Методическое пособие по практическим (семинарским) занятиям для студентов очной и заочной формы обучения по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»


НазваниеМетодическое пособие по практическим (семинарским) занятиям для студентов очной и заочной формы обучения по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»
страница1/7
Дата публикации25.03.2013
Размер0.58 Mb.
ТипМетодическое пособие
userdocs.ru > Туризм > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7


РОСЖЕЛДОР

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Ростовский государственный университет путей сообщения и

(РГУПС)

__________________________________________________________

Гуманитарный факультет

Кафедра «Социальные технологии


УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой «Социальные технологии»

к.и.н., проф.____________ Рубаник А.Н.

«_____» _______________ 2011г.

Бутко И.И., Коваленко М.В., Маркин П.П.
Безопасность в туризме
Методическое пособие

по практическим (семинарским) занятиям

для студентов очной и заочной формы обучения

по специальности 100103

«Социально-культурный сервис и туризм»


Ростов-на-Дону

2011 г.
УДК
Бутко И.И. кандидат технических наук, доцент,

Коваленко М.В., кандидат исторических наук, доцент,

Маркин П.П.
Методическое пособие по практическим (семинарским) занятиям для студентов очной и заочной формы обучения специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм».– Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2011. – … с.
Сборник содержит тематику и методические указания по проведению семинарских занятий со студентами специальности «Социально-культурный сервис и туризм». В нём приведены вопросы каждого семинарского занятия и план построения ответов на них.
Приложения …. Библиография: … назв.
Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Социальные технологии», протокол № __ от «___» ____________ 2011 г.
Рецензент:

© Ростовский государственный университет путей

сообщения, 2011
СОДЕРЖАНИЕ

Номер

занятия
^

Название темы семинара


Стр.




ВВЕДЕНИЕ

4

1

Происхождение факторов риска. Опасные изменения воздушной среды. Шумы и вибрации в турах.

4

2

Опасные факторы пожаров. Аварийные ситуации и аварии транспортных средств в турах.

13

3

Негативные воздействия статических, электрических и магнитных полей, электромагнитных и ионизирующих излучений, химически вредных веществ. Воздействие электрического тока на организм.


15

4

Прогнозирование возникновения травмирующих факторов. Меры снижения последствий травмирующих факторов.

17

5

Опасности, травмы и заболевания, вызываемые:

 неадекватными действиями туристов;

 резкими изменениями метеорологических условий;

 спецификой маршрута.


19

6

Опасности, травмы и заболевания, связанные с дикими животными и ядовитыми растениями. Первая помощь при термических и электрических ожогах и при поражении электрическим током.


23

7

Первая помощь в походе. Санитарно-гигиеническое и противоэпидемическое обеспечение в поде.

26

8

Способы предотвращения и возмещения ущерба при непредвиденных обстоятельствах. Страхование в туризме.

35


ВВЕДЕНИЕ

По дисциплине «Безопасность в туризме» на практические занятия отводится 16 учебных часов продолжительностью 2 часа каждое, которые охватывают все учебные темы данной дисциплины.

^ Цель практических (семинарских) занятий: освоить основные положения и требования к безопасности при туристско-экскурсионном обслуживании, а также перспективные направления повышения безопасности в программах туров и на туристских маршрутах.

Планы практических (семинарских) занятий, доводятся до студентов на лекционных занятиях, размещены в компьютерной базе факультета и кафедры и содержат:

– порядковый номер и название темы занятия;

– перечень обсуждаемых на занятии вопросов;

– перечень заданий, начинающихся с указаний вида «Определите …», «Дайте определения понятиям …», «Установите правильность следующих положений …» и др.

Рекомендации по источникам информации для каждой темы: приводятся ссылки на учебные пособия, в которых имеется материал по теме семинара; можно использовать и материал из сети Internet, дополняющий или иллюстрирующий вопросы темы.

Практические (семинарские) занятия включают следующие темы.
Практическое занятие № 1:

Происхождение факторов риска.

Опасные изменения воздушной среды. Шумы и вибрации в турах.
Участие человека в туре – это специфическая форма деятельности, характеризуемая как активное отношение к ресурсам, включённым в турпродукт.

Туристская поездка практически всегда содержит элементы нового и существенно отличающегося от привычной среды обитания, в том числе и то, что может представлять определенную опасность для участников тура. Туризм не относится к тем занятиям людей, в ходе которых присутствуют высокие уровни рисков для здоровья и жизни.

В групповом путешествии главным является усвоение туристами определённых норм поведения при возникновении опасностей и оказании помощи пострадавшим в туре.

На туристском маршруте, кроме трудностей (например, прохождение заболоченных участков, порожистых рек, горных перевалов), могут встретиться и различные опасности, имеющие, в частности:

природный характер, – землетрясения, пожары, грозы, горные обвалы, наводнение, ураганы и т.д.;

биологический характер, – укусы зверей и змей; отравление растительной и животной пищей; микроорганизмы и т.д.;

обусловленные антропогенным фактором, – взрывчатые вещества, движущийся транспорт, гербициды и пестициды, а также медикаменты, лазерное, рентгеновское и инфракрасное излучение; электричество и т.д.

Опасности в турах по своей природе случайны и для их описания используются закономерности теории вероятности, которые могут характеризовать, например, вспышки опасных инфекционных заболеваний, возникновение ураганов, кражи имущества и т.д.

Опасности:

а) потенциальны, – носят скрытый характер;

б) неопределенны во времени и в пространстве (извержение вулканов; наводнения, землетрясения и т.д.);

в) перманентны, то есть существуют постоянно;

г) действуют непрерывно (высокая влажность; загазованность атмосферы города и др.);

д) тотальны, то есть они всеобщи, от них не скрыться, они проявляются везде и всегда.

Каждому туристу (в самодеятельной или организованной группе как внутри или за пределами страны) угрожает опасность.

В узком смысле опасность можно определить как способность различных процедур, процессов, объектов или свойств отдельных предметов и явлений причинить ущерб здоровью туриста при возникновении определённых условий.

Опасные очаги в турах возникают:

– из-за собственных или кем-то ещё допущенных ошибок;

– неблагоприятного воздействия окружающей среды, резких изменений в атмосфере, из-за стихийных бедствий, аварий и катастроф, связанных с общехозяйственной деятельностью посещаемого района или региона;

– специфические факторы риска, которые обусловлены:

а) возможностью возникновения природных и техногенных катастроф в зоне размещения туристской инфраструктуры или маршрута, а также других чрезвычайных ситуаций (в т.ч. связанных с состоянием общественного порядка в районе обслуживания туристов).

б) техническим состоянием используемых объектов материально-технической базы (гостиниц, баз, кемпингов, канатных дорог и бугельных подъёмников, туристских трасс, в т.ч. горно-пешеходных, лыжных, горнолыжных, водных, верховых и вьючных животных, разнообразных транспортных средств, в т. ч. велосипедов, маломерных и гребных судов, яхт, архитектурных, природных достопримечательностей);

в) сложным рельефом местности (речными порогами, горными склонами, моренными, скальными, ледовыми участками туристских трасс);

г) уровнем профессиональной подготовленности обслуживающего персонала (инструкторов, экскурсоводов);

д) подготовкой туристов к передвижению по маршруту определённого вида и категории сложности (инструктаж, экипировка и пр.);

е) информационным обеспечением (гидрометеорологические прогнозы, маркировка трасс туристских маршрутов).

По времени появления отрицательных последствий рассматривают импульсивные и кумулятивные опасности, а по вызываемым последствиям – утомления, заболевания, травмы, аварии, пожары, поражение электрическим током и летальные исходы.

По локализации опасности факторы делят на связанные либо с литосферой, либо с гидросферой, либо с атмосферой.

По реализуемой энергии выделяют:

  • активные опасности;

  • пассивные опасности, источником энергии для которых является сам человек, а именно:

    1. колющие и режущие неподвижные предметы;

    2. неровности поверхности, по которой перемещается турист;

    3. уклоны и подъёмы;

    4. трение соприкасающихся между собой поверхностей и др.

Источниками опасности, которые обязательно должны приниматься во внимание в планируемых турах, являются:

– объекты неживой природы как источни­ки и реципиенты опасности и риска. Это и технические средства, с которым соприкасается участник тура, и здания, в которых он временно размещается, а также сооружения и путепроводы на маршруте перемещения, технологии предоставления и потребления компонентов обслуживания и т. п.;

– явления и процессы, в том числе природные, техно­генные и социальные, которые обусловливают возник­новение и формирование негативных факторов;

– социально-экономические условия в обществе;

– управленческие и мони­торинговые решения в турфирме.

Под «туристской средой» понимается определённая совокупность факторов и элементов из пакета туристских услуг, воздействующих на туриста в туре.

К элементам туристской среды относятся все те составляющие пакета комплексного туристского обслуживания и сопутствующие им факторы, которые связаны:

– с трансферными операциями в начальном и конечном пунктах маршрута тура;

перемещением или переездом туристов из начального в конечный пункт маршрута тура;

местом проживания (размещения) в туре:

а) тип места размещения (жилища) на период тура;

б) использовавшиеся при его устройстве строительные материалы и конструкции;

в) внутренняя планировка, состав и размеры помещений;

г) инсоляция (лат. insolatio, от insolo – выставляю на солнце) и освещение;

д) микроклимат и отопление; чистота воздуха и вентиляция, санитарное состояние и расположение места длительного размещения относительно транспортных магистралей и промышленных объектов;

питанием и бытовым обслуживанием:

а) регулярность и доброкачественность питания;

б) наличие и удобства использования предметов и обустройств личной гигиены;

в) использование бытовых приборов, – телевизоров, фенов и бритвенных приборов, электрических и микроволновых печей, стиральных машин и др.;

экскурсионным обслуживанием: транспортные средства, объекты показа и пребывания (природные территории и комплексы, природно-заповедный фонд, лечебно-оздоровительные, рекреационные и санитарные защитные зоны и др.).

По опасному воздействию факторов туристской среды (ОВ ФТС) и типичным источникам опасности выделяют следующие группы (таблица 1):

Таблица 1.

^ Группа

ОВФТС
Факторы воздействия
Типичные источники

1

2

3


физические

силовое воздействие

механических источников опасности

наземный транспорт;

падающие с высоты предметы;

острые кромки, осколки

крупных материалов.

вибрация

механические колебания элементов или всей конструкции транспортных средств


^ Продолжение (табл. 1)

1

2

3

физические


инфразвук

акустические колебания источников

низкочастотной вибрации;

двигатели внутреннего сгорания

транспортных средств.


шум

наземные транспортные средства;

расположенные вблизи промышленные предприятия.

пониженная

или повышенная

влажность воздуха

показатели микроклимата в спальных, питания, клубных или других помещениях, в начальном пункте тура, в пути по маршруту, в транспортных средствах

повышенная скорость движения воздуха

показатели микроклимата в спальных, питания, клубных или других помещениях, в начальном пункте тура, в пути по маршруту, в транспортных средствах


неправильное освещение

недостаточная освещённость, повышенная яркость, пониженная контрастность, пульсация светового потока

недостаток кислорода

подъём в горы

постоянные электрические и магнитные поля

и излучения

линии электропередач, трансформатор и распределительные подстанции;

экраны телеустановок, дисплеи, антенны, волноводы.

тепловое (инфракрасное) излучение

нагретые поверхности, расплавленные вещества, пламя

ультрафиолетовое

излучение

солнечная радиация;

сварочная дуга.

статическое электричество

материалы и установки, накапливающие при трении электрический заряд


ионизирующие излучения

заражённая радиоактивными отходами местность;

чрезмерное содержание радиоизотопов в воде, продуктах.


электрический ток

электрические сети, электроустановки, бытовые нагревательные приборы;

потребители электроэнергии в быту.


термическое

воздействие

поверхности нагревательных устройств и оборудования, в т.ч. водопроводы

горячей воды, пароводы, расплавы

и раскалённые предметы;

холодильное оборудование;

повышенная или пониженная температура воздушной среды.


Продолжение (табл. 1)

1

2

3

физические


загазованность мест

размещения

утечки вредных газов из негерметичных устройств транспортного средства, оборудования и ёмкостей;

испарения из открытых ёмкостей;

выбросы вредных газов.

запылённость мест

размещения

попадание пыли через неплотности и

негерметичные устройства


химические

попадание ядов на кожные покровы и слизистую

оболочку

заполнение (опорожнение) ёмкостей;

распыление жидкостей;

опрыскивание местности.

попадание ядов в ЖКТ

неосторожное или ошибочное обращение с ядовитыми жидкостями/продуктами



биологические


микроорганизмы: вирусы, бактерии

в местах размещения (пребывания);

инфекции в местностях, посещение которых связано с необходимостью профилактических прививок.

макроорганизмы: растения, насекомые, животные

в местностях, где они произрастают или находится их ареал обитания/размножения

статические физические перегрузки

продолжительное пребывание в неизменяемой статической и неудобной позе


психо-физиологичекие

динамические физические нагрузки

подъём и перенос тяжестей, работа по разборке завалов


умственное

перенапряжение

частичная утрата свойств запоминания, сохранения и воспроизведения получаемой информации, в т.ч. о личной и общей безопасности


перенапряжение

анализаторов

снижение направленности сознания на определённый объект;

неполное отражение в сознании предметов и явлений, действующих на органы чувств.

эмоциональные

перегрузки

недостаточная эмоциональная окраска процессов восприятия

действительности,

изменение настроения


Практика туризма в мире показывает, что с увеличением количества участников и расширением географии поездок резко возрастает необходимость более полного учёта специфики поездок и соблюдения мер безопасности. Прежде всего, это касается регионов со сложной социально-политической обстановкой. Фактически речь идет о риске таких поездок, вплоть до реальной угрозы жизни и здоро­вью туристов.

Кроме того, к вопросам безопасности относятся и другие проблемы  эпидемии, ВИЧ-инфекция, криминогенные ситуации и преступность, распространение наркотиков, проституция, вандализм и иные формы насилия, пиратство, военные осложнения и перевороты, терроризм, а также рассмотрение всех возможных рисков, связанных с туристами, местными жителями, турфирмами и индустрией туризма в целом.

Обновлённый поправками в закон №132-ФЗ в ред. Федеральных законов № 15-ФЗ от 10.01.2003 и № 122-ФЗ от 22.08.2004 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», принятыми законом № 12-ФЗ от 05.02.2007, содержит положения о безопасности туризма (глава VII).

Статья 14 закона № 132-ФЗ устанавливает, что «под безопасностью туризма понимается личная безопасность туристов, сохранность их имущества и не нанесение ущерба окружающей природной среде при совершении путешествий».

«Об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания информацию туроператорам, турагентствам и туристам предоставляет Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма (Ростуризм), а средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, незамедлительно и безвозмездно предоставляют федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма возможность публиковать информацию об угрозе безопасности туристов.

^ Туроператоры и турагенты обязаны:

предоставлять туристам исчерпывающие сведения об особенностях программ туров, а также об опасностях, с которыми они могут встретиться при совершении тура, и осуществить предупредительные меры, направленные на обеспечение безопасности туристов;

незамедлительно информировать органы исполнительной власти и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях с туристами во время путешествия, а также о не возвратившихся из путешествия туристах.

Туристы, предполагающие участвовать в турах по стране (в месте временного пребывания), в которой они могут подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний, обязаны проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями».

В соответствии со ст. 15 закона № 132-ФЗ необходимая помощь туристам, терпящим бедствие в пределах территории РФ, оказывают специализированные службы. В целях реализации норм данной статьи Правительство РФ приняло Постановление от 24.01.98 «О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов», под которой в первую очередь подразумеваются поисково-спасательные формирования МЧС России и аналогичные им, создаваемые на территориях субъектов РФ.
Учебные вопросы:

1. Опасности, «предопределённые» программой тура, или обстоятельства повышенной опасности, влияющие на физическое состояние туристов:

а) смена часовых поясов, сезонов и условий внешней среды;

б) изменения климатических условий при прибытии в назначенное место

2. Опасные изменения воздушной среды: в атмосфере, в её газовом составе.

3. Источники шумов при перемещениях и их негативное воздействие на организм туриста.

4. Неблагоприятные воздействия вибрации на организм и её источники.

5. Внешние факторы, обуславливающие вредное воздействие на организм туристов (таблица 2).

Внешние факторы

Таблица 2

^ Группа факторов

Условия воздействия на организм

Атмосферное давление

повышенное;

пониженное.

Температура воздуха

повышенная;

пониженная.

Влажность воздуха

и других газов

повышенная;

пониженная.


Атмосферные осадки

Выпадаемые осадки: дождь, снег, град, снежная крупа, морось.

Конденсированные осадки: роса, иней, изморозь, гололёд.

Соляной (морской) туман.

^ Пыль, песок

статическая (-ий);

динамическая (-ий).

Поток воздуха и других газов

ветер: среднее значение скорости, скоростной напор.

^ Ледово-грунтовая среда

лёд; снежный покров толщина.


Рекомендации по построению плана выступления

На семинарском занятии следует заострить внимание на том, что безопасность туризма должна быть основана на тщательно продуманной, целенаправленной и комплексной системе мер в целях создания таких условий, при которых любое происшествие с туристом заведомо не могло бы произойти.

1. Безопасность в туризме можно подразделить на ряд уровней, начиная с безопасности средств размещения и транспорта, гостиничных и рекреационных комплексов, туристских центров, а также страны в целом.

При этом вводимые меры безопасности не должны наносить ущерб интересам, ущемлять права и свободы как самих туристов, так и местных жителей.

2. Знать какие основные требования к туристским и экскурсионным услугам по обеспечению безопасности жизни и здоровья туриста предъявляются действующей нормативной документацией.

3. Иметь представление об опасностях в туризме, а так же вредных факторах подстерегающих туристов.

4. Перечислить и обозначить вредные последствия шума и вибрации на организм.

Порог опасности летального исхода оценивается величиной 180÷190 дБ даже от кратковременного действия инфразвука; порог потенциальной опасности для жизни и здоровья лежит в пределах 155÷180 дБ; порог переносимости лежит в пределах 140÷155 дБ, а порогом безопасности считается инфразвук на уровне 90 дБ.
Дискуссионные вопросы к теме:

  1. Основные понятия, термины и определения, используемые при рассмотрении безопасности в туристских походах и в турах.

  2. Чем различаются понятия «защита», «защищённость», «безопасность».

Литература:

  1. Бутко И.И., Ляшко Г.И., Маркин П.П., Ситников В.А. Туризм. Безопасность в

программах туров и на туристских маршрутах. – 2-е изд. перераб. и доп. – Ростов н/Д. МарТ. – 2010. – с. 3-5; с. 89-99.

  1. Бутко И.И., Ситников В.А. Транспортное обслуживание туризма. – М: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006.

  2. Маринин М.М., Туристические формальности и безопасность в туризме. –М.: Финансы и статистика, 2004.

Методические рекомендации по самостоятельной подготовке.

План семинара достаточно конкретен, а материал, раскрывающий содержание вопросов, имеется в основном пособии и в пособиях по приведённому выше перечню.

Для выступления на семинаре нужно уметь определять основные направления политики безопасности туристического предприятия. Адекватно оценивать эффектив-ность различных вариантов построения обеспечения безопасности туристским предприя-тием. Обратить внимание на организационные и социальные составляющие туристского предприятия. Применительно к туристским предприятиям определять потребности в квалифицированных специалистах в области туристской безопасности, осуществляющих соответствующую политику по подбору, работе и обучению персонала.
^

Вопросы для самоконтроля


1. Основные направления государственной политики в области безопасности туризма в РФ:

 при реализации программ активного туризма;

 по программам внутреннего и въездного туризма.
Практическое занятие № 2:

Опасные факторы пожаров. Аварийные ситуации и аварии транспортных средств в турах.
Преложенная для обсуждения тема основывается на материале лекции и изложении в рекомендованных по приведённому ниже перечню учебных пособий. Учебные вопросы затрагивают положения пожарной безопасности, а так же рассмотрение аварийных ситуаций, происходящих со всеми видами транспорта, задействуемого в турах.

^ Учебные вопросы:
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Методическое пособие по практическим (семинарским) занятиям для студентов очной и заочной формы обучения по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» iconМетодическое пособие по практическим (семинарским) занятиям для студентов...
Методическое пособие по практическим (семинарским) занятиям для студентов очной и заочной формы обучения по специальности 230500...
Методическое пособие по практическим (семинарским) занятиям для студентов очной и заочной формы обучения по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» iconСоциально-культурный сервис и туризм Ростов-на-Дону 2009 г
Методические пособия по практическим (семинарским) занятиям для студентов очной и заочной формы обучения по специальности 230500...
Методическое пособие по практическим (семинарским) занятиям для студентов очной и заочной формы обучения по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» iconТемы семинара
Методические пособия по практическим (семинарским) занятиям для студентов очной и заочной формы обучения специальности 230500 «Социально-культурный...
Методическое пособие по практическим (семинарским) занятиям для студентов очной и заочной формы обучения по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» iconСоциально-культурный сервис и туризм Ростов-на-Дону 2009 г
Методические пособия по курсовому и дипломному проектированию для студентов очной и заочной формы обучения по специальности 230500...
Методическое пособие по практическим (семинарским) занятиям для студентов очной и заочной формы обучения по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» iconПрограмма преддипломной практики по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»
В данном учебно-методическом пособии представлены рекомендации по подготовке, написанию и защите отчета по практике, соответствующей...
Методическое пособие по практическим (семинарским) занятиям для студентов очной и заочной формы обучения по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» iconРасписание летней экзаменационной сессии Специальность 100103 «Социально-культурный...
Специальность 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» 2011/2012 учебный год
Методическое пособие по практическим (семинарским) занятиям для студентов очной и заочной формы обучения по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» iconМетодические указания по выполнению курсовых и выпускных квалификационных...
Н. А. Балюк. Итоговая государственная аттестация. Выпускная квалификационная работа. Учебно-методический комплекс. Методические указания...
Методическое пособие по практическим (семинарским) занятиям для студентов очной и заочной формы обучения по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» iconПрограмма итоговой государственной аттестации специалистов по специальности...
Государственной аттестации специалистов (ига) составлена в соответствии с требованиями федерального и национально-регионального (вузовского)...
Методическое пособие по практическим (семинарским) занятиям для студентов очной и заочной формы обучения по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» iconМетодические указания к семинарским занятиям для студентов 4 курса...
Английский язык [Текст] + [Электронный ресурс]: методические указания к семинарским занятиям для студентов 4 курса очной формы обучения...
Методическое пособие по практическим (семинарским) занятиям для студентов очной и заочной формы обучения по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» iconМетодические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине...
Методические указания предназначены для студентов специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница