Программа экологической смены “Экодром Юнитур” оздоровительно-образовательного лагеря дооцт “Юнитур”


Скачать 346.12 Kb.
НазваниеПрограмма экологической смены “Экодром Юнитур” оздоровительно-образовательного лагеря дооцт “Юнитур”
страница1/3
Дата публикации09.03.2013
Размер346.12 Kb.
ТипПрограмма
userdocs.ru > Туризм > Программа
  1   2   3
Программа

экологической смены “Экодром "Юнитур”

оздоровительно-образовательного лагеря ДООЦТ “Юнитур”


Авторы:

Жилякова Елена Павловна (г.Екатеринбург)

Матюнин Евгений Геннадьевич (г.Екатернибург)


Информационная справка об исполнителях проекта

Детский оздоровительно-образовательный центр туризма “Юнитур” - это муниципальное оздоровительно-образовательное учреждение, входящее в структуру системы дополнительного образования детей. Учредителем Центра является Администрация города Екатеринбурга.

ДООЦТ “Юнитур” создан в 1991 г., как самостоятельное, специализированное учреждение, предназначенное для организации каникулярного времени несовершеннолетних и организации туристско-экскурсионной, эколого-краеведческой, оборонно-спортивной и военно-патриотической работы среди детей и подростков в учебное время.

Помимо решения своих непосредственных образовательных задач ДООЦТ “Юнитур” уже десятый год активно занимается организацией летнего оздоровительного отдыха учащихся школ г. Екатеринбурга и Свердловской области. В 2000 г. в летний период Центром были организованы 37 выездных детских оздоровительно-образовательных лагерей.

Программы деятельности детских оздоровительно-образовательных являются неоднократными победителями областных и всероссийских конкурсов. В 1999 году программа профориентационной оздоровительной смены "Академия туризма" получила грант III степени во всероссийском конкурсе вариативных программ летнего отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи, проводимым Комитетом по делам молодежи РФ, а в 2000 году программа гражданско-патриотической смены "Форум юных россиян" получила грант II степени. Обе программы были успешно реализованы в ряде лагерей ДООЦТ “Юнитур”.

На практике, в силу различных социально-экономических обстоятельств, Центр берет на себя более широкие функции, чем это было предусмотрено целями его создания. Совместно со службами занятости он содействует трудоустройству несовершеннолетних, находящихся в особо сложной жизненной ситуации, занимается проблемами семьи, адаптации и реабилитации детей и подростков из групп социального риска.

ДООЦТ “Юнитур” активно развивает социальное партнерство с различными государственными и общественными объединениями и организациями, которые заинтересованы в решении проблем детства, организации оздоровления и отдыха подростков, оказанию социальной помощи семьям, реализации других социально значимых программ.

^ Характеристика проблемы

Прошедший XX век как век научно-технического прогресса существенно усилил экономическое давление человека на природную среду. Ежедневно в результате нерациональной деятельности человека 44 гектара земель обращаются в пустыни, в минуту уничтожаются свыше 20 гектаров лесов, ежедневно исчезают по одному виду животных и растений, ежегодно умирают от голода 40 тысяч детей.

Состояние окружающей природной среды в современной России, можно охарактеризовать как экологический кризис. В результате роста загрязнения окружающей природной среды в России сегодня выделяется почти 60 крупных городов, где назрела критически сложная экологическая обстановка. Ежегодно в Российской Федерации улавливается и обезвреживается лишь 70% от общего количества выбрасываемых вредных веществ. Отсутствие очистных сооружений или их неудовлетворительная работа, изношенность, маломощность приводят к тому, что 82% сбрасываемых вод не подвергается очистке.

Более 20% территории России находится в критическром экологическом состоянии, в районе зон экологического бедствия. В настоящее время более 70 млн. людей дышит воздухом, насыщенным опасными для здоровья веществами, в 5 раз и более превышающими допустимую норму. Все это ведет к сокращению рождаемости и увеличению смертности населения. Каждый десятый ребенок рождается генетическим неполноценным. У 45% призывников выявлены нарушения психики.

Деградация окружающей среды и последствия – лишь одна сторона проявления экологического кризиса. Другой его стороной является социальный аспект. Экологический кризис в его социальном аспекте проявляется в массовом эколого-правовом нигилизме, то есть в массовом неуважении экологических и эколого-правовых требований, в нарушении или невыполнении их.

Одним из направлений выхода из экологического кризиса является развитие системы экологического образования, просвещение, воспитание, перестройка потребительского отношения к природе, то есть экологическая революция мышления.

Но одним просвещением и образованием, если они не опираются на реальные природоохранительные действия, ситуацию изменить будет сложно. Поэтому возникла необходимость в создании такой программы деятельности, которая бы предусматривала активное участие детей и подростков в общественно полезной деятельности, направленной на овладение экологическими навыками, знаниями и умениями.

Кроме того, в период развития и формирования детского организма экологическое воспитание и образование можно считать важным компонентом воспитания здорового образа жизни.

Учитывая, что данная программа предусматривает постоянные и тесные отношения детей с природой, было принято решение о создании программы экологической смены выездного детского оздоровительно-образовательного лагеря, условия которого в наибольшей степени будут способствовать эффективности реализации данной программы.

^ Цель и задачи программы

Программа ставит целью формирование нравственного отношения к природе, воспитание экологически грамотного подрастающего поколения, используя возможности экологической смены детского оздоровительно-образовательного лагеря.

Программа предусматривает решение следующих задач:

  • создание учебной экологической тропы, как фактора формирования культуры поведения детей и подростков в природной среде;

  • формирование у детей и подростков экологического мировоззрения;

  • освоение экологической этики, опирающейся на соответствующую мотивацию (создание экологической тропы);

  • формирование высокого уровня экологической культуры.

  • совершенствование оздоровительной работы в летнем выездном лагере;

  • привлечение максимально большого количества детей и подростков к осознанному выбору здорового образа жизни;

  • совершенствование педагогических методов экологического воспитания детей и подростков.

Концептуальные подходы

1. Организация экологической оздоровительно-образовательной смены в летнем выездном лагере обусловлена следующими причинами:

  • летние каникулы составляют значительную часть годового свободного времени детей и подростков, прекращаются занятия в школах и учреждениях дополнительного образования; и как следствие, увеличивается фактор риска подросткового периода, поэтому организация летнего отдыха детей и подростков рассматривается государством не только как оздоровление детей и проведение их досуга, но и как средство в профилактике безнадзорности, частичного решения вопроса преступности, наркомании и токсикомании детей и подростков в период летних каникул

  • летний период является наиболее благоприятным для организованного оздоровления, восстановления сил и спортивной реализации физической активности учащихся, позволяет охватить системой оздоровительных мероприятий наибольшее количество детей, используя доступную и эффективную массовую форму укрепления здоровья - уникальные по многогранности воздействия естественные оздоровительные факторы;

  • условия выездного летнего лагеря, расположенного вдали от больших промышленных центров, представляются наиболее благоприятными для организации работы по экологическому воспитанию школьников через возможность организации работы по созданию учебной экологической тропы и проведению практических занятий на природе.

2. В качестве модели организации деятельности экологической смены выбрана модель проектной деятельности по создания учебной экологической тропы. Целесообразность выбора обусловлена тем, что в процессе работы по созданию тропы происходит осознание целей экологической деятельности человека, оформление замысла, подростки разрабатывают организационный план, реализуют работу по плану, в итоге получая материальный результат, ребята знают, как он будет использоваться, ощущают ценность и значимость реализованного проекта.

Проект создания учебной экологической тропы как модели организации смены предполагает построение разнородной системы условий организации деятельности. Ее основой является гибкая схема действий педагогов, опирающегося на инициативу и активность детского коллектива. Педагоги планируют свою деятельности не только исходя из собственной цели, но и, прежде всего, на основе осмысления проблем детским коллективом.

Кроме того, учебная экологическая тропа содержит в себе большую познавательная ценность и эмоциональную выразительность, а также, учитывая ее доступность, может быть использована как фактор экологического воспитания и образования не только для тех кто ее создает, но и для других отдыхающих лагеря и местного населения. Это может быть достигнуто через многообразие экскурсионных объектов экологической тропы, их эстетическую и познавательную ценность.

Объекты делятся на естественные природные объекты и искусственно привнесенные.

Естественно природные объекты могут быть:

  • биологическими (сообщества растений, животные, следы жизнедеятельности животных);

  • специфическими (памятники природы);

Искусственно привнесенными объектами могут быть:

  • перенесенные природные объекты (гнездовья, покинутые хозяевами, пересаженные растения и т.д.) – несут учебную нагрузку;

  • приспособления для облегчения пути (мостики, переходы, места отдыха, навес);

  • информационные объекты (информационные щиты, знаки и др.), которые могут быть информационными, инструктивными, эмоциональными.

Программа предполагает, что выявление экскурсионных объектов, информация о них, выполнение работ и оформление документации производится силами самих подростков.

3. Следующим концептуальным положением мы считаем – адаптивность программы экологической смены "Экодром "Юнитур". То есть, эта программа может быть легко адаптирована к условиям любого места дислокации лагеря, будь то Уральский регион или побережье Черного или Азовского морей.

На сегодняшний день есть предварительные договоренности с Сочинским национальным парком о создании экологической тропы в районе Лооского лесхоза, с администрацией Темрюкского лесхоза. В Уральском регионе реализация данной программы предусматривается на территории природного парка "Оленьи ручьи".

^ Основное содержание

"Экодром "Юнитур" представляет собой традиционную оздоровительную лагерную смену - 18 дней, в рамках которой реализуется эко-проект "Экологическая тропа", в процессе реализации которого вся деятельность детей и подростков в оздоровительно-образовательном лагере будет направлена на создание экологической тропы и овладение основами экологических знаний.

В воспитательно-оздоровительном процессе лагеря можно выделить два составных блока: экологический и оздоровительный.
Экологический блок

Экологический блок состоит из следующих разделов:

  • подготовительный курс;

  • учебные экскурсии и прогулки;

  • работы по созданию экологической тропы;

  • творческо-практические мероприятия;

Реализация содержания экологического блока осуществляется под руководством и с помощью трех педагогов. Один из педагогов ведет теоретический занятия и беседы подготовительного курса, второй – занимается организацией и проведением учебных экскурсий и биологических прогулок, а третий с помощью своих коллег и руководителей групп занимается руководством непосредственной работы по созданию экологической тропы.

Творческо-практические мероприятия готовит и проводит организатор досуга.

^ Подготовительный курс

Подготовительный курс рассчитан на 8 учебных часов. Занятия проводятся по графику в помещении библиотеки. Продолжительность занятия 45 минут.

^ Цель курса - дать знания об основных законах и разделах экологии: "Классическая экология", "Экология человека", "Социальная экология"; природоохранной деятельности; о познавательной и воспитательной пользе экологических троп, способствовать воспитанию нравственно-экологической культуры.

^ Учебно-тематический план

п/п

Название темы

Всего часов



Основные законы экологии Барри Коммонера. Научные и правовые основы охраны природы. Экологическая тропа и ее роль в охране окружающей среды

1



Итого:

8

^ Учебные экскурсии

В течение смены организуется восемь учебных экскурсий. Куда бы не организовывались экскурсии, какую бы учебную цель они не преследовали всегда и везде во время экскурсий внимание детей обращается на следы пребывания различных животных, на редкие растения, на следы деятельности человека и др. На все экскурсии дети непременно должны брать с собой рабочие дневники, карандаши, атласы растений и животных, инвентарь для игр.

Экскурсия по экологической тропе. Для детей первого заезда тропу создают взрослые, а для последующих заездов можно использовать экологические тропы созданные предыдущими заездами.

Данная экскурсия несет в себе большую познавательную, эстетическую ценность и эмоциональную выразительность. Она должна настроить детей на тематику всей смены, на желание участвовать в работе по созданию экологической тропы.

Во время экскурсии обращается внимание на то, какие работы были выполнены для создания этой экологической тропы (укрепление дорожно-тропиночного полотна, устройство навесов, смотровых площадок, мест отдыха и т.п.), на разнообразие объектов, на карту-схему тропы, на информационные доски, экологические "дорожные" знаки.

Экскурсия "Лесные ясли". Эта экскурсия проводится в лесопитомник, где дети наблюдают как сажают деревья, оказывая посильную помощь в посадке. Дети знакомятся с такими понятия как самосев, всход, палочник, шестовина, молодняк, прореживание и с некоторыми другими лесническими терминами. Все новые сведения записываются в рабочие дневники. Дети учатся определять возраст и высоту деревьев, знакомятся со сроками продолжительности жизни различных деревьев.

Во время экскурсии проводятся игры и конкурсы (поиск самой большой шишки, беличий хвост, пройти по бревну с 50 шишками в руках и др.).

Ботаническая прогулка. Прогулка представляет собой состязание, в котором на каждом этапе присуждаются очки. Победителя ждет приз. Соревновательный и игровой характер экскурсии должен пробудить у детей любопытство, усилить наблюдательность, сделать процесс познания более осмысленным и значимым.

Примерные задания на этапах.

1. Кто больше напишем названий встретившихся знакомых растений.

2. Определить название растений по картинкам (чистотел, тысячелистник, пион, валериан и др.).

3. Определить возраст дерева по спилу

4. За 15 минут собрать материалы для гербария.

5. Собрать цветок из разрозненных изображений элементов (стебель, лист, цветок).

Во время прогулки детям рассказывают о правилах сбора и заготовки лекарственных растений, выполнения элементов гербария, биологических цветочных часах, о пользе и вреде древесных грибов, о растениях компасах, знакомят с правилами сбора грибов, проводят подвижные игры.

На протяжении прогулки дети работают с рабочими дневниками.

Орнитологическая экскурсия "Музыка природы". Дети идут в лес слушать голоса птиц, звуки леса в естественных условиях и магнитофонные записи. Записывают в рабочие блокноты звуки, которые слышат (шум листвы, стук дятла и пр.). Делятся своими впечатлениями, участвуют в играх "Птицы нашего леса", "Лесные звуки", "Имитатор", "Найди портрет". Выполняют упражнения на релаксацию, аутотренинг. Проводится сбор природного материала для поделок.

Экскурсия "Лесная аптека". Данная экскурсия предназначена для поиска и сбора лекарственных растений. Во время экскурсий проводится беседа о целебных свойствах растений. Дети работают с гербариями лекарственных растений, с иллюстрированными Делают заметки в рабочие дневники о лекарственных растениях и их значении. Проводится в игровой форме проверка знаний о правилах сбора и заготовки лекарственных растений.

Во время экскурсии проводится сюжетно-ролевая игра "Лесной Робинзон".

Экскурсия "Свалка". Во время экскурсии с детьми беседуют об экологической этике туристов и других лесопользователей, проводится практическая работа по выявлению в лесу, прилегающему к лагерю, несанкционированных свалок мусора, нанесение их на карту-схему, которая в дальнейшем направляется в администрацию лесхоза. Проводится экологический мониторинг атмосферы с помощью растений индикаторов. Небольшие места мусорных свалок ликвидируются детьми самостоятельно (закапывается, а то, что не подлежит разложению собирается в пакеты выносится на санкционированные свалки мусора).

Экскурсия на очистные сооружения. Данная экскурсия может быть проведена на любом промышленном предприятии, находящемся в районе дислокации детского оздоровительного лагеря с целью ознакомления с комплексом очистных сооружений, их природоохранной ролью, способом очистки. Дети знакомятся с понятиями: сброс, нормативная очистка, сточные воды, биологические очистные сооружения, поверхностные водные объекты, физико-химическая очистка и др. Посещение лаборатории при очистных сооружениях, анализ очищенной воды. Дети делают зарисовки схемы очистки и соответствующие записи в рабочих дневниках.
  1   2   3

Похожие:

Программа экологической смены “Экодром Юнитур” оздоровительно-образовательного лагеря дооцт “Юнитур” iconПрограмма работы VI международного молодёжного образовательного лагеря «донузлав 2012»
Торжественное открытие лагеря с участием представителей Посольства РФ на Украине, Представительства фа «Россотрудничество», вксорс,...
Программа экологической смены “Экодром Юнитур” оздоровительно-образовательного лагеря дооцт “Юнитур” iconПоложение об организации работы VI международного молодежного образовательного...
Работа Лагеря будет проходить с 16 по 31 июля 2012 года на территории Автономной Республики Крым в черте пгт Новоозетное Сакского...
Программа экологической смены “Экодром Юнитур” оздоровительно-образовательного лагеря дооцт “Юнитур” iconЛекция тема: законодательные основы экологической экспертизы
Организационно-правовые формы экологической экспертизы. Правовое регулирование управления в области экологической экспертизы. Правовой...
Программа экологической смены “Экодром Юнитур” оздоровительно-образовательного лагеря дооцт “Юнитур” iconПрограмма Фестиваля работающей молодежи «Юность»
Мбу «Городской комплексный оздоровительно-досуговый центр детей и молодежи «Орленок»
Программа экологической смены “Экодром Юнитур” оздоровительно-образовательного лагеря дооцт “Юнитур” iconЭкологическая акция по спасению деревьев на перевале Горячий Ключ
В акции принимают участие ребята – представители отрядов детского лагеря «Солнечный» (60 человек) и воспитатели лагеря
Программа экологической смены “Экодром Юнитур” оздоровительно-образовательного лагеря дооцт “Юнитур” iconПрограмма учебной дисциплины
Программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности...
Программа экологической смены “Экодром Юнитур” оздоровительно-образовательного лагеря дооцт “Юнитур” iconРасписание детского оздоровительно-развивающего центра «Лимпопоша»
Расписание детского оздоровительно-развивающего центра «Лимпопоша»8-916-502-99-90
Программа экологической смены “Экодром Юнитур” оздоровительно-образовательного лагеря дооцт “Юнитур” iconПрограмма Дискуссионного лагеря «Волга+Урал»
Владислав Егоров – зампредседателя Законодательного собрания Нижегородской области
Программа экологической смены “Экодром Юнитур” оздоровительно-образовательного лагеря дооцт “Юнитур” iconПрограмма смены направлена на решение следующих задач
Волгоград, ул. Коммунистическая, д. 11, e-mail: molodej34@centermol ru, тел./факс: (8442) 33 52 24
Программа экологической смены “Экодром Юнитур” оздоровительно-образовательного лагеря дооцт “Юнитур” iconПрограмма дисциплины «Правовые вопросы предпринимательства» для специальности...
Программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта компонента
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница