Военная реформа Милютина 1860-1870 гг


Скачать 390.66 Kb.
НазваниеВоенная реформа Милютина 1860-1870 гг
страница1/4
Дата публикации06.05.2013
Размер390.66 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3   4
Военная реформа Милютина 1860-1870 гг.
I. ВВЕДЕНИЕ
Состояние дореформенной армии определялось социально-экономической

обстановкой, сложившейся в России на рубеже XVIII-XIX вв. Первая половина

XIX столетия характеризовалась кризисом феодально-крепостнической системы и

формированием новых капиталистических отношений.

Отсталость дореформенной экономики определяли состояние русской армии

и военной промышленности в середине XIX в. Военное поражение в Крымской

войне не оставило ни у кого сомнений в необходимости преобразований в

военной области.

В 1956 г. Александр II назначает военным министром генерала Н. О.

Сухозанета и поручает ему проведение реформ, генерал не имел никакого плана

проведения военной реформы, все его действия сводились к урезанию военного

бюджета и сокращению армии. Царь изложил ему собственные идеи, но

большинство их касалось изменения военной формы одежды. Более никаких

серьезных шагов в области военных реформ не предпринималось вплоть до

назначения военным министром в ноябре1861 г. Дмитрия Алексеевича Милютина.


^ II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Подробно разработанный план военной реформы Милютин представил царю

уже 15.01.1862 г., спустя два месяца после своего назначения. Перед военным

министром стояли две взаимоисключающие, казалось задачи: сократить военные

расходы и в то же время усилить боевую мощь армии.

Он полагал, что сможет достичь этих целей путем преобразования военной

администрации и сокращения сроков службы. Громоздкий аппарат управления был

дорогостоящим и малоэффективным. А чрезмерная продолжительность службы

приводила к тому, что армия имела незначительные призывные резервы, и

приходилось поддерживать крупный постоянный контингент. С сокращением срока

службы можно было бы иметь в запасе больше подготовленных людей и в мирное

время содержать меньшую армию.

Кроме этого, он предложил ряд других насущно необходимых

преобразований. Армия нуждалась в улучшении подготовки офицеров ( в то

время только четверть офицеров имели военное образование ), а также порядка

назначения на командные должности. Одним из вопросов доклада была

реорганизация системы военного образования.

Важнейшей проблемой реформ являлось перевооружение армии.

Большое внимание в докладе уделялось необходимости реорганизации

военного управления и созданию местных органов управления - военных

округов.

В заключении доклада ставился вопрос о задачах инженерного ведомства -

укреплению государственных границ и сооружению казарменных помещений.

1.Реформы в области организации, комплектовании армии и управлении

войсками.
Осуществление основной цели Милютина - создание небольшой кадровой

армии, которая, при необходимости могла быть быстро увеличена за счет

призыва обученных людей из запаса, продолжалось в течении всей военной

реформы.

Уже в 1862 г. Военное министерство предприняло ряд мер по к сокращению

численного состава армии, главным образом за счет сокращения ее “не боевой”

части - этапных команд, рабочих рот, корпуса внутренней стражи ( 83 тыс.

чел. ).

В докладе Военного министерства 15.01.1862 г. были рассмотрены меры

преобразования всей военной системы, создания более рациональной системы

военной организации по следующим направлениям:

n Превратить резервные войска боевой резерв, обеспечить пополнение ими

состава действующих войск и освободив их от обязанности обучать в

военное время рекрут.

n Подготовку рекрут возложить на запасные войска, обеспечив их

достаточными кадрами.

n Всех заштатных “нижних чинов” резервных и запасных войск, в мирное

время считать в отпуску и призывать в военное. Рекрутами пополнять

убыль в действующих войсках, а не формировать из них новых частей.

n Сформировать для мирного времени кадры запасных войск, возложив на

них гарнизонную службу, расформировав батальоны внутренней службы.

В отношении организации пехотных и кавалерийских частей указывалось на

целесообразность включать в состав батальона 4 роты ( а не 5 ), а в состав

полка 4 батальона ( а для внутренних губерний - 2 батальона ), причем в

целях избежания формирования новых частей в случае войны, содержать их в

уменьшенном составе. Предполагалось установить для пехоты 3 штатных

состава: кадровый, по штатам мирного времени и по штатам военного времени (

кадровый составлял половину военного ).

Артиллерийские части должны были быть организованы по следующему

принципу: при каждой пехотной дивизии иметь одну артиллерийскую бригаду из

4 батарей, ( для дивизий 2-батальонного состава - артиллерийскую бригаду из

2 батарей ).

Однако быстро внедрить эту организацию не удалось, и лишь с 1864 г.,

после подавления основных очагов восстания в Польше, была начата

планомерная реорганизация армии и сокращение численного состава войск.

Были установлены следующие штатные составы полков: военного времени

( по 900 ряд. в батальоне ), усиленный мирный ( по 680 ряд. в батальоне ),

обыкновенный мирный ( по 500 ряд. в батальоне ) и кадровый мирный ( по 320

ряд. в батальоне ). Вся пехота составила 47 пехотных дивизий ( 40

армейских, 4 гренадерских и 3 гвардейских ). Дивизия состояла из 4 полков,

полк из 3 батальонов, батальон из 4 линейных и 1 стрелковой рот.

Артиллерия делилась на конную и пешую. Пешая состояла из 47

артиллерийских бригад ( по числу дивизий ), каждая из 3-х батарей по 8 (4)

орудий. Конная артиллерия состояла из 4 гвардейских конных батарей и 7

конно-артиллерийских бригад по 2 батареи.

Кавалерия состояла из 56 полков - по 4 эскадрона ( 4 кирасирских, 20

драгунских, 16 уланских и 16 гусарских ), составлявших 10 кавалерийских

дивизий.

Инженерные войска состояли из 11 саперных батальонов и 6 понтонных

полубатальонов.

К действующим войскам относились крепостные полки и батальоны, а также

54 крепостных артиллерийских роты.

К местным войскам с 1864 г. стали относиться как резервные (

выполняющие теперь роль функции запасных войск ), так и войска внутренней

службы ( губернские батальоны, уездные, местные этапные и конвойные команды

).

К 1869 г. было завершено приведение войск на новые штаты. При этом

общее количество войск в мирное время по сравнению с 1860 годом сократилось

с 899 тыс. чел. до 726 тыс. чел. ( в основном за счет сокращения “не

боевого“ элемента). А количество резервистов в запасе увеличилось с 242 до

553 тыс. чел. При этом с переходом на штаты военного новых частей и

соединений теперь не формировалось, а части разворачивались за счет

резервистов. Все войска могли теперь быть доукомплектованы до штатов

военного времени за 30-40 дней, в то время как в 1859 г. на это требовалось

6 месяцев.

Однако новая система организации войск содержала и ряд недостатков:

n Организация пехоты сохранила деление на линейные и стрелковые роты

(при одинаковом вооружении смысла в этом не было).

n Артиллерийские бригады не были включены в состав пехотных дивизий,

что отрицательно влияло на их взаимодействия.

n Из 3-х бригад кавалерийских дивизий (гусарской, уланской и

драгунской), только драгунские были вооружены карабинами, а

остальные не имели огнестрельного вооружения, в то время, как вся

кавалерия европейских была вооружена пистолетами.
Основным преобразованием в области реорганизации военного управления

явилась военно-окружная система.

Создание стройной системы местного управления войск являлось важнейшей

задачей, стоящей перед Военным министерством, без выполнения которой были

невозможны дальнейшие преобразования в армии. Необходимость данных

преобразований обуславливалась тем, что штабы армий выполняли как

командные, так и административно-снабженческие функции по отношению

подчиненных частей, аналогичные задачи возлагались и на корпусные штабы.

Практически штабы не могли эффективно исполнять ни тех, ни других функций,

особенно если подчиненные им части были рассредоточены по разным губерниям.

В мае 1862 г. Милютин представил Александру II предложения под

заглавием “Главные основания предполагаемого устройства военного управления

по округам”. В основе этого документа лежали следующие положения :

n Уничтожить деление в мирное время на армии и корпуса, высшей

тактической единицей считать дивизию.

n Разделить территорию всего государства на несколько военных округов.

n Во главе округа поставить начальника, на которого возложить надзор

за действующими войсками и командование местными войсками, а также

поручить ему заведывание всеми местными военными учереждениями.

Таким образом Милютин предложил создать территориальную, окружную

систему, при которой снабжение и материально-технические функции

возлагались на штаб округа, а оперативное командование сосредоточивалось в

руках дивизионных командиров. Новая система заметно упрощала военное

управление и устранялся существенный недостаток - крайняя централизация

управления в министерстве.

В соответствии с этим указывалось на необходимость создания 15 военных

округов: Финляндского, С - Петербургского, Балтийского (Рига), Северо-

Западного (Вильно), Царства Польского, Юго-Западного (Киев), Южного

(Одесса), Московского, Харьковского, Верхневолжского (Казань),

Нижневолжского (Саратов), Кавказского (Тифлис), Оренбургского, Западно-

Сибирского (Омск), Восточно-Сибирского (Иркутск).

Структура главного окружного управления должна была включать в себя:

Общее командование и штаб, Окружное интендантство, Артиллерийское

управление, Инженерное управление и Врачебно-госпитальное управление.

Уже летом 1862 г. вместо Первой армии были учреждены Варшавский,

Киевский и Виленский военные округа а в конце 1862 г. - Одесский.

В августе 1864 г. было утверждено “Положение о военных округах”, на

основании которого Командующему войсками округа подчинялись все

расположенные в округе воинские части и военные учреждения, таким образом

он становился единоличным начальником, а не инспектором, как это

планировалось раньше (при этом все артиллерийские части в округе

подчинялись непосредственно начальнику артиллерии округа). В пограничных

округах на Командующего возлагались обязанности генерал-губернатора и в его

лице сосредотачивалась вся военная и гражданская власть. Структура

окружного управления осталась без изменений.

В 1864 г. было создано еще 6 военных округов: Петербургский,

Московский, Финляндский, Рижский, Харьковский и Казанский. В последующие

годы были образованы: Кавказский, Туркестанский, Оренбургский, Западно-

Сибирский и Восточно-Сибирский военные округа.

В результате организации военных округов создалась относительно

стройная система местного военного управления, устранила крайнюю

централизацию Военного министерства, функции которого теперь в

осуществлении общего руководства и наблюдения. Военные округа обеспечивали

быстрое развертывание армии в случае войны, при их наличии стало возможно

приступить к составлению мобилизационного расписания.
Наряду с реформой местного военного управления на протяжении 60-х

годов происходила и реорганизация Военного министерства, которая назрела

так как в Военном министерстве отсутствовало единство управления и

одновременно с этим господствовала доведенная до абсурда централизация. На

протяжении пяти лет - с 1862 по 1867 год происходила реорганизация Военного

министерства.

Уже в 1862 г. были созданы два главных управления: артиллерийское и

инженерное. Эти главные управления по прежнему возглавлялись лицами

императорской фамилии.

В 1863 г. была произведена реорганизация департамента генерального

штаба. Он был объединен с военно-топографическим депо и Николаевской

академией генерального штаба, с наименованием его главным управлением

генерального штаба.

В связи с введением военно-окружной системы, в 1866 г. главное

управление генерального штаба и инспекторский департамент были объединены в

одно управление под названием Главный штаб. Он состоял из шести отделений,

азиатской и судовой части, при Главном штабе находился военно-

топографический отдел и Главному штабу была непосредственно подчинена

Николаевская академия генерального штаба.

В 1868 г. преобразование Военного министерства было закончено, и с 1

января 1869 г. было введено Положение о Военном министерстве, согласно

которого оно состояло из императорской Главной квартиры, военного совета,

главного военного суда, канцелярии Военного министерства, Главного штаба и

семи главных управлений (интендантское, артиллерийское, инженерное, военно-

медицинское, военно-учебных заведений, военно-судовое, иррегулярных войск),

а также управления генерал - инспектора кавалерии и инспектора стрелковых

батальонов и комитета о раненых.

Права военного министра были значительно расширены. Он являлся главным

начальником всех отраслей военно-сухопутного управления, однако по ряду

вопросов, находившихся в ведении военного совета, руководил не единолично,

а лишь как его председатель.

Военный совет также претерпел изменения. Как состав, так и его функции

были расширены. Помимо решения законодательных и хозяйственных вопросов,

военному совету подведомственно также и инспектирование войск. При нем

состоял ряд комитетов: военно-кодификационный, по устройству и образованию

войск, военно-учебный, военно-госпитальный и военно-тюремный.

Главному артиллерийскому управлению подчинялись непосредственно

артиллерийская академия и училища. При нем состоял артиллерийский комитет,

который ведал обсуждением вопросов, касающихся теории, техники и практики

артиллерии и ручного оружия, новых изобретений в этой области и

распространением научных знаний среди офицеров артиллерии. Начальник

главного артиллерийского комитета подчинялся генерал-фельдцехмейстеру

(великому князю Михаилу Николаевичу).

По новому штату состав Военного министерства был уменьшен на 327

офицеров и 607 солдат. Значительно сократился и объем переписки. Как

положительное можно отметить и тот факт, что военный министр сосредоточил в

своих руках все нити военного управления, однако войска не находились в

полном его подчинении, т.к. начальники военных округов зависели

непосредственно от царя, который и возглавлял верховное командование

вооруженными силами.

Вместе с этим организация центрального военного управления содержала в

себе и ряд других слабых сторон:

n Структура Главного штаба была построена таким образом, что функциям
  1   2   3   4

Похожие:

Военная реформа Милютина 1860-1870 гг iconВоенная реформа РФ. Ранее вышла в свет книга Военная реформа: оценка...
Атериалов излагают свои взгляды на первые шаги реформы Вооруженных Сил РФ. Рассматривается проводимая реорганизация отдельных видов...
Военная реформа Милютина 1860-1870 гг iconНазвание раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов
Общественно-политическая жизнь Англии в 1850-1860-х годах. Избирательная реформа 1867 г
Военная реформа Милютина 1860-1870 гг iconПлан Образование Франкского государства.(11) Военная реформа Карла Мартелла
Чтобы укрепить свою власть и получить поддержку христианского духовенства и галло-римской аристократии, Хлодвиг вместе со своей дружиной...
Военная реформа Милютина 1860-1870 гг iconСтолыпинская аграрная реформа
Советская историография: аграрная реформа внесла классовые антагонизмы в деревню, став бомбой замедленного действия
Военная реформа Милютина 1860-1870 гг iconКрестьянская реформа 1861 г
Крестьянство не учитывалось им как сила, влияющая на разработку реформы. А в 1891 году Ходский в работе «Земля и земледелец» сформулировал:...
Военная реформа Милютина 1860-1870 гг iconСтратегия в ряду военных дисциплин
Обязательность знакомства со стратегией для всего комсостава. — Приступ к изучению стратегии должен относиться к началу серьезных...
Военная реформа Милютина 1860-1870 гг iconЛенин Владимир Ильич (1870 1924 гг.) Государство и революция

Военная реформа Милютина 1860-1870 гг iconВ 1534 году Елена Глинская, мать Ивана Грозного, провела русскую...
Реформа имела серьёзную подоплеку: повсеместное срезание с монет кусочков серебра невозможно было прекратить никакими наказаниями....
Военная реформа Милютина 1860-1870 гг iconТолько коллективными усилиями независимых специалистов возможна детальная...
Только коллективными усилиями независимых специалистов возможна детальная реставрация «влияний» Ф. Д. Крюкова (1870 – 1920?) на тексты...
Военная реформа Милютина 1860-1870 гг iconС. В. Шишкин Реформа финансирования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница