Важнейшее место в формировании личности школьника, особенно подростка, занимает досуговая сфера. Словом «досуг» мы обозначаем широкое пространство и время


Скачать 45.75 Kb.
НазваниеВажнейшее место в формировании личности школьника, особенно подростка, занимает досуговая сфера. Словом «досуг» мы обозначаем широкое пространство и время
Дата публикации09.03.2013
Размер45.75 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Туризм > Документы
Важнейшее место в формировании личности школьника, особенно подростка, занимает досуговая сфера. Словом «досуг» мы обозначаем широкое пространство и время жизнедеятельности школьника за пределами различной работы. Эту зону учёные часто называют рекреативной, т. е. зоной отдыха, восстановления физических и духовных сил. Другая её функция – развитие способностей и интересов. Третья – свободное общение с интересными людьми.

Отличительная особенность сферы досуга (в сравнении с учением) – добровольный выбор человеком, школьником занятий, форм отдыха.

Нет плохого или хорошего досуга. Тот или иной досуг хорош, когда психологически оправдан. Кто перенапряжён в школе , для кого дни там летят стрелой, тому полезен отдых – разрядка , снимающий напряжение , усталость, стрессовое состояние. Для того, кто считает, что его дни тянутся однообразно, скучно, нужна на отдыхе зарядка, активизация, встряска. Социологи выделяют несколько типов личности по отношению к использованию досуга. Одни люди стремятся к максимально полезному проведению досуга, у них каждый час на счету. Они заранее планируют выходные и каникулы. Как правило, очень много успевают. У других интересы сосредоточены на одном увлечении, которому они отдают всё свободное время. Эти люди стремятся к углубленному знанию о предмете своего увлечения, будь то цветоводство или конструирование. Третьи отличаются пассивностью, склонностью к домашним формам досуга: телевизор, чтение, неспешные занятия в мастерской. А есть люди, которые предпочитают проводить всё в обществе, совместных прогулках, беседах, походах, танцах. Нравственно опасен для общества «времяубиватель», он не имеет никаких глубоких интересов и привязанностей, склонен к агрессии, жестокости. Анализ системы родители – дети показал незаинтересованность родителей в общении со своими детьми, потерю привычки, умения с той и другой стороны совместно проводить время, общаться, решать возникающие вопросы, просто отдыхать. В то же время потери практически невосполнимы ни для детей, ни для родителей. Привычка проводить время вне семьи, вне родительского общения противоестественна и имеет далеко идущие последствия, которые недооцениваются как родителями, так и педагогами. Прежде всего это сказывается на ценности развития личности, становлении опыта совместной жизни, усвоении и формировании норм жизнедеятельности и взаимоотношений в своей будущей семье. Досуг же в семье не отличается большим разнообразием. Семейные традиции проявляются в виде застолий и значительно реже – в совместном отдыхе и совместной творческой деятельности. Предпочтительные занятия в семье – просмотр телепередач, чтение книг. Если родители полностью используют газету, книгу, кино, театр, музеи, то они очень много дадут своим детям в области знания и в деле воспитания характера. Так считал А.С. Макаренко. В своей работе «Лекции о воспитании детей» он выделяет следующие виды отдыха семьи в выходные дни: прогулка за город, знакомство с природой, с городом, с селом, с людьми, с такими великолепными темами, как реконструкции городов, проведении дорог. Кроме прогулок и спорта, в семье возможны такие формы культурного воспитания, как устройство домашних спектаклей, выпуск стенгазеты, организация переписки с друзьями, участие детей в благоустройстве дома, организация встреч, игр, прогулок.

У многих детей самыми радостными часами в их детских рабочих буднях являются вечерние, когда уроки сделаны, все тревоги дня позади и можно заняться чем – то своим, заветным. Если нет у ребёнка вечеров с тёплыми бликами настольной лампы, с негромкими спокойными голосами, красивой музыкой, мягкими прикосновениями, мирными беседами о событиях дня, такой ребёнок многое теряет, а воспитание во многом проигрывает.

Заслуживают похвалы и подражания те родители, которые поощряют участие своих детей в различных кружках, клубах, интересуются у руководителей успехами своих детей, помогают выбрать для занятий то или иное внешкольное учреждение. Ведь некоторые ребята не удовлетворены своим образом жизни, сложившимися отношениями в семье, школе. Они ищут и порой обретают себя именно в любительских занятиях. Там они превращаются из неудачников в нужных, полезных и интересных людей.

Далеко не все родители осознают место чтения в жизни подростка. Далеко не все из нас систематически интересуются домашним чтением своих детей. Общеизвестно, что книга имеет огромное познавательное и воспитательное значение. Она помогает учиться, изучать математику, физику, географию, рассказывает о героях прошлого и настоящего и т. д. Чтение таких книг даёт возможность ученикам за скупыми строками учебников увидеть интересные события, живых людей. Школа уделяет большое внимание работе учащихся с книгой. Но учителям много труднее, чем отцу и матери, следить за тем, сколько, что и как читают школьники в свободное время. Поэтому и родителям необходимо интересоваться домашним чтением детей, воспитывать всяческими способами у них любовь к книге.

Кино и театр занимают важное место в жизни детей. Хорошие спектакли и фильмы не только расширяют познания детей, но и учат их вглядываться в жизнь, заставляют осуждать недостойное в людях, показывают зрителям красоту, благоустройство мыслей, переживаний и поступков человека. Огромную ошибку совершают в тех семьях, где разрешают смотреть детям по телевизору фильмы и спектакли для взрослых. Не будучи в силах правильно разобраться в содержании, в художественной ценности таких передач, дети привыкают просто глазеть на такие вещи, которые должны вызывать у человека глубокие мысли и чувства, эстетические переживания. Но чрезмерное увлечение кино, театром приносит вред, поскольку обилие впечатлений утомляет нервную систему. На редкость точно соответствуют желаниям, нуждам и проблемам многих детей компьютерные игры. Видеоигры обещают напряжённость и развлечение. Они увлекают действием, которого в будничной жизни многим недостаёт. Видеоигра даёт возможность точно измерить собственные достижения. При всём взаимопонимании не мешает, однако, установить ребёнку ряд правил. Например, определённое количество часов за экраном в неделю и никаких игр перед сном.

Успешное воспитание школьников нельзя представить без их творческой деятельности. Развитие творческих способностей детей требует от взрослых творческого подхода. Участие в том или ином кружке требует от ученика довольно много времени, определённой работы над собой дома. И случается нередко так, что вокальный , хоровой, танцевальный ансамбль, драматический кружок начинают поглощать не только свободное время, но и учебное время, появляются одна за другой плохие оценки. Поэтому взрослые должны убедить детей в том, что в искусство нет дороги без знаний, а потому нельзя забрасывать учебные занятия, увлекаться своими первыми успешными шагами в кружке, то творческая деятельность ребят будет не мешать учебным занятиям, а дополнит их.

Для родителей очень важно организовать разумно и летний отдых детей. Многие папы и мамы стараются увезти своих детей на юг. Но поездка к морю вызывает сложную перестройку в организме ребёнка. Интенсивное воздействие солнечных лучей тоже не каждому показано. Туризм является замечательным средством отдыха и закаливания. Ежедневная ходьба, длительное пребывание на воздухе, солнце, купание в реке, необходимость переносить резкие изменения погоды- всё это закаливает организм туриста.

Таким образом, на основании анализа именно свободного времени учащихся можно давать оценку работе семьи по воспитанию и формированию личности.

Похожие:

Важнейшее место в формировании личности школьника, особенно подростка, занимает досуговая сфера. Словом «досуг» мы обозначаем широкое пространство и время iconДосуг как педагогическое явление
Важное место в жизни молодежи занимает сфера свободного времени, объем которого по данным Всесоюзной переписи населения достаточно...
Важнейшее место в формировании личности школьника, особенно подростка, занимает досуговая сфера. Словом «досуг» мы обозначаем широкое пространство и время iconВопросы для обсуждения: Социальная среда и ее влияние на развитие личности
Критерий становления полноценной социализации и воспитания личности подростка и его показатели
Важнейшее место в формировании личности школьника, особенно подростка, занимает досуговая сфера. Словом «досуг» мы обозначаем широкое пространство и время iconПсихология управленческого воздействия
Речь, таким образом, идет о психологическом влиянии извне на мотивационный процесс сотрудника, а не о действительном формировании...
Важнейшее место в формировании личности школьника, особенно подростка, занимает досуговая сфера. Словом «досуг» мы обозначаем широкое пространство и время iconРеферат по дисциплине: Философия на тему: Время и пространство в неживой и живой природе
Пространство и время в общей теории относительности и в релятивистской космологии. 6
Важнейшее место в формировании личности школьника, особенно подростка, занимает досуговая сфера. Словом «досуг» мы обозначаем широкое пространство и время iconКнига о библии (научно-популярные очерки) глава первая. Что такое библия слово «Библия»
«книги». В наше время мы обозначаем этим словом не всякие книги, а одну определенную книгу, состоящую из нескольких десятков отдельных...
Важнейшее место в формировании личности школьника, особенно подростка, занимает досуговая сфера. Словом «досуг» мы обозначаем широкое пространство и время iconОстрые кишечные инфекции это группа инфекционных заболеваний, вызываемых
Дизентерия ( шигеллез). Занимает первое место среди заболеваний у детей, особенно дошкольного и школьного возраста
Важнейшее место в формировании личности школьника, особенно подростка, занимает досуговая сфера. Словом «досуг» мы обозначаем широкое пространство и время icon-
М. М. Гогуева. Специфика негативного влияния субкультуры на развитие личности подростка
Важнейшее место в формировании личности школьника, особенно подростка, занимает досуговая сфера. Словом «досуг» мы обозначаем широкое пространство и время iconРосс Кэмпбелл Как любить своего подростка Предисловие Введение Переходный возраст > Семья
Это очень серьезная книга, но и помощь подросткам в переходный период их жизни тоже серьезное и непростое дело, особенно в наше время....
Важнейшее место в формировании личности школьника, особенно подростка, занимает досуговая сфера. Словом «досуг» мы обозначаем широкое пространство и время iconНа стороне подростка
Д65 На стороне подростка / Франсуаза Дольто; [перевод с фр. А. К. Борисовой; предисл. М. М. Безруких]. — Екатеринбург: Рама Паблишинг,...
Важнейшее место в формировании личности школьника, особенно подростка, занимает досуговая сфера. Словом «досуг» мы обозначаем широкое пространство и время iconПримерная схема изучения личности младшего школьника и составления...
Задание по психологии: психолого-педагогическая характеристика одного из учеников класса
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница