Учебно-методический комплекс учебной дисциплины археологические памятники россии


НазваниеУчебно-методический комплекс учебной дисциплины археологические памятники россии
страница1/7
Дата публикации11.04.2013
Размер0.97 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
userdocs.ru > Туризм > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ

УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра социально-культурного сервиса и туризма


Учебно-методический комплекс

учебной дисциплины

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ

РОССИИ




По направлению: 100200.62 «Туризм»



рок обучения: 1

Санкт-Петербург

2007

ББК 63.4(2)

УДК 904(470)

А 45
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию

кафедрой социально-культурного сервиса и туризма.

Протокол от 24 октября 2007 г. № 3.
Учебно-методический комплекс одобрен методической

комиссией факультета социального управления

Протокол от 26 октября 2007 г. № 2.
Алёкшин В.А.

Археологические памятники России. Учебно-методический комплекс. – СПб.: СПбАУЭ, 2007. — 70 с.
Учебно-методический комплекс (УМК) содержит основные требования и организационно-методические указания по изучению археологии России. УМК включает рабочую учебную программу, общие методические рекомендации по изучению дисциплины, методические рекомендации к практическим занятиям, порядок проведения контроля качества подготовки студентов, а также содержание контрольных материалов, краткие тексты лекций и словарь терминов по дисциплине.

Основное внимание уделено изложению фактического материала и характеристике основных этапов развития материальной и духовной культуры древних народов, населявших территорию России.

УМК написан на основании требований государственного стандарта высшего профессионального образования, предъявленных к содержанию и уровню подготовки выпускников по направлению 100200.62 «Туризм».
© Санкт Петербургская академия

управления и экономики, 2007
© Алекшин В.А., 2007

СОДЕРЖАНИЕ

1

Рабочая учебная программа дисциплины

4

2

Общие методические рекомендации по изучению дисциплины

16

3

Методические рекомендации к практическим знаниям

22

4

Порядок проведения контроля качества подготовки студентов, содержание контролирующих материалов

35

5

Краткие конспекты лекций

43

6

Словарь терминов

67


^ 1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1. Цели и задачи обучения по дисциплине
Целью изучения дисциплины "Археологические памятники России" является формирование у студентов представлений о разнообразии и уникальности культурного наследия древних народов, населявших территорию нынешней России.

Предметом изучения дисциплины "Археологические памятники России" является рассмотрение основных тенденций культурного и социального развития древних племён, обитавших на территории России от эпохи палеолита до раннего средневековья, а также изучение контактов и взаимовлияний различных древних обществ.

^ Задачи обучения по дисциплине:

ознакомить студентов с новейшими данными по вопросу о происхождении человека, а также по проблемам возникновения и развития орудий труда, форм хозяйства, домостроительства, ремесла, фортификации, религии, погребальных обрядов, искусства и общественного строя древних народов;

предоставить студентам информацию о специфике, разнообразии и методах интерпретации археологических источников, а также об основных археологических памятниках России;

научить студентов аргументировано излагать свои взгляды по проблемам культурно-хозяйственного и социального развития древних народов, некогда живших на территории России.

^ В результате изучения дисциплины студенты должны:

иметь представление: о многообразии культурного наследия древних народов России, о их существенном вкладе в сокровищницу мировой культуры;

знать: важнейшие археологические памятники России от эпохи палеолита до раннего средневековья;

уметь: ориентироваться в фактическом материале, критически оценивать его и использовать имеющуюся информацию для характеристики различных периодов культурного развития древних народов, обитавших на территории России;

владеть навыками: подбора и анализа литературы по археологии России для подготовки соответствующей служебной документации в сфере развития социально-культурного сервиса и туризма.
^ 2. Организационно-методические указания
Дисциплина «Археологические памятники России» входит в цикл дисциплин специализации (230. 505–«Туризм» и 230. 511 «Гостиничный сервис»).

Преподавание дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении курсов «История мировых цивилизаций», «Мировая культура и искусство», «Искусствоведение».

При изучении дисциплины предусмотрены следующие виды учебных занятий: лекции, практические занятия и самостоятельная работа.

На лекциях рассматривается основная проблематика курса с учётом новейших достижений в области российской и зарубежной науки, причём студенты знакомятся с результатами современных раскопок важнейших археологических памятников России. Многие древности, полученные в результате работы археологов, является объектами туризма.

На практических занятиях студенты углублённо прорабатывают фактический материал по важнейшим разделам дисциплины, обучаясь умению обобщать археологическую информацию. Особое внимание при этом уделено формированию у студентов прочных знаний по вопросам развития материальной и духовной культуры древнего населения Русской равнины в различные археологические периоды. На практических занятиях используется активная форма обучения, предусматривающая доклады студентов по основным проблемам дисциплины. Доклады детально обсуждаются, что помогает контролировать качество знаний и позволяет критически осмысливать различные точки зрения по актуальным проблемам археологии.

Во время самостоятельной работы студенты изучают основную и дополнительную литературу по учебным темам, а также готовятся к докладам и ответам на вопросы по темам практических занятий.

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль, промежуточную и итоговую аттестацию.

Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в форме устного опроса и во время обсуждения докладов на практических занятиях.

Рубежный контроль имеет целью выявить качество усвоения учебного материала по следующим Разделам учебной дисциплины: Раздел 1. «Введение в археологию» (тема 1), Раздел 2. «Археологические памятники каменного века в России» (темы 2–4), Раздел 3. «Археологические памятники бронзового века в России» (темы 5, 6). Раздел 4. «Археологические памятники железного века в России» (темы 7–9), Рубежный контроль проводится в форме тестирования.

Промежуточный контроль имеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Проводится в форме экзамена.

Знания, полученные при изучении данной дисциплины могут быть использованы при написании выпускной квалификационной работы и контролируются на междисциплинарном экзамене по специальности.

^ II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Введение в археологию
Тема 1. Введение. Археология как гуманитарная наука
Введение в учебную дисциплину: цель, задачи, предмет и основное содержание дисциплины, её место и роль в системе подготовки специалиста; построение и последовательность обучения по дисциплине; отчётность по дисциплине; рекомендации по самостоятельной работе.

Роль археологии в изучении древних обществ. Культурный слой. Типы археологических памятников. Основные понятия археологии: артефакт, признак, тип, археологическая культура. Типологический и трасологический методы изучения археологических находок. Относительное датирование в археологии. Археологическая периодизация. Стратиграфический метод. Понятие закрытого комплекса. Абсолютное датирование в археологии (методы: аминокислотной рацемизации, дендрохронологический, люминесцентный, калий–аргоновый, радиоуглеродный, трековый, урановый, электронно–парамагнитного резонанса). Организация археологических работ. Передача археологических находок в музеи.

^ Раздел 2. Археологические памятники каменного века в России
Тема 2. Палеолит и мезолит

Африканская прародина человека. Человекообразные обезьяны (гоминоиды). Древнейшие гоминиды (ардипитек, оррорин, сахельантроп, австралопитек). Древнейшие виды рода хомо: хомо хабилис (человек умелый), хомо эректус (человек прямоходящий), хомо гайдельбергенсис (человек гайдельберский), хомо неандерталенсис (неандерталец). Хомо сапиенс (человек разумный). Олдувайская эпоха. Древнейшие галечные орудия труда (чопперы). Ашельская эпоха (нижний палеолит). Ручные рубила. Освоение огня. Возникновение речи. Стоянки ашельского времени на территории России (Богатыри, пещера Треугольная, Карама). Мустьерская эпоха (средний палеолит). Остроконечники. Стоянки мустьерского времени на территории России (Ильская, Мезмайская пещера, Денисова пещера). Мустьерские погребения. Верхний палеолит (ориньяк, солютре, граветт и мадлен). Пластинчатые индустрии. Стоянки верхнего палеолита на территории России (Костёнки, Сунгирь, Мальта, Афонтова Гора). Охота и собирательство. Жилища в палеолите. Происхождение искусства (украшения, скульптура, пещерная живопись). Живопись Каповой пещеры. Погребения верхнего палеолита. Религиозные ритуалы. Общественный строй. Эпоха мезолита. Микролитизация кремнёвой индустрии. Открытие шлифовки и сверления каменных изделий. Изобретение лука и стрел. Одомашнивание собаки. Охота, рыболовство и собирательство. Мезолитические культуры на территории России (культура комса на Кольском полуострове, культура суомусярви в Карелии, культура Веретье в Восточном Прионежье, бутовская культура в Волго–Окском междуречье, чохская культура на Северном Кавказе, Стоянка Верхоленская Гора на юге Восточной Сибири). Жилища в мезолите. Появление могильников (Попово, Минино I, II). Религиозные ритуалы. Развитие искусства. Общественный строй.
Тема 3. Неолит

Возникновение земледелия и скотоводства в Юго–Западной Азии и постепенное распространение производящей экономики по Европе. Переход к оседлому образу жизни. Холодная и горячая ковка меди. Докерамический и керамический неолит. Кремнёвая индустрия. Развитие морского промысла. Появление лыж, саней и лодок. Археологические культуры лесной зоны России (Оленеостровский могильник в Карелии, каргопольская культура в Восточном Прионежье, льяловская и рязанская культуры центральной части Русской равнины, китойская и серовская культуры на юге Восточной Сибири). Археологические культуры юга России (ракушечноярская культура на нижнем Дону, чохская культура на Северном Кавказе). Домостроительство. Развитие искусства. Петроглифы Карелии, Кольского полуострова, Восточной Сибири и Дальнего Востока. Погребальные обряды. Религиозные ритуалы. Общественный строй.
Тема 4. Энеолит

Открытие литья меди. Изобретение гончарного круга. Одомашнивание лошади. Появление колесного транспорта. Археологические культуры лесной зоны России (волосовская культура на Русской равнине, гаринско–борская культура в Прикамье). Археологические культуры юга России (среднестоговская и репинская культура на нижнем Дону, самарская и хвалынская культуры в Поволжье, афанасьевская на юге Сибири). Домостроительство. Развитие искусства. Погребальные обряды. Религиозные верования. Общественный строй.
^ Раздел 3. Археологические памятники бронзового века в России

Тема 5. Бронзовый век юга России

Металлургия бронзы. Появление боевых колесниц. Освоение коня для верховой езды. Сложение пастушеского хозяйства в степях. Археологические культуры Северного Кавказа (майкопская, дольменная, северокавказская). Археологические культуры степной зоны России (ямная, среднеднепровская, катакомбная, бабинская, срубная, окуневская, синташтинская, петровская, алакульская. фёдоровская и карасукская). Обособление индо–иранской ветви индоевропейских языков. Роль войн, торговли и обмена. Домостроительство. Развитие искусства. Погребальные обряды. Религиозные верования. Общественный строй.
Тема 6. Бронзовый век лесной зоны России

Археологические культуры европейской части России и Приуралья (фатьяновская, абашевская, позднковская и приказанская). Археологические культуры Сибири (самусьская и глазковская). Памятники сейминско–турбинского типа. Домостроительство. Развитие искусства. Погребальные обряды. Религиозные верования. Общественный строй.
^ Раздел 4. Археологические памятники железного века в России

Тема 7. Железный век юга России

Металлургия железа. Кобанская культура Северного Кавказа. Сложение кочевого хозяйства в степях. Меоты и их культура. Предскифский (киммерийский) период в степях (черногоровский и новочеркасский комплексы). Скифы и их культура. Скифская триада (набор вооружения, конский убор, звериный стиль в искусстве). Савроматы (сарматы) и их культура. Кочевники Южной Сибири (тагарская культура), Алтая (пазырыкская культура) и Тувы (уюкская культура). Культура сюнну в Забайкалье. Античная культура в северном Причерноморье (азиатская часть Боспора). Взаимодействие античной и варварской культур в северном Причерноморье. Домостроительство. Развитие искусства. Погребальные обряды. Религиозные верования. Общественный строй.
Тема 8. Железный век лесной зоны России

Дьяковская и городецкая культуры Волго–Окского междуречья. Ананьинская и пьяноборская культуры в Прикамье. Саргатская и кулайская культуры в Западной Сибири. Домостроительство. Развитие искусства. Погребальные обряды. Религиозные верования. Общественный строй.
Тема 9. Раннесредневековая археология юга и лесной зоны России. Заключение

Археологические памятники Северного Кавказа (аланы, адыго–черкесы). Археологические памятники степной зоны России (гунны, авары, болгары. хазары, кимаки, уйгуры, хакасы). Археологические памятники лесной зоны России (водь, корела, весь, чудь, меря, мурома, мордва, марийцы, коми, удмурты, угры и самодийцы). Домостроительство. Развитие искусства. Погребальные обряды. Религиозные верования. Общественный строй.

Заключение. Обзор изученного материала и возможности дальнейшего самостоятельного получения информации в области археологии России. Перспективы развития учебной дисциплины. Пути дальнейшего самостоятельного совершенствования знаний. Рекомендации по подготовке к экзамену.

^ III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО СЕМЕСТРАМ, РАЗДЕЛАМ, ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

(очная форма обучения, срок обучения – 4 года)

Номера тем

Наименование тем

Всего

часов

Аудиторные

занятия

Самост.

работа

лекции

Практ.

занятия

Семестр – VII. 70 часов




  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины археологические памятники россии iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «административное право»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Административное право» цикла опд по специальности 030501. 65 «Юриспруденция». –...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины археологические памятники россии iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины правоведение (право) По направлению
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой Теории и истории государства и права
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины археологические памятники россии iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины физическая культура для всех специальностей
Физическое воспитание. Учебно-методический комплекс. – Спб.: Спбауэ, 2007. – 84 с
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины археологические памятники россии iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины физическая культура для всех специальностей
Физическое воспитание. Учебно-методический комплекс. – Спб.: Спбауэ, 2007. – 84 с
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины археологические памятники россии iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Имиджелогия» По...
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой менеджмента. Протокол от 12 марта 2007 г. №8
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины археологические памятники россии iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины речевая коммуникация...
Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета социального управления
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины археологические памятники россии iconУчебно-методический комплекс дисциплины по дисциплине «Теория государства и права»
Учебно-методический комплекс дисциплины разработан на основании государственного образовательного стандарта и типовой учебной программы...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины археологические памятники россии iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины рекреалогия по направлению
Основное внимание уделено методологическим подходам и категорийному аппарату данной учебной дисциплины, рассмотрению специфики реализации...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины археологические памятники россии iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины Теория государства...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с фогс впо по направлению подготовки «Юриспруденция», утвержденным приказом...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины археологические памятники россии iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины Управление транспортными системами

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница