Артем Брусницын, доклад 28. 05. 2012 на вечере антиутопии в Ургюа


Скачать 67.46 Kb.
НазваниеАртем Брусницын, доклад 28. 05. 2012 на вечере антиутопии в Ургюа
Дата публикации16.03.2013
Размер67.46 Kb.
ТипДоклад
userdocs.ru > Военное дело > Доклад
«АНТИУТОПИЯ»

Артем Брусницын, доклад 28.05.2012 на вечере антиутопии в УрГЮА

--- (кадр 1)

…У нас сегодня довольно сложная и неоднозначная тема – «Антиутопия», то есть образы мрачного будущего в литературе и в кино.

Мы – патриотическое движение, и должны рассказывать и показывать разумное, доброе и вечное. Насчет разумного и вечного можно спорить, а вот «доброго» в антиутопиях действительно мало. Особенно в фильме «Дитя человеческое».

А с другой стороны – именно такой скептический и мрачный взгляд в будущее, который предполагает антиутопия, может привести нас к пониманию проблем настоящего времени, а через это – к их исправлению. И в конечном итоге – построению справедливого и гуманного мира.

Итак, в нашей сегодняшней программе – небольшая обзорная лекция по антиутопии; фильм «Дитя человеческое»; и, наконец, обсуждение фильма и то, что можно назвать его «конспирологической деконструкцией». Конспирология, конечно, лженаука. Для нее лучшее доказательство – это отсутствие доказательств; конспирологи зачастую верят в какой-то тяжелый бред вроде «жидомасонского заговора». Но сама дисциплина, направленная на поиск скрытых смыслов, иногда дает очень интересные результаты.

--- (кадр 2)

Антиутопия в широком смысле – направление в художественной литературе и в кино, описывающее общество, в котором возобладали негативные тенденции развития или даже неразвития.

Причем имеется в виду именно описание человеческого общества – то есть фильмы «Безумный Макс» или «Дорога» Маккарти еще могут считаться антиутопиями, а вот «2012» или какое-нибудь «Знамение» - уже нет. Хотя и там, и там речь идет о планетарной катастрофе.

Антиутопия чаще всего гиперболизирует, преувеличивет негативные тенденции в настоящем и доводит их до абсурда в мире будущем. Если в мире есть атомное оружие, то в будущем нас непременно ждет ядерная война. Если существуют транснациональные корпорации – они обязательно постараются поработить все человечество. И вообще – пока существует государство, в мире неизбежно будут возникать диктатуры самого ужасного вида.

Неприятный момент в том, что почти так оно и есть.

--- (кадр 3)

Антиутопия считается противоположностью утопии, но на самом деле часто она описывает мир утопистов, но с негативной стороны.

Вот пример – классическая утопия Томаса Мора и антиутопия Дж. Оруэлла «1984»

В идеальном государстве Мора – диктат духовной аристократии, практически кастовое общество (не отменено даже рабство), обязательный труд (хотя и непродолжительный) и казни за инакомыслие (в частности под строжайшим запретом атеизм). Общество милитаризовано - жители постоянно готовятся к войне. Достаточным поводом для войны считается, если соседний народ «нерационально» использует свои земли.

У Оруэлла – жесткая сегрегация, кастовое общество (внутренняя и внешняя партия, «пролы» - пролетариат в самом низу социальной пирамиды), обязательный труд и казни за инакомыслие («мыслепреступление» у Оруэлла). Страна «Океания», описанная в романе, постоянно ведет войну – то с Евразией, то с Остазией.

И при таких совпадениях – Мор описывает утопию, а Оруэлл – антиутопию!

Конечно, важно, что «Утопия» Мора была написана в 1516 году, а «1984» - в 1949 году. Но главное различие между утопией и антиутопией – в отношении автора и читателя (или режиссера и зрителя).

Можно взять еще более яркий пример из истории – для фашистской Германии тысячелетний рейх был утопией, а всему остальному миру он нес рабство, разрушение и смерть.

--- (кадр 4)

Вообще в антиутопии можно выделить два основных направления:

- первый вид говорит о мире будущего, в котором воцарился хаос, разрушение – в результате эпидемии, войны (чаще – ядерной) или даже инопланетного вторжения или зомби-апокалипсиса. Этот вид можно назвать «катастрофической антиутопией». Таких фильмов огромное количество, и с каждым годом оно растет, что в целом говорит об уровне страха по поводу будущего в мире.

- второй вид антиутопии – это «дистопия», описание будущей страны зла, несправедливого общественного и государственного строя. Часто говорится о дистопии как о мире, в котором «силы разума победили силы добра» или «машина (в том числе государственная) победила человека». Хороших книг, посвященных этой тематике, больше, чем фильмов, зато и фильмы не такие тупые, как в случае антиутопии катастрофической. Это «Метрополис», «Бегущий по лезвию», «Гаттака» и «Время» Эндрю Никкола.

Первый вид антиутопии генетически связан с пророческой эсхатологией – то есть с библейскими и небиблейскими представлениями о конце света. Из библейских текстов – это прежде всего «Откровение Иоанна Богослова» (Апокалипсис), из еретических – в современных антиутопиях много отсылок, например, к 3-й книге Ездры.

Происхождение второго вида антиутопии (дистопии) связано с переосмыслением утопий, появившихся раньше («Город солнца» Томмазо Кампанеллы, «Утопия» Томаса Мора), а если еще глубже – «Божественной комедии» Данте.

Иногда антиутопия является совмещением двух типов – и несправедливое государство, и хаотические, разрушительные тенденции. Это, например, «Дитя человеческое», фильм, который мы посмотрим сегодня.

Может быть и такой вариант совмещения – жесткая структура общества («человейник») и хаос, одичание, каннибализм на его периферии.

Что-то похожее было в описании дантева ада. «Ничтожные души», не попавшие в ад (то есть иерархическую структуру), мучаются едва ли не больше, чем в аду. «И смертный час для них недостижим, / и эта жизнь настолько нестерпима, / что все другое было б легче им».

--- (кадр 5)

В литературе весь ХХ век был веком расцвета антиутопии – в отличие от предыдущих четырех веков, когда в литературе царили утописты.

Прежде всего это было связано с системным кризисом капитализма, появление антагониста которого – русского коммунизма в лице СССР – смогло сдержать этот кризис, но не отменило его.

Дело в том, что капитализму для его развития всегда необходима периферия – как колонии, так и враги, против которых можно действовать любыми методами. Тогда ядро капитализма (западный мир) может нормально функционировать.

В противном случае – когда нет системного противника; нет возможностей расширения (рынков и колоний), - развитие капитализма заканчивается и практически неизбежна мировая война и катастрофа. Именно кризисом такого типа была вызвана первая мировая война – и похожий кризис мы имеем сейчас.

Но не менее страшные вещи происходят в ядре капиталистической системы – технократические механизмы управления ставятся выше человека с его субъективными чувствами, формальные законы – выше морали. Строящаяся система становится антигуманистической и все больше напоминает «человейник».

Именно поэтому большинство антиутопий – это системная критика капитализма. Это и «Железная пята» Джека Лондона – о мире, в котором правит транснациональная олигархия. «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери – о «прелестях» победившего общества потребления.

Можно возразить, что есть и антиутопии антикоммунистические. Но такие ли они антикоммунистические на самом деле?

Я не имею в виду книгу Айн Рэнд, которая является на самом деле мерзким и лживым оправданием ультралиберальной экономики, уже чуть не уничтожившей нашу страну – и весь мир, кстати. Но есть и другие книги – такие как «Мы» Евгения Замятина и «1984» Оруэлла.

Роман Замятина «Мы» написан в 1920 году и в нем нет ни одного упоминания России или СССР. Да, Замятин описывает в частности доведенный до абсурда коллективизм – отмену семьи и право сексуальное «каждого на каждого». Но разве это было в СССР, если не считать робких высказываний по этому поводу Инессы Арманд?

В целом же «Мы» - описание мира, в котором победил доведенный до пределе тейлоризм и сциентизм – та самая технократия, которая является полностью западным явлением.

Роман Оруэлла «1984» был написан в 1949 году. Джордж Оруэлл – троцкист, он ненавидел Сталина, и это ощущается. Но описывал ли он Советский Союз?

Против этого есть несколько доводов:

- Оруэлл разместил свое «злое государство» Океанию в пределах Северной и Южной Америк, Великобритании, Южной Африки и Австралии;

- пролы (то есть пролетариат) в романе «1984» - самая угнетаемая каста, а это точно не про СССР;

- ну и, наконец, Оруэлла запрещают именно сейчас и именно на Западе. Роман «1984» запрещен в некоторых штатах США, Amazon дистанционно удаляет его с ридеров всех своих пользователей. Не потому ли, что все лживые мифы об СССР становятся реальностью на Западе?

Например, основная в романе тема «двоемыслия», когда министерство мира занимается войной, министерство правды – фальсификацией истории, министерство изобилия устраивает голод, а министерство любви занято пытками. Разве не такое же «двоемыслие» называть войну и оккупацию миротворчеством, гуманитарной миссией, демократизацией?

--- (кадр 6)

Но ладно. Казалось бы, все в прошлом – и борьба капиталистической и коммунистической систем, и опасность ядерной войны. Мир стал глобальным, всем надо помириться, и несправедливого общества больше не будет.

Так почему же в последнее время появилось так много книг и фильмов в жанре антиутопии?

А потому, что системный кризис капитализма (и шире – всего западного проекта, проекта Модерн), замороженный в начале ХХ века появлением Великой Альтернативы под названием Советский Союз, сейчас разгорается с новой силой. И проявления этого мы видим везде:

- гражданские войны на Ближнем Востоке и в Африке;

- возможность большой войны Запада с Ираном;

- наращивание вооружений в мире;

- борьба с мультикультурализмом в Европе;

- кризис Еврозоны;

- протестные движения по всему миру и даже попытка переворота в России…

--- (кадр 7)

На концептуальном уровне это означает смерть проекта Модерн, то есть западного общества в том виде, в котором мы его знаем.

С одной стороны он атакуется контрмодерном – фундаментализмом, радикальным исламом. А с другой – перерождается в постмодерн – технократичный, трансгуманистический «информационный фашизм». Как в самых страшных антиутопиях.

Где же здесь Россия?

На самом деле у России в этой ситуации есть огромный шанс – мы не страна Модерна, классического капитализма в России не было и нет; мы не рвемся в контрмодерн – хотя фундаменталистов становится все больше; нас не смог окончательно захватить постмодерн со всеми его ювенальными технологиями и информационным рабством.

Но главное – у нас было 70 лет альтернативного, некапиталистического развития. И о том, как вернуть то лучшее, что было в СССР, как не повторить ошибок, и как сделать этот опыт адекватным сегодняшним вызовам – вот об этом и должны заботиться лучшие умы России!

А вот с Европой все обстоит намного хуже. Насколько – можно понять, посмотрев фильм «Дитя человеческое». Сам повод, выбранный авторами в качестве центральной причины катастрофических изменений в мире фильма – надуманный. Но все встанет на свои места, если кризис фертильности заменить на более правдоподобные вещи – перенаселение планеты, война и миграции, которые она вызывает и так далее. Тогда мы увидим, что многое из показанного в фильме в Европе уже происходит, а многое – вот-вот будет…

Похожие:

Артем Брусницын, доклад 28. 05. 2012 на вечере антиутопии в Ургюа iconРасписание занятий в открытой правовой школе института прокуратуры,...
Все занятия будут проходить по субботам с 15. 30 до 17. 00 в учебных корпусах Ургюа, которые Вы выбрали
Артем Брусницын, доклад 28. 05. 2012 на вечере антиутопии в Ургюа iconЗаявка на обучение в Открытой правовой школе Ургюа
Учебный корпус Ургюа, в котором Вы хотите посещать занятия (учебный корпус по адресу ул. Комсомольская, 21 или по адресу ул. Колмогорова,...
Артем Брусницын, доклад 28. 05. 2012 на вечере антиутопии в Ургюа iconКоманды
Сподарецкий Артём, Довгалюк Антон, Никифоров Эдуард, Клевакин Роман, Шаурин Артём
Артем Брусницын, доклад 28. 05. 2012 на вечере антиутопии в Ургюа iconУргюа итоговая контрольная работа по таможенному праву екатеринбугр...
Для решения задач рекомендуется использовать положения таможенного кодекса таможенного союза, Закона «О таможенном регулировании...
Артем Брусницын, доклад 28. 05. 2012 на вечере антиутопии в Ургюа iconТавистокская психологическая война против человечества, как основа антиутопии Оруэлла

Артем Брусницын, доклад 28. 05. 2012 на вечере антиутопии в Ургюа iconДоклад пo o
Доклад пo oрганизации медицинского обеспечении ликвидация последствий комбинированного поражения
Артем Брусницын, доклад 28. 05. 2012 на вечере антиутопии в Ургюа iconПротокол собрания 16 августа 2012 г. [Шестнадцатое собрание] Время:...
Ситуация с домом-интернатом для детей и вечерней школой в г. Острогожск, проделанные действия, прогнозы (Зюзин Артем)
Артем Брусницын, доклад 28. 05. 2012 на вечере антиутопии в Ургюа iconДоклад Грекова А. И. на  пятом заседании  Постоянно действующего...
Доклад Грекова А. И. на пятом заседании Постоянно действующего совещания национально-патриотических сил России, 25 сентября 2012...
Артем Брусницын, доклад 28. 05. 2012 на вечере антиутопии в Ургюа iconДоклад на учредительном съезде партии Сухого закона России, в г. Первоуральске, 01. 12. 2012 г

Артем Брусницын, доклад 28. 05. 2012 на вечере антиутопии в Ургюа iconДоклад 0-1
Технологическая карта к курсу "Новейшая история стран Европы и Америки 1945 2012 гг."
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница