Учебно-методический комплекс учебной дисциплины туристические достопримечательности


НазваниеУчебно-методический комплекс учебной дисциплины туристические достопримечательности
страница1/11
Дата публикации15.03.2013
Размер1.47 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
userdocs.ru > Туризм > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


САНКТ-ПЕТЕРБУРНСКАЯ АКАДЕМИЯ

УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра социально-культурного сервиса и туризма

Учебно-методический комплекс

учебной дисциплины

ТУРИСТИЧЕСКИЕ

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ И

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


По направлению 100 200. 62 «Туризм»


рок обучения: 1


Санкт-Петербург

2007

ББК 75.81(2)

УДК 338.483.12

А 45

Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию

кафедрой социально-культурного сервиса и туризма.

Протокол от 18 декабря 2007 г. № 5.
Учебно-методический комплекс одобрен методической

комиссией факультета социального управления.

Протокол от 20 декабря 2007 г. № 4.
Алёкшин В.А.

Туристические достопримечательности Северо-Запада России и Санкт-Петербурга. Учебно-методический комплекс. – СПб.: СПбАУЭ, 2007. —106 с.

Учебно-методический комплекс включает рабочую учебную программу, общие методические рекомендации по изучению дисциплины, методические рекомендации к практическим занятиям, порядок проведения контроля качества подготовки студентов, содержание контрольных материалов, краткие тексты лекций и словарь терминов по дисциплине.

Основное внимание уделено изучению культурного наследия народов Северо-Запада России и Санкт–Петербурга, рассмотрению специфики культурного развития Северо–Запада России в VIII-XVIII вв.

УМК написан на основании требований государственного стандарта высшего профессионального образования, предъявленных к содержанию и уровню подготовки выпускников по направлению 100200.62 «Туризм».

© Санкт-Петербургская академия

управления и экономики, 2007
© Алекшин В.А., 2007
СОДЕРЖАНИЕ


1

Рабочая учебная программа дисциплины

4

2

Общие методические рекомендации по изучению дисциплины

21

3

Методические рекомендации к практическим знаниям

27

4

Порядок проведения контроля качества подготовки студентов, содержание контролирующих материалов


42

5

Краткие конспекты лекций

51

6

Словарь терминов

90



^ 1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1. Цели и задачи обучения по дисциплине
Целью изучения дисциплины «Туристические достопримечательности Северо-Запада России и Санкт-Петербурга» является разнообразие и уникальность историко-культурного наследия народов, населяющих северо-запад Восточно-Европейской равнины.

Предметом изучения дисциплины «Туристические достопримечательности Северо-Запада России и Санкт-Петербурга» являются формы духовной культуры населения Русской равнины в эпоху средневековья и нового времени, анализ пространственно-временных взаимодействий этих форм, а также исследование культурного контекста на указанной территории в VIIIXVIII вв.

^ Задачи обучения по дисциплине:

- ознакомить студентов с основными этапами культурного взаимодействия славянского, финского и балтского населения Восточной Европы в эпоху средневековья и нового времени;

- предоставить студентам информацию об основных археологических, архитектурных, изобразительных и письменных памятниках северо-западной России в VIII –XVIII вв.

- научить студентов аргументировано излагать свои взгляды по вопросам развития культуры населения севера, северо-запада и центра Восточно-Европейской равнины в средние века и в новое время.

^ В результате изучения дисциплины студенты должны:

иметь представление о своеобразии исторического пути развития северо-западного региона России, о многообразии его историко-культурного наследия, о вкладе народов, населяющих Русскую равнину в сокровищницу мировой культуры;

знать историю важнейших памятников культуры северо-западной России в средневековье и новом времени;

уметь ориентироваться в фактическом материале, критически оценивать его и использовать имеющуюся информацию для характеристики культурного наследия народов, населяющих Русскую равнину;

владеть навыками подбора и анализа литературы по истории культурного наследия народов северо-западной России для подготовки соответствующей служебной документации в сфере развития социально-культурного сервиса и туризма.
^ 2. Организационно-методические указания
Дисциплина «Туристические достопримечательности Северо-Запада России и Санкт-Петербурга» входит в цикл дисциплин специализации (230505– «Туризм»).

Преподавание дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении курсов «Отечественная история», «История мировых цивилизаций», «История и культура Петербурга», «Мировая культура и искусство», «Искусствоведение». В свою очередь, знания и умения по дисциплине будут востребованы при изучении курсов «Технология обслуживания иностранных туристов», «Техника и технология в социально-культурном сервисе и туризме».

При изучении дисциплины предусмотрены следующие виды учебных занятий: лекции, практические занятия и самостоятельная работа.

На лекциях рассматривается основная проблематика курса с учётом новейших достижений в области российской и зарубежной гуманитарной науки, причём студенты знакомятся с результатами современных исследований уникальных археологических, архитектурных, изобразительных и письменных памятников народов, населявших север, северо-запад и центр Восточно-Европейской равнины в средневековье и новом времени. Всё это историко-культурное наследие минувших эпох является объектом туризма.

На практических занятиях студенты углублённо прорабатывают фактический материал по важнейшим разделам дисциплины, обучаясь умению обобщать информацию историко-культурного характера. Особое внимание при этом уделено формированию у студентов прочных знаний по вопросам происхождения и развития русской культуры в различные исторические периоды. На практических занятиях используется активная форма обучения, предусматривающая доклады студентов по основным проблемам дисциплины. Доклады детально обсуждаются, что помогает контролировать качество знаний и позволяет критически осмысливать различные точки зрения по вопросам развития русской культуры.

Во время самостоятельной работы студенты изучают основную и дополнительную литературу по учебным темам, а также готовятся к докладам и ответам на вопросы по темам практических занятий.

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль, промежуточную и итоговую аттестацию.

Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в форме устного опроса и во время обсуждения докладов на практических занятиях.

Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала по Разделу 1. «Происхождение народов, населяющих северо–западную, северную и центральную Россию» (темы 1–2), Разделу 2. «Историко–культурные памятники северо–западной и северной России» (темы 3–19), Разделу 3. «Историко–культурные памятники центральной России» (темы 20–27). Рубежный контроль проводится в форме тестирования (четыре теста).

Промежуточный контроль имеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Проводится в форме экзамена по билета или тесту (Тест № 5.).

Знания, полученные при изучении данной дисциплины могут быть использованы при написании выпускной квалификационной работы и контролируются на междисциплинарном экзамене по специальности.

^ II. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Происхождение народов, населяющих северо–западную, северную и центральную Россию
Тема 1. Введение. Индоевропейское языковое единство

и происхождение славян

Введение в учебную дисциплину: цель, задачи, предмет и основное содержание дисциплины, её место и роль в системе подготовки специалиста; построение и последовательность обучения по дисциплине; отчётность по дисциплине; рекомендации по самостоятельной работе.

Историко-культурное наследие народов России и его вклад в сокровищницу мировой культуры. Индоевропейские народы, их происхождение и расселение. Классификация индоевропейских языков. Славянская ветвь индоевропейских языков.
^ Тема 2. Ранняя история славян. Возникновение Русского государства и основные этапы его развития в IX–XVIII веках

Прародина славян. Первые упоминания о славянах в письменных источниках. Южные западные и восточные славяне Славянская колонизация Восточноевропейской равнины. Славяне, балты, финно–угры, иранцы и тюрки. Возникновение древнерусского государства. Основные этапы культурно-исторического развития Российского государства.
^ Раздел 2. Историко–культурные памятники северо–западной и северной России
Тема 3. Историко-культурные памятники Ленинградской области (Старая Ладога)

Земляное городище Старой Ладоги (VIII – Х вв.). Средневековая Старая Ладога (XII – XVII вв.). Крепостные укрепления. Храмы Старой Ладоги XII в. Церкви Старой Ладоги в XVII в.
^ Тема 4. Историко-культурные памятники Ленинградской области (Приозерск, Выборг, Копорье)

Оборонительные сооружения Приозерска (Средневековая Корела). Выборгский замок. Жилая и культовая архитектура Выборга (XIV – XVIII вв.). Древнерусская крепость Копорье.
^ Тема 5. Историко-культурные памятники Ленинградской област (Ивангород, Орешек, Тихвин)

Древнерусская крепость Ивангород (XV – XVI вв.). Древнерусская крепость Орешек (XVI в.). Тихвинский Успенский монастырь (XVII – XVIII вв.). Деревянное зодчество северо–западной Руси XVI – XVIII вв.
^ Тема 6. Историко-культурные памятники Санкт–Петербург

XVIII века

Основание Петербурга. Историко-культурные памятники города в XVIII в. Домик Петра I. Меншиковский Дворец. Петропавловская крепость. Зимний Дворец. Симеониевская церковь. Здание 12 коллегий. Александро-Невская лавра. Воскресенский Новодевичий (Смольный) монастырь. Строгановский, Шереметьевский и Таврический дворцы.
^ Тема 7. Историко-культурные памятники Санкт–Петербурга

XIX века

Историко-культурные памятники Санкт-Петербурга в XIX в. Смольный институт. Казанский и Исаакиевский соборы. Стрелка Васильевского острова. Здание Главного штаба. Михайловский дворец. Здание Сената и Синода. Мариинский и Николаевский дворцы. Ново-Михайловский дворец. Дворец князей Белосельских-Белозерских.

^ Тема 8. Историко-культурные памятники Пушкина, Павловска

и Петергофа

Дворцово–парковые ансамбли пригородов Санкт-Петербурга (Пушкин, Павловск, Петергоф).
^ Тема 9. Историко-культурные памятники Великого Новгорода домонгольского времен

Историко-культурные памятники Новгородской области. Сопки —памятники словен новгородских (VI – IX вв.). Рюриково городище. Памятники Великого Новгорода домонгольского времени (IX – первая половина ХШ вв.). Софийский Собор, соборы Николы и Рождества Богородицы, церкви Спаса Нередицы и Параскевы Пятницы.
^ Тема 10. Историко-культурные памятники Великого Новгорода второй половины XIII – XV веко

Храм Николы на Липне. Церковь Спаса Преображения на Ильиной улице. Церковь Петра и Павла в Кожевниках. Грановитая Палата. Оборонительные сооружения Новгорода.
^ Тема 11. Историко-культурные памятники Великого Новгород

XVI – XVIII веков

Церковь Жен Мироносиц. Церковь Прокопия. Звонница Софийского Собора. Знаменский собор. Оборонительные сооружения Новгорода. Здание Судного Приказа.
^ Тема 12. Историко-культурные памятники Пскова VI – XVIII веков

Длинные курганы — памятники псковских кривичей (VI – IX вв.). Псковское городище. Собор Иоанна Предтечи XII в. Мирожский монастырь XII в. Церковь Михаила Архангела XIV в. Церковь Богоявления XV в. Церковь Николы со Усохи XVI в. Псковский Кремль (Кром). Троицкий Собор XVII в. Поганкины Палаты. Палаты Меншиковых. Приказная палата.

^ Тема 13. Историко-культурные памятники Псковской области (Изборск, Свято–Успенский Псково-Печерский монастырь)

Изборск. Труворово городище. Изборская крепость ХV в. Никольский собор XIV в. в Изборске. Мальский Рождественский монастырь под Изборском. Свято–Успенский Псково-Печерский монастырь.
^ Тема 14. Историко-культурные памятники Псковской области (Порхов, Остров, Гдов) и Карелии (Кижи)

Оборонительные сооружения Порхова XV в. Храмы г. Остров (XVI и XVIII вв.). Гдовская крепость XV в. Святогорский монастырь XVI в. Историко-культурные памятники Карелии. Кижи – памятник русского церковного деревянного зодчества XVIII в.
^ Тема 15. Историко-культурные памятники Вологодской области (Кириллов)

Кирилло-Белозерский монастырь (XIV – XVIII вв.). Успенский собор (XV в.). Церковь Архангела Гаврилы (XVI в). Церковь Иоанна Листвичника (XVI в.). Оборонительные сооружения монастыря. Старый (XVI в.) и Новый город (XVII в.).
^ Тема 16. Историко-культурные памятники Вологодской области (Ферапонтов, Белозерск, Тотьма)

Ферапонтов монастырь. Храм Рождества Богородицы XVI в. Церковь Благовещения XV в. Оборонительные сооружения и храмы Белозерска (XV – XVIII вв.). Церкви Тотьмы (XVIII в.).
^ Тема 17. Историко-культурные памятники Вологодской области (Великий Устюг)

Великий Устюг. Храмы XVII – XVIII вв. Жилая архитектура XVIII в. (дом Василия Шилова).
^ Тема 18. Историко-культурные памятники Вологды

Софийский Собор XVI в. Вологодский Кремль XVII в. Церковь Иоанна Златоуста (XVII в.). Соборы XVIII в. Домик Петра I (XVII в.). Жилая архитектура XVIII в. (дом адмирала Барша, особняк купца Колычева). Спасо-Прилуцкий монастырь (XIV – ХVIII вв.).
^ Тема 19. Историко-культурные памятники Архангельской области (Соловецкий монастырь)

Храмы и оборонительные сооружения Соловецкого монастыря (XVIв.).
^ Раздел 3. Историко–культурные памятники центральной России
Тема 20. Историко-культурные памятники Костромы

Богоявленский Собор XVI в. Ипатьевский монастырь (XV – XVII вв.) Церковь Воскресения на Дебре (XVII в.). Памятники деревянного церковного зодчества вблизи Костромы (XVI – XVII вв.).
^ Тема 21. Историко-культурные памятники Владимирской области (Владимир, Боголюбово)

Зодчество домонгольского времени во Владимире. Загородная резиденция князя Андрея Боголюбского в с. Боголюбово. Храм Покрова на Нерли.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины туристические достопримечательности iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «административное право»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Административное право» цикла опд по специальности 030501. 65 «Юриспруденция». –...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины туристические достопримечательности iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины физическая культура для всех специальностей
Физическое воспитание. Учебно-методический комплекс. – Спб.: Спбауэ, 2007. – 84 с
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины туристические достопримечательности iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины правоведение (право) По направлению
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой Теории и истории государства и права
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины туристические достопримечательности iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины физическая культура для всех специальностей
Физическое воспитание. Учебно-методический комплекс. – Спб.: Спбауэ, 2007. – 84 с
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины туристические достопримечательности iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Имиджелогия» По...
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой менеджмента. Протокол от 12 марта 2007 г. №8
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины туристические достопримечательности iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины речевая коммуникация...
Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета социального управления
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины туристические достопримечательности iconУчебно-методический комплекс дисциплины по дисциплине «Теория государства и права»
Учебно-методический комплекс дисциплины разработан на основании государственного образовательного стандарта и типовой учебной программы...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины туристические достопримечательности iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины рекреалогия по направлению
Основное внимание уделено методологическим подходам и категорийному аппарату данной учебной дисциплины, рассмотрению специфики реализации...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины туристические достопримечательности iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины Теория государства...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с фогс впо по направлению подготовки «Юриспруденция», утвержденным приказом...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины туристические достопримечательности iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Российское конституционное право»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница