Программа педагогической практики


НазваниеПрограмма педагогической практики
страница1/6
Дата публикации19.05.2013
Размер0.89 Mb.
ТипПрограмма
userdocs.ru > Военное дело > Программа
  1   2   3   4   5   6
ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Пояснительная записка

Программа педагогической практики по направлению составлена в соответствии с учебным планом подготовки бакалавров.

Педагогическая практика студентов является составной частью учебного процесса. Результатом этой практики выступает формирование базовых умений и навыков осуществления профессиональной деятельности, а также организации научно-исследовательской деятельности.

Педагогическая практика проводится в школах, колледжах, профессиональных училищах и высших учебных заведениях, где преподается предмет педагогика.

Практика, как важнейшая часть профессиональной подготовки, направлена на освоение умений ставить цели, формулировать задачи в контексте профессиональной деятельности; на развитие навыков прикладного применения теоретических знаний; на формирование профессиональной позиции педагога, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики.

^ 1. Цели педагогической практики:

Развитие профессиональных навыков и умений, сформулированных в требованиях Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования;

формирование и развитие умений и навыков преподавания;

знакомство с конкретными условиями профессиональной педагогической деятельности;

закрепление полученных теоретических знаний.

^ 2. Задачи практики:

Изучение студентами-практикантами методик преподавания и педагогического опыта преподавателей;

проведение различных типов занятий с использованием разработанных педагогических методов и приемов;

развитие коммуникативных навыков;

развитие у студентов-практикантов интереса к научно-исследовательской работе в области методики преподавания учебной дисциплины;

освоение и закрепление необходимого теоретического материала, выполнение контрольных заданий в ходе практики;

выполнение работ по заказу педагога образовательного учреждения (или лица, его заменяющего).

^ 3. Место педагогической практики в структуре ООП бакалавриата

Производственная практика студентов является составной частью учебного процесса и этапом ознакомления с профессиональной деятельностью.

Данная практика является продолжением и закреплением знаний, полученных при изучении базовой общепрофессиональной части профессионального цикла.

В рамках педагогической практики студенты осваивают навыки профессионального взаимодействия с группами детей и подростков, которые направлены на достижения определенных педагогических результатов, а также овладевают умениями анализировать структуру межличностных отношений, приобретают навыки использования эмпирических методов для сбора данных в рамках педагогического исследования.

^ 4. Место и время проведения педагогической практики

Местом проведения являются образовательные учреждения (школы, дома творчества детей и молодежи).

^ 5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения педагогической практики:

В результате прохождения педагогической практики в соответствии с образовательной программой бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:

^ Общекультурные компетенции (ОК):

способность и готовность к:

владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

применению теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5);

владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);

восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них (ОК-8);

проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-9);

овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12);

использованию знания иностранного языка в профессиональной деятельности и в профессиональной коммуникации (ОК-13);

использованию нормативных правовых документов в своей деятельности (ОК-14);

овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-15).

^ Профессиональные компетенции (ПК):

общепрофессиональные:

практическая деятельность:

способность и готовность к:

реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);

отбору и применению диагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2);

описанию структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (ПК-3);

осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации педагогической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);

выявлению специфики педагогического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7).

Научно-исследовательская деятельность:

способность и готовность к:

пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);

участию в проведении педагогических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях педагогики (ПК-11);

проведению стандартного прикладного исследования в определённой области педагогики (ПК-12);

реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);

Педагогическая деятельность:

способность и готовность к:

участию в учебно-методической работе в сфере общего образования (ПК-16);

подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участию в их проведении (ПК-17);

использованию дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18);

самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);

просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня культуры общества (ПК-20).

Организационно-управленческая деятельность:

способность и готовность к:

анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах (ПК-21);

проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-22);

реализации интерактивных методов, технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-23).

^ 6. Структура и содержание педагогической практики

Содержание практики

Педагогическая практика дополняет и обогащает теоретическую подготовку студентов, обеспечивает возможности для закрепления, углубления и использования полученных знаний в решении практических задач. В ходе практики студенты должны научиться планировать свою собственную педагогическую деятельность, организовывать работу учащихся на уроке, управлять их познавательными процессами – восприятием, вниманием, мышлением, запоминанием.

Достижение наилучшего результата в педагогической деятельности на практике возможно только при совмещении собственной преподавательской деятельности с управлением познавательной активностью, поведением учащихся на уроке. Такого опыта студенты, приходящие на педагогическую практику, как правило, не имеют. Педагогический опыт приобретается постепенно, с каждым проведенным уроком. Чтобы этот процесс был управляемым и результативным, необходимо осуществлять анализ проведенных занятий с преподавателем, работающим в образовательном учреждении, преподавателем-методистом и другими студентами. Только при таком подходе в организации практики каждый собственный урок и урок, проведенный другим практикантом, станет важным обучающим шагом в постижении мастерства преподавания. При этом к любым затруднениям, ошибкам и неудачам, возникающим в педагогической деятельности, следует подходить конструктивно. Осознанное сегодня затруднение, причины которого в ходе анализа становятся ясными и понятными, при проведении следующего урока легче преодолевать.

^ Методические указания

Перед прохождением практики студент должен внимательно изучить программу и обратиться к соответствующим нормативным материалам с тем, чтобы быть подготовленным к выполнению поручений, данных руководителем практики, к решению конкретных практических задач. Как при подготовке, так и в период прохождения практики рекомендуется по возникшим вопросам обращаться к учебной, монографической литературе, материалам, публикуемым в периодической печати.

Студенту-практиканту совместно с руководителем практики (практическим работником) рекомендуется составить на основе программы педагогической практики конкретный план ее прохождения.

На первой неделе практики происходит знакомство студентов с образовательным учреждением, педагогами, группой (классом), начинается процесс адаптации к условиям практики. Адаптационный период может быть сопряжен с высоким эмоционально-психологическим напряжением. Это обусловлено вхождением в новую социальную среду, установлением контактов с прежде незнакомыми людьми. С первого дня практики студентам необходимо подробнее узнать об организационном порядке, существующем в образовательном заведении и следовать основным нормам работы данного учреждения. Это касается и внешнего вида практиканта, своевременности (без опозданий) прихода на занятия, проведение уроков в соответствии с регламентом обучения, основными традициями учебного процесса этого учреждения. Так, установление доброжелательных взаимоотношений с детьми, понимание структуры межличностных отношений, системы лидерства и подчинения в ученической группе облегчат достижение учебно-воспитательных задач при проведении учебных занятий и внеаудиторного мероприятия. Поэтому на первой неделе практики нужно представиться классу, познакомиться с учениками, побеседовать с ними в свободное время, установить контакт, посещать занятия, вести наблюдение за учащимися, пытаться дифференцировать их по различным признакам (уровню знаний, отношению к учебе, формальное и неформальное лидерство и т.д.).

К концу первой недели должен быть составлен индивидуальный план практики, который является одним из разделов педагогического дневника практики. Данный план составляется в соответствии с программой учебного курса, по которому будут проводиться занятия студентом. Следует четко уяснить темы занятий, их место в системе работы по предмету, количество часов в неделю по данному курсу. С учетом программы курса и расписания занятий по предмету определяются темы предстоящих уроков, дату и время их проведения. Все эти сведения заносятся в индивидуальный план педагогической практики студента (см. ниже).

^ Примерная схема индивидуального плана педагогической практики

Планируемые формы работы (уроки, внеаудиторные мероприятия, работа по запросу психолога образовательного учреждения)

Календарные сроки проведения планируемой работы

Отметка о выполнении

1. Семинарское занятие по теме «Память»

12.02.2010 г.

Выполнено


Следующий важный момент при составлении индивидуального плана – обсуждение возможности проведения внеаудиторного мероприятия, согласование его тематики и ориентировочной даты. В качестве внеаудиторного мероприятия можно рекомендовать проведение тренинга любого доступного типа (тренинг общения, самопознание, сензитивности, игровой и т.п.), педагогической викторины, КВН. Если в образовательном учреждении на практике работают одновременно несколько студентов, то, объединив усилия, они могут провести олимпиаду по педагогики, «неделю педагогических знаний», организовав ряд тематических мероприятий (деловая игра, викторина, выпуск газеты), объединенных одной идеей, способствующих развитию интереса к педагогики как учебному предмету и важному компоненту общечеловеческой культуры.

В индивидуальном плане педагогической практики следует предусмотреть как основные формы работы (уроки, внеаудиторные мероприятия), так и виды текущей работы (консультации с методистом, учителем, беседы с учащимися и т.д.).

Еженедельно практикант посещает консультации методиста-преподавателя. На них проводится анализ трудностей, возникающих в ходе практики и обсуждение путей их преодоления, рассматриваются замыслы студента относительно предстоящих уроков, внеаудиторной работы, анализируются конспекты будущих уроков. Консультации методиста выполняют обучающую, развивающую и контролирующую функции.

Свое первое занятие студент начинает готовить не позднее, чем за четыре дня до его проведения. Рекомендуется следующий порядок подготовки: тематическое планирование (совместно с учителем-преподавателем при подготовке первого урока, и все более самостоятельно в последующем), подготовка к уроку (чтение учебников, дополнительной литературы, продумывание практических заданий, вопросов, задач, составление плана-конспекта), утверждение плана-конспекта занятия преподавателем образовательного учреждения (не позднее, чем за день до проведения занятия), в случае необходимости – коррекция плана-конспекта.

В течение практики студент проводит не менее четырех учебных (академических) часов занятий.

В дневнике практики необходимо ежедневно записывать краткие сведения о проделанной в течение дня работе. Записи о выполняемой работе должны быть конкретными. Ведение таких записей впоследствии облегчит студенту составление отчета о прохождении практики.

^ Организация и руководство практикой

Организацию педагогической практики студентов обеспечивают:

декан факультета (заместитель);

руководитель практики;

групповые руководители студентов от кафедры;

руководители от базового учреждения прохождения практики.

Декан факультета (заместитель) осуществляет общее руководство организацией педагогической практики.

Руководитель практики осуществляет оперативное руководство прохождением педагогической практики и контроль за качеством организации практики студентов.

Групповые руководители студентов назначаются по представлению декана факультета приказом ректора университета ежегодно на весь период практики из числа штатных преподавателей кафедры.

Руководитель от базового учреждения прохождения практики назначается администрацией учреждения из числа наиболее подготовленных и опытных специалистов.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Программа педагогической практики iconПрограмма научно-педагогической практики направление 080100. 68 Экономика...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московской области
Программа педагогической практики iconПрограмма научно-педагогической практики направление 080100. 68 Экономика...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московской области
Программа педагогической практики iconЗадание по педагогике на период прохождения педагогической практики...
Цель педагогической практики – углубление и закрепление педагогических и методических знаний в различных видах учебно-воспитательной...
Программа педагогической практики iconПрограмма научно-педагогической практики (01 декабря 2012 года-29 декабря 2012 года)
Обсуждение программы научного исследования в рамках практики с научным руководителем (индивидуальное задание)
Программа педагогической практики iconПрограмма подготовлена в соответствии с требованиями Государственного...
Программа предназначена в помощь студентам всех форм обучения при подготовке и прохождении педагогической практики
Программа педагогической практики iconПрограмма педагогической практики студентов 4 курса для специальности
Педагогическая практика предназначена для студентов 4 курса дневной и заочной формы получения образования высших педагогических учреждений,...
Программа педагогической практики iconИндивидуальные задания по педагогической производственной практике для студентов 4 курса
Разработать буклет о деятельности Социально-педагогической и психологической службы базы практики
Программа педагогической практики iconПрограмма профессиональной практики по 2 –ой производственной
Места проведения практики определяются в соответствии с типовыми договорами с предприятиями нефтегазодобывающей промышленности, базами...
Программа педагогической практики iconПрограмма профессиональной практики по 1 –ой производственной
Места проведения практики определяются в соответствии с типовыми договорами с предприятиями нефтегазодобывающей промышленности, базами...
Программа педагогической практики iconСпециальность 2-02 03 08 Иностранный язык
Учащийся-практикант узнаёт отдельные объекты изучения программного учебного материала по летней педагогической практике, предъявленных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница