Освобождение голоса


НазваниеОсвобождение голоса
страница1/18
Дата публикации03.05.2013
Размер1.97 Mb.
ТипРеферат
userdocs.ru > Туризм > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Кристин Линклэйтер
ОСВОБОЖДЕНИЕ ГОЛОСА
Содержание:
Введение

Как работает голос

Почему голос не работает

Часть первая. Процесс освобождения

Позвоночник — опора дыхания

Дыхание — источник звука

Касание звука

Вибрации, которые усиливают первоначальный звук

Комплекс упражнений для релаксации спины, головы

Дыхание, касание звука: "хамм"

Звуковой канал

Язык

Мягкое небо

Часть вторая. Развитие процесса освобождения

Резонаторная лестница

Резонаторные каналы

Освобождение голоса из тела

Комплекс упражнений на материале предыдущих глав

Средняя часть голосового диапазона

Носовой резонатор

Диапазон голоса

Резонаторы черепа

^ Часть третья. Восприимчивость и сила

Сила дыхания

Центр

Артикуляция

Комплекс упражнений

Часть четвертая. Связующее звено к тексту и игре на сцене

Слова

Тексты

ВВЕДЕНИЕ
^

КАК РАБОТАЕТ ГОЛОС



Вот упрощенная схема, демонстрирующая механизм работы голоса:
1. Соответствующий импульс попадает в двигательные части головного мозга.

2. Импульс побуждает тело совершить вдох и выдох.

3. В процессе дыхания голосовые складки соприкасаются, coздавая колебания.

4. Колебания вызывают вибрации в дыхательном потоке.

5. Вибрации усиливаются резонаторами.

  1. Звук в результате артикуляции губ и языка формируется в слова.


Эта схема воспринимается легко. К сожалению, она крайне упрощает бесконечные и сложные процессы в человеческом организме.
А вот — научное описание:
а/ серии импульсов зарождаются в двигательной части коры головного мозга и через нервные окончания участвуют в формировании речи;

б/ движение импульсов регулируется таким образом, чтобы по прибытии их в соответствующие участки тела обеспечить их координированную деятельность;

в/ часть глотки открывается, дыхательные мышцы вдоха сокращаются, давление в области грудной клетки понижается. Таким образом воздух относительно свободно проникает в легкие;

г/ когда в легких наберется воздух в достаточном количестве, весь процесс повторяется в обратном порядке. Мышцы живота и грудной клетки выталкивают воздух обратно через участок звукового канала горла, рта и носа;

д/ однако голосовые складки частично закрывают глотку, пpeпятствуя потоку воздуха, его выходу;

е/ пластичные голосовые складки начинают вибрировать, когда между ними проходит воздух;

ж/ эти вибрации расслаивают выходящий поток воздуха, который порывами проходит через звуковой канал;

з/ эти порывы приводят в движение воздух в резонаторных полостях рта и носа, формируя звук в звуковом канале;

и/ форма, объем, степень открытости резонатора определяет обертонное качество звука, в то время, как высота звука зависит от темпа, в котором вибрируют голосовые складки;

Есть два типа резонации: первый придает форму и окраску голосу, не преобразованному в речь. Во втором случае звук претерпевает изменения, приспосабливаясь к речи. Первый тип звучания присущ человеку от природы. Второй — тесно связан с речью. Усилия, необходимые для перехода от первого типа ко второму, а также движения, которые эти усилия вызывают, мы называем артикуляцией.
Поясняю, что с этого момента я не буду пользоваться точной научной терминологией. Я предпочитаю описывать голос метафорически — по аналогии и в соответствии с нашим чувственным восприятием, хотя понимаю, что такой упрощенный подход не всем придется по нраву. И все же это наилучший путь в работе над голосом.


Попытаюсь описать комплекс психофизических процессов, когда голос свободен.
1. Давайте проследим за нашим речевым поведением при общении. Общение начинается с импульса, который передается через спинной мозг к нервным окончаниям, в свою очередь, регулирующим мышцы, приводящие в движение органы речи. Энергия импульса, его большее или меньшее напряжение, будет зависеть от стимула, который порождает этот импульс. Предположим, кто-то говорит Вам: "Доброе утро!". Если Вы видите этого человека ежедневно и он Вам безразличен, — стимул будет минимальным. Это вызовет слабый ответный импульс и минимальное изменение в дыхании. Мышцы горла лишь в малой степени будут участвовать в процессе вибрации для "дежурного ответа". Если же Вы очень любите этого человека, то встреча с ним явится существенным стимулом и возбудит Ваши эмоции. Через нервные окончания в солнечном сплетении Вы почувствуете жжение. Ваше дыхание живо откликнется и, в свою очередь, передаст энергию голосовым складкам, породив "вибрационный танец" через резонаторы. Это преобразит Ваш голос для ответа, соответствующего Вашим чувствам. Итак, существует большое разнообразие внешних импульсов-стимулов и внутренних реакций. Эти импульсы будят рефлексы, приводящие в движение мускулатуру речи.

2. Подачу от импульса принимает дыхание. Это означает, что все мышцы по всей длине и объему тела приходят к необычайной координации движений. Расширяется грудная клетка, сжимается диафрагма, опускается вниз желудок, перемещается кишечник. Создается пространство для расширения легких, что позволяет воздуху всосаться, а затем совершить обратный поступок и вытолкнуть его.

3. Мы подошли к третьей ступени описываемого процесса, когда дыхание, в свою очередь, передает импульс голосовым складкам. Фактически, процессы, происходящие в дыхательной системе и в гортани, — одновременны. Импульс, приводящий в движение дыхательную мускулатуру, стимулирует и мускулатуру гортани. Голосовые складки растягиваются так, что, становясь препятствием дыханию, начинают вибрировать. Мягкое давление дыхания, встречающее на своем пути сравнительно расслабленные складки, вызывает медленную вибрацию, рождает низкочастотный звук. Сильное давление воздуха встречает большее сопротивление от туго натянутых голосовых связок, а высокая частота колебаний складок придает звучанию определенную высоту. (Складки сами по себе — не мускулы, а перепонки. Эти перепонки окружены хрящами. Перепонки удлиняются и укорачиваются. Сокращения мышц хрящей — результат воздействия на них импульсов мозга. Эти сокращения приводят к вибрации перепонок. Длина перепонок от 30 до 50 мм.)

4. Первоначальные вибрации звука не более узнаваемы, чем вибрации пианино от ударов молоточка по струне, когда нет деки, усиливающей звук. Как только дыхание вызывает вибрации голосовых складок, эти вибрации отражаются гортанью, которая окружена хрящами и служит в данном случае декой.

5. Наконец, на пятой ступени этого психофизического процесса посмотрим на человеческий голос как на музыкальный инструмент. Вибрации усиливаются резонаторами. Существуют разные мнения о том, как работает система резонаторов и как подойти к этой проблеме. В моей работе я буду описывать это явление, опираясь на знания, вытекающие из моего собственного опыта.

Природа вибраций такова, что при соприкосновении с поверхностями, оказывающими соответствующее сопротивление, они преобразовывают звук. Звук отражается от различных поверхностей с разными количественными и качественными характеристиками, которые зависят от структуры поверхности и формы впадин. Резонаторные поверхности тела (годные для первоначальных, фактически бессчетных вибраций, если принять во внимание кости, хрящи, мембраны и мышцы) могут являться усилителями и проводниками. Чем тверже поверхность, тем сильнее резонанс.
Самый лучший резонатор — это кость. Хорошими резонаторами являются хрящи, а также мышцы в тонусе. Вялые же, мясистые, не сопротивляющиеся их участки, будут только глушить и "впитывать" вибрации, как бархат или губка. Голос находит подходящие резонаторы, где существуют явные впадины и пустые туннели. Горло, рот, нос, грудная клетка, скулы, челюсти, гайморовы полости, череп, хрящи глотки и позвоночник — содействуют резонации.

Есть прямая связь между высотой звука и формами и размерами туннелей и впадин. Их формы и размеры меняются в зависимости от степени напряжения в мускулах ткани, выстилающей эти впадины и туннели. Эти изменения настраивают резонирующие поверхности на данную высоту.
Рассмотрим диапазон голоса от нижнего до верхнего регистра.
В рабочих целях разделим средний регистр на три ступени, в соответствии с различными полостями резонирования. Условно назовем первую ступень "ниже средней", вторую — "средней", и третью — "выше средней". И, наконец, проследим, в каких же полостях резонируют звуки разной высоты. Звуки нижнего регистра резонируют в груди и нижней части гортани. Звуки среднего регистра, в соответствии с тремя ступенями, упомянутыми выше, резонируют по мере их повышения: либо от задней стенки глотки через мягкое небо, зубы, челюсть и твердое небо (первая ступень), либо — от скул и носа (вторая ступень), либо в гайморовых полостях и черепе (третья ступень), где также резонируют звуки верхнего регистра.

На практике все эти звуки вторгаются в соседние резонаторы, создавая обертона, которые обогащают звучание.

Для того чтобы продемонстрировать, как этот сложный музыкальный инструмент, встроенный в тело, "очеловечивается", необходимо вернуться к первой ступени процесса общения. Импульс приводит в движение органы речи. Постараемся представить, как этот естественный голос будет работать, чтобы передать мысли, гамму чувств воображаемого человека, который бы не сдерживал себя, был открыт, восприимчив, эмоционально богат, интеллектуален и не подвергал бы себя внутренней цензуре.

Когда человек чувствует себя не напряженно, он ощущает в себе тепло, комфорт, удовлетворение, мышцы его расслабляются, дыхание налаживается, энергия легко поглощается и освобождается. Представим, что человек в таком состоянии получает слабый раздражитель для того, чтобы выразить ответную реакцию в слове.

Вырабатывается небольшое количество энергии, необходимое для того, чтобы дыхание легко, без напряжения достигло голосовых складок. Для воспроизведения слабого низкого звука, который будет резонировать в груди и нижней части гортани, складки остаются относительно расслабленными. Изменение настроения — от ленивого к восторженному, счастливому, удивленному или раздраженному — создаст дополнительный прилив энергии, которая с большей силой направит воздух к уже напряженным голосовым складкам. Это новое состояние способствует появлению более высокого звука, который "прозвенит" в средних резонаторах. Мускульные ткани, выстилающие туннели и впадины горла, рта и носоглотки, реагируют одновременно на любое изменение настроения. Их растяжение помогает настроить резонаторы на высоту, создаваемую возросшим потоком энергии. Представим себе, что состояние восторженности возрастает. В этом случае дыхание возбуждается еще больше, голосовые складки натягиваются сильнее, порождая более высокие звуки. Соответственно натягиваются мышечные ткани верхней части гортани, повышается их тонус, мягкое нёбо поднимается, и звук заполняет гайморовы полости. И, наконец, при наивысшей степени восторга, на грани истерики (большинство людей не позволяют себе доходить до такого состояния) давление на складки и их ответное напряжение воспроизводит крик, который найдет себе резонаторы в безупречном по своей акустике куполе черепа.
Кости черепа представляют собой идеальный резонатор, способный справиться с такой большой звуковой нагрузкой, как крик.
Эта модель взаимосвязи эмоциональной энергии и резонаторного ответа - реакции, как я уже говорила, является воображаемой и очень упрощенной. Она не предусматривает таких состояний, как неврозы, каких-то агрессивных или пассивных манер поведения. Но тем не менее может служить ориентиром в процессе выражения наших чувств.

На последнем этапе голосового общения поток вибраций беспрепятственно проходит через резонирующие впадины в рот, формируясь в слова. Во рту существует восемь главных артикуляционных участков: две губы, передняя часть языка, альвеолы, средняя часть языка, купол рта, задняя часть языка и задняя поверхность твердого нёба. Согласные формируются с помощью двух артикуляционных поверхностей, прерывающих поток дыхания или звука. Гласные образуются при движении языка и губ, которые придают этому потоку вибраций различные формы. Ясность мысли, выраженной в слове, зависит от точности артикуляции. В процессе артикуляции мы часто сталкиваемся с несовершенством нашего мускульного аппарата. Мышцы должны совершать усилия для более четкого выражения мыслей и чувств.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Похожие:

Освобождение голоса iconПропевание звука на длительном выдохе с усилением голоса (тихо- громко)
Упражнение «Прятки с Мишкой» Повышение голоса при произнесении сочетаний из двух звуков (вдох носом)
Освобождение голоса iconРабочая программа по курсу «Нарушения голоса. Ринолалия»
Сформировать у студентов знания о нарушениях голоса, звукопроизношения и других компонентов речи у детей при ринолалии и основных...
Освобождение голоса iconСообщения в штаб «Голоса». Хроника Первый звонок в штабе рязанского...
За сутки штабом «Голоса» было принято более 500 звонков. Фиксацией информации занимались добровольцы. В информационной хронике отображено...
Освобождение голоса iconГэв Торп Потерянное освобождение Ересь Хоруса 18
«Гэв Торп "Потерянное освобождение"»: Фантастика Книжный Клуб; Санкт- петербург; 2012
Освобождение голоса iconПролог
Очнулся, — голоса, голоса, отчего так громко? Произношение — лондонский выговор, но родом из провинции, Корнуолл или Девоншир, нет,...
Освобождение голоса iconУайнхолд Б., Уайнхолд Дж. У 67 Освобождение от созависимости / Перевод...
У 67 Освобождение от созависимости / Перевод с английского А. Г. Чеславской — М.: Независимая фирма “Класс”, 2002. — 224 с. — (Библиотека...
Освобождение голоса iconВерищагин Дмитрий Сергеевич "Освобождение: Система навыков дальнейшего...
Освобождение: Система навыков дальнейшего энергоинформационного развития, 1- я ступень
Освобождение голоса iconРязанский «Голос». Выборы 4 марта 2012 года. Хроника нарушений Первый...
За сутки штабом «Голоса» было принято более 500 звонков. Фиксацией информации занимались добровольцы. В информационной хронике отображено...
Освобождение голоса iconУайнхолд Б., Уайнхолд Дж. У 67 Освобождение от созависимости / Перевод...
У 67 Освобождение от созависимости / Перевод с английского А. Г. Чеславской — М.: Независимая
Освобождение голоса iconМетодические рекомендации учителю -логопеду по обследованию голоса...
Методические рекомендации учителю -логопеду по обследованию голоса у детей дошкольного возраста
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница