Л. А. Лазарева Основы международного туризма в сфере профессиональной коммуникации


НазваниеЛ. А. Лазарева Основы международного туризма в сфере профессиональной коммуникации
страница1/7
Дата публикации01.06.2013
Размер0.97 Mb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Туризм > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7
РОСЖЕЛДОР

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ростовский государственный университет путей сообщения»

(РГУПС)




Л.А. Лазарева


Основы международного туризма

в сфере профессиональной коммуникации

Тексты лекций

с материалами на английском языке





Ростов-на-Дону

2008

ББК 65.43 : УДК 42 + 06

Лазарева, Л.А.
Основы международного туризма в сфере профессиональной коммуникации : тексты лекций с материалами на английском языке / Л.А. Лазарева; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2008. – 75 c. : ил. Библиогр. : 24 назв.
Тексты лекций содержат материал, связанный с анализом основных принципов и направлений развития современного международного туризма. Информация о видах и тенденциях развития иностранного туризма дополнена приложениями на английском языке, которые также ориентированы на развитие профессиональной коммуникации специалиста, работающего в сфере туристской индустрии.

Содержание лекций соответствует ГОС ВПО по специальности 100103 – «Социально-культурный сервис и туризм».

Работа предназначена для студентов специальных учебных заведений, владеющих английским языком на уровне Intermediate, а также для лиц, професионально занимающихся туризмом.
Рецензенты: д-р пед. наук, проф. Т.Е. Исаева (РГУПС);

д-р филол. наук, доц. В.Р. Саркисьянц (Рост. фил. РАП);

канд. ист. наук, проф. А.Н. Рубаник (РГУПС)

© Ростовский государственный университет

путей сообщения, 2008

Оглавление


Лекция 1 Наука о туризме: перспективы становления…………………………...4
Лекция 2 Государственное регулирование туристской

деятельности……………………………………………………………..11
Лекция 3 Транспортное обеспечение туризма…………………………………..16
Лекция 4 Концентрация производства как современная тенденция

развития туризма: формы международного сотрудничества………..23
Лекция 5 Интеграционные процессы в сфере гостиничного

хозяйства………………………………………………………………..29
Лекция 6 Франция как один из лидеров мирового туристского

рынка…………………………………………………………………….35
Лекция 7 Международный туризм в странах Америки…………………………40
Лекция 8 Основные тенденции развития туризма в Российской

Федерации……………………………………………………………….46
Вопросы к семинарским занятиям по учебной дисциплине:

«Виды и тенденции развития туризма»…………………………………….…….55
Терминологический практикум…………………………………………………...59
Написание контрольной работы по предложенной тематике:

Итоговая контрольная работа……………………………………………………...61

Контрольные работы для студентов заочной формы обучения……………...…62
Вопросы к экзамену по дисциплине: «Виды и тенденции развития туризма»...65
Темы дипломных работ…………………………………………………………….67
Библиографический список………………………………………………………. 73







Учебное издание


Лазарева Лилия Александровна


^ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА

В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Тексты лекций


Редактор А.И. Гончаров

Техническое редактирование и корректура А.И. Гончаров

Компьютерная правка А.В. Артамонов


Подписано в печать 30.12.2008. Формат 60х84/16.

Бумага газетная. Ризография. Усл. печ. л. 4,22.

Уч.-изд. л. 6,7. Тираж экз. Изд. № 273. Заказ № .


Ростовский государственный университет путей сообщения.

Ризография РГУПС.




Адрес университета: 344038, г. Ростов н/Д, пл. им. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2.

Лекция № 1

Наука о туризме: перспективы становления
План:

1 Туризм как системный объект изучения.

2 Статистические и концептуальные дефиниции туризма.

3 Современная терминология и понятийный аппарат международного

туризма.

4 Периодизация и генезис международной туристской деятельности.
Рекомендуемая литература

1 Вавилова, Е.В. Основы международного туризма / Е.В. Вавилова. – М., 2005. – С. 7–16.

2 Александрова, А.Ю. Международный туризм / А.Ю. Александрова. –

М., 2002. – С. 34–42.

3 Квартальнов, В.А. Иностранный туризм / В.А. Квартальнов. – М., 2003. – С. 13–28.

4 Туризм как вид деятельности / под ред. И.В. Зорина, П.А. Виноградова, Е.Н. Ильина. – М., 2001. – С. 17–23.
1 Туризм является многогранным явлением современного мира. Существует, по крайней мере, четыре взгляда на туризм:

– туризм как отрасль хозяйства является наиболее распространенным утверждением руководителей регионов и экономистов;

– туризм как межотраслевой комплекс или рынок, где господствует туроператор, который из продукции различных отраслей формирует туристский продукт;

– туризм как самостоятельный вид экономической деятельности, т. е. деятельности по обслуживанию туристов;

– туризм как деятельность самих туристов во время их отдыха.

Из выше изложенного следует, что в современном мире туризм выступает как сложное социальное явление, которое имеет много граней. По этой причине ни одна из наук не может полностью охарактеризовать его как объект собственных исследований, и ни один из существующих социально-экономических институтов не в состоянии решить комплекс его проблем.

Туризм в представлении большинства людей связан с отдыхом, новыми впечатлениями, удовольствием. Менее известно, что туризм является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики. В некоторых странах международный туризм является практически единственным источником валютных поступлений. В мировом экспорте товаров и услуг в настоящее время туризм занимает второе место, уступая только торговле нефтью и нефтепродуктами.

Кроме того, международный туризм оказывает мощное воздействие на занятость населения. По оценкам специалистов, в современном туризме и связанных с ним сферах занят каждый восьмой работник в мире.

Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы хозяйства, как транспорт и связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, выступая катализатором социально-экономического развития.

Туризм претерпевает быстрые темпы роста, в течение второй половины XX века численность международных туристов увеличилась почти в 28 раз, а поступления от этого вида услуг возросли в 237 раз. По прогнозам специалистов XXI век станет веком туризма.

Анализ современного состояния рынка туристских товаров и услуг, перспектив его развития и вклада туризма в мировую и национальную экономику чрезвычайно важен, однако, прежде чем погружаться в текущие проблемы туристского бизнеса целесообразно раскрыть содержание понятия «туризм».

2 Как сложное социально-экономическое явление туризм недостаточно изучен и трудно поддается количественной оценке. Существующие дефиниции туризма могут быть объединены в две группы. Одни из них носят узкоспециализированный характер и выступают в качестве инструмента для решения конкретных задач, другие дефиниции являются концептуальными. Они охватывают предмет в целом, раскрывают внутреннее содержание туризма, выражающееся в единстве всего многообразия свойств и отношений.

Статистическое определение туризма возникло в первой половине XX века и было обусловлено повсеместным увеличением туристских потоков, растущим экономическим значением туризма. В статистике под туризмом понимают одну из форм миграции населения, не связанную с переменой местожительства или работы.

В настоящее время в международной практике широко используется определение, выработанное Международной конференцией по статистике путешествий и туризма (Оттава 1991 г.) и одобренное ВТО. Согласно ему, турист – это посетитель, т.е. лицо, которое путешествует и осуществляет пребывание в местах, находящихся за пределами его обычной среды, на срок не более 12 месяцев с любой целью, кроме занятия деятельностью, оплачиваемой из источников в посещаемом месте. Это понятие рекомендуется использовать в качестве ключевого в статистике туризма.

Выделяются три главных признака, позволяющих объединить туристов и экскурсантов в категорию посетителей.

Выезд за пределы обычной среды является первым критерием классификации путешественников. Параметры обычной среды характеризуются двумя показателями: частотой посещения объекта и его удаленностью. Дискуссионным остаются пороговые значения расстояния и частоты посещения объекта. Они существенно отличаются по странам и требуют поправок.

Продолжительность пребывания относится ко второму критерию выделения статистической совокупности посетителей. Он позволяет отличить туристов и экскурсантов от резидентов. Продолжительность ограничивается 12 месяцами, после чего посетитель переходит в категорию постоянного жителя.

Мотив поездки – третий признак посетителей. Туристские цели объединены в несколько блоков: досуг, рекреация, отдых, посещение родственников и знакомых, деловые и профессиональные цели, паломничество.

В отличие от производителей материальных благ и услуг, посетители являются потребителями национального продукта. Они ввозят валюту в принимающую страну и в равной степени увеличивают валютные поступления в её бюджет.

С развитием научного знания о туризме последний предстает как системный объект изучения. Концептуальное определение туризма формирует комплексное представление о предмете исследования, раскрывает многообразие внутренних и внешних связей этого общественно-экономического явления.

В концептуальное определение туризма включаются:

– туристские потребности и мотивации;

– особенности поведения туристов;

– их пребывание вне постоянного места жительства;

– экономические отношения между туристами и производителями товаров и услуг;

– взаимодействие сферы туризма с окружающими природной, экономической и другими макросредами.

Итак, туризм представляет собой сложное образование и как нечто целое выступает в отношениях с внешними макросредами, а именно экономической, политической, социальной, технологической и экологической.

3 Современная терминология и понятийный аппарат международного туризма достаточно разнообразен. Международный туризм как социально-экономическое явление имеет множество определений, которые постоянно подвергаются доработке и усовершенствованию. На заре становления туризма, акцент делался на его связи с транспортом, так как туризм считался частью транспортных перевозок.

По мере развития туризма и превращение его в массовое явление на международном и национальном уровнях появились новые трактовки этого понятия.

Туристская терминология формировалась на основе введенного Советом лиги наций определения международного туриста как лица, обладающего тремя признаками: передвижением, временным пребыванием в определенном месте, отсутствием связи с трудом и заработком.

В настоящее время для характеристики международного туризма ВТО использует определение статистической комиссии ООН от 1993 г.

В России термин «международный туризм» максимально приближен к понятию международного туризма, данному ВТО и определяется Федеральным Законом РФ от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в РФ как временные выезды граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в различных целях без занятия оплачиваемой в стране временного пребывания деятельностью».

Кроме того, туризм – это туроператорская и турагентская деятельность предприятий, а также иных организаторов и посредников. Туроператорские организации занимаются формированием, продвижением и реализацией туристского продукта. В свою очередь турагентсткие организации только продвигают и реализуют туристский продукт.

Туризм подразделяется на два крупных вида: внутренний и международный.

Внутренний туризм определяется как временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и других туристских целей.

К международному туризму относится систематизированная и целенаправленная деятельность предприятий сферы туризма, связанная с предоставлением туристских услуг и туристского продукта иностранным туристам на территории какой-либо страны (въездной туризм) и путешествиями лиц, постоянно проживающих в какой-либо стране, за рубежом (выездной туризм).

В качестве признака, позволяющего выделить различные виды туризма, могут использоваться мотивационные факторы. В таком случае выделяются следующие виды туризма: рекреационный, познавательный, обучающий, деловой, паломнический, экологический, экстремальный и т. д.

4 Наиболее точно соответствующей тенденциям мирового развития сферы туризма можно считать следующую периодизацию в туристском движении:

- раннеисторический этап – до середины XIX века;

- начальный этап – с середины XIX века по 1914 г.;

- период развития – 1914 – 1945 гг.;

- период массового туризма – с 1945 г. по настоящее время.

Зачатки туристкой деятельности появились ещё в глубокой древности. В специальной литературе приводятся египетские тексты, датируемые 2000 – 1000 гг. до н. э, которые свидетельствуют, что древние египтяне активно путешествовали.

Однако, первым специалистом туристской отрасли считается англичанин Томас Кук. В 1851 г. он основал первое коммерческое бюро путешествий «Томас Кук и сыновья» и вывез первую организованную группу зажиточных туристов на отдых в Швейцарию.

Таким образом, именно Кук положил начало современной туристической индустрии. Во второй половине XIX века туристские фирмы стали возникать во многих странах, в России в 1885 году. Этому событию в большей мере способствовал промышленный переворот на транспорте и появление такого массового транспортного средства, как железные дороги.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Л. А. Лазарева Основы международного туризма в сфере профессиональной коммуникации iconЭкзаменационные билеты по дисциплине «Организация международного туризма»
Индустрия международного туризма как глобальный социально-экономический феномен современности. Экономические показатели мировой индустрии...
Л. А. Лазарева Основы международного туризма в сфере профессиональной коммуникации iconМеждународный форум молодежного туризма «проблемы и перспективы развития...
«бюро международного молодежного туризма и сотрудничества» приглашает принять участие в I международном форуме молодежного туризма:...
Л. А. Лазарева Основы международного туризма в сфере профессиональной коммуникации iconПеречень вопросов для подготовки к экзамену разработаны в соответствии...
Понятие международного и внутреннего туризма. Факторы, влияющие на развитие международного и внутреннего туризма
Л. А. Лазарева Основы международного туризма в сфере профессиональной коммуникации iconВысшего профессионального образования международный юридический институт
Теоретико-правовые основы международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью
Л. А. Лазарева Основы международного туризма в сфере профессиональной коммуникации iconГрафик повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов...
Слушатели, выполнившие все требования учебного плана, получают диплом государственного образца о профессиональной переподготовке,...
Л. А. Лазарева Основы международного туризма в сфере профессиональной коммуникации iconИздательство бгту
Учебное пособие предназначено для студентов очной формы обучения специальности «Перевод и переводоведение», а также для лиц, получающих...
Л. А. Лазарева Основы международного туризма в сфере профессиональной коммуникации iconВопросы для подготовки к экзамену по предмету «Основы туризма»
Туризм и путешествия. Международное определение понятия «турист». Функции туризма
Л. А. Лазарева Основы международного туризма в сфере профессиональной коммуникации iconУчебно-методический комплекс по дисциплине основы профессиональной
Учебно-методический комплекс составлен на основании госо мон рк и типовой программы от 2007 г по дисциплине «Основы профессиональной...
Л. А. Лазарева Основы международного туризма в сфере профессиональной коммуникации iconДля реализации поставленной цели конкурс призван решать следующие...
Всю организационную работу проводит оргкомитет Конкурса, утверждаемый учредителями
Л. А. Лазарева Основы международного туризма в сфере профессиональной коммуникации icon2: соотношение международного и
Основы взаимодействия международного и внутригосударственного права как самостоятельных правовых систем
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница