатываемая модель должна помочь найти решение, позволяющее обеспечить уровень максимальной прибыли системы при минимальных затратах, т.е. задача экономическая, целесообразно применить так называемую двойственную модель линейного программирования, что позволит более точно определить влияние различных факторов на работу системы в целом.

Поэтому, составление модели следует начать с кодирования факторов. Обозначим анализируемые сектора через: сектор «Транспорт» – Х1; сектор «Производство» – Х2; «Топливно-энергетический комплекс» – Х3; величину себестоимости каждого вида перевозок соответственно а1, а2, и т.д., средневзвешенную себестоимость транспортной работы по секторам – с1, с2 и т.д.

Составим таблицу анализа исходных данных (см. табл.. 3.3).

Таблица 3.3 – Кодирование исходных данных

Вид перевозок

Обозначение

Нормы затрат на единицу транспортной работы по секторам

Объёмы выполняемой транспортной работы, млн..грн.

«Транспорт» – Х1

«Производство» – Х2

«Топливно-энергетический комплекс» – Х3

Внутри секторные поставки

a1n

2







58




3




28345







4

655

Внешние (межсекторные) поставки

a2n

3







5743

10







428




7




458




15




922







6

1588







8

4345

Поставки в конечный сектор

a3n

5







2865




10




68342







11

7742

Средневзвешенная себестоимость транспортной работы

сn

9

14

12





При анализе поставленной задачи следует помнить, что основная транспортная работа выполняется секторами «Транспорт», «Производство» и «Топливно-энергетический комплекс», следовательно в математической модели показатели Х1, Х2 и Х3, будут описывать величину транспортной работы в данных секторах – соответственно «Транспорт», «Производство» и «Топливно-энергетический комплекс». Ограничивающими условиями в данном случае будут выступать и межсекторные перевозки, так как они являются неотъемлемой составляющей технологического процесса. При этом величины транспортных потоков выстраиваются с учётом направления вектора перевозок. На основании проведенного анализа (см. табл.. 2.3), разрабатываем математическую модель вида:



где с1, с2 и с3 – средневзвешенная цена единицы транспортной работы соответственно секторов «Транспорт», «Производство» и «Топливно-энергетический комплекс»;

х1, х2 и х3 – величина транспортной работы в соответствующих секторах.

Математическая модель будет иметь вид:



Условия ограничения:


где xj – объём транспортной работы j–го сектора.

Тогда обратная задача, позволяющая оценить значимость каждого ресурса (вида поставок), в соответствие с правилами примет вид:



Условия ограничения:



где уj – оценка i–го вида ресурса .

Для решения данной задачи на поиск экстремума может быть использован симплексный метод (разрешается применение прикладных программ Excel или QSB+).
  1   2   3

Похожие:

Методические указания к выполнению курсовй работы по дисциплине «основы теории транспортных процессов и систем» iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Основы права»
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Основы права» (составитель ст преподаватель Н. У. Сариева...
Методические указания к выполнению курсовй работы по дисциплине «основы теории транспортных процессов и систем» iconМетодические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономика организации»
Приведены методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономика организации» для учащихся дневной формы обучения...
Методические указания к выполнению курсовй работы по дисциплине «основы теории транспортных процессов и систем» iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономика предприятия»
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономика предприятия» на тему: «Расчет издержек производства и...
Методические указания к выполнению курсовй работы по дисциплине «основы теории транспортных процессов и систем» iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «деньги. Кредит. Банки»
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Деньги, кредит, банки» для студентов 080100. 62 направления «Экономика»...
Методические указания к выполнению курсовй работы по дисциплине «основы теории транспортных процессов и систем» iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине...
Метод, указ к выполнению курсовой работы по дисциплине «Эффективность, экономика сервисных услуг и основы предпринимательства» /...
Методические указания к выполнению курсовй работы по дисциплине «основы теории транспортных процессов и систем» iconМетодические указания к выполнению курсовых работ по дисциплине «основы теории управления»
Фгбоу впо «Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)»
Методические указания к выполнению курсовй работы по дисциплине «основы теории транспортных процессов и систем» iconМетодические указания по написанию, оформлению и защите курсовой работы
Методические указания по выполнению курсовых работ по экономической теории (для студентов экономических факультетов)
Методические указания к выполнению курсовй работы по дисциплине «основы теории транспортных процессов и систем» iconМетодические указания к выполнению расчетов переходных процессов...
Методические указания к выполнению расчетов переходных процессов в линейных электрических цепях по дисциплинам "Теоретические основы...
Методические указания к выполнению курсовй работы по дисциплине «основы теории транспортных процессов и систем» iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине...
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия»...
Методические указания к выполнению курсовй работы по дисциплине «основы теории транспортных процессов и систем» iconМетодические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине...
Выполнение курсовой работы начинается с выбора темы. Тема может быть выдана преподавателем, но предпочтителен выбор темы студентом...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница