Методическое пособие для студентов по курсу «Медицинское обеспечение мероприятий гражданской обороны» Тема №1: «Основы гражданской обороны»


Скачать 232.26 Kb.
НазваниеМетодическое пособие для студентов по курсу «Медицинское обеспечение мероприятий гражданской обороны» Тема №1: «Основы гражданской обороны»
Дата публикации17.06.2013
Размер232.26 Kb.
ТипМетодическое пособие
userdocs.ru > Военное дело > Методическое пособие


ОРЕНБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

И МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ




МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
для студентов по курсу «Медицинское обеспечение мероприятий гражданской обороны»

Тема № 1: «Основы гражданской обороны»

г. Оренбург – 2009 г.

Введение
В последнее десятилетие произошел решительный поворот военных теоретиков и историков к разработке новой концепции войны, новых форм и способов вооруженной борьбы. Они исходят из того, что при качественно новых средствах вооруженной борьбы, создаваемых на базе новейших технологий, в том числе высокоточного оружия и оружия, основанного на новых физических принципах, неизбежно изменится характер войны.

В связи с этим в концепции войн нового поколения решающая роль отводится не живой силе, не ядерному, а высокоточному оружию и оружию на новых физических принципах. Есть основания полагать, что эти виды оружия через 10-15 лет, а в некоторых странах, возможно, и раньше, существенно обесценят роль ядерного оружия, разрушат тот условный барьер, которым длительное время разделялось ядерное оружие и оружие обычных средств поражения.

Изменившаяся концепция современной войны значительно уменьшает вероятность ковровых бомбежек с массовым поражением населения и огромными разрушениями жилого фонда, что требовало эвакуации граждан в пригородную зону. Применение высокоточного оружия нарушает экономику страны при разрушении промышленных и военных объектов, но существенно уменьшает массовую гибель гражданского населения. При этом требуется эвакуация только небольшой части населения, живущей возле потенциально опасных, в плане разрушения, объектов, хотя применение высокоточного оружия все равно приводит к гибели гражданского населения, пример тому Югославия, где соотношение погибших военных к гражданскому населению составило 1:15.

Опыт минувших войн убедительно свидетельствует, что равноценной альтернативы хорошо продуманной, обученной и оснащенной системе гражданской обороны не существует. По мере совершенствования оружия и средств его доставки система гражданской обороны, а в ее составе федеральная медицинская служба гражданской обороны, прошла путь от местной противовоздушной обороны, созданной 4 октября 1932 года, в состав которой входила медико-санитарная служба, предназначенная для организации медицинской помощи населению при авиационных налетах, до Гражданской обороны СССР с созданной в ее составе в 1962 году медицинской службой гражданской обороны, предназначенной для организации медицинского обеспечения населения в условиях ракетно-ядерной войны.

Переход России к рыночной экономике, пересмотр военной доктрины страны и ее экономические возможности привели к ослаблению готовности сил и средств МСГО по медицинскому обеспечению населения в очагах поражения, а кое-где к утрате медицинских и санитарно-транспортных формирований.

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 1999 года № 1266, предусматривающее создание Федеральной медицинской службы гражданской обороны и Положение о Федеральной медицинской службе гражданской обороны (приказ Министра здравоохранения Российской Федерации от 3 июля 2000 года № 242), определившее понятие, задачи и организацию Федеральной медицинской службы гражданской обороны, открыли новый этап ее развития и совершенствования.
^ Основные понятия и задачи гражданской обороны
Под гражданской обороной в Российской Федерации понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Обеспечение безопасности Российских граждан является главной целью всех оборонных мероприятий Российского государства. От успешного решения этой главной задачи зависит решение остальных задач гражданской обороны в Российской Федерации.

Мероприятия гражданской обороны проводятся в мирное и военное время и в первую очередь службами гражданской обороны.

Под службой гражданской обороны понимается служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 1999 года № 1266 «О федеральных службах гражданской обороны» в соответствии со статьей 14 Федерального закона «О гражданской обороне» созданы следующие службы:

  1. Федеральная медицинская служба гражданской обороны;

  2. Федеральная противопожарная служба гражданской обороны;

  3. Федеральная служба гражданской обороны охраны общественного порядка;

  4. Федеральная служба гражданской обороны защиты животных и растений;

  5. Федеральная служба гражданской обороны защиты культурных ценностей.

Этим же постановлением установлено, что на федеральные службы гражданской обороны возлагается решение следующих основных задач:

- на федеральную медицинскую службу гражданской обороныорганизация и проведение медицинских, лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья населения, а также своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным гражданам в военное время;

- на федеральную противопожарную службу гражданской обороны – организация и проведение мероприятий, направленных на противопожарное обеспечение населенных пунктов и организаций, локализацию и тушение пожаров;

- на федеральную службу гражданской обороны охраны общественного порядка – организация и проведение мероприятий, направленных на поддержание общественного порядка в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения, а также обеспечение охраны материальных и культурных ценностей;

- на федеральную службу гражданской обороны защиты животных и растений – организация и проведение мероприятий, направленных на обеспечение устойчивой работы организаций сельскохозяйственного производства, а также мероприятий по защите сельскохозяйственных животных и растений;

- на федеральную службу гражданской обороны защиты культурных ценностей – организация и проведение мероприятий, направленных на защиту культурных ценностей, памятников истории и культуры.

На Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации возложено создание и организационно-методическое руководство федеральной медицинской службой гражданской обороны.

С этой целью приказом Министра здравоохранения Российской Федерации от 3 июля 2000 года № 242 утверждено «Положение о федеральной медицинской службе гражданской обороны».

Основные понятия в области гражданской обороны изложены в статье 1 Федерального закона № 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года «О гражданской обороне». Федеральным законом определено, что под гражданскими организациями гражданской обороны понимаются формирования, создаваемые на базе организаций по территориально-производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Под территорией, отнесенной к группе по гражданской обороне, понимается территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

Федеральное законодательство четко определяет основные задачи в области гражданской обороны. Последними считаются:

^ 1. Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Детализация данной задачи осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 года № 841 «Об утверждения Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны».

В нем подчеркнуто, что основными задачами обучения населения в области гражданской обороны являются:

а) изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

б) совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по гражданской обороне;

в) выработка умений и навыков для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

г) овладение личным составом гражданских организаций гражданской обороны (далее именуются – формирования) приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Лица, подлежащие обучению, подразделяются на следующие группы:

а) начальники гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, а также главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны;

б) должностные лица гражданской обороны, руководители и работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной (далее именуются – должностные лица и работники гражданской обороны), а также начальники гражданской обороны организаций;

в) личный состав формирований;

г) работающее население, не входящее в состав формирований;

д) учащиеся учреждений общего образования и студенты учреждений профессионального образования;

е) неработающее население.

Обучение населения в области гражданской обороны осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Обучение является обязательным и проводится в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, на курсах гражданской обороны муниципальных образований, по месту работы, учебы и месту жительства граждан.

Повышение квалификации начальников гражданской обороны организаций, должностных лиц и работников гражданской обороны, а также преподавателей курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» учреждений общего и профессионального образования проводится не реже одного раза в 5 лет. Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей по гражданской обороне, переподготовка или повышение квалификации в области гражданской обороны в течение первого года работы являются обязательными.

В целях организации и осуществления обучения населения в области гражданской обороны:

а) федеральные органы исполнительной власти:

- планируют и осуществляют мероприятия по обучению должностных лиц и работников гражданской обороны, а также других сотрудников центральных аппаратов этих органов;

- осуществляют организационно-методическое руководство и контроль обучения руководителей и персонала соответствующих федеральных служб гражданской обороны, а также служб гражданской обороны, формирований и организаций, находящихся в сфере ведения этих органов;

- участвуют в разработке государственных образовательных стандартов, программ и методик обучения учащихся учреждений общего образования и студентов учреждений профессионального образования по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»;

- организуют обучение по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» студентов учреждений профессионального образования, находящихся в сфере ведения этих органов;

- организуют и осуществляют пропаганду знаний в области гражданской обороны;

б) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Органы местного самоуправления на соответствующих территориях:

- планируют обучение населения в области гражданской обороны;

- организуют изучение в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования курса «Основы безопасности жизнедеятельности», а в учреждениях профессионального образования, находящихся в сфере ведения этих органов, – дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»;

- создают и оснащают учебно-методические центры, курсы гражданской обороны и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне, а также организуют их деятельность;

- уточняют (с учетом особенностей региона) программы подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих обучение в учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны;

- организуют и проводят учебно-методические сборы руководителей и преподавателей образовательных учреждений;

- организуют и осуществляют пропаганду знаний в области гражданской обороны;

- организуют издание (в том числе и на языках народов Российской федерации) учебной литературы и наглядных пособий по гражданской обороне и обеспечение ими населения;

- осуществляют контроль за ходом и качеством обучения населения в области гражданской обороны;

в) организации:

- осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны;

- уточняют (с учетом особенностей деятельности организации) программы обучения в области гражданской обороны своих работников и личного состава формирований;

- создают, оснащают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

- осуществляет организационно-методическое руководство функционированием и развитием единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- организует подготовку (обучение) в области гражданской обороны должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- осуществляет методическое руководство федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по подготовке (обучении) личного состава формирований и обучении населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- разрабатывает и утверждает примерные программы обучения для групп обучаемых, за исключением учащихся учреждений общего образования и студентов учреждений профессионального образования, а также определяет перечень должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны;

- определяет периодичность и продолжительность проведения учений и тренировок по гражданской обороне;

- определяет порядок проведения аттестации по вопросам гражданской обороны начальников гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, а также глав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководителей органов местного самоуправления, являющихся по должности начальниками гражданской обороны.

Приложением к «Положению об организации обучения населения в области гражданской обороны» определены формы обучения в области гражданской обороны (по группам обучаемых).

Так, для начальников гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, а также глав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководителей органов местного самоуправления, являющимися по должности начальниками гражданской обороны:

а) самостоятельная работа с нормативными документами по вопросам организации, планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне;

б) изучение своих функциональных обязанностей по гражданской обороне;

в) личное участие в учебно-методических сборах, учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по гражданской обороне.

Для начальников гражданской обороны организаций, должностных лиц и работников гражданской обороны:

а) самостоятельная подготовка;

б) переподготовка и повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны;

в) участие в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по гражданской обороне.

Для личного состава формирований:

а) повышение квалификации в учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны (руководители формирований);

б) проведение занятий с личным составом формирований по месту его работы;

в) участие в учениях и тренировках по гражданской обороне.

Для работающего населения, не входящего в состав формирований:

а) проведение занятий по месту работы;

б) участие в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по гражданской обороне;

в) индивидуальное изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Для учащихся учреждений общего образования и студентов учреждений профессионального образования:

а) обучение (в учебное время) по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»;

б) участие в учениях и тренировках по гражданской обороне;

в) чтение памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по тематике гражданской обороны.

Для неработающего населения (по месту жительства):

а) посещение мероприятий, проводимых по тематике гражданской обороны (беседы, лекции, вечера вопросов и ответов, консультации, показ учебных фильмов и др.);

б) участие в учениях по гражданской обороне;

в) чтение памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по тематике гражданской обороны.

2. Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

4. Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.

Порядок создания убежищ изложен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны».

В нем подчеркнуто, что, наряду с убежищами, к объектам гражданской обороны относятся противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Причем, убежища создаются для защиты:

1. Работников наибольшей работающей смены организаций, расположенных в зонах возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время, а также работников работающей смены дежурного и линейного персонала организаций, обеспечивающих жизнедеятельность городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, и организаций, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне.

2. Работников атомных станций и организаций, обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность этих станций.

3. Нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, расположенных в зонах возможных сильных разрушений, а также обслуживающего их медицинского персонала.

4. Трудоспособного населения городов, отнесенных к особой группе по гражданской обороне.

^ Противорадиационные укрытия создаются для защиты:

1. Работников организаций, расположенных за пределами зон возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время.

2. Населения городов и других населенных пунктов, не отнесенных к группам по гражданской обороне, а также населения, эвакуируемого из городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, зон возможных сильных разрушений организаций, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне, и зон возможного катастрофического затопления.

^ Специализированные складские помещения создаются для хранения средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля и другого имущества гражданской обороны.

^ Санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта и иные объекты гражданской обороны создаются для обеспечения медицинской защиты и первоочередного жизнеобеспечения населения, санитарной обработки людей и животных, специальной обработки одежды и транспортных средств.

Создание объектов гражданской обороны в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с Министерством Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерством экономики Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти:

- по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения;

- организуют создание объектов гражданской обороны;

- принимают в пределах своей компетенции нормативные акты по созданию объектов гражданской обороны, доводят их требования до сведения указанных организаций и контролируют их выполнение;

- осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию;

- ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях:

- определяют общую потребность в объектах гражданской обороны;

- создают в мирное время объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию;

- осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию;

- ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Организации:

- создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны;

- обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию;

- ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Создание объектов гражданской обороны в период мобилизации и военное время осуществляется в соответствии с заданиями по мероприятиям гражданской обороны, предусмотренными в мобилизационных планах федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской федерации, муниципальных образований и организаций.

Создание объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов. В качестве объектов гражданской обороны также могут использоваться объекты, предназначенные для обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

- принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию;

- участвует в проведении государственной экспертизы проектов строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов гражданской обороны;

- организует согласование типовых и индивидуальных проектов объектов гражданской обороны;

- организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны;

- осуществляет методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 года № 359 утверждено «Положение о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями учреждениями и организациями».

В постановлении отмечается, что решения о приватизации предприятий, организаций и учреждений, имеющих на своем балансе объекты и имущество гражданской обороны, принимаются в установленном порядке органами государственной власти с учетом заключения соответствующего штаба (комитета) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственно хранение и в пользование.

К указанным объектам и имуществу относятся:

- пункты управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерств, ведомств и организаций Российской Феде рации с комплексом защищенных сооружений и наземным комплексом (наземными элементами систем жизнеобеспечения пунктов управления, размещаемого в них аппарата и обслуживающего персонала, складами для хранения продовольствия, медикаментов, оборудования и имущества);

- отдельно стоящие убежища гражданской обороны;

- встроенные убежища гражданской обороны;

- специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны;

- имущество гражданской обороны.

С правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.

В случае выкупа государственного и муниципального имущества по договорам аренды с правом выкупа, в которых не определены или сроки, или величина, или порядок, или условия внесения выкупа, объекты и имуществ гражданской обороны исключаются из имущества предприятия, подлежащего выкупу, и с правопреемником заключается соответствующий договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.

При преобразовании предприятия, созданного членами трудового коллектива государственного или муниципального предприятия в акционерное общество открытого типа, учредителями которого выступают соответствующий комитет по управлению имуществом, физические и юридические лица, обладающие правом собственности на имуществе из этого имущества исключаются объекты и имущество гражданской обороны и заключается соответствующий договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.

В целях сохранения объектов и имущества гражданской обороны, имеющихся у приватизируемого предприятия, соответствующие комитеты по управлению государственным имуществом включают в планы приватизации положения, определяющие перечень объектов и имущества гражданской обороны, не подлежащих приватизации и передаваемых акционерному обществу по договору на ответственное хранение и в пользование.

Защитные сооружения, предназначенные для укрытия населения по месту жительства, по решению органов государственной власти, в ведении которых они находятся, могут передаваться по договору предприятиям и организациям, ответственным за их содержание, для использования в народнохозяйственных целях.

При продаже по конкурсу предприятий коммунально-бытового назначения (бань, прачечных, предприятий химической чистки, объектов, имеющих посты мойки и уборки подвижного состава автотранспорта), предназначенных для выполнения задач гражданской обороны, к обязательным условиям конкурса должны относиться требования о возможности их использования для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и автотранспорта в чрезвычайных ситуациях.

При приватизации предприятий и дальнейшем сохранении профиля их деятельности, на которые решением органов государственной власти и органов местного самоуправления было возложено создание служб и невоенизированных формирований гражданской обороны, подготовка зданий для развертывания больниц, обеспечение функционирования систем связи и оповещения гражданской обороны, а также выполнение других задач в интересах гражданской обороны, данные обязанности закрепляются за новым правопреемником имущественных прав и обязанностей приватизируемого предприятия на основе соответствующего договора.

^ 5. Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.

6. Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий.

^ 7. Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер.

^ 8. Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий.

9. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению.

10. Обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий.

11. Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий.

12. Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время.

13. Срочное захоронение трупов в военное время.

14. Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

^ Принципы организации и ведения гражданской обороны
Гражданская оборона Российской Федерации является составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий.

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Гражданская оборона организуется на территории Российской Федерации по территориально-производственному принципу.

^ Территориальный принцип заключается в организации гражданской обороны на территории субъектов Российской Федерации согласно административному делению нашей страны.

В соответствии с этим ответственность за состояние гражданской обороны на территории республик, краев, областей, городов, поселков и т.д. несут главы администраций исполнительной власти субъектов и муниципальных образований Российской Федерации.

^ Производственный принцип заключается в организации гражданской обороны в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте.

Подготовка Российского государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Само же ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской федерации или в отдельных ее местностях.

Введение военного положения в Российской Федерации предусмотрено федеральным конституционным законом № 1 от 30 января 2002 года «О военном положении».

Согласно этому закону под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.
Силы гражданской обороны Российской Федерации представлены:

а) воинскими формированиями, специально предназначенными для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенными в войска гражданской обороны;

б) гражданскими организациями гражданской обороны.

Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
^ Степени готовности гражданской обороны
Перевод ГО на военное положение – это один из наиболее ответственных и сложных периодов ее деятельности. При этом порядок и последовательность выполнения всех медицинских мероприятий осуществляются по установленным степеням готовности ГО, которые определяются заблаговременно в мирное время.

В Российской Федерации установлены следующие степени готовности ГО:

- Повседневная;

- Первоочередные мероприятия ГО первой группы;

- Первоочередные мероприятия ГО второй группы;

- Общая готовность гражданской обороны.

Приведение ГО в готовность той или иной степени может осуществляться либо последовательно, либо, в зависимости от обстановки, сразу в высшие степени готовности, с обязательным проведением мероприятий, предусмотренных предшествующими степенями готовности. Для своевременного наращивания сил ГО и подготовки их к выполнению задач в особых случаях решением Президента РФ часть органов управления ГО может приводиться в высшие степени готовности заблаговременно.
Литература:
1. И.И. Сахно, В.И. Сахно "Медицина катастроф (организационные вопросы)", М., 2002 г.

2. Ю.И. Погодин, С.В. Трифонов «Организация медицинской службы гражданской обороны Российской Федерации», М, 2002 г.



Похожие:

Методическое пособие для студентов по курсу «Медицинское обеспечение мероприятий гражданской обороны» Тема №1: «Основы гражданской обороны» iconМетодическое пособие для студентов по курсу «Медицинское обеспечение...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Оренбургская государственная медицинская академия...
Методическое пособие для студентов по курсу «Медицинское обеспечение мероприятий гражданской обороны» Тема №1: «Основы гражданской обороны» iconМетодическое пособие для студентов по курсу «Медицинское обеспечение...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Оренбургская государственная медицинская академия...
Методическое пособие для студентов по курсу «Медицинское обеспечение мероприятий гражданской обороны» Тема №1: «Основы гражданской обороны» iconЛекция по учебной дисциплине «Медицинское обеспечение мероприятий...
...
Методическое пособие для студентов по курсу «Медицинское обеспечение мероприятий гражданской обороны» Тема №1: «Основы гражданской обороны» iconМетодическое пособие для студентов по курсу «Медицинское обеспечение...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методическое пособие для студентов по курсу «Медицинское обеспечение мероприятий гражданской обороны» Тема №1: «Основы гражданской обороны» iconМетодические указания по проведению занятий по циклу «Медицинское...
Законодательная и нормативно-правовое обеспечение гражданской обороны в Российской Федерации
Методическое пособие для студентов по курсу «Медицинское обеспечение мероприятий гражданской обороны» Тема №1: «Основы гражданской обороны» iconМетодическое пособие для студентов по курсу «Медицинское обеспечение...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Оренбургская государственная медицинская академия...
Методическое пособие для студентов по курсу «Медицинское обеспечение мероприятий гражданской обороны» Тема №1: «Основы гражданской обороны» iconМетодические указания по проведению занятий по циклу «Медицинское...
Организационная структура и основные задачи гражданской обороны здравоохранения Российской Федерации
Методическое пособие для студентов по курсу «Медицинское обеспечение мероприятий гражданской обороны» Тема №1: «Основы гражданской обороны» iconМетодическое пособие для студентов по курсу «Медицинское обеспечение...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Оренбургская государственная медицинская академия...
Методическое пособие для студентов по курсу «Медицинское обеспечение мероприятий гражданской обороны» Тема №1: «Основы гражданской обороны» iconМетодическое пособие для студентов по курсу «Медицинское обеспечение...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Оренбургская государственная медицинская академия...
Методическое пособие для студентов по курсу «Медицинское обеспечение мероприятий гражданской обороны» Тема №1: «Основы гражданской обороны» iconМетодическое пособие для студентов по курсу «Медицинское обеспечение...
Состояние обеспеченности формирований и учреждений службы необходимым для их работы имуществом является одним из определяющих показателей...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница