Индуизм одна из древнейших религий, истоки которой уходят корнями в глубокое прошлое, по крайней мере, на три тысячи лет назад


Скачать 414.51 Kb.
НазваниеИндуизм одна из древнейших религий, истоки которой уходят корнями в глубокое прошлое, по крайней мере, на три тысячи лет назад
страница1/3
Дата публикации21.05.2013
Размер414.51 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Астрономия > Документы
  1   2   3
ИНДУИЗМ

Индуизм – одна из древнейших религий, истоки которой уходят корнями в глубокое прошлое, по крайней мере, на три тысячи лет назад.

Принципы индуизма как религиозной системы можно свести к следующему:

1. Отсутствие идеи Бога как центральной;

2. Роль Вселенной как манифестации Божественного Абсолюта (Брахмана);

3. Отсутствие категорий абсолютного добра и зла;

4. Учение о карме – космическом предназначении мира как целого по возрастанию духовного начала и уменьшению материального;

5. Содержание Абсолюта внутри себя (атман), самоопределение и поиск его в себе;

6. Отсутствие единых канонов и системы догматики;

7. Отсутствие централизованной религиозной структуры и иерархии жречества;

8. При свободе философских воззрений сохранение жесткости социальных структур (кастовая дифференциация общества);

9. Активная духовная практика: садхана («приведение прямо к цели») –

деятельность гуру и теоретиков-брахманов, и дхарма – правила

поведения, обязательные для каждого индуса.

В формировании индуизма как религиозной системы выделяют три главных этапа: ведийская религия, брахманизм и собственно индуизм. В рамках сформировавшегося индуизма выделяются два главных направления – вишнуизм и шиваизм, в основе которых лежит культ двух наиболее почитаемых богов – Вишну и Шивы и связанных с ними божеств.

Что касается истории становления и развития индуизма у себя на родине, в Индии, то ее принято делить на пять периодов:

1. период древней цивилизации долины Инда (ок. 2500-1700 гг. до н.э.), отдельные элементы верований которой позднее были заимствованы индуизмом;

2. ведийский период, который, в свою очередь, подразделяется на два периода: первый, собственно ведийский (ок. 1500-800 гг. до н.э.), - время прихода в Индию ариев, создания священных текстов - вед и формирования на их основе культа жертвоприношений; и период брахманизма (800-400 гг. до н.э.) – время появления качественно новой литературы - упанишад и формирования на их базе новой метафизики;

3. пуранический период (ок. 500 гг. до н.э. – 500 гг. н.э.), время создания эпосов Махабхарата и Рамаяна, многочисленных пуран (преданий) и нормативных текстов, а также становления культов великих богов индуизма Вишну и Шивы и великой богини Деви. Это уже период становления индуизма в той его модификации, в которой он сохранился до настоящего времени;

4. средневековый период (ок. 500 гг. – 1500 гг.), развитие движения бхакти, создание священной литературы на местных языках, становление тантризма, появление первых индуистских сект и аскетических орденов;

5. современный период (1500 гг. – по настояшщее время), развитие в рамках индуизма реформаторского движения, превращение индуизма во влиятельную политическую силу внутри страны и его становление в качестве одной из основных религий мира.

Ведийская религия пришедших в Индию ариев была откровенно политеистической и, по сути, мало чем отличалась от верований других индоевропейских народов. Постепенно, к концу ведийского периода (эпоха брахманизма), в рамках новой метафизики в ней складывается учение пантеистического монизма, в котором все, включая душу человека, идентифицируется с единым Высшим Бытием – Абсолютом-Брахманом, а в качестве конечной религиозной цели провозглашается освобождение души от оков материи, пространства и времени, ее соединение с Абсолютом и, как следствие, освобождение от колеса непрерывных перерождений (сансары).

Следующие периоды – пуранический и средневековый (до мусульманского завоевания) – являются крайне важными в становлении классического, или современного ортодоксального индуизма. Именно в это время в индуизме складываются культы основных богов и богинь и рождается новая форма религиозности – преданная любовь к Богу (бхакти), которая и поныне является преобладающей для масс и определяет лицо индуизма в целом.

Крупнейшим испытанием, с которым пришлось столкнуться индуизму, было завоевание в Средние века Индии мусульманами и последовавшие за этим гонения. Надо сказать, что и в прошлом индуизм переживал периоды взлета и падений. Однако приход в Индию ислама принес проблемы совершенно иного рода. Иноземные вторжения в Индию случались и до этого, но прежние пришельцы легко ассимилировались с местным населением и так или иначе вписывались в кастовую систему. С приходом в 10 в. Махмуда Газни (997-1030), который совершил на Индию 17 набегов, грабя, сжигая и уничтожая все на своем пути, война с индусами была впервые провозглашена священным долгом. С 12 в. давление на Индию со стороны мусульманских завоевателей стало постоянным, они захватили Северную Индию и основали Делийский султанат со столицей в Дели. Господствующую роль в Индии стала играть мусульманская феодальная знать.

Вторая волна мусульманского нашествия началась с приходом в 1525 г. в Индию могольского правителя Кабула Бабура (моголы - мухгал, мугул - так называли представителей тюрко-монгольских народов, прибывших в Индию с армией завоевателей из Моголистана, ханства, основанного в 14 в. на территории Восточного Туркестана и части северного Афганистана потомком Чингисхана Тоглуг-Тимуром). На месте распавшегося Делийского султаната возникла Могольская империя, управлявшаяся династией Великих Моголов, которые к 1691 г. собирали дань уже и с южно-индийских княжеств. Индуистские храмы, особенно на севере индии, повсеместно уничтожались, а на их месте воздвигались мечети. Только при императоре Акбаре (1542-1605), мечтавшем о синтезе религий, индусов на время оставили в покое, однако мусульманам всегда отдавалось предпочтение.

В 1598 г., когда португальский мореплаватель Васко да Гама открыл морской путь из Европы в Индию, после чего последовало ее завоевание европейцами, открылась новая страница в отношениях индуизма с другими религиями, в частности, с христианством.

Контакты с европейцами и деятельность христианских миссий в Индии имели двоякий результат. С одной стороны, они вызывали ожесточенную оппозицию, т.к. многие индусы видели в них угрозу своим традициям, особенно если учитывать, что христианство для них являлось верой завоевателей, насильно захвативших страну.

С другой стороны, во второй половине 18 в. некогда могущественная могольская империя распалась, большая часть ее территории перешла под контроль европейских держав, а остальная управлялась местными князьями. Население голодало, передвигаться по стране было опасно. Экономическое процветание западных индустриальных держав вступало в резкий контраст с нищетой в Индии. Индуизм также пребывал в плачевном состоянии. Суеверия и предрассудки, нравственный упадок, ужасающее положение неприкасаемых, бесправие женщин, безграмотность, запущенность культовых мест – вот что прежде всего бросалось в глаза стороннему наблюдателю.

До 19 в. индусы воспринимали свою религию как данность и чувствовали себя в ней как рыба в воде. Однако когда влияние западной либеральной культуры и христианских идей относительно равенства всех людей перед Богом стало создавать внутреннюю угрозу и порождать в их собственных умах сомнения относительно нравственности некоторых положений индуизма, неизбежно стали появляться работы, переосмысливавшие и оправдывавшие собственную религиозную традицию.

После достижения Индией независимости в 1947 г. индуизм становится все более и более политизированным. Сегодня это не только вера подавляющего большинства населения, но и очень мощная политическая сила, активно действующая как на региональных уровнях, так и на общенациональном.

В рамках индуизма существовали и другие движения, которые, хотя и не имели политического веса и влияния, пользовались большой популярностью и поддержкой у масс. Как правило, они формировались вокруг харизматических личностей, духовных наставников и святых.

Последние полвека индуизм подвергался многим влияниям, частично в результате проникновения в Индию западной культуры, частично – в результате значительных экономических перемен, что привело к исчезновению некоторых ритуальных обрядов и ослаблению силы религиозного чувства в опеделеных слях общества. Прежде всего это относится к молодым образованным индусам из высших слоев общества, живущим в больших городах. Влияние на них индуизма сопоставимо с влиянием христианства на западную интеллигенцию. В небольших городах и деревнях, где проживает подавляющее большинство населения, позиции индуизма все еще очень сильны, но религиозная жизнь там достаточно проста.

Кастовая структура индийского общества (чатурварна)

Термин «каста» впервые был применен в Индии португальскими миссионерами для обозначения этого исключительно индуистского феномена. Сами индусы употребляли для обозначения различных социальных групп санскритские термины варна («цвет») и джати (от джан, «рождение») – «сословие» и собственно «каста». Часто эти термины используются неправильно и одинаково переводятся как «каста», что неверно, т.к. варна и джати относятся хоть и к взаимосвязанным, но все же различным системам.

Из Ригведы мы узнаем, что древнее ведийское общество делилось на четыре сословия – варны, что отражало типичное для любого общества разделение труда и деление на классы и сословия. Три высших варны олицетворяли «арийский цвет» (арья-варна) – это было жреческое сословие брахманов, светская и воинская аристократия кшатриев, и, как мы сейчас бы его назвали, средний класс земледельцев и торговцев вайшьев. Эту общественную структуру замыкала варна шудр – неимущих, бесправных и презираемых пролетариев – слуг, занятых тяжелым и грязным физическим трудом.

Вполне возможно, что шудры были темнокожим местным населением (даса), покоренным ариями и превращенным ими в слуг и рабов. Тезис о расовом характере происхождения системы варн, а затем и каст (джати) находит некоторое подтверждение во взаимосвязи варны и цвета. Так, в Махабхарате святой Бхригу, рассуждая о природе каст, говорит, что «брахманы – светлокожие, кшатрии – краснокожие, вайшьи – желтокожие, а шудры – чернокожие».

В ведийский период скорее всего не существовало жестких кастовых ограничений и запретов, характерных для классического индуизма, - нет пищевых ограничений, не было и строгих запретов на браки и общение между различными сословиями (кроме шудр, конечно). В ранневедийской литературе ничего не говорится и об ограничениях на профессии для членов различных сословий, а также о семейном наследовании рода деятельности. Неизвестны были в то время и институты неприкасаемости, неприближаемости и невзираемости.

Но в период брахманизма варны становятся все более замкнутыми, и даже способы приветствия и обращения к их членам стали различаться по степени вежливости и почтения. Брахман в знак приветствия поднимал вытянутую правую руку на уровень уха, кшатрий – на уровень груди, вайшья – на высоту пояса, а шудра приветствовал всех низким поклоном со сложенными у груди руками. К брахману подобало обращаться, называя его ехи, к кшатрию – адрава, к вайшье – агахи. Шудру можно было позвать или окликнуть любым громким звуком. В одежде и украшениях должны были доминировать цвета, ассоциируемые с каждой из варн, - белый, красный, желтый и черный. Брахманы и кшатрии имели право носить золотые и серебряные украшения, а шудры – только из простых металлов. Шудра (даже зажиточный) не имел права носить зонтик и строить дом выше одного этажа.

В Ману-смрити так сформулированы основные права и обязанности членов каждой из четырех варн:

- обязанностью брахманов является изучать веды и обучать им членов высших варн и каст; совершать обряды жертвоприношений богам от своего имени и от имени других; делать дары и получать их, осуществлять постоянный самоконтроль и предаваться аскетизму. В идеале брахман должен был последовательно пройти через все четыре стадии жизни (чатурашрама);

- долг кшатриев состоит в изучении вед; в управлении страной и защите подданных; в обеспечении им условий для исполнения дхармы; в совершении жертвоприношений и подношении даров брахманам;

- вайшьи должны изучать веды; участвовать в ритуалах жертвоприношений; заниматься сельским хозяйством и торговлей; укреплять материальную базу общества и достойными средствами копить богатство; делать подношения брахманам;

- шудры являются слугами для высших сословий; им категорически запрещается не только изучать, но даже слушать веды, а также копить имущество. В отличие от членов трех высших варн шудры не имели права проходить церемонию посвящения (упанаяна) и носить священный шнур дваждырожденных (яджнопавита, джанеу).

Внутри четырех варн существуют многочисленные социальные подразделения – касты (джати), которых в Индии насчитывается десятки тысяч. Касты делятся на множество подкаст, каждая из которых занимает определенное место в социальной иерархии. Вместе взятые, касты и подкасты составляют очень сложную систему стратификации индуистского общества. При этом в различных районах иерархия одних и тех же каст может быть различна, так же как и соблюдаемые ими предписания и традиции. Кроме того, многие касты и подкасты существуют лишь на местном уровне и отсутствуют в других регионах страны. При этом на самом верху кастовой структуры всегда безоговорочно находятся брахманы, внизу – шудры, а на самом дне, вне рамок кастового обества, - панчамы, т.е. внекастовые, с бесчисленными внутренними делениями на неприкасаемых, неприближаемых и невзираемых. Вместе с шудрами панчамы составляют большую часть населения Индии.

Со стороны довольно сложно понять конкретное соотношение между четырьмя варнами и огромным количеством каст. Теоретически каждая каста принадлежит к одной из варн, практически же определить эту принадлежность совсем непросто. Бесспорно, брахманские касты всегда принадлежат к варне брахманов, но в случаях с другими кастами все обстоит намного сложнее, а спрашивать человека о том, к какой варне и касте он принадлежит, считается некорректным (сами же индусы без труда определяют это по фамилии человека, в которой отражен его социально-кастовый статус).

Точное историческое взаимоотношение между варнами и кастами не сосвем ясно, как и причина такой многочисленности каст. Традиционно считается, что появление огромного количества каст стало результатом пролиферации – разрастания внутри системы варн социальных новообразований на основе появления новых видов деятельности и новых профессий. Пролиферация каст привела к возникновению социальной сегрегации и многочисленных табу, главные из которых запрещают людям разных каст вместе принимать пищу и заключать между собой браки.

В Махабхарате выдвигается иная теория происхождения многочисленных каст в рамках четырех варн. Согласно ей, мужчины четырех варн должны жениться только на девушках своей варны или, в крайнем случае, следующей сразу за ней. Рожденные в таком браке дети получали варну отца. Дети от брака с женщиной из варны более чем на один порядок ниже (такой брак назывался анулома – «вдоль шерсти») – принадлежали к варне матери. Например, сыновья брахмана от жены-брахманки и кшатрийки были, как и отец, брахманами, а от жены-вайшьи или шудры – вайшьями или шудрами соответственно. При определении касты ребенка решающую роль всегда играла каста отца, а не матери, ввиду того, что ортодоксальный индуизм рассматривает женщину как поле (кшетра), которое засевает мужчина. И хотя качество «почвы» имеет значение, качество «урожая» (детей) в решающей степени зависит от качества «семян».

Если мужчина осмеливался в нарушение закона вступить в союз с женщиной из более высокой варны (брак пратилома – «против шерсти»), то их дети оставались за пределами всех четырех варн. Отсюда якобы и возникновение различных низших каст и неприкасаемых как следствие подобных богопротивных и осуждаемых обществом союзов. Причем, чем выше социальный уровень женщины по сравнению со статусом мужчины, тем этот брак более предосудителен, а дети, рожденные в нем, презираемы. В любом случае брак анулома, хотя и порицаемый индуистским обществом, считался все же предпочтительнее брака пратилома.

Все существенные стороны жизни человека – его профессиональная деятельность, социальное положение, брак, престиж и даже детали дневного распорядка – строго фиксировались в момент рождения фактом принадлежности к той или иной касте. Именно через касту и ее дхарму ортодоксальный индуизм контролировал все стороны жизни и все виды деятельности индусов, связывая их своими предписаниями по рукам и ногам.
  1   2   3

Похожие:

Индуизм одна из древнейших религий, истоки которой уходят корнями в глубокое прошлое, по крайней мере, на три тысячи лет назад iconМедицина Разделы Организмики к вопросу о корреляционной связи между этносом и группами крови
Научные данные указывают на то, что индивидуальные генетические изменения, связанные с генами групп крови, уходят своими корнями...
Индуизм одна из древнейших религий, истоки которой уходят корнями в глубокое прошлое, по крайней мере, на три тысячи лет назад iconСамостоятельная работа не тему: «История развития стандартизации»
Цифры появились, по крайней мере, у вавилонян около 4 тыс лет назад. Нотная запись также является, можно сказать, древним нормализованным...
Индуизм одна из древнейших религий, истоки которой уходят корнями в глубокое прошлое, по крайней мере, на три тысячи лет назад iconПреедложения в тексте с термином "Размер"
Таким образом, если мы произведем правильный расчет, то окажется, что необходимо, чтобы верховная власть государства, для которого...
Индуизм одна из древнейших религий, истоки которой уходят корнями в глубокое прошлое, по крайней мере, на три тысячи лет назад icon-
Все мировые религии произошли первоначально из единой Ведической веры, возраст которой более 20 тысяч лет, в то время как буддизму...
Индуизм одна из древнейших религий, истоки которой уходят корнями в глубокое прошлое, по крайней мере, на три тысячи лет назад icon      Украина и Россия: варианты интеграции
...
Индуизм одна из древнейших религий, истоки которой уходят корнями в глубокое прошлое, по крайней мере, на три тысячи лет назад iconКакие западноевропейские философы, исследователи освещали вопросы...
В теории права можно выделить по крайней мере три относительно автономных раздела
Индуизм одна из древнейших религий, истоки которой уходят корнями в глубокое прошлое, по крайней мере, на три тысячи лет назад iconГлобальная ядерная война на Земле 25 тысяч лет назад уже состоялась
Тысячи лет назад серия ядерных взрывов едва не погубила все человечество. Всего было взорвано более 100 ядерных бомб, каждая в 25...
Индуизм одна из древнейших религий, истоки которой уходят корнями в глубокое прошлое, по крайней мере, на три тысячи лет назад iconАбак, похожее на русские счеты, было создано около пяти тысяч лет...
Многие тысячи лет назад для счета использовались счетные палочки, камешки и т д. Одно из первых устройств — абак, похожее на русские...
Индуизм одна из древнейших религий, истоки которой уходят корнями в глубокое прошлое, по крайней мере, на три тысячи лет назад iconВведение Во «Введение…»
Вам войти в этот мир — такой, каким мы его видим, прикоснуться к необычной профессии, которую Вы, быть может, для себя избрали или,...
Индуизм одна из древнейших религий, истоки которой уходят корнями в глубокое прошлое, по крайней мере, на три тысячи лет назад iconЕсенина Первая «У меня было три тысячи женщин!»
«У меня было три тысячи женщин!» — похвастался как-то Сергей Есенин приятелю. На недоверчивое «Вятка, не бреши!» заулыбался: «Ну,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница