Тема семинара. Культура политического тоталитаризма


НазваниеТема семинара. Культура политического тоталитаризма
страница1/7
Дата публикации05.03.2013
Размер1.13 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
План семинара № 6

Тема семинара. Культура политического тоталитаризма

Тексты для изучения:

1) Найдорф М.И. Культура тоталитаризма

2) Нюрнбергские расовые законы 1935 года и комментарии к ним

3) Статья Самсон Мадиевский. «Народное государство» Гитлера

Задание к семинару №5 размещено отдельно ЗДЕСЬ

-----------------------------------------------------------

Семинар № 7 -- Модуль №1

-----------------------------------------------------------

ИСТОРИЯ АНТИСЕМИТИЗМА И КАТАСТРОФА

НА ПОРОГЕ КАТАСТРОФЫ

= ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ =УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = = О Г Л А В Л Е Н И Е =

Положение в Германии в 1934-1935гг. и Нюрнбергские законы

Как уже говорилось выше, принятие антиеврейских законов было особенно интенсивным в период с апреля по октябрь 1933 года, после чего наступило некоторое затишье. Сравнительная неустойчивость нового режима, трения между СА и армией, экономические трудности, а также естественное угасание "революционной восторженности", характерной для первых месяцев после победы, - все это тормозило законодательную деятельность. В течение 1934 года нацисты, и особенно Гитлер, пытались разными способами укрепить режим, и еврейская проблема на этом этапе перестала быть первостепенной - разумеется, в плане тактическом, а не принципиально-идеологическом. Самыми значительными акциями, призванными усилить режим в этот период, были "ночь длинных ножей" и объединение в руках Гитлера постов рейхсканцлера и рейхспрезидента (после смерти Гинденбурга).

Поэтому период с конца 1933 до весны 1935 гг. выглядел как затишье в борьбе против евреев. Несмотря на то, что в это время проводились в жизнь законы 1933 года, многие сферы общественной жизни Германии еще оставались доступными для евреев. Евреи продолжали считаться рядовыми гражданами Германии и называли себя в соответствии со своим официальным местом проживания - "немецкие евреи". Ослабление давления привело к возвращению в Германию тех, кто покинул ее в 1933 году.

В 1935 году положение изменилось. Режим сумел добиться определенных успехов: 13 января 1935 года 90,8% жителей Саарской области, обладавшей особым статусом со времен Версальского договора, проголосовали за воссоединение с рейхом, и 1 марта 1935 года Саар присоединился к Германии. Почти сразу же, в марте 1935 года, Гитлер объявил о возобновлении всеобщей воинской повинности, которая по Версальскому договору была запрещена, Германия могла иметь только ограниченный воинский контингент. Вдобавок, благодаря обширным государственным программам, в 1935 году значительно уменьшилась безработица. Напомним, что в момент прихода нацистов к власти Германия насчитывала 6 миллионов безработных! Эти успехи и послужили основой для возобновления нацистских политических инициатив.

Первоначальными инициаторами стали местные партийные организации: например, гитлерюгенд земли Бавария самостоятельно организовывал антиеврейские акции. Весной и летом 1935 года прошли аресты евреев, обвиненных в интимных связях с арийскими женщинами, по делу об "осквернении расы". Дело завершилось погромом на берлинской площади Курфюрстендам 15 июля 1935 года. В итоге в первой половине 1935 года опять усилились антиеврейские настроения, проснулось чувство необходимости "показать себя в действии". Конкретным выражением этих чувств стали Нюрнбергские законы.

Законы

Вопреки многочисленным требованиям всерьез заняться гражданским статусом евреев, вопреки многочисленным намекам, что эти требования будут исполнены, никакой предварительной серьезной работы не было проведено и чисто технически Нюрнбергские законы оказались подготовлены в чрезвычайной спешке - всего за два дня. Законов было три: первый провозглашал замену старого флага государства новым - партийным флагом со свастикой, два других касались евреев. Процитируем их полностью:

Закон о гражданстве Рейха

Рейхстаг единогласно утвердил следующий закон:

1I.1. Подданым государства является всякий находящийся под сенью Германского Рейха и потому особенно обязанный его покровительству.

1.2. Подданство Рейха даруется согласно указаниям Закона о подданстве рейха и государства.

2.1. Гражданином Рейха является лишь подданный государства немецкой или близкой ей крови, доказавший своим поведением, что он готов и достоин верно служить немецкому народу и Рейху.

2.2. Право гражданства даруется путем выдачи свидетельства о гражданстве Рейха.

2.3. Только гражданин Рейха обладает всеми политическими правами, в соответствии с законом.

3. Министр внутренних дел по согласованию с фюрером издает административные инструкции, по проведению в жизнь и исполнению данного закона.

Нюрнберг, 15 сентября 1935 года

Фюрер и канцлер Рейха Адольф Гитлер Министр внутренних дел Фрик.

Закон о защите немецкой крови и немецкой чести

Движимый понимаем того, что чистота немецкой крови является непременным условием долговременного существования немецкого народа, воодушевленный непоколебимой решимостью гарантировать существование немецкой нации на вечные времена, рейхстаг единогласно принял следующий закон:

I.1. Брачные союзы евреев с подданными государства немецкой или близкой ей крови запрещаются. Браки, заключенные вопреки закону, недействительны, даже если они будут зарегистрированы за границей для того, чтобы обойти закон.

1.2. Отмена уже заключенного брака может производится лишь по требованию прокурора.

2. Интимные отношения между евреями и подданными государства немецкой или близкой ей крови воспрещаются.

3. Евреям не разрешается нанимать прислугу из подданных государства немецкой или близкой ей крови, моложе 45 лет.

4.1. Евреям воспрещается поднимать флаги Рейха и земель и пользоваться цветами государственного флага.

4.2. Им разрешается пользоваться цветами еврейской символики, и это их право находится под зашитой государства.

5.1. Нарушение запрета, обозначенного в параграфе 1, карается тюремным заключением.

5.2. Нарушение запрета, обозначенного в параграфе 2, карается арестом или тюремным заключением.

5.3. Нарушение запрета, обозначенного в параграфах 3 и 4, влечет за собой тюремное заключение сроком до одного года и денежный штраф или одно из этих наказаний.

6. Министер внутренних дел по согласованию с заместителем фюрера и министсром юстиции обязан разработать инструкции по проведению в жизнь этого закона.

7. Закон вступает в силу со дня его принятия, а п.3 - с 1 января 1936 года.

Нюрнберг, 15 сентября 1935 года

Фюрер и канцлер рейха: Адольф Гитлер

Министр внутренних дел: Фрик

Министр юстиции: Гиртнер

Заместитель фюрера: Р.Гесс

Анализ текста этих законов показывает, что главный смысл, который в них вкладывали авторы, заключался не в фактическом усилении гонений против евреев. Кое-что из юридически узаконенного уже было осуществлено на практике. Например, хотя до принятия закона о гражданстве евреи формально еще считались гражданами рейха, но фактически их положение было настолько угнетенным, что объявление их, согласно закону, негражданами, а лишь подданными не явилось внезапным "ущемлением" в правах. "Политическими правами", например, они не обладали и до сентября 1935 года, так как были удалены со всех общественных постов предыдущими законодательными актами. То же относилось и к параграфу о запрете смешанных браков: в Германии браки были гражданскими, совершались с согласия муниципалитетов, и до 1935 года каждое согласие на смешанный брак выдавалось властями в исключительных, редчайших случаях. К примеру, уже в октябре 1933 года мэр Майнца распорядился сообщать ему лично о каждом случае заключения брака между арийцами и евреями, эти сведения передавались из мэрии в местное отделение национал-социалистической партии и уже оттуда обращались к арийскому партнеру и старались разъяснить ему, какое влияние на его экономическое положение и личную жизнь может оказать такой брак.

Что касается экономического положения евреев, то в сравнении с дискриминационными законами 1933-35 гг., получившими теперь как бы окончательную легализацию, Нюрнбергские законы его не ухудшали.

Тогда в чем же заключалось особое значение Нюрнбергских законов? Оно состояло в следующем.

1 Расовый принцип, до той поры все-таки идеологический, а не государственный, теперь был юридически введен в немецкое законодательство. Это знаменовало торжество нацистской идеологии в стране.

2. Появилась возможность придать законные юридические основания всем антиеврейским акциям нацизма в будущем, и поэтому почти все последующие антиеврейские законы и постановления рейха будут сформулированы в качестве дополнений к Нюрнбергским законам.

"Первая поправка к Закону о гражданстве Рейха"

Так как "Закон о гражданстве Рейха", составленный всего за два дня, звучал для уха исполнителей слишком "обобщенно", то через два месяца, 14 ноября 1935 года, была опубликована первая поправка, уточнявшая некоторые юридически неясные положения нового закона. Особую важность представляли пп.4 и 5, касавшиеся положения евреев в рейхе:

п.4.1. Еврей не может быть гражданином Рейха. Он не имеет права голосовать по вопросам, касающимся политики. Он не может занимать общественные должности...

п.5.1. Евреем считается тот, у кого трое из родителей его родителей были чистокровными евреями.

5.2. Евреем считается также человек, родившийся в смешанном браке, подданный государства, происходящий от двух чистокровных евреев - родителей его родителей, если он:

а. в момент издания закона принадлежит к иудейской общине или был принят в нее позднее;

б. был в момент издания закона женат на еврейке или женился на ней позднее;

в. происходит из смешанной семьи, описанной в подпункте 1, зарегистрированной после того, как был принят "Закон о защите немецкой крови и немецкой чести" от 15 сентября 1935 года;

г. является внебрачным ребенком, одним из родителей которого был еврей, как описано в п.1, после 31 июля 1936 г.

Во втором определении понятия "еврей", которое оставалось в силе вплоть до падения Третьего Рейха, не было указано, каково положение лиц, имеющих в числе предков одного или двух евреев, родителей их родителей, и лиц, не выразивших "солидарности" с еврейством путем, заключения брака с евреем или своей приверженностью общине.

По этому поводу очень быстро появилось разъяснение. Эти лица были распределены на две категории:

1. к первой относились те, у кого двое из родителей родителей были евреями;

2. ко второй - те, у кого только один дед или бабка были евреями.

Обе категории считались полностью неарийцами, но получили большую часть тех же прав, что и рядовые немцы, ограничения же для них были установлены незначительные. Но когда наступило время окончательного решения "еврейского вопроса", вновь был поднят вопрос, что делать со "смешанными" евреями, поскольку они все-таки были "осквернены" еврейской кровью.

В качестве курьеза отметим, что, вопреки идеологическим табу, встречались и единичные случаи, когда некоторые из "нечистых" за заслуги, оказанные нацистским властям становились почетными ариецами - и исключались властями из "черных списков". Например, в Голландии в 1940 году такое звание получил Генеральный директор министерства экономики Х.М.Гиршфельд - за большой вклад в укрепление экономических связей между двумя странами, а также за продолжение деятельности по укреплению экономики Голландии во время ее оккупации нацистами.

После принятия Нюрнбергских законов и "Первой поправки" законодательная деятельность, направленная против евреев, заметно сократилась. Этот период продолжался около двух лет. Каковы же были причины затишья? Во-первых, в 1936 году обе олимпиады - и зимняя, и летняя - должны были состояться в Германии: антиеврейская политика была временно снята с повестки дня. Но это был не только не единственный, но даже и не главный фактор. Главным же стал тот, о котором сам Гитлер писал в комментариях к Нюрнбергским законам:

"антиеврейское законодательство, конечно же, ущемляло евреев, превращая их в угнетенное национальное меньшинство, но одновременно оно же создавало закладывало легальные основы их проживания в рейхе, предоставляя им законный статус." Это и вызывало сомнения у нацистов по поводу правильности данного пути: следует ли им мириться с существованием евреев в рейхе или нет? Поэтому в середине 30-х годов законодательная антиеврейская деятельность была приостановлена: все указы и инструкции, изданные после этой даты, являются как бы вспомогательным средством для решения еврейского вопроса каким-то другим способом.

Народное государство» Гитлера

Götz Aly, Hitlers Volkstaat. Raub, Rassenkrieg und nationaler Sozialismus.

Frankfurt am Main, 2005, 444 с.

Cреди немецких историков, изучающих самый мрачный и позорный период истории своей страны – 12 лет нацистской диктатуры, – Гётц Али занимает особое место. Его работы привлекают внимание не только специалистов, но и широкой публики. Так произошло и с нынешней - на нее откликнулись едва ли не все сколько-нибудь заметные органы немецкой печати. По общему мнению, книга Али «Народное государство Гитлера. Грабеж, расовая война и национальный социализм» - это, бесспорно, новая попытка истолкования исторического феномена, известного как «Третий рейх».

Али задался простым и вполне естественным вопросом: в чем причина многолетних успехов Гитлера, поддержки его огромным числом немцев? Как могло столь очевидно мошенническое и преступное предприятие, как национал-социализм, добиться столь высокой, сегодня едва ли объяснимой степени интеграции общества?

Конечно, насаждаемая и разжигаемая сверху ненависть против «неполноценных», «инородцев», «евреев», «большевиков» и пр. была существенной предпосылкой. Однако в предшествующие десятилетия немцы были не более отягощены ею, чем другие европейцы, их национализм был не более расистским. Утверждение о раннем развитии в Германии особого, специфичного для нее «истребительного антисемитизма» и ненависти к «чужакам», по мнению Али, лишено оснований.

Ответ автора состоит в понимании нацистского режима как «услужливой (по отношению к подавляющему большинству немцев – С.М.) диктатуры». Гитлер, гауляйтеры, значительная часть министров, статс-секретарей и пр. действовали как классические политики-популисты, постоянно озабоченные настроением управляемых. Они ежедневно задавались вопросом, как добиться их удовлетворенности, улучшить их самочувствие. Каждый день они заново покупали их одобрение или по меньшей мере нейтралитет.

Программа «национального социализма» была не только пропагандистским лозунгом, во многом ее реализовывали на практике. Вот говорящий сам за себя перечень мер социальной политики, осуществленных до войны: введение оплаченных отпусков для рабочих и служащих; удвоение числа нерабочих дней; развитие массового туризма, в том числе для рабочих; создание первой модели дешевого «народного» авто; поощрение семей с детьми (выплата пособий) за счет холостяков и бездетных пар; начатки развитой затем в ФРГ системы пенсионного обеспечения; введение прогрессивного налогообложения. К ним следует добавить защиту крестьян от неблагоприятных последствий капризов погоды и колебаний цен на мировом рынке; защиту должников от принудительного взыскания долга путем описи и продажи имущества (должников по квартплате – от выселения). Понятно, что все это способствовало популярности режима.

Во время войны нацистское руководство, учитывая уроки войны 1914-1918 гг., прежде всего озаботилось продовольственным снабжением населения, организовав его так, чтобы простыми людьми оно ощущалось как справедливое. Повышенные нормы выдачи были связаны с более тяжелой работой или особыми, вызванными состоянием здоровья потребностями. Это имело следствием рост симпатий к режиму, что отмечалось даже его противниками.

Во-вторых, и тоже учитывая уроки прошлого, власть постаралась не допустить безудержной инфляции и краха немецкой валюты. В-третьих, обеспечила семьи солдат деньгами (они получали 85% чистого заработка кормильца до призыва, в то время как семьи британских и американских солдат - менее половины). Военнослужащие слали родным посылки из оккупированных стран, отпускники тащили домой мешки, чемоданы, сумки весом в десятки килограммов. С учетом жалованья и довольствия военнослужащих подавляющее большинство немцев жило во время войны лучше, чем до нее. Это «военно-социалистически подслащенное благосостояние» позволяло поддерживать дух масс, побуждая их вытеснять из сознания преступную подоплеку такой политики.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Тема семинара. Культура политического тоталитаризма iconТема семинара Украинское казачество. Запорожская Сечь. План семинара
Причины и теории происхождения казачества. Дмитрий Байда-Вишневецкий и основание Сечи
Тема семинара. Культура политического тоталитаризма iconМетодические рекомендации для подготовки студентов лечебного факультета...
Тема семинара: «Нормативно-правовая база организации мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации»
Тема семинара. Культура политического тоталитаризма icon52. Политическая культура общества, ее социальная роль и функции
Его употребляют и профессиональные политики, и журналисты, и люди от политики далекие. Данное понятие стало своего рода интегральной...
Тема семинара. Культура политического тоталитаризма iconМетодические рекомендации для подготовки студентов лечебного факультета...
Тема семинара: Ведение воинского учета и организация бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил
Тема семинара. Культура политического тоталитаризма iconМетодические рекомендации для подготовки студентов лечебного факультета...
Тема семинара: Основы мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации
Тема семинара. Культура политического тоталитаризма iconМетодические рекомендации для подготовки студентов лечебного факультета...
Тема семинара: Государственный материальный резерв медицинского и санитарно-хозяйственного имущества
Тема семинара. Культура политического тоталитаризма iconТесты тема: Первая медицинская помощь пострадавшим в чс
Тема: чс природного, техногенного и социально-политического характера, их медико-санитарные последствия
Тема семинара. Культура политического тоталитаризма iconТема 7: Культура Киевской Руси
Особенности культурного развития русских земель в период феодальной раздробленности. Культура Галицко-Волынского княжества
Тема семинара. Культура политического тоталитаризма iconПлан семинара День заезда участников семинара Встреча участников...
История реабилитации на Свято-Георгиевском приходе (прошедшее, настоящее, будущее)
Тема семинара. Культура политического тоталитаризма iconУчебный курс по культурологии: Многоуровневое учебное пособие / Под...
Основные культурно-исторические этапы. Культура первобытного человека. Шумеро-аккадская культура. Культура Вавилонии и Ассирии. Культура...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница