Незаконное распространение средств осуществления диверсий и террористических актов


НазваниеНезаконное распространение средств осуществления диверсий и террористических актов
страница1/4
Дата публикации14.03.2013
Размер0.57 Mb.
ТипЗакон
userdocs.ru > Военное дело > Закон
  1   2   3   4
Внешние и внутренние факторы, определяющие характер и направленность военного строительства в России

Внешними факторами для Российской Федерации являются:

  1. территориальные претензии к Российской Федерации и ее союзникам со стороны третьих стран;

  2. существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов, прежде всего, вблизи от российских границ;

  3. опасность применения ядерного и других видов ОМП другими государствами;

  4. распространение ядерного и других видов ОМП и возможные попытки его использования в интересах отдельных стран, организаций и террористических групп;

  5. возможность подрыва стратегической стабильности в результате нарушения международных договоров в области ограничения и сокращения вооружений;

  6. попытки вмешательства во внутренние дела Российской Федерации с целью дестабилизации ее внутриполитической обстановки;

  7. нарушение прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах;

  8. нападения на военные объекты Вооруженных Сил Российской Федерации, расположенных на территории других государств;

  9. расширение военных блоков и союзов в ущерб интересам военной безопасности Российской Федерации;

  10. международный терроризм.

Внутренними факторами, определяющими характер и направленность военного строительства Российской Федерации, являются:

  1. противоправная деятельность националистических, сепаратистских и других организаций, осуществляемая с использованием вооруженного насилия;

  2. попытки насильственного свержения существующего конституционного строя;

  3. рост организованной преступности;

  4. нападения на потенциально опасные объекты;

  5. нападения на предприятия, имеющие штатное оружие с целью его захвата;

  6. создание незаконных вооруженных формирований;

  7. незаконное распространение средств осуществления диверсий и террористических актов;

  8. множественное возникновение мест компактного проживания иностранных граждан.

Полномочия органов государственной власти и обязанности предприятий и организаций в области обороны^ Полномочия Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент Российской Федерации. Он же является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. В его полномочия входит определение основных направлений военной политики, утверждение военной доктрины, общее руководство Вооруженными Силами РФ, другими войсками и федеральными органами, объявление призыва, общей или частичной мобилизации, введение военного положения, курирование других общих вопросов организации защиты Отечества (ст. 10 и 11 Закона РФ «О безопасности», ст. 4 Закона РФ «Об обороне», ст. 4 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

^ Полномочия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в области защиты Отечества

Совет Федерации обладает следующими полномочиями в области защиты Отечества:

  • рассматривает в рамках федерального бюджета расходы на оборону;

  • рассматривает принятые Государственной Думой законы РФ, регламентирующие организацию в области обороны и безопасности страны, деятельность Вооруженных Сил РФ, других войск и федеральных органов;

  • утверждает указы Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях;

  • ратифицирует и денонсирует международные договоры Российской Федерации о сотрудничестве в области обороны;

  • решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории России (ст. 10 и 11 Закона РФ «О безопасности», ст. 4 Закона РФ «Об обороне», ст. 5 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

^ Полномочия Государственной ДумыФедерального Собрания Российской Федерации

Государственная Дума устанавливает расходы на оборону, предлагаемые Президентом РФ в проекте федерального закона о федеральном бюджете на конкретный год, а также принимает федеральные законы в области обороны (ст. 10 и 11 Закона РФ «О безопасности», ст. 5 Закона РФ «Об обороне», ст. 5 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»). Полномочия Правительства Российской Федерации в области обороны

  • Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны и несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и федеральных органов.

  • На Правительство РФ возлагается организация разработки и выполнения государственных программ вооружения и развития всего оборонного промышленного комплекса. (Конституция РФ, законодательство РФ и указы Президента Российской Федерации, в том числе ст. 10 и 11 Закона РФ «О безопасности», ст. 5 Закона РФ «Об обороне», ст. 6 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

  • ^ Совет безопасности Российской Федерации

  • Совет безопасности Российской Федерации является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента России в области обеспечения безопасности.

  • Совет безопасности РФ рассматривает вопросы внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности. И ответствен перед Федеральным Собранием Российской Федерации за состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

  • ^ Совет обороны Российской Федерации

Основными задачами аппарата Совета обороны являются:

  • организационно-техническое обеспечение деятельности Совета обороны по реализации полномочий в области военного строительства и осуществлению важнейших решений Совета безопасности Российской Федерации по стратегическим вопросам оборонной политики;

  • информационно-аналитическое обеспечение деятельности Совета обороны по текущим проблемам военного строительства и оборонной безопасности (Указ Президента РФ «О Совете обороны Российской Федерации» от 25. 07. 96 г. № 1102, Положение «Об аппарате Совета обороны Российской Федерации», утвержденное Указом Президента РФ от 14. 08. 96 г. № 1174).

Функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обороны

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

  • организуют и обеспечивают воинский учет и подготовку граждан Российской Федерации к воинской службе, их призыв на военную службу, военные сборы и призыв по мобилизации;

  • обеспечивают учет и мобилизационную подготовку транспортных и других технических средств в целях обороны;

  • организуют работу по военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации;

  • обеспечивают потребности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и федеральных органов в материальных средствах, энергетических и других ресурсах и услугах в порядке, установленном законодательством в области обороны;

  • обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации о социальных гарантиях, установленных для граждан Российской Федерации в связи с военной службой, их участием в военных действиях, а также для членов их семей;

  • участвуют в разработке и обеспечивают выполнение планов перевода (мобилизационных планов) органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени;

  • обеспечивают выполнение государственного оборонного заказа организациями в пределах своих территорий (ст. 6 Закона РФ «Об обороне»)

Министерство обороны Российской Федерации:

1)участвует в разработке предложений по вопросам военной политики и по военной доктрине Российской Федерации;

2)разрабатывает концепцию строительства ВС РФ, координирует в целях обороны разработку концепций строительства и развития ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов;

3)разрабатывает федеральную государственную программу вооружения и развития военной техники, а также предложения по государственному оборонному заказу;

4)разрабатывает предложения по расходам на оборону в проекте федерального бюджета, порядку расходования Министерством обороны Российской Федерации выделенных средств и представляет их в Правительство Российской Федерации;

5)координирует и финансирует работы, выполняемые в целях обороны;

6)организует научные исследования в целях обороны, заказывает и финансирует на договорной основе научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обороны;

7)заказывает и финансирует производство и закупку вооружения и военной техники, продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов в пределах выделенных на эти цели средств;

8)финансирует и обеспечивает учебно-материальной базой на договорной основе организации и общественные объединения, осуществляющие подготовку граждан по военно-учетным специальностям;

9)обеспечивает мобилизационную готовность ВС РФ;

10)обеспечивает социальную защиту военнослужащих, гражданского персонала ВС РФ, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей;

11)представляет Президенту РФ проекты общевоинских уставов, положений о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге Российской Федерации, Министерстве обороны Российской Федерации, Генеральном штабе ВС РФ, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности;

12)представляет в Правительство Российской Федерации проекты положений о военных кафедрах при государственных образовательных

учреждениях высшего профессионального образования и о военно-врачебной экспертизе граждан Российской Федерации, призываемых на военную службу;

13)координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны;

14)координирует заказы на вооружение и военную технику для других войск, воинских формирований и органов в целях унификации вооружения и военной техники;

15)сотрудничает с военными ведомствами иностранных государств;

16)осуществляет иные полномочия, предусмотренные Положением о Министерстве обороны Российской Федерации.

Задачи новой военной реформы в России:

-перевод Вооруженных сил на контрактную основу;

  • повышение уровня профессиональной этики, дисциплины и морального духа в рядах Вооруженных сил;

  • адаптация к новым мировым условиям;

  • обеспечение условий для своевременного оснащения Вооруженных сил современными техническими средствами.

Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ

1) разрабатывает предложения по военной доктрине РФ;

2) разрабатывает план строительства ВС РФ и координирует разработку планов строительства и развития ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов;

3) координирует разработку предложений по численности ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов;

4) разрабатывает с участием федеральных органов исполнительной власти, в составе которых или при которых имеются другие войска, воинские формирования и органы, План применения ВС РФ, Мобилизационный план ВС РФ и Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны;

5) готовит предложения по численности граждан Российской Федерации, призываемых на военную службу и военные сборы, с распределением их между ВС РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами;

6) устанавливает количественные нормы призыва граждан Российской Федерации на военную службу, военные сборы и призыва по мобилизации от субъектов Российской Федерации, исходя из общего количества граждан Российской Федерации, подлежащих призыву в соответствии с указом Президента Российской Федерации;

7) организует планирование и осуществление мероприятий по обеспечению ядерной безопасности и предотвращению несанкционированного применения ядерного оружия;

8) организует и координирует действия сил и применение средств при выполнении задач территориальной обороны;

9) координирует оперативную и мобилизационную подготовку других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований, осуществляет контроль за состоянием мобилизационной готовности других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований;

10) анализирует и координирует проведение в Российской Федерации мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан Российской Федерации к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы;

11) осуществляет разведывательную деятельность в целях обороны и безопасности;

12) осуществляет текущее и перспективное планирование обеспечения основными видами вооружения, военной техники и другими материальными средствами мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации, а также накопления и размещения в мирное время запасов этих обеспечивающих средств;

13) организует проведение мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности ВС РФ;

14) организует взаимодействие ВС РФ с другими войсками, воинскими формированиями и органами;

15) участвует в разработке Плана гражданской обороны;

16) определяет порядок использования и планирует использование радиочастотного спектра в целях обороны;

17) разрабатывает проекты положений о Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации, воинском учете, призыве на военную службу, подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, проведении военных сборов, военно-врачебной экспертизе, а также перечень военно-учетных специальностей;

18) организует мобилизационное и стратегическое развертывание ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов;

19) осуществляет иные полномочия в области обороны в соответствии с Положением о Генеральном штабе ВС РФ.

Состав вооруженных сил РФ:

  • Сухопутные войска (СВ);

  • Военно-воздушные силы (ВВС);

  • Военно-Морской флот (ВМФ).

три самостоятельных рода войск:

  • Воздушно-десантные войска (ВДВ);

  • Ракетные войска стратегического назначения (РВСН);

  • Космические войска (КВ).

Внешние источники военной опасности

  • в мире существуют силы, для которых военная мощь по-прежнему остается главным аргументом при решении тех или иных задач

  • возможно обострение конфликтов между субъектами международных отношений в регионах, находящихся вблизи границ России и других стран СНГ, что не может не затронуть их интересов

  • в известных обстоятельствах может произойти столкновение интересов России и других стран, в том числе и тех, которые обладают ядерным потенциалом. Например, в Европе или на Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке

  • ряд государств обладает мощными вооруженными силами, высокими мобилизационными возможностями и системами базирования вблизи границ России

  • пять государств обладают мощным ракетно-ядерным потенциалом, уровень которого хотя и снижается, но все же остается достаточно опасным

^ Внутренние источники военной опасности

  • нестабильность экономических, социально-политических, национально-этнических, религиозных и некоторых других процессов, происходящих в ряде регионов России и других странах СНГ

  • наличие сил крайней националистической ориентации, сторонников абсолютизации суверенитета, террористических групп и формирований

  • наличие организованной преступности и ее рост в отдельных регионах и стране в целом



  • Цели и задачи военно-технического обеспечения военной безопасности

  • качественное совершенствование комплекса стратегических вооружений;

  • разработка и производство высокоэффективных систем управления войсками и оружием, связи, разведки, стратегического предупреждения, радиоэлектронной борьбы, высокоточных, мобильных безъядерных средств поражения, а также систем их информационного обеспечения;

  • унификация, стандартизация, сокращение типажа и номенклатуры вооружения и военной техники;

  • компенсация отказа от прямого военно-технологического соперничества с наиболее развитыми странами посредством создания “асимметричных” средств вооруженной борьбы, позволяющих поражать наиболее уязвимые функциональные элементы основных систем и ключевых объектов инфраструктуры противника и тем самым существенно обесценить их военно-технические преимущества.

^ Цели и задачи военно-технического обеспечения военной безопасности

  • качественное совершенствование комплекса стратегических вооружений;

  • разработка и производство высокоэффективных систем управления войсками и оружием, связи, разведки, стратегического предупреждения, радиоэлектронной борьбы, высокоточных, мобильных безъядерных средств поражения, а также систем их информационного обеспечения;

  • унификация, стандартизация, сокращение типажа и номенклатуры вооружения и военной техники;

  • компенсация отказа от прямого военно-технологического соперничества с наиболее развитыми странами посредством создания “асимметричных” средств вооруженной борьбы, позволяющих поражать наиболее уязвимые функциональные элементы основных систем и ключевых объектов инфраструктуры противника и тем самым существенно обесценить их военно-технические преимущества.

Реформы Ивана IV

-введение поместной системы комплектования войск;

- ограничение местничества и организация централизованного управления армией;

-создание постоянных стрелецкого войска и опричного войска;

- выделение артиллерии в самостоятельный род войск;

-централизация системы снабжения в армии;

-организация постоянной сторожевой службы на границе.

^ В результате военной реформы:

- окончательно оформлена поместная система комплектования войск;

- ограничены сословные привилегии крупной феодальной знати в армии;

- положено начало создания постоянной армии с централизованной системой снабжения войск;

- укреплена оборона и безопасность государственных границ.

^ Основные направления военной реформы Ивана IV Грозного

- укрепление единоначалия, дисциплины;

- повышение роли воевод во время военных действий;

- реорганизации старых отрядов пищальников;

- заложение основы формирующегося постоянного (стрелецкого) войска.

^ Реформы Петра I (содержание)

- создание русской (национальной) армии и флота, основанных на рекрутской системе комплектования;

- введение однотипной организации (полк – дивизия – армия) и однотипного вооружения;

- введение единой формы одежды;

- создание единых военных органов управления: Военной коллегии и Адмиралтейской коллегии;

-учреждение должности Главнокомандующего и создание при нем Полевого штаба;

- открытие военных школ для подготовки национальных военных кадров и регламентирование службы офицеров (Табель о рангах);

- введение Устава воинского (1716 г.) и Морского устава (1720 г.);

- развитие артиллерии в кавалерийских полках.

Существовавшая система подготовки офицеров не смогла полностью удовлетворить возрастающие потребности в новых кадрах, и Петр I учреждает ряд специальных военных школ.

В 1701 г. были открыты в Москве Навигационная школа для подготовки офицеров флота и Артиллерийская школа на 300 человек, а в 1712 г. Артиллерийская школа в Петербурге. Для подготовки инженерных кадров создаются две инженерные школы (в 1708 и 1719 годов). В 1721 г. открылись гарнизонные школы унтер-офицеров. К концу царствования Петра I было уже 50 таких школ. В постановке дела военного обучения Россия превзошла страны Западной Европы. Существовавшие кое-где в европейских странах кадетские корпуса давали своим воспитанникам только строевую подготовку.

Основные направления военной реформы 1905-1912 гг. Сухомлинов

  1. Реорганизация центрального военного управления;

  2. Переход к территориальной системе комплектования;

  3. Повышение качества подготовки офицерских кадров;

  4. Улучшение боевой подготовки войск;

  5. Перевооружение армии;

  6. Восстановление русского военно-морского флота

Основные направления военной реформы

1924-1925 гг.:

  1. Создание такой системы устройства Вооруженных Сил, которая обеспечивала бы надежное прикрытие государственных границ СССР и давала возможность обучать военному делу весь призывной контингент страны;

  2. Развитие наиболее насыщенных сложной боевой техникой видов Вооруженных Сил и родов войск при одновременном сокращении расходов на оборону;

  3. Реорганизация и укрепление органов военного управления в центре и на местах;

  4. Совершенствование системы профессиональной подготовки командных кадров;

  5. Переход к единоначалию при одновременном усилении политико-воспитательной работы в армии и на флоте;

  6. Создание твердых правовых основ новой системы комплектования и прохождения службы;

  7. Техническое перевооружение, повышение уровня боевой подготовки войск.

^ Важнейшие битвы Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. и их вклад в победу

Битва под Москвой (5 декабря 1941 г.)

Она характеризовалась крайней напряженностью, сложностью и огромным размахом боевых действий. Сражение за столицу Советского Союза продолжалось более шести месяцев и велось на фронте протяженностью около 2 тысяч километров.

Немецкие войска оказались неподготовленными к успешным действиям в распутицу и при понижении температуры. Потери группы армий "Центр" только с 1 по 17 октября составили 50 тысяч человек.

Контрнаступление Красной Армии под Москвой началось 5-6 декабря 1941 года без какой-либо оперативной паузы. Советские войска переходили в контрнаступление в условиях, когда численное превосходство в людях, артиллерии и танках было еще на стороне противника.

  1. Советские войска, перейдя в наступление, разгромили ударные группировки группы армий “Центр”, пытавшиеся обойти Москву с севера и юга;

  2. Снята угроза, нависшая над столицей Советского государства и Московским промышленным районом;

  3. Нанесено первое крупное поражение немецко-фашистской армии во второй мировой войне, развеян миф о ее непобедимости.

^ Битва за Ленинград

Битва за Ленинград занимает особое место в мировой военной истории по своей продолжительности, упорству, невиданной стойкости и трагедии, пережитой защитниками блокированного города.

Немецкие войска 8 сентября 1942 года сомкнули кольцо блокады вокруг Ленинграда.

18 января 1943 67-я и 2-я ударная армии очистили от противника коридор шириной 8-11 км между Ладожским озером и линией фронта, через который была проложена железная дорога, названная "Дорогой победы". Прорыв блокады стал поворотным пунктом в битве за Ленинград. Окончательный разгром немецких войск под Ленинградом и полное снятие блокады города произошло в январе 1944 года.

Битва за Ленинград имела большое политическое и военно-стратегические значение. Она оказала влияние на ход военных действий на других участках советско-германского фронта, оттянула на себя крупные силы немецких войск и всю финскую армию.

^ Сталинградская битва

(2 февраля 1943 г.)

Сталинградская битва - развернулась на площади 100 тысяч кв. км при протяженности фронта от 400 до 850 км и продолжалась 200 дней и ночей.

Битва включала в себя два периода: первый - оборонительный период начался со Сталинградской стратегической оборонительной операции 17 июля 1942 г., второй период — Сталинградская стратегическая наступательная операция 19 ноября 1942 г. — 2 февраля 1943 г.

Сталинградская битва внесла решающий вклад в достижение коренного перелома как в ходе Великой Отечественной войны, так и всей 2 мировой войн.

^ В результате битвы:

  • Советские Вооруженные Силы вырвали у противника стратегическую инициативу и удерживали ее до конца войны;

  • Поражение фашистского блока под Сталинградом потрясло всю фашистскую Германию, подорвало доверие к ней со стороны сателлитов, способствовало активизации Движения Сопротивления в странах, оккупированных Германией;

  • Япония была вынуждена временно отказаться от планов активных действий против СССР.

^ Курская битва 1943г.

Самое крупное встречное танковое сражение 2 мировой войны в районе Прохоровки произошло 12 июля 1943 г., противник потерял 400 танков и более 10 тыс. человек убитыми.

В Курской битве вермахт потерял около 500 тыс. человек, 1,5 тыс. танков, свыше 3,7 тыс. самолетов, 3 тыс. орудий. Его наступательная стратегия потерпела полное поражение. Германия и ее союзники были вынуждены перейти к обороне на всех театрах 2 мировой войны. Стратегическая инициатива окончательно перешла в руки советского командования. Эта битва и выход советских войск к Днепру завершили коренной перелом в ходе войны.

Значение победы советских войск на Курской дуге выходит далеко за пределы советско-германского фронта. Она оказала огромное воздействие на дальнейший ход второй мировой войны. В результате разгрома значительных сил вермахта и переброски все новых соединений на советско-германский фронт создались благоприятные условия для высадки англо-американских войск в Италии и их продвижения до ее центральных районов. В результате победы под Курском и выхода советских войск к Днепру завершился коренной перелом не только в Великой Отечественной войне, но и во всей второй мировой войне в пользу стран антигитлеровской коалиции.

^ Основными формами увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России, являются:

1. Создание и сохранение мемориальных музеев, установление и благоустройство памятников, обелисков, стел, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих дни воинской славы России, организация выставок, установление на местах воинской славы мемориальных знаков;

2. Сохранение и обустройство территорий, исторически связанных с подвигами российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России;

3. Публикации в средствах массовой информации материалов, связанных с днями воинской славы России;

4. Присвоение имен национальных героев, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России, населенным пунктам, улицам и площадям, физико-географическим объектам, воинским частям, кораблям и судам.

По решению органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления могут осуществляться и другие мероприятия по увековечению памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

^ Порядок проведения дней воинской славы России.

Дни Воинской Славы России организуются и проводятся в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, уставами Вооруженных Сил, приказами и директивами Министра Обороны и его заместителей. Непосредственное руководство проведением осуществляют командиры и органы воспитательной работы. Проведение дней Воинской Славы явление новое. Необходимо, чтобы с самого начала оно было направленно на воспитание у военнослужащих и населения высокой гражданственности, чувства патриотизма и национальной гордости.

^ Дни Воинской Славы, установленные в РФ.

18 апреля - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год);

21 сентября - День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год);

7 ноября - День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 год);

10 июля - День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год);

9 августа - День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год);

24 декабря - День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова (1790 год);

11 сентября - День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год);

8 сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией (1812 год);

1 декабря - День победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год);

23 февраля - День победы Красной армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год) - День защитников Отечества;

5 декабря - День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год);

2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год);

23 августа - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год);

27 января - День снятия блокады города Ленинграда (1944 год);

9 мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (1945 год).

^ Правовой статус военнослужащего

Статус военнослужащих – есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К военнослужащим относятся:

- офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;

- офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации;

- сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта.

Военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, по своему правовому положению приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Граждане и иностранные граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными Федеральным законом «О статусе военнослужащих», и другими федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Военнослужащие, как и другие граждане Российской Федерации, обладают следующими конституционными правами:на защиту свободы, чести и достоинства,на свободу передвижения и выбор места жительства,на свободу слова,на свободу совести и вероисповедания,на участие в управлении делами государства и общественными объединениями,на труд,на отдых,на охрану здоровья и медицинскую помощь,на образование, и т.д.

Обусловленные особенностями военной службы ограничения некоторых общегражданских прав и свобод устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и компенсируются военнослужащим социальными гарантиями и компенсациями.

Например: военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не вправе разглашать государственную тайну, обсуждать и критиковать приказы командира.

Кроме конституционных прав имеются и иные права военнослужащих, которые будут рассмотрены во втором вопросе лекции.

Особенности правового статуса военнослужащих в обществе определяются возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, связанными с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.

Обязанности военнослужащих подразделяются:

  • на общие,

  • на должностные,

  • на специальные.

Общие обязанности

Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих:

  • быть верными Военной присяге, беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;

  • строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;

  • дорожить воинской честью, боевой славой и войсковым товариществом;

  • совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

  • быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную тайну;

  • соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации;

^ Должностные и специальные обязанности.

Каждый военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объем и пределы практического выполнения порученных ему согласно занимаемой должности функций и задач. Должностные обязанности используются только в интересах службы.

Командиры являются единоначальниками и отвечают в мирное и военное время за постоянную боевую и мобилизационную готовность, успешное выполнение боевых задач, боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, правопорядок, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава и безопасность военной службы, состояние и сохранность вооружения, военной техники и военного имущества, материальное, техническое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское обслуживание.

Должностные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.

Военнослужащие, при нахождении на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, а также привлекаемые для ликвидации последствий стихийных бедствий и в других чрезвычайных обстоятельствах, выполняют специальные обязанности. Эти обязанности и порядок их выполнения устанавливаются законодательными актами, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и другими правовыми актами, разрабатываемыми на их основе, и носят, как правило, временный характер. Так военнослужащие, назначенные в состав караула и приступившие к исполнению обязанностей, несут их строго определенное время в соответствии с предназначением караула.

Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться дополнительными правами (на применение оружия, силы, предъявление требований, обязательных для исполнения, подчинение строго определенным лицам и другими правами), которые определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.

^ Ответственность военнослужащих.

Военнослужащие, в случае совершения ими правонарушения, в зависимости от его характера и тяжести, при наличии оснований, предусмотренных законом, несут юридическую (правовую) ответственность, которая выступает, во-первых, как обязанность, которую несет перед государством или его представителями гражданин (военнослужащий), и, во-вторых, как наказание за совершенное противоправное действие или бездействие.

Статья 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определяет виды ответственности военнослужащих за правонарушения. В ней определено, что военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут:

  • дисциплинарную,

  • административную,

  • материальную,

  • гражданско-правовую,

  • уголовную ответственность.

За совершенные правонарушения военнослужащие привлекаются, как правило, к одному виду ответственности.

При привлечении к ответственности недопустимо ущемление чести и достоинства военнослужащих.

^ Дисциплинарная ответственность.

За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определены в Дисциплинарном Уставе Вооруженных Сил Российской Федерации. Закон закрепляет гарантии от необоснованного привлечения командиров (начальников) к ответственности за правонарушения подчиненных: установлено, что командиры не несут дисциплинарной ответственности за правонарушения, совершенные их подчиненными, за исключением тех случаев, когда командиры скрыли преступления, а также в пределах своей компетенции не принимали необходимых мер по предупреждению и предотвращению указанных правонарушений, привлечению к ответственности виновных лиц. К военнослужащим могут быть применены следующие виды дисциплинарной ответственности:

выговор; строгий выговор;лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;назначение вне очереди в наряд на работу;арест с содержанием на гауптвахте;лишение нагрудного знака отличника;предупреждение о неполном служебном соответствии;снижение в воинском звании сержантов и старшин, в том числе и с переводом их на низшую должность;снижение в воинском звании на одну ступень;

досрочное увольнение в запас с военной службы.

^ Административная ответственность.

Статья 2.5 Кодекса об Административных Правонарушениях гласит: за нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил, правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, военнослужащие несут ответственность на общих основаниях с другими гражданами, но к ним не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа. Ниже перечислены все виды административных наказаний:

  • предупреждение;

  • административный штраф;

  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

  • административный арест;

  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

  • дисквалификация.

Материальная ответственность.За материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих».

В случае совершения правонарушения, связанного с причинением материального ущерба, военнослужащие возмещают ущерб независимо от привлечения к иным видам ответственности или применения мер общественного воздействия.

На пример: Возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего, производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержаний из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб. Вопрос о возмещении ущерба, размер которого превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего, решается судом по иску командира воинской части. Ежемесячные денежные удержания производятся в размере 20 процентов месячного денежного довольствия, а в некоторых случаях в размере 50 процентов. Если же производятся другие денежные удержания, то общий размер всех денежных удержаний не может превышать 50 процентов месячного денежного довольствия военнослужащего.

^ Гражданско-правовая ответственность.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и материальный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам, военнослужащие несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Для привлечения к гражданско-правовой ответственности необходимо решение суда.

^ Уголовная ответственность.

Уголовную ответственность военнослужащие несут за совершенные преступления в соответствии с положениями Уголовного кодекса Российской Федерации наравне с другими гражданами. А так же за преступления против установленного порядка несения военной службы они несут ответственность в соответствии с главой Уголовного кодекса «Преступления против военной службы».

Видами наказаний являются:

штраф;лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь.

Военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному взысканию в связи с совершением правонарушения, не освобождаются от уголовной ответственности за это правонарушение.

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» состоит из 65 статей, которые включены в девять разделов:

Раздел I – «Общие положения»;Раздел II – «Воинский учёт»;Раздел III – «Обязательная и добровольная подготовка гражданина к военной службе»;Раздел IV – «Призыв граждан на военную службу»;Раздел V – «Поступление граждан на военную службу по контракту»;Раздел VI – «Военная служба»;Раздел VII – «Увольнение с военной службы»;Раздел VIII – «Запас Вооружённых Сил Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации»;Раздел IX – «Заключительные положения».

  1   2   3   4

Похожие:

Незаконное распространение средств осуществления диверсий и террористических актов iconПамятка обвиняемому
Статья 242 ук РФ. Незаконное распространение порнографических материалов или предметов
Незаконное распространение средств осуществления диверсий и террористических актов icon6 «Защита населения и территорий от террористических актов»
Терроризм — политика, основанная на систематическом применении террора Синонимами слова «террор» (лат terror — страх, ужас) являются...
Незаконное распространение средств осуществления диверсий и террористических актов iconНезаконное распространение моих персональных данных
Данное уведомление, заявление и приложения к нему являются строго конфиденциальными, предназначены исключительно для адресата, и...
Незаконное распространение средств осуществления диверсий и террористических актов iconДоклад Секретариата: «Угрозы международному миру и безопасности,...
Багдада, и посетители супермаркета в Израиле. Хроника террористических актов убедительно свидетельствует о том, что никто с полной...
Незаконное распространение средств осуществления диверсий и террористических актов iconРеспублики Беларусь от 21 апреля 2005 г. №415 (Национальный реестр...
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., №279, 8/22969, Постановление Совета Министров Республики Беларусь...
Незаконное распространение средств осуществления диверсий и террористических актов iconЛекции. «Правовой статус судебного пристава-исполнителя по исполнению...
Непосредственное осуществление функций по исполнению судебных актов и актов других органов возлагается на судебных приставов-исполнителей....
Незаконное распространение средств осуществления диверсий и террористических актов icon4. Классификация экспертных систем
В настоящее время эс получили широкое распространение. На американском и западноевропейском рынках предлагаются сотни инструментальных...
Незаконное распространение средств осуществления диверсий и террористических актов iconОсновные средства апк и эффективность их использования
Для осуществления процесса производства в агропромышленном комплексе необходимо наличие трех элементов: рабочей силы, средств и предметов...
Незаконное распространение средств осуществления диверсий и террористических актов iconВопросы по проблемам теории государства и права
Виды подзаконных нормативных актов. Требования, предъявляемые к законности нормативных актов
Незаконное распространение средств осуществления диверсий и террористических актов iconВопросы к экзамену по дисциплине «Основы права»
Виды нормативных правовых актов. Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница