Методика изучения лексики и фразеологии (студентам) Теоретические основы изучения лексики и фразеологии в школе Методологическая основа


Скачать 211.39 Kb.
НазваниеМетодика изучения лексики и фразеологии (студентам) Теоретические основы изучения лексики и фразеологии в школе Методологическая основа
Дата публикации04.07.2013
Размер211.39 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Военное дело > Документы
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ (студентам)
Теоретические основы изучения лексики и фразеологии в школе
Методологическая основа: системно-функциональный подход, синхронический с обращением к диахронии.
Лингвистическая основа:

Учение о сущности языка.

Положение о единстве языка и мышления, функции слова.

Представление о лексике как о упорядоченной системе функционирующих единиц. Системность лексики проявляется в группировке слов, которые вступают друг с другом в различные отношения:

  • парадигматические,

  • синтагматические – сочетаемость слов,

  • ассоциативные.

Следовательно, необходимо рассмотрение лексических единиц 1) в их взаимосвязи и взаимозависимости, в постоянном сопоставлении и противопоставлении, 2) в процессе функционирования (в текстах разных стилей и жанров).

Усвоение лексики предполагает выявление и учет всего многообразия связей между лексическими единицами. Чем богаче представления ученика о объективно существующих в языке системных отношениях лексических единиц, тем шире его активный словарь. Знакомство с новой лексикой требует изучения системных связей новой лексической единицы.
Психологическая основа:

Положение о функциональной готовности ребенка к обучению (достаточном развитии психических функций).

Положение о роли деятельности в формировании личности, в развитии языка и мышления.

Закономерности усвоения речи (Какие?)

Уровень мотивации ребенка к занятиям.
Обучение базируется на том, что психические образования возникают в ходе освоения индивидом окружающей действительности на чувственном и интеллектуальном уровне. Результатом интеллектуального отражения действительности являются понятия и суждения, которые выражаются в языковой форме.

Овладеть понятием – значит а) усвоить связь между существенными признаками, б) усвоить связи между понятиями (усвоить систему понятий, т.е. содержание понятия раскрывается путем уяснения его взаимоотношений с другими понятиями).

Следовательно, в обучении большое внимание должно быть уделено самостоятельно осуществляемым действиям учащихся по группировке понятий по смыслу, сближение одних и разграничение других. Речь идет о мыслительных операциях дифференциации и обобщения.
Собственно методическая основа:

  1. Принципы усвоения родной речи, разработанные Л.П. Федоренко:

    • принцип понимания языковых значений «Все единицы языка, имеющие статус знака, т.е. соотносимые с внеязыковой реальностью предметного и мыслительного ряда, должны быть объяснены доступно учащимся»1,

    • принцип развития чувства языка,

    • внимание к выразительности речи.

  2. Принципы обогащения словарного запаса учащихся, обоснованные М.Т. Барановым: экстралингвистический, лексико-грамматический.



^ Значение раздела «Лексика. Фразеология» в средней школе
Цели и задачи изучения Л и Ф

Цель: создать условия для обогащения словарного запаса учащихся и предупреждения лексических ошибок в их устной и письменной речи.

^ Обучающие задачи (лексические и фразеологические умения и навыки):

1. Дать представление о:

– лексикологии и фразеологии как разделах лингвистики,

– слове как основной единице языка, о роли слова в формировании мысли, выражении чувств;

– функционировании слова в речи (о слове с точки зрения его употребления): о семантике, о связях и отношениях, в которые вступают лексемы РЯ, о лексике как развивающейся системе (устаревшие слова, неологизмы);

– фразеологизме как языковой единице (показать сходство и различие со словом и словосочетанием, дать представление о системных отношениях во фразеологии);

– о лексическом богатстве РЯ, источниках его пополнения;

– о лексическом запасе человека как показателе его интеллектуального и речевого развития, об источниках пополнения речи.

2. Сформировать основные лексические понятия (лексика, фразеология, лексическое значение слова – прямое и переносное, слова однозначные и многозначные, омонимы, синонимы, антонимы, эмоционально и стилистически окрашенные слова, общеупотребительные и необщеупотребительные слова (диалектная лексика, профессионализмы, жаргон), устаревшие слова и неологизмы, исконно русские и заимствованные слова; фразеологизмы).

  1. Познакомить с нормами словоупотребления.

4. Научить:

– определять ЛЗ слова и фразеологизма, отличать ЛЗ от ГЗ;

– использовать различные способы толкования ЛЗ: по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа;

– отличать многозначные слова от омонимов;

– находить в тексте слова с переносным значением, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения;

– находить в тексте и подбирать к данному слову синонимы;

– описывать различия между синонимами и выбирать из ряда синонимов подходящий в данной речевой ситуации;

– пользоваться словарем синонимов;

– находить в тексте и подбирать к данному слову антоним;

– использовать антонимы в собственной речи;

– пользоваться словарем антонимов;

– находить в тексте слова-омонимы;

– различать значения слов-омонимов путем составления словосочетания и предложения;

– сравнивать паронимы и устанавливать значение каждого;

– находить эпитет, метафору, метонимию и другие средства выразительности в тексте, постигать их смысл;

– использовать простейшие тропы и фигуры (олицетворение, сравнение, противопоставление) в собственной речи;

– отличать фразеологическое сочетание от свободного, подбирать к фразеологизму синоним, антоним;

– использовать фразеологизмы в собственной речи;

– пользоваться толковым и фразеологическим словарями.

– расширять свой словарный запас (согласно стандарту к концу начальной школы ученик должен иметь в своем активном словаре 2000-2500 общеупотребительных слов).

– правильно и уместно употреблять слова и фразеологизмы (в свойственном им значении и с учетом речевой ситуации).

^ Развивающие задачи:

Воспитательная задача
Содержание и структура раздела. Принцип преемственности.

В начальной школе теоретические сведения учащимся не сообщаются, но в ходе наблюдений учащиеся осознают слово как:

– носитель смысла (значения);

– имя предмета (явления);

– единицу, образованную по определенной словообразовательной модели;

– единицу, которая может употребляться в предложении и тексте в нескольких значениях (слова могут быть близкими и противоположными по смыслу, учатся подбирать наиболее подходящее по значению слово для более точного выражения мысли и чувства);

– единицу, способную изменяться по числам, иногда по родам, иногда по лицам и т.д.

Сведения, полученные в 1-4 кл. должны стать знаниями в среднем звене. Элементарные умения, заложенные в начальной школе, являются основой для расширения лингвистических представлений, для обобщения, классификации, систематизации программных понятий.

Базовые понятия:

1. Слово, фразеологизм; лексика и фразеология как разделы лингвистики.

2. Понятия, характеризующие лексику с точки зрения:

– семантики (лексическое значение, прямое/переносное значение; однозначные/многозначные слова; омонимы, синонимы, антонимы; эмоционально и стилистически окрашенные слова);

– употребления в речи (общеупотребительные/необщеупотребительные: диалектная лексика/профессионализмы, жаргон),

– происхождения: исконно русские/ заимствования;

– неологизмы/устаревшие слова.

  1. Лексические и фразеологические словари, их типы; авторы словарей (В.И. Даль, С.И. Ожегов); словарная статья, помета в словарной статье.


^ Каково место лексики и фразеологии в школьном курсе РЯ. Анализ учебников

Программа М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского

Программа В.В. Бабайцевой

Программа М.М. Разумовской и П.А. Леканта


Методы и приемы изучения лексики.
^ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ

  1. Обращение к толковому словарю, знакомство с принципами организации словарных статей.

  2. Обращение к изображению (слайд, рисунок и т.д.).

  3. Словесное описание учеником денотата (внешние и внутренние свойства, значение в жизни, роль в конситуации).

Дружба – это хорошее отношение к другому человеку, желание всегда помочь ему, делать с ним общие дела (учиться, играть), доверять ему свои сокровенные мысли и чувства и рассчитывать, что он так жк будет к тебе относиться. Это очень важно – иметь в жизни настоящего друга. (Ира К., 5 класс).

  1. Морфемный анализ с выяснением значения каждой морфемы и уточнения понимания лексемы.

  2. Этимологический анализ (по морфемам, словарям)

Закон – исторически выделяется общеславянский корень «конъ» – «граница, начало, конец», с приставкой за- образует значение «то, что изначально установлено, за границей обсуждения» (Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь РЯ. М., Прозерпина, 1994. С. 92)

Квартира – пришло из польского kvartera – «жилище, постой для военных», от латинского корня kvartus – «четвертый», т.е. в значении слова обнаруживается историческое явление, которое фиксирует норму выделения жилья военным под постой – «четверть» (Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь РЯ. М., Прозерпина, 1994. С. 128.)

Работа с происхождением слова расширяет не только знания о языковых явлениях, но и общекультурные сведения, вырабатывает навык обращения к культурным источникам.

  1. Построение лексической парадигмы слова/фразеологизма (антонимы, синонимы, словообразовательное гнездо).

  2. Определение значение фразеологизма по контексту.

  3. Определения соответствия семантики и стилистики фразеологизма семантике и стилю текста.


^ МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЯЗЫКОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

  1. Сравнение слов в синонимическом ряду и определение их стилистической принадлежности.

Определите стилистическую принадлежность синонимов пометами: общеуп., разг., прост., книж., разг.

Учение (общеуп.), обучение, преподавание (книж.), выучка, учеба (разг.); столько (общеупотр.) – стока, столечко (прост.); столовая (общеупот.), - столовка (прост.)

^ Сделайте вывод об уместности употребления разговорных и просторечных слов.


  1. Сравнение слов в синонимическом ряду и выделение слов с экспрессивной (эмоциональной) окраской: сказать – сболтнуть, симпатичная – смазливая, очаровательная.



^ МЕТОД ЛЕКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА

Систематическое использование лексического разбора создает условия для:

  • постоянного повторения лингвистических понятий по разделу и обобщения знаний;

  • работы по развитию речи, формирования точного словоупотребления с учетом значения, стилистической и эмоционально-экспрессивной окраски, сочетаемости.


Алгоритм лексического разбора слова:

  1. Определяем по контексту значение. Однозначное или многозначное?

  2. Значение прямое или переносное?

  3. Общеупотребительное или ограниченного употребления.

  4. Входит в активный или пассивный словарь.

  5. Происхождение слова: исконно русское или заимствованное.

  6. Наличие омонимов (омофоны, омографы, омоформы).

  7. Наличие синонимов.

  8. Наличие антонимов.

  9. Стилистическая принадлежность: книжное, нейтральное, разговорное.


Лексический разбор текста способствует наблюдению над употреблением в речи лексических единиц. Важно не только констатировать лингвистический факт, но и выявлять, чем мотивировано данное словоупотребление.

^ Алгоритм лексического разбора текста:

  1. Уточнение ЛЗ незнакомых слов путем подбора однокоренных, анализа состава слова, словообразовательного и этимологического анализа.

  2. Верность и точность словоупотребления (составление синонимического ряда, чтобы на основе эксперимента показать целесообразность выбора данного слова).

  3. Обоснованность употребления архаизмов, историзмов, неологизмов.

  4. Предупреждение лексических ошибок (нелитературной лексики, стилистически неоправданной тавтологии, плеоназмов).

  5. Обусловленность лексического состава текста жанровыми и стилевыми особенностями текста.

  6. Индивидуальные особенности использования автором лексических ресурсов.

  7. Значение и стилистическая роль фразеологизмов.



^ МЕТОД КОНСТРУИРОВАНИЯ

  1. Расположение лексем по семантическим разрядам:

– родовые и видовые отношения;

– слова, относящиеся к одной сфере употребления;

– слова одной тематической парадигмы и т.п.

  1. Составление текста с избранной лексемой (или группой лексем) для передачи понимания ее лексического значения.

  2. Самостоятельное составление словарной статьи.


^ МЕТОД ИГРОВОЙ

Игра развивает сообразительность и внимание

  1. Запиши предложение: Я в лес - и он влез, я за вяз – и он завяз.

  2. Вопросы, содержащие каламбуры:

^ Какой это овощ, если он еще и оружие? (лук)

На бал кони ходят?

Ел старик хлеб сухой. Откуда же кости?

Со сна садиться в ванну?

Фрукты и камни-самоцветы, одно названье – разные предметы. (гранат)

^ В бою рубят, а после развлекают. (шашки)


  1. В чем секрет шутки?

Жаль, что и близкие иногда бывают недалекими.

Дети – цветы жизни, не давайте им только распускаться.
^ Греки своими носами пробивали корабли персов.

Методы и приемы словарной работы

1 ЭТАП

Работа над словом начинается с установления его ЛЗ (реализация принципа понимания языковых значений как основы усвоения родного языка).

М.Т. Баранов: «Тот или иной звукокомплекс (материальная оболочка слова) становится для человека двусторонней единицей – словом, после того как этот звукокомплекс соединяется в его сознании с реалией (предметом, признаком, действием, количеством), приобретая при этом ЛЗ (смысл). В процессе овладения языком происходит постоянное сближение, соединение незнакомого звукокомплекса и реалии, которые приводят к увеличению словарного запаса человека, в т.ч. ученика. Превращение незнакомого звукокомплекса в слово-знак, которое производит учитель с помощью специальных методических средств, есть его семантизация. Семантизация незнакомых слов является одной из задач обогащения словарного запаса учащихся. С нее начинается этот процесс на уроках по всем школьным дисциплинам, в т.ч. на уроках РЯ. Семантизация слова методически выражается в разъяснении (толковании) учителем лексического значения, закрепленного в языке за тем или иным звукокомплексом»2.

Не путать методические понятия «прием толкования» и «источник толкования» (обращение к словарю не является приемом семантизации).

Разграничить понятия «способ толкования» (метод) и «прием толкования».

Объяснение значения может идти двояко:

– от плана содержания к плану выражения, от понятия к слову – оносемасиологический способ толкования;

– от плана выражения к плану содержания, от слова с известным значением к значению нового слова – семантический способ.

За основу выделения двух способов (методов) толкования и отнесения к нему того или иного приема берется то средство, «орудие», которым мы оперируем, чтобы истолковать значение незнакомого детям слова.

Оносемасиологический способ толкования предполагает обращение к внеязыковым реалиям, реализуется в следующих приемах (см. таблицу). Этот способ толкования широко применяется в уже в начальных классах, что обусловлено особенностями наглядно-образного мышления младших школьников. Роль иллюстраций в словарях. Ситуация может быть представлена не только вербально, но и с помощью аудиовидеосредств, однако данные приемы все равно остаются в рамках оносемасиологического способа.


Метод

Приемы

Примеры

Оносемасиологический (оносемантический3)

Наглядный

Показ предмета или его изображения

Контекстуальный

Обращение к контексту, ситуации, из которых становится ясно значение слова.

Семантический

Подбор синонима (сопоставление незнакомого слова с уже известным ученику)


Робость – несмелость, нерешительность.

Подбор антонима (сопоставление незнакомого слова с уже известным ученику)


Искренность – отсутствие лживости

Использование родовидовых понятий

Робость – качество характера несмелого человека

Словесное описание (использование описательного оборота)

Робость – качество характера человека, который с трудом решается на поступок.

Структурно-семантический:

а) словообразовательный;

б) этимологический.

а) использование родственных слов: «Правдивость – качество человека, который всегда говорит правду»

б) Азбука – порядок букв, который когда-то начинался с букв Аз и Буки.


Комбинирование способов толкования способствует более глубокому осознанию значения слова.
2 ЭТАП

Чтение и запись слова (работа над орфоэпией и орфографией).
3 ЭТАП

Работа с образцами употребления слова (готовыми словосочетаниями и предложениями). Цель иллюстративных упражнений – продемонстрировать учащимся образцы употребления слова.

Задания: повторить вслух или записать образцы словосочетаний и предложений с новым словом.

При этом ребенок усваивает значение слова в контексте, овладевает синтагматическими связями данной лексической единицы, постигает грамматику слова.
4 ЭТАП

Работа над усвоением слова в единстве лексических и грамматических значений (работа с синонимами, антонимами, словообразовательные и логические упражнения).
5 ЭТАП

Упражнения в самостоятельном употреблении слова (использование слова в собственном тексте определенной тематики.

^ Типы заданий по разделу «Лексика и фразеология»

  1. Найти изучаемое лингвистическое явление в списке слов, предложении или тексте, определить его функцию.

  2. Подобрать примеры (выбрать из текста, словаря, придумать), иллюстрирующие изучаемое лингвистическое явление.

  3. Сгруппировать слова или фразеологизмы по заданному основанию.

  4. Найти и исправить лексические ошибки.

  5. Использовать словари различных типов: найти необходимое слово, разобраться в сопровождающих его пометах.

  6. Составить словарную статью хорошо знакомого слова.

  7. Решить кроссворд.

Причины и предупреждение лексических ошибок

Проблема лексических ошибок разрабатывается психолингвистами и методистами. А.А. Леонтьев: «Речевая ошибка есть своего рода сигнал «шва» в речевом механизме, разошедшегося под влиянием тех или иных обстоятельств»4.

Виды речевых ошибок:

  1. Употребление слова в несвойственном ему значении, отсутствие слова в лексиконе: ^ Войска удалились из города. В зоопарке мы увидели двухбугорных верблюдов.

  2. Смешение синонимов.

Я хочу исправить свои пороки (недостатки).

^ Они любили вечерами совершать прогулки (гулять) по саду. (Смешение синонимов – глагольно-именного сочетания и слова; нарушение стиля).

  1. Смешение паронимов.

^ На карнизе подвешены (повешены) занавески. У него организационный (организаторский) талант. Его критический ум все подвергает сомнению. Комичный сюжет пьесы.

  1. Смешение антонимов.

^ Мои потомки были крестьянами. Девочка упала в воду, но тонуть (плавать) она не умела.

  1. Смешение ассоциативно близких слов.

Число вместо цифра, регион вместо область. Ёж вырыл конуру (нору).

  1. Плеоназм, тавтология, неоправданный повтор:

Охотник охотился, быстро кинуться. Белоснежный снег искрился на солнце. Мой брат учится на учителя.

  1. Нарушение лексической сочетаемости.

^ Одержать поражение, карие волосы, сильная дружба. Во всю длину комнаты растянулся шкаф. Кисельная барышня.

  1. Разрушение фразеологизма или употребление его в несвойственном ему значении.

Все делал через пень и колоду. Довел до белого колена. Сапоги он начистил вчера, чтобы утром надеть их на свежую голову. Она привыкла работать добросовестно, положа руку на сердце.

Неправильное называние нарушает требование точности речи (ошибки «неправильного называния»), в результате лексические единицы не выполняют в должной мере свою номинативную функцию. Это происходит из-за сбоев в механизме речи при выборе слова и установления его сочетаемости с другими словами.

Причина речевых ошибок: несовершенство механизма порождения речи (механизма лексического выбора и грамматического связывания), в результате происходит смешение в речи сходных по значению и/или форме лексических единиц.

Пути преодоления: диагностика (тесты, наблюдение за речью учащихся), классификация ошибок, упражнения на основе сопоставления и дифференциации.

^ Упражнение «Выбери слово». Вставь на место пропуска одно из слов:

  1. У меня сегодня …настроение. Не следует вести … жизнь. (праздный, праздничный)

  2. Какой … обед! Он плотно поел и сейчас … (сытый – сытный)

  3. Она не умеет себя вести, ужасно невоспитанна, … Он совсем не разбираетсяв искусстве и литературе. Он … (невежа-невежда)



УРОК

Синонимы.

Цель:

  1. Дать понятие о синонимии.


Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я еще не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц. (В. Астафьев)

О чем текст? Что описывается? Какими словами заменяет автор слово «тайга» в своем тексте? Чем различаются эти слова?

Послушать текст с закрытыми глазами. Что вы услышали? Аллитерация «нарушает», «слышится шорох», «шуршание», «шелест».
^ Вопросы и задания

  1. Каковы задачи изучения лексики и фразеологии в школе? Перечислите умения и навыки, формируемые при изучении этого раздела.

  2. В чем заключается работа по обогащению словарного запаса учащихся (словарная работа)? Назовите принципы словарной работы на уроках РЯ.

  3. Перечислите типы и виды лексических упражнений.

  4. Назовите способы и приемы толкования слов (приведите примеры).

  5. Приведите примеры упражнений, способствующих предупреждению лексических ошибок.

  6. Назовите виды школьных словарей. Какова методика работы со словарями?

  7. Назовите типы лексических ошибок и их причины. Приведите примеры упражнений, способствующих предупреждению лексических ошибок.

  8. Сравните действующие учебные комплексы:

    • В каком задача обогащения словарного запаса учащихся решается более целенаправленно?

    • Как в них реализуются требования программы обучать нормам языка и формировать культуру речи?

9. Приведите примеры из учебников русского языка, подтверждающие высказывание Л.П. Федоренко: «Учащимся необходимо показать тексты художественных произведений, в которых авторы добиваются лексико-грамматическими средствами особенной художественной выразительности».

10. Найдите и исправьте ошибки в ученических работах.

11. Дайте методическое обоснование данных заданий по разделу «Лексика и фразеология»:

  • Укажите в списке (найдите в словаре) многозначные слова, составьте словосочетания, которые бы ясно показывали, в каком значении употреблено слово.

  • В чем секрет шутки? На каких многозначных словах построены шутки?

Жаль, что близкие иногда бывают недалекими.

Дети – цветы жизни, не давайте им только распускаться.

  • Назовите в тексте диалектизмы/профессионализмы. Дайте их толкование.

  • Определите по контексту значение, в котором употреблено подчеркнутое слово.

  • Выберите из синонимического ряда наиболее подходящее и вставьте в данное предложение:

Маленькие елочки окружили старый пень и таинственно … с ним.

Слова для справок: шепчутся, разговаривают, говорят.

  • Найдите фразеологический оборот в предложении/тексте. Попробуйте по контексту определить его значение. Проверьте себя по словарю фразеологизмов.

  • Замените слово синонимичным фразеологизмом.

  • Замените фразеологизм одним словом (на сопоставление фразеологизма и слова).

  • Сравните предложения. В каком из них есть фразеологизм? Денег куры не клюют. Куры не клюют корм.

  • Подберите синонимы/антонимы к данному слову

  • Найдите и исправьте лексическую/фразеологическую ошибку (с использованием словаря, сборниками пословиц, поговорок и афоризмов).

  • Замените повторяющееся слово синонимом, пользуясь словарем синонимов.

Мы лениво относимся к нашему языку. Не подбираем нужных точных слов. Хватаем первое попавшееся и заменяем им множество понятий. Например, слово «нормально». Оно заполонило нашу разговорную речь. На вопрос «Как здоровье?» отвечаем: «Нормально». «Как живешь?» - «Нормально». (Л. Алешина)

  • Составьте словарную статью данного слова с учетом контекста.

  • Поставьте ударение в выражении гордиев узел. Объясните его значение. Укажите точные названия словарей, где можно найти ответы на эти вопросы.

  • Объясните значение слова/фразеологизма, пользуясь толковым словарем.

  • Определите происхождение слов провозглашать, вуаль, брифинг по характерным признакам. Назовите эти признаки. Объясните значение подчеркнутого слова. Укажите словари, в которых можно найти ответы на эти вопросы.

  • Пользуясь словарем иностранных слов, подберите русский синоним к следующим словам: маклер, отель, эксклюзивный, презентация, легитимный.

  • Найдите в тексте иностранные слова, замените их русскими эквивалентами, где это возможно. Объясните. (Из книги М.Н. Аникиной «В Россию с любовью»).

  • Составить словосочетания/предложения со словами-омонимами, чтобы была понятна разница в их значении.

  • Придумать вопросы-каламбуры, загадки на различение омонимов.

  • Заимствованное слово стагнация произошло от латинского stagnum – «стоячая вода, болото». Выясните по словарю иностранных слов значение слова стагнация, подберите к нему русский синоним.

  • Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что общего у латинского слова стагнация и русского слова застой?

  • Игры

«Снежный ком». Называется слово, к которому надо подобрать синоним, например большой. Второй играющий называет предложенное слово и синоним к нему: большой – огромный. Следующий играющий добавляет еще одно слово: большой – огромный – гигантский.

Также можно работать и с паронимами.

«Угадай слово». Омонимы благодаря контексту легко дифференцируются. Для развития внимания и сообразительности можно играть в слова-омонимы. Для этого можно задавать ребенку вопросы, содержащие каламбуры:

^ Какой это овощ, если он еще и оружие? (Лук)

На бал кони ходят?

Ел старик хлеб с ухой. Откуда же кости?

Со сна садиться в ванну?

Фрукт и камни-самоцветы, одно названье – разные предметы. (Гранат)

^ В бою рубят, а после развлекают (Шашки)
12. Решите методические задачи

1.

В связи с изучением какой темы и как могут быть использованы следующие упражнения в выборе слова?

1) После (сытого//сытного) обеда мальчики улеглись в тени под деревьями. 2) План туристического похода шумно (обсудили//осудили): никто его не одобрил.

Какое лингвистическое явление использовано в данном упражнении? Какую ошибку помогает предупредить данное задание? Составьте свои примеры подобных заданий.
2.

В связи с изучением какой темы можно использовать слова горный-гористый, лесной-лесистый, серебряный-серебристый?

3.

Какой навык формируется у учащихся в процессе выполнения следующего упражнения:

^ К прилагательным в левой колонке подберите антонимы из ряда в правой колонке:

Ясный (день)

Звонкий (голос)

^ Хвастливый (человек)

Медлительный (человек)

Общительный (человек)

Холодный, ветреный, пасмурный

Тихий, хриплый, глухой

Скромный, вежливый, молчаливый

Резкий, услужливый, расторопный

Неразговорчивый, нелюдимы, одинокий



4.

Учащиеся 5 класса не смогли раскрыть значение прилагательных в словосочетаниях: зыбкая почва, унылая пора, глухая местность, настойчивый исследователь, преклонный возраст, публичное исполнение. Какие приемы, помогающие раскрыть семантику этих прилагательных, вы будете использовать в работе? Какие упражнения можете предложить учащимся?
5. Подготовьте нестандартное задание к теме «Антонимы» и дайте ему методическое обоснование.
6. Ознакомьтесь со стенограммой урока. Дайте методическую оценку уроку:

Какие цели ставил учитель?

Какими методами решал? Дайте оценку эффективности избранных методов.

Как на уроке развивались говорение, чтение, письмо, слушание?

Охарактеризуйте речь учителя.


^ Стенограмма урока, проведенного во время педпрактики (оценка за педпрактику: «2»)
Тема: Источники фразеологизмов (6 класс, 2010 г.)
Ход урока
Орг. момент
Проверка д/з

Дети, откройте тетрадочки. Будем проверять д/з.
Объяснение новой темы




^ Записи в тетрадях учеников

Как вы поняли, фразеологизмы появляются в русском языке не с пустого места. Большинство – исконно русские. Запишем несколько источников (лекция учителя на 10 минут):

  1. ^ Из профессиональной речи: точить лясы, бить баклуши, снять стружку

  2. Из жаргона: карта бита, идти ва-банк

– Из повседневной речи?

Ну да!

– Повторите (несколько раз).

– На банк? (смех в классе).

– (с места) Короче, грабить!

  1. Из диалектов: по воде вилами, поворачивать оглобли

  2. Богослужебные книги: святая святых, исчадие ада

Кристина, чё ты скачешь?

  1. Из мифологии: ахиллесова пята;

  2. Из художественной литературы и публицистики (такие называются «крылатые выражения»): счастливые часов не наблюдают, человек в футляре

- Не, я не смогу написать.

– Повторите!

– Не, я не смогу написать!

Седьмое октября.

Классная работа.

Источники фразеологизмов.

  1. Фразеологизмы из профессиональной речи например точитьлясы.

  2. Фразеологизмы: карта виба.

  3. пришли из: поводе вилами.

  4. Некоторые фразеологизмы имеют: светая светых.

  5. немало пришло из: офилесово

Самостоятельная работа

С. 49 упр. 103

– А что надо делать? (Переспрашивают много раз)

^ Читайте внимательно задание.

Чё веселье-то началось опять?
Диалог учеников:

– Саня, ты выучил стих?

– Не..

– А чё? Я вчера на русском выучил «Лесного царя»!
Итоговое слово учителя

Учите фразеологизмы, они вам в жизни очень пригодятся.

Домашку записали? Посмотрите, все понятно? Точно?!


1 Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. М., 1984. С. 35.

2 МПРЯ / Под ред. М.Т. Баранова. М., 1990. С.244-245.

3 В терминологии Л.П. Федоренко.

4 Леонтьев А.А. Психолингвистика. М., 1967. С. 32.

Похожие:

Методика изучения лексики и фразеологии (студентам) Теоретические основы изучения лексики и фразеологии в школе Методологическая основа iconПрагматические функции заимствованной лексики
Анализ языковой реализации определенных функционально-коммуникативных признаков заимствованной лексики в художественном тексте требует...
Методика изучения лексики и фразеологии (студентам) Теоретические основы изучения лексики и фразеологии в школе Методологическая основа iconМетодология изучения двигательных движений боксера 5
Методологическая основа совершенствования техники двигательных движений 41
Методика изучения лексики и фразеологии (студентам) Теоретические основы изучения лексики и фразеологии в школе Методологическая основа iconЛитература Приложение 1
Теоретические основы изучения логического запоминания у детей подросткового возраста
Методика изучения лексики и фразеологии (студентам) Теоретические основы изучения лексики и фразеологии в школе Методологическая основа iconМетодика изучения геометрического материала в начальной школе
Цели: ознакомление со свойствами плоских и пространственных фигур, приобретение умений и навыков их изображения, усвоение основной...
Методика изучения лексики и фразеологии (студентам) Теоретические основы изучения лексики и фразеологии в школе Методологическая основа iconТеоретические и методологические основы криминалистики
Преступная и криминалистическая деятельности как объекты изучения, их структура и криминалистически значимые черты
Методика изучения лексики и фразеологии (студентам) Теоретические основы изучения лексики и фразеологии в школе Методологическая основа iconТеоретические основы безопасности жизнедеятельности
Объектом изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является деятельность человека
Методика изучения лексики и фразеологии (студентам) Теоретические основы изучения лексики и фразеологии в школе Методологическая основа iconМетодика "ценностные ориентации" (М. Рокич) Наиболее распространенной...
Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании...
Методика изучения лексики и фразеологии (студентам) Теоретические основы изучения лексики и фразеологии в школе Методологическая основа iconИндивидуальное развитие растений и процессы биологического времени
Даны теоретические и практические результаты изучения процессов биологического временного поля. Построен фазовый портрет системы....
Методика изучения лексики и фразеологии (студентам) Теоретические основы изучения лексики и фразеологии в школе Методологическая основа icon1. Цели и задачи дисциплины «Экономика предприятия» Значение понятия...
Экономическая теория – базовый уровень. Она создает теоретические основы для изучения экономической деятельности
Методика изучения лексики и фразеологии (студентам) Теоретические основы изучения лексики и фразеологии в школе Методологическая основа icon1. Теоретические основы изучения покупательского поведения
Поведение потребителей как область маркетинга изучает процесс выбора товаров, услуг, идей или опыта их приобретения и распоряжения...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница