Рабочая программа дисциплины (модуля) социология


Скачать 268.09 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины (модуля) социология
Дата публикации22.05.2013
Размер268.09 Kb.
ТипРабочая программа
userdocs.ru > Военное дело > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УТВЕРЖДАЮ

_______________________
"_____"__________________200__ г.

Рабочая программа дисциплины (модуля)
СОЦИОЛОГИЯ

Ростов – на – Дону

2010

1. Цели освоения дисциплины

Целью учебного курса «Социология» является обеспечение социально-политической подготовки высококвалифицированного специалиста на основе современной мировой и отечественной социально-политической мысли, освоения социально-политических знаний; формирования мировоззрения, социально-политической культуры и профессиональной компетентности студентов.
^ 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Курс «Социология» относится к дисциплинам гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1).

Знания, полученные в процессе изучения курса, необходимы для освоения знаний и компетенций по курсам гуманитарной, социальной и профессиональной подготовки.
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) _________________ .

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать:

- основные понятия и категории социологии; проблемы социальных исследований;

- тенденции и закономерности социально-политического развития;

- этапы развития современного общества;

- особенности исторического развития российского общества и специфику его современного состояния;

  • Уметь:

- анализировать специфику социологии личности и общества;

- ориентироваться в социальных процессах и институтах;

- разбираться в глобальных проблемах общественного развития.

  • Владеть

- основными методами анализа социально-политических процессов и систем;

- осуществлять самостоятельный социально-политический выбор.



^ 4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 48 часов.


  1. Разделы курса

Модуль 1. Социология личности и общества

Цель модуля:

    1. Сформировать у студентов знания о содержании и структуре курса, основных категориях, понятиях и методах социологии на основе раскрытия основных научных концепций и социальных проблем.

    2. Выработать представление о роле, возможностях и значении курса в формировании общей социальной культуры и профессиональной подготовке.


Модуль 2. Социальные институты и организация общества

Цель модуля:

  1. Сформировать у студентов знания об особенностях социальных отношений и институтов, структуре и специфике современного общества.

  2. Выработать представление о специфике системного подхода к анализу современного общества, структуре и роли социальных институтов; навыки анализа современных социальных процессов.


Модуль 3. Актуальные проблемы современного общества

Цель модуля:

  1. Сформировать у студентов знания о содержании глобальных проблем человечества в современном мире.

  2. Выработать навыки анализа проблем общественного развития.


Темы и краткое содержание
^ МОДУЛЬ 1. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

Тема 1. Введение в социальное знание

Становление социологии как науки. Исторические, социальные и научные предпосылки социологии. Основные этапы становления социологии. Предмет и основные категории социологии. Место социологии в системе наук. Структура социологического знания. Социология политики.
^ Тема 2. Общество как система

Понятие общества. Факторы, влияющие на определение понятия «общество». Различия в подходах классиков социологии в определении общества. Социальные действия, связи и взаимодействия как социальные механизмы образования человека.

Общество как социальный организм. Общество как система. Социальная структура, ее влияние на устойчивость и стабильность общества как системы. Широкий и узкий смысл понятия «социальная структура». Проблема решающего фактора формирования и развития социальной структуры общества.

Теории социальной стратификации. Понятие социальной мобильности. Виды социальной мобильности.

^ Тема 3. Социология личности

Социологическое понимание личности. Соотношение понятий: человек, личность, индивидуальность, индивид. Личностная и социальная идентификация.

Социальная структура личности. Социальный статус. Социальная роль. Ролевой конфликт.

Становление личности. Социализация личности. Сущность и механизмы социализации. Факторы и сферы социализации личности. Этапы социализации. Социальная активность личности. Сущность и виды социальной активности личности. Факторы социальной активности личности.

^ Тема 4. Феномен массы в современном обществе

Индивид и масса. Понятие, типы и структура социальных групп. Группы в социологии. Малая группа: происхождение и структура. Конформизм как основа группового взаимодействия. Развитие взаимозависимости: малая группа – клиентелизм – группа интересов – группа давления – клан. Понятие большой группы. Типы больших групп. Социальные группы, страты, классы, социальные слои; этнические, маргинальные группы.

Стихийные группы. Понятия «масса», публика, толпа. Толпы естественные и искусственные. Психология толпы. Подражание. Паника. Внушение. «Массовый человек» в психоанализе. Структура «коллективного бессознательного». Массовые психозы.

^ МОДУЛЬ 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА

Тема 5. Социальные институты

Понятие социального института и социальной организации. Функции социального института. Типы социальных институтов. Признаки социальных институтов. Формальные и неформальные институты. Основные социальные институты.

Институциональная организация общества. Институционализация.

Семья как социальный институт. Функции семьи. Правовые и нравственные основы семьи. Брак: сущность и виды. Тенденции развития современной семьи.

^ Тема 6. Социальный контроль и девиантное поведение

Понятие социального порядка. Социальный контроль как механизм регуляции поведения людей. Элементы социального контроля: нормы, санкции, ценности, социальные предписания. Осуществление социального контроля. Формальный и неформальный контроль.

Понятие девиантного и конформного поведения. Концепции девиантного поведения личности: биологическая (Ламброзо, Шелдон); психоаналитическая (З.Фрейд); социологические (Э.Дюркгейм, Г.Беккер, Селлин и Миллер, Э.Сатерленд, Шоу и Маккэй, Р.Мертон). Типология девиантного поведения (Р.Мертон): инновация, ритуализм, уход, бунт. Основные формы девиантного поведения: алкоголизм, наркомания, проституция, преступность, самоубийство.

^ Тема 7. Социологические проблемы научно-технического прогресса

Научно-технический прогресс: сущность и современное содержание. Наука как социальный институт. Сциентизм и антисциентизм. Техника: сущность и этапы развития. Техницизм и технофобия. НТП: сущность и формы развития. НТР: сущность и характерные черты. Социальные последствия НТП. Влияние НТП на экономическую сферу жизнедеятельности общества; социально-политические последствия НТП; воздействие НТП на духовную жизнь общества и развитие личности; влияние НТП на укрепление обороны страны.

^ МОДУЛЬ 3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Тема 8. Социальные изменения

Понятие социальных изменений. Концепции социальных изменений. Сущность, причины и факторы социальных изменений. Виды социальных изменений. Модели социальных изменений. Изменение и развитие. Понятие социального развития. Эволюция и революция. Понятие прогресса и регресса. Теории изменения общества. Понятие модернизации.

Понятие и факторы процесса глобализации. Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире. Глобальные проблемы современности.

^ Тема 9. Социология конфликта

Понятие социального конфликта. Основные теории конфликта. Типология конфликтов. Причины, структура и функции конфликтов. Управление развитием конфликта. Разрешение социальных конфликтов. Исходы и последствия социальных конфликтов.

Национально-этнические конфликты: сущность и пути разрешения.

^ Тема 10. Социология образования

Социальная сущность образования. Система образования, ее структура. Непрерывное образование как социальная потребность. Функции образования в социальной системе общества.

Образование в постиндустриальном обществе. Современный Болонский процесс. Система образования в России, его трансформация.

^ Тема 11. Идеология и культура

Понятие и виды общественного сознания. Возникновение и сущность идеологии. Современные идеологические течения. Функции идеологии. Проблема манипуляции общественным сознанием. СМИ и каналы общественной коммуникации.

Понятие и сущность политической культуры. Функции и структура политической культуры общества. Политическая социализация. Основные модели и типы политической культуры. Особенности политической культуры в России.

^ Тема 12. Международные отношения и национальная безопасность

Формирование мировой системы. Сущность и соотношение понятий: «мировая система» (цивилизация), «локальная цивилизация», «глобализация», «интеграция», «интернационализация мирового сообщества». Основные этапы становления и развития мировой системы. Интернационализация основных сфер жизни человека: (в сфере экономики, культуры, военно-политической).

Сущность и структура национальной безопасности. Национальные интересы, ценности и цели. Угрозы национальной безопасности. Силы и средства обеспечения национальной безопасности.





п/п

Раздел

Дисциплины

Се-местр

Неде-

ля

се-

местра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы

контроля

Всего

аудиторных

Самос-

тоятель-ная

работа

Лекц.

Сем.

^ МОДУЛЬ 1. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

1

Введение в социальное знание

4

1




3

-







2

^ Общество как система

4

2




2

1







3

^ Социология личности.

4

3-4




3

3







4

^ Феномен массы в современном обществе

4

5-6




3

3







^ МОДУЛЬ 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА


5

Социальные институты

4

7




2

1







6

^ Социальный контроль и девиантное поведение

4

8-9




3

3







7

^ Социологические проблемы научно-технического прогресса

4

10




2

1







^ МОДУЛЬ 3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА


8

Социальные изменения

4

11




2

1







9

^ Социология конфликта

4

12-13




3

3







10

^ Социология образования

4

14




3

-







11

^ Идеология и культура

4

15




2

1







12

^ Международные отношения и национальная безопасность

4

16




2

1










^ Итоговая форма контроля



















Зачет




ИТОГО


















^ 5. Образовательные технологии

Лекции с использованием презентаций, семинарские занятия, ролевые игры, учебные фильмы, индивидуальные задания в рамках организации самостоятельной работы, интерактивные формы контроля знаний (через ИИК ЮФУ, Цифровой кампус), контрольные работы, тестирование (промежуточное, экзаменационное).
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.

  1. Предмет социологии.

  2. Функции и предмет социологии.

  3. Основные этапы развития социологии.

  4. Структура социологического знания.

  5. Общество: сущность, социальная структура.

  6. Социальная система: сущность и черты.

  7. Социальные общности: сущность и разновидности.

  8. Социальная стратификация.

  9. Социальные институты: сущность и разновидности.

  10. Социальные организации: сущность и признаки.

  11. Семья: сущность и функции.

  12. Социальный конфликт: сущность и разновидности.

  13. Национально-этнический конфликт: сущность и типы.

  14. Национальная политика РФ: сущность и задачи.

  15. Соотношение понятий: человек, индивид, индивидуальность, личность.

  16. Социальная структура личности.

  17. Социальный статус: сущность, предписанный, достигнутый, главный статус.

  18. Социальная роль. Ролевой конфликт.

  19. Направленность личности.

  20. Социализация: сущность, механизмы и факторы социализации.

  21. Социальная активность личности: сущность и разновидности.

  22. Основные характеристики социальной активности личности.

  23. Факторы социальной активности личности.

  24. Соотношение понятий: интернационализация и интеграция мирового сообщества.

  25. Интернационализация основных сфер жизни человека.

  26. Глобализация в современном мире.

  27. Глобальные проблемы современности: сущность и классификация.

  28. Глобальные проблемы в сфере международных отношений.

  29. Глобальные проблемы в сфере взаимоотношений общества и природы.

  30. Актуальные проблемы развития российского общества.

  31. Научно-технический прогресс: сущность и формы развития.

  32. Наука как социальный институт. Сциентизм и антисциентизм.

  33. Техника как социальный феномен. Техницизм и технофобия.

  34. Основные этапы развития техники.

  35. Научно-техническая революция : сущность и характерные черты.

  36. Превращение науки в непосредственную производительную силу.

  37. Социальные последствия НТП в экономической сфере.

  38. Последствия HТП в социальной сфере.

  39. Власть: понятие, сущность, функции.

  40. Власть в системе общественных отношений.

  41. Современная идеология.

  42. Основные идеологические течения в современном мире.

  43. СМИ и общество.

  44. Особенности национальной культуры в России.

  45. Принципы национальной безопасности.

  46. Глобальные проблемы современного общественного развития.


Примерная тематика рефератов


  1. Проблемы современной мировой политики

  2. Социальное государство

  3. Социальная политика современного государства

  4. Законодательство о молодежи: проблемы формирования и реализации.

  5. Молодежь как инновационный потенциал российского государства.

  6. Отражение социальных интересов молодежи в федеральной программе «Молодежь России».

  7. Социальная политика государства в сфере семьи, женщин, детей и молодежи.

  8. Роль политических партий и общественных движений в выработке и реализации социальной политики и социальных программ по защите интересов молодого поколения.

  9. Манипуляция сознанием в ходе разрушения социальных институтов и систем.

  10. Мифо-метафорическое моделирование общественного поведения.

  11. Свобода в русской культуре и менталитете.

  12. Противоречия современного общественного развития в России.

  13. Глобальные проблемы человечества

  14. Русская идея

  15. Идеологические течения в современном мире

  16. Причины фашизма и экстремизма

  17. Психология толпы в современном обществе.

  18. Массовые настроения в обществе.

  19. Психология массовых политических движений.

  20. «Массовый человек» в социологии.

  21. Массовые стереотипы и слухи.


Вопросы для зачета


  1. Функции и предмет социологии.

  2. Основные этапы развития социологии.

  3. Структура социологического знания.

  4. Общество: сущность, социальная структура.

  5. Социальная система: сущность и черты.

  6. Социальные общности: сущность и разновидности.

  7. Социальная стратификация.

  8. Социальные институты: сущность и разновидности.

  9. Семья: сущность и функции.

  10. Социальный конфликт: сущность и разновидности.

  11. Социология конфликта

  12. Национально-этнический конфликт: сущность и типы.

  13. Национальная политика РФ: сущность и задачи.

  14. Соотношение понятий: человек, индивид, индивидуальность, личность.

  15. Социальная структура личности.

  16. Социальный статус: сущность, предписанный, достигнутый, главный статус.

  17. Социальная роль. Ролевой конфликт.

  18. Направленность личности.

  19. Социализация: сущность, механизмы и факторы социализации.

  20. Социальная активность личности: сущность и разновидности.

  21. Типология групп в социологии.

  22. Конформизм как основа группового взаимодействия.

  23. Индивид и масса. Специфика массового сознания.

  24. Социология массовых движений.

  25. Индивид и массы в авторитарных обществах.

  26. Феномен массы в современном обществе.

  27. Индивид и масса в условиях трансформирующегося общества.

  28. Феномен толпы в современном обществе.

  29. Массовые настроения в обществе.

  30. Общественное мнение и слухи

  31. Интернационализация основных сфер жизни человека.

  32. Глобализация в современном мире.

  33. Глобальные проблемы современности: сущность и классификация.

  34. Принципы национальной безопасности.



^ 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) «Социология»

а) основная литература:

  1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник /Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - М.: Гардарики, 2003.

  2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. - М.: Гардарики, 1998

  3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2003

  4. Ирхин В.Н., Зотов В.Д , Зотова Л.В Политология. Учебник для ВУЗов. - М.: ЮристЪ, 1999.

  5. Конституция Российской Федерации. – М.: «Проспект», 2010.

  6. Кончанин Т.Л., Подопригора С., Яременко С.Н. Социология. Ростов н/Д.: Феникс, 2001.

  7. Кравченко, А. И. Социология: учебник для вузов /А. И. Кравченко, В. Д. Анурин. – СПб.: Питер, 2007.

  8. Култыгин В.П. Классическая социология. – М.: Наука, 2000. Введение. Социология и общество

  9. Социология. Основы общей теории: учебник. 2-е изд., испр. и доп. / отв. ред.Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М., 2008.

  10. Социология. Энциклопедия. - Минск: Книжный дом, 2003

  11. Тадевосян Э.В. Социология. - М.: Знание, 1999


б) дополнительная литература:

  1. Адорно Т. Исследование авторитарной личности. – М.: Серебряные нити, 2001. – 416с.

  2. Аринин А.Н. Права и свободы человека и эффективное развитие России // Общественные науки и современность. – 2002. - № 1.

  3. Арутюнян А., Дробижева Л. Сусополов А. Этносоциология. Учебн. пособ. для вузов. - М. - 1998.

  4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: НОРМА, 2003. – 800с.

  5. Бердяев Н.А. Русская идея. – Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. – 400с.

  6. Бердяев Н.А. Судьба России. – М.: Издательство МГУ, 1990. – 256с.

  7. Бобахо В.А. Социально-политические аспекты молодежной субкультуры / // Вестн. Моск. ун-та. Сер.12. Полит. науки. - 1996. - № 2.

  8. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации//Социс. – 2002. - № 10.

  9. Гаджиев К.С. Размышления о политической культуре современной России//МЭ и МО. - 1996. - №2.

  10. Гельман В.Я. Институциональное строительство и неформальные институты в современной российской политике // Полис. – 2003. - № 4. – с. 6-26.

  11. Гельман В.Я. Политическая культура, массовая участие и электоральное поведение // Политическая социология и современная российская политика. СПб., 2000.

  12. Глобализация. Модернизация. Россия. (Круглый стол) // Полис. – 2003. - № 2. – с.34-53.

  13. Глотов М.Б. Социальный институт: определение, структура, классификация//Социс. – 2003. - № 10

  14. Горский Ю.М. Информация как средство организации и дезорганизации.// Соц.-пол. журнал. - 1994. - №6.

  15. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. – М., 2002.

  16. Давыдов Ю.Н. «Война всех против всех» в идеальнотипическом истолковании (О социологической значимости концепции Гоббса) // Полис. – 1993. - № 6.

  17. Давыдов Ю.Н. Укрощение Левиафана, или социальные потенции обычного согласия («Воля всех и ее судьбы в концепции «разделения властей» Джона Локка).// Полис. – 1994. - №№ 2-3.

  18. Добрынина В.И. Процессы перемен в сознании российской учащейся молодежи // Вестн. Моск. ун-та. Сер.18. Социол. и политол. - 2003. - № 4.

  19. Дюверже М. Политические партии. М., 2000.

  20. Зоркая Н. Ценности и установки российской молодежи // Мониторинг обществ. мнения. - 2003. - № 4 (66).

  21. Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска // Социс. - 2003. - № 4.

  22. Ильинский И.М., Алещенок С.В., Володин И.А. и др. Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы. – М., 1999.

  23. Ирхин В.Н., Зотов В.Д , Зотова Л.В Политология. Учебник для ВУЗов. - М.: ЮристЪ, 1999.

  24. История буржуазной социологии ХIХ – начала ХХ века. – М.: Наука, 1979. Глава 1 «От социальной философии к социологии».

  25. Кара – Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. - М. - 2000.

  26. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием в России сегодня. - М. - 2001.

  27. Кассирер Э. Техника современных политических мифов// Вест. Моск. Ун-та. Сер. 7, Философия, 1990. №2

  28. Коваленко В.И., Костин А.И. Политические идеологии: история и современность // Вестник МГУ. Политические науки. - 1997. - №2.

  29. Концепция национальной безопасности РФ. - Красная Звезда. - 2000, 20 января.

  30. Кравченко, С. А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / С. А. Кравченко. – М., 2007.

  31. Красин Ю.А. Политическое самоопределение России: проблема выбора // Полис. – 2003.-№ 1. – с. 124-134

  32. Кулагин В.М. Мир в XXI в.: многополюсный баланс сил или глобальный Pax Democratica (гипотеза демократического мира в контексте альтернатив мирового развития)//Полис. – 2000. - №1

  33. Левин И.Б. Глобализация и демократия // Полис. – 2003. - № 2. – с.53-71.

  34. Ледяев В.Г. Формы власти: типологический анализ // Полис. 2000. №2.

  35. Маслова. От социального конформизма к политическому участию.//Вестник МГУ, сер.12. Соц.-политич. исследования. - 1992. - №2.

  36. Меркель В., Круассан А. Формальные и неформальные институты в дефектных демократиях. // Полис. 2002. № 1, 2.

  37. Назаренко Л. Национальный характер и политическое поведение // Открытая политика. - 1996. - № 3-4. - С.79-83.

  38. Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб.: Питер, 2001.

  39. Романович Н.А. Демократические ценности: свобода «по-русски» // Социсс. – 2002. - № 2. – с. 35-40.

  40. Сайко Э.В., Фельдштейн Д.И. Психология масс и проблема деструктивных и конструктивных форм поведения людей как явлений исторического процесса // Мир психологии. 2000. № 2. С.269-273.

  41. Сигеле С. Преступная толпа. // Преступная толпа. - М.,1998.

  42. Соколов А.В., Щербаков И.О. Ценностные ориентации постсоветского студенчества// Социс. – 2003. - № 1.

  43. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992

  44. Тоффлер О. Проблема власти на пороге ХХI века// Свободная мысль. - 1992. - №2.

  45. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - Мн.: ООО «Попурри»,1998. – 672с.

  46. Хотинец В. Ю. Этническое самосознание. - СПб.: Алетейя, 2000.-240с.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. Содержание курса представлено в Цифровом кампусе и ИИК ЮФУ (Рабочая программа, комплект презентаций, задания ОЗО, тестовые задания, статьи по теме, задания практикумов и семинарских занятий)

2. Официальный сайт Правительства Российской Федерации// http://www.government.gov.ru; сайты министерств и ведомств.

Официальный портал городской Думы и администрации г. Ростова-на-Дону //http://www.rostov-gorod.ru/

  1. Каталог образовательных интернет ресурсов// http://www.edu.ru; Сайт Министерства образования России // http://www.ed.gov.ru/ministry; Большая советская энциклопедия// http://bse.sci-lib.com/; Онлайн энциклопедия Кругосвет // http://www.krugosvet.ru/; Электронные словари и энциклопедии// http://www.edudic.ru/; Федеральный образовательный портал // http://www.ecsocman.edu.ru/text/21797554/; Сайт Берлинского саммита по Болонскому процессу //http://www.bologna-berlin2003; Официальный сайт журнала «Социологические исследования»// http://www.isras.ru/socis.html и др.



^ 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Специально оборудованная аудитория (электронная доска), проектор и экран, ноутбук с лицензионной программой

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки ____________________ .

Автор Басенко Наталья Александровна

Рецензент (ы) _________________________
Программа одобрена на заседании ____________________________________________

(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)

от ___________ года, протокол № ________.


^ ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Общество как система

  1. Идейно-теоретические предпосылки социологии. Кризис метафизического познания. Исторические условия и причины возникновения социологии. Критерии периодизации.

  2. Социология как наука. Предмет, методы исследования. Структура социологического знания. Функции социологии.

  3. Общество как социальная система: понятия: система, элемент, структура, подсистема. Понятие социальной системы. Социальная структура. Социальная стратификация.

  4. Социальные общности: сущность и разновидности: социально-классовые общности; социально-этнические общности; социально-демографические общности; социально-территориальные общности; профессиональные и профессионально-квалификационные общности

  5. Социальные организации: сущность и типология


ЛИТЕРАТУРА

  1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник /Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. М.: Гардарики, 2003. Гл. 1, 4.

  2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. - М.: Гардарики, 1998

  3. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. Учебное пособие для вузов. – М.: Книжный дом «Университете», 1997. Лекции 1 и 2, с.5-58.

  4. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. - СПб, 1996. Глава 1. §§ 1,2.

  5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: учебник. М.: ИНФРА-М, 2003

  6. История буржуазной социологии ХIХ – начала ХХ века. – М.: Наука, 1979. Глава 1 «От социальной философии к социологии».

  7. Кончанин Т.Л., Подопригора С., Яременко С.Н. Социология. Ростов н/Д.: Феникс, 2001. Гл.2,4.

  8. Кравченко, С. А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / С. А. Кравченко. – М., 2007.

  9. Кравченко, А. И. Социология: учебник для вузов /А. И. Кравченко, В. Д. Анурин. – СПб.: Питер, 2007. – С. 9–42, 46–74.

  10. Култыгин В.П. Классическая социология. – М.: Наука, 2000. Введение. Социология и общество, с. 9 – 22.

  11. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология курс лекций. - М.: Центр, 2001. - Темы 1, 3, 6, 8,11.

  12. Социология. Основы общей теории: учебник. 2-е изд., испр. и доп. / отв. ред.Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М., 2008. – С. 23–122

  13. Социология. Энциклопедия. - Минск: Книжный дом, 2003



Тема 2. Социология личности

  1. Соотношение понятий: человек, личность, индивидуальность, индивид.

  2. Социальная структура личности:

а) социальный статус: сущность и разновидности.

б) социальная роль. Ролевой конфликт.

в) направленность личности.

  1. Социализация личности:

а) сущность и механизмы социализации;

б) факторы и сферы социализации личности;

  1. Социальная активность личности:

а) сущность и виды социальной активности личности;

б) факторы социальной активности личности.
ЛИТЕРАТУРА:

  1. Радугин А., Радугин К. Социология: курс лекций. 2-е изд. - М.: Центр, 2001. - Тема 7.

  2. Кончанин Т.Л. , Подопригора С.Я. , Яременко С.Н. Социология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - Гл.18, 19, 20.

  3. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник /Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - М.: Гардарики, 2003. - Гл. 3, 4.

  4. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992


Тема 3. Социальные институты

  1. Социальный институт: сущность и признаки.

  2. Разновидности социальных институтов.

  3. Семья: происхождение, сущность и структура.

  4. Функции семьи:

а) репродуктивная;

б) воспитательная;

в) экономическая и др.

  1. Правовые и нравственные основы семьи. Брак: сущность и виды.

  2. Тенденции развития современной семьи.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Радугин А., Радугин К. Социология: курс лекций. М.:Центр, 2001. Тема 10.

  2. Социология: курс лекций: учеб. пособие / отв. Ред. Ю.Г.Волков. Ростов н/Д. Феникс, 1999. Тема 15.

  3. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник /Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. М.: Гардарики, 2003. Гл. 8.

  4. Глотов М.Б. Социальный институт: определение, структура, классификация//Социс. – 2003. - № 10


Тема 4. Социальный контроль и девиантное поведение

  1. Социальный контроль как механизм регуляции поведения людей. Элементы социального контроля: нормы, санкции, ценности, социальные предписания. Осуществление социального контроля. Формальный и неформальный контроль.

  2. Понятие девиантного и конформного поведения. Концепции девиантного поведения личности: биологическая (Ламброзо, Шелдон); психоаналитическая (З.Фрейд); социологические (Э.Дюркгейм, Г.Беккер, Селлин и Миллер, Э.Сатерленд, Шоу и Маккэй, Р.Мертон).

  3. Типология девиантного поведения (Р.Мертон): инновация, ритуализм, уход, бунт. Основные формы девиантного поведения: алкоголизм, наркомания, проституция, преступность, самоубийство


ЛИТЕРАТУРА

  1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник /Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - М.: Гардарики, 2003.

  2. Волков Ю.Г. Социология. Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2004. – Раздел 8

  3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2003

  4. Кондауров В.И., Страданченков А.С. Социология: курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2001

  5. Тадевосян Э.В. Социология. - М.: Знание, 1999


Тема 5. Социальные изменения

  1. Понятие социальных изменений. Сущность, причины и факторы социальных изменений. Виды социальных изменений. Эволюция и революция.

  2. Понятие и факторы процесса глобализации. Глобализация и формирование мировой системы:

а) сущность понятий: «Мировая система (цивилизация)», «локальная цивилизация», «глобализация», «интеграция», «интернационализация мирового сообщества»;

б) основные этапы становления и развития мировой системы.

в) интернационализация основных сфер жизни человека: (в сфере экономики, культуры, военно-политической);

г) глобальные проблемы современной цивилизации.

  1. Актуальные проблемы развития российского общества:

а) понятия «модернизация», «органическая и неорганическая модернизация»;

б) возможные альтернативы развития России в будущем.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Василенко И.А. Политическая глобалистика: учебное пособие для вузов. - М. 2000.

  2. Кончанин Т., Подопригора С., Яременко С. Социология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - С.431-452.

  3. Панарин А.С. Искушение глобализмом. - М. - 2000.

  4. Волков Ю.Г. Социология. Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2004. – Раздел 10


Тема 6. Социологические проблемы научно-технического прогресса

  1. Научно-технический прогресс: сущность и современное содержание:

а) Наука как социальный институт. Сциентизм и антисциентизм.

б) Техника: сущность и этапы развития. Техницизм и технофобия.

в) НТП: сущность и формы развития.

г) НТР: сущность и характерные черты.

  1. Социальные последствия НТП:

а) влияние НТП на экономическую сферу жизнедеятельности общества;

б) социально-политические последствия НТП;

в) воздействие НТП на духовную жизнь общества и развитие личности;

г) влияние НТП на укрепление обороны страны.
ЛИТЕРАТУРА

  1. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – Волгоград. - 1995. - Гл.10

  2. Основы философии: учебн. пособие для вузов / отв. Ред. Е.Попов. – М., 1997. - С.79-85; С.217-263.

  3. Российская социологическая энциклопедия. – М. 1998. Статьи: наука, техника, техницизм и антитехницизм, технофобия, прогресс научно-технический, революция научно- техническая, сциентизм.

  4. Волков Ю.Г. Социология. Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2004. – Раздел 10


Тема 7. Социология конфликта

  1. Социальные конфликты: сущность и разновидности.

  2. Национально-этнический конфликт: сущность и типы:

а) этнос: сущность и разновидности;

б) типы национально-этнических конфликтов;

в) причины обострения национально-этнических отношений в России и на территории бывших республик СССР.

  1. Сущность понятий: национализм, ксенофобия, национал-экстремизм, расизм, дружба народов РФ.

  2. Механизм предупреждения и преодоления национально-этнических конфликтов.

  3. Национальная политика РФ: сущность и задачи.


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Арутюнян А., Дробижева Л. Сусополов А. Этносоциология. Учебн. пособ. для вузов. - М. - 1998.

  2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник /Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - М.: Гардарики, 2003. - Гл. 7.

  3. Кончанин Т.Л., Подопригора С.Я., Яременко С.Н. Социология. - Ростов н/Д. Феникс, 2001 . С.220-244.

  4. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Ростов н/Д. 1998.

  5. Радугин А., Радугин К. Социология: курс лекций. 2-е изд. - М. - 1999. - Тема 9.


Тема 8. Социология образования

  1. Социальная сущность образования. Система образования, ее структура.

  2. Функции образования в социальной системе общества.

  3. Образование в постиндустриальном обществе.

  4. Современный Болонский процесс: его сущность и этапы.

  5. Система образования в России, его трансформация.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Осипов А.М. Социология образования: Очерки теории. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2006

  2. «НАСТРОЙКА» образовательных структур в Европе / Перев. Е.В. Шевченко // Интернет: Сайт Постоянной конференции ректоров, президентов и вице-канцлеров европейских университетов .

  3. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.

  4. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. – 2004. – № 11. – 176 с. – С. 3-13.

  5. К вопросу о разделяемых всеми описаниях для бакалавров и магистров: Отчет Объединенной неформальной инициативной группы по вопросам качества / Перев. Е.В. Шевченко // Интернет: Сайт Берлинского саммита по Болонскому процессу .

  6. Коршунов С.В. Подходы к проектированию образовательных стандартов в системе многоуровневого инженерного образования: Материалы к шестому заседанию методологического семинара 29 марта 2005 г. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.

  7. Кузьминов Я.И., Любимов Л.Л., Ларионова М.В. Европейский опыт формирования общего понимания содержания квалификаций и структур степеней. Компетентностный подход // Интернет: Сайт Министерства образования России // http://www.ed.gov.ru/ministry/struk/depart/standart/work/bolon/bolon.html

  8. Лайл М. Спенсер-мл. и Сайн М. Спенсер. Компетенции на работе. Пер. с англ. М.: HIPPO, 2005.

Похожие:

Рабочая программа дисциплины (модуля) социология iconРабочая программа дисциплины (модуля) Экономическая социология (указывается...

Рабочая программа дисциплины (модуля) социология iconРабочая программа учебной дисциплины Место дисциплины в структуре...
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) согласно фгос впо
Рабочая программа дисциплины (модуля) социология iconРабочая программа дисциплины (модуля)
Профессиональные навыки юриста: практическая умение применять нормативно-правовые акты в практической деятельности; образовательная...
Рабочая программа дисциплины (модуля) социология iconРабочая программа дисциплины
...
Рабочая программа дисциплины (модуля) социология iconРабочая программа дисциплины
Рабочая программа составлена на основании гос впо (спо) и учебного плана направления 350200 "Международные отношения"
Рабочая программа дисциплины (модуля) социология iconРабочая программа учебной дисциплины «История дальнего востока россии»
Рабочая программа составлена на основании типовой программы гос (фгос) впо и авторских разработок
Рабочая программа дисциплины (модуля) социология iconРабочая программа дисциплины колумнистика в современной прессе блок...
...
Рабочая программа дисциплины (модуля) социология iconРабочая программа учебной дисциплины ??? Гендерология и феминология
Рабочая программа составлена в соответствии с гос впо по направлению подготовки 040101. 62 «Социальная работа», утвержденного 07...
Рабочая программа дисциплины (модуля) социология iconРабочая программа дисциплины «Федеральные налоги и сборы с организаций»
Федеральные налоги и сборы с организаций [Текст]: рабочая программа дисциплины. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп», 2012. – 56 с
Рабочая программа дисциплины (модуля) социология iconРабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Экономика и инвестиции»
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница