Кузин С. В., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 классы. Часть 1,2


Скачать 149.66 Kb.
НазваниеКузин С. В., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 классы. Часть 1,2
Дата публикации29.03.2013
Размер149.66 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Туризм > Лекция




Лекция №2. Теория художественно-эстетического образования. Формирование опыта художественной деятельности в начальной школе. Теория и технология проведения занятий по рисованию с натуры, по памяти и представлению.

План.

1.Теория художественно-эстетического образования.

2.Специфические особенности рисования с натуры в начальных классах.

3.Правила работы карандашом и кистью.

4.Требования к моделям.

5.Изображения предметов плоской формы.

6.Сведения о наблюдательной и линейной перспективе.

7.Светотеневая моделировка предметов.

8.Элементы цветоведения. Свойства цвета, особенности работы акварелью.

Литература:

1.Сокольникова Н.М. Основы рисунка.- Обнинск, Изд. ТИТУЛ,1996.

2. Сокольникова Н.М.Основы живописи.- Обнинск, Изд. ТИТУЛ,1996.

3.Кузин С.В., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 классы. Часть 1,2.- М.:Дрофа,2000 .

4.Кузин С.В., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 3-4 классы. Часть 1,2.- М.:Дрофа,2000.

5.Шпикалова Т.Я. и др. Изобразительное искусство в 1 классе. 2,3,4. -М.: Просвещение,2000, 2002, 2006,2008.

1. Теория художественно-эстетического образования.

Советские ученые Ю.Б. Бореев, В.В. Ванслов, М.С. Каган, А.С. Макаренко, Н. К. Гончаров, Ф.Ф. Королев, Е.В. Квятковский, Б.Т. Лихачев, М.А. Верба, И.Ф. Гончаров, Б П. Рож­дественский, Л.А. Волович и др.) внесли большой вклад в разработку теории художественно-эстетическо­го образования. Прежде всего, ими определены основные понятия, на которые следует опираться при построении системы художественно-эстетического образования в школе. Предлагаем краткую их характеристику.

^ Художественное образование школьников — процесс освоения детьми совокупности знаний, умений, навыков, формирования мировоззренческих установок в области искусства и художественного творчества.

^ Художественное воспитание школьников — процесс формирования у детей способности чувствовать, пони­мать, оценивать, любить искусство и наслаждаться им; художественное образование и воспитание неотделимо от побуждения детей к художественно-творческой деятельности, к соз­данию эстетических, в том числе художественных, ценностей.

^ Эстетическое воспитание в общеобразовательной школе — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной с позиций до­ступного ей понимания идеала вос­принимать и оценивать прекрасное, совершенное, гар­моничное и другие эстетические явления в жизни, приро­де, искусстве, жить и творить «по законам красоты».

^ Система художественно-эстетического воспитания в общеобразова­тельной школе — живой, целенаправленный, с учетом возраста учащихся организованный процесс художест­венно-эстетического образования, развития, воспитания детей на основе совокупности современных методологических прин­ципов.

^ Эстетическое сознание — формируемая в процессе непосредственного общения с социальной действитель­ностью, природой, искусством, последовательно совершенствуемая в системе художественного образования и эстетического воспитания совокупность идей, теорий, взглядов, критериев художественных суждений, вкусов. Эстетическое сознание определяющим образом влияет на восприятие, постижение, оценку ребенком окружаю­щей действительности, на его эмоциональные пережи­вания.

^ Эстетический идеал — социально обусловленное, с учетом возрастных особенностей формируемое представ­ление ребенка о совершенстве, о красоте в природе, об­ществе, человеке, искусстве.

^ Эстетическое чувство — субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением ребен­ка к эстетическому предмету (произведению искусства, общественному явлению, человеку, природе), выражаю­щееся в духовном наслаждении или отвращении, сопро­вождающем восприятие и оценку данного предмета в единстве его содержания и формы.

^ Эстетическое восприятие — способность ребенка к вычленению в явлениях действительности и искусства процессов, свойств, качеств, порождающих эстетиче­ские переживания.

^ Эстетическое отношение — идейно-эмоциональное отношение ребенка к действительности и искусству.

Эстетическое суждение (эстетическая оценка) — опирающаяся на эстетический идеал и художественный вкус идейно-эмоциональная оценка явлений обществен­ной жизни, природы, искусства.

^ Эстетический вкус — способность ребенка к оценке предметов, явлений, ситуаций с точки зрения их эстети­ческих качеств.

Эстетическая потребность — формируемая в процес­се эстетического воспитания потребность учащегося в общении с эстетически ценными предметами и явления­ми, с произведениями искусства.

В жизни ребенка воспитывает все: убранство помещения, опрятный костюм, формы личных отношений, общение с окружающими, условия труда и развлечений. Все это либо привлекает, либо от­талкивает детей. Причем особенно важно не только ор­ганизовать эстетику среды, в которой живет, учится, ра­ботает, отдыхает ребенок, но и привлечь самих детей к активной деятельности по созиданию и сохранению красоты. Только в этом случае красота по-настоящему станет видна школьникам, будет чувственно осязаемой, сделает их ревностными защитниками и пропагандиста­ми прекрасного, доброго, человечного. Поддержание красоты во всем, ставшее в коллективе прочной тради­цией, — важное условие эстетического воспитания.

^ Система эстетического воспитания учащихся начальных классов строится с учетом возрастных психолого-пе­дагогических особенностей детей. Идет ли речь о требо­ваниях к нравственно-эстетическому идеалу, вкусу, эсте­тическим суждениям, которые должны быть свойствен­ны младшему школьнику, подростку, юноше, или о ха­рактере, жанрах, критериях оценки творческой (в том числе художественно-творческой) деятельности, каждый раз оптимальное требование и решение проблемы долж­но быть соотнесено с возрастными возможностями ре­бенка.

Эффективность системы эстетического воспитания во многом определяется конкретно-методическими принци­пами, на основе которых осуществляется художествен­ное образование. Эти принципы можно было бы опре­делить так: 1) формирование нравственно-эстетическо­го, идейно-нравственного, мировоззренческого облика учащихся начальных классов должно осуществляться на ос­нове и в процессе усвоения духовно-эстетического и идейно-художественного богатства, содержащегося в произведениях литературы, музыки, изобразительного искусства, 2) постижение языка искусства, литературоведческая и искусствоведческая подготовка школьников, как условие проникновения в идейно-художественное богатство изучаемых произведений, 3) обязательные классные, факультативные, кружковые и иные внеклассные и внешкольные занятия по искусству, призванных обеспечить школьников ЗУНами, сформировать их интерес и любовь к искусству, разносторонние духовные потребности; 4) в процессе освоения искусства и науки об искусстве должно осуществляться развитие таких психических качеств личности, как воображение, образное мышление, фантазия, эмоциональная отзывчивость, и т.д.

2. Специфические особенности рисования с натуры в начальных классах. Рисование с натуры является одним из основных, важнейших видов учебной деятельности в изобразительном искусстве. Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунка, но и в деле общего развития учащихся. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдения, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе. Рисование с натуры формирует опыт художественной деятельности младших школьников. Изображаемый предмет в начальной школе предлагается с одной фиксированной точки зрения.

Сознание 6-7-летнего ребенка и его психологическое развитие не подготовлено к восприятию натуры, как мы взрослые это понимаем. Ребенок, имея перед собой натуру, в большинстве случаев рисует ее чаще всего по памяти и представлению, т. е. изображает предмет с наиболее характерной стороны со всеми существенными его признаками. Я говорю слово «яблоко», а вы изобразите его. У большинства из вас это яблоко большое, красное или зеленое, обязательно с листочком, потому что в вашей памяти с детства осталось воспоминание о красивом и большом яблоке, принесенном вам когда-то в подарок.

Поэтому рисование с натуры в 1 классе мы называем рисование с натуры по памяти и представлению.

Действительными навыками рисования с натуры дети и овладевают постепенно в течение первого и второго годов обучения, а осознанное зрительное изображение, как правило, начинает формироваться лишь к концу второго года обучения.

В рисование с натуры, по памяти и представлению входят:

графика- рисование карандашом, простым и цветным, пастелью, углем, тушью и т. д.

живопись- работа акварельными и гуашевыми красками.

Занятия могут быть длительными 1-2 часа или кратковременными 7-15 минут (наброски).

В 7-8-летнем возрасте у детей очень хорошо развита подражательная способность. Это дает учителю мощное средство обучения, без которого рисование в начальных классах немыслимо - это показательное рисование и педагогический рисунок на доске. Учитель каждый урок должен быть готовым, чтобы смело и решительно владеть тем материалом, работу которого ему надо показать, причем он обязан пользоваться теми средствами и приемами, которыми работают ученики.

Методика проведения занятий особенно в 1 классе, да и во всех остальных строится по принципу «делай как я». Как держать кисть, карандаш, смешивать краски и т.д., все учитель должен показать. Показ должен сопровождаться словесным объяснением учителя.

Рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей. Рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая характер формы этих предметов, ребенок проявляет интерес к красотам природы, к богатству и разнообразию ее форм и красок. Он видит пропорциональное соотношение частей и целого, улавливает ритм и гармонию форм природы, богатство цветовых оттенков, тем самым развивая эстетическое восприятие мира.

3. Правила работы карандашом.

Для заточки карандашей лучше применять острый перочин­ный нож­ или скальпель. Срезайте больше дерева, чтобы графит­ный стержень выступал не менее чем на 1см. Для быстрого наброска карандаш берется, как палка, всеми пальцами.

Для прорисовки контура и мелких деталей карандаш берется как ручка, но заточенный конец выдвигается вперед.

При штриховке карандаш держится так же, как и в преды­дущем случае, но ближе к отточенному концу, причем пальцы под­жаты, а мизинец упирается в плоскость листа, чтобы не размазыва­лась штриховка.

Правила работы акварельными красками

Нельзя: – оставлять кисти в воде в вертикальном положении: от этого волоски загибаются и ломаются;

– сильно нажимать на кисть при работе.

^ Во время работы необходимо:

– следить за чистотой кисти, периодически промывая ее, и стряхивая, чтобы образовалось острие;

– краску из баночек, коробочек, ванночек брать чистой ки­стью, гуашь можно выкладывать на палитру деревянной палочкой;

– краски смешивать на палитре (листе бумаги, керамиче­ской или пластмассовой плитке);

– хлопчатобумажной тряпочкой убирать с кисти лишнюю воду и краску; во время работы ее держат в левой руке.
4.Требоване к моделям.

Основное требование к моделям на уроках изобразительного искусства - это хорошая видимость.

Модели, предметы постановок могут быть:

Индивидуальными и лежать на каждой парте (листья, фрукты, овощи, ветки, игрушки).

Групповыми - 2,3 в классе.

Общими - одна постановка в классе.

Предметы, демонстрируемые на доске, должны быть закреплены на белой или тонированной бумаге, или серой ткани, т.к. на нейтральном или контрастном фоне четко видны контуры предметов и ярче выделяются объем и цвет.

5.Изображение предметов плоской формы.

Прежде всего, нужно научить учащихся 1 класса расположению формата: горизонтальному или вертикальному. Работать на шершавой стороне бумаги.

Научить основам композиции (т.е. расположению предмета или предметов внутри листа). Изображение должно быть не крупным и не мелким.

Последовательность работы над рисунком лучше изучать на предметах плоской формы. Идеальными моделями являются листья деревьев. Минимум мы показываем и объясняем 3 этапа, хотя можно и больше. 3 этапа - рисунок и 3- этапа - работа цветом.

Рисунок.

1.Провести в центре листа ось симметрии предмета, отметить верх и низ листовой пластины, ее ширину и длину черенка.

2.Нарисовать общую форму.

3.Прорисовать характерные особенности (прожилки, зубчики, черенок). Стереть линии построения.

Работа цветом.

1.Подобрать на палитре и проложить основной цвет предмета.

2.После высыхания, прокладываем второй слой, который придаст предмету присущие ему оттенки.

3.Уточнить и проработать прожилки, черенок и контур натуры.

Зарисовать последовательность рисования листьев березы, дуба, клена, рябины.

6. Сведения о наблюдательной и линейной перспективе

Линейная перспектива – точная наука, которая учит изображать на плоскости предметы окружающей действительности так, как мы видим их в натуре. Слово «перспектива» в переводе с латинского озна­чает «ясно вижу».

Однако при работе с натуры художники не делают точных расчетов, а больше полагаются на свой глазомер, т. е. используют наблюдательную перспективу.

Ознакомимся с элементами наблюдательной перспективы.

^ Предметная плоскость – это горизонтальная поверхность, на которой располагается рисуемый нами предмет. Это может быть земля, крышка стола, пол.

Под картинной плоскостью в перспективе подразумевается прозрачная поверхность, находящаяся между глазом рисующего и предметом. Она будет всегда вертикальной и расположена под прямым углом к предметной плоскости.

За картинную плоскость на практических занятиях мы в дальнейшем будем принимать лист бумаги, на котором вы­полняется рисунок.

Рисуя с натуры, приходится учитывать линию горизонта, ко­торая образуется от пересечения воображаемой горизонтальной плоскости, проходящей на уровне глаз рисующего, с картинной плоскостью.

Место нахождения глаз наблюдателя называется точкой зрения.

Точка на линии горизонта, куда направлен центральный перпендикулярный картине луч зрения, будет главной, или цен­тральной точкой зрения.

Чтобы научиться изображать предметы с натуры так, как они расположены по отношению к рисующему, необходимо знать некоторые правила и уметь ими пользоваться.

1. Все предметы по мере их удаления от зрителя уменьша­ются в его восприятии. То, что ближе к нам, то кажется выше, шире, больше, то, что дальше,– ниже, уже, меньше.

2. Параллельные между собой горизонтальные и верти­каль­ные линии, удаляющиеся от нас, кажутся сближающимися ме­жду собой и уменьшающимися, а на линии горизонта они превра­щаются в точку, называемую точкой схода.

3. Все горизонтальные направления (грани предметов, шпалы и т. д.), параллельные картинной плоскости, сохраняют на рисунке горизонтальное направление.

4. Все вертикальные направления (углы домов, столбы, де­ре­вья и т. д.), параллельные картинной плоскости, на рисунке ос­та­ются вертикальными.

5. Если прямоугольный предмет находится под углом к картинной плоскости, то на рисунке получаем две точки схода. В таком случае мы называем перспективу угловой.

6. Если прямоугольный предмет расположен фронтально к картинной плоскости, то на рисунке такой предмет будет иметь одну точку схода. В таком случае мы называем перспективу фрон­тальной.

При рисовании, пользуясь этими правилами, можно быстрее овладеть основами реалистического рисунка.

^ Перспектива круга

В перспективе квадрат и прямоугольник превращаются в трапецию, а круг – в эллипс. На линии горизонта круг изображается в виде прямой линии.

Чем дальше от линии горизонта вверх или вниз, тем эл­липсы становятся округлее, чем ближе к линии горизонта, тем эл­липс становится уже. Убедиться в этом легко, поднимая перед со­бой стакан с водой.

При выполнении рисунка любого цилиндри­ческого пред­мета всегда будет округлее то основание, которое находится дальше от линии горизонта. Значит, рисуя, например, кружку ниже линии горизонта, ее нижнее основание нужно изобразить округлее верх­него.

Еще одну особенность изменения круга следует иметь в виду при построе­нии тел вращения. Высота ближней к нам половине эллипса ри­су­ет­ся немного больше, чем высота дальней половины.

Но надо помнить, что на маленьких рисунках эта разница между высотами частей эллипса не­зна­чи­тель­на.

7. Светотеневая моделировка предметов

Предметы на рисунке должны выглядеть реалистически; для этого их нужно не только правильно построить, но и передать объем, т. е. найти об­щий светотеневой строй.

Свет и тень, или светотень – это средство изображения предметов действительности, их объем и положение в простран­стве. В рисунке светотеневая моделировка выполняется при помощи штриховки, в живо­писи – цветом, красками.

^ Свет – освещенная часть предмета, куда лучи света падают под прямым углом.

Блик – отраженный источник света, самое яркое место на предмете. Ярко выделяется на глазурованных, стеклянных, метал­лических предметах. На рисунке блик не штрихуется.

Полутень – часть плоскости предмета со скользящими лу­чами света, плавный переход от света к тени.

^ Тень собственная – часть плоскости предмета, куда лучи света совсем не попадают, самое темное место на предмете.

Рефлекс – светлая полоса в тени предмета, это отраженный от других предметов и поверхностей свет, падающий на теневую сторону поверхности тела.

^ Тень падающая – от предмета на горизонтальную или вер­тикальную плоскость, всегда бывает темнее собственной тени.

При выполнении светотеневой моделировки предметов карандашом штрихи наносятся по форме предмета. На вертикальной поверхности со стороны света предметов фон всегда темнее, а со стороны тени – светлее. Вертикальную плоскость лучше штриховать вертикальными линиями, а горизонтальную – горизонтальными или наклонными.

8. Элементы цветоведения. Свойства цвета, особенности работы акварелью.

Все зрительные ощущения цвета делятся на две группы.

^ Ахроматические цвета – черный, белый и все серые. Это так называемые нейтральные цвета.

Хроматические цвета – все остальные, т. е. красный, синий, желтый, зеленый, розовый и т. д.

Английский физик Исаак Ньютон, пропустив луч света че­рез трехгранную призму, получил семь цветов спектра, которые в природе располагаются в определенной последовательности: крас­ный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. С детства вы все знаете волшебную фразу по которой можно запомнить расположение цветов в радуге «каждый охотник желает знать где сидит фазан».

Чтобы удобнее было изучать природу цвета и его свойства, цвета радуги располагают по кругу, который называют «цветовым кругом». Он может состоять из трех, семи, девяти, двенадцати цве­тов, двадцати четырех и т. д. Удобнее изучать свойства цвета на двенадцатицветном круге.

^ Теплые цвета: красный, желтый, оранжевый и их оттенки. Этими цветами можно изобразить цвет солнца, огня, раскаленного металла, пустыни – того, что в природе действительно дает тепло.

^ Холодные цвета: синий, голубой, зеленый, фиолетовый и их оттенки. Этими цветами изображают лед, снег, воду, лунный свет – то, что ассоци­ируется в нашем представлении с холодом, прохла­дой.

Цвета, которые невозможно получить при смешивании ка­ких-либо красок, называются основными. Это – красный, желтый и синий цвета.

Цвета, которые можно получить путем смешивания основных красок, называют составными или производными. При смешивании желтого и синего цветов получается зеленый; малиновый и синий дают фиолетовый цвет, а красный и желтый создают оранжевый цвет.

Проводя в цветовом круге диаметр, например, через желтый цвет, можно определить, что противоположный конец диаметра пройдет через фиолетовый цвет. Таким образом, легко определить пары цветов, которые называются дополнительными:

красный – зеленый;

синий – оранжевый;

желтый – фиолетовый.

Сочетание дополнительных цветов дает нам ощущение осо­бенной яркости цвета и получило в изобразительном искусстве название цветовой контраст.

Основные характеристики цвета

У каждого цвета есть три основных свойства: цветовой тон, насыщенность и светлота.

^ Цветовой тон определяется названием цвета (красный, жел­тый, синий и т. д.) и зависит от его места в спектре.

Насыщенность цвета представляет собой отличие хрома­тического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета. Если в какой-либо цвет добавить серую краску, цвет станет меркнуть, из­менится его насыщенность.

Светлота – качество, присущее как хроматическим, так и ах­роматическим цветам. Светлота – это качество цвета быть более или менее ярким.

Механическое смешение цветов происходит тогда, когда мы смешиваем краски на палитре, бумаге. Здесь следует четко разли­чать, что цвет и краска – это не одно и то же. Цвет имеет оптиче­скую природу, а краска – химическую.
^ Существует три способа работы акварельными красками.

Во-первых, можно работать по сухой бумаге многослойно, делая первую общую прокладку красками очень легко, гораздо сла­бее и прозрачнее, чем в натуре, а затем постепенно усиливая цвет последним тонким наслоением на подсыхающие предыдущие слои. Такая техника письма называется лессировкой. Рекомендуется на­кладывать не более трех слоев.

Во-вторых, пишут также по сухой бумаге, но в один слой, сразу накладывая соответствующий цвет в полную силу, мелкими мазками, подобно мозаике. Такие отдельные мазки, сливаясь с еще влажными соседними, создают плавные переходы цвета.

В-третьих, пишут по влажной бумаге в один слой, наклады­вая цвет сразу, когда мазки более или менее расплываются. Такой прием называется «алла прима», что в переводе с французского означает «в один прием». Часто все три приема употребляются в одной работе.

Невозможно правдиво изобразить предмет или тематиче­скую композицию, не зная особенностей воздушной перспективы.

Воздушная перспектива – кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и про­странства по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.

При выполнении работы нужно учитывать следующие за­коны воздушной перспективы.

1. Ближние предметы воспринимаются четко, со многими де­талями и фактурой, а удаленные – без подробностей и деталей.

2. Контуры ближних предметов выглядят резко, а удален­ных – мягко.

3. Все близкие предметы обладают контрастной светотенью и ка­жутся объемными, все дальние – плоскими.

4. Все близкие предметы многоцветны, а удаленные – од­но­цветны.

5. Из-за воздушной прослойки цвета всех удаленных пред­ме­тов становятся менее насыщенными и приобретают цвет воздуш­ной дымки – голубой, молочно-белый, фиолетовый.

При изучении живописи учителю надо иметь в виду, что дети эмоционально воспринимают окружающий мир. Задача педагога – не подавляя вдохновленного порыва детей, методически умело и незаметно подвести учащихся к правильным представлениям об окружающей действительности.

Похожие:

Кузин С. В., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 классы. Часть 1,2 iconРостовцев Н. Н. История методов обучения рисованию
Теория и технология художественно-эстетического образования в начальной школе (изобразительное искусство)
Кузин С. В., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 классы. Часть 1,2 iconБиология,  география, история, литература, обществознание Черчение,...
Критерий (К1) : Успешность учебной работы ( динамика учебных достижений обучающихся)
Кузин С. В., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 классы. Часть 1,2 iconМетодическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 5 класс
Это пособие входит в учебно-методический комплект, включающий в себя учебник для 5-го класса «Декоративно-прикладное искусство в...
Кузин С. В., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 классы. Часть 1,2 iconФантазии в цвете и в радости живопись, графика, арт-объекты, куклы, кукольные домики
Все эти работы созданы женщинами. Авторы работ – не профессионалы, они просто любят изобразительное искусство и пробуют в нем свои...
Кузин С. В., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 классы. Часть 1,2 iconБиография Учился в сельской начальной школе, в средней школе Лаудонвилла....
...
Кузин С. В., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 классы. Часть 1,2 icon46. Развивающая работа психолога с детьми младшего школьного возраста
Потребности в помощи психолога у детей в начальной школе многообразны: это и развитие необходимых интеллектуально-психологических...
Кузин С. В., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 классы. Часть 1,2 iconОтечественное изобразительное и театрально-декорационное искусство
Московский Кремль (история формирования архитектурного ансамбля с XII по XVIII вв.)
Кузин С. В., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 классы. Часть 1,2 iconЛитература и изобразительное искусство в Великом княжестве Литовском
Политическая история Полоцкой и Турово-Пинской земель до начала феодальной раздробленности
Кузин С. В., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 классы. Часть 1,2 iconГ. П. Сергеева, И. Э. Кашекова Е. Д. Критская Искусство 8-9классы ...
Учебник предназначен для учащихся 8-9 классов общеобразо­вательных учреждений. Он написан в соответствии с программой «Искусство....
Кузин С. В., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 классы. Часть 1,2 iconНоминация «изобразительное и декоративно-прикладное искусство»
Хiv межвузовский творческий конкурс, посвященный Дню Святой Татьяны празднику российского студенчества (2012 -13 гг.)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница